Научная статья на тему 'Конверсионные технологии ресурсосберегающего восстановления и ремонта деталей нефтегазового оборудования'

Конверсионные технологии ресурсосберегающего восстановления и ремонта деталей нефтегазового оборудования Текст научной статьи по специальности «Технологии материалов»

CC BY
314
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по технологиям материалов, автор научной работы — Вивденко Юрий Николаевич, Жильцов Валерий Васильевич, Котляров Александр Яковлевич, Супрунов Геннадий Иванович

С учетом износа основных фондов топливо энергетического комплекса России одним из решений по поддержанию оборудования ТЭК в рабочем состоянии является применение конверсионных технологий для ресурсосберегающего восстановления и ремонта деталей нефтегазового оборудования. Показаны структура, возможности и результаты применения данных технологий. Представлены примеры восстановления деталей нефтегазового оборудования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по технологиям материалов , автор научной работы — Вивденко Юрий Николаевич, Жильцов Валерий Васильевич, Котляров Александр Яковлевич, Супрунов Геннадий Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONVERSION TECHNOLOGIES OF RESOURCES SAVING RESTORATION AND REPAIR OF PARTS OF OIL AND GAS EQUIPMENT

Taking into account wear and tear of main stocks of russian fuel and energy complex one of the solutions concerning maintenance of equipment's of fuel and energy complex is application of construction technologies for resources saving restoration and repair of parts of oil and gas equipment. It is shown the structure, possibilities and results of application of these technologies. The examples of ports restoration of oil and gas equipment are given in the article.

Текст научной работы на тему «Конверсионные технологии ресурсосберегающего восстановления и ремонта деталей нефтегазового оборудования»

УДК 621.004.18

КОНВЕРСИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ РЕСУРСОСБЕРЕГАЮЩЕГО ВОССТАНОВЛЕНИЯ И РЕМОНТА ДЕТАЛЕЙ НЕФТЕГАЗОВОГО ОБОРУДОВАНИЯ

Ю.Н. Вивденко, В.В. Жильцов, А.Я. Котляров, Г.И. Супрунов

С учетом износа основных фондов топливо энергетического комплекса России одним из решений по поддержанию оборудования ТЭК в рабочем состоянии является применение конверсионных технологий для ресурсосберегающего восстановления и ремонта деталей нефтегазового оборудования. Показаны структура, возможности и результаты применения данных технологий. Представлены примеры восстановления деталей нефтегазового оборудования.

По оценке Минтопэнерго [1], в результате сокращения инвестиций ввод в действие производственных мощностей во всех отраслях ТЭК снизился в 2-4,5 раза. Износ основных фондов достиг уфожающих размеров: в нефтегазовой и угледобывающей промышленности более 50%; в электроэнергетике 40% оборудования электростанций выработало свой ресурс; примерно 45% протяженности нефтепроводов и 25% газопроводов эксплуатируется более 20 лет. С учетом сложившейся в России неблагоприятной экономической обстановки возникает уместный вопрос: что необходимо делать на ближайшую перспективу? Да, какое-то оборудование после десятилетий эксплуатации неизбежно приходится заменять как по техническому состоянию, так и по причине морального старения, несоответствия современным требованиям безопасности, экологии и прочим причинам. Вместе с тем не вызывает сомнений, что значительная часть оборудования может обрести вторую жизнь после ремонтно-восстановитепьных работ и реконструкции, организованных с использованием современных материалов и технологий, прежде всего конверсионных [2].

Технологии восстановления и ремонта деталей нефтегазового оборудования с использованием комплектных наборов специализированных станков, инструмента, оснастки для реализации адаптированных высоких технологий оборонного комплекса становятся все более привлекательными на рынке нефтегазового оборудования. Они занимают особое место в решении проблем материало- и ресурсосбережения. Их применение позволяет производить многократное восстановление и ремонт изношенных деталей с одновременным повышением их износостойкости, долговечности, работоспособности и других потребительских свойств по требованиям эксплуатации на нефтегазодобывающих предприятиях. Использование указанных технологий уже в настоящее время позволяет гарантировать полное восстановление, включая усталостную долговечность и ресурс, таких деталей нефтегазового оборудования, как втулки, поршни, направляющие и накладки, лопатки и крыльчатки винтов, опор, корпусов, клиновые, шаровые, шиберные затворы, корпуса, винты и уплотнения для запорной арматуры; серийное и одиночное воспроизводство деталей для импортного оборудования с подбором отечественных аналогов конструкционных материалов [3], в т.ч. пластмасс, резин, разного рода покрытий и т.д.. по всему циклу восстановления деталей и узлов. Многолетний опыт разработки и освоения технологий восстановления деталей авиационной, транспортной техники, оборудования для энергетики и нефтегазодобычи показывает, что при оптимизации условий восстановления удается снизить себестоимость восстановленной детали по сравнению с вновь изготовленной не менее чем в 2 раза. Восстановление деталей как направление нефтегазового машиностроения имеет следующие достоинства:

