Научная статья на тему 'Концептуальные основы профилактики насильственных проявлений в организационных коммуникациях'

Концептуальные основы профилактики насильственных проявлений в организационных коммуникациях Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
520
155
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ORGANISATIONAL COMMUNICATION / PSYCHOLOGICAL VIOLENCE / VIOLENT TYPE OF COMMUNICATION / NONPRODUCTIVE TYPE OF COMMUNICATION / NONVIOLENT COMMUNICATION / EMPHATIC UNDERSTANDING / EGO-MESSAGE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Севастьянов Павел Сергеевич

В статье рассмотрены проявления психологического насилия в структуре организационных коммуникаций. Обосновывается необходимость разработки методов профилактики насильственных типов коммуникации в структуре организационного поведения. Рассматривается весьма перспективная концепция ненасильственной коммуникации американского психолога Маршалла Б. Розенберга. Показано, что концепция может быть взята за основу не только в сфере организационной коммуникации, но и во многих других семейной, межличностной, и даже в дипломатической и политической коммуникациях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The concepttual basis of prophylaxis of the violent manifestations in the organisational communications

This article is dedicated to certain manifestations of the psychological violence in the structure of the organisational communication. This article proves the necessity of development of conceptual methodic of prophylaxis of violent types of communication in the structure of organisational behavior. It examines rather perspective concept of nonviolentcommunication developed by American psychologist Marshall B. Rosenberg. The concerned conception could be used not only in the sphere of organisational communication, in a lot of others as well, i.e. family, interpersonal, even in diplomatic and political spheres.

Текст научной работы на тему «Концептуальные основы профилактики насильственных проявлений в организационных коммуникациях»

Концептуальные основы профилактики насильственных проявлений в организационных коммуникациях

ленных показателей способствует комфортному и благополучному психологическому состоянию сотрудников внутри организации, что неизбежно ведет к повышению их эффективности в работе и увеличению прибыли организации.

Предложенная модель исследования может быть расширена и применяться не только для диагностики информационной среды, как фактора формирования организационной культуры в разных типах организаций, но также для подобной диагностики с учетом других компонентов с подробным анализом критериев организационной культуры.

Библиографический список

1. Камерон К., Куинн Р. Диагностика и изменение организационной культуры / под ред. И.В. Андреевой. - СПб.: Питер, 2001. - 320 с.

2. Серякова С.Б., Малиборская И.Л. Организационная культура вуза как основа формирования мотивационно-ценностных ориентаций студентов // Педагогика. Общество. Право. - 2014.-№ 1 (9). - С. 24-29.

3. Шейн Э.Х. Организационная культура и лидерство / под ред. В.А. Спивака. - СПб.: Питер, 2002. - 336 с.

УДК 159.9:316.6

Севастьянов Павел Сергеевич

Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова

ipp@ksu.edu.ru

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ПРОФИЛАКТИКИ НАСИЛЬСТВЕННЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ В ОРГАНИЗАЦИОННЫХ КОММУНИКАЦИЯХ

В статье рассмотрены проявления психологического насилия в структуре организационных коммуникаций. Обосновывается необходимость разработки методов профилактики насильственных типов коммуникации в структуре организационного поведения. Рассматривается весьма перспективная концепция ненасильственной коммуникации американского психолога Маршалла Б. Розенберга. Показано, что концепция может быть взята за основу не только в сфере организационной коммуникации, но и во многих других - семейной, межличностной, и даже в дипломатической и политической коммуникациях.

Ключевые слова: организационная коммуникация, психологическое насилие, насильственный тип коммуникации, непродуктивный тип коммуникации, ненасильственное общение, эмпатическое понимание, Я-сообщение.

Коммуникация как процесс специфического обмена информацией, заключающийся в передаче эмоционального и/ или интеллектуального содержания между собеседниками, представляет собой многогранный процесс, распространяющийся на большинство сфер жизнедеятельности человека и общества. Сфера профессиональной деятельности человека также не является исключением, где общение представлено в виде организационной коммуникации.

Организационная коммуникация является процессом, посредством которого руководители организации налаживают систему доступа к информации большого числа сотрудников организации, а также отдельным индивидуумам и институтам, не входящими в её штатную структуру. Организационная коммуникация является неотъемлемым инструментом координации деятельности структур организации, поскольку благодаря ей становится возможным получение необходимой информации на любом уровне управления. В современных реалиях такая коммуникация становится первоочередным условием обеспечения «живучести» любой организации и организации её эффективной работы.

