Научная статья на тему 'Концептуальные подходы и опыт создания сети центров правовой и иной социально значимой информации на базе школьных библиотек'

Концептуальные подходы и опыт создания сети центров правовой и иной социально значимой информации на базе школьных библиотек Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
297
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕТЬ БИБЛИОТЕК / NETWORK OF LIBRARIES / ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА / ELECTRONIC LIBRARY / ЦЕНТР ПРАВОВОЙ И ИНОЙ СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМОЙ ИНФОРМАЦИИ / THE CENTER OF LEGAL AND OTHER SOCIALLY SIGNIFICANT INFORMATION / ШКОЛЬНЫЙ БИБЛИОТЕКАРЬ / SCHOOL LIBRARIANS / УЧИТЕЛЬ / TEACHERS / НЕФОРМАЛЬНОЕ И ИНФОРМАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / NON-FORMAL AND INFORMAL EDUCATION / ДИССИМИНАЦИЯ ПЕРЕДОВОГО ОПЫТА БИБЛИОТЕК / DESSIMINATSIYA EXCELLENCE LIBRARIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Демидов Алексей Александрович, Король Алиса Николаевна, Старовойтова Ольга Рафаельевна, Третьяков Андрей Леонидович

Изменяющаяся роль школьных библиотек в период внедрения ФГОС и реализации государственных программ образования вызвала к жизни новые формы работы, активизировала процессы информатизации публичных библиотек, сделала необходимым внутриведомственное, междуведомственное взаимодействие. Библиотеки в современной школе являются полноценными социальными институтами, широко ведут просветительскую работу, содействуют в получении информального и неформального образования всех участников образовательного процесса. Оптимальная организационная форма для нескольких библиотек, имеющих одинаковый профиль деятельности объединение в сеть, в том числе для целей образовательных комплексов, интегрирующих в себя несколько структур лицей (проуниверсариум), гимназию, школы, дошкольные организации. В статье рассмотрены три различных варианта объединения школьных библиотек в корпоративную сеть.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Демидов Алексей Александрович, Король Алиса Николаевна, Старовойтова Ольга Рафаельевна, Третьяков Андрей Леонидович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Creating a network of legal information centers on the basis of school libraries

The changing role of school libraries in the period of implementation of the FGOS and implementing public education programs have given rise to new forms of work, to intensify the process of informatization of public libraries, made it necessary to intra, interdepartmental. Libraries in the modern school are full-fledged social institutions, are widely educate, assist in obtaining informal and non-formal education of all participants in the educational process. The optimal organizational form for multiple libraries, having the same profile networking, including for the purposes of education systems, integrating a number of structures Lyceum (prouniversarium), gymnasium, school, pre-school organizations. The article describes the three different options for merging the school library to the corporate network.

Текст научной работы на тему «Концептуальные подходы и опыт создания сети центров правовой и иной социально значимой информации на базе школьных библиотек»

Реализация данных компонентов интеграции позволит включить в совместную деятельность основных участников образовательного процесса и тем самым дать оценку эффективности разработанной модели воспитания ценностно-смысловой сферы личности обучающегося во взаимодействии и преемственности общего и дополнительного образования.

Примечания

1. Лакоценина Т. П. Современный урок. Ч. 6: Интегрированные уроки: науч.-практ. пособие для учителей, методистов, руководителей учеб. заведений, студ. пед. учеб. заведений, слушателей ИПК. Ростов-н/Д: Изд-во «Учитель», 2008. 256 с.

2. Белорыбкина Е. А., Исаева С. А. Подготовка педагога к реализации идей интеграции общего и дополнительного образования в системе повышения квалификации: теория и практика: учеб. пособие для преподавателей системы повышения квалификации, руководителей муниципальных методических служб, руководителей образовательных учреждений, педагогов-практиков. Киров: ООО «Типография «Старая Вятка», 2011. 211 с.

3. Интеграция общего и дополнительного образования: практ. пособие / под ред. Е. Б. Евладовой, А. В. Золотаревой, С. Л. Поладьева. М.: АРКТИ, 2006. 296 с. (Сер. «Дополнительное образование»).

4. Каган М. С. Философская теория ценностей. СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1997. 205 с.

5. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Смысл, 2005.

352 с.