размеры наносимого восстановительного слоя можно регулировать от нескольких до сотых долей мм;

размерную обработку детали до и после нанесения восстановительного слоя выполняют, как правило, на обычном металлообрабатывающем оборудовании;

широкая возможность управления физико-механическими свойствами нанесенного восстановительного слоя путем регулирования состава наносимого материала, его последующего легирования, модифицирующей обработки, упрочнения методами оплавления, пластического деформирования и другими методами технологического воздействия;

возможность сочетания необходимых эксплуатационных разных свойств частей детали, например, несущая основа с заданными требованиями прочности и поверхностный слой с необходимыми триботехническими, антикоррозионными, прочностными, твердыми и другие функционально обусловленные сочетания;

условия не восстанавливать первоначальные свойства материала изготовленной 3-5 лет назад детали, не отвечающие современным возросшим требованиям эксплуатации, а формировать поверхностный слой с улучшенными характеристиками.

Научно-техническая концепция технологии и организации ремонта с применением конверсионных разработок включает базовый вариант, содержащий следующие основные ресурсосберегающие технологии и их комбинации:

плазменно-дуговое напыление с термообработкой многофункциональных покрытий из материалов любого класса (черные и цветные металлы, керамика, композиционные и сверхтвердые материалы) толщиной от 1,5 до 3,0 мм;

ионно-плазменное и ионно-лучевое упрочнение изнашиваемых поверхностей высоконагруженных деталей - толщина покрытия от 5 до 25 мкм (многократное увеличение ресурса, оптимальные триботехнические свойства, теплостойкость, коррозионная стойкость, алмазо-подобные покрытия без изменения размеров) [4];

точное литье по выплавляемым моделям с последующей обработкой сложнофасонных поверхностей с точностью до + 0.005 мм;

порошковая металлургия, в том числе с использованием композиционных составов, включая карбидные, для долговечных пар трения (подшипники скольжения, подпятники, втулки, вкладыши и т.п.) [5];

вибродуговая автоматическая наплавка для восстановления поверхностей со стабилизацией размеров;

лазерная сварка и упрочнение, в т.ч. разнородных материалов, обработка отверстий и сложнофасонных поверхностей;

сварка с локальным охлаждением дисперсионно-твердеющих сплавов (заварка дефектов: трещин, раковин, сколов, и др.);

механическая обработка с использованием высокопроизводительного режущего инструмента, в т.ч. осна-

щенного сверхтвердыми материалами, высокоэффективных финишных операций с подводом электрического тока и ультразвуковых колебаний (гидроабразивных, виброабразивных, абраэивно-экструзионных, электроабразивных и др., в том чиспе для обработки нежестких сложнофасонных деталей из труднообрабатываемых сплавов и сверхтвердых композиционных материалов, в частности, из углерод-карбидо-кремниевых композиций).

Указанные комплексы технологий, инструмента, оснастки и оборудования образуют технологические линии оптимального для заказчиков состава по ремонту и восстановлению деталей нефтегазового оборудования. Их использование может производиться по многовариантным организационным схемам: от отдельных технологий или единичных поставок оборудования, инструмента, оснастки, до разработки специализированных проектов ремонтных производств (запорной и фасонной арматуры трубопроводов, насосных агрегатов, компрессоров, редукторов и др. зубчатых передач, гидравлической аппаратуры, электрических машин и пр.), включая проектирование групповых технологических процессов и ос-

настки, создание АСУ ТП и автоматизированных испытательных стендов, проектирование и изготовление специального оборудования, монтаж, отладка и сдача «под ключ» заказчику. Выбор организационной схемы производится на основании технико-экономического анализа конкретной проблемы ремонта и восстановления нефтегазового оборудования, на основании которого формируются совместно с заказчиком технические предложения и план работ по проблеме.

