Научная статья на тему 'Концептуальные представления о конкуренции и конкурентоспособности субъектов деятельности как социально-психологических феноменов'

Концептуальные представления о конкуренции и конкурентоспособности субъектов деятельности как социально-психологических феноменов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
497
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРУКТУРА КОНКУРЕНЦИИ / ТИПОЛОГИЯ КОНКУРЕНЦИИ / ИСТОЧНИКИ КОНКУРЕНЦИИ / ФАКТОРЫ КОНКУРЕНЦИИ / СТРУКТУРА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ / СВОЙСТВА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ / COMPETITION / COMPETITIVENESS / SOCIAL AND CULTURAL FACTORS / ORGANIZATIONAL CULTURE / VALUES / TRADITIONS / CORPORATIVISM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Емельянова Людмила Андреевна, Данилов Иван Петрович, Денисов Виктор Иванович

Проблематика конкуренции и конкурентоспособности субъектов деятельности в социальной психологии не являлась предметом специального исследования. На основе деятельностного и системного походов представлены структура, классификация, свойства, детерминанты, факторы конкуренции и конкурентоспособности субъектов деятельности как социально-психологических явлений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CORPORATE CULTURE AS THE BASIC OF THE SOCIAL AND CULTURAL FACTORS OF COMPETITIVENESS OF AN INDUSTRIAL ENTERPRISE

Increase of competitiveness of the organization is influenced by the set of factors. The corporate culture is the basic of the social and cultural factor of competitiveness of the organization. The corporate culture is considered as the non-material active indirectly influencing on increasing the competitiveness of any organization of any field of activity and any pattern of ownership. It carries out function of maintenance of competitive strategy, induces the personnel to achievement of good results of activity, facilitates to constructive behavior of workers.

Текст научной работы на тему «Концептуальные представления о конкуренции и конкурентоспособности субъектов деятельности как социально-психологических феноменов»

УДК 332.122

Л.А. ЕМЕЛЬЯНОВА, И.П. ДАНИЛОВ, В.И. ДЕНИСОВ

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О КОНКУРЕНЦИИ И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ СУБЪЕКТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ФЕНОМЕНОВ*

Ключевые слова: структура конкуренции, типология конкуренции, источники конкуренции, факторы конкуренции, структура конкурентоспособности, свойства конкурентоспособности.

Проблематика конкуренции и конкурентоспособности субъектов деятельности в социальной психологии не являлась предметом специального исследования. На основе деятельностного и системного походов представлены структура, классификация, свойства, детерминанты, факторы конкуренции и конкурентоспособности субъектов деятельности как социально-психологических явлений.

L.A. EMELYANOVA, I.P. DANILOV, V.I. DENISOV CORPORATE CULTURE AS THE BASIC OF THE SOCIAL AND CULTURAL FACTORS OF COMPETITIVENESS OF AN INDUSTRIAL ENTERPRISE

Key words: competition, competitiveness, social and cultural factors, organizational culture, values, traditions, corporativism.

Increase of competitiveness of the organization is influenced by the set of factors. The corporate culture is the basic of the social and cultural factor of competitiveness of the organization.

The corporate culture is considered as the non-material active indirectly influencing on increasing the competitiveness of any organization of any field of activity and any pattern of ownership. It carries out function of maintenance of competitive strategy, induces the personnel to achievement of good results of activity, facilitates to constructive behavior of workers.

В рамках данного исследования конкуренция как социально-психологическое явление определяется как соперничество субъектов деятельности, заинтересованных в достижении одной и той же цели. Целью субъектов является достижение наилучшего результата деятельности за минимальное количество затраченного времени. Субъектами конкуренции могут выступать личность, малая, большая группа. Субъект конкурентного взаимодействия - это конкурент. Конкуренция может рассматриваться как объективное условие, в котором осуществляется деятельность субъектов. Деятельность субъектов в условиях конкуренции требует мобилизации физических и интеллектуальных ресурсов. В деятельности, проходящей в условиях конкуренции, присутствует стремление человека к рекордным показателям, ее лучшим результатам. Конкуренция связана с ограниченностью ресурсов, в качестве которых выступают материальные и нематериальные активы и которыми овладевает субъект, достигший наилучших результатов деятельности в условиях конкуренции. Конкуренция как социально-психологическое явление имеет свою структуру, типологию, функции, факторы, источники, свойства.