УДК 026:34

А. А. Демидов, А. Н. Король, О. Р. Старовойтова, А. Л. Третьяков

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ И ОПЫТ СОЗДАНИЯ СЕТИ ЦЕНТРОВ ПРАВОВОЙ И ИНОЙ СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМОЙ ИНФОРМАЦИИ НА БАЗЕ ШКОЛЬНЫХ БИБЛИОТЕК

Изменяющаяся роль школьных библиотек в период внедрения ФГОС и реализации государственных программ образования вызвала к жизни новые формы работы, активизировала процессы информатизации публичных библиотек, сделала необходимым внутриведомственное, междуведомственное взаимодействие. Библиотеки в современной школе являются полноценными

социальными институтами, широко ведут просветительскую работу, содействуют в получении информального и неформального образования всех участников образовательного процесса. Оптимальная организационная форма для нескольких библиотек, имеющих одинаковый профиль деятельности -объединение в сеть, в том числе для целей образовательных комплексов, интегрирующих в себя несколько структур - лицей (проуниверсариум), гимназию, школы, дошкольные организации. В статье рассмотрены три различных варианта объединения школьных библиотек в корпоративную сеть.

The changing role of school libraries in the period of implementation of the FGOS and implementing public education programs have given rise to new forms of work, to intensify the process of informatization of public libraries, made it necessary to intra, interdepartmental. Libraries in the modern school are full-fledged social institutions, are widely educate, assist in obtaining informal and non-formal education of all participants in the educational process. The optimal organizational form for multiple libraries, having the same profile - networking, including for the purposes of education systems, integrating a number of structures - Lyceum (prouniversarium), gymnasium, school, pre-school organizations. The article describes the three different options for merging the school library to the corporate network.

Ключевые слова: сеть библиотек, электронная библиотека, центр правовой и иной социально значимой информации, школьный библиотекарь, учитель, неформальное и информальное образование, диссиминация передового опыта библиотек.

Keywords: a network of libraries, electronic library, the center of legal and other socially significant information, school librarians, teachers, non-formal and informal education, dessiminatsiya excellence libraries.

Модернизация сети школьных библиотек, оснащение их самыми современными технологиями является одним из ключевых условий качественного прогресса российского образования. Важно привлечь к этому вопросу самое широкое общественное внимание, сконцентрировать на данном направлении необходимые финансовые, организационные и кадровые ресурсы. В. В. Путин. Приветствие участникам IV Всероссийского форума школьных библиотекарей «Михайловское-2010»

Внедрение федеральных государственных образовательных стандартов и требования к образовательному процессу и его обеспечению, реализация Государственной программы «Развитие обра-44

зования на 2013-2020 годы», Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» и других нормативных и методических документов поставили перед школьными библиотеками задачу перейти из статуса вспомогательных подразделений школы к громкому статусу «социального института информационного общества».

Согласно определениям понятий «информационное общество» [1] и «социальный институт» [2] данного общества, современная библиотека образовательной организации (обладая традиционными и электронными ресурсами, используя ресурсы удалённого доступа, производя и продвигая к читателю информационно-библиотечную продукцию и услуги, внедряя информационно-телекоммуникационные технологии) становится в школе центром дополнительного, неформального и информального образования. По терминологии наших заокеанских коллег, школьная библиотека является «Кабинетом № 1» и неотъемлемой составляющей обеспечения процессов реформирования образования, согласно мнению отечественных специалистов, как в области образования, так и в области библиотечной практики.

Процессы информатизации среднего образования на первой стадии либо не затронули школьные библиотеки, либо привели к созданию разрозненных локальных каталогов в различных, часто несовместимых, автоматизированных информационно-библиотечных системах [3]. К настоящему времени информатизация школьных библиотек начинает обретать новые, более соответствующие целям инновационного развития образования формы [4]. Библиотеки образовательных организаций стали не только комплектовать цифровые и локальные электронные образовательные ресурсы, но и разрабатывать тематические путеводители по просторам безопасного Интернета. При этом необходимо отметить, что эти путеводители адресованы различным группам пользователей - всем участникам образовательного процесса - от учащихся начальной школы до родительского сообщества. Сегодня некоторые школьные библиотеки начали создавать собственные сайты, ведут блоги и форумы по вопросам поиска и содержания информации, современной литературы и чтения [5].

Всё перечисленное выше, то есть наличие в школьных библиотеках ресурсов, информационно и профессионально подготов-

ленных специалистов, наличие и использование информационно-телекоммуникационных технологий, позволяет говорить о школьной библиотеке как качественно новом социальном институте информационного общества, опорной площадке для развития информационно-правового, гражданского и патриотического воспитания школьников [6].

Новые задачи школьных библиотек, сформировавшиеся в последние годы, предполагают существенное расширение форм деятельности библиотек. Одним из важных направлений является правовое просвещение, которое школьные библиотеки могут рационально организовать, включив в свою организационную структуру центры доступа к правовой и иной социально значимой информации. В свою очередь на базе общедоступных библиотек создаются центры доступа к духовно-нравственной, экологической и иной социально значимой информации [7].

