ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ THE ECONOMIC THEORY
УДК 330.05
ББК 65
К 43
Е.В. Королюк
Кандидат экономических наук, доцент Кубанского государственного университета,
г. Краснодар. Тел.: (918) 484 55 22.
Коренные проблемы формирования рынка земли
(Рецензирована)
Аннотация. Институционально-хозяйственные условия формирования рынка земли, существующие в пространстве современной России, определяют его приоритетное значение для развития национальной экономики и необходимость поиска корректных институциональных инструментов его дальнейшего развития.
Ключевые слова: институциональные условия; тенденции развития; функции; латифундия; согласование интересов субъектов.
E.V. Korolyuk
Сandidate of Economics, Assistant Professor, Kuban State University, Krasnodar. Ph.: (918)
484 55 22.
Fundamental issues of formation of land market
Abstract. Institutional-economical conditions of formation of land market, existing in contemporary Russia, define its priority for the evolution of the national economic system and necessity of search of correct institutional instruments for its further development.
Keywords: institutional conditions, trends of development, functions, latifundium, the coordination of interests of subjects.
Выход из затяжного трансформационного кризиса и восстановительный рост в национальной экономике России в начале текущего десятилетия, на первый взгляд, свидетельствовали о формировании в стране системы рыночных отношений. Но глобальный финансовый кризис показывает, что процесс становления новой рыночной экономики далеко не завершен, поскольку преобразования во многих сферах общественно-хозяйственной жизни продолжаются, а соответствующие рынки только формируются и далеки от устойчивости.
Налицо противоречие переоценки ценностей. С одной стороны, функционирование национальной экономики России в последние годы свидетельствует о формировании ряда функций и структурных элементов и постепенной кристаллизации системы рыночных отношений, способной к устойчивому воспроизводству своих элементов; с другой стороны, -процесс становления новой экономической системы в стране далеко не завершен, результаты преобразований в ряде сфер общественно-хозяйственной жизни оказались весьма непрочными, а многие рынки не вышли за пределы процесса своего становления.
Как известно, противоречия стали раритетной категорией в современных экономических исследованиях. Специфические условия рыночной трансформации
экономики России обусловили известный «нигилизм» в отношении целого ряда методологических подходов, концептов и инструментов исследования, активно применявшихся в условиях советского этапа развития экономической науки. Это относится, в первую очередь, к экономическим противоречиям.
Однако любая попытка редукции методологического и теоретического арсенала науки оборачивается искусственным сужением ее возможностей и снижением продуктивности. В данном отношении выявление и анализ объективных экономических противоречий формирования рынка земли обусловливает расширение пространства научного поиска и углубление результатов исследований в области экономической теории.
Указанная незавершенность трансформационных преобразований в полной мере относится к российскому рынку земли, который формируется значительно позднее тех рынков, которые в экономической системе развитых стран с рыночной экономики выросли, опираясь на рынок земли [1]. Такой алгоритм рыночных преобразований обусловил формирование многих специфических характеристик социально-экономического развития современной России, прежде всего, институциональных характеристик собственности, финансовой системы, инвестиционного процесса, способа организации хозяйственного пространства страны и др.
Земельный базис рыночной экономической системы России подводится под нее тогда, когда многие более сложные элементы и механизмы данной системы уже сложились и функционируют. Налицо институциональное противоречие процесса становления экономической системы современной России, определяющее многие ее специфические характеристики, а потому обладающее существенным эвристическим потенциалом.
Формирование рынка земли затрагивает коренные интересы россиян, поскольку речь идет о коммерческом обороте того фактора общественно-хозяйственного процесса, который классики политической экономии правомерно квалифицировали в качестве «матери богатства». Разумеется, закономерные рыночные преобразования невозможно повернуть вспять или отменить их результаты, однако переход к устойчивому инвестиционному развитию экономики России предполагает корректное хозяйственное формирование и институциональное обустройство рынка земли как сложной и разветвленной институционально-хозяйственной системы. Государство, крупные корпорации, малый бизнес и домохозяйства в равной мере нуждаются в том, чтобы эта система эффективно функционировала.