На основе деятельностного подхода выделяется следующая структура конкуренции: субъектность (наличие субъектов конкурентного взаимодействия); мотивация, наличие конкурентных мотивов (достижение успеха, лидерских позиций, высокого материального благополучия, престижности и других); процесс, направленный на достижение успеха в конкуренции; результат, выявляющий позиции лидера (победителя) и побежденного (аутсайдера). В процессе конкуренции каждый субъект удовлетворяет свою психологическую потребность в самореализации в деятельности, роста, стремления к совершенству. Процесс предполагает деятельность/действия в условиях конкуренции, в ходе которого достигается результат, квалифицируемый как очень высокий,

* Исследование выполнено при поддержке РФФИ (проект № 10-06-00081а, проект № 10-06-00091 а).

средний и низкий. Конкурентоспособность субъекта есть лучший результат деятельности в условиях конкуренции. Результаты деятельности субъектов рассматриваются в сравнении и характеризуются количественными и качественными показателями. Количественные характеристики результатов деятельности в условиях конкуренции определяются такими показателями, как больше -меньше, быстрее - медленнее и т.п. Качественные показатели выражаются в следующих характеристиках: лучше - хуже, качественнее и т.д. В конкуренции предпочитаемый результат деятельности субъектов определяется характеристиками, выраженными прилагательными в сравнительно-превосходной степени (наилучший (самый лучший), самый (наиболее) ловкий, самый (наиболее) быстрый, самый (наиболее) качественный и т.п. Конкурентным преимуществом обладает субъект, который достиг наилучшего результата деятельности в количественном и качественном планах и которому отдается предпочтение. Субъект, достигший наилучших результатов деятельности в конкуренции, является конкурентоспособным. Он является победителем, ему отдается предпочтение.

Конкуренция основывается на определенной мотивации субъектов деятельности. В межличностной конкуренции имеют место следующие основные мотивы: достижения успеха, карьерного роста и высокой заработной платы, высокого материального благополучия, престижности, стремления к качеству выполняемой деятельности, стремления соответствовать высокому уровню профессиональной компетентности, нежелания иметь статус безработного и связанных с ним негативных последствий и другие. На уровне производственной организаций как производственного коллектива конкуренция способствует формированию мотивов престижности организации в обществе; значимости своей деятельности для общества; патриотизма; содействия развитию, процветанию организации с тем, чтобы она занимала лидирующие позиции среди других производителей, и другие.

В конкуренции доминирующим является мотив достижения первенства, лидерства. В условиях конкуренции у субъекта наблюдается ориентация на исключительность результата деятельности, его предпочтительность в сравнении с результатом деятельности конкурентов. Методам, средствам достижения высокого результата деятельности победитель (лидер) конкуренции не обучает своих конкурентов. Наоборот, эти методы и средства являются его конкурентным преимуществом. И чем более продолжительное время победитель будет сохранять конкурентное преимущество в тайне от своих соперников, тем больше возможности у него оставаться на лидирующих позициях. И в этом он заинтересован. Именно в этом заключается разница между соревнованием и конкуренцией. В этой связи важным становится определение лидером конкуренции человека, характеризующегося не только высокими производственными показателями, но и высокими гражданскими достоинствами. Лидер должен показывать пример не только в профессиональной деятельности, но и в отношениях к своим сотрудникам, партнерам, к задачам, решаемым организацией. Лидер должен характеризоваться ценностными ориентациями, отвечающими общественно значимым целям.

