Научная статья на тему 'Концептуальные основы политической доктрины русского классического либерализма'

Концептуальные основы политической доктрины русского классического либерализма Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
387
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИОРИТЕТ ЗАКОНА / ИДЕЯ СИЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА / КОНЦЕПЦИЯ ПРАВОВОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ / PRIORITY OF LAW / THE IDEA OF A STRONG STATE / THE LEGAL CONCEPT OF STATEHOOD

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Карипов Балташ Нурмухамбетович

Исследования дают основания рассматривать русский либерализм как становящееся, формирующееся идейное течение, в котором можно выделить не только окончательную модель либерализма, но и его субмодели, отражающие содержание различных этапов идеологического процесса. Взгляд на русский либерализм как идеологическую доктрину, протяженную в историческом времени, позволяет корректно анализировать проблему его типологии и особенностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of liberal ideology in Russia begins long before the performance at the historic arena of the country socio-political movement of liberalism. Consideration of the origins and milestones of Russian liberalism shows that he had had its own history and theory, substantial paradigmatic traits and characteristics. Some aspects of the Russian liberal classical doctrine is similar to Western Europe, some are completely original character. Last reflect the specifics of the historical and sociocultural development of post-Reform Russia XIX early XX centuries. One of the specific features of Russian classical liberalism lies in its intellectual character. We can state that in determining Russian liberalism was the idea of the primacy of human freedom. Original understanding of freedom, to determine the understanding of civil liberty and liberals demand the creation of a legal government order in which the value of public institutions would be measured by the extent to which they protect the interests of the individual. Sense of entitlement could not be reduced to any arbitrary legislator, nor to the social contract. Its basis is the natural right to life and freedom. With the understanding of freedom from a legal point of view was related to the political program of the liberals the requirements of freedom of conscience, transparency and independence of the court and the presumption of innocence, unhindered private initiative in economic activities, the inviolability of private property, etc. All of these tenets, enshrined in a system of positive law, constitute what is called civil liberties. They form the basis of civilized society and are its ultimate value. In the context of the views contained one of the central question was the relationship between civil and political rights. It was believed that the civil rights guaranteed to all people equal opportunities to achieve the objectives of growth of material welfare, thus freeing intelligence for creativity and cultural creation. Political freedoms the continuation of civil liberties, and in a sense, they complement and warranty. Russian liberalism, therefore, will never take his economics and politics from the right. However, Russian liberals have insisted on the primacy of law to political power. Being in the majority of lawyers are defending the rule of law rule as the highest value among the normal principles of government. Consistently upholding the priority of the right, Liberals tied it up with the idea of a strong state, able to undertake the necessary reforms to ensure order in the country. Hence their attention to the idea of statehood, efforts to develop the concept of legal statehood.

Текст научной работы на тему «Концептуальные основы политической доктрины русского классического либерализма»

2011 Философия. Социология. Политология №3(15)

УДК 32.001.

Б.Н. Карипов

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ДОКТРИНЫ РУССКОГО КЛАССИЧЕСКОГО ЛИБЕРАЛИЗМА

Исследования дают основания рассматривать русский либерализм как становящееся, формирующееся идейное течение, в котором можно выделить не только окончательную модель либерализма, но и его субмодели, отражающие содержание различных этапов идеологического процесса. Взгляд на русский либерализм как идеологическую доктрину, протяженную в историческом времени, позволяет корректно анализировать проблему его типологии и особенностей.

Ключевые слова: приоритет закона, идея сильного государства, концепция правовой государственности.

