Научная статья на тему 'Концертная деятельность в Новокузнецке'

Концертная деятельность в Новокузнецке Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
298
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЛУБЫ / ДВОРЦЫ КУЛЬТУРЫ / МУЗЫКА / ШКОЛЫ / КОНЦЕРТЫ / ГАСТРОЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КОНКУРСЫ / ФЕСТИВАЛИ / CLUBS / PALACES OF CULTURE / MUSIC / SCHOOLS / CONCERTS AND TOURING ACTIVITIES / COMPETITIONS AND FESTIVALS

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Прибыткова А. В.

В статье рассматривается проблема концертной деятельности с момента становления Новокузнецка как промышленного центра Кузбасса. В 1930-х годах в городе уже действовали клубы, проходила активная гастрольная деятельность, открылся первый в Кузбассе драматический театр, и была создана первая музыкальная школа города. К 1937 году Новокузнецк стал одним из крупных культурных центров Сибири. В середине прошлого столетия общественная жизнь Кузбасса насыщается музыкальными фестивалями, смотрами, праздниками. В разных районах города продолжают открываться детские музыкальные школы. В середине 1980-х годов в Новокузнецке возникает Муниципальный джаз-клуб «Геликон» под руководством Анатолия Берестова, а в конце 90-х годов в городе обосновался пианист Александровский Лазарь Ефимович, также в это же время образовывался театр мюзикла «Седьмое утро». В разные годы наблюдались взлеты и падения активности концертной деятельности и, хотя, сейчас не столь популярны как раньше концерты музыкантов, но залы часто полны истинными ценителями искусства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONCERT ACTIVITY IN NOVOKUZNETSK

This article deals with the problem of live performances from the time of formation of Novokuznetsk as an industrial center of Kuzbass. In the 1930s, the city has acted clubs, took an active role in the development of touring activity, opened the first Drama Theatre in Kuzbass, and established the first music school of the city. By 1937, Novokuznetsk became one of the main cultural centers of Siberia. In the middle of the last century, the social life Kuzbass composed music festivals, reviews, holidays. In different parts of the city the authorities continue to open children''s music schools. In the middle of 1980s Novokuznetsk city jazz club “Helikon” under the leading of Anatoly Berestov was founded, and at the end of the 90s Lazar Alexandrovsky, a pianist, came to live in the city. At the same time a theater musical “Seventh Morning” began its work. Throughout the years, there were ups and downs in the concert activity, although, the halls are often full of true connoisseurs of arts.

Текст научной работы на тему «Концертная деятельность в Новокузнецке»

жизнь из нее самой, а не из внешней метафизики, что несомнен- реальности с учетом ее противоречий и антагонизмов, не исклю-но давало новые возможности для открытия социокультурной чающих однако и ее имманентной целостности.

Библиографический список

1. Горозия, В.Е. Проблема отчуждения культуры в учении Освальда Шпенглера. // Человек: соотношение национального и общечеловеческого: сб. материалов международного симпозиума (г. Зугдиди, Грузия, 19 - 20 мая 2004 г.) / под ред. В.В. Парцвания. - СПб., 2004. - Вып. 2.

2. Шпенглер, О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. Гештальт и действительность / пер. с нем., вступ. ст. и примеч. К. А. Свасьяна. - М., 1993. - Т. 1.

3. Осборн, Р. Цивилизация. Новая история Западного мира / пер. с англ. М. Колопотина. - М, 2010.

4. Аверинцев, С. Морфология культуры О. Шпенглера // Вопросы литературы. -1968. - № 1.

5. Давыдов, Ю.И. О. Шпенглер и судьбы романтического миросозерцания // Проблемы романтизма. - М., 1971. - Вып. 2.

6. Тавризян, Г.М. Наука и миф в морфологии культуры О. Шпенглера // Вопросы философии. - 1984. - № 8.

7. Осипов, Н.Е. О. Шпенглер и цивилизация // Философия и общество. - 2005. - Вып. 4.

8. Тулаев, П. Рецензия на книгу Вальтера Шубарта «Европа и душа Востока» // Наследие предков. - 1999. - № 7.

9. Буценицеце, Э.А. Критика иррационалистической концепции «заката культуры» О. Шпенглера // Вопросы философии. - 1978. -№ 12.

10. Гайденко, П. Время. Длительность. Вечность. Проблема времени в европейской философии и науке. - М., 2006.

