Научная статья на тему 'Конъюнктура образовательных услуг дополнительного профессионального образования преподавателей вузов'

Конъюнктура образовательных услуг дополнительного профессионального образования преподавателей вузов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
170
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / HIGHER EDUCATION / EDUCATIONAL SERVICES / PROFESSIONAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Николаева И. Б.

Выявлено влияние развития высшего образования в России на конъюнктуру образовательных услуг дополнительного профессионального образования преподавателей вузов. Обоснована роль Рособразования, которое является государственным заказчиком образовательных услуг дополнительного профессионального образования преподавателей вузов, в осуществлении прогнозирования развития рынка этих услуг с учетом общих тенденций в экономике, научно-техническом прогрессе и требований к общеобразовательной, культурно-технической и профессиональной подготовке преподавателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Николаева И. Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SITUATION AND TRENDS IN THE SPHERE OF EDUCATIONAL SERVICES OF ADDITIONAL VOCATIONAL TRAINING OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION TEACHERS

The influence of higher education development in Russia on the situation and trends in the sphere of educational services of additional vocational training of higher educational institution teachers is revealed. The role of Posobrazovanie, which is the state customer of educational services of additional vocational training of higher educational institution teachers, in forecasting these services market development taking into account the general economic trends, technological progress and requirement to general, cultural, technical and professional training of teachers is substantiated.

Текст научной работы на тему «Конъюнктура образовательных услуг дополнительного профессионального образования преподавателей вузов»

УДК 378.12

КОНЪЮНКТУРА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВУЗОВ

В образовании на функцию спроса на образовательные услуги влияет совокупность факторов, основными из которых являются такие, как сто -имость образовательных услуг, увеличение или уменьшение доходов по -требителей, имидж, форма собственности, аккредитационный статус образовательного учреждения, изменение вкусов и предпочтений потребителей и т.д.

В силу специфики образовательных услуг дополнительного профессионального образования преподавателей вузов, потребителями которых является члены профессорско-преподавательского состава, спрос на эти услуги складывается под влиянием развития высшего образования Рос -сии [7].

В последнее десятилетие XX в. в России в абсолютных величинах резко повысилось количество студентов на экономических, юридических и других гуманитарных факультетах. И если, например, в 1990 г выпуск оч -ных отделений экономистов в стране составил только 9,5 тыс., а юристов -1,1 тыс. человек, то в 2001 г. он уже составил соответственно 21,0 тыс. человек и 4,0 тыс. человек, а в 2002 г. еще больше возрос. Всего же по всем формам обучения получили специальности экономистов 89,6 тыс. человек, а юристов - 27,1 тыс. человек, что в совокупности составило 15,5% от общего количества выпускников государственных вузов России, и еще около 25 тыс. человек выпустили негосударственные вузы. Так что общий выпуск экономистов, менеджеров, юристов в 2001 г не превышал 142 тыс. человек, или около 16% всех выпускников страны [6].

Анализ поступлений юношей и девушек на экономические факультеты в 1980 - 2002 гг. свидетельствовал о непрерывном росте общей численности студентов. Спрос на экономические специальности продолжал расти, однако темпы роста, имевшие место во второй половине 1990-х гг., умень -шились. Центр социального прогнозирования под руководством Ф.Э. Шереги в 2002 г провел вторичный анализ опубликованных сведений, а также ряд специальных исследований о конъюнктуре спроса на гуманитарные специальности.

Высказанные экспертами оценки свидетельствовали о том, что между общественной значимостью специальностей гуманитарного профиля, их престижностью в общественном мнении студентов (абитуриентов) и спросом на эти специальности со стороны предприятий и учреждений имеется много общего, однако есть и различия. Так, общественно наиболее значимыми эксперты назвали три специальности: экономику право и менеджмент. Эта оценка полностью соответствовала запросам трансформирующейся и возрождающейся экономики России, становящемуся правовому государству Следовательно в эти годы наметилось существенное сближение спроса на профессии интеллектуального труда со стороны предприятий (учреждений) и интереса к этим профессиям со стороны молодежи.

Однако доля студентов в российских вузах, специализирующихся в области гуманитарных наук, в анализируемый период ниже среднего показателя экономически развитых стран в 2,5 - 3 раза, а по праву и социальным наукам - в 1,5 раза. Если сравнить по этим показателям Россию и США, то отставание будет соответственно в 2,8 и 1,7 раза [6]. Правомер -но предположить, что с развитием новых технологий и усилением социальной направленности экономики доля специализирующихся в области гуманитарных, социальных наук, экономики и права будет увеличиваться.

