Научная статья на тему 'Концептуальные основы развития профессиональной мобильности у будущих специалистов'

Концептуальные основы развития профессиональной мобильности у будущих специалистов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
222
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ПРОФИЛИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ / PROFESSIONAL MOBILITY / COMPETENT APPROACHES / PROFILER PROFESSIONAL TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мясникова Татьяна Ивановна

В статье рассматриваются методологические основы и принципы развития профессиональной мобильности у студентов в процессе обучения в вузе, обусловливающей готовность личности к эффективной адаптации к требованиям профессии, рынка труда и смене вида профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мясникова Татьяна Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Conceptual bases of development of professional mobility at the future worker

The article are considered the methodological bases and principles of development of professional mobility at students during training in the high school, the person causing readiness for effective adaptation to requirements of a trade, a labour market and change of a kind of professional work.

Текст научной работы на тему «Концептуальные основы развития профессиональной мобильности у будущих специалистов»

УДК 378.14 ББК 74.58

Мясникова Татьяна Ивановна

соискатель г. Березовский, Свердловская область Myasnikova Tatyana Ivanovna Applicant for a Degree Berezovski, Sverdlovsk Region Концептуальные основы развития профессиональной мобильности у будущих специалистов Conceptual Bases of Future Specialists’ Professional Mobility Development

В статье рассматриваются методологические основы и принципы развития профессиональной мобильности у студентов в процессе обучения в вузе, обусловливающей готовность личности к эффективной адаптации к требованиям профессии, рынка труда и смене вида профессиональной деятельности.

The article considers methodological bases and principles of students’ professional mobility development during training at a higher school, which determine a person’s readiness for the effective adaptation to the requirements of a trade, a labour market and change of a professional occupation.

Ключевые слова: профессиональная мобильность, компетентностный подход, профилизация профессиональной подготовки.

Key words: professional mobility, competence approach, professional training profiling.

Концепция, как известно, это «система взглядов на процессы и явления в природе и обществе; ведущий замысел, определяющий стратегию действий при осуществлении реформ, программ, проектов, планов» [1, С. 139]. Концепция образования представляет собой системное описание определенного предмета и явления, способствующее его пониманию, трактовке, выявлению руководящих идей его построения и функционирования. Педагогическая наука исследует те факторы и условия, в которых формируется личность человека. В качестве ее предмета выступают педагогические системы различных ступеней и уровней, а учебно-воспитательный процесс, протекающий в ее рамках, - в качестве явления [1]. Концепция развития профессиональной мобильности в вузе представляет собой систему социальных, педагогических и учебно-организационных исходных позиций, которыми необходимо руководствоваться при организации профессиональной подготовки современных специалистов.

Прогресс образования идет в направлении разработки вариантов его содержания, поиска и научного освоения новых идей и технологий, использова-

ния возможностей современной дидактики и теории воспитания в повышении эффективности образовательных структур. Российское образование реформируется в соответствии с мировыми тенденциями развития образования. Формируется новый педагогический менталитет: формула «образование на всю жизнь» заменяется формулой «образование через всю жизнь»; содержание образования обогащается новыми процессуальными умениями, развитием способностей оперирования информацией; методы обучения обогащаются творческим решением проблем науки и рыночной практики с акцентом на индивидуализацию образовательных технологий; личностно ориентированное взаимодействие учителя с учениками становится важнейшей составляющей педагогического процесса [4].

Разработка концепции развития профессиональной мобильности с учетом тенденций модернизации российского образования и инновационной деятельности вузов является необходимым условием формирования гибкого профессионала, востребованного современной экономикой, способного овладевать новыми смежными видами профессиональной деятельности в зависимости от конъюнктуры рынка труда.

Методологической основой концепции развития профессиональной мобильности выпускника являются гуманистическое философское направление, представляющее собой систему воззрений, признающую ценность человека как личности, его право на свободу, развитие и проявление всех способностей (Ж.-Ж. Руссо, Ф. Бекон, К. Роджерс), и коэволюционное мировоззрение (Н.Н. Моисеев, П. Тейяр де Шарден), представляющее собой интеграцию природного и человеческого, материалистического и идеалистического, технократического и гуманистического начал на основе современного уровня человеческого познания мира, в котором человек рассматривается во всем богатстве его отношений с природно-социальной средой [4].

