Научная статья на тему 'Концептуальные основы системного подхода к управлению инвестиционным процессом предприятия'

Концептуальные основы системного подхода к управлению инвестиционным процессом предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
324
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИИ / ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ / СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ / КОНЦЕПЦИЯ / INVESTMENT / INVESTMENT ATTRACTIVENESS / SYSTEMATIC ANALYSIS / CONCEPT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Макриденко Е. Л.

В настоящей статье на рассмотрение читателей представлены основы современного подхода к системе управления инвестиционным процессом хозяйствующего субъекта, как составного элемента модернизации экономики страны

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Conceptual Foundations of a systematic approach to managing the investment process the company

In the present paper to the reader the fundamentals of the modern approach to a system of investment management entity, as an integral part of the modernization of the economy.

Текст научной работы на тему «Концептуальные основы системного подхода к управлению инвестиционным процессом предприятия»

15.8. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА К УПРАВЛЕНИЮ ИНВЕСТИЦИОННЫМ ПРОЦЕССОМ ПРЕДПРИЯТИЯ

Макриденко Е. Л., соискатель кафедры финансы и кредит ФГБОУ ВПО «МГИУ»

[email protected]

Аннотация: В настоящей статье на рассмотрение читателей представлены основы современного подхода к системе управления инвестиционным процессом хозяйствующего субъекта, как составного элемента модернизации экономики страны.

Ключевые слова: инвестиции, инвестиционная привлекательность, системный анализ, концепция.

CONCEPTUAL FOUNDATIONS OF A SYSTEMATIC APPROACH TO MANAGING THE INVESTMENT PROCESS THE COMPANY

Makridenko Evgeny L., Applicant Department of Finance and Credit FSBEA HPE «MSIU»

[email protected]

Annotation: In the present paper to the reader the fundamentals of the modern approach to a system of investment management entity, as an integral part of the modernization of the economy.

Keywords: investment, investment attractiveness, systematic analysis, concept.

Управление инвестиционной деятельностью приобретает важнейшее значение в современных условиях. Основная цель управления инвестиционной деятельностью

- это ее активизация и формирование благоприятного инвестиционного климата. Для достижения данной цели предусматривается решение ряда задач стратегического и тактического характера. Стратегические задачи управления инвестиционной деятельностью - это задачи, решение которых направлено на стабилизацию и прогрессивное развитие экономики; реструктуризацию хозяйственного комплекса; создание привлекательных условий инвестиционной деятельности. К тактическим задачам управления инвестиционной деятельностью относятся:

- разработка функций и организационной структуры органов управления инвестиционной деятельностью;

- содействие реализации инвестиционной политики;

- разработка на ее основе и реализация инвестиционной политики;

- выбор и обоснование приоритетных объектов инвестирования;

- повышение эффективности инвестиционных процессов;

- снижение рисков инвестиционной деятельности.

Объектами управления инвестиционной деятельностью являются условия формирования и использования инвестиционных ресурсов из различных источников финансирования, инвестиционный комплекс, к которому относятся инвесторы, проектные предприятия и организации инвестиционно-значимых отраслей; инфраструктура инвестиционного рынка.

Инвестиционная стратегия представляет собой поиск и отбор направлений рыночных возможностей, а также поиск инвестиционных ресурсов и механизмов их привлечения для реализации выделенных направлений. Инвестиционная стратегия является подчиненной по отношению к

общеэкономической стратегии развития, так как осуществляется в рамках общеэкономической стратегии. С другой стороны, инвестиционная стратегия, разрабатываемая в процессе анализа существующих и потенциальных источников и механизмов финансирования инвестиций, оказывает влияние на общеэкономическую стратегию и в ряде случаев приводит к ее корректировке. На основании инвестиционной стратегии разрабатывается инвестиционная политика, направленная на создание благоприятного инвестиционного климата, привлечение отечественных и зарубежных инвесторов.

Формирование инвестиционной политики предполагает учет следующих факторов развития предприятия:

- стратегическая социально-экономическая ориентация;

- возможность получения объективной информации для непосредственного формирования инвестиционной политики и проведения инвестиционных исследований;

- наличие профессиональной команды, способной осуществить разработку инвестиционной политики и дальнейшую ее реализацию;

- наличие природных, демографических, производственных, финансовых ресурсов, необходимых для практической реализации инвестиционной политики;

- анализ структуры платежного баланса с целью определения приоритетных сфер импортозамещения;

- особенности инвестиционного климата, промышленной политики;

- объемные и стоимостные параметры производственных, социальных и экономических факторов инвестиционной политики.