В рамках данной концепции авторами представлена следующая типологии конкуренции:

1) по признаку субъектности субъектами конкурентного взаимодействия могут являться личность и группа. В этой связи выделяется: межличностная и межгрупповая конкуренция;

2) в зависимости от взаимодействия субъектов во внешнем и внутреннем планах выделяется внутренняя конкуренция (внутри организации между ее некоторыми структурными подразделениями), внешняя конкуренция (между государствами, разными организациями одной отрасли и т.д.);

3) в зависимости от степени непосредственного участия субъекта в ней выделяется опосредованная конкуренция, когда конкуренция проистекает через результаты деятельности и конкуренты разведены во времени, пространстве; непосредственная конкуренция, когда субъекты конкурируют напрямую друг с другом, в ходе непосредственного состязания. Эти два типа конкуренции можно рассматривать как безличную и личную. Последний вид соответствует непосредственной конкуренции, безличная - опосредованной;

4) в зависимости от морально-этических ценностей, принятых норм и правил конкурентного взаимодействия как основных средств субъектов конкурентного взаимодействия в процессе достижения результата выделяются конструктивная (основными средствами выступают принятые нормы и правила конкурентного взаимодействия, профессионализм, нравственные ценности (честность, справедливость), деструктивная конкуренция (когда субъекты используют методы и средства, связанные с нарушением принятых норм и правил взаимодействия, чтобы выйти «победителем», когда для достижения цели все средства хороши);

5) в зависимости от характера протекания конкуренции выделяется партнерская, когда конкуренты воспринимаются как партнеры; и конфронтационная когда конкуренты воспринимаются как враги. При партнерской и конструктивной конкуренции выражена мотивация достижения успехов, проявляется в полной мере профессионализм. При деструктивной и конфронтационной конкуренции присутствует мотивация подавления, разрушения деятельности и взаимоотношений, профессионализм субъектов не раскрывается в полной мере.

В данном исследовании выделены следующие негативные функции конкуренции: приводит к возникновению чувства зависимости у проигравшего в отношении победителя; может являться причиной излишней осторожности и конформизма; усиливает неуверенность, страх не соответствовать условиям жестокой конкуренции, снижает самооценку субъекта; портит доверительные отношения, выступающие фактором психического здоровья и личностного роста; предполагает статус побежденного, при этом вызывает переживание негативных эмоциональных состояний; может вызвать конфликтное взаимодействие; вызывает желание удовлетворить в первую очередь собственные интересы в ущерб интересам других; допускает использование любых методов и средств для достижения победы в ней, может привести к нарушению взаимоотношений и деятельности. Положительные функции конкуренции: конкуренция способствует достижению высоких результатов в деятельности, формирует мотивацию достижения успеха; проявлению творчества личности, создает условия для ее самореализации в деятельности, стимулирует рост, развитие, повышение профессионализма, способствует совершенствованию, стимулирует разработку новых конкурентоспособных товаров, услуг, идей, что должно обеспечить всесторонний рост духовного и материального богатства народа.

Источники конкуренции: 1) само содержание деятельности субъектов (спорт);

2) особенности межличностных отношений (в ситуации проявления чувства любви к одному и тому же человеку и желания добиться ее с его стороны соперниками);

3) личностные особенности субъектов (с ориентацией на конкурентное взаимодействие, которые всегда и во всем стремятся быть победителями, часто для этого выбирая любые средства); 4) конфликт (стороны могут вступить в конкурентное взаимодействие, которое может иметь открытый и скрытый характер (явный и неявный); 5) характеристика ситуации (в профессиональном отборе при приеме на работу, продвижении по карьерной лестнице и т.п.); 6) объективные условия деятельности (конкуренция - объективная среда рыночной экономики). Таким образом, можно выделить две группы основных источников конкуренции: ограничен-

ность ресурсов в их качественном и количественном измерении; наличие у субъектов одной и той же цели, совпадение интересов.

Можно выделить следующие факторы конкуренции: поведенческие, ценностные, мотивационные, аффективные, деятельностные, коммуникативные. Поведенческие негативные факторы проявляются в открытой конфронтации, враждебности, грубости, бестактности и др.), позитивные - в дипломатичности, готовности к сотрудничеству, гибкости, дружелюбии и других характеристиках поведения субъектов в конкуренции. Ценностные факторы конкуренции проявляют себя в том, что конкуренты придерживаются либо не придерживаются норм, правил конкурентного взаимодействия, они выражены в средствах взаимодействия. В конкуренции проявляются мотивы: рациональные (мотивация достижения успеха при партнерской конкуренции) и иррациональные (мотивация подавления при конфронтационной конкуренции). Аффективные факторы конкуренции проявляются в сопровождении конкурентного взаимодействия эмоциями: положительными (удовлетворенность, оптимизм, выражение солидарности), отрицательными (агрессия, демонстрация разочарования, страха). Деятельностные (профессиональные, функциональные) факторы конкуренции предполагают профессионализм и профессиональную самореализацию субъектов, целеустремленность. Коммуникативные факторы конкуренции выражены в наличии или отсутствии барьеров в общении субъектов конкурентного взаимодействия, содержании коммуникации, способе воздействия на субъекта конкурентного взаимодействия (унижение его, оказание поддержки либо нейтральная позиция), коммуникативной компетентности. Факторы конкуренции биполярны: положительные и отрицательные. В конкуренции могут проявляться и те и другие факторы. В основе доминирования того либо другого фактора лежат нравственные ценности субъектов конкурентного взаимодействия.