В современной литературе существуют разные мнения по вопросу периодизации русского либерализма. Л.И. Новикова и И.Н. Сиземская полагают, что «либерализм пришел в Россию в виде просвещенного абсолютизма» и в своей эволюции прошел три стадии: с XVIII в. по 50 - 70-е гг. XIX в.; с 5070-х по 90-е гг. XIX в.; 3) с 90-х гг. XIX в. [1. С. 78, 214, 293]. А.В. Гоголевский также считает, что период зарождения и становления либеральных идей начинается в XVIII в.; при этом он подчеркивает, что политическая доктрина русского либерализма формировалась на рубеже XVIII-XIX вв., получив первое воплощение в творчестве А.Н. Радищева [2. С. 151]. Петербургские историки И.П. Лейберов, Ю.Д. Марголис, Н.К. Юрковский указывают, что с конца XVIII в. либерализм предстает как «общественное движение, в котором разрабатывались более или менее законченные программы политических реформ» [3. С. 4].

Ряд специалистов соотносят генезис либерализма в России со второй половиной ХГХ столетия - временем общественно-политических реформ.

B.Ф. Пустарнаков обосновывает мысль о том, что оформившийся в эпоху Александра П либерализм стал сразу принимать преимущественно не классическую, а постклассическую форму «нового» либерализма, хотя при этом продолжали также существовать разновидности дворянского либерализма [1.

C. 228]. В.И. Приленский предлагает считать «годом рождения либерального направления в русской мысли» 1846 г., утверждая при этом, что свое наиболее адекватное выражение либеральные идеи находят у Кавелина, Соловьева и Чичерина [4. С. 11]. Согласно мнению К. С. Гаджиева, либеральное мировоззрение в России утвердилось только в конце XIX - начале XX в. [5. С. 373].

Все эти суждения дают основания рассматривать русский либерализм как становящееся, формирующееся идейное течение, в котором можно выделить не только окончательную модель либерализма, но и его субмодели, отражающие содержание различных этапов идеологического процесса. Взгляд на русский либерализм как на идеологическую доктрину, протяженную в исто-

рическом времени, позволяет корректно анализировать проблему его типологии и особенностей.

Формирование либеральной идеологии в России начинается задолго до выступления на исторической арене страны общественно-политического движения либерализма. Одним из первых его пропагандистов стала императрица Екатерина II. В ее произведениях можно обнаружить добросовестное, восторженное воспроизведение либеральных идей французских просветителей вместе с призывом к утверждению на российской почве принципов просвещенного абсолютизма [6. Т. 3. С. 441-442]. Важную роль в распространении либерально-просветительных идей сыграл ее оппонент А.Н. Радищев. Свое радикальное развитие они получили в книге «Путешествие из Петербурга в Москву» (1790). Он ввел в русскую политическую мысль новый источник споров - вопрос о крепостном состоянии крестьян. Полемизируя с просвещенной императрицей, позволяющей себе в переписке с французскими философами забывать о рабском состоянии своих подданных, Радищев утверждал, что только свобода как естественное состояние человека может обеспечить жизненную инициативу и материальное благосостояние граждан, в первую очередь и в конечном итоге - благо Отечества. Исходя из мысли, что «самодержавство есть наипротивнейшее человеческому естеству состояние», политический идеал он видел в деятельности американских республиканцев [7. Т. 3. С. 559]. При этом Радищев предостерегал государственных деятелей от применения радикальных методов преобразования российской действительности, тем самым впервые вводя в либеральное звучание консервативные мотивы.

Восстание Пугачева и Французская революция 1789 г. рассеяли иллюзии просвещенного абсолютизма. В этих условиях в рядах дворянской интеллигенции либеральные идеи, воспринятые от европейских учителей, подвергались критической обработке и, соотнесенные с российскими реалиями, начали обретать конкретное содержание. Идея свободы как естественного состояния человека оставалась центральной и в начале царствования Александра I. Однако, памятуя о произволе предшествующего царствования, молодые сподвижники царя ожидали подкрепления идеи свободы политическими гарантиями, которые виделись в конституционных правах. Огромную роль в обосновании этих идей сыграл М.М. Сперанский. Опираясь на теорию естественного права, он разработал первый проект политического устройства России, предусматривавший разделение властей и законодательное ограничение самодержавия [8. С. 118]. По существу, это был первый проект Российской конституции.

