Научная статья на тему 'Концептуальные основы формирования устойчивых конкурентных преимуществ'

Концептуальные основы формирования устойчивых конкурентных преимуществ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
364
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Baikal Research Journal
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / УСТОЙЧИВЫЕ КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА / РЕСУРСНЫЙ ПОДХОД / ИННОВАЦИИ / COMPETITIVENESS / SUSTAINABLE COMPETITIVE ADVANTAGE / RESOURCE APPROACH / INNOVATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гумба Хута Мсуратович, Мамаев Мурат Исхакович

В статье раскрыта проблема обоснования концептуального подхода к формированию и оценке устойчивых конкурентных преимуществ строительного предприятия в целях обеспечения системной конкурентоспособности. Проанализированы имеющиеся научные подходы к формированию конкурентных преимуществ предприятия, в результате которого определены критерии устойчивости конкурентных преимуществ. Систематизированы основы классификации и проведена типология конкурентных преимуществ, по результатам которой построена принципиальная схема их формирования и развития. Обоснована необходимость формирования устойчивых конкурентных преимуществ для обеспечения системной конкурентоспособности. Доказана целесообразность применения методологии ресурсного подхода к анализу и оценке системной конкурентоспособности предприятия, определены критерии оценки конкурентоспособности. На основе ресурсного подхода и классификации конкурентных преимуществ предприятия построена схема формирования устойчивых конкурентных преимуществ предприятия в целях определения стратегий развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONCEPTUAL BASICS OF SUSTAINABLE COMPETITIVE ADVANTAGES FORMATION

The article considers the problem of justification of the conceptual approach to formation and evaluation of sustainable competitive advantages in the construction company with an intent to ensure its systemic competitiveness. The existing scientific approaches to formation of competitive advantages are analyzed. Proceeding from that, the criteria required for formation of sustainable competitive advantages are defined. The classification basics are systematized and the typology of competitive advantages, the results of which enable to build a schematic diagram of their formation and development, is provided. The necessity of forming sustainable competitive advantages for ensuring the systemic competitiveness is justified. The feasibility of the resource approach methodology application to analysis and assessment of the enterprise systemic competitiveness is proved. Based on the resource approach to classification and the enterprise's competitive advantages, the scheme for formation of sustainable competitive advantages intended to devise the development strategies is constructed.

Текст научной работы на тему «Концептуальные основы формирования устойчивых конкурентных преимуществ»

УДК 69.003:658.5.009.12

Х. М. Гумба

доктор экономических наук, профессор, Московский государственный строительный университет

М. И. Мамаев

Московский государственный строительный университет

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ УСТОЙЧИВЫХ КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ

В статье раскрыта проблема обоснования концептуального подхода к формированию и оценке устойчивых конкурентных преимуществ строительного предприятия в целях обеспечения системной конкурентоспособности. Проанализированы имеющиеся научные подходы к формированию конкурентных преимуществ предприятия, в результате которого определены критерии устойчивости конкурентных преимуществ. Систематизированы основы классификации и проведена типология конкурентных преимуществ, по результатам которой построена принципиальная схема их формирования и развития. Обоснована необходимость формирования устойчивых конкурентных преимуществ для обеспечения системной конкурентоспособности. Доказана целесообразность применения методологии ресурсного подхода к анализу и оценке системной конкурентоспособности предприятия, определены критерии оценки конкурентоспособности. На основе ресурсного подхода и классификации конкурентных преимуществ предприятия построена схема формирования устойчивых конкурентных преимуществ предприятия в целях определения стратегий развития.

Ключевые слова: конкурентоспособность; устойчивые конкурентные преимущества; ресурсный подход; инновации.

