Научная статья на тему 'Координация правоохранительной деятельности как научная категория'

Координация правоохранительной деятельности как научная категория Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
833
158
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КООРДИНАЦИЯ / ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / НАУЧНАЯ КАТЕГОРИЯ / УПРАВЛЕНИЕ / ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / COORDINATION / LAW ENFORCEMENT / SCIENTIFIC CATEGORY / MANAGEMENT / THE INTERNAL AFFAIRS BODIES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Иващук Александра Владимировна

В статье рассматривается координация в социальном управлении, обосновывается выделение одного из ее видов координации правоохранительной деятельности. Проанализированы мнения ученых и практиков относительно сущности координации, ее взаимосвязи с общими функциями управления. Приведены примеры взаимозависимости координации и других функций управления в органах внутренних дел. Предлагается сравнительный анализ терминов «координация» и «координирование». Определены параметры, согласно которым координацию правоохранительной деятельности следует относить к явлениям, входящим в понятие научной категории. Возросший интерес к этому понятию как представителей науки, так и практических работников объясняется целевым предназначением и возможностями координации правоохранительной деятельности способствовать повышению эффективности совместного труда правоохранителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Иващук Александра Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Coordination of law enforcement as a scientific category

The article discusses coordination in social management and justifies the selection of one of its species coordination of law enforcement activities. Analysis of the opinions of scholars and practitioners about the nature of the coordination, its relationship with the General management functions. Examples of interdependence, coordination and other management functions in the bodies of internal Affairs. Offers a comparative analysis of the terms «coordination» and «coordination». Parameters are defined, according to which the coordination of law enforcement activities should be attributed to phenomena within the concept of scientific categories. The increased interest in this concept, as scientists and practical workers, due to target the purpose and capabilities of law enforcement activities to enhance the effectiveness of joint efforts of law enforcement officers.

Текст научной работы на тему «Координация правоохранительной деятельности как научная категория»

ТРИБ0НЙ МОЛОДОГО VVEHOrO

УДК 351.74

Иващук Александра Владимировна IvashchukAlexandra Vladimirovna

адъюнкт

Академия управления МВД России (125171, Москва, ул. Зои и Александра Космодемьянских, В) post-graduate student

Academy of management of the Ministry of internal affairs оf Russia (В Z. and A. Kosmodemyanskikh st., Moscow, 125171)

E-mail: sanyamanya@mail.ru

Координация правоохранительной деятельности как научная категория Coordination of law enforcement as a scientific category

В статье рассматривается координация в социальном управлении, обосновывается выделение одного из ее видов — координации правоохранительной деятельности. Проанализированы мнения ученых и практиков относительно сущности координации, ее взаимосвязи с общими функциями управления. Приведены примеры взаимозависимости координации и других функций управления в органах внутренних дел. Предлагается сравнительный анализ терминов «координация» и «координирование». Определены параметры, согласно которым координацию правоохранительной деятельности следует относить к явлениям, входящим в понятие научной категории. Возросший интерес к этому понятию как представителей науки, так и практических работников объясняется целевым предназначением и возможностями координации правоохранительной деятельности способствовать повышению эффективности совместного труда правоохранителей.

Ключевые слова: координация, правоохранительная деятельность, научная категория, управление, органы внутренних дел.

The article discusses coordination in social management and justifies the selection of one of its species — coordination of law enforcement activities. Analysis of the opinions of scholars and practitioners about the nature of the coordination, its relationship with the General management functions. Examples of interdependence, coordination and other management functions in the bodies of internal Affairs. Offers a comparative analysis of the terms «coordination» and «coordination». Parameters are defined, according to which the coordination of law enforcement activities should be attributed to phenomena within the concept of scientific categories. The increased interest in this concept, as scientists and practical workers, due to target the purpose and capabilities of law enforcement activities to enhance the effectiveness of joint efforts of law enforcement officers.

Keywords: coordination, law enforcement, scientific category, management, the internal affairs bodies.

В рамках государственного управления координация означает согласование созданных им органов государственной власти в целях объединения усилий и возможностей различных органов, направления их действий на достижение наилучшего результата. Субъектами координации могут быть отдельные субъекты (Президент РФ) либо специально образованные органы (координационное совещание, Правительственная комиссия по профилактике и другие), а также органы, организации в процессе их функционирования (например, ФСБ России — по вопросам антитеррористической безопасности, МВД России — по обеспечению безопасности дорожного движения). В любом случае, вне зависимости от формы, смысловое предназначение координации — в поиске целесообразного соотношения действий.

Арсенал сферы управления правоохранительной деятельностью также располагает таким понятием, как координация. Ею принято считать одну из форм сотрудничества, направленную на выработ-

ку и практическую реализацию совместно согласованных, упорядоченных взаимных действий по наиболее насущным проблемам противодействия преступности, охраны общественного порядка и общественной безопасности.

К примеру, такой формат, как Всероссийское координационное совещание руководителей правоохранительных органов позволяет обсуждать названные проблемы в самом представительном собрании — с участием Президента России, его полномочных представителей в федеральных округах, представителей всех ветвей власти, прокуроров, руководителей субъектов РФ и других правоохранительных органов. Именно на одном из них, в 2006 году, Президент России отметил возросший уровень координации действий правоохранительных и специальных органов [1].