Однако либерально-конституционным проектам Сперанского не суждено было воплотиться в жизнь. Он успел осуществить лишь незначительную часть своих замыслов, когда его деятельность была прервана Александром I, который убоялся попыток «ограничить самодержавие» [9. С. 227]. Тем не менее идея конституционного ограничения самодержавия была подхвачена, с одной стороны, аристократической олигархией, рассчитывавшей с помощью конституции ограничить власть царя в свою пользу и закрепить свои привилегии, с другой стороны - декабристами. Первая волна либерализма как оппозиционного властям движения охватила дворянскую интеллигенцию после

Б.Н. Карипов

наполеоновских войн. Она была приглушена 14 декабря 1825 г. Но и в эпоху николаевской реакции либеральные идеи обсуждались в журналах «Московский телеграф», «Телескоп», «Европеец» (1830-е гг.), в «Современнике» и «Отечественных записках» (1840-е гг.), вызревали в университетах и кружках [10. С. 56].

Организационно либеральное направление развивалось в кружках московской и петербургской интеллигенции. В московский кружок в 1850-е гг. входили А.В. Станкевич, Е.Ф. Корш, В.П. Боткин, Н.Ф. Павлов, П.Н. Кудрявцев, Б.Н. Чичерин и др. Петербургский кружок, руководящее положение в котором занимал К. Д. Кавелин, возник в середине 1840-х гг. Во второй половине 1850-х гг. либерально настроенные литераторы и ученые группировались вокруг журналов «Русский вестник» и «Атеней». Свой вклад в разработку идей либерализма вносил и орган славянофилов - газета «Русская беседа», которая вела горячий спор с «Русским вестником» [11. С. 15]. В это время распространялась рукописная литература либерального направления: работы Чичерина «Современные задачи русской жизни», Кавелина «Государственное крепостное право в России»; Герцен за рубежом издавал сборники «Голоса из России», которые содержали статьи либерального направления. Можно сказать, что со второй половины 50-х гг. XIX в. либеральные идеи становятся достоянием не только немногочисленных кружков интеллигенции, но и более широких слоев. Либерализм становится фактом общественной жизни; вокруг этого идейного течения происходит консолидация общественных сил. С этого времени можно говорить о русском либерализме как об общественном движении и направлении идейно-теоретической мысли. Разработка концептуальных основ русского либерализма падает на 5070-е гг. XIX в. Ключевыми становятся вопросы о свободе человека, о собственности, о власти, о государстве, о праве, о крепостной зависимости.

Рассмотрение истоков и основных этапов русского либерализма показывает, что у него имелись собственные история и теория, существенные пара-дигмальные черты и признаки. Некоторые аспекты русской либеральной классической доктрины схожи с западноевропейской, некоторые носят вполне оригинальный характер. Последние отражают специфику исторического и социокультурного развития пореформенной России XIX - начала XX вв. Одна из специфических черт русского классического либерализма заключается в его интеллектуальном характере. По справедливому замечанию В.В. Шело-хаева, русский либерализм представлял собой «особый тип интеллектуального либерализма»; его возникновение и формирование происходили, «прежде всего, на теоретическом уровне», что позволило российским либералам создать «рациональную теоретическую модель современного либерализма, которая по ряду параметров превосходила западные образцы» [12. С. 36].

Либерализм - доктрина, признающая «свободу личности наиболее значимой моральной и политической ценностью» [13. С. 7]. Русский либерализм отстаивал эту установку, быть может, решительней, чем западноевропейский. Для российских либералов эта ценность имела не только теоретическое, но и вполне конкретное социальное содержание, не замечать которое после Радищева просвещенной дворянской интеллигенции было уже невозможно. Теоретическое обоснование либеральным принципам дали профессора-