Имеется непосредственная связь между конкуренцией и конкурентоспособностью как социально-психологическими явлениями.

Проблема конкурентоспособности в социальной психологии не являлась предметом специального исследования. Ее отдельные стороны рассматриваются в педагогике, психологии, социологии и других науках. Понятие «конкурентоспособность личности в условиях рынка труда» вызывает интерес в научно-педагогической среде уже с середины 90-х гг. прошлого века. Значительный вклад в изучение психолого-педагогических условий формирования конкурентоспособности личности внесли В.И. Андреев, В.С. Безрукова, А.П. Беляева, В.Г. Виненко, Л.М. Митина, К.В. Савельев, А.И. Субетто, Ю.К. Чернова, В.В. Щипанов и др. Объектом их исследования является формирование конкурентоспособной личности.

Деятельностный и ситуационный подходы способствуют изучению конкурентоспособности субъекта в деятельности в ситуации (условиях) конкуренции. В рамках данного исследования конкуренция как социально-психологическое явление определяется как соперничество субъектов деятельности, заинтересованных в достижении одной и той же цели. Целью субъектов является достижение наилучшего результата деятельности. Субъектами конкуренции могут выступать личность, малая, большая группа. Конкуренция также может рассматриваться как объективное условие, в котором осуществляется деятельность субъектов. Конкуренция связана с ограниченностью ресурсов в их качественном и количественном измерении, которыми овладевает субъект, достигший наилучших результатов деятельности. Конкуренция проистекает в условиях деятельности субъектов.

Конкурентоспособность - это не есть выживание. Выживание как цель жизни порождает между людьми и их группами жестокую конкуренцию, в которой нет места совершенной любви; любовь становится уродливой, направля-

ется больше на предметы, вещи, дела, нацеливается на присвоение материальных благ, удобств, удовольствий и т.п., а в отношениях между людьми преследует выгоды [3].

Сам факт конкуренции предъявляет требования к субъекту быть конкурентоспособным. Конкурентоспособность реализуется в деятельности в условиях конкуренции, в отсутствии конкуренции она не актуализируется. Если исходить из семантики слова «конкурентоспособность», то оно означает способность к конкуренции. Как было заявлено выше, субъекты конкуренции имеют одни и те же цели, выраженные в достижении наилучших результатов в деятельности за минимальное количество времени. В условиях конкуренции цели достигает тот субъект, который обладает большей конкурентоспособностью, кто наиболее конкурентоспособен. Результаты деятельности определяются позицией либо победителя (лидера) и побежденного (аутсайдера). Позиция победителя определяет конкурентоспособность субъекта. Его результату деятельности отдается предпочтение. Конкурентоспособность субъекта в самом широком смысле означает способность опережать других в достижении поставленных целей в деятельности в условиях конкуренции.