В настоящее время библиотек, которые пошли подобным путём, еще очень мало. Они находятся в различных регионах Российской Федерации и, соответственно, территориально, а порой и ведомственно разобщены. Разобщение, естественно, препятствует целенаправленному и систематическому обмену опытом и лучшими практиками, идеями и методиками.

В целях повышения эффективности деятельности центров правовой информации на базе школьных библиотек целесообразным представляется приступить к координации их деятельности в формате создания общенациональной сетевой модели школьных центров, логически связанной с уже существующими сетями центров правовой информации и центров общественного доступа, созданных на базе публичных библиотек во исполнение Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. и Стратегии развития информационного общества, а также, возможно, пунктов коллективного доступа, созданных на базе отделений связи во исполнение законодательства о связи [8].

Библиотечная сеть - это совокупность взаимодействующих библиотек, объединенных на определенных договорных условиях в целях более полного удовлетворения запросов читателей и эффективного использования библиотечных ресурсов. Анализ зарубежного и отечественного опыта показывает, что построение и развитие

распределенной информационно-образовательной системы (в нашем случае - системы правового просвещения учащихся) возможно только на базе корпоративной сети библиотек образовательных организаций, работающих совместно на добровольной основе в согласованном организационно-правовом и методическом формате.

Существуют две основные формы корпоративной деятельности:

• региональные сети, в основу деятельности которых положены общие интересы библиотек, расположенных в одном регионе;

• тематические сети, которые используют преимущества совместного использования документов и информации близкой тематической направленности.

Современные информационно-телекоммуникационные возможности позволяют построить различные варианты подобных сетей. Один из вариантов, который уже существует и успешно функционирует, - это сеть программы «Гимназический союз Росси», созданная Фондом поддержки образования (г. Санкт-Петербург). Фонд поддержки образования на условиях дарения обеспечил более 400 образовательных организаций в 76 субъектах Российской Федерации и трёх субъектах ЕАЭС установками видеоконференцс-вязи. Условия дарения предполагают, что школа, в которой есть установка, приглашает для участия в конференциях, семинарах, мастер-классах, презентациях, круглых столах и другие образовательные организации, расположенные в шаговой или транспортной доступности.

В ходе проведенного анализа было выявлено, что в период с сентября 2012 г. по июнь 2015 г. сетью Фонда поддержки образования воспользовались 12 150 образовательных организаций, 120 896 участников, среди которых 79 858 учителей, 2 799 представителей власти, органов управления образования и молодежной политики, бизнеса и институтов гражданского общества, 38 237 школьников и студентов. Возможности и заинтересованность Фонда в работе по правовому просвещению были подтверждены 28 ноября 2014 г. на прошедшей в формате сеанса видеоконференцсвязи заключительной пленарной сессии VIII Всероссийской конференции «Петербургская модель этико-правового образования детей и молодежи - воспитание гражданина России», прошедшей с участием первого заместителя Председателя Комитета по образованию Государственной думы О. Н. Смолина.

Таким образом, через систему видеоконференцсвязи (ВКС) школы, специалисты, занимающиеся распространением правовых знаний и создающие центры правовой и иной социально значимой информации, встречаются в режиме реального времени на видеоконференциях и обсуждают наиболее актуальные вопросы, делятся опытом и представляют результаты своей работы [9].

Например, в 2015 г. прошли такие важные конференции:

• «Нравственно-правовое воспитание через систему классных часов и внеклассную работу», в которой приняли участие специалисты из ФГКОУ «Санкт-Петербургское суворовское военное училище Министерства обороны Российской Федерации», МБОУ «Гимназия № 18» г. Старый Оскол, МБОУ г. Димитровграда, Гимназии № 6 г. Губкина и Центра гражданской, этико-правовой и иной социально значимой информации памяти профессора Н. И. Элиасберг.

• «Гражданско-правовое и патриотическое воспитание школьников», в которой приняли участие работники системы образования из Лицея № 3 г. Галича, Гимназии № 7 г. Буденновска, Гимназии № 3 г. Шарьи, школы № 13 им. Р. А. Наумова из г. Буй, Лицея № 5 г. Мценска, Лицея № 1 г. Мантурово, школы п. Вохма, Гимназии № 25 г. Костромы.

