Научная статья на тему 'Концептуальные основы и практика реализации кластерного подхода в регионах России'

Концептуальные основы и практика реализации кластерного подхода в регионах России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
568
158
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лаврикова Ю.Г.

В статье рассматриваются национальные и региональные особенности кластерообразования в России. Исследования зарубежных и российских ученых, а также собственные исследования и практический опыт позволили обосновать концептуальные элементы создания различных типов кластеров в индустриально развитом регионе. Разработанные подходы легли в основу концепции создания высокотехнологичного кластера «Титановая долина», формирующегося по типу «сверху-вниз» на базе экспортоориентированного производства, и уральского автомобильного кластера, создаваемого по типу «снизу-вверх» на базе новой быстрорастущей отрасли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Концептуальные основы и практика реализации кластерного подхода в регионах России»

22 (79) - 2008

Стратегия развития региона

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ И ПРАКТИКА РЕАЛИЗАЦИИ КЛАСТЕРНОГО ПОДХОДА В РЕГИОНАХ РОССИИ*

ю.г. лаврикова,

кандидат экономических наук, доцент, ученый секретарь Института экономики Уральского отделения РАн

Переход российской экономики от экспортно-сырьевого к инновационному типу развития характеризуется ведущей ролью «отраслей знаний» и высокотехнологичных отраслей промышленности. Это возможно при условии диверсификации экономики, повышении инновационной активности корпораций, в том числе на основе создания новых форм организации бизнеса, присущих постиндустриальной экономике, таких, например, как кластер. Мировой опыт развитых стран убедительно доказывает как эффективность, так и неизбежную закономерность возникновения разного вида кластеров. В проекте Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации выявление и стимулирование развития возникающих территориально-производственных кластеров отнесено к одному из важнейших направлений создания общенациональной системы поддержки инноваций и технологического развития, обеспечивающему прорыв России на мировые рынки высоко- и среднетехнологической продукции.

В России примерно с 2005 г., прежде всего в регионах, начался переход от обсуждения необходимости создания кластеров к практике их построения. Опыт участия автора в формировании двух кластеров на территории Свердловской области, а также наработки (помимо зарубежных) российских

* Статья подготовлена при поддержке междисциплинарных проектов Уральского отделения РАН, выполняемых в содружестве с учеными ДВО РАН в рамках интеграционного проекта «Прогнозирование эффективности социально-экономических преобразований в территориальных системах».

исследователей в области кластерного развития (Л. Маркова, М. Ягольницера, А. Праздничных, Ю. Рябченюка, И. Пилипенко, А. Михеева и др.) показали, что к методологическим вопросам, требующим детальной проработки, можно отнести:

• обоснование стратегии (концептуального видения) создания и развития конкретного кластера;

• построение механизма реализации кластерной инициативы и механизма организации взаимодействия между участниками внутри кластера;

• обоснование мер и механизма государственной поддержки кластерного развития.

Прежде чем раскрыть данные вопросы, отметим особенности, которые влияют на процессы кластерообразования в России. К общим особенностям, связанным с системой размещения производительных сил в советское время, можно отнести:

• высокий уровень концентрации производства, приводящий к недостаточной критической массе участников кластера и практическому отсутствию конкуренции между ними как важнейшего элемента кластерной формы организации бизнеса;

• невысокий уровень кооперации, обусловленный тем, что построение многих предприятий по принципу «самообеспечения» привело к неразвитости второго важнейшего элемента кластерного функционирования — кооперации как в техническом, технологическом, так и организационном планах;

• существенная роль сырьевого сектора в экономике страны, обусловливающая возможность

формирования кластеров не только в новых высокотехнологичных отраслях промышленности и сфере услуг, ориентированной на потребителя, но и создание природоэксплуати-рующих кластеров (на Северном и Приполярном Урале, в Западной и Восточной Сибири, на Дальнем Востоке), нацеленных на выпуск сырья для производителей;

• наличие регионов нового освоения в России, что может «нарушить» классический вариант, по которому кластеры обычно образуются в староосвоенных густонаселенных районах, и особенно часто в пределах агломерации. По мнению ряда исследователей, для регионов нового освоения также возможно формирование условий для создания кластера. Оно может быть основано первоначально на реализации в рамках частно-государственного партнерства крупнейших инвестиционных проектов по созданию индустриальных районов с многопрофильным производством по типу ТПК (например, программа «Комплексное развитие Нижнего Приангарья»);

• необходимость активного развития бизнес-среды для формирования общих условий клас-терообразования (развитие конкурентной среды, устранение различных барьеров для ее развития, стимулирование развития малого и среднего предпринимательства и др.). Перечисленные обстоятельства обусловливают

необходимость «достройки» элементов каждого конкретного кластера, включая критическую массу участников, функционирование малого и инновационного бизнеса в рамках кластера, развитие транспортной и социальной инфраструктуры и др.