правоведы К.Д. Кавелин и Б.Н. Чичерин. Оценивая социальные традиции русской истории в контексте либеральной идеи, Кавелин писал: «Для народов, призванных ко всемирно-историческому действованию в новом мире, такое существование без начала личности невозможно», ибо именно «личность, сознающая сама по себе свое бесконечное, безусловное достоинство, есть необходимое условие всякого духовного развития народа» [14. С. 153]. Отсюда следовал вывод о том, что сами законы развития общества подразумевают «появление и рост личности». Этим всеобщим законам подчиняется и история России. Вместе с тем ученый признавал, что историческое развитие России и Европы имело разные социальные основания. Исходным историческим основанием России был родовой строй. Но, исчерпав свои жизненные возможности, он, в конечном счете, был предопределен государственным началом. Появление государства в качестве прогрессивной объединяющей силы означало выход на историческую арену личности, прообразом которой стал Петр Великий.

Таким образом, личностное начало, согласно Кавелину, выявилось в России позже, чем в Европе, пройдя через распад родового быта, патриархальной семьи и возникновение сильного государства; следовательно, существенные различия между Россией и Европой относятся лишь к прошлому. Вступив на путь общемирового развития, Россия стала подчиняться тем же историческим законам, которые определяют развитие Европы на пути обретения индивидуальной свободы и достижения социального равенства, и поэтому «цель, задача, стремления, дальнейший путь один» [14. С. 66].

К аналогичной идее о решающей роли личности в общемировом развитии пришел и Чичерин. Для него данная идея стала определяющей как в общефилософском, так и в политико-правовом плане. Только признание абсолютной ценности самой личности, считал русский ученый, позволяет обосновать подлинное значение нравственных начал человека и делает его не только свободным, но и нравственно ответственным за содеянное. Смысл человеческой свободы состоит в возможности человека «возвышаться к сознанию безусловной своей сущности и тем самым к своей независимости от чего бы то ни было, кроме самого себя» [15. С. 30]. Человек сам по себе имеет абсолютное значение, и только в силу этого свойства он может быть признан свободным лицом. Именно поэтому с ним непозволительно обращаться как со средством достижения каких бы то ни было целей.

Таким образом, можно констатировать, что определяющей в русском либерализме стала мысль о первостепенности человеческой свободы. Ее последующее развитие, несомненно, приобретало новые грани и оттенки в связи с иными историческими и политическими событиями, но ни один либеральный теоретик не предавал забвению тезис о верховности свободы и достоинства человека. Исходное понимание свободы определяло понимание либералами гражданской свободы и требование создания такого правового государственного порядка, при котором ценность общественных институтов измерялась бы тем, в какой мере они защищают интересы личности. Смысл права не мог быть сведен ни к произволу законодателя, ни к общественному договору. Его основу составляло естественное право человека на жизнь, свободу.

С пониманием свободы с правовой точки зрения была связана и политическая программа либералов - требования свободы совести, гласности, независимости суда и презумпции невиновности, беспрепятственного проявления частной инициативы в хозяйственной деятельности, незыблемости частной собственности и др. Все эти постулаты, закрепленные в системе положительного права, составляют то, что называется гражданскими свободами. Они служат основой цивилизованного общества и являются его высшей ценностью. В определении свободы русский либерализм воспринял не только западные идеи, но и российскую гуманистическую традицию, «... в частности, категория справедливости дополнилась понятием правды, несущим большой нравственный потенциал» [16. Т. 2. С. 409]. Конечно, российские либералы прекрасно понимали, что говорить о гражданском обществе в России можно лишь в смысле долженствования. Первые шаги на пути к нему они связывали с осуществлением реформ.

В контексте изложенных воззрений одним из центральных был вопрос о соотношении гражданских и политических прав. Считалось, что гражданские права гарантируют всем людям равные возможности в достижении целей роста материального благосостояния, освобождая тем самым интеллект для творчества и культурного созидания. Они же воспитывают народ и подготавливают его к политическому участию. Вот почему реформы следует начинать с установления основ гражданского общества. «Преобразования, вводящие прочный, разумный и законный порядок в стране взамен произвола и хаоса, по самому существу дела должны предшествовать политическим гарантиям» [17. С. 153].