K. M. Gumba

Doctor habil. (Economics), Professor, Moscow State University of Civil Engineering

M. I. Mamaev

Moscow State University of Civil Engineering

CONCEPTUAL BASICS OF SUSTAINABLE COMPETITIVE ADVANTAGES FORMATION

The article considers the problem of justification of the conceptual approach to formation and evaluation of sustainable competitive advantages in the construction company with an intent to ensure its systemic competitiveness. The existing scientific approaches to formation of competitive advantages are analyzed. Proceeding from that, the criteria required for formation of sustainable competitive advantages are defined. The classification basics are systematized and the typology of competitive advantages, the results of which enable to build a schematic diagram of their formation and development, is provided. The necessity of forming sustainable competitive advantages for ensuring the systemic competitiveness is justified. The feasibility of the resource approach methodology application to analysis and assessment of the enterprise systemic competitiveness is proved. Based on the resource approach to classification and the enterprise's competitive advantages, the scheme for formation of sustainable competitive advantages intended to devise the development strategies is constructed.

Keywords: competitiveness; sustainable competitive advantage; resource approach; innovation.

© X. М. Гумба, М. И. Мамаев, 2014

Формирование системной конкурентоспособности базируется на реализации конкурентных преимуществ, которые в научной литературе классифицируют по ряду оснований (масштабу охвата, сроку действия, сфере реализации, степени устойчивости, виду получаемого эффекта и т. д.). Конкурентные преимущества, формируя конкурентоспособность за счет обладания ими и развития, сами являются предметом конкурентной борьбы [2].

Традиционные концепции конкурентоспособности рассматривают в качестве конкурентных преимуществ размер предприятия, снижение издержек, ассортиментную политику и др. Современные же концепции особую значимость придают ресурсам, которые можно отнести к интеллектуальным.

Основу современных концепций устойчивых конкурентных преимуществ (УКП) заложили Г. Хэмел и К. Прахалад, отметившие, что отраслевых лидеров, обладающих традиционными преимуществами и занимающих большую долю рынка, побеждают компании, имеющие меньшие преимущества или финансовые возможности, но способные к инновациям и нестандартным решениям [1]. На формирование конкурентных преимуществ (КП) влияние оказывают факторы макро- мезо- и микроуровня.

КП формируется на трех стадиях: ресурсной (за счет ресурсных факторов), инвестиционной (за счет инфраструктурных, технических и информационных факторов) и инновационной (за счет научно обоснованной инновационной деятельности). Согласимся с мнением Е. С. Юдниковой о том, что КП реализуется путем инновационного подхода как в стратегии, так и в тактике управления всеми сферами деятельности предприятия. Таким образом, КП можно классифицировать по ряду оснований (табл.).

Обобщенная классификация конкурентных преимуществ предприятия

Признак классификации Классификационные группы

Стадия развития конкурентоспособности (стадии формирования) Факторные (ресурсные), инвестиционные и инновационные

Уровни иерархии конкурентоспособности (место реализации, масштаб реализации) Преимущества в производстве товара, управлении фирмой, взаимодействии фирм, а также преимущества отрасли (региона) и национальной экономики (макро-, мезо- и микроуровень)

Виды конкурентоспособности Товарные, нетоварные

Сферы деятельности предприятия (область реализации, сферы проявления) Маркетинговые, экономические, технологические, организационные, преимущества партнерства

Срок действия (время реализации, время существования) Долгосрочные (стратегические), среднесрочные, краткосрочные (тактические)

Масштаб охвата (среда формирования, факторы формирования) Внешние, внутренние

Возможность имитации (копирования) Уникальные (труднокопируемые), имитируемые (легкокопируемые)

Степень устойчивости (характер динамики) Устойчивые (преимущества высокого порядка, постоянные), неустойчивые (преимущества низкого порядка, периодические, разовые)

Стадия жизненного цикла Зарождение, ускорение роста, замедление роста, зрелость, спад (упадок)

Формирование(получение) Генетические (наследственные), создаваемые (обучение, перемещение, внедрение новшеств)

Возможность использования Реальные, потенциальные

Вид эффекта Научно-технический, социальный, экономический, экологический

При составлении классификации были выделены идентичные основания классификации согласно мнениям разных авторов, а также идентичные типы КП. Следует отметить, что многие признаки классификации комплексно характеризуют элементы. Так, характеристика устойчивости преимуществ объединяет характеристику их источников, период действия, а у некоторых авторов приравнивается к возможности имитации и стадиям формирования конкурентоспособности [1], т. е. является комплексной характеристикой. Однако, на наш взгляд, наибольшую научную и практическую значимость будет иметь построенный на основе классификации механизм формирования и развития КП. На основе анализа научной литературы по данной проблематике нами построена схема формирования и развития конкурентных преимуществ предприятия (рис. 1).

