Научная статья на тему 'Концессия как перспективная форма взаимодействия государства и бизнеса'

Концессия как перспективная форма взаимодействия государства и бизнеса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
754
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / PUBLIC AND PRIVATE PARTNERSHIP / КОНЦЕССИЯ / CONCESSION / КОНЦЕССИОННОЕ СОГЛАШЕНИЕ / CONCESSION AGREEMENT / КОНЦЕДЕНТ / CONCESSION GRANTOR / КОНЦЕССИОНЕР / CONCESSIONAIRE / ТРАНСПОРТНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / TRANSPORT INFRASTRUCTURE / ЧАСТНЫЙ СЕКТОР / PRIVATE SECTOR

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Иголкина Л.М., Мысник В.Г.

Государственно-частное партнерство (ГЧП) представляет собой взаимодействие государства и бизнеса при решении общественно значимых задач на взаимовыгодных условиях. Современное ГЧП имеет достаточно широкий спектр различных форм. Как показывает зарубежный и отечественный опыт, наиболее развитой и комплексной формой партнерства является концессия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Concession as a Promising Form of Interaction between the State and the Business

Public and Private Partnership is the interaction between the government and the business when solving socially significant problems on mutually beneficial terms. Modern Public and Private Partnership has a fairly wide range of different forms. According to foreign and domestic experience, the most advanced and complex form of partnership is a concession.

Текст научной работы на тему «Концессия как перспективная форма взаимодействия государства и бизнеса»

концессия:

объединение усилий

государства и бизнеса

концессия как перспективная форма

взаимодействия государства и бизнеса

Иголкина Л.М.

канд. техн. наук, доцент кафедры мировой экономики и коммерции Дальневосточного государственного университета путей сообщения, г. Хабаровск igolkinalm@mail.ru

Мысник В.Г.

докт. экон. наук, профессор, зав. кафедрой мировой экономики и коммерции Дальневосточного государственного университета путей сообщения, г. Хабаровск

_Аннотация

Государственно-частное партнерство (ГЧП) представляет собой взаимодействие государства и бизнеса при решении общественно значимых задач на взаимовыгодных условиях. Современное ГЧП имеет достаточно широкий спектр различных форм. Как показывает зарубежный и отечественный опыт, наиболее развитой и комплексной формой партнерства является концессия.

Ключевые слова: государственно-частное партнерство, концессия, концессионное соглашение, концедент, концессионер, транспортная инфраструктура, частный сектор

Важнейшими условиями успешного функционирования экономики в современных условиях являются повышение инновационной активности, развитие экономической и социальной инфраструктуры, а также эффективных институтов взаимодействия государства и бизнеса. Содержание данного взаимодействия сводится к согласованию интересов государства и частного бизнеса, выстраиванию отношений на партнерской, взаимовыгодной основе. Механизмом реализации такого сотрудничества является государственно-частное партнерство (ГЧП).

Перспективная форма

государственно-частного

партнерства

Общепринятое определение гласит: «Государственно-частное партнерство представляет собой институциональный и организационный альянс государственной власти и частного бизнеса с целью реализации общественно значимых проектов в широком спектре сфер деятельности - от развития стратегических важных отраслей экономики до предоставления общественных услуг в масштабах всей страны или отдельных территорий» [3]. Перспективной формой государственно-частного партнерства является концессия. Как показывает отечественный и зарубежный опыт, концессия является эффективным механизмом привлечения инвестиций со стороны частного капитала.

Концессия (от лат. сопсеББЮ разрешение, уступка) - достаточно универсальное средство решения экономических проблем, независимое от многих базисных характеристик и факторов общества. Эта форма ГЧП является наиболее распространенной за рубежом при осуществлении крупных проектов и успешно применяется более чем в 120 странах мира. Представляется, что наиболее перспективной схема концессии может быть в проектах транспортной инфраструктуры. Примером этому являются такие крупные объекты, как тоннель под проливом Ла-Манш, транспортная развязка через Темзу в Дартфорде, 50 автострад в Мексике, скоростные автострады в Китае и др.

Партнерство государства и частного сектора

По мнению В.Г. Варнавского, концессия - это главный элемент партнерских отношений государства и частного сектора в современной экономике. Концессия представляет собой систему хозяйственных отношений, с помощью которой общественная власть передает определенные права частной, общественной или смешанной компании на строительство, модернизацию, реконструкцию, эксплуатацию

концессия -достаточно

универсальное

средство решения экономических

проблем,

независимое

от многих

базисных

характеристик

и факторов

общества

государство и биз

е

би

концессия

является

эффективным

_механизмом

_привлечения

_инвестиций

со стороны

_частного

_капитала

и управление, обслуживание и использование принадлежащего ей объекта на некоторый срок времени на возвратной основе и за плату. Концессии являются наиболее развитой, прогрессивной и комплексной формой партнерства государства и частного сектора на современном этапе [4].