• «Воспитание уважения к правам человека через правовое просвещение» - под таким названием прошла 19 ноября 2015 г. в формате сеанса видеоконференцсвязи Всероссийская конференция, объединившая Москву, Санкт-Петербург и регионы России. Мероприятие было организовано Аппаратом Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и РАНХиГС при поддержке Фонда поддержки образования, МОО «Информация для всех» и других профильных партнёрских организаций. Ведущими конференции в Москве выступили начальник отдела правового просвещения Аппарата Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации Светлана Смирнова, научный сотрудник ЦЭНО РАНХиГС, председатель правления МОО «Информация для всех», эксперт Агентства стратегических инициатив А. А. Демидов и директор Гимназии № 1583 г. Москвы С. А. Дворянцева, а также заместитель президента Фонда поддержки образования - руководитель программы «Гимназический союз России» А. К. Федоров, представляющий г. Санкт-Петербург и регионы России. На мос-

ковской площадке конференции выступали представители Министерства юстиции России и Министерства внутренних дел России, Совета Федерации и Компании «Гарант», которые не только заявили о готовности сотрудничать с образовательными организациями, но и сами ведут образовательные программы по правовому просвещению для школьников. В регионах на базе школ выступали уполномоченные по правам человека и ребенка, представители органов управления образования регионов и муниципалитетов, вузов и профильных социально ориентированных некоммерческих организаций (СО НКО).

• Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС) и Департамент образования г. Москвы при поддержке Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации, Агентства стратегических инициатив и Фонда поддержки образования при информационной поддержке РИА «Новости» 19-20 ноября 2015 г. провели научно-практическую конференцию «Сравнительная оценка состояния и прогноз развития региональных систем образования». В рамках конференции 20 ноября, во Всемирный день детей, проведён круглый стол «Институт медиации в системе школьного образования». Мероприятие было организовано Институтом общественных наук и Центром экономики непрерывного образования РАНХиГС, а также Фондом поддержки образования». Фонд организовал проведение сеанса ВКС, что обеспечило участие в работе круглого стола около 200 представителей из десятков образовательных организаций Москвы и Московской области, Санкт-Петербурга и Ленинградской области, Волгограда, Челябинска и других регионов России, участвующих в реализации программы «Гимназический союз России», как в реальном, так и в виртуальном формате.

Необходимо особо отметить, что в рамках конференции «Воспитание уважения к правам человека через правовое просвещение» в Санкт-Петербурге на площадке Информационно-методического центра Василеостровского района Санкт-Петербурга (ИМЦ Васи-леостровского района) Центр гражданской, этико-правовой и иной социально значимой информации памяти профессора Н. И. Элиас-берг представил два сообщения - «Новая функция ИМЦ - агрегация информационных ресурсов для учителей по этико-правовому,

гражданскому, патриотическому образованию» и «Формирование "Образцовой (электронной) библиотеки" правовой, духовно-нравственной, медиаобразовательной и иной социально значимой информации муниципального, регионального и федерального уровней» [10].

Представленный в выступлениях заместителя руководителя ИМЦ Василеостровского района Санкт-Петербурга Т. Е. Матвеевой и руководителя профильного подразделения Северо-Западного института управления-филиала РАНХиГС О. Р. Старовойтовой вариант сетевого взаимодействия библиотек показал значительные преимущества, которые иногда оборачиваются недостатками [11]. Одним из таких преимуществ-недостатков является постоянное расширение и изменение состава участников конференций по одной и той же тематике.

Преимущество здесь в том, что с полезными инновациями и положительным опытом знакомится значительное число специалистов, которые, кроме того, имеют возможность завязать и развивать персональные профессиональные контакты вне видеоконференции. Определённой сложностью в работе является то, что при постоянной смене контингента сложно планомерно и последовательно проводить методическую работу с центрами правовой информации на базе школьных библиотек.

Второй вариант организации сети как раз и призван ликвидировать недостаток, который указан выше. Данный вариант предполагает создание виртуального информационно-методического центра, включающего в себя «Образцовую библиотеку», которая призвана аккумулировать передовой опыт, инновационные разработки, теоретические работы специалистов по правовому, гражданскому, духовно-нравственному, патриотическому воспитанию и просвещению.

Организующаяся в настоящее время «Образцовая библиотека», является гибридной электронной полнотекстовой библиотекой, состоящей как из библиографических описаний, так и полнотекстовых документов, а также видео-, аудио- и иных видов документов, необходимых для современной организации образовательного процесса по вопросам правового, духовно-нравственного, гражданского, патриотического и краеведческого воспитания и просвещения. Одной из основных целей организации библиотеки

являются сбор и размещение (после дистанционного рецензирования) малотиражных материалов, изданных школами, информационно-методическими центрами, институтами повышения квалификации, педагогическими и иными профильными вузами и ссузами, производителями баз правовой информации и профильными СО НКО, журналистами, психологами и юристами различных регионов Российской Федерации. Введение в общественный оборот таких материалов является одной из основных целей и инноваций «Образцовой библиотеки», которая будет способствовать диссеми-нации опыта школьных учителей и библиотекарей, а также иных участников образовательного процесса. На втором этапе построения новые материалы библиотеки предполагается рецензировать по методике, разработанной доктором техническим наук А. Б. Ан-топольским [12], которая вполне оправдала себя при издании научно-технических материалов. «Образцовая библиотека» основной целью имеет восполнить отсутствующие в существующей системе распространения педагогической информации фрагменты, то есть собрать и предоставить для всеобщего доступа неопубликованные или малотиражные разработки практиков и теоретиков как в области образования, так и в области библиотечного дела.

