Научная статья на тему 'Конвенциональное взаимодействие участников контрактной системы по вопросам повышения ее инновационного потенциала'

Конвенциональное взаимодействие участников контрактной системы по вопросам повышения ее инновационного потенциала Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
116
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОКЬЮРЕМЕНТ / КОНТРАКТНАЯ СИСТЕМА / КОНТРАКТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / КОНВЕНЦИОНАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / СОГЛАСОВАНИЕ / PROCUREMENT / CONTRACT SYSTEM / CONTRACT RELATIONS / CONVENTIONAL INTERACTION / COORDINATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кузьмина Анна Михайловна

В статье представлена роль коммуникативных практик участников контрактной системы в рамках повышения ее инновационного потенциала в современных условиях. Автором актуализируется именно конвенциональный характер коммуникаций и интеракций участников контрактных отношений для стимулирования инноваций в закупочной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role communicative the practician of participants of contract system within increase of its innovative potential in modern conditions is presented in article. The author staticizes conventional nature of communications and interaktion of participants of the contract relations for stimulation of innovations in purchasing activity.

Текст научной работы на тему «Конвенциональное взаимодействие участников контрактной системы по вопросам повышения ее инновационного потенциала»

< Кузьмина А. М.

| Конвенциональное взаимодействие участников | контрактной системы по вопросам повышения i ее инновационного потенциала

х Кузьмина Анна Михайловна

^ Северо-Западный институт управления — филиал РАНХиГС (Санкт-Петербург)

m Доцент кафедры общего менеджмента и логистики

О Кандидат политических наук

^ annakoksharova@rambler.ru

к РЕФЕРАТ

^ В статье представлена роль коммуникативных практик участников контрактной системы

в рамках повышения ее инновационного потенциала в современных условиях. Автором

< актуализируется именно конвенциональный характер коммуникаций и интеракций участ-

ш ников контрактных отношений для стимулирования инноваций в закупочной деятельности.

^

£ КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

прокьюремент, контрактная система, контрактные отношения, конвенциональное взаимодействие, согласование

Kuzmina A. M.

Conventional Interaction of Participants of Contract System Concerning Increase of its Innovative Potential

Kuzmina Anna Mikhaelovna

North-West institute of Management — branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public

Administration (Saint-Petersburg, russian Federation)

associate Professor of the Chair of General Management and Logistics

PhD in Political Science

annakoksharova@rambler.ru

ABSTRACT

The role communicative the practician of participants of contract system within increase of its innovative potential in modern conditions is presented in article. The author staticizes conventional nature of communications and interaktion of participants of the contract relations for stimulation of innovations in purchasing activity.

KEYWORDS

procurement, contract system, contract relations, conventional interaction, coordination

В качестве одного из основных принципов контрактной системы в соответствии с Федеральным законом № 44-ФЗ от 05.04.2013 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Федеральный закон № 44-ФЗ) в современных экономических условиях актуализируется принцип стимулирования инноваций, который предполагает, что заказчики при планировании и осуществлении закупок должны исходить из приоритета обеспечения государственных и муниципальных нужд путем закупок инновационной и высокотехнологичной продукции. Сама контрактная система представляет собой своеобразный технологический цикл от планирования (плана, цели) до исполнения (результата) закупок. Важная роль в этом процессе отдается технологиям — как пример, создание единой информационной системы государственных закупок, что повышает инновационный потенциал системы государственных закупок в целом.

©

Поэтому в рамках функционирования и развития контрактной системы в сфере 2 обеспечения государственных и муниципальных нужд в Российской Федерации ^ повышается роль согласованной и консолидированной позиции основных участ- й ников контрактной системы по вопросам повышения ее инновационного потен- § циала. Это способствует достижению более конкретного результата в удовлетво- ^ рении потребностей государственных и муниципальных заказчиков в инноваци- < онных продуктах. Таким образом, на данный момент возникает необходимость ^ поиска эффективных механизмов взаимодействия основных участников контракт- ^ ной системы, среди которых выделяем не только государственных и муниципаль- < ных заказчиков и поставщиков продукции для обеспечения государственных и му- о ниципальных нужд, но и референтных групп: ВУЗов и НИИ (генераторов идей), Ее экспертных сообществ, субъектов федеральной и региональной инновационной ^ инфраструктуры, в том числе федеральных инновационных площадок, осущест- < вляющих повышение квалификации или переподготовку специалистов в сфере ^ закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципаль- < ных нужд. ^

Считаем важным сформировать консолидированную позицию основных экономических агентов процесса государственных закупок (прежде всего заказчика и поставщика) относительно реализации закупок инновационной продукции в рамках контрактной системы. Поэтому считаем, что в рамках взаимодействия основных участников контрактных отношений необходимы практики конвенционального взаимодействия государственных заказчиков и поставщиков с участием заинтересованных отраслевых ассоциаций и институтов в вопросах инновационного развития и реализации инновационных проектов контрактной системы Санкт-Петербурга. Возможность данного конвенциального взаимодействия и его непосредственный результат представляет собой действенный механизм повышения эффективности государственных закупок в Российской Федерации и повышения инновационного потенциала контрактной системы в целом. Конвенциальное взаимодействие участников контрактных отношений представляет собой выработку согласованной и разделяемой позиции данных участников по разнообразным вопросам в сфере государственной закупочной деятельности, прежде всего, в рамках нашего рассуждения — вопросов стимулирования инноваций в контрактной системе.