Министерство внутренних дел России, как федеральный орган исполнительной власти, его центральный аппарат и территориальные органы являются активными участниками координации

TPMsvHa молодого vviHoro

правоохранительном деятельности как во внешней, так и во внутренней сфере своей деятельности, выполняя в зависимости от возложенных задач роль субъекта и объекта координации.

Следует отметить, что в науке управления и выросшей на ее почве науке управления органами внутренних дел определение координации сложилось на основе различного его понимания. С начала XX века ученые и правоохранители старались дать объяснение сущности этого общественного феномена: А. Файоль, Г.Х. Попов, Б.В. Смирнов, В.Г. Абышов, А.К. Семенов, В.И. Набоков, А.А. Мак-суров и многие другие. Однако до настоящего времени мнения на этот счет неоднозначны вследствие природной разницы взглядов, практического опыта, представлений о мироустройстве и других параметров, в том числе ввиду отсутствия четких, научно разработанных критериев.

Некоторыми исследователями координация отнесена к числу общих функций управления [2, с. 70; 3, с. 104—105; 4, с. 49]. Обобщив их взгляды, можно прийти к выводу, что в основу такой мотивации заложены убеждения о роли координации как составной части процесса управления и ее независимости от объекта ввиду применимости в различных социально-экономических системах.

Полагаем эти позиции объективно обоснованными. Дополнительным аргументом в пользу определения координации правоохранительной деятельности как функции управления может стать обращение к цитате: «Отнесение к функциям управления того или иного вида деятельности основывается на использовании ряда критериев, ими являются: непосредственная направленность данной деятельности на решение задач управления; невозможность осуществления без нее управления; сложность ее содержания, предполагающая возможность выделения ряда частных для конкретной функции подвидов управленческой деятельности; относительная ее самостоятельность» [5, с. 14].

По нашему мнению, обозначенные критерии соотносимы с координацией правоохранительной деятельности, поскольку она:

— реализуется в социальной сфере и, несомненно, решает задачи управления;

— требует синтеза разрозненных частей и элементов системы правоохранительных органов, согласования их усилий по противодействию широкому кругу преступлений (терроризм, коррупция, торговля людьми, легализация преступных доходов и другое), что подтверждает невозможность обхождения без нее;

— является многоаспектной системой принципов, взаимоотношений, видов реализации;

— имеет относительную самостоятельность и одновременную взаимосвязь с другими функциями.

Так, обращаясь к управленческой деятельности во внутренней сфере одного из правоохранительных органов — МВД России, можно проследить взаимосвязь координации с функциями управления:

— значительное количество планов (затрагивающих вопросы оперативно-разыскного и процессуального блоков, профилактики правонарушений несовершеннолетних, безопасности дорожного движения и многих других) при выполнении функции планирования предопределяет необходимость координации деятельности подразделений системы МВД России, работающих в тесной взаимосвязи;

— следующая, как правило, за планированием функция организации предполагает выполнение руководителем подразделения органов внутренних дел выполнение роли координатора, в задачи которого входит обеспечение непрерывности управленческого процесса, осуществление координации разнообразных видов деятельности подразделений и сотрудников, определение их рабочих взаимоотношений;

— в ходе функции мотивации реализуется координация методов воздействия на поведение объектов управления также требуется для достижения правоохранительных целей;

— контрольная деятельность в МВД России и его территориальных органах обеспечивается специально образованными подразделениями центрального аппарата МВД России и его территориальных органов, выполнение этой функции также взаимосвязано с обеспечением координации, к примеру, в ходе проведения инспекторских проверок.

Также отметим, что к функциям государственного управления координация отнесена в современном словаре административного права [6, с. 303], социологическом словаре [7].

Далее следует отметить наличие иных взглядов на сущность координации. Так, Г.Х. Попов признает ее частью распорядительства или одной из целей управления [8, с. 39]; А.П. Коренев и А.В. Жаглин [9, с. 159; 10, с. 70] отнесли координацию к наиболее распространенным административно-организационным методам, В.Е. Караханов — к функции руководства в основных направлениях процесса организации [11, с. 40]. Е.Ф. Яськов полагает координацию подфункцией организационной функции управления [12, с. 96]. Разнообразие мнений объясняется использованием понятия «координация» во многих науках, интегрирующих различные научные знания, вырабатывающих общий понятийный аппарат.

Приведенные взгляды ученых подтверждают актуальность философских, правовых, социальных и других исследований относительно этого термина.

При этом предлагаем свой взгляд на взаимосвязь терминов «координирование», применявшегося А. Файолем [13, с. 5] в начале XX века, и «координация», широко употребляющийся в современной литературе. По нашему мнению, слова синонимичны и не противоречивы; термины можно соотнести как функцию (координация) и процесс ее реализации (координирование, если исходить из аналогии: планирование или конвоирование).