Добровольное объединение школьных библиотек - участников создаваемой сетевой экспертной сети по вопросам доступа к правовой и иной социально значимой информации, а также использование виртуального методического центра «Образцовой библиотеки» в виде информационно-ресурсного центра локализации профильного контента является вторым вариантом создания сети библиотек, организовавших в своей структуре центры правовой информации [13].

Третий вариант - это организация «незримого (виртуального) колледжа» для организации непрерывного образования в формате как формального, так и информального и неформального образования заведующих школьных библиотек, имеющих в своей структуре центры правовой информации. В качестве модератора в подобном объединении на первом, организационном этапе его становления может выступить Центр гражданской, этико-правовой и иной социально значимой информации памяти профессора Н. И. Элиасберг (Центр памяти профессора Н. И. Элиасберг), который открыт на базе ИМЦ Василеостровского района [1 4].

Определённые шаги в реализации третьего варианта уже сделаны. Центром памяти профессора Н. И. Элиасберг ведётся подготовка к созданию полнотекстовой библиотеки по вопросам эти-ко-правового, гражданского, патриотического и краеведческого просвещения [15].

В настоящее время ещё до конца не решён вопрос о локализации и распределении компетенций участников создаваемой автоматизированной информационно-библиотечной системы (АИБС), в которой реализуется модель «Образцовая библиотека». В силу данного обстоятельства - основная деятельность по ее наполнению сегодня - это сбор фрагментов коллекции полнотекстовых информационных ресурсов, аудио- и видеоматериалов по вопросам правового, гражданского, духовно-нравственного, патриотического, политического и краеведческого воспитания и образования. Материалы коллекции сегодня выкладываются в разделе Центра памяти профессора Н. И. Элиасберг на сайте ИМЦ Василеостровского района.

Центр памяти профессора Н. И. Элиасберг реализует социальное партнёрство с различными организациями, в том числе и с теми, которые являются «донорами» для пополнения полнотекстовой библиотеки Центра памяти профессора Н. И. Элиасберг. К числу таких организаций можно отнести НПБ им. К. Д. Ушинско-го, ЦГДБ им. А. С. Пушкина, ЦГПБ им. В. В. Маяковского, Белгородскую ОУНБ и ряд других библиотек, в том числе библиотек вузов, таких, как СПбАППО, Челябинский ИПКРО, НИУ ИТМО и др. , школьных библиотек Санкт-Петербурга и Ленинградской области, г. Копейска Челябинской области и столицы Алтайского края - Барнаула, библиотек и образовательных организаций других регионов Российской Федерации [16].

Лидером «третьего сектора», участвующим в формировании полнотекстовой библиотеки по правовому просвещению детей и молодёжи, является МОО «Информация для всех», в которой Н. И. Элиасберг возглавляла программу «Этико-правовое образование детей и молодежи в обществе знаний» и являлась одним из научных руководителей программы «Новое поколение» (формирование этико-правовой культуры и толерантности участников образовательного процесса с использованием средств медиаобразова-ния).

Коммерческие производители контента правового содержания представлены Санкт-Петербургским подразделением «Кон-сультантПлюс» компанией «М-Стайл», которая разработала учебно-методические материалы по преподаванию обществознания с использованием информационных технологий - «Электронный учебник. Изучение права с использованием информационных технологий. Элективный курс. 8-11 классы» и Рабочая тетрадь к электронному учебнику «Изучение права с использованием информационных технологий. Элективный курс. 8-11 классы».

Накопленные ресурсы передаются дистанционным абонентам. Абонентами могут быть как отдельные учреждения, так и школьные библиотекари и учителя г. Санкт-Петербурга, Ленинградской области, а также заинтересованные специалисты из других регионов Российской Федерации.

В настоящее время Центр памяти профессора Н. И. Элиасберг имеет 106 дистанционных абонентов, в число которых входят заведующие школьными библиотеками. Каждый абонент один раз в квартал получает пакет полнотекстовых и библиографических документов. Первую часть пакета составляют официальные документы, появившиеся за последнее время, методические материалы, которые необходимо знать. Вторая часть пакета - вариативная, то есть составленная в соответствии с индивидуальными информационными потребностями абонента.

В данной статье мы предложили три, в той или иной степени апробированных нами, варианта создания сети центров правовой и иной социально значимой информации на базе школьных библиотек. Апробация вариантов имела разный характер и результаты [17].