В этой связи необходимо расширять возможности конвенциального взаимодействия в рамках реализации контрактных отношений. В качестве приоритетных мер по формированию согласованной позиции участников контрактной системы и стимулирования участия основных экономических агентов контрактных отношений в вопросах обсуждения проблем совершенствования инновационной инфраструктуры и повышения инновационного потенциала контрактной системы можно выделить следующие.

1. В качестве трансферта инноваций в сферу контрактных отношений и стимулирования повышения инновационного потенциала контрактной системы необходимо выделить ряд организационно-управленческих мер, направленных на создание системы качества государственных и муниципальных закупок, использовать инструменты стандартизации. Качество реализации государственных и муниципальных закупок предполагает совокупность характеристик контрактной системы, имеющей отношение к ее способности удовлетворять: во-первых, установленные и предполагаемые требования законодательства о контрактной системе; во-вторых, потребности государственных и муниципальных заказчиков в рамках обеспечения государственных и муниципальных нужд и приводящих к более эффективному и результативному обеспечению выполнения полномочий и функций органов государственной власти и местного самоуправления, организаций

5 государственного сектора; запросы по стимулированию инновационного раз-5 вития и совершенствования контрактной системы, что считаем одной из главных

к

©

задач в рамках конвенциального взаимодействия участников контрактной системы. Система качества — это совокупность организационной структуры, методик, процессов и ресурсов, необходимых для общего менеджмента качества в об-

< ласти государственной закупочной деятельности. На наш взгляд, именно инстру-^ менты стандартизации позволят обеспечить конвенциальное взаимодействие ^ участников контрактной системы и усилить эффект от их взаимодействия, вы-

< ражающийся в достижении целей государственных и муниципальных закупок.

0 Необходимо в данном случае привлечение референтных групп, консультантов

1 по внедрению стандартов качества в области управления государственными ^ и муниципальными закупками.

< 2. Для повышения возможности согласованной позиции по ряду вопросов управ-

ления закупочной деятельностью на государственном и муниципальном уровнях

< должны быть установлены и внедрены практики открытости деятельности госу-^ дарственных и муниципальных заказчиков, прежде всего в вопросах методического обеспечения управления государственными и муниципальными закупками. Задача не только обеспечить процесс государственных и муниципальных закупок в более открытом режиме, в данном случае действия заказчиков в управлении закупками должны опираться на общие информационные, методические, методологические основы, конечно с учетом региональных и муниципальных особенностей.

3. В качестве совершенствования инновационной инфраструктуры контрактной системы необходимо введение инновационной составляющей в образовательный процесс в рамках подготовки специалистов в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Необходим обмен лучшими практиками и обсуждение инновационных продуктов, методик и проч. в сфере высшего образования и дополнительного профессионального образования специалистов государственных и муниципальных закупок, формирование площадки для открытого диалога и обсуждений вопросов инновационной составляющей подготовки кадров государственной и муниципальной закупочной деятельности, внедрение проектно-ориентированного и практико-ориентированного подходов в образовательный процесс высших учебных заведений Российской Федерации, осуществляющих подготовку контрактных управляющих, работников контрактных служб и комиссий заказчика в соответствии со ст. 38-39 Федерального закона 44-ФЗ. Данные формы коммуникационного взаимодействия участников контрактных отношений могут реализовываться на базе федеральных инновационных площадок, осуществляющих повышение квалификации или переподготовку специалистов в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в Российской Федерации. В качестве примера такой лучшей практики конвенционального взаимодействия участников контрактной системы может послужить организованный на базе Северо-Западного института управления — филиала РАНХиГС — на основании приказа Миноб-рнауки России от 22.04.2014 № 395 «О федеральных информационных площадках» Научно-практический форум федеральных инновационных площадок1, являющийся одной из федеральных инновационных площадок, осуществляющих повышение квалификации или переподготовку специалистов в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

1 Научно-практический форум федеральных инновационных площадок. Ш_: http://www.sziu. ru/activity/334/nauchno-praktichesk¡j-forum-federalnyih-innovatsionnyih-ploschadok/ (дата обращения: 15.07.2015).

Таким образом, можно сделать вывод, что для реализации принципов контракт- 2

ной системы в области стимулирования инноваций необходимо конвенциональное ^

взаимодействие участников контрактных отношений, прежде всего, на начальной 3

стадии технологического цикла закупки — планировании, и далее — для подгото- §

вительных мероприятий в процессе управления государственными и муниципаль- ^

ными закупками. Необходима устойчивая информационная и методическая база, <

на которой будет выстроена эффективная закупка. И в формировании этой базы ^

первейшую роль играют конвенциональные коммуникационные процессы всех х

субъектов закупочного процесса. <

ш

©

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.