Маршрут типового технологического процесса восстановления деталей нефтегазового оборудования, как правило, содержит следующие основные операции:

очистка и разборка агрегата, составление подетальной дефектной ведомости;

проверка детали на наличие неустранимых дефектов (сквозные трещины, промоины, сколы, вырывы и т.п.);

определение химического состава материала изношенной детали, условий ее эксплуатации, условий работы в узле с учетом взаимодействия со смежными деталями и подбор марки современного материала (см. табл. 1);

Таблица 1

Марки отечественных порошков, их химический состав и основные свойства для восстановления и ре-

Марка порошка Химический состав по элементам в % Характеристика покрытия

Ре N1 Сг С Другие

СНГН 1-4.5 Осн. 14-19 0,5-1,1 БЯ-б; В 3,24,7 Высокая износостойкость НРс 50-60 и коррозионная стойкость Траб = 600°С

ВСНГН Основа -сплав типа СНГН \Л/С 35, 80, 88 Весьма высокая износостойкость и коррозионная стойкость НЯс 56-62

ПГ-СРЗ до 5 Осн. 13,5-16,5 0,4-0,7 812,5-3,5; В 2-2,8 Коррозионная и износостойкость НРс 45, Траб = 600°С

Пг-СР4 До 5 Осн. 15-18 0,6-1,0 313-4,5; В 2,8-3,8 Коррозионная и износостойкость НРс 55, Траб = 600°С

ВНп-20 - 20±2 - - \Л/С80±2 Защита от абразивного износа

КХНп-30 - 30 - - Сг3С2 70 Защита от износа и коррозии

ПТ-НА-01 - 94,5-96 - - А14-5,5 Промежуточный слой с высокой прочностью адгезии, защита от коррозии, самооплавление

ПТ-Ю10Н - 90 - - А110 Промежуточный слой с высокой прочностью адгезии, защита от коррозии, самооплавление

ПТ-Ю5Н - 95 - - А1 5 Промежуточный слой с высокой прочностью адгезии, защита от коррозии, самооплавление

НПГ-75 - 75±2 - 25±2 Твердая смазка

Примечание: выбор состава порошковой композиции выбирают из условия обеспечения требуемых параметров восстановленной поверхности детали (прочность и твердость, коэффициент трения и отсутствие структурных составляющих, склонных к схватыванию с материалом пары, коррозионная стойкость и др.)

восстановление рабочей документации на деталь (чертежи, технические требования, технические условия;

термообработка (отпуск, отжиг, нормализация, релаксация напряжений и др.)

подготовка рабочих поверхностей под восстановление (удаление точечных дефектов, снятие дефектного слоя, вырезка изломов вырывов, формирование рельефа, обезжиривание и т.п.);

восстановление рабочей поверхности ( наплавка, заварка трещин и крупных дефектов, в т.ч. с принудительным охлаждением зоны плазменное напыление, специальными металлопластами, приваркой части, гальваническими покрытиями), см. табл. 3;

изготовление сложнофасонных деталей методами литья по выплавляемым моделям, порошковой металлургии, точной штамповки, обработки на станках с ЧПУ;

термообработка восстановленного слоя и детали в целом (оплавление в защитных средах, закалка, старение и пр.);

контроль параметров восстановленного слоя (прочность сцепления с подложкой, толщина, твердость, по-

ристость и др.), см. табл. 4, 5;

механическая обработка рабочих поверхностей с обеспечением заданных критериев точности, шероховатости, остаточных напряжений; балансировка и контроль ОТК; сборка изделия и проведение приемо-сдаточных испытаний на стендах, в т.ч. с использованием автоматизированных систем контроля и регулировки (вибропараметры, утечки, температурные параметры, технические характеристики агрегата и пр.); окраска, консервация, упаковка; оформление технической документации (акты приемки, паспорта).

Такой подход был использован, например, при ремонте деталей клапана со сферическими поверхностями запорно-регулирующей арматуры нефтегазового оборудования, отработавшего по 15-20 лет. Применение конверсионных технологий подготовки поверхностей изношенных деталей к формированию восстановительного слоя, нанесение этого слоя плазменным напылением с управлением нанесения его толщины, последующей тер-

мообработки, упрочнения и автоматизированной обработки позволили исключить необходимость применения дорогостоящего стеллита для изготовления новых деталей. Поверхностный слой был сформирован с твердостью 62-64 НЯс. При этом точность обработки составляла +0,005 мм и шероховатость обработанных поверхностей составляла 0,16-0,32 мкм. Ресурс узлов увеличен с 3 до 4,5-6 месяцев эксплуатации в непрерывном режиме.

Другим примером ремонта и восстановления можно назвать технологическую линию для восстановления втулок и других высоконагруженных деталей буровых насосов. Технологический процесс восстановления содержит следующие основные операции: входной контроль на трещины; отжиг; удаление изношенного слоя, нарезка резьбы, плазменно-дуговое напыление износостойкого покрытия; оплавление покрытия из самофлюсующегося твердого сплава; шлифовка внутреннего диаметра в размер и контроль.