К региональным особенностям кластерообразо-вания можно отнести:

• высокий уровень диверсификации промышленного комплекса региона, создающий возможность для появления разнообразных кластеров, а также влияющий (как показали исследования М. Ягольницера и Л. Маркова) на уровень развития бизнес-среды в регионе;

• высокий инвестиционный и инновационный по-тенциалрегиона, способствующий формированию развитой бизнес-среды, стимулирующей процессы кластерообразования в регионе;

• наличие экспортно ориентированных производств, осуществляющих наиболее высокие компетенции Российской Федерации на мировом рынке (например, производство титана в Свердловской области), представ-

ляющих собой потенциал для формирования национальных кластеров, формируемых по типу «сверху вниз», когда инициатором кластерного развития выступают государственные (федеральные и/или региональные) органы совместно с бизнес-структурами. Кроме того, наличие значительно числа экспортно ориентированных производств определяет включенность региона в процессы глобализации и международной конкуренции, что также стимулирует использование кластерных форм организации отраслевого бизнеса;

• наличие быстрорастущего бизнеса и производств, которых два года назад еще просто не существовало или они были слабо развиты (например, автомобильного, медицинских препаратов в Свердловской области) и представляющих собой потенциал для формирования региональных кластеров по типу «снизу вверх», когда инициатором кластерного развития становятся частные бизнес-структуры;

• высокий уровень концентрации производства, характерный, например, для Свердловской области. Он задает определенную конфигурацию модели кластера — фокусную с ярко выраженным ядром — центральным предприятием (так, кластер «Титановая долина» по переработке титана формируется вокруг центрального элемента - ОАО «Корпорация ВСМПО-АВИСМА» (г. Верхняя Салда), Уральский автомобильный кластер - на базе ЗАО «Автомобили и моторы Урала» (г. Новоуральск).

Предпосылкой формирования кластера является наличие расположенных на территории взаимодействующих и взаимодополняющих предприятий, организаций, объединенных вокруг производства какой-либо продукции или иной общей сферы деятельности (торговля, туризм и др.). Превращение кластерного потенциала группы предприятий в реально работающий и воспринимаемый всеми кластер связано с разработкой его участниками общего видения (концепции) и стратегии развития кластера, программы реализации стратегии, наличием органов координации участников в рамках кластера, его бренда, а также наличием определенного членства для его участников. Разработанная стратегия в виде документа вместе с программой ее реализации является основанием для выработки мер государственной (муниципальной) поддержки кластерной инициативы.

Хотя каждый кластер индивидуален, тем не менее можно предложить некоторую единую логику

обоснования концепции его формирования. Далее представлены элементы такой концепции.

1. Оценка кластерного потенциала региональной экономики (формирование портфеля кластеров). Выявление кластеров возможно на основе:

• анализа эффекта агломерации (по оценке коэффициентов локализации, концентрации, специализации экономики региона);

• исследования отдельных случаев с помощью модели конкурентоспособности Diamond;

• технико-экономического анализа (на основе таблиц «затраты — выпуск»).

Наиболее простыми и доступными методами являются первый и второй. Их использование должно базироваться как на статистических данных, так и экспертных оценках (на основе заранее разработанных анкет).

Выявление кластеров, на наш взгляд, включает не только оценку кластерного потенциала региона, но и возможности его реализации в виде институ-ционализации кластерной инициативы (наличие заинтересованных сторон в его создании и развитии, возможности разработки стратегии и программы ее реализации и др.). При этом отличаются друг от друга подходы к выявлению кластера, базирующегося на основе экспортно ориентированного производства и обеспечивающего наиболее высокие компетенции Российской Федерации на мировом рынке, и кластера, формируемого на базе быстрорастущей отрасли. Первый кластер имеет национальное значение и формируется на территории региона по типу «сверху вниз» по инициативе федеральных органов власти, например в виде пилотного кластерного проекта. При его выявлении ключевым является наличие инвестиционных возможностей участников кластера по превращению его корневого бизнеса в высокотехнологичное производство конечной продукции и обеспечение выхода Российской Федерации на мировой рынок. Второй тип кластера имеет региональное значение и формируется по типу «снизу вверх» по инициативе бизнес-структур. При оценке возможности его реализации ключевым является динамика темпов роста объемов производства и занятости; наличие правовых и организационных условий, способствующих взаимодействию предприятий; а также наличие в регионе уже сложившегося производственного, научного, инновационного, образовательного потенциала, способного стать окружением кластера.