11. Немеров, Е.Г. Фаустовкий тип культуры в философии Георга Зиммеля и Освальда Шпенглера: автореф. дис. ... канд. филос. наук. -Курск, 2006.

Bibliography

1. Goroziya, V.E. Problema otchuzhdeniya kuljturih v uchenii Osvaljda Shpenglera. // Chelovek: sootnoshenie nacionaljnogo i obthechelovecheskogo: sb. materialov mezhdunarodnogo simpoziuma (g. Zugdidi, Gruziya, 19 - 20 maya 2004 g.) / pod red. V.V. Parcvaniya.

- SPb., 2004. - Vihp. 2.

2. Shpengler, O. Zakat Evropih. Ocherki morfologii mirovoyj istorii. Geshtaljt i deyjstviteljnostj / per. s nem., vstup. st. i primech. K. A. Svasjyana.

- M., 1993. - T. 1.

3. Osborn, R. Civilizaciya. Novaya istoriya Zapadnogo mira / per. s angl. M. Kolopotina. - M, 2010.

4. Averincev, S. Morfologiya kuljturih O. Shpenglera // Voprosih literaturih. -1968. - № 1.

5. Davihdov, Yu.I. O. Shpengler i sudjbih romanticheskogo mirosozercaniya // Problemih romantizma. - M., 1971. - Vihp. 2.

6. Tavrizyan, G.M. Nauka i mif v morfologii kuljturih O. Shpenglera // Voprosih filosofii. - 1984. - № 8.

7. Osipov, N.E. O. Shpengler i civilizaciya // Filosofiya i obthestvo. - 2005. - Vihp. 4.

8. Tulaev, P. Recenziya na knigu Valjtera Shubarta «Evropa i dusha Vostoka» // Nasledie predkov. - 1999. - № 7.

9. Bucenicece, Eh.A. Kritika irracionalisticheskoyj koncepcii «zakata kuljturih» O. Shpenglera // Voprosih filosofii. - 1978. - № 12.

10. Gayjdenko, P. Vremya. Dliteljnostj. Vechnostj. Problema vremeni v evropeyjskoyj filosofii i nauke. - M., 2006.

11. Nemerov, E.G. Faustovkiyj tip kuljturih v filosofii Georga Zimmelya i Osvaljda Shpenglera: avtoref. dis. ... kand. filos. nauk. - Kursk, 2006.

Статья поступила в редакцию 24.10.14

УДК 7803

PribytkovaA.V. CONCERT ACTIVITY IN NOVOKUZNETSK. This article deals with the problem of live performances from the time of formation of Novokuznetsk as an industrial center of Kuzbass. In the 1930s, the city has acted clubs, took an active role in the development of touring activity, opened the first Drama Theatre in Kuzbass, and established the first music school of the city. By 1937, Novokuznetsk became one of the main cultural centers of Siberia. In the middle of the last century, the social life Kuzbass composed music festivals, reviews, holidays. In different parts of the city the authorities continue to open children's music schools. In the middle of 1980s Novokuznetsk city jazz club "Helikon" under the leading of Anatoly Berestov was founded, and at the end of the 90s Lazar Alexandrovsky, a pianist, came to live in the city. At the same time a theater musical "Seventh Morning" began its work. Throughout the years, there were ups and downs in the concert activity, although, the halls are often full of true connoisseurs of arts.

Key words: clubs, palaces of culture, music, schools, concerts and touring activities, competitions and festivals.

А.В. Прибыткова, соискатель ФГБОУ ВПО «Новосибирский государственный педагогический университет», преп. МБОУДОД «Детская школа искусств № 1», г. Новокузнецк, E-mail: a.v.profit@mail.ru

КОНЦЕРТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В НОВОКУЗНЕЦКЕ

В статье рассматривается проблема концертной деятельности с момента становления Новокузнецка как промышленного центра Кузбасса. В 1930-х годах в городе уже действовали клубы, проходила активная гастрольная деятельность, открылся первый в Кузбассе драматический театр, и была создана первая музыкальная школа города. К 1937 году Новокузнецк стал одним из крупных культурных центров Сибири. В середине прошлого столетия общественная жизнь Кузбасса насыщается музыкальными фестивалями, смотрами, праздниками. В разных районах города продолжают открываться детские музыкальные школы. В середине 1980-х годов в Новокузнецке возникает Муниципальный джаз-клуб «Геликон» под руководством Анатолия Берестова, а в конце 90-х годов в городе обосновался пианист - Александровский Лазарь Ефимович, также в это же время образовывался театр мюзикла «Седьмое утро». В разные годы наблюдались взлеты и падения активности концертной деятельности и, хотя, сейчас не столь популярны как раньше концерты музыкантов, но залы часто полны истинными ценителями искусства.

