Научная статья на тему 'Концептуальные подходы к обучению детей предшкольного возраста'

Концептуальные подходы к обучению детей предшкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1335
214
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНЦЕПЦИЯ / ДОШКОЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ / ПРЕДШКОЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / CONCEPT / PRESCHOOL EDUCATION / PSYCHOLOGICAL READINESS / PRE-SCHOOL TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Аубакирова Рахила Жуматаевна

В статье описаны различные концепции развития и воспитания детей дошкольного возраста, особенности предшкольной подготовки детей шестилеток. Особое внимание уделяется психологической готовности детей к школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONCEPTUAL APPROACHES TO THE TRAINING OF PRESCHOOL CHILDREN

His article describes different concepts of development and education of preschool children, specific features of pre-school training of six-year old children. Special attention is paid to the psychological readiness of children for school.

Текст научной работы на тему «Концептуальные подходы к обучению детей предшкольного возраста»

УДК 373.4

Аубакирова Рахила Жуматаевна

кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии Семипалатинского государственного университета им. Шакарима editor@hist-edy.ru

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ К ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ ПРЕДШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В статье описаны различные концепции развития и воспитания детей дошкольного возраста, особенности предшкольной подготовки детей шестилеток. Особое внимание уделяется психологической готовности детей к школе.

Ключевые слова: концепция, дошкольное воспитание, психологическая готовность, предшкольная подготовка.

Aubakirova Rakhila Zhumataevna

PhD in Pedagogy, Associate Professor of the Department of Psychology of Semey State University named after Shakarim editor@hist-edy.ru

CONCEPTUAL APPROACHES TO THE TRAINING OF PRESCHOOL CHILDREN

This article describes different concepts of development and education of preschool children, specific features of pre-school training of six-year old children. Special attention is paid to the psychological readiness of children for school.

Key words: concept, preschool education, psychological readiness, pre-school training.

В 6-летнем возрасте ребенка ждет первая крупная перемена в жизни. Старший дошкольный возраст - это период, связанный с переходом ребенка на следующий, очень важный этап его жизни - поступление в школу. Происходят изменения в системе отношений детей с взрослыми, сверстниками, изменения социальной ситуации развития, готовности детей к школьному обучению. Поэтому важное место в работе с детьми 6-го и 7-го года жизни начинает занимать подготовка к школе.

Проблема подготовки детей к школе на протяжении многих десятилетий была и остается актуальной проблемой. Многие родители отдают детей в школу не с 7-ми, а с 6-ти лет. В связи с этим возникает много вопросов, требующих специального обсуждения. Все ли дети могут учиться с 6-ти лет? Полезно ли в этом возрасте включаться в школьное обучение, и каким, это обучение, должно быть? Если 6-летний ребенок начинает учиться в школе, значит ли это, что он развивается быстрее и перестает быть дошкольником, поднимаясь на следующую возрастную ступень?

В исследованиях многих ученых неоднократно поднимался вопрос о возможности обучения ребенка с шестилетнего возраста. Проблема преемственности дошкольного и начального образования рассматривается в работах Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, А.В. Запорожца, А.П. Усовой, Г.Г. Кравцовой, Е.Е. Кравцовой, Л.И. Божович, Ш. Амонашвили, И.В. Дубровиной, А.Д. Андреевой, Е.Е. Даниловой, Т.В. Вохмяниной и др. [1, 2, 3, 4, 5, 6, 7].

Л.С. Выготский внес существенный вклад в развитие педагогической психологии. Он не только исследовал возрастные особенности развития психических процессов у детей, но и рассматривал вопросы обучения письму и чтению в переходные от дошкольного к школьному периоды. Характеризуя в кратких чертах историю развития письменной речи у ребенка, Л.С. Выготский приходит к важным практическим выводам: «обучение письму было бы естественно перенести в дошкольный возраст. В самом деле, если открытие символической функции письма возможно уже у детей раннего возраста, как показали опыты Гетцер, то обучение письму должно сделаться обязанностью дошкольного воспитания». Л.С. Выготский анализирует опыт Монтессори о раннем обучении письму и приходит к мнению, что письму обучают как известному моторному навыку, а не как сложной культурной деятельности. Он пишет: «Поэтому, наряду с первым вопросом о переносе обучения письму в дошкольный возраст, выдвигается само собой требование жизненного письма, которое можно сравнить с требованием жизненной арифметики. Это значит, что письмо должно быть осмысленно для ребенка, должно быть вызвано естественной потребностью, надобностью, включено в жизненную, необходимую для ребенка задачу. Только тогда мы можем быть уверены, что оно будет развиваться у ребенка не как привычки руки и пальцев, но как действительно новый и сложный вид речи» [1]. Л.С. Выготский выдвинул требование естественного обучения письму. Он считает, что «обучение письму как навыку приводит именно к принципу нежизненного письма, к гимнастике пальцев, а не к культурному развитию ребенка. Когда читаешь письма детей Монтессо-ри и восхищаешься их каллиграфичностью, нельзя отделаться от впечатления, что перед нами дети, которые научились ударять по клавишам, но которые глухи к музыке, вызываемой их пальцами» [1].