2. Оценка предпосылок создания конкретного кластера. В целях оценки возможности создания

конкретного кластера рассматриваются экономические, организационные и ресурсные предпосылки его формирования.

К экономическим предпосылкам относят признаки, присущие кластерной форме организации бизнеса:

• концентрация (наличие критической массы участников);

• кооперация в рамках определенной сферы;

• конкуренция между участниками кластера;

• конкурентоспособность кластера (кластер должен обладать экспортным потенциалом или выпускать продукцию, которая пользуется спросом вне территории локализации кластера);

• наличие предприятия-лидера или группы предприятий, определяющих долговременную стратегию всей кластерной системы. Организационные предпосылки могут быть со

стороны бизнеса, со стороны власти и бизнес-окружения, со стороны общественности.

Ресурсные предпосылки включают наличие семи видов основных групп ресурсов, обеспечивающих целесообразность создания кластера:

• природные ресурсы;

• базовая материально-техническая и производственная инфраструктура;

• человеческие ресурсы;

• финансовые ресурсы;

• научно-технологическая инфраструктура;

• информационная инфраструктура;

• административная инфраструктура.

3. Обоснование кластерной формы развития бизнеса. Данный элемент концепции включает качественный анализ институциональных и экономических факторов использования именно кластерной формы организации конкретного вида бизнеса. Включает сравнение вариантов его развития в случаях: 1) формирования кластера; 2) отдельного развития предприятий; 3) создания вертикально интегрированной структуры (холдинга); 4) учреждения особой экономической зоны и др.

Положительное решение в пользу кластерной формы организации бизнеса позволяет обосновать следующие элементы концепции создания кластера

4. Определение целей, задач, целевых ориентиров создания кластера. Стратегическая цель является важнейшим объединительным элементом для участников кластера. Сложность ее формулировки состоит в необходимости отражения в ней интересов всех участников кластера, а также интересов территориальных сообществ различного уровня —

национального, регионального, местного. Стратегическая цель отражает концептуальную идею кластера. Она должна быть конкретной, достижимой и измеримой. Количественное выражение данная цель будет находить в целевых ориентирах, таких как достижение кластером определенной доли на мировом, национальном рынке профильной продукции, объем импортозамещения и др.

Поскольку кластер является результатом организации частного бизнеса на конкретной территории, то его задачи, вытекающие из стратегической цели, могут быть распределены по двум уровням: хозяйствующих субъектов и территориальном.

5. Обоснование модели кластера, его структуры и состава участников. Описание концептуальной модели кластера включает определение типа формирующегося кластера и его структурных элементов. Возможные типы кластеров: отраслевые и межотраслевые; фокусные и дисперсные; вертикально ориентированные и горизонтально ориентированные; промышленные, инновационные, рекреационные; процессные и дискретные и др. Определение типа кластера связано, как правило, с отраслевыми особенностями и предысторией его создания (наличие основного предприятия в отрасли, сложившиеся хозяйственные связи и др.). Причем один и тот же кластер может иметь многомерную характеристику.

Состав участников кластера формируется исходя из его специфики, сложившихся личностных отношений между потенциальными участниками кластера, развитостью в регионе инфраструктурных организаций по поддержке малого и инновационного предпринимательства, силы ассоциативных организаций бизнеса в регионе и др.

Структурными элементами промышленного кластера, как правило, являются следующие блоки участников: производственный; сервисный (технологическое, производственное обслуживание, дизайнерские услуги для предприятий производственного блока и др.); информационно-образовательный; научно-исследовательский; инновационный; торгово-финансовый; транспортно-логисти-ческий; инженерная инфраструктура; поставщики оборудования; органы власти и управления (как государственные, так и муниципальные).

6. Описание этапов создания и развития кластеров. Любой кластер в своем развитии проходит ряд этапов. Многочисленные примеры свидетельствуют о том, что для формирования успешного кластера нужно более десяти лет, чтобы он смог выработать глубокое и реальное конкурентное

преимущество. В своем развитии кластер проходит этапы: зарождение, рост, зрелость, спад. В соответствии с данными стадиями обосновываются этапы развития конкретного кластера по кругу ключевых показателей: объем отгруженной продукции; доля добавленной стоимости в продукции; доля кластера на мировом/национальном/региональном рынке; число участников кластера; численность малых и инновационно активных предприятий; численность занятых в кластере и др.