Процесс реализации инвестиционной политики условно можно представить в виде цикла, состоящего из трех отдельных, относительно независимых фаз:

1. Концептуальная фаза - формирование концепции инвестиционной политики, анализ экономического потенциала и инвестиционных рисков, инвестиционной емкости рынка;

2. Фаза разработки инвестиционной политики предприятия - разработка инвестиционной программы и системы мероприятий, ее обеспечивающих, подготовка (создание) исполнительных органов программы и инфраструктурных образований;

3. Фаза реализации инвестиционной политики - практическое осуществление мероприятий инвестиционной политики, контроль и анализ их выполнения, оперативное внесение корректирующих изменений и воздействий, профессиональное сопровождение процесса реализации инвестиционной политики.

Концептуальная фаза предполагает:

- формирование первоначального варианта концепции инвестиционной политики;

- определение инвестиционных приоритетов (социальные, экологические, промышленные и другие цели), емкости инвестиционного рынка, возможностей предприятия и степени использования им своих производственных мощностей, финансовых и инвестиционных ресурсов;

- анализ существующей законодательной и нормативной базы в области инвестиций, возможностей и рисков экономики;

- подготовка и анализ альтернативных вариантов инвестиционной политики, предварительный выбор наиболее эффективного варианта в соответствии со сформированными требованиями в первоначальном варианте концепции инвестиционной политики;

- выполнение предварительных технико-экономических расчетов эффективности альтернативных вариантов инвестиционной политики;

Макриденко Е. Л.

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА К УПРАВЛЕНИЮ ИНВЕСТИЦИОННЫМ ПРОЦЕССОМ ПРЕДПРИЯТИЯ

- создание специализированных групп по реализации инвестиционной политики.

В концептуальной фазе качество и надежность альтернативных вариантов проектов инвестиционной политики очень важны, поскольку дальнейшая разработка политики предполагает привлечение долгосрочных финансовых вложений и времени на изучение стратегических рынков, партнеров и программ, территориальных, техникотехнологических, управленческих, организационных и финансовых альтернатив проекта с целью поиска оптимального решения.

Фаза разработки инвестиционной политики предприятия - это комплекс консультационных, экспертных, финансовых и проектных работ, в который входят:

- разработка и принятие организационной, правовой, технологической, организационной базы инвестиционной политики;

- непосредственная разработка программы мероприятий, составляющих основу инвестиционной политики предприятия;

- детальная проработка инвестиционной политики, заключение контрактов на выполнение исследовательских, изыскательских, экспертных и проектных работ;

- определение приоритетных направлений реализации инвестиционной политики;

- определение стратегических партнеров, уполномоченных компаний, банков и фирм, которые будут заняты в процессе реализации инвестиционных проектов;

- разработка предварительного проекта инвестиционной политики и передача его на первоначальную экспертизу консалтинговым, экспертным организациям;

- оценка характера и размеров воздействия мероприятий инвестиционной политики на окружающую среду, социальную и демографическую ситуацию;

- выделение основных возможностей для инвестирования и способов привлечения инвестиций;

- разработка технологий, методов и путей привлечения иностранных инвесторов;

- исследование финансовых возможностей предприятия по финансированию инвестиционной политики и определение основных и дополнительных источников финансирования;

- оптимизация масштабов инвестиционной политики в соответствии с объемом возможного финансирования; формирование окончательного варианта проекта инвестиционной политики для передачи на рассмотрение руководству предприятия;

- внесение дополнений и изменений в соответствии с замечаниями и окончательное утверждение инвестиционной политики с передачей ее на исполнение.

Фаза реализации инвестиционной политики предприятия содержит:

- непосредственное осуществление мероприятий инвестиционной политики, окончательный выбор подрядчиков для реализации инвестиционных проектов и заключение с ними контрактов;

- составление календарных графиков выполнения мероприятий инвестиционной политики и их оптимизация;

- финансовое управление инвестиционной политикой;

- контроль и анализ реального исполнения инвестиционной политики, оперативное внесение корректирующих изменений и воздействий, профессиональное сопровождение процесса реализации;

- подготовка нового очередного варианта инвестиционной политики на следующий период.