В настоящее время наибольший объем выпуска студентов в общем составе студентов российских государственных вузов приходится на укрупненную учебную специальности 08000 «Экономика и управление». В

И.Б. Николаева,

кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента, коммерции и права, Саратовский государственный технический университет

ВЕСТНИК. 2009. № 1(25)

2005 г по ней в государственных вузах было выпущено 305 947 студентов из общего количества выпуска 978 384 студента, что составляет 31,3%. Следующая по количеству выпускников группа - 030000 «Гуманитарные науки», где было выпущено 153 769 студентов, что составляет 15,7%. Наибольшая доля в этой группе приходится на специальность 030501 «Юриспруденция» -50,3% выпуска. Третье место по количеству выпускников занимает группа 050000 «Образование и педагогика» с выпуском 135 082 студента, что составляет 13,8% от общего выпуска. В совокупности эти три группы в 2005 г. обеспечили 60,8% выпускников системы высшего профессионального образования [1].

Отмеченные тенденции привели к тому что на рынке образовательных услуг дополнительного профессионального образования преподавателей вузов сложилась благоприятная конъюнктура по экономическим и гуманитарно-социальным направлениям повышения квалификации преподавателей.

Исследования, проведенные при анализе приема на ФПК вузов за 1996 - 2000 г, показывают динамику изменения предметной структуры [2]. Из табл. 1 видно, что общее количество слушателей плавно росло при уменьшении числа специальностей. Наибольшим спросом продолжали пользоваться информационные технологии и системы. В высших образовательных учреждениях резко вырос интерес к педагогическим специальностям, поскольку они являются базовой составляющей в деятельности преподавателей высших образовательных учреждениях. Следует отметить тенденцию позитивного роста востребованнности естественноматематических, технических и технологических специальностей, а также языковой подготовки.

ных услуг дополнительного профессионального образования преподавателей вузов оказывает Рособразование, осуществляющее бюджетное финансирование по двум основным направлениям:

- в рамках контрольных цифр приема слушателей системы дополнительного профессионального образования преподавателей;

- за счет средств федерального бюджета для целевого повышения квалификации преподавателей.

Рособразование формирует спрос вузов на направ -ления повышения квалификации преподавателей в соответствии с современными потребностями образовательной отрасли. Особое внимание при этом обращено на учет структурных изменений в экономике и факторов конкурентоспособности вузов на рынке труда, на социально-экономические проблемы образования, в частности на проблемы качества образовательных услуг и на реализацию каждым преподавателем общих для всех специальностей инновационных принципов педагогического процесса [3]. Так, в 2007 г. среди направлений, реализуемых вузами в рамках приказа № 748 от 26.04.07 «О контрольных цифрах приема слушателей системы повышения квалификации научно-педагогических работников подведомственных Рособразованию учреждений высшего и дополнительного профессионального образования, обучающихся за счет средств федерального бюджета, в 2007 году», отсутствуют частные, направленные на какие-то специфические вопросы. Объединение предложенных направлений в укрупненные группы позволило провести анализ предметной структуры образовательных услуг дополнительного профессионального образования преподавателей вузов (табл. 2)

Т а б л и ц а 1

Планы приема слушателей в подразделения системы повышения квалификации

Наименование направлений или специальностей (по группам), по которым осуществляется повышение квалификации План приема 1996 г., человек Количество специальностей в группе План приема 1999 г., человек Количество специальностей в группе План приема 2000 г., человек Количество спе циально-стей в группе

1. Информатика, информационные технологии, информацион -ные системы и вычислительная техн ика 1 916 35 2 051 34 2 832 35

2. Педагогические специальности 1 078 16 2 000 27 2 394 27

3. Естественно-математические специальности 1 411 27 1 847 26 1 695 28

4. Технические специальности 972 72 857 48 1 376 45

5. Экономика и управление 1 067 38 1 701 32 1 352 23

6. Гуманитарно-социальные специальности 3 083 24 1 775 25 1 145 21

7. Лингвистика 907 14 977 19 1 087 19

8. Технологические специальности 372 36 414 29 384 27

9. Строительство и архитектура 301 11 215 7 185 5

10. Природопользование 157 9 194 6 116 7

Всего 1 1264 282 1 1931 253 12 566 237

Обращает на себя внимание значительное уменьшение спроса на гуманитарно-социальные специальности (наибольшие котировки - у юриспруденции и психологии , резкое снижение - на историю, культурологию, политологию, социологию и философию).

В условиях модернизации российского образования все большее влияние на конъюнктуру образователь-

Как видно из табл. 2, традиционно наибольшим спросом в вузах пользуются программы по современным педагогическим и информационным технологиям . План приема на эти направления составил около 30% и 21% соответственно от общего количества преподавателей, определенного в приказе (33 574 человека). Следует отметить позитивный рост востребо-

ванности программ по управлению качеством образования (15% от общего количества преподавателей), по инновационной деятельности (7% от общего количества преподавателей).