Согласно результатам исследований, руководящий состав предприятий тратит порядка 50-90% рабочего времени на налаживание и поддержку организационной коммуникации. Благодаря коммуникации становится возможным получение, анализ и систематизация информации не только в рамках

предприятия, но и извне, а также обеспечивается должный уровень взаимодействия с партнерами, конкурентами, потребителями производимого продукта, поставщиками, клиентами и финансовыми организациями. Естественно, что для обеспечения нормального функционирования предприятия развитие организационной коммуникации должно находиться на должном уровне [3, с. 153-157]. Однако, организационная коммуникация, как и любые другие виды коммуникации, могут характеризоваться определенными проблемами и нарушениями. Весьма серьезную проблему представляет собой психологическое насилие, принимающее разные формы и зачастую становящееся причиной появления разнообразных деформаций и проблем, ведущих к нарушению нормального функционирования предприятия и падению его производительности [1, с. 143].

В сфере организационной коммуникации психологическое насилие зачастую проявляется как насильственный, чаще монологический тип общения, включающий императивный и манипулятив-ный типы общения.

Императивное общение - это общение с целью установления контроля над поведением и внутренней позицией собеседника, принуждения его к выполнению определённых действий или принятию «нужных» решений. В данном случае собеседник воспринимается как объект воздействия, выступает в пассивной роли. Особенность императивной коммуникации в том, что итоговая цель общения, то

© Севастьянов П.С., 2015

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика № 3

57

ПСИХОЛОГИЯ

есть принуждение собеседника, не является скрытой. Средствами установления влияния, как правило, выступают приказы, указания, предписания, а так же требования. Данный тип общения, причисляясь к насильственным формам, является наиболее «безобидным» из спектра психологического насилия в организационной коммуникации, поскольку в некоторых случаях оказывается продуктивным, например, в рамках военно-уставных отношений.

Несколько похожий на него манипулятивный тип общения, включающий различные способы оказания давления на собеседника с помощью требований; запретов, сравнений партнера по коммуникации с другими индивидуумами; критики и наказаний; разнообразных нотаций и насильственных вторжений в личностное пространство сотрудника с целью подавления активности манипулируемого, наоборот, традиционно относится к «непродуктивным» типам коммуникации [1]. Эффект от него в ряде случаев может быть в равной мере негативным не только для жертвы-мани-пулируемого, но и для самого манипулятора, который подвержен опасности деформации личности, задержки личностного роста. У манипулируемого же, как правило, развивается внутриличностный, а в ряде случаев - межличностный конфликт.

Однако проявления психологического насилия в сфере организационной коммуникации не ограничиваются вышеупомянутыми типами общения. Весьма распространенным явлением стал моббинг, или дискриминация сотрудника со стороны рабочего коллектива предприятия, а также проявления систематической враждебности по отношению к жертве целенаправленного и регулярного характера данного вида коммуникативного поведения. Итогом моббинга зачастую становится нанесение вреда психическому и физическому состоянию преследуемого. Как правило, типичными средствами моббинга являются распространение ложных сведений о работнике; сокрытие требуемой информации; социальная изоляция жертвы; систематическая, зачастую необоснованная критика; издевательства над жертвой. Следует отметить, что моббинг как явление несет угрозу не только для жертвы, хотя последствия для последней могут быть чрезвычайно серьезными, вплоть до суицида. Данный тип поведения вредит и предприятию, в котором он имеет место, ухудшая качество социально-психологического климата, снижая эффективность работы и вызывая избыточную ротацию кадров [6, с. 216-219].

Поскольку проявления психологического насилия в предприятиях несут в себе столь серьезную угрозу для его функционирования, возникает потребность и необходимость в профилактике или хотя бы элиминации таких типов организационных коммуникаций.