На протяжении последних лет в центре внимания экономической науки находился комплекс вопросов о формах собственности и способах рыночного оборота земли. При всей значимости данных аспектов научной проблемы формирования институционально-хозяйственной системы рынка земли нельзя не признать, что они далеко не исчерпывают указанную проблему. Институциональный анализ становления рынка земли позволяет раскрыть формы субъектных отношений и способы взаимодействия между основными участниками данного рынка, определить инструменты согласования экономических интересов индивидуальных и интегральных субъектов коммерческого оборота различных прав на землю, а также установить существенные характеристики институциональной среды, основные типы контрактов и институции складывающегося земельного рынка [2].
В основе любой институционально-хозяйственной системы - соединение, переплетение и интеграция объективно обусловленных хозяйственных процессов и исторически сложившихся устойчивых общественных институтов. Такое соединение детерминирует специфический способ развития данной системы. Опираясь на теоретические концепты, сформулированные в работах Ф. Броделя, можно выделить два основных типа институционально-хозяйственных систем [1]:
— «экономику пространства», в которой независимой переменной (аргументом функции институционально-хозяйственной системы) выступает пространство. Земля здесь -пространственная «природная кладовая», власть над которой определяет характер и
параметры общественного богатства; такая система инерционна и консервативна;
— «экономику времени», в которой независимой переменной (аргументом функции институционально-хозяйственной системы) выступает время. Земля здесь - товар и капитал. Такая система отношений динамична и предрасположена к экономии времени и переменам, а сконцентрированные в ней ресурсы времени и возможности его экономии детерминируют характер и параметры имеющегося общественного богатства.
Институционально-хозяйственная система России должна быть отнесена к типу «экономики пространства». Она стратегически ориентирована на освоение природных ресурсов, имеющихся в контролируемом масштабном пространстве. Естественными ограничениями в развитии такой институционально-хозяйственной системы выступают дефицит населения, характерный для большинства регионов страны; доминирующие экстремальные природные условия проживания людей; обусловленные масштабами пространства высокие издержки трансакций и социальных коммуникаций, снижающие эффективность экономического развития.
В процессе рыночных преобразований в экономике России складываются транзитивные (переходные) институционально-хозяйственные системы, воплощающие в себе относительно устойчивые результаты взаимодействия двух сторон: институтов, характерных для «экономики пространства»; качественно новых функций и структурных элементов рыночного типа, многие из которых находятся в затяжном процессе становления, зачастую отступая назад или разрушаясь.
Двойственная природа и специфические характеристики транзитивной институционально-хозяйственной системы, сложившейся в процессе трансформации земельных отношений, детерминируют проблематику процесса формирования российского рынка земли. Формирующийся рынок земли современной России может быть определен как транзитивная институционально-хозяйственная система, обладающая следующими конституирующими признаками:
— комбинацией институтов земельных отношений, сформировавшихся в условиях централизованной экономики, а также возникающих новых функций, институтов и структурных элементов рыночного характера;
— экономическими противоречиями, по своей природе относящимися к противоречиям переходного периода;
— неустойчивостью способа организации социально-экономических отношений между участниками рынка;
— регулярным выходом экономических интересов основных субъектов становящегося рынка земли из режима согласования.
Исследование экономических противоречий формирования российского рынка земли предполагает решение двух взаимосвязанных научных задач: установление «единства многообразия» данных противоречий, то есть их общей природы и характера; проведение классификации множества экономических противоречий формирования рынка земли с использованием разграничительного признака, адекватного цели исследования.