Ключевые слова. Клубы, дворцы культуры, музыка, школы, концерты, гастрольная деятельность, конкурсы, фестивали.

Становление Новокузнецка как культурного центра Кузбасса и активизация здесь концертной деятельности началось со времени строительства Кузнецкого металлургического комбината, с 1929 года.

Работа эта проводилась целенаправленно на правительственном уровне, поскольку увязывалась с задачами культурной революции, целью которой считалось всемерное развитие и глубокое внедрение в широкие слои трудящихся разных видов

народного искусства вообще, и музыки в особенности. Согласно советской идеологии она является «могучим средством воспитания трудящихся» [1].

Основным источником пополнения рабочих кадров КМК было крестьянство. Однако, поскольку новая «социалистическая» культура мыслилась идеологами на урбанистической основе, неизбежным следствием стала коренная перестройка всего жизненного уклад крестьян, переселившихся в Новокузнецк.

В 1931 году в городе уже действовали центральный клуб Нижней колонии и клуб строителей, клуб им. Г. Эйхе и клуб ИТР Эта форма организации культуры была главной в Советском Союзе. Согласно формулировке Н. Крупской, клуб - «общественный семейный очаг» должен был заместить собой притесняемую и гонимую Церковь. Негласно клубных работников тогда называли «попами марксистского прихода». Музыкальное творчество было важной частью клубной работы.

В городе звучала музыка, проводились конкурсы на лучшего баяниста и балалаечника, существовал духовой оркестр. А рабочие требовали дать клубу активных культработников, превратить клуб в активного участника стройки. Ведущую роль в это время играл клуб ИТР

Специалисты, приезжавшие на строительство нового города со всех концов страны, и в основном из крупных промышленных центров, везли с собой культуру, тягу к музыке, к исполнительству, традициям музицирования.

В 1929 году в первой пятерке специалистов приехал на строительство Виктор Николаевич Широков, профессор Сибирского металлургического института (ныне Сибирский государственный индустриальный университет), скрипач-любитель.

В клубе ИТР был организован малый симфонический оркестр.

Проводились вокально-музыкальные вечера. Дирижировал оркестром Матвей Николаевич Поляков, активное участие принимала в них пианистка Бахова (инициалы неизвестны).

В феврале 1931 года в клубе им. Эйхе выступали скрипачка Роза Уманская и профессор консерватории Генрих Нейгауз, в марте прошли концерты Троянского (инициалы неизвестны), в мае - Ленинградского рабочего театра «Стройка», квартета им. Ауэра, ансамбля Московской эстрады.

К 1933 году в городе уже насчитывается 10 клубов. Лучшими из них были: клуб ИТР, клуб железомонтажа, клуб строителей. Смотр, проведенный в начале 1934 года, показал определенные успехи в развитии клубной самодеятельности. На смотре выступили: 19 кружков, 3 струнных оркестра, 2 духовых оркестра, 4 агитбригады, 2 хоровых кружка. Было 6 сольных выступлений. В смотре приняло участие 178 человек, из них 103 металлурга, 85% участников - рабочие с производства. Самодеятельный струнный квартет имел особый успех, после исполнения Четвертого квартета Бетховена.

В период 1932-34 гг. в городе проходит активная гастрольная деятельность.

Театр Сибгосоперы выступает в помещении городского театра и клуба им. Эйхе, в программе - «Князь Игорь», «Борис Годунов».

Проводятся целевые спектакли - для рабочих 7 строительного участка, для комсомола Сталинска (так в те годы назывался Новокузнецк). Выступают солисты Большого театра, скрипач Давид Ойстрах, певцы, пианисты. В гостях у рабочих Куз-нецкстроя Свердловский ТРАМ, писатель И. Эренбург, пианист Александр Эдельман, баянисты Новосибирской радиостудии. Квартет им. Чайковского дает свои концерты в зале рабочей столовой, в программе: Тринадцатый квартет Моцарта, квартет Грига, «Пассакалия» Генделя, Первый квартет Чайковского и другие произведения. Натан Перельман и Леонид Фанштейн, М. Эрденко, Е. Гельцер, А. Лебедев и многие другие исполнители приезжали со своими концертами на Кузнецкстрой.