Существует множество определений и способов измерения конкурентоспособности. Быть конкурентоспособным - значит быть самым лучшим, занимать лидерские позиции по результатам деятельности, осуществляемой в условиях конкуренции. Конкурентоспособность субъекта предполагает, прежде всего, качество, уникальность, эксклюзивность результата деятельности, а также высокую скорость ее выполнения. Конкурентоспособность может проявляться в индивидуальном стиле деятельности, что будет составлять конкурентное преимущество субъекта. Конкурентоспособность субъекта обеспечивает удовлетворение потребностей той или иной части общества, тем самым обеспечивая свою востребованность. Конкурентоспособность субъекта есть редкое явление, дефицитное, широко нераспространенное. И поэтому конкурентоспособность есть феномен единичный. Конкурентоспособность как способность конкурировать определяет индивидуальные особенности субъекта деятельности. По существу, задача исследования конкурентоспособности субъекта есть определение ее на данный момент исследования. Конкурентные условия, в которых функционирует субъект, стимулируют к высоким результатам деятельности, т.е. сами конкурентные условия выступают фактором повышения конкурентоспособности. Понятие «конкурентоспособность» часто используется как синоним слова «успешность». С точки зрения деятельностного подхода, конкурентоспособность определяется как достижение субъектом наилучшего результата деятельности в условиях конкуренции. За счет этого происходит удовлетворение потребностей потребителей и своих собственных. Конкурентоспособность субъекта дает ему возможность удовлетворения потребностей, прежде всего, в реализации профессиональной компетентности, профессиональных и личностных качеств в профессиональной деятельности. Конкурентоспособностью может обладать любой субъект: личность, организация, регион, государство.

Конкурентоспособность также можно рассматривать как интегральную характеристику субъектов конкуренции, включающую три структурных компонента:

- деятельностный (функциональный), определяющий результат деятельности субъектов конкуренции с его количественными и качественными показателями;

- коммуникативный, выступающий как средство взаимодействия субъектов;

- нравственно-этический (нормативно-ценностный), предусматривающий выполнение принятых правил поведения субъектами конкуренции, основанных на нравственных нормах жизнедеятельности общества, а также ценно-

стные ориентации, направленные не только на экономические мотивы, выраженные в получении прибыли, но и на приоритетные мотивы нравственно-этического, гуманистического характера, проявляющиеся в духовных ценностях, творческой самореализации субъекта и т.д.

Деятельностный компонент конкурентоспособности выражен в достижении высоких результатов деятельности субъекта в условиях конкуренции. Деятельностный компонент конкурентоспособности предполагает высокий профессионализм субъекта, сотрудничество, кооперацию, конструктивность взаимодействия с другими субъектами деятельности. В деятельностном компоненте выражена и коммуникативная сторона, выступающая как средство взаимодействия субъектов деятельности в условиях конкуренции. Коммуникативный компонент выражен в сотрудничестве. Нормативно-ценностный или нравственно-этический компонент определяют коммуникативную и функциональную стороны деятельности предприятия, формируя стратегию сотрудничества и нравственно-этические нормы поведения.

Коммуникативный компонент конкурентоспособности присутствует на коммуникативном уровне, интерактивном и перцептивном. Коммуникативный компонент выражен в наличии или отсутствии барьеров в общении субъектов конкурентного взаимодействия. Деятельностный компонент - на интерактивном, коммуникативном и перцептивном. Нормативно-ценностный присутствует также на всех трех уровня.

Перцептивная сторона конкурентоспособности выражена в том, как субъекты конкурентного взаимодействия воспринимают друг друга. Если они воспринимают друг друга как врагов, то взаимодействие может быть нарушено либо может принять крайнюю его форму - уничтожение одного из субъектов, а деятельность прекращена. В ситуации, когда субъекты конкурентного взаимодействия воспринимают друг друга как партнеров, такую конкуренцию можно считать партнерской, так как она способствует эффективной деятельности, достижению успехов в ней, не разрушает взаимодействия субъектов. Коммуникативная сторона конкурентоспособности выражена в том, как происходит общение между конкурентами. Если не возникает между ними барьеров в общении, присутствует открытость мнений, возможность обсуждать имеющиеся и вновь возникающие проблемы, готовность к сотрудничеству, то присутствует восприятие их друг друга как партнеров. Здесь обмен информацией не нарушается, не разрушаются взаимоотношения и не прекращается деятельность. Интерактивная сторона конкурентоспособности выражена в том, к какому взаимодействию его субъекты более расположены, готовность к какому типу конкуренции они проявляют: готовность к сотрудничеству и партнерской конкуренции либо к конфронтационной конкуренции - конкуренции-вражде. Если доминирует готовность к партнерской конкуренции, барьеров в общении не возникает, а если возникают, то легко преодолеваются, деятельность не прекращается, взаимоотношения не разрушаются, воспринимаются друг другом как партнеры, но не как враги. Нормативно-ценностный компонент конкурентоспособности предполагает соблюдение норм, правил конкурентного взаимодействия. Если они не соблюдаются хотя бы одним из субъектов конкурентного взаимодействия, то это может привести к разрыву взаимоотношений, прекращению деятельности, восприятию друг друга как недругов, врагов. Конкуренция протекает, прежде всего, в условиях социального контроля на основе норм - принятых в обществе образцов поведения, регламентирующих взаимодействие и взаимоотношения людей. Выявлено, что все три компонента присутствует в структуре конкурентоспособности субъекта, включенного в конкурентное взаимодействие, и являются интегрирующим звеном любого уровня конкурентоспособности. Со-