7. Технико-экономическое обоснование кластерной инициативы. Данный этап включает разработку пакета проектов, лежащих в основе создания и развития кластера. Если речь идет о промышленных кластерах, то проекты будут носить инвестиционный характер и могут быть направлены как на развитие основного производства, создание более высоких или недостающих переделов продукции, так и на развитие производственной и социальной инфраструктуры кластера. Данные проекты подкрепляются детальными бизнес-планами.

В случае объединения в кластере всех переделов продукции инвестиционные проекты могут быть разбиты на группы, соответствующие данным переделам. Если кластер построен по принципу «новое быстрорастущее сборочное производство -комплектующие», то инвестиционные проекты могут быть двух типов. Первая группа — проекты по развитию основного сборочного производства, вторая группа — освоение существующими предприятиями выпуска комплектующих для основного производства.

Помимо проектов вертикального типа необходима разработка и реализация интегрирующих проектов горизонтального типа, связывающих субъектов кластера общими информационными потоками, техническим и качественным уровнем, кадровым обеспечением и т. д. К таким проектам можно отнести:

• инжиниринг (развитие производственных технологий на основном предприятии и предприятиях-поставщиках);

• реализация программы развития качества на предприятиях кластера;

• создание единой информационной среды «основное производство — поставщики всех уровней», обеспечивающей прозрачность логистики поставок и их качества;

• развитие программы технического сотрудничества, поддерживающей механизмы совместной разработки компонентов специалистами поставщиков и основного производства;

• формирование системы подготовки и переподготовки кадров для предприятий кластера и др.

Одним из возможных объединительных проектов и территориальной площадкой осуществления других проектов может стать создание в рамках кластерной инициативы индустриального парка или технопарка, способствующих концентрации малого и инновационного предпринимательства как элементов инновационной инфраструктуры кластера.

8. Механизм реализации кластерной инициативы включает:

• формирование группы лидеров (6—8 чел.) — основных заинтересованных сторон, чья задача — разработать видение (концепцию) кластера и убедить потенциальных участников в его выгодности;

• создание концепции (видения) кластера;

• достижение общего понимания по ключевым вопросам развития кластера всех участников кластера и организаций, заинтересованных в его создании (путем проведения практических семинаров, круглых столов по обсуждению видения кластера);

• согласование видения (концепции) кластера с местными и региональными органами управления (проведение рабочих встреч и совещаний при правительстве региона, администрации города);

• формирование Координационного совета по созданию кластера (постановление Правительства региона);

• подписание соглашения о партнерстве в рамках кластера всеми участниками;

• формирование кластерной ассоциации, рабочего комитета и создание постоянно действующих рабочих групп (путем проведения совещания (конференции) участников кластера);

• разработка стратегии и непосредственного плана мероприятий по деятельности кластера и утверждение их на совещании кластерной ассоциации;

• реализация кластерных проектов участниками проекта при координации со стороны рабочих групп.

Координацию деятельности участников внутри кластера осуществляет кластерная ассоциация, являющаяся неформальной организацией, задачами которой являются:

• определение наименования кластера, его бренда;

• разработка стратегии развития кластера и плана мероприятий по ее реализации;

• обоснование сфер и механизма сотрудничества участников в рамках кластера;

• координация деятельности участников кластера на основе разработанной стратегии;

• создание рабочего комитета из группы предприятий-лидеров для оперативного решения тактических вопросов развития кластера;

• создание рабочих групп по направлениям деятельности кластера;

• определение правил и норм взаимодействия участников кластера;

• заключение соглашения с хозяйствующими субъектами об участии в деятельности кластера;

• ведение реестра участников кластера;

• осуществление мониторинга деятельности кластера и оценки его эффективности и др. Сотрудничество участников в рамках кластера

возможно по следующим видам деятельности:

1) информационная деятельность;

2) обучение;

3) маркетинг;

4) закупки;

5) производство;

6) экономические фонды.

При этом их развитие может носить постепенный характер. Как правило, на первой стадии кластерного развития развиты совместная информационная деятельность, обучение, затем — совместный маркетинг, закупки, производство и последнее — создание общих экономических фондов. При успешном функционировании кластера партнеры участвуют более чем в одном виде совместной деятельности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Обоснование мер государственной поддержки кластерных инициатив. Принципиальным вопросом создания кластера является модель кластерной политики, применяемой в том или ином государстве. В практике различных стран сложились две модели кластерной политики.