К культурному обслуживанию населения Сталинска привлекались многие видные театральные коллективы страны. Крупным событием в культурной жизни города явились гастроли Государственного театра им. Е. Вахтангова, Ленинградского театра «Красный факел», Государственного художественного балета под руководством Викторины Кригер, театра им. Мейерхольда.

В 1932 году в Новокузнецке открылся первый в Кузбассе драматический театр. За 200 дней его здание выросло на болоте напротив заводоуправления.

В 1932 году в Сталинске прошел смотр художественной самодеятельности. Он поставил задачей развертывание социали-526

стического творческого соревнования за выполнение плана 1-и пятилетки.

Сталинск был включен в краевой и Всесоюзные смотры. В смотре принимали участие хоровые, музыкальные и другие кружки [2, с. 6].

Начиная с 1932 года по всей стране проводились музыкальные олимпиады. I и II сибирские олимпиады состоялись в 1935 году в Новокузнецке и Прокопьевске.

Дальнейшее развитие музыкальной культуры города связано с притоком профессиональных музыкантов. В 1933 год приехал в Новокузнецк Николай Никифорович Чепуров. Вначале самоучка, баянист, хормейстер. Музыке учился в Сибирской народной консерватории (Народная консерватория в г. Красноярске, ныне Первое краевое музыкальное училище) на регентских курсах. Много лет работал в клубе железнодорожника, организовывал хоры, Создал даже свой семейный оркестр. Но более всего увлекала его работа с детьми. Так, в 1935 году в детском ДК он организовал детский ансамбль песни и пляски. Второй по Союзу после Киевского. Не только организовал, но и с успехом руководил им в течение многих лет.

При детском ДК, открытом 22 июля 1935 года, создавались кружки скрипки и виолончели, которыми руководил Матвей Николаевич Поляков.

Развитие концертной жизни невозможно без систематически поставленной образовательной работы. По словам А.М. Лесовиченко: «В структуре концертной жизни значительное место занимает деятельность учебных заведений, как в процессе формирования музыкальной профессиональной среды, так и в аккумуляции слушателей, выполняет тем самым важную социальную функцию» [3, с. 129]. В городе остро встал вопрос о создании музыкальной школы. Так, в далеком 1936 году, появилась Детская музыкальная школа (ныне ДМШ № 6), коллектив которой насчитывал всего 5 преподавателей и 76 учащихся [4]. Фактически сразу коллектив школы включился в концертную жизнь города.

Продолжают открываться в городе различные дворцы культуры. Так в 1936 году на центральной площади города построен и открыт Дворец металлургов, который сразу же встал во главе всей музыкально-концертной жизни Новокузнецка. В нем организуются массовый хор, струнный оркестр, духовой оркестр, классы рояля, скрипки, виолончели, баяна.

За год работы в кружках ДК насчитывалось более 1200 человек. Около 500 человек посещало 22 кружка ДК ежедневно. К тому времени относится создание балета КМК. Создателем его явилась Баскакова (инициалы неизвестны).

Немалую роль в организации балета оказало открытие в 1936 году филиала Новосибирского дома народного творчества по хореографии, в котором работали 3 балетмейстера.

Хореографический кружок сразу же завоевал популярность. В 1937 году было уже два кружка: танцевальный и балетный. Балетный за 3 месяца дал более 20 концертов.

В программе балетного кружка: «Дон Кихот» Минкуса, «Лебединое озеро» Чайковского, «Половецкие пляски» из оперы «Князь Игорь» Бородина.

К 1937 году Сталинск стал одним из крупных культурных центров Сибири. На гастроли в город приезжают не только советские, но и зарубежные исполнители, солисты итальянской и чикагской оперы, чехословацкий джаз.

Из наиболее известных советских исполнителей можно назвать гастролировавших в 1935 году в Сталинске симфонический оркестр Московской филармонии под управление А. Орлова, Государственный музыкальный театр им. Немеровича-Данченко. В 1936 году - квартет им. Глазунова, Вера Дулова (арфа), композитор Глиэр, Илья Швейцер (виолончель), пермская опера, Московский театр музыкальной комедии. В 1937 году город посетили - Григорий Гринзбург, Римма Юровская, Церетели (инициалы неизвестны) и многие другие.