Процесс развития профессиональной мобильности в вузе рассматривается как относительно целостное и независимое явление с точки зрения функционирования, который является комплексным компонентом системы интегрирован-

ной подготовки будущих специалистов к различным видам профессиональной деятельности. Основу комплексности процесса развития профессиональной мобильности составляют следующие сущностные отношения: единство содержательного и процессуального аспектов, единство теоретического и практического обучения; взаимосвязь общеобразовательной и профессиональной подготовки; соединение обучения с профессиональной деятельностью; соотношение интеграции и дифференциации целей, содержания, форм, методов и средств.

В качестве методологии реализации концепции развития профессиональной мобильности выступает компетентностный подход. Компетентностный подход связан с переносом акцента с преподавателя и содержания образования на студента и ожидаемые результаты образования, что является проявлением существенного усиления направленности образовательного процесса на студента. С позиций компетентностного подхода уровень образованности определяется способностью решать проблемы различной сложности на основе имеющихся знаний. Компетентностный подход не отрицает значения знаний, но он акцентирует внимание на способности использовать полученные знания. При таком подходе цели образования описываются в терминах, отражающих новые возможности обучаемых (компетенции), рост их личностного потенциала [2]. Компетентностная модель специалиста, ориентированного на сферу профессиональной деятельности, менее жестко привязана к конкретному объекту и предмету труда, что обеспечивает мобильность выпускников в изменяющихся условиях рынка труда.

Стратегия модернизации образования предполагает построение образовательного процесса в логике компетентностного подхода, преимущество которого заключается в том, что он позволяет сохранять гибкость и автономию в структуре и содержании учебного плана. Компетентностный подход к обучению и оценке молодых специалистов позволяет определить потенциал человека, направленность данного потенциала, наиболее выраженные компетенции и сферу их наиболее эффективного трудового приложения. Оптимальность данного подхода оправдывается также тем, что студентов и выпускников трудно

оценивать по профессиональному опыту работы (так как не у всех он есть), поэтому единственное, в чем может быть их реальная ценность - это потенциал.

Применяя компетентностный подход к организации процесса развития профессиональной мобильности будущих специалистов в рамках нашей концепции, приоритетным направлением в процессе профессиональной подготовки будет формирование универсальных (базовых) и профессионально-

профилированных (смежных) компетенций, личностных и профессионально значимых качеств у выпускников. Выделение и ориентация на формирование базовых и профессионально-профилированных компетенций отражает важнейший принцип, положенный в основу основных профессиональных программ, разрабатываемых в настоящее время на основе федеральных государственных стандартов третьего поколения. Это принцип выбора студентом собственной образовательной траектории.

Выбор студента в вузе проявляется в нескольких направлениях. Во-первых, при поступлении вуз абитуриент выбирает определенное направление или специальность высшего образования. Во-вторых, студент должен выбрать область деятельности, которую он будет осваивать в качестве основной, - это выбор базовой специализации, не избрать которую нельзя, так как образования, не связанного с конкретной сферой деятельности, не существует. В процессе обучения право выбора сферы профессиональной подготовки студент может выбрать дополнительную специализацию, углубляющую его научную подготовку или снабжающую его прикладными навыками для облегчения будущего трудоустройства. Третьим направлением выбора является выбор элективных курсов и факультативов, предусмотренных действующим образовательным стандартом. И, в соответствии с нашей концепцией, именно последнее направление выбора студента можно использовать в качестве резерва для формирования у студентов профессиональных компетенций по смежным с профилем специализации видам деятельности, обеспечивающих развитие профессиональной мобильности.

В период кризиса и перехода высшего профессионального образования на многоуровневую структуру, по нашему мнению, целесообразно, идти по пути

постепенного увеличения предоставляемой студенту академической свободы. В предлагаемой нами концепции сделана попытка построения процесса профессиональной подготовки будущих специалистов, обеспечивающего готовность выпускника к эффективной адаптации к требованиям профессии, рынка труда и смене вида профессиональной деятельности и ориентирующего студента в современных социально-экономических условиях.

Основополагающим понятием при разработке концепции является профи-лизация профессиональной подготовки, являющаяся значимым условием развития профессиональной мобильности, которая реализуется через освоение совокупности смежных видов профессиональной деятельности. В результате выбранного студентом пути освоения основной образовательной программы в процессе профилизации профессиональной подготовки выпускник приобретает определенную совокупность профессиональных компетенций. В идеале количество профилей обучения должно быть как можно большим и возрастать год от года. Чем разнообразней профилизация, тем более индивидуальны образовательные траектории. Но на практике целесообразно в начале образовательной реформы придерживаться уже используемых профилей, увеличивая лишь вариативность их сочетаний.