Основной принцип англо-саксонской модели, применяемой в США, Великобритании, Австралии, состоит в том, что кластер — это рыночный организм, и роль федеральных властей состоит в том, чтобы убрать барьеры, мешающие его естественному развитию. Основные особенности кластерной политики в этих странах состоят в том, что основным игроком являются региональные власти и региональные организации, которые вместе с ключевыми участниками кластеров разрабатывают и реализуют программы их развития. Федеральные

власти в некоторых случаях финансируют и поддерживают пилотные проекты.

Ко второй группе относятся страны, которые реализуют «континентальную» политику по развитию кластеров. К ней можно отнести некоторые азиатские и европейские страны, такие как Япония, Республика Корея, Сингапур, Швеция, Франция и др. В этих странах большую роль играет активная государственная («федеральная») политика по развитию кластеров. Эта политика включает в себя комплекс мер — от выбора приоритетных кластеров и финансирования проектов по разработке стратегий и программ развития кластеров до целевого создания ключевых факторов успеха для развития кластеров (например, создание инфраструктуры, центров совершенства в области НИОКР и др.).

В 2007 г. был разработан проект Концепции развития кластерной политики в Российской Федерации вместе с планом действий Правительства Российской Федерации по ее реализации в 2007—2008 гг.

В рамках проекта Концепции предполагается максимальное «вписывание» поддержки кластерных инициатив в существующие механизмы финансовой поддержки малого бизнеса, инновационной деятельности и развития инфраструктуры на федеральном и региональном уровнях (Федеральные целевые программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007—2012 годы», «Жилище», проекты, поддерживаемые Инвестиционным фондом, Внешэкономбанком и др.).

К сожалению, разработанный документ так и остается проектом. Для отработки механизмов кластерного подхода Департамент территориального развития МЭРТ приступил к разработке пилотных проектов по созданию кластеров на примере Нижнекамского нефтехимического кластера, кластера Нижнего Приангарья, автомобильного кластера в Поволжье, Санкт-Петербургского морского кластера, Ивановского текстильного кластера, кластера по переработке титана «Титановая долина» в Свердловской области. Из перечисленных разработаны и представлены в МЭРТ проект концепции развития текстильной промышленности Ивановской области и проект концепции создания кластера по переработке титана в Свердловской области. Однако отсутствие опыта кластерной политики и кадровые перестановки в Правительстве РФ в сентябре 2007 г. притормозили дальнейшее продвижение пилотных проектов.

В связи с этим, на наш взгляд, на федеральном уровне задачи кластерной политики могут заключаться в следующем:

• формирование четкой позиции по отношению к кластерному подходу в Российской Федерации;

• разграничение полномочий в области кластерной политики между федеральными, региональными и местными уровнями управления;

• содействие формированию и развитию национальных кластеров (внепространственных кластеров, имеющих национальное значение вследствие обеспечения лидерства России на мировых рынках);

• создание благоприятных условий (организационно-правовых, социально-экономических, финансовых и др.) и устранение барьеров для развития конкурентной среды и кластеров в Российской Федерации;

• разработка методологического и методического сопровождения использования кластерного подхода в региональном развитии.

Виды поддержки кластерных инициатив со стороны региональных и муниципальных органов управления могут заключаться в следующем:

• отслеживание кластерных инициатив и информирование о них региональных и/или федеральных органов власти (для кластеров, имеющих национальное значение);

• организация на территории коммуникационных площадок для участников кластера;

• содействие в развитии контактов малого бизнеса с участниками кластера (рабочие встречи, совещания, круглые столы);

• содействие в развитии инфраструктуры кластера (технопарки, индустриальные парки, центры образования, инженерно-техническая инфраструктура и др.) на своей территории;

• налоговое стимулирование реализации кластерных инициатив по налогам, зачисляемым в бюджет территории и др. Региональные и муниципальные органы могут

создавать специализированные организации по содействию кластерному развитию в регионе, а также совместно с другими участниками кластера входить в состав Координационного совета кластера. Задачами этих организаций являются:

• рассмотрение и утверждение стратегии развития кластера, плана мероприятий по ее реализации;

• экспертиза и отбор бизнес-планов кластерных проектов в соответствии со стратегией разви-

тия кластера, частично финансируемых за счет бюджетных средств;

• координация деятельности исполнительных органов государственной власти региона, исполнительно-распорядительного органа муниципального образования и хозяйствующих субъектов по развитию кластера;

• контроль за расходованием бюджетных средств, выделяемых на обустройство территории;

• мониторинг деятельности кластера и оценку его эффективности.