Мировая психологическая практика располагает перспективным средством решения данной

проблемы, к сожалению, слабо разработанной и применяемой в российских реалиях. Для профилактики насильственных типов организационных коммуникаций вполне может быть использована концепция ненасильственной коммуникации Маршалла Б. Розенберга, ориентированная на развитие ряда коммуникативных умений:

- выражения межличностных чувств, или осознания чувств и желаний, связанных с взаимоотношениями. Важную роль в таком умении играет способность однозначно выразить собственное внутреннее состояние ( «я-сообщение», «я-высказывание»);

- эмпатического ответа, или однозначного понимания состояний, чувств и потребностей собеседника, сигнализации ему о понимании [3];

- переключения образа действий, то есть организации уместных переходов от выражения межличностных чувств к эмпатическому ответу, и переходов наоборот, то есть построения диалога.

- фасилитации, содействия, помощь в получении сведений об эффективном обучении собеседников вышеназванным компетенциям [5, с. 186-190].

Ненасильственная коммуникация является методом общения и предотвращения конфликтных ситуаций. Опорной точкой данного метода является принятие во внимание пожеланий каждого из участвующих в коммуникативном акте собеседников.

Основным моментом данной концепции является избегание таких типов коммуникации, при которых у собеседника может появиться чувство его оценивания, попытки вызвать в нем чувство долга или вины, его критики или перечисления требований - то есть применения к нему насильственного общения. Собственно, поэтому концепция М. Розенберга и получила название «концепции ненасильственного общения» [7].

Ключевыми компонентами ненасильственной коммуникации являются:

1. Наблюдение, свободное от оценивания.

2. Идентификация и выражение чувств, то есть развитие достаточного инструментария для выражения чувств, необходимых в данный момент общения, а также словарного запаса.

3. Подтверждение потребностей, составляющих основу собственных чувств.

4. Свободная от требований просьба, то есть просьба, заключающая запрос, а не приказ и требование [2].

По мнению М. Розенберга, ненасильственная коммуникация не может быть выстроена без умения ясно выражать себя («Я-сообщение») и эмпатического понимания собеседника. Эмпатическое понимание собеседника - это уважительное понимание внутренних состояний последнего, при полном отсутствии советов, обоснования собственного мнения и чувств. С помощью этого у собеседника появляются все необходимые условия

58

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова Ji> 2015, Том 21

Концептуальные основы профилактики насильственных проявлений в организационных коммуникациях

для самовыражения, наличие которого оказывает первостепенное влияние на нахождение решения возникшей и решаемой в рамках коммуникативного акта проблемы.

Следует отметить, что формирование навыков ненасильственной коммуникации может происходить не только в самостоятельной, но и в индивидуальной, а также групповой работе. Естественно, что при индивидуальной и групповой работе необходимо присутствие соответствующего специалиста. Согласно опыту автора концепции, наибольшую эффективность имеет групповая работа.

Анализ практики показывает, что модель ненасильственного общения весьма эффективна в применении в большинстве сфер коммуникативного поведения человека, от семейных отношений до политической и дипломатической сфер [5, с. 119132]. Таким образом, потенциал использования концепции ненасильственной коммуникации практически неограничен, возможно создание на её основе тренинга, призванного предотвращать проявления насильственных типов общения в структуре организационной коммуникации.

Библиографический список

1. Березуцкая Ю.П. Психология делового общения. - Барнаул, 2002 - 248 с.

2. ГессманнХ.-В., Севастьянов П.С. Концепция ненасильственного общения М. Розенберга // Современная зарубежная психология. - 2014. - Т. 3. -№ 2. - С. 84-91. - Режим доступа: URL: http:// psyjoumals.ru/jmfp/2014/n2/70n5.shtml (дата обращения: 30.01.2015).

3. Доценко Е.Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. - СПб.: Речь, 2003. -С. 150-162.

4. Панфилова А.П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности. - СПб.: Знание, ИВЭСЭП, 2004. - 495 с.

5. Розенберг М.Язык жизни = Nonviolent communication: Ненасильственное общение. - М.: София, 2009. - 272 с.

6. Севастьянов П.С. Структурно-психологические особенности психологического насилия в профессиональных коммуникациях // Психология гармоничного развития личности и общества / отв. ред., сост. Н.П. Фетискин, Т.И. Миронова. -Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2014. - С. 216221.

7. Gewaltfreie Kommunikation nach Marshall

B. Rosenberg [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://arbeitsblaetter.stangl-taller.at/

KOMMUNIKATION/gewaltfreie-kommunikation-rosenberg.shtml (Дата обращения: 22.11.2013).

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика № 3

59

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.