Жизненный цикл Факторы и конкурентных

преимуществ

источники

Эффекты

Срок действия

Уникальнос ть

Источник формирования

Внешние факторы

Методы формирования

Научно-технический

Социальный

Экономический

Экологический

+ > ? А. ^

Маркетинг, экономика, технология, организация, партнерство

СФЕРЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

Рис. 1. Схема формирования и развития конкурентных преимуществ предприятия на основе классификации

Следует учесть, что в условиях динамичности экономического развития необходимо не просто обеспечить формирование и реализацию КП предприятия, но и оценить их устойчивость, что особенно актуально при необходимости осуществления высокозатратных методов формирования КП. Согласно концепции УКП отличительным признаком такого преимущества являются длительность и уникальность, способные обеспечить стратегическую направленность конкурентоспособности в условиях постоянных трансформаций внешней, в том числе рыночной, среды.

Исходя из анализа научной литературы относительно классификации КП, были обнаружены следующие зависимости УКП:

- носят долгосрочный стратегический характер за счет уникальности и ин-новационности;

- формируются на инновационной стадии развития конкурентоспособности за счет внутренних факторов и создаются в процессе функционирования всех сфер предприятия путем постоянного инновационного развития и обучения;

- носят стратегический характер и формируют уровень системной конкурентоспособности за счет интеллектуального лидерства и проактивной стратегии.

Степень устойчивости КП определяет продолжительностью лидерства предприятия перед конкурентами. Эта продолжительность обусловлена объемом затрат конкурентов на соответствие данному КП, поэтому устойчивость КП определена возможностью его имитации или копирования со стороны конкурентов.

УКП называют преимуществом высокого порядка, что характеризует его затратность и уникальность, а также инновационный характер. В противовес, неустойчивые КП формируются за счет ресурсных (более дешевых ресурсов) факторов, что может быть воспроизведено конкурентами и поэтому неспособны обеспечить стратегическую конкурентоспособность.

В качестве современных, основополагающих и наиболее распространенных научно-методических подходов к формированию УКП можно выделить [2]: стейкхолдерский подход; технологический подход; «знаньевый» подход; гуманитарный подход; информационный подход; финансовый подход. Классификационным основанием для выделения подходов является определение источников и стратегии управления факторами КП.

Исходя из рассмотрения предприятия как системы, можно заключить, что каждый из рассмотренных подходов характеризует источники УКП определенной подсистемы предприятия. Следовательно, для формирования системной конкурентоспособности необходимо определять источники УКП в любой из подсистем, либо в нескольких подсистемах смежно. Из анализа научных подходов к обоснованию УКП также можно сделать вывод о целесообразности применения ресурсного подхода к формированию конкурентных стратегий предприятия на основе УКП. Фактически, все источники УКП имеют ресурсные характеристики — технологии, интеллектуальные ресурсы, человеческие ресурсы, информационные и финансовые ресурсы. Следовательно, целевой параметр конкурентоспособности тоже можно рассматривать с точки зрения ресурсного подхода — как увеличение стоимости предприятия (стратегический аспект), рост эффективности деятельности предприятия (тактический аспект), увеличение доли рынка (за счет увеличения реализации качественной продукции как критерия ее конкурентоспособности на оперативном уровне). Подобный подход отвечает основным характеристикам понятия «конкурентоспособность предприятия» и характеризует конкурентоспособность как привлекательность предприятия для инвесторов (аналогично трактовке конкурентоспособности продукции как меры привлекательности для потребителя) [3].

Уровень устойчивости конкурентного преимущества определяется его источниками и возможностью их постоянного совершенствования и возобновления. Оценивая устойчивость конкурентных преимуществ, следует иметь в виду наличие укрупненных