Принципиально большое значение для нашего исследования играет концепция А.Н. Леонтьева о ведущей деятельности. Благодаря его работам, она рассматривается как критерий периодизации психического развития, как показатель психологического возраста ребенка. Он отмечает, что

ведущая деятельность характеризуется тем, что в ней возникают и дифференцируются другие виды деятельности, перестраиваются основные психические процессы и происходят изменения психологических особенностей личности на данной стадии ее развития [2].

В качестве методологического ориентира можно выделить также концепцию Д.Б. Эльконина. Он рассматривает детство в контексте конкретно-исторических условий, которые определяют развитие ребенка. Детство рассматривается как социально-психологическое явление, как условие для приобретения личностью гуманных способов удовлетворения потребностей, овладения человеческой культурой.

Д.Б. Эльконин акцентировал внимание на внутренних противоречиях личности. Эти противоречия, по его мнению, связаны с интеллектуальным созреванием детей 6-ти лет и ведущей деятельностью до 6-ти лет в форме игры. Достаточно хорошо развитый интеллект у детей 6-ти лет не находит своего воплощения в играх, он перерос игры и требует более адекватного себе применения, которое становится возможным лишь при переходе от ведущей деятельности в форме игры к ведущей деятельности в форме учебы (учебной деятельности). Другими словами, дети должны интеллектуально созреть к школьному возрасту. Искусственное форсирование возраста может помешать безболезненному разрешению внутренних противоречий и повлиять на формирование личности ребенка. Ученый предполагал, что сокращение дошкольного детства на один год может нарушить сложившийся процесс развития детей и не принести пользы [3]. Исследования Д.Б. Эль-конина внесли существенный вклад в изучение данной проблематики. По его мнению, целесообразно расширить сеть подготовительных групп детских садов, в которых удобнее готовить детей к школе - поскольку детям в детском саду лучше, они живут более полной, более многообразной жизнью и выглядят жизнерадостнее и здоровее, чем их сверстники-школьники. В конце 1970-х начале 1080-х гг. Д.Б. Эльконин вместе с другими крупными учеными А.В. Запорожцем и В.В. Давыдовым разработали проект Детского Центра, который должен был решить проблему преемственности ДОУ и школы. Однако данный проект по неизвестным причинам не был реализован.

Концепция Д.И. Фельдштейна основывается на понимании детства как особого явления социального мира. Он рассматривает детство с функциональной, содержательной и сущностной позиции. Функционально детство рассматривается им как состояние подготовки к воспроизводству будущего общества, то есть состояния вызревания подрастающего поколения. Содержательно детство рассматривается как процесс физического роста, накопления психических новообразований, определения себя в окружающем мире и взаимодействии с взрослыми и другими детьми. Сущностное детство характеризуется как движение к социальному проявлению через закономерности, связанные с возрастными изменениями.

Концепция Ш.А. Амонашвили базируется на гуманно-личностном взаимодействии взрослого и ребенка. Ребенок нуждается в помощи взрослого, который пытается создать условия для полноценного развития неповторимой личности. Ребенок, по мнению Ш.А. Амонашвили, является неповторимым индивидуальным сочетанием способностей и склонностей [4].

В Концепции В.В. Кудрявцева особое место отводится игре, которая служит задачам телесного и психического выражения чувств ребенка. Концепции готовности к школьному обучению как комплексу качеств, образующих умение учиться, придерживались А.В. Запорожец, В.С. Мухина, А.А. Люблинская [7]. Они включают в понятие готовности к обучению понимание ребенком смысла учебных задач, их отличие от практических, осознание способов выполнения действий, навыки самоконтроля и самооценки, развитие волевых качеств, умение наблюдать, слушать, запоминать, добиваться решения поставленных задач.

Таким образом, в различных концепциях отражаются проблемы организации деятельности детей, феномен детства и его самоценности, вопросы субкультуры детей, как формы собственной деятельности ребенка.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

1. Выготский Л.С. Умственное развитие детей в процессе обучения. М., 1935.

2. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.

3. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М., 1994.

4. Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети!: пособие для учителя. М., 1983.

5. Запорожец А.В. Интеллектуальная подготовка детей к школе // Дошкольное воспитание. 1977. № 8.

6. Кравцова Е.Е. Развитие произвольного общения у дошкольников со взрослыми и его значение для формирования готовности к школьному обучению // Новые исследования в психологии. 1979. № 2.

7. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.