Льготный инвестиционный режим предусматривал освобождение на срок реализации инвестиционного проек-

та (до 5 лет) от таможенных сборов и НДС по импорту сырья, материалов и оборудования, а также вывоза продукции, произведенной на данной территории1. Льготная ставка налогообложения прибыли устанавливалась на уровне 20%. Вновь созданные или перепрофилированные предприятия получали право в течение четырех лет не платить налоги на прибыль, если инвестиции в эти предприятия составят не менее миллиона долларов. В последующие три года для них планировалось применять ставку налогообложения прибыли на уровне 50% от действующей. Для субъектов предпринимательской деятельности в районах специального инвестиционного режима вводились и другие существенные льготы.

В связи с этим перед предприятиями страны стоят следующие задачи:

- найти рынки сбыта своей продукции;

- обновить основные фонды; накопить и держать объем своего финансового капитала на необходимом уровне;

- создать информационное обеспечение, позволяющее принимать упреждающие управленческие решения в области экономики.

Для достижения этих целей необходимо решить не одну проблему. Такая работа должна проводиться не только в центре, в областной государственной администрации, но и на местах, территориях приоритетного развития и на предприятиях, - только так можно получить ощутимые экономические результаты в сжатые сроки.

Следует проанализировать все возможные источники инвестиций и рассмотреть возможность предоставления дополнительных льгот инвесторам, создания для них благоприятных условий. К расширению налоговых льгот сейчас не готовы ни Правительство РФ, ни Государственная Дума, хотя и декларируют необходимость снижения налогового давления на производителя. В Законе есть положения, ограничивающие возможные источники финансирования инвестиций. Существующие уже предприятия, как действующие, так и бездействующие, могут надеяться на получение льгот только в том случае, если они инвестируют средства в развитие и реконструкцию производства. Если же они найдут деньги только для пополнения собственных оборотных средств, что в некоторых случаях гораздо важнее, чем техническое обновление, то льготы им не положены.

Такое положение противоречит декларируемой политике поддержки отечественных производителей и развития малого и среднего бизнеса. Более того, оно будет препятствовать достижению главной цели: обеспечению занятости и благосостояния населения в условиях сокращения производства на ряде крупных предприятий. Ведь безработных можно трудоустроить и на ныне существующих предприятиях, и на вновь создаваемых малых предприятиях. Причем, в теневом секторе бизнеса сейчас имеются реальные инвестиционные ресурсы, которые могут быть легализованы и полезны для депрессивной экономики.

Для этого возможно принятие разового решения Правительством РФ, направленного на упрощение процедуры уценки и реализации ненужного предприятиям имущества. Полученные предприятиями средства следует освободить от налогообложения при условии их инвестирования в развитие производства. Известно, что инвесторы могут вкладывать средства как в собственные проекты, так и в предложенные. Последние могут разрабатываться по инициативе мест-

1 Глазунов В.Н. Финансовый анализ и оценка риска реальных инвестиций. - М.: Финстатинформ, 2006. - 235 с. Грачева М.В. Анализ проектных рисков: Учеб. пособие для вузов. - М.: Финстатинформ, 2009. - 216 с.

ных органов власти, с привлечением специалистов. Но местные органы власти часто не имеют возможностей довести свои предложения до сведения потенциальных инвесторов.

Инвестор вправе рисковать собственными средствами. Даже в случае неудачи проекта регион от этого ничего не потеряет. Более того, реализация практически любого проекта потребует осуществления строительномонтажных работ. Если эти работы будут осуществляться местными строительными организациями (а такое обеспечить можно), то зарплата работников, налоги и обязательные платежи останутся на территории. Применение в строительстве местных строительных материалов приведет к оживлению строительной индустрии региона.

Нельзя не затронуть и проблему инвестиций, связанных с санацией предприятий. Дело в том, что налоговая политика, сложившаяся в отношении предприятий, на которых заведено дело о банкротстве, отпугивает и без того немногочисленных потенциальных инвесторов. Как известно, законодательно установлена очередность удовлетворения претензий кредиторов, в соответствии с которой после выплаты заработной платы работникам должны быть удовлетворены требования по общегосударственным и местным налогам и неналоговым платежам в бюджет, а также требования органов государственного страхования и социального обеспечения. Хотелось бы обратить внимание на то обстоятельство, что речь идет о требованиях, которые заявлены кредиторами. А налоговая инспекция требует при реализации имущества с целью погашения долгов перечислять в бюджет шестую часть поступившей суммы в виде налога на добавленную стоимость. Возникает вопрос, откуда на предприятии, предпринимательская деятельность которого приостановлена, может появиться добавленная стоимость? И может ли идти речь о восстановлении платежеспособности предприятия, если распродажа его имущества приводит к появлению новых долгов?

