Научная статья на тему 'Кооперация как способ диверсификации сельскохозяйственного производства и снижения волатильности цен'

Кооперация как способ диверсификации сельскохозяйственного производства и снижения волатильности цен Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
148
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Кооперация как способ диверсификации сельскохозяйственного производства и снижения волатильности цен»

ные подразделения нового юридического лица, но лучше, когда этого не делается;

- обеспечивается приоритет экономических интересов сельскохозяйственных товаропроизводителей, что приведет к выравниванию доходов всех партнеров, развитию между ними нормальных экономических отношений.

Основная задача состоит в том, чтобы заработал рыночный механизм интегрированной экономики, произошло объединение технологических и экономических интересов от первого звена до организации движения продовольственных потоков, преимущественно конечной продукции, до реализации.

Основным направлением развития экономики территории должно стать создание замкнутого цикла: производство сельхозсырья - его глубокая переработка - сбыт, что обеспечит рост прибыльности производимой сельхозпродукции, обеспечит товарооборот внутри района и повысит доходность бюджета.

Опыт взаимодействия предприятий различных отраслей АПК территорий России свидетельствует о том, что общераспространенными его формами могут быть:

- контракты, заключаемые между сельхозтоваропроизводителями и переработчиками, - от краткосрочных и долгосрочных, регулирующих такие моменты, как количество, качество и цена, до создания общих управленческих корпораций и дочерних компаний;

- агропромышленные объединения, кото-

рые формируются в тех случаях, когда сельхозпредприятия, предприятия перерабатывающей промышленности и розничной торговли регистрируются

вместе как единое юридическое лицо, но каждое из них юридически остается независимым;

- холдинговые компании; они создаются, когда отдельные юридические лица объединяются в новую юридическую структуру, но, в отличие от агропромышленных объединений, не остаются юридически независимыми (например, «Восток» в Новосибирской области);

- продажа акций сельхозтоваропроизводителям; в дополнение к рекомендованной государством передаче акций перерабатывающих предприятий сельхозтоваропроизводителям бывают случаи, когда переработчики сами решают передать свои акции поставщикам сырья в целях большей надежности поставок; например, в Алтайском крае сахар-

ные заводы передали от 20 до 35% своих акций производителям сахарной свеклы;

- межхозяйственные связи на территории района; они могут представлять собой совокупность локальных кооперативов, созданных в различных сферах экономики или по оказанию различных видов услуг, когда один и тот же сельхозтоваропроизводитель в зависимости от потребностей своего производства может состоять в нескольких кооперативах.

Зарубежный, да и отечественный опыт создания крупных хозяйственных объединений показывает, что вложения в развитие материально-технической базы сельхозпроизводства сегодня возможны прежде всего за их счет, но развитие села как социально-экономической среды возможно только на основе решения основного принципиального вопроса: ликвидации внутриотраслевого диспаритета. А для этого нужно предоставить сельхозтоваропроизводителям право на участие в уставных капиталах вновь формирующихся посреднических структур и распределении прибыли от реализации конечной продукции, иначе они, так же, как существующие ныне посреднические организации, будут работать на собственные интересы, а значит, не будут решать проблем ни отрасли, ни потребителя, т. е. останутся, что называется, «балластом».

Общим направлением совершенствования экономических отношений в АПК в условиях рынка является переход от распределительного принципа к эквивалентному обмену через широкую систему хоздоговорных связей.

Во взаимоотношениях должны четко соблюдаться как интересы, так и ответственность поставщика (производителя) и потребителя, должен работать организационный механизм, предусматривающий санкции и возмещение потерь. Обязательность принципа полного возмещения потерпевшей стороне понесенного ею ущерба является важнейшим элементом.

Являясь наряду с перерабатывающими (обслуживающими) предприятиями учредителями или членами кооператива, сельхозтоваропроизводители получают право перерабатывать свою продукцию (получать услуги) на условиях, устанавливаемых ими самими, и возможность избежать дополнительного налогообложения. В то же время, будучи самостоятельными юридическими лицами, они сами распоряжаются полученными доходами исходя из имеющихся производственных возможностей.

КООПЕРАЦИЯ КАК СПОСОБ ДИВЕРСИФИКАЦИИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА И СНИЖЕНИЯ ВОЛАТИЛЬНОСТИ ЦЕН

А.А. Купавых, асп. Московского государственного университета им. М.В.Ломоносова

Переход от административно-командной к рыночной экономике обусловил необходимость трансформации не только отношений собственности, но и всего механизма хозяйствования. Субъекты экономики стали в большинстве своем самостоятельными участниками рынка, которые на свой страх и риск осуществляют экономическую деятельность с целью извлечения прибыли. Особенно ярко основные постулаты и принципы рыночного механизма проявляются в сельском хозяйстве в силу его специфических особенностей.