Меры поддержки различного типа кластеров при первой модели кластерной политики, когда основным игроком кластерной политики являются региональные органы, а федеральные — поддерживают только пилотные проекты по созданию кластеров, имеющих национальное значение, представлены в табл. 1.

10. Оценка эффективности создания кластера. Оценка эффективности создания кластера проводится с точки зрения результативности создания собственно кластерной формы организации бизнеса по количественным и качественным показателям:

• число участников кластера;

• теснота и глубина взаимосвязей между участниками кластера;

• конкурентоспособность основной продукции кластера и др.

С точки зрения отдельных хозяйствующих субъектов, входящих в кластер, оценивается:

• снижение затрат предприятия на производство и реализацию продукции;

• снижение трансакционных издержек;

• облегчение доступа к капиталу за счет образования общих экономических фондов в кластере и др.

С точки зрения регионального социально-экономического развития оценивается:

• повышение конкурентоспособности экономики региона;

• темпы роста экспортного потенциала кластера по сравнению с темпами роста экспортного потенциала региона в целом;

• изменение вклада предприятий кластера в добавленную стоимость, создаваемую в регионе;

• формирование инвестиционной привлекательности и развитой бизнес-среды в регионе;

• повышение уровня и качество жизни в городе и др.

При этом оценка эффективности ведется в сравнении двух вариантов развития социально-экономической ситуации: при условии создания кластера и «без кластера».

Представленные подходы легли в основу концепции создания высокотехнологичного кластера «Титановая долина» и Уральского автомобильного кластера. Оба кластера формируются в Свердловской области в городах «второго эшелона» — Верхняя Салда и Новоуральск. Это способствует формированию в регионе новых точек роста, помимо городов «первого эшелона», что значительно повышает эффективность использования экономического пространства и уровень социально-экономического развития региона в целом.

Концепция создания кластера на базе экспортно ориентированного производства (подход «сверху вниз»). Пилотный проект «Титановая долина» разработан на основе распоряжения Министра экономического развития и торговли РФ от 16.08. 2007 № ГГ-34 «О совместной подготовке Минпромэнерго России и Правительством Свердловской области концепции создания промышленного кластера по переработке титана (Титановая долина) и внесении ее для рассмотрения на заседании Правительства РФ».

Кластер «Титановая долина» формируется на базе ОАО «Корпорация ВСМПО-АВИСМА»

Таблица 1

Меры государственной поддержки кластерного развития

Подход «сверху вниз» (национальный кластер) Подход «снизу вверх» (региональный кластер)

Меры поддержки со стороны федеральных органов

Средства Инвестиционного фонда. Средства Внешэкономбанка. Федеральные налоговые льготы. Освобождение от таможенных платежей и др.

Меры поддержки со стороны региональных и муниципальных органов власти

Содействие в создании ключевых факторов успеха кластера (инновационная инфраструктура, образование). Налоговые льготы. Долевое финансирование капитальных вложений в инфраструктуру кластера Содействие в создании и развитии технопарка, индустриального парка как части инновационно-производственной инфраструктуры кластера. Налоговые льготы. Долевое финансирование капитальных вложений в инфраструктуру технопарка и др.

(г. Верхняя Салда, Свердловская область), обеспечивающего мировое лидерство России на рынке титановой продукции в размере 27 % от ее объема. Таким образом, данный кластер создается на базе экспортно ориентированного производства по типу «сверху вниз». Создание кластера направлено на привлечение иностранных и отечественных инвестиций в создание новых предприятий и развитие высокотехнологичных переделов титановой продукции вплоть до выпуска конечной продукции из титана. Создание кластера преследует цели: 1) повышение конкурентоспособности титановой промышленности России и усиление ее лидерства в мировом производстве высокотехнологичной продукции из титановых сплавов, повышение доли России на мировом рынке изделий из титана с 27 до 35 %; 2) развитие импортозамещения на основе расширения практики применения титана в отечественном промышленном комплексе. Создание новых импортозамещающих производств в рамках кластерного проекта будет стимулировать развитие высокотехнологичных отраслей отечественной экономики: авиастроения, нанотехнологий, двига-телестроения, металлургии, энергетики, медицинской техники и др. В результате доля применения изделий из титана от их общего объема выпуска в промышленном производстве России (кроме

авиастроения) повысится с 19 % в настоящее время до 40 % в 2012 г.