Концессионные соглашения носят многоцелевой и долгосрочный характер, что позволяет партнерам осуществлять стратегическое планирование своей деятельности. Риски в концессионных проектах перераспределяются между всеми его участниками, что повышает жизнеспособность такого проекта. Частный сектор обладает высокой степенью свободы в принятии инвестиционных и управленческих решений, а государство - возможностью воздействовать на концессионера в случае нарушения им условий договора или при необходимости защиты интересов общества в концессиях. Характерными признаками концессии является то, что одним из субъектов концессионного соглашения выступает государство, а другим - частный партнер. Предметом в соглашении всегда является государственная (муниципальная) собственность.

нцессия опирается на возвратность пред-ета соглашения, который предоставляется частному партнеру за плату, определяемую в соглашении. Цель концессии - удовлетворение общественных нужд и потребностей; она всегда имеет договорную основу (концессионное соглашение), регламентирующие условия, права, ответственность и обязанности сторон.

Федеральный закон «О концессионных соглашениях»

23 августа 2005 г. вступил в силу Федеральный закон 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» [1], регулирующий взаимоотношения бизнеса и государства. Однако до недавнего времени возможности, предоставляемые этим законом, практически не использовались. С принятием Федерального закона от 30.06. 2008 № 108-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О концессионных согла-

шениях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» права концессионеров расширились1. Прежде всего, было закреплено право собственности концессионера на продукцию и доходы, получаемые в результате осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением. Тарифы на услуги ЖКХ, электроэнергетики будут устанавливаться для концессионеров с учетом определенных концессионным соглашением объема и сроков осуществления инвестиций концессионера в создание, реконструкцию, модернизацию объекта. Концессионные соглашения должны заключаться в соответствии с типовыми соглашениями. Обновленный Федеральный закон «О концессионных соглашениях» позволил более гибко подходить к различным условиям, принимаемых соглашений. Частные инвесторы уже активно участвуют в проектах по строительству и эксплуатации таких объектов, как «Западный скоростной диаметр» в Санкт-Петербурге, «Скоростная автомобильная дорога Москва - Санкт-Петербург на участке 15 -58-й км» (эксплуатация должна осуществляться на платной основе) и др.

Выгодная сделка

Такой инструмент, как концессия, должен стимулировать (особенно в условиях финансового и экономического кризиса):

- более активное использование инвестиционных возможностей публичной власти и частного бизнеса;

- привлечение средств непосредственно в регионы;

- эффективное использование как государственного, так и муниципального имущества. Оптимальным является также вовлечение региональных и муниципальных органов власти

1 Заметим, что Федеральный закон 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» после указанного автором момента изменялся дважды: Федеральным законом от 17.07.2009 № 145-ФЗ и Федеральным законом от 17.07.2009 № 164-ФЗ - прим. ред.

Литература

1. Федеральный закон от 21.07.2005. № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях».

2. Азизов А. Возможности использования концессионных соглашений в условиях кризиса. // Корпоративный юрист. - 2009. - № 5. - С. 15.

3. Варнавский В.Г. Частно-государственное партнерство. // Экспертный канал «Открытая экономика». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.opec.ru/article_ ёос^?ё_по=50578.

4. Варнавский В.Г. Концептуальные экономические и правовые основы концессионной деятельности. // Электронный журнал «Полемика». - 2007. -Выпуск 13. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. irex.ru/press/ риЬ/ро!еш&а/13/уаг/.

государство и бизнес

цель кони^ссии -_удовлетворение

_общественных

нужд

и потребностей

в развитие концессий: у них имеются достаточные полномочия, а также знания специфики собственной территории [2]. Таким образом, концессия - это, прежде всего, сделка. И аналогично любой сделке она должна быть выгодной обеим сторонам: концеденту и концессионеру. Привлечение для реализации концессионных соглашений частного капитала, в том числе и иностранного, позволит:

- снизить финансовую нагрузку на бюджет;

- решать определенные социально-экономические задачи без дополнительных бюджетных затрат;

- сконцентрировать внимание государственных органов на наиболее свойственных им административных функциях;

- сохранить стратегический контроль над жизненно важными системами и объектами страны;

- повысить конкурентоспособность страны посредством улучшения инфраструктуры.

Igolkina L.M.

Cand. of Tech, Sci, Associate professor, Chair of World Economy and Commerce, Far Eastern State University of Communications, Khabarovsk

Misnik V.G.

Dr. of Econ. Sci., Professor, Head of Chair of World Economy and Commerce, Far Eastern State University of Communications, Khabarovsk

Concession as a Promising Form of Interaction between the State and the Business

Abstract

Public and Private Partnership is the interaction between the government and the business when solving socially significant problems on mutually beneficial terms. Modern Public and Private Partnership has a fairly wide range of different forms. According to foreign and domestic experience, the most advanced and complex form of partnership is a concession.

Keywords: public and private partnership, concession, concession agreement, concession grantor, concessionaire, transport infrastructure, private sector

»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.