циально-психологическая природа конкурентоспособности специалиста и конкурентоспособности организации имеют одну и ту же основу.

Конкурентоспособность характеризуется следующими отличительными свойствами многоуровневость, многофакторность, многоаспектность имеет также свойства относительности, сравнительности, управляемости. Свойства конкурентоспособности универсальны, т.е. относятся к каждому (любому) ее уровню. Конкурентоспособность является категорией динамической. Многоуровневость конкурентоспособности выражена в том, что конкурентоспособность изучается на разных ее уровнях: личности, организации, региона, страны. При чем все уровни взаимосвязаны и зависят от конкурентоспособности личности, ее профессионализма, нравственных ценностей, ориентации на конструктивные виды взаимодействия, прежде всего, сотрудничество. Многофакторность выражена в том, что на повышение конкурентоспособности воздействует множество факторов. Многоаспектность объясняется тем, что проблема конкурентоспособности в той или иной степени рассматривается в различных областях научных знаний: экономике, менеджменте, социологии, политологии, педагогике, психологии и др., а также тем, что требуется укрепление междисциплинарных связей с данными науками для реализации системного подхода в разработке социально-психологической концепции. Относительность проявляется во временном и пространственном измерениях, сегодня и в данном пространстве субъект конкурентоспособен в чем-либо, завтра и в другом пространстве - менее конкурентоспособен, сдал свои лидерские позиции, лидерство перешло к другому субъекту и т.д. Конкурентоспособность одного субъекта может быть определена в отношении другого субъекта в условиях конкурентного взаимодействия. Сравнительность конкурентоспособности субъекта заключается в возможности сравнить с конкурентоспособностью другого субъекта, находящегося в конкурентном взаимодействии. Управляемость выражена в том, что конкурентоспособность не есть раз и навсегда достигнутый феномен, ее необходимо поддерживать, повышать, т.е. управлять ею. Конкурентоспособность является категорией динамической, ее изменения обусловлены как внешними, так и внутренними факторами, значительная часть которых может рассматриваться в качестве управляемых параметров.

Литература

1. Андреева Г.М. Социальная психология: учебник для вузов. М.: Аспект Пресс, 2000. 375 с.

2. Данилов И.П. Конкурентоспособность регионов России. М.: Канон, 2007. 368 с.

3. Емельянова Л.А. Социально-психологическая концепция конкуренции конкурентоспособности. М.: МГТУ «МАМИ», 2009. 347 с.

ЕМЕЛЬЯНОВА ЛЮДМИЛА АНДРЕЕВНА - кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогической и социальной психологии, Московский государственный гуманитарный университет им. А.М. Шолохова, Россия, Москва.

EMELYANOVA LYUDMILA ANDREEVNA - candidate of psychological sciences, assistant professor of Pedagogical and Social Pcy^ology Chair, Sholokhov Moscow State University for the Humanities, Russia, Moscow.

ДАНИЛОВ ИВАН ПЕТРОВИЧ - доктор экономических наук, профессор, главный научный сотрудник научной части, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары (DIP41@yandex.ru).

DANILOV IVAN PETROVICH - doctor of economics sciences, professor, Chuvash State University, Russia, Cheboksary.

ДЕНИСОВ ВИКТОР ИВАНОВИЧ - доктор экономических наук, профессор, начальник отдела, Российский гуманитарный научный фонд, Россия, Москва.

DENISOV VIKTOR IVANOVICH - doctor of economics sciences, professor, Russian Foundation for Humanities, Russia, Moscow.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.