Образуемый кластер «Титановая долина» по своему типу является территориально-промышленным кластером. С учетом отраслевой специфики (металлургическое производство) данный кластер является процессным с дальнейшим формированием элементов дискретного кластера, ориентированного на сборку крупных компонентов для авиапланеров и оборудования для химической промышленности, металлургии, энергетики, нефтедобычи и др. Технологической основой кластера является вертикальная технологическая цепочка, объединяющая все переделы титановой продукции, вплоть до выпуска конечных изделий. Высокотех-нологичность кластера и его наукоемкость обеспечиваются в результате тесного взаимодействия производства и инновационной инфраструктуры кластера. По своей структуре кластер имеет фокусный характер, поскольку в нем присутствует ярко выраженное лидирующее крупное предприятие, вокруг которого сосредоточены на технологической, информационной, организационной и других основах кластерные группы фирм (рис. 1).

Стратегические направления деятельности кластера нацелены на максимальное развитие высоких, наиболее технологичных переделов. Реали-

ПОСТАВЩИКИ СЫРЬЯ, МАТЕРИАЛОВ, ОБОРУДОВАНИЯ

/ГчЧ ^

Научно-- Блок

образователь- инновационно-

ный блок информацион-

ной инфраструк-

туры

Академические, отраслевые научные институты

ВУЗы, средние специальные учреждения и учреждения начального профобразования, средние общие учебные заведения

Рис. 1. Структура кластера «Титановая долина»

40 35 30 25 20 15 10 5 0

2006

2010

2015

■ Доля отечественного производства на мировом рынке продукции из титана при условии создания кластера «Титановая долина»,% - А - Доля отечественного производства на мировом рынке продукции из титана в режиме «без кластера», %

Рис. 2. Доля отечественных производителей на мировом рынке продукции из титана при условии создания кластера «Титановая долина» и в режиме «без кластера», %

зателями титановой промышленности в режиме «без кластера».

Реализация пилотного проекта «Титановая долина» позволит не только достичь мирового лидерства России в высокотехнологичном производстве титана, обеспечить на этой основе многие отечественные прорывные технологии, но и обосновать эффективный механизм внедрения новых форм организации бизнеса — промышленных кластеров — на территории РФ.

Концепция создания кластера на базе быстрорастущей отрасли (подход «снизу вверх»). Второй подход к кластерной политике («снизу вверх») в РФ в большей степени проявляется в процессе формирования автомобильных кластеров. В настоящее время в России функционируют семь заводов по сборке иномарок. Распространяющийся на эти производства режим «промышленной сборки» действует только в пределах семи лет, в течение которых до 30 % производства автокомпонентов должны быть локализованы на отечественных предприятиях. Эта ситуация стимулирует формирование вокруг автосборочных предприятий кластеров по выпуску автокомпонентов.

Создание Уральского автомобильного кластера нацелено на развитие в Свердловской области новой отрасли — автомобилестроения на основе выпуска конкурентоспособных по цене и качеству легковых и грузовых автомобилей, спецтехники, а также создания на Урале современной индустрии производства автокомпонентов. Основным предприятием кластера является ЗАО «Автомобили и моторы Урала» (г. Новоуральск), заключившее ряд долгосрочных соглашений с передовыми за-

рубежными компаниями Китая: FAW, Geely, ZX, FOTON. Соглашения предусматривают ежегодную сборку на территории ЗАО «АМУР» до 60 тыс. шт. автомобилей Geely Otaka, 7 тыс. внедорожников Land Mark и порядка 12,5 тыс. грузовых автомобилей (уровень 2011 г.). Имеющийся потенциал машиностроительного комплекса области позволяет разместить производство автокомпонентов в размере до 30 % от стоимости автомобилей (рис. 3).

В настоящее время более 40 предприятий Свердловской и Челябинской отраслей высказали намерения по организации на своих мощностях производства отдельных автокомпонентов для ЗАО «АМУР».

19 сентября 2007 г. на ЗАО «АМУР» совместно с предприятиями, Правительством Свердловской области, администрацией г. Новоуральска было проведено совещание по локализации производства автокомпонентов, где были обсуждены конкретные вопросы по организации автомобильного кластера. Совместно с малыми предприятиями Фондом поддержки малого предпринимательства муниципалитета обсуждался вопрос о целесообразности создания технопарка на базе производственных площадей ЗАО «АМУР», включая создание малых предприятий по выпуску инновационной продукции, автокомпонентов, потребительских товаров.