Концепция развития профессиональной мобильности будущих специалистов предусматривает разработку комплексной компетентностно-ориентированной программы обучения бакалавров и специалистов, направленной на формирование базовых (обязательных для всех обучающихся в рамках направления или специальности), специализированных (углубляющих область избранной профессиональной подготовки) и профессионально-

профилированных (позволяющих применить теоретические знания на практике в смежных видах профессиональной деятельности) компетенций. Очевидно, что в настоящее время знания очень быстро обновляются и соответственно устаревают. Поэтому в концепции ставится цель дать выпускнику относительно широкую подготовку и научить его пополнять, обновлять знания, умения и навыки по мере необходимости.

Разработанную нами концепцию развития профессиональной мобильности в процессе обучения в вузе можно охарактеризовать следующими положениями:

- профессиональная мобильность выпускника обусловливает готовность личности к эффективной адаптации к требованиям профессии, рынка труда и смене вида профессиональной деятельности и характеризуется совокупностью освоенных профессиональных компетенций;

- развитие профессиональной мобильности у будущих специалистов в процессе профессиональной подготовки обеспечивается за счет расширения спектра (перечня) профессиональных компетенций;

- расширение спектра (перечня) профессиональных компетенций универсализирует профессиональную подготовку и осуществляется:

при подготовке в системе моноуровневого высшего профессионального образования за счет овладения студентами базовым (по профилю специализации) и смежными видами профессиональной деятельности посредством дополнения осваиваемой специализации курсами по выбору и факультативами; при подготовке бакалавров в системе многоуровневого высшего профессионального образования через изучение специальных дисциплин, курсов по выбору и факультативов, которые обеспечивают вариативность образовательного профиля (в соответствии с избранным базовым и смежными профилями профессиональной подготовки);

- профилизация профессиональной подготовки (овладение базовым и смежными профилями) обеспечивает конкурентоспособность выпускников вуза на рынке труда.

Рассмотрим принципы, которыми мы руководствовались при определении специфического содержания процесса развития профессиональной мобильности.

Нами выделены четыре принципа, отражающих идеи и требования к процессу развития профессиональной мобильности: целостности, целесообразности, вариативности и единства специализации и универсализации.

Принцип целостности педагогического процесса означает достижение единства и хотя бы относительной завершенности всех входящих в него компо-

нентов и фактов, т.е. условий, обеспечивающих его эффективность. Данный принцип обязывает:

- устанавливать непротиворечивые связи и зависимости всех компонентов педагогического процесса и условий, обеспечивающих эффективность их использования в целях развития студентов;

- подчинять педагогический процесс конечной цели развития каждого студента и одновременно осуществлять воспитательные отношения;

- соизмерять реальные возможности педагогической практики по использованию теории и передового опыта, создавая педагогический процесс.

Реализация принципа целостности способствует упорядочению педагогического процесса, обеспечивает внутреннее единство модели развития профессиональной мобильности будущего специалиста в вузе и самостоятельность по отношению к окружающей ее среде.

Принцип целесообразности является требованием, выполнение которого способствует достижению целей педагогического процесса. Этот принцип позволяет варьировать содержание подготовки, ее направленность, методы и формы. Принцип целесообразности предписывает:

- осуществлять отбор содержания, методов, средств и форм подготовки специалистов с учетом особенностей различных видов профессиональной деятельности выбранной специальности;

- формировать профессионально важные качества студентов, облегчающих освоение профессии и выполнение профессиональных функций;

- расширять сферу знаний о профессиональной деятельности и направлять подготовку профессионально и социально мобильных специалистов;

- использовать профессиональную подготовку в целях общего развития человека.

Принцип целесообразности обеспечивает рациональную организацию процесса развития профессиональной мобильности будущего специалиста в вузе, направленную на расширение сферы знаний и формирование компетенций и

профессионально важных качеств у студентов, обеспечивающих освоение функций различных видов будущей профессиональной деятельности.

Вариативность является одним из основополагающих принципов и направлений развития современной системы образования в России; следствие осознания государством, обществом, образовательным сообществом необходимости преодоления унификации и единообразия образования. Вариативность технологии основывается на изменении последовательности, порядка, цикличности алгоритма в зависимости от условий осуществления технологии [4]. Вариативность системы означает ее способность быть динамичной, гибкой, способной по ходу реализации к изменениям, перестройке, усложнению или упрощению содержания профессиональной подготовки будущих специалистов.

Принцип вариативности определяется циклом учебных дисциплин, предлагаемых студентам в профессиональной подготовке, а также возможностью и необходимостью изменения, переконструирования отдельных курсов педагогом, возможностью студентов выбирать тот или иной курс обучения и сроки обучения [3]. Вариативность процесса развития профессиональной мобильности как педагогического процесса определяется необходимостью выбора каждым студентом индивидуального образовательного профиля, обеспечивающего освоение различных видов профессиональной деятельности.