«Единство многообразия» экономических противоречий формирования российского рынка земли обусловлено их принадлежностью к противоречиям переходного периода и представлено следующими характеристиками:
— однородностью, гомогенным строением данных противоречий, означающим общность природы, внутреннюю совместимость составляющих противоречие противоположностей; применительно к противоречиям формирования рынка земли это означает, что они не могут быть образованы, например, взаимодействием какого-либо института и внешнего по отношению к этому институту фактора хозяйственного процесса. Действительное противоречие формирования рынка земли может быть представлено лишь сторонами отношений данного рынка, взаимодействующими внутренним образом, составляющими существенную целостность;
— ступенчатым характером разрешения исследуемых противоречий, наличием последовательного ряда промежуточных (частных) результатов, каждый из которых представляет собой временный, компромиссный итог на пути к окончательному завершению формирования данного рынка и созданию всех необходимых условий для его циклического развития (воспроизводства на основе последовательной смены фаз цикла);
— неустойчивостью частных результатов разрешения противоречий, возможностью возвращения взаимодействующих противоположностей на предшествующие достигнутому частному результату позиции (в экономической литературе указанное возвращение зачастую квалифицируют как «откат реформ») [2]. Указанное возвращение характерно для формирования многих рынков современной России, а также для всего трансформационного процесса на макро-уровне (смена вектора либеральных преобразований на вектор укрепления вертикали государственной власти).
Оценивая инструменты разрешения институциональных противоречий формирования рынка земли, необходимо исходить из того, что их эффективность обусловлена способностью обеспечить:
— синтез противоположных сторон указанных противоречий (институциональных параметров общественно-хозяйственной среды, форм контрактов, институций индивидуальных участников);
— утверждение качественно новых институтов рынка земли, функционирование которых позволяет оптимизировать совокупные трансакционные издержки участников данного рынка [3].
Выделим доминирующие институциональные противоречия процесса становления рынка земли:
— противоречие между потребностью в ускоренном обновлении норм институциональной среды формирующегося рынка земли и отсутствием системного потенциала обеспечения данной потребности;
— противоречие между необходимостью в ускоренном утверждении новых эффективных инновационных форм контрактных соглашений между участниками рынка земли и практическим отсутствием необходимых механизмов рационализации рыночного оборота, а также средств защиты совместных интересов профессиональных участников данного рынка;
— противоречие между развитием конкурентных начал и механизмов эффективного взаимодействия различных участников рынка земли и отсутствием элементарного механизма защиты собственности на землю, лежащего в основании всех форм взаимодействия участников рынка.
Соответственно, востребованы следующие инструменты разрешения институциональных противоречий становления российского рынка земли:
A. Федеральный фонд реформирования земельных отношений, поддержки рынка земли и преобразовательных инициатив, ориентированный на целевое финансирование процесса коррекции норм институциональной среды российского рынка земли на макроуровне.
Б. Региональная ассоциация участников рынка земли, обеспечивающая организационную консолидацию профессиональных участников данного рынка, продвижение инновационных форм контрактов.
B. Региональные биржи земли, призванные обеспечить прозрачность трансакций, публичный контроль над их финансовыми результатами и снижение уровня развития «теневых отношений» на рынке земли.
Г. Независимая экспертиза действующих законов и законодательных инициатив в области земельных отношений, которая обеспечит снижение бюрократической составляющей трансакционных издержек рынка земли.
Д. Форсайт земельных отношений, позволяющий соединить анализ и прогноз,
результаты развития данного рынка и его перспективы [4].
Е. Механизм защиты отношений собственности на землю, призванный адекватно защитить субъекты данных отношений от рейдеров, произвола чиновников и прочих угроз.
Указанные инструменты дополнительно актуализируются в условиях начинающейся модернизации российской экономики. Как известно, модернизация предполагает динамичное и радикальное разрешение накопившихся и длительное время не разрешавшихся противоречий, снятие барьеров на пути утверждения новых, востребованных форм отношений, согласование интересов участников рынков на основе более высоких требований к их конкурентоспособности.
Обустройство рынка земли на началах, обеспечивающих конкурентоспособность национальной экономики, востребовано как населением, так и субъектами российского бизнеса, которые в равной мере нуждаются в том, чтобы данная система эффективно функционировала и развивалась в расширяющемся пространстве хозяйственного взаимодействия.
Примечания:
1. Бродель Ф. Время мира. Материальная цивилизация, экономика и капитализм ХУ -ХУШ вв. М.: Прогресс, 1992. 196 с.
2. Олейник А. Конституция российского рынка // Институциональная экономика. М.: ИНФРА-М, 2005. С. 454.
3. Уильямсон О. Экономические институты капитализма. СПб.: Лениздат, 1996. 284 с.
4. Львов Д.С. Экономика развития. М.: Экзамен, 2002. 512 с.