Политические свободы - продолжение гражданских свобод и в определенном смысле их дополнение и гарантия. Государство в соответствии с принципом «правды» призвано внести поправку в этот бесстрастно уравнительный «устой» гражданского общества, компенсируя исходное неравенство, поощряя и вознаграждая отдельных граждан за особые заслуги перед обществом. Русский либерализм, таким образом, никогда не отрывал экономику и политику от права. Вместе с тем российские либералы настаивали на приоритете закона перед политической властью. Будучи в большинстве своем юристами, они защищали верховенство правового закона как высшую ценность среди принципов нормального государственного устройства. Последовательно отстаивая приоритет права, либералы связывали его с идеей сильного государства, способного проводить необходимые реформы, обеспечивая порядок в стране. Отсюда их пристальное внимание к идее государственности, активные усилия по разработке концепции правовой государственности.

Таковы концептуальные основы политической доктрины русского классического либерализма. Ее восприятие и развитие нашло продолжение в следующем поколении, которое положило начало «новому», социальному либерализму, в котором классические положения нашли свое яркое завершение.

Литература

1. Либерализм в России / под ред. В.Ф. Пустарнакова, И.Ф. Худушина. М.: Изд-во ИФ РАН, 1996.

2. Гоголевский А.В. Очерки истории русского либерализма XIX - начала XX века. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1996.

3. Лейберов И.П., Марголис Ю.Д., Юрковский Н.К. Традиции демократии и либерализма в России // Вопросы истории. 1996. № 2. С. 3-15.

4. ПриленскийВ.И. Опыт исследования мировоззрения ранних русских либералов. М.: Изд-во ИФ РАН, 1995.

5. Гаджиев К.С. Введение в политическую науку: учебник для вузов. Изд. 2-е, перераб. и доп. М.: Логос, 1997.

6. Переписка российской императрицы Екатерины и господина Вольтера // Антология мировой политической мысли: в 5 т. Т. 3: Политическая мысль в России: X - первая половина XIX в. М.: Мысль, 1997. С. 441-442.

7. Радищев А.Н. О самодержавстве // Антология мировой политической мысли: в 5 т. Т. 3: Политическая мысль в России: X - первая половина XIX в. М.: Мысль, 1997. С. 558-559.

8. Сперанский М.М. Проекты и записки. Подготовили к печати А.И. Копанев и М.В. Кукушкина / под ред. С.Н. Валка. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1961.

9. ТомсиновВ.А. М.М. Сперанский. М.: Молодая гвардия, 2006.

10. Русское общество 40-50 годов XIX в. Ч. 2: Воспоминания Б.Н. Чичерина. М.: Изд-во МГУ, 1991.

11. Сухов А.Д. Столетняя дискуссия: западничество и самобытность в русской философии. М.: Изд-во ИФ РАН, 1998.

12. Шелохаев В.В. Русский либерализм как историографическая и историософская проблема // Вопросы истории. 1998. № 4. С. 26-42.

13. Шапиро И. Введение в типологию либерализма // Полис. 1994. № 3. С. 7-12.

14. Кавелин К.Д. Взгляд на юридический быт древней России // К.Д. Кавелин. Наш умственный строй. Статьи по философии русской истории и культуры. М.: Правда, 1989. С. 11-67.

15. Чичерин Б.Н. Конституционный вопрос в России. СПб.: Типография «Товарищества Печатного Станка», 1906.

16. Сиземская И.Н. Гуманистический потенциал русского либерализма // Человек - Философия - Гуманизм: Тезисы, докл. и выст. Первого Российского философского конгресса (47 июня 1997 г.): в 7 т. Т. 2: Философская мысль в России: традиция и современность. СПб., 1997. С. 407-417.

17. Кавелин К. Д. Дворянство и освобождение крестьянства // К. Д. Кавелин. Наш умственный строй. Статьи по философии русской истории и культуры. М.: Правда, 1989. С. 124-157.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.