Для обеспечения эффективного и конкурентоспособного ведения сельского хозяйства товаропроизводители должны учитывать, прежде всего, три группы факторов:

- ценовые пропорции;

- ехнологический уровень производства;

- элементы природы.

Экономические преобразования привели к тому, что отечественные сельскохозяйственные товаропроизводители столкнулись с новой, не характерной для командной экономики снабженческо-

сбытовой проблемой, которая получила свое выражение в виде диспаритета цен. В условиях централизованного планирования основным каналом реализации сельскохозяйственной продукции являлась продажа ее государству по заранее установленным ценам. В новой экономической системе сельскохозяйственные товаропроизводители получили возможность самостоятельно выбирать покупателей своей продукции, которые ввиду своего монопольного положения занижают закупочные цены. Одновременно сталкиваясь с высокой конкуренцией на рынке своей продукции, товаропроизводители вынуждены приобретать используемые им ресурсы также в монополизированных отраслях, которые завышают цены на свою продукцию и услуги. Большинство руководителей сельскохозяйственных

1997 —I—1999 —А—2001 —X—2003

Рис. 1. Зависимость рентабельности производства от изменения площади зерновых

Но учитывая, что основными факторами производства в сельском хозяйстве являются элементы природы, применение интенсивных технологий в силу природных особенностей в той или иной местности оказывается невозможным. В этих условиях специализация в производстве сельскохозяйственной продукции должна и будет смещаться в сторону возделывания высокоурожайных культур (овощеводство, садоводство), которые, как правило, являются трудоемкими и выращиваются в ЛПХ и К(Ф)Х.

В процессе экономических преобразований за период 1990-2003 гг. объем выпуска продукции сельского хозяйства сократился на 30,6%. Инвестиции в основной капитал сократились в 29 раз. Сложившееся не в пользу сельского хозяйства соотношение цен сделало практически невозможным осуществление воспроизводства основных средств в сельском хозяйстве. Обеспеченность сельскохозяйственных предприятий основными средствами существенно сократилась. Износ основных средств составляет более 50%. Коэффициент выбытия основных средств опережает коэффициент ввода. В 1990 г. на 1 тыс. га пашни приходилось 10,6 тракторов, 6,6 зерноуборочных комбайнов, 12,4 кукурузоуборочных комбайнов, 16,5 свеклоуборочных машин. В 2003 г. - соответственно 6,3, 4,7, 6,9, 11,7. Энергетические мощности в сельскохозяйственных предприятиях в 1990 г. на 100 га посевной площади составляли 364 л.с., в 2003 г. -303 л.с. Таким образом, в большинстве сельскохозяйственных организаций не происходит не только расширенного, но и простого воспроизводства.

Результатом обнищания материально-технической базы сельскохозяйственных организаций стало сокращение площади сельскохозяйственных угодий с 209 млн га до 150 млн га и сокращение доли организа-

предприятий оказались не готовыми к ведению хозяйства в сложившихся жестких ценовых условиях. В результате этого возросла доля убыточных сельскохозяйственных предприятий. Единственным внутренним резервом в борьбе с диспаритетом цен являются увеличение и поддержание на достаточно высоком для данного соотношения цен уровне производительности труда. Реализовать данное мероприятие возможно только на основе использования ресурсосберегающих технологий с применением высокопроизводительной техники, т.е. экономия от масштаба производства позволит рентабельно осуществлять производственно-хозяйственную деятельность не прибегая к бюджетной поддержке (рис. 1-2).

Рис. 2. Изменение рентабельности производства в зависимости от поголовья КРС

ций в общем объеме производства сельскохозяйственной продукции с 73,7% в 1990 г. до 39,7% в 2003 г. Основными производителями становятся хозяйства населения. Производство в них ведется в мелких размерах, с использованием ручного, преимущественно семейного, труда, с малым применением технических средств и предметов труда промышленного изготовления. Низкотоварное производство хозяйств населения не сможет обеспечить должного развития конкурентоспособного сельского хозяйства в будущем. Государственная политика должна быть направлена на комплексное развитие всех форм и размеров предпринимательской деятельности в сельском хозяйстве.

Сложившаяся кризисная ситуация в сельском хозяйстве способствует развитию кооперации. Становление и развитие кооперативного движения в настоящее время являются жизненно важной необходимостью для отечественного аграрного сектора экономики.