На основе обобщения результатов исследования состояния и выявленных тенденций развития инвестиционной деятельности разработаны концептуальные основы системного подхода к ее управлению.

Организационно-экономическими предпосылками

инвестиционной деятельности являются:

- развитие рыночных отношений;

- конвертируемость денежной единицы, развитая финансово-кредитная система;

- наличие системы государственных механизмов финансовой и управленческой поддержки;

- включение политики стимулирования инвестиционной деятельности в национальную экономическую политику;

- относительная экономическая обособленность товаропроизводителей;

- наличие положительного социального фона инвестиционной деятельности.

В разработанной концепции управления инвестиционной деятельностью предусмотрено решение возникающих проблем на уровне государства и предприятия с применением организационных, экономических и социально-психологических методов.

Основными средствами управления инвестиционной деятельностью являются:

- формирование единой государственной регуляторной политики в сфере инвестиционной деятельности;

- финансовое регулирование;

- оптимизация налоговой системы;

- стратегическое управление.

Финансовое регулирование и совершенствование налоговой системы - ключевые инструменты регуля-

торной политики государства, а вопросы выбора методов финансового регулирования и стратегического планирования решаются на уровне предприятия.

Повышение эффективности методов регулирования инвестиционной деятельности будет способствовать более полной реализации ее основополагающих функций:

- содействию формирования конкурентной среды;

- осуществлению прорыва по многим направлениям научно-технического прогресса;

- решению проблем занятости;

- приданию рыночной экономике необходимой гибкости;

- смягчению социального напряжения.

С целью принятия эффективных решений в области регулирования инвестиционной деятельности необходимо системно и целенаправленно отслеживать состояние информационного поля, включая такие его основные направления, как:

- анализ развития экономики;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- диагностика финансового состояния предприятия;

- оценка эффективности инвестирования.

Разработанная концепция регулирования инвестиционной деятельности, представляя в своей основе совокупность методов, объединенных в единую целостную систему, обеспечивает тем самым достижение эффекта синергии в решении задач повышения инновационной активности предприятий. Реализация этой концепции предполагает комплексный подход к оценке инвестиционной привлекательности предприятия и совершенствование корпоративной системы управления инвестиционным процессом.

Список литературы:

1. Глазунов В.Н. Финансовый анализ и оценка риска реальных инвестиций. - М.: Финстатинформ, 2006. - 235 с.

2. Грачева М.В. Анализ проектных рисков: Учеб. пособие для вузов. - М.: Финстатинформ, 2009. - 216 с.

3. Гребеникова Е. Состояние инвестиционной деятельности в РФ и возможности ее активизации // Финансы и кредит. - 2005. -№2. - С. 14 - 17.

4. Грибов В.В. Лысенко Ю.Г. Моделирование процесса принятия решений для выбора инвестиционного портфеля. - Новосибирск, 2011. - 128 с.

Reference list:

1. Glazunov V.N. Financial analysis and risk assessment of real investment. - Moscow: Finststinform, 2006. - 235 p.

2. Grachyova M.V. Analysis of project risks: Textbook for universities. - Moscow: Finststinform, 2009. - 216 p.

3. Grebennikova E. Status of investment opportunities in Russia and its activation// Finance and Credit. - 2005. - №2. - P. 14-17.

4. Gribov V.V., Lysenko Yu.G. Modelling decision-making process for selecting an investment portfolio. - Novosibirsk, 2001. -128 p.

РЕЦЕНЗИЯ

Тема, представленная в статье, является весьма актуальной, связанной с разработкой теоретических основ системного подхода к процессу формирования инвестиционной политики и стратегии современного предприятия. Современная модернизация экономики предполагает, прежде всего, продуманную инновационную и инвестиционную политику, базирующуюся на достаточном научно - техническом, производственном, финансовом потенциалах хозяйствующих субъектов.

Соискатель Макриденко Е. Л. провел большую исследовательскую работу по выбранной теме. Подробно проанализированы все фазы инвестиционной политики предприятия, что позволило автору наиболее полно представить концептуальные положения по управлению инвестициями.

Научная статья Макриденко Е. Л.. написана на должном уровне, отличается научной новизной, соответствует требованиям, предъявляемым к работам такого рода, представляет собой законченный труд и может быть опубликована в журнале «Бизнес в законе», рекомендованном ВАК РФ.

Профессор кафедры финансы и кредит МГИУ

доктор экономических наук, профессор

Балдин К. В.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.