Накануне Отечественной войны Новокузнецк обслуживался сетью культурно-просветительсных учреждений.

В городе действовали: драматический театр, ТЮЗ, два кинотеатра, 28 клубов, 8 библиотек, 2 музея, ДК металлургов, детский ДК, музыкальная школа и другие очаги культуры [5, с. 10].

К 1950 году трудящиеся города проявляли большой интерес к городскому смотру художественной самодеятельности. В первые дни городского смотра на сцене Летнего театра металлургов показывали свои творческие достижения самодеятельные коллективы профсоюза угольщиков.

Хоровой коллектив Кузнецкого машиностроительного завода горного оборудования являлся лучшим номером смотровой программы угольщиков [6].

Позже в различных клубах города стали организовываться и проводиться различные фестивали, концерты художественной самодеятельности предприятий Новокузнецка. Так, например, в клубе имени Гоголя состоялось открытие фестиваля молодежи Старокузнецка. На празднике молодежи выступал хор Сталинской ТЭЦ [7]. В клубе Островской площадки проходил концерт, в котором принимал участие коллектив художественной самодеятельности учебно-производственного предприятия общества слепых. Участники хорового кружка дружно и вдохновенно исполнили комсомольскую песню из кинофильма «Добровольцы».

Руководителем художественной самодеятельности выше упомянутого предприятия был А. Кулаков. Более четырех лет он настойчиво воспитывал у молодежи любовь к музыке, хорошей песне. Помогал правильно понять драматическое искусство [8].

В 1950-60-е годы общественная жизнь Кузбасса насыщается музыкальными фестивалями, смотрами, праздниками.

В разных районах города продолжают открываться детские музыкальные школы. Т.е. появились дополнительные ресурсы для детского концертного творчества.

Так, в 1957 Детская школа искусств (ныне № 47) была образована в Старокузнецком районе [9]. Затем была открыта в Куйбышевском районе ДМШ №3. До получения статуса самостоятельной школы (ныне Детская школа искусств № 53) она являлась филиалом ДМШ №1. Это было время, когда ни одно мероприятие в районе и даже в городе не проходило без участия преподавательского коллектива ДМШ №3. В 1961 году ДМШ №3 стала самостоятельной [10]. В 1962 году, в Заводском районе открылась Детская музыкальная школа № 9. (В 2004 г. она путём объединения с филиалом ДХШ № 28 была преобразована в Детскую школу искусств № 58) [11]. Детская музыкальная школа № 40 Орджоникидзовского района была основана в 1964 году. В год открытия школы пять преподавателей обучали детей искусству игры на баяне, аккордеоне и фортепиано [12]. Почти 10 лет спустя, в Центральном районе, в 1972 году была организована Детская школа искусств № 1 как филиал детской музыкальной школы № 7 (ныне ДШИ № 47). В 1978 году была реорганизована в детскую школу искусств № 26, а в 1985 - переименована в ДШИ № 1 [13]. Детская школа искусств № 55 Ильинского района (ранее Детская музыкальная школа № 25) существует с 1985 года [14]. Самая «молодая» Детская школа искусств располагается в поселке Лествяги. Школа искусств была основана в 1990 году как «Детская музыкальная школа № 95», а в 1999 году была преобразована в «Детскую школу искусств № 48» [15].

В середине 80-х годов прошлого столетия в Новокузнецке возникает Муниципальный джаз-клуб «Геликон» под руководством пианиста, Заслуженного артиста России - Анатолия Берестова. Клуб быстро приобретает известность и продолжает активно пропагандировать джазовую музыку, образцы которой звучали в городе еще в первой половине века. За тридцатилетнюю деятельность на сцене клуба выступали не только новокузнецкие джаз-мены и джаз-бенды, но и приезжали с гастролями Бенни Голсон, Куртис Фуллер, Бобби Ватсон, Эдди Гомес, Билли Кобэм, Майк Стерн, Игорь Бутман, Давид Голощекин, Даниил Крамер, Михаил Окунь и многие другие [16].

А в конце 90-х годов, по приглашению Анатолия Берестова, в Новокузнецке обосновался пианист, преподаватель Но-

Библиографический список

восибирской государственной консерватории (академии) им. М.И. Глинки - Александровский Лазарь Ефимович. Целью данного переезда являлась просветительская деятельность, проводимая на площадках Геликона, Новокузнецкого училища искусств (ныне НКИ), отдела искусств Муниципальной библиотеке им. Н.В. Гоголя. В программах концертов звучали произведения Бетховена, Чайковского, Прокофьева, Грига, Шостаковича, Брамса и многих других.