Технология отработана на комплексе оборудования следующего состава: шахтная (камерная) печь с температурой нагрева 1100 град.; установка плазменного на-

пыления типа УПУ-8М; универсальный плазматрон; полуавтомат плазменно-дугового напыления типа 15В-Б; полуавтомат для абразивно-струйной обработки типа 487Р; установка для рассева порошков мод.029; сушильный шкаф мод. СНОЛЗ,5.3,5,3\ЗИЗ; токарно-винторезный станок мод. 163; внутришлифовальный станок мод. 2М229ВФ2И; универсальные контрольно-измерительные средства.

Снижение затрат на приобретение новых втулок составило 50%; повышение ресурса ремонтмой втулки по сравнению с новой - 30%; сокращены расходы на перевозку втулок с завода.

Конверсионные технологии ресурсосберегающего восстановления и ремонта деталей, предлагаемые в межрегиональной целевой программе «СибВПКнефте-газ-2000», без принципиальных изменений могут быть рекомендованы для эффективного ремонта и восстановления деталей энергетического, транспортного агропромышленного и прочего оборудования различных классов.

Таблица 2

Материал покрытия Мощность, кВт Расход плазмо-образующего газа, л/мин Расход порошка кг\час Дистанция напыления, мм Коэффициент использования порошка, % Прочность Сто,. МПа

ПТ-Ю10Н 20 45 4 во 75 50-60

(ПГ-СР4)+(ПТ-Ю10Н)+(НПГ-75) 20 45 3,5 80 70 45-55

(КХМ-1 )+(ПТ-Ю10Н)+(НПГ-75) 20 45 3 80 70 45-55

(КХН„-30)+(НПГ-75) 20 45 3 80 65 40-50

Примечание: преимущественная грануляция порошков композиций от 40 до 100 мкм.

Таблица 3

Твердость и пористость износостойких покрытий___

Материал покрытия (композиции) Микротвердость, Нц 50 Твердость по Роквеллу, HRc Пористость в %

(ПГ-СР4)+(ПТ-Ю10Н)+(НПГ-75 400-1350 28-32 10-12

(КХНл-30)+(НПГ-75) 350-1000 26-30 14-16

(КХМ-1 )+(ПТ-Ю10Н)+(НПГ-75) 450-800 30-32 13-14

Примечание: пористость покрытий определяется методом гидростатического взвешивания и сравнением микрошлифов с эталоном.

Таблица 4

Материал покрытия (композиции) Параметр износа, мг/час Коэффициент трения

Основной материал детали 2,0 0,006

(ПГ-СР4)+(ПТ-Ю10Н)+(НПГ-75 1,2 0,005

(КХНг-30)+(НПГ-75) 1,0 0,004

(КХМ-1 ЖПТ-Ю10Н)+(НПГ-75) 0,8 0,004

Примечание: триботехнические характеристики износостойких покрытий исследовались на машине трения МИ-1. В качестве контртела использовался ролик из Р18, а призматические колодки изготавливались из материала восстанавливаемой детали и покрывались исследуемыми композициями. Испытания проводились в условиях граничного трения (1-2 капли масла с мин.) при нагрузке 5 Мпа.

Литература

1. Яновский А.Б. и др. Оборудование для ТЭК. Состояние и перспективы/Жонверсия в машиностроении.-1998.-Ns5-C.5-15.

2. Вивденко Ю.Н., Жильцов В.В., Котляров А.Я. Проблемы долговечности и ремонта нефтегазового оборудованиям/Рынок нефтегазового оборудования СНГ,-1997.-№8.-С.59-61.

3. Братухин А.Г. Развитие производства перспективных для оборонных отраслей промышленности материалов на базе металлургического комплекса России // Вестн. машиностроения.-1997.-№3.-С.36-39.

4. Логунов A.B. Восстановление деталей ГТД из титановых и никелевых сплавов методом лазерной модификации газотермических покрытий//Вестн. машиностроения.-! 992.-№6-7.-С.56-59.

5. Файншмидт Е.М., Создание безотходных технологических процессов производства спеченных деталей в машиностроения // Вестн. машиностроения.-1997.-С.28-32.

30.03.99 г.

ВИВДЕНКО Юрий Николаевич - доктор технических наук, профессор кафедры технологии машиностроения Омского государственного технического университета.

ЖИЛЬЦОВ Валерий Васильевич - кандидат технических наук, директор межрегиональной целевой программы «СибВПКнефтегаз-2000».

КОТЛЯРОВ Александр Яковлевич - кандидат технических наук, ведущий специалист дирекции межрегиональной целевой программы «СибВПКнефтегаз-2000».

СУПРУНОВ Геннадий Иванович - ведущий специалист Омского научно-исследовательского института технологии и организации производства двигателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.