Создание кластера позволит значительно усилить уровень кооперации машиностроительных предприятий УрФО на базе развития современной индустрии автомобильных компонентов, повысить технологический уровень участников кластера на

5 000 4 000 3 000 2 000 1 000 0

А

_

Ir

2007 2008 2009 2010 2011 Г

Год

□ Стоимость замещаемых автокомпонентов ■ Стоимость сборочного комлекта

Рис. 3. Замещение импортных комплектующих на автомобиле Geely при условии создания кластера, долл.

основе доработки систем менеджмента качества до требований КО/ТУ 16949 и использования новейших технологий в области автомобилестроения, усилить инновационную активность участников кластера.

Таким образом, кластерный подход становится одним из приоритетных инструментов промышленной политики Российской Федерации и ее регионов. Его применение соответствует мировым тенденциям кластерного развития, в том числе включению промышленной деятельности в глобальные сети, усилению роли транснациональных компаний и приоритетности сотрудничества предприятий кластера с национальными и глобальными цепочками поставок. Получаемый синергетичес-кий эффект от создания кластера заключается не только в повышении эффективности его работы в целом по сравнению с эффективностью отдельных участников, но и во взаимном усилении конкурентных позиций как отраслевого производства, так и территории его базирования

Особенности предшествующих этапов развития и размещения производительных сил в Российской Федерации приводят к необходимости «доразвития» отдельных элементов конкретного кластера, включая критическую массу участников и обеспечение условий конкуренции в кластере; кооперацию между участниками в техническом и организационном планах; инновационную, социальную и инженерную инфраструктуру кластера.

Превращение кластерного потенциала группы предприятий в реально работающий и воспринимаемый всеми кластер связано с разработкой его участниками общего видения (концепции) и стратегии развития кластера, программы реализации стратегии, наличием органов координации участников в рамках кластера, его бренда, а также наличием определенного членства для его участников. Разработанная стратегия в виде документа вместе с программой ее реализации является основанием для выработки мер государственной (муниципальной) поддержки кластерной инициативы.

Уникальность промышленного комплекса Свердловской области позволяет на базе экспортно ориентированного титанового производства, обеспечивающего наиболее высокую компетенцию РФ на мировом рынке, сформировать высокотехнологичный кластер по переработке титана «Титановая долина». Данный кластер строится на основе пилотного проекта, инициированного федеральными органами, по типу «сверху вниз». В то же время развитие быстрорастущего производства автомобилей и имеющийся машиностроительный потенциал области позволяют

сформировать кластер по инициативе бизнес-структур по типу «снизу вверх». В настоящее время для обоих кластеров разработаны концепции их создания и развития. Концепция кластера «Титановая долина» одобрена Правительством Свердловской области и передана для утверждения в Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации. Дальнейшее развитие кластеров связано с разработкой детального механизма экономического, организационного, технического и кадрового взаимодействия участников в его рамках, позволяющего реализовать все выгоды кооперации.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гранберг А. Г. Основы региональной экономики. - М.: Экономика, 2000. С. 83-84.

2. Концепции развития кластерной политики в Российской Федерации и план действий Правительства Российской Федерации по ее реализации в 2007-2008 годах. Постановление Правительства РФ. 2007.

3. Концепция создания Уральского автомобильного кластера / [Ю. Лаврикова, О. Романова, П. Чернавин, А. Макаров] — Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2008. — 107 с.

4. Лаврикова Ю., Романова О. Оглоблин А. Концепция создания высокотехнологичного кластера «Титановая долина». - Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2008. - 118 с.

5. Портер М. Конкуренция.: Пер. с англ. - М.: иД «Вильямс», 2000. - 495 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Постановление Правительства РФ «Об утверждении порядка, определяющего понятие «промышленная сборка» и устанавливающего применение данного понятия при ввозе на территорию Российской Федерации автокомпонентов для производства моторных транспортных средств товарных позиций 8701 - 8705 ТН ВЭД, их узлов и агрегатов» от 29.03.2005 № 166.

7. Ягольницер М., Марков Л. Предпосылки образования кластеров в регионах Сибирского Федерального округа // Региональная экономика, 2007. № 18. С. 37-38.

8. Becattini G. From Marshalls to the Italian «Industrial Districts» / www. copetitivness. org.

9. Enright M. J. Why Clusters are the Way to Win the Game? // World Link, № 5, July/August, 1992. -pp. 24-25.

10. Marshall A. Principles of Economics. Variorum edition overseen be C. Guillebaud. - L.: McMillan Press, 1961. - 450 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.