Проводится множество семинаров и мастер-классов приезжих музыкантов. Большинство из них сотрудничали с фондом «Русское исполнительское искусство». Примерами могут послужить концерты: солиста Санкт-Петербургского театра оперы и балета, лауреата международных конкурсов Евгения Южина (тенор), лауреата международных конкурсов, солиста Московской Государственной Филармонии - Рустема Кудоярова (фортепиано), лауреата международных конкурсов - Филиппа Вилла (классическая гитара, Франция), лауреата международных конкурсов - Умберто Клеричи (виолончель, Италия) и многих других [17].

Помимо музыкантов, гастролирующих от фонда «Русское исполнительское искусство» Новокузнецк посещали, солисты Санкт-Петербургской оперетты, Кемеровской филармонии и «Театра музыкальной комедии» (ныне Музыкальный театр Кузбасса им. А.К. Боброва), а также солисты фонда Давида Гвенианидзе «Таланты мира».

Хочется отметить, что в Новокузнецке достаточно молодой и очень популярный театр мюзикла «Седьмое утро», созданный в декабре 1999 года. Основатели театра Александр Тюменцев и Татьяна Зырянова, которые тандемом на протяжении всех лет являются руководителями, авторами и идейными вдохновителями всех проектов, осуществляемых театром мюзикла «Седьмое утро». В труппе - молодые артисты, выпускники музыкальных училищ, эстрадных вокальных и хореографических студий. В репертуаре театра мюзиклы: «Собор Парижской Богоматери»; «Граф Монте-Кристо»; «Моцарт»; «Ромео и Джульетта»; «Человек, который смеется»; «Принц Египта»; «Афган»; «Вечера на хуторе близ Диканьки»; «Империя чувств».

Творчество «Седьмого утра» - это искренние эмоции, неподдельная страсть, полная отдача артистов, прекрасные голоса, красивые молодые лица и огромная любовь к зрителю.

В разные годы наблюдались взлеты и падения активности концертной деятельности и, хотя, сейчас не столь популярны как раньше концерты музыкантов, но залы часто полны истинными ценителями искусства.

Главным выводом рассоренных процессов является следующий - развитие музыкальной культуры Новокузнецка непосредственным и очевидным образом зависит от его развития как крупнейшего промышленного центра региона. Очевидна тенденция: чем активнее возникают промышленные предприятия - тем интенсивнее музыкальная жизнь. Здесь Новокузнецк становится местом притяжения музыкантов самых разных направлений. Однако приживаются большей частью «клубные» формы музицирования. Академическая музыка тоже имеет спрос, но значительно менее выраженный. Видимо, это связано с тем, что социальная среда промышленных предприятий достаточно однородна, здесь мало накапливается потенциала для перехода от массовых форм музицирования к культивированию сложных академических явлений, несмотря на то, что на гастрольном уровне для этого были созданы все условия.

1. Липукин, В. Музыкальную культуру - трудящимся // Большевисткая сталь. - 1933. - № 228.

2. Открылась городская олимпиада самодеятельного искусства // Большевисткая сталь. - 1934. - № 235.

3. Лесовиченко, А. К проблеме концертной деятельности музыкального учебного заведения // Интеллект. Культура. Образование: материалы сибирской конференции. - Новосибирск, 1994.

4. МБОУ ДОД «Детская музыкальная школа № 6» // Управление культуры г. Новокузнецка [Э/р]. - Р/д: http://www.kultura-nk.ru

5. Трошкина, Т.А. Из истории развития музыкальной культуры г. Новокузнецка времен строительства КМК (1930 - 1941 гг.) // Из истории музыкальной культуры. - Новокузнецк, 2001.

6. Бухтиярова Т. Городской смотр художественной самодеятельности // Большевисткая сталь. - 1950. - № 108.

7. Кузнецкий рабочий. - 1957. - № 36.

8. Илларионова, З. Совершенствуется мастерство самодеятельных артистов // Кузнецкий рабочий. - 1960. - № 82.

9. МБОУ ДОД «Детская школа искусств № 47» // Управление культуры г. Новокузнецка [Э/р]. - Р/д: http://www.kultura-nk.ru.