Например, система видеоконференцсвязи хорошо известна, крайне эффективна, и, говоря о создании сети центров правовой информации на базе школьных библиотек с использованием возможностей ВКС, данная система используется уже длительное время. Это можно отнести к положительному и перспективному направлению. Представляется, что если проект по созданию центров правовой и иной социально значимой информации на базе школьных библиотек будет в качестве отдельного направления прописан в содержании Соглашения о сотрудничестве Министерства образования и науки России и Фонда поддержки образования, то у проекта возникнет постоянная аудитория и в ходе проекта, на-

пример за учебный год, можно было бы решить значительное число не только концептуальных, но и практических вопросов. А в дальнейшем предоставлять доступ профессиональному сообществу как к контенту, так и к методическим и организационно-правовым наработкам. Данный алгоритм становится особенно актуальным в контексте заявления Председателя Правительства Российской Федерации Д. А. Медведева: «Мы тему школьных библиотек будем решать системным путем. Конечно, приветствуются и подарки. Но мы по государственной линии будем пополнять школьные библиотеки. Есть еще партийное направление, по линии "Единой России", по укомплектованию школьных библиотек, особенно в малокомплектных школах, где библиотечный фонд пришел в негодность».

Что касается второго варианта организации сети центров правовой информации на базе школьных библиотек, он был нами представлен для публикации в журнал «Школьная библиотека» в январе 2015 г., однако опубликован не был, и в настоящее время его черты очень чётко прослеживаются в проекте Русской школьной библиотечной ассоциации по созданию Федерального информационно-методического центра, речь шла о довольно узком круге библиотек, то есть о библиотеках суворовских, нахимовских училищ, кадетских корпусов и образовательных школ с кадетскими классами, которые являются наиболее информационно бедными в профессиональном сообществе и одновременно горячо заинтересованными в оказании методической помощи по правовому просвещению учащихся. Удастся ли Русской школьной библиотечной ассоциации полностью реализовать свой проект - покажет время. Но нельзя не отметить, что их проект как профессиональная идея очень красив.

Что касается третьего варианта организации сети, то он реализуется в настоящее время в значительной степени. Сеть центров правовой и иной социально значимой информации имеет достаточно чёткие очертания - модели отработаны на муниципальном уровне в г. Копейске Челябинской области, в г. Санкт-Петербурге, Алтайском крае, Нижегородской области - совместно с публичными библиотеками и ряде других регионов - в формате региональной или субмуниципальной модели. Единичные школьные центры правовой и иной социально значимой информации функционируют в Ставропольском крае, Смоленской и Волгоградской областях, Республике Якутия.

В Калуге в 2007 г. в ходе подготовки к II Оптинскому форуму его организаторами было принято решение о создании на базе Калужского государственного педагогического университета в рамках Программы ПЦПИ центра доступа к правовой и иной социально значимой информации с акцентом на развитии духовно-нравственной компоненты. Данное решение было поддержано участниками Всероссийской конференции «Петербургская модель гражданско-правового образования и обучения правам человека - регионам России».

Необходимо отметить, что Республика Беларусь также эффективно реализовала у себя модель создания центров правового образования, сделав эпицентром детского и юношеского правового образования Детский правовой сайт. 24 ноября 2015 г. в Москве состоялось заседание коллегий Министерства образования Республики Беларусь и Министерства образования и науки Российской Федерации, на которых рассматривалась вся линейка сотрудничества, в том числе в рамках общего образования. С учётом того, что центры правовой информации создаются и развиваются на базе публичных библиотек и школ в Казахстане и Киргизии, а Фонд поддержки образования создал опорные площадки в рамках Программы «Гимназический союз России» на базе школ в Армении и Казахстане, возможно целесообразным является и создание сети школьных центров правовой информации в рамках ЕАЭС [18].

Уже ясны основные проблемы, которые возникают при дифференцированном распространении информации, ведётся работа по уточнению информационных потребностей.

В заключение статьи хотелось бы сделать некоторые выводы. Расположим их по степени важности.

1. Создание сети школьных библиотек, организующей в своей структуре центры правовой и иной социально значимой информации, не выдуманная, а вполне реальная и актуальная задача для России, ЕАЭС, а возможно и для БРИКС, СНГ и ШОС.

2. Организация сети центров правовой и иной социально значимой информации в сфере образования в целях координации и кооперации деятельности школьных и вузовских библиотек, развитие их партнёрских отношений с другими библиотеками, профильными государственными, коммерческими, общественными, политическими и конфессиональными организациями в интересах пра-

вового просвещения является сегодня национальной и международной задачей, объявленной лидерами России. Данная деятельность повышает не только уровень информационной, в том числе правовой грамотности и культуры, но и совершенствует просветительскую деятельность в широком смысле слова, то есть деятельность, повышающую качество образовательного процесса [19].