Согласно Федеральному закону «О сельскохозяйственной кооперации» от 8 декабря 1995 г. №193-ФЗ, сельскохозяйственный кооператив - это организация, созданная сельскохозяйственными товаропроизводителями на основе добровольного членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности, основанной на объединении их имущественных паевых взносов в целях удовлетворения материальных и иных потребностей членов кооператива. Сельскохозяйственный кооператив может быть создан в форме производственного или потребительского кооператива.

В настоящее время необходимо комплексное развитие всех типов кооперации. Образование кооперативов должно начаться на базе сельскохозяйственных предприятий, поскольку в силу узкой специализации имеющаяся сегодня инфраструктура

недоиспользуется, а создание новой требует существенных капитальных вложений. В результате такого сотрудничества возможно создать объединение, которое совместно с аналогичными союзами других поселений может обеспечить себе стабильность в получении доходов в результате диверсификации деятельности с позиции созданного кооператива. Благодаря образованию можно решить снабженческо-сбытовую проблему, снизить воздействие диспаритета цен. Сельскохозяйственные товаропроизводители могут получить ряд преимуществ, которых они не могут достичь самостоятельно.

Во-первых, в результате кооперирования товаропроизводители получают возможность снизить свои производственные затраты, главным образом, за счет снижения трансакционных и постоянных издержек. Потребительский кооператив может осуществлять поставки материально-технических средств (ГСМ, запасные части, удобрения, семена и т.д.). В результате цена единицы продукции, купленной через кооператив, окажется ниже, чем при индивидуальных закупках. Большинство мелких и средних товаропроизводителей располагает собственными средствами производства. Однако они не могут приобрести другие виды техники, поскольку обрабатываемая им площадь не обеспечит рентабельного производства. Такая техника может быть

приобретена совместно с другими производителями, что позволит вести эффективное хозяйство. Потребительский кооператив может оказывать механизированные услуги, как-то: обработка земли, уборка урожая и т.д. Кроме того, в рамках кооператива его члены могут обеспечить совместное хранение и переработку своей продукции, что также позволит им сэкономить денежные средства на индивидуальное строительство складского помещения и закупку перерабатывающего оборудования. В результате более полного использования основных средств производители экономят на амортизации, что приводит к снижению себестоимости продукции.

Во-вторых, являясь членами кооператива, производители могут отстаивать свои интересы при реализации продукции. Кооператив позволяет собрать значительные объемы продукции и реализовать большие партии по более высокой цене без участия посредников.

Кроме того, объединение всех производителей в пределах одного или нескольких близлежащих поселений позволяет наряду с вышеуказанными проблемами решить вопросы финансового обеспечения. Узкая специализация на производстве той или иной продукции (зерно, подсолнечник, молоко и т.д.) приводит к высокой зависимости от колебаний цен конкретного производителя (рис. 3-4).

] Рентабельность продукции

%

- Зерно ■ Подсолнечник— Сах.Свекла—*— Картофель Ж Овощ

Рис. 3. Зависимость рентабельности зерна от изменения цены реализации

Объединяясь в кооперативы, производители продолжают специализироваться на производстве своей продукции, но в рамках их объединения происходят диверсификация хозяйственной деятельности и снижение волатильности цен, а следовательно, ценового риска.

Таким образом, благодаря совместной деятельности в рамках кооператива производители получают доступ к эффективным факторам производ-

Рис. 4. Динамика рентабельности продукции без учета субсидий из бюджета

ства и более полному и комплексному их использованию; с другой стороны, они улучшают свое положение на рынке, усиливают свою рыночную власть, что дает возможность требовать приемлемую цену за произведенную продукцию. В результате кооперирования производители получают конкурентные преимущества, характерные для крупного бизнеса и, как следствие - повышение стабильности доходности своей деятельности.

О ВЕДУЩЕЙ РОЛИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ КООПЕРАТИВОВ В СОВРЕМЕННОЙ АГРАРНОЙ СТРУКТУРЕ

С.И. Афанасьева, асп., А.Х. Александров, к.э.н., доц. Российского государственного аграрного университета - МСХА им. К.А. Тимирязева

Анализ литературных источников позволяет выделить наиболее характерные типы взаимодействия сельскохозяйственных товаропроизводителей с предприятиями перерабатывающей промышленности.

Первый тип взаимоотношений является классическим. Это отношения между контрагентами по-

средством хозяйственных договоров. Такой тип характерен как для централизованно управляемой экономики, так и для рыночной. Действенность его в дореформенный период была обусловлена механизмами партийно-государственного регулирования, паритетными отношениями. В условиях же рынка,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.