10. МБОУ ДОД «Детская школа искусств № 53» // Детская школа искусств № 53 [Э/р]. - Р/д: http://www.dshi53.com

11. МБОУ ДОД «Детская школа искусств № 58» // Детская школа искусств № 58 [Э/р]. - Р/д: http://dshi58.ru

12. МБОУ ДОД «Детская музыкальная школа № 40» // Детская музыкальная школа № 40 [Э/р]. - Р/д: http://дмш40.рф

13. МБОУ ДОД «Детская школа искусств № 1» // Детская школа искусств № 1 [Э/р]. - Р/д: http://dshi1-nk.ru

14. МБОУ ДОД «Детская школа искусств № 55» // Детская школа искусств № 55 [Э/р]. - Р/д: http://dshi55.kmr.muzkult.ru

15. МБОУ ДОД «Детская школа искусств № 48» Управление культуры г. Новокузнецка [Э/р]. - Р/д: http://www.kultura-nk.ru

16. Муниципальный джаз-клуб «Геликон» // Управление культуры г. Новокузнецка [Э/р]. - Р/д: http://www.kultura-nk.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

17. Городской методический центр // Управление культуры г. Новокузнецка [Э/р]. - Р/д: http://www.kultura-nk.ru

Bibliography

1. Lipukin, V. Muzihkaljnuyu kuljturu - trudyathimsya // Boljshevistkaya stalj. - 1933. - № 228.

2. Otkrihlasj gorodskaya olimpiada samodeyateljnogo iskusstva // Boljshevistkaya stalj. - 1934. - № 235.

3. Lesovichenko, A. K probleme koncertnoyj deyateljnosti muzihkaljnogo uchebnogo zavedeniya // Intellekt. Kuljtura. Obrazovanie: materialih sibirskoyj konferencii. - Novosibirsk, 1994.

4. MBOU DOD «Detskaya muzihkaljnaya shkola № 6» // Upravlenie kuljturih g. Novokuznecka [Eh/r]. - R/d: http://www.kultura-nk.ru

5. Troshkina, T.A. Iz istorii razvitiya muzihkaljnoyj kuljturih g. Novokuznecka vremen stroiteljstva KMK (1930 - 1941 gg.) // Iz istorii muzihkaljnoyj kuljturih. - Novokuzneck, 2001.

6. Bukhtiyarova T. Gorodskoyj smotr khudozhestvennoyj samodeyateljnosti // Boljshevistkaya stalj. - 1950. - № 108.

7. Kuzneckiyj rabochiyj. - 1957. - № 36.

8. Illarionova, Z. Sovershenstvuetsya masterstvo samodeyateljnihkh artistov // Kuzneckiyj rabochiyj. - 1960. - № 82.

9. MBOU DOD «Detskaya shkola iskusstv № 47» // Upravlenie kuljturih g. Novokuznecka [Eh/r]. - R/d: http://www.kultura-nk.ru.

10. MBOU DOD «Detskaya shkola iskusstv № 53» // Detskaya shkola iskusstv № 53 [Eh/r]. - R/d: http://www.dshi53.com

11. MBOU DOD «Detskaya shkola iskusstv № 58» // Detskaya shkola iskusstv № 58 [Eh/r]. - R/d: http://dshi58.ru

12. MBOU DOD «Detskaya muzihkaljnaya shkola № 40» // Detskaya muzihkaljnaya shkola № 40 [Eh/r]. - R/d: http://dmsh40.rf

13. MBOU DOD «Detskaya shkola iskusstv № 1» // Detskaya shkola iskusstv № 1 [Eh/r]. - R/d: http://dshi1-nk.ru

14. MBOU DOD «Detskaya shkola iskusstv № 55» // Detskaya shkola iskusstv № 55 [Eh/r]. - R/d: http://dshi55.kmr.muzkult.ru

15. MBOU DOD «Detskaya shkola iskusstv № 48» Upravlenie kuljturih g. Novokuznecka [Eh/r]. - R/d: http://www.kultura-nk.ru