3. Практика показала, что школьным библиотекам сложно работать и развиваться вне профессионального сообщества библиотекарей и педагогов, без сотрудничества с родительским сообществом и профильными коммерческими структурами, создающими контент, мебель, софт и иные специализированные именно для нужд библиотек образовательных организаций товары и услуги, решать концептуальные задачи планирования развития своей деятельности на среднесрочный период.

4. К сегодняшнему дню накоплен значительный опыт школьных библиотек по правовому просвещению и созданию центров правовой информации, который нуждается в обобщении и представлении для всеобщего пользования как участникам образовательного процесса, но в первую очередь - органам управления сферы образования и молодежной политики, так и широкой общественности. Вышесказанное повышает важность объединения и представления этого опыта в открытом доступе.

По вполне понятным причинам сегодня нельзя рекомендовать какой-либо конкретной школе один из предложенных нами вариантов создания центра правовой информации и вхождения в сеть. На наш взгляд, идеальная сеть объединяет все три изложенных нами подхода к созданию сети центров правовой информации и дополняется с учётом местных условий - обычаев и традиций, духовно-нравственных особенностей, социально-экономического развития, культурной среды, уровня «цифрового разрыва».

Все разнообразные варианты построения сети представляются нам в виде конструктора, состоящего из кубиков для своеобразного лего-конструирования. Любой желающий может построить из этих кубиков, отвечающую интересам его школы конфигурацию центра, которая, несмотря на отличие его конфигурации от конфигурации, созданной в других школах, должна позволять войти в сеть, стать её значимым элементом, создавать свой опыт и обмениваться им.

В заключение хотелось бы отметить ещё раз, что современные технологии и существующий опыт социального партнёрства школьных библиотек позволяют сегодня создать сеть любой конфигурации.

Примечания

1. Демидов А. А. Айсберги и рифы в информационном океане. Правовая и информационная культура // Учительская газета. 2006. № 49. URL: http://www.ug.ru/archive/16210/version/print, свободный. Загл. с экрана. (Дата обращения: 10.12.2015).

2. Демидов А. А. Формирование правовой и информационной культуры личности - важный фактор построения гражданского общества // Инновационные образовательные технологии. 2006. № 3(7). С. 40-47.

3. Старовойтова О. Р. Некоторые направления развития школьных библиотек в информационном обществе / А. Н. Король, О. Р. Старовойтова, А. Л. Третьяков // Труды ГПНТБ СО РАН. Вып. 8: Новые направления деятельности традиционных библиотек в электронной среде: материалы межрегион. науч.-практ. конф. (22-26 сент. 2014 г., г. Красноярск) / отв. ред.: Е. Б. Артемьева, О. Л. Лаврик. Новосибирск, 2015. С. 283-287.

4. Олефир С. В. Теоретико-методологические основания формирования информационно-образовательного пространства для детей и подростков // European Social Science Journal. 2013. № 11. С. 49-55.

5. Платонова И. И. Виртуальное методическое сообщество как ресурс профессионального взаимодействия школьных библиотекарей // Информация и образование: границы коммуникаций. 2013. № 5. С. 121-123.

6. Старовойтова О. Р., Король А. Н. Школьная библиотека в эпоху перемен // Чтение детей и взрослых: учебный, научный и научно-популярный тексты: сб. ст. междунар. науч.-практ. конф. / ред.-сост.: Т. Г. Браже, Т. И. Полякова. СПб., 2014. С. 85-90.

7. Демидов А. А. Публичные центры правовой информации / А. А. Демидов, М. Усачёв, В. Юдин // Народное образование. 2006. № 2(1355). -С. 160-164; Демидов А. А. Развитие сети доступа к социально значимой информации в контексте создания президентской библиотеки / А. А. Демидов, А. Б. Антопольский, Н. В. Борисов, А. В. Чугунов // Сб. трудов конференции «Интернет и современное общество» (IMS-2010) / Междисциплинарный центр ИФИ СПбГУ. СПб., 2010. С. 20-25.

8. Участие библиотек в правовом воспитании населения и юридическом образовании: материалы семинара-совещания, 29-30 окт. 1998 г., Санкт-Петербург / сост.: А. А. Демидов, М. В. Кротов; Рос. фонд правовых реформ. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1999. 219 с.; Гавриш Е. М. Правосознание как элемент правовой культуры школьников // Педагогическое образование и наука. 2012. № 2. С. 208-210; Земляченко Л. В. Правовое просвещение как

условие формирования социального здоровья младших школьников // Педагогическое образование и наука. 2012. № 11. С. 90-93.