Т а б л и ц а 2 План приема слушателей системы повышения квалификации научно-педагогических работников подведомственных Рособразованию учреждений высшего и дополнительного профессионального образования в 2007 г.

Наименование направлений (по группам) План приема 2007 г., человек В процентах к итогу

1.Современные педагогические технологии 10 069 30

2. Управление качеством образования 5 016 15

3. Информационно-коммуникацион -ные технологии 7 152 21

4. Инновационная деятельность 2 332 7

5. Гуманитарные проблемы современности 1 357 4

6. Экология и природопользование 2 537 8

7. Русский язык 191 1

8. Экономика образования и правоведение 3 122 9

9. Проблемы регионов 259 1

10. Иностранный язык 717 2

11. Предметная подготовка 822 2

Всего 33 574 100

Отмеченные тенденции наблюдаются и при анализе предметной структуры предложенных Рособразованием направлений повышения квалификации в рамках целевого повышения квалификации преподавателей. В 2007 г. среди предложенных направлений (со -временные педагогические технологии, управление качеством образования, информационно-коммуникационные технологии, инновационная деятельность, гуманитарные проблемы современности, экология и природопользование, русский язык, современная биоло -гия, экономика образования и правоведение, сфера услуг) наибольший объем выпуска преподавателей вузов приходился на современные педагогические технологии.

По этому направлению было обучено 1 124 человека, что составляет 22% от общего выпуска (5 209 человек). Следующее по количеству преподавателей направление - управление качеством образования с выпуском 1 035 человек, что составило 20% от общего выпуска. Третье место по количеству преподавателей занимает направление информационно-коммуникационные технологии с выпуском 943 человека, что составляет 18% [5].

Однако распределение слушателей по десяти выбранным приоритетным направлениям повышения квалификации в 2007 г. в пределах от 2% до 22% свидетельствует о неправильном распределении приоритетов в выборе направлений подготовки. Для устранения этого противоречия Рособразование начиная с 2008 г. организует на конкурсной основе отбор в число базовых тех вузов, которые не только обладают самыми интересными научно-педагогическими школами, но и предлагают образовательные программы: соответству-

ющие приоритетным направлениям науки и техники; предназначенные для диссеминации опыта вуза в решении региональных проблем; по приоритетным проблемам образовательной отрасли [3].

Таким образом, Рособразование берет на себя планирующую, координирующую роль и осуществляет функции контроля над образовательными услугами дополнительного профессионального образования преподавателей вузов:

- Рособразование является заказчиком на образовательные услуги, выделяя бюджетные ассигнования в соответствии с контрольными цифрами приема слушателей системы повышения квалификации научно-педагогических работников, подведомственных ему учреждений высшего и дополнительного профессионального образования и целевого повышения квалификации;

- Рособразование осуществляет прогнозирование развития рынка образовательных услуг дополнительного профессионального образования преподавателей вузов, его масштабов и структуры с учетом общих тенденций в экономике, научно-техническом прогрессе, структуре общественного производства, требований к общеобразовательной, культурно-технической и профессиональной подготовке преподавателей вузов, динамики валового внутреннего продукта и целого ряда других факторов, определяющих среднесрочные и долгосрочные перспективы социально-экономического развития;

- Рособразование осуществляет контроль за качеством предоставляемых образовательных услуг дополнительного профессионального образования преподавателей вузов путем разработки критериев отбора вузов на оказание этих услуг и методов оценки их эффективности [4].

1. Васильев В.Н. Рынок труда и рынок образовательных услуг в субъектах Российской Федерации. М.: Техносфера, 2007.

2. Матушанский Г.У. Система повышения квалификации преподавателей высшей школы // Высшее образование в России. 2001. №2. С. 116 - 118.

3. Мосичева И.А. Высшая школа и дополнительное профессиональное образование: проблемы и решения. Ставрополь : СГУ, 2007.

4. Отбор образовательных учреждений для выполнения государственного заказа на образовательные услуги по дополнительному профессиональному образования преподавателей // Вестник Саратовского государственного технического университета. 2007. № 3. (27). Вып. 1. С. 97 - 104.

5. Отчет по выполнению работ по приказу от 23.11.2005 года № 1390 «О повышении квалификации в 2007 году профессорско-преподавательского состава государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования, находящихся в ведении Федерального агентства по образованию». М., 2008.

6. Планский С.И. Количественные и качественные параметры высшего образования России. М.: Национальный институт бизнеса, 2004.

7. Роль государственного заказа в достижении эффективного развития рынка образовательных услуг // Вестник Саратовского государственного технического университета. 2008. № 1 (30). Вып. 1. С. 140 - 148.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.