16. Municipaljnihyj dzhaz-klub «Gelikon» // Upravlenie kuljturih g. Novokuznecka [Eh/r]. - R/d: http://www.kultura-nk.ru

17. Gorodskoyj metodicheskiyj centr // Upravlenie kuljturih g. Novokuznecka [Eh/r]. - R/d: http://www.kultura-nk.ru

Статья поступила в редакцию 08.10.14

УДК 392.81

Khadzhieva M.H. KARACHAY-BALKAR FOOD IN CHILDREN'S RITUALS. The traditional culture if Kara-chay-Balkar people are known to have transitional periods in the life cycle of a person from the very birth to the day when he or she dies. All events in the life of this person have traditions and rituals that are connected with them. The article explores the role of food in children's rituals, which not only has important biological function of ensuring the health of mothers and children, but was an integral part of numerous magic tricks, also aimed at ensuring the well-being of a mother and a child. The big role was given to the moment when a baby got its name from relatives, neighbors or friends of the family. The author describes the choice of a name for a child and what it depended on. In the article the author presents the unique material based on field research of scientists studying the folklore of Karachay-Balkar people. Thus, the author contributes to the preservation and development of national traditions. Key words: maternity ritual cycle, food taboos, ritual food, ritual food.

М.Х. Хаджиева, канд. ист. наук, зав. учебно-методическим отделом КЧГУ, доц. каф. истории России ФГБОУ ВПО «Карачаево-Черкесский гос. университет им. У.Д. Алиева», г. Карачаевск, E-mail: b.madina@yandex.ru

КАРАЧАЕВО-БАЛКАРСКАЯ ПИЩА В ДЕТСКОЙ ОБРЯДНОСТИ

В традиционной культуре карачаево-балкарского народа переходные периоды в жизненном цикле человека от рождения до смерти сопровождались обрядами и ритуалами. В статье исследуется роль пищи в детской обрядности, которая не только несла важную биологическую функцию обеспечения здоровья роженицы и ребенка, но и являлась составной частью многочисленных магических приемов, также направленных на обеспечение благополучия матери и ребенка. В статье автор представляет уникальный материал, основанный на полевых исследованиях учёных, изучающих фольклор карачаево-балкарского народа. Тем самым автор вносит свой вклад в сохранение и дальнейшее развитие национальных традиций.

Ключевые слова: родильный обрядовый цикл, пищевые запреты, ритуальная пища, обрядовая пища.

В традиционной культуре карачаево-балкарского народа переходные периоды в жизненном цикле человека от рождения до смерти сопровождались обрядами и ритуалами. Из многочисленных обрядов, совершаемых карачаевцами и балкарцами, выделяют несколько. Это семейные обряды, приуроченные к важнейшим событиям: рождение ребенка - родильный обрядовый цикл, свадебные обряды, похороны и поминки по умершим родственникам. Ими отмечены основные вехи человеческого пути.

Различного рода трапезы, приуроченные к главным событиям в жизни горцев, свидетельствуют о существовании в прошлом систем возрастных групп. Переход членов групп в последующие ступени системы возрастных классов оформлялся определенными ритуалами сопровождаемые трапезами. Определенную ритуальную нагрузку выполняла пища и при изменении положения человека в системе родства. Рождение ребенка, особенно первенца, было важным событием в жизни народов Карачая и Балкарии. В XIX - XX в вв. роды происходили в родительском доме, где мать с ребенком и остается на некоторое время.

Считалось, что некоторые виды пищи выполняли охранительную функцию, вообще угощениями отмечались все наиболее важные моменты в жизни ребенка. Но прежде всего, пища должна была обеспечить восстановление сил роженицы и нор-

мальное развитие детского организма. Сразу после рождения ребенка, для роженицы, родственников и соседей готовили рисовую кашу - «баста» с курагой, сливой, изюмом, политую медом, маслом, сахарную халву - «шекер халуа», травяной чай со сливками - «сют шай» и обязательно приносили в жертву овцу.

По представлению карачаево-балкарского народа составляющие ритуальных блюд способствовали благополучному развитию ребенка, а также содействовали укреплению здоровья матери и ребенка.

Традиционно все кавказские народы, в том числе и карачаевцы и балкарцы, стремились иметь как можно больше детей. На бездетность смотрели как на большое несчастье, женщин, не имеющих детей, называли и называют «каратон» - «черношу-бая», в современном понятии «белая ворона». Рождение мальчика-первенца, отмечали особенно пышно, отец резал барана, на угощение созывались родственники, друзья, односельчане.

Через неделю после рождения малыша устраивали ритуальное празднество по случаю укладывания в люльку «бе-шикъкъе салган». К этому дню резали жертвенное животное -«къурман мал» и готовили праздничный стол из лакомых блюд. В доме родителей устраивали празднество с обильным угощением «ыстым той», на него приглашали соседей, родственников,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.