9. Старовойтова О. Р. Видеоконференцсвязь как средство дистанционного повышения квалификации педагогов и школьных библиотекарей / О. Р. Старовойтова, А. Н. Король, А. Л. Третьяков // Актуальные направления развития научной и образовательной деятельности: II сб. науч. тр. Чебоксары, 2014. С. 72-76.

10. Старовойтова О. Р. «Образцовая библиотека» - ядро нового образовательного пространства для библиотек военно-учебных заведений до-профессиональной подготовки и общеобразовательных школ с кадетскими классами // Библиосфера. 2015. № 3. С. 54-58.

11. Старовойтова О. Р., Третьяков А. Л. Информационное и методическое обеспечение образовательного процесса на базе Центра гражданской, правовой и иной социально значимой информации памяти профессора Н. И. Элиасберг // Непрерывное педагогическое образование в современном мире: от исследовательского поиска к продуктивным решениям: образовательный процесс в вузе в условиях внедрения образовательных и профессиональных стандартов: сб. ст. по материалам Всерос. конф. с междунар. участием, 25 марта 2015 г. СПб., 2015. С. 270-276; Старовойтова О. Р., Третьяков А. Л. Информационные возможности центров этико-правовой и иной социально значимой информации, организованных на базе информационно-методических центров районов // Педагогические исследования - вклад в инновационное развитие России: сб. науч. ст. междунар. науч.-практ. конф., 21-24 апр. 2015 г. / ред. совет: Т. Б. Алексеева, И. В. Гладкая, И. Э. Кондракова, Ю. С. Матросова, Н. М. Федорова. СПб., 2015. С. 268-272.

12. Антопольский А. Б. Правовые и технологические проблемы создания и функционирования электронных библиотек / А. Б. Антопольский, Е. А. Данилина, Т. С. Макарова. М.: Патент, 2008. 207 с.

13. Информационные технологии для развития школьных библиотек: методические рекомендации / С. М. Авдеева, Л. Л. Босова, О. И. Заичкина, Н. В. Никуличева, О. Р. Старовойтова, С. С. Хапаева. М.: Изд-во ФИРО, 2015. 139 с.

14. Демидов А. А., Третьяков А. Л. Формирование межведомственной и межсекторной модели развития гражданского, патриотического и эти-ко-правового образования и воспитания молодёжи в формате социального проекта «Центр гражданской, этико-правовой и иной социально значимой информации памяти профессора Н. И. Элиасберг» // Материалы IX междунар. форума От науки к бизнесу «Траснфер технологий - новое измерение», 20-22 мая 2015 г., Санкт-Петербург. СПб., 2015. С. 136-139; Третьяков А. Л. Правовое просвещение на базе районного центра информации // Академия профессионального образования. 2015. № 10. С. 48-54.

15. Третьяков А. Л. Создание биобиблиографического указателя работ профессора Н. И. Элиасберг // Публичная политика - 2014: сб. ст. / под ред. М. Б. Горного и А. Ю. Сунгурова. СПб., 2015. С. 35-39; Старовойтова О. Р.

Человек. Учитель. Учёный: биобиблиогр. указ. публикаций профессора Н. И. Элиасберг (1933-2014) / сост.: А. Н. Король, О. Р. Старовойтова, А. Л. Третьяков; науч. ред.: О. Р. Старовойтова. СПб., 2015. 64 с. (Учёные-педагоги).

16. Король А. Н., Третьяков А. Л. Роль библиотеки в воспитательной работе кадетского корпуса // Десятые Макушинские чтения: материалы науч. конф. (12-14 мая 2015 г., Томск) / Гос. публ. науч.-техн. б-ка Сиб. отд-ния Рос. акад. наук; Том. универс. науч. б-ка им. А. С. Пушкина; отв. ред. И. В. Лизунова. Новосибирск, 2015. С. 396-399.

17. Арсланова Р. Г. Библиотекарь школьной библиотеки как субъект образовательного пространства // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2013. № 1. С. 92-94; Майкова Э. П. О работе школьной библиотеки // Образование в современной школе. 2009. № 3. С. 43-46.

18. Демидов А. А. Создание систем открытого доступа населения к правовой информации: опыт России и Беларуси / А. А. Демидов, М. Н. Сато-лина, Л. Н. Дорогова // Проблемы правовой информатизации. Вып. 6. Минск, 2003. С. 1-11, 25-31.

19. Основы государственной политики России в сфере развития правовой грамотности правосознания граждан. Утв. Президентом Российской Федерации 04.05.2011 г. Пр-1168. URL: http://kremlin.ru/events/president /news/11139, свободный. Загл. с экрана. (Дата обращения: 12.12.2015).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.