Принцип единства специализации и универсализации подготовки выделен нами как ключевой при построении процесса развития профессиональной мобильности наряду с рассмотренными выше принципами. Данный принцип помогает в подготовке специалистов, широко эрудированных в области профессиональной деятельности не только выбранной специализации, но и любой другой, смежной. Принцип обеспечивается:

- расширением профессиональной ориентации студентов в различных видах профессиональной деятельности в области выбранной специальности;

- обучением студентов сравнивать, сопоставлять, определять общее и особенное в смежных видах профессиональной деятельности в области выбранной специальности;

- обучением студентов переносу знаний и умений из одной области в другую.

Современные социально-экономические условия требуют, чтобы подготовка специалиста, являясь специализированным процессом, обеспечивала в то же время овладение смежными видами профессиональной деятельности. В соответствии с этим в процессе профессиональной подготовки должны сочетаться специализированная и универсальная подготовка. На современном этапе развития в процессе обучения в вузе, обеспечивая специализированную профессиональную подготовку, необходимо одновременно содействовать и освоению смежных видов будущей профессиональной деятельности, обеспечивающую универсализацию подготовки. В свою очередь универсализация профессиональной подготовки обеспечивается наличием в различных знаниях общей, инвариантной основы, создающей предпосылки для овладения компетенциями по смежным видам профессиональной деятельности. При реализации данного принципа в процессе развития профессиональной мобильности необходимо опираться на следующие положения:

- комплексное сочетание специализированной и универсальной подготовки будущего специалиста как неотъемлемых составляющих в процессе развития профессиональной мобильности;

- содержание универсальной подготовки будущего специалиста во многом зависит от направления специализации его подготовки, тем самым, определяя индивидуальный профиль подготовки;

- несводимость специализированной и универсальной подготовки и обусловленность их соотношения ведущей ролью специализированной подготовки.

Таким образом, принцип единства специализации и универсализации профессиональной подготовки означает, что ни одну из составляющих нельзя исключить из образовательного процесса без ущерба при подготовке мобильного специалиста. Единство специализации и универсализации профессиональной подготовки в процессе развития профессиональной мобильности заключается

также во взаимной зависимости их содержания: содержание специализированной подготовки учитывает особенности смежных профилей, а содержание универсальной подготовки зависит от предпосылок, созданных в процессе фундаментальной и базовой (специализированной) подготовки.

Процесс развития профессиональной мобильности является ярким проявлением индивидуализации обучения по программам высшего профессионального образования, позволяющим за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности обучаемых, создавать условия для обучения студентов в соответствии с их познавательными и профессиональными интересами и намерениями. Индивидуализация в процессе развития профессиональной мобильности проявляется в свободе выбора специализации и дисциплин и курсов по выбору, освоения (или отказа от освоения) факультативных дисциплин, что обеспечивает формирование индивидуального профиля основной образовательной программы студента.

Библиографический список

1. Вишнякова, С.М. Профессиональное образование [Текст]: Словарь, ключевые понятия, термины, актуальная лексика / С.М. Вишнякова. - М.: НМЦ СПО, 1999. - 538 с.

2. Лебедев, О.Е. Компетентностный подход в образовании [Текст] / О.Е. Лебедев // Школьные технологии. - 2004. - № 5. - С. 3-12.

3. Миниханова, С.А. Индивидуализация профессиональной подготовки социальных педагогов в вузе [Текст]: Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. / Миниханова Санья Ахмитханов-на. - Нижний Новгород, 2005. - 161 с.

4. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии [Текст]. / Г.К. Селевко. -М.: Народное образование, 1998. - 256 с.

Bibliography

1. Lebedev, O.E. Competence Approach in the Education [Text] / O.E. Lebedev // School Technologies. - 2004. - № 5. - P. 3-12.

2. Minikhanova, S.A. Social Teachers’ Professional Training Individualization at a Higher School [Text]: Thesis. ... Cand. of Ped.: 13.00.08. / Minikhanova Sanya Akhmitkhanovna. - Nizhni Novgorod, 2005. - 161 p.

3. Selevko, G.K. Contemporary Educational Technologies [Text] / G.K. Selevko. - M.: Public Education, 1998. - 256 p.

4. Vishnyakova, S.M. Professional Education [Text]: Dictionary, Key Concepts, Terms, Current Vocabulary / S.M. Vishnyakova. - M.: NMС SPO, 1999. - 538 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.