Для выводного значения об отнесении координации правоохранительной деятельности к научной

260

Юридическая наука и практика

ТРИБ0НЙ МОЛОДОГО VVÍHOrO

категории отметим, что свое развитие понятие «координация» получило в различных науках: философии, общей теории систем, кибернетике и других, положивших основу для развития науки управления. Философы рассматривают координацию как взаимосвязь, приведение в соответствие; в логике она представляет согласование, взаимное сопоставление равноценных предметов либо понятий; в физиологии обозначает гармоничное, совместное действие различных мышц при сложных движениях. Кроме этого, наукой определено: систему образуют два и большее количество взаимодействующих тел (явлений), исходя из чего следует: координация в социальном управлении представляет собой системное явление.

Немаловажное влияние на науку управления оказала синергетика, объясняющая совместный труд людей во всех областях жизни, составляющий основу общности. Так, в области объединения нескольких объектов в одну систему, в том числе взаимоотношений между собой правоохранительных органов, обнаруживается резерв повышения эффективности деятельности по противодействию преступности.

В ходе координации правоохранительной деятельности принимаются совместные решения и уполномоченными субъектами осуществляются действия, направленные на обеспечение безопасности, законности и правопорядка, противодействие преступности. Главная задача этой координации — достижение слаженности и согласованности работы всех элементов системы с помощью установления надлежащих коммуникаций между ними. Она предполагает иерархию, выработку целей и распределение задач для различных подразделений системы, согласование полномочий и ответственности в ее подсистемах, общих организационных процессов, задач, соотносимость между собой частных решений для конкретных проблем с общими системными решениями.

Практика подтверждает: координация правоохранительной деятельности — актуализированный вид государственной деятельности, относящийся к функциям управления, выполняемый на регулярной основе в связи с разделением направлений деятельности органов государственной власти, и правоохранительных органов в том числе. Системность координации правоохранительной деятельности, включение в нее связей между органами управления, их взаимного влияния друг на друга, несомненно, позволяют отнести ее к научной категории.

Примечания

1. Вступительное слово на Всероссийском координационном совещании руководителей правоохранительных органов. 11Р1_: http://archive.kremlin.rU/appears/2006/11/21

2. Абышов В.Г. Функции управления и особенности их реализации в механизме управления ОВД // Закон и право. 2008. № 12.

3. Семенов А.К., Набоков В.И. Основы менеджмента: учебник. 5-е изд., перераб. и доп. М., 2008.

4. Смирнов Б.В. Функции управления социалистическим производством. М., 1977.

5. Малков В.Д., Веселый В.З. Теория социального управления. М., 1987.

6. Словарь административного права / ред. И.Л. Бачи-ло. М., 1999.

7. Социологический словарь. URL: http://www. o nlinedics. ru/slovar/soc/k/koord inatsija.html

8. Попов Г.Х. Функции и структура органов управления, их совершенствование: монография / ред. Г.Х. Попов. М., 1973.

9. Буденко Н.И., Кисин В.Р., Колодкин Л.М. Основы управления в органах внутренних дел: учебное пособие / ред. А.П. Коренев. М., 1988.

10.ЖаглинА.В. Основы управления в органах внутренних дел: учебное пособие. Общая часть. Воронеж, 2001.

11. Караханов В.Е. Управление горрайорганами в системах МВД, УВД: лекция / под ред. С.И. Рязанова. М., 1977.

12. Яськов Е.Ф. Теория и практика социального управления: словарь-справочник / Яськов Е.Ф. М., 1997.

13. Файоль А. Общее и промышленное управление / пер. Б.В. Бабин-Корень. М., 1923.

Notes

1. Opening speech at the All-Russian coordination meeting of heads of law enforcement agencies. URL: http://ar-chive.kremlin.ru/appears/2006/11 /21

2. Abyshov V.G. Functions of management and feature of their realization in the mechanism of management of department of internal affairs // Law and right. 2008. № 12.

3. SemenovA.K., Nabokov V.I. Bases of management of the Basis of management: textbook. 5th prod., reslave. and additional. Moscow, 2008.

4. SmirnovB. V. Functions of management of socialist production. Moscow, 1977.

5. Malkov V.D., Vesely V.Z. Theory of social management. Мoscow, 1987.

6. Dictionary of administrative law / ed. of I.L. Bachilo. Moscow, 1999.

7. 11. Sociological dictionary. URL: http://www.onlinedics. ru/slovar/soc/k/koordinatsija.html

8. Popov G.H. Functions and structure of governing bodies, their improvement: monograph / ed. G.H. Popov. Mos-cow,1973.

9. Budenko N.I., Kisin V.R., Kolodkin L.M. Bases of management in law-enforcement bodies: studies. grant / ed. by A.P. Korenev. Moscow, 1988.

10. Zhaglin A.V. Bases of management in law-enforcement bodies: manual. General part. Voronezh, 2001.

11. Karakhanov V.E. Management of city law-enforcement bodies in systems of the Ministry of internal affairs, the department of internal affairs: lecture / under the editorship of S.I. Ryazanov. Moscow, 1977.

12. Yaskov E.F. Theory and practice of social control: the dictionary catalog. Moscow, 1997.

13. Fayol A. General and industrial department / translation B.V. Babin-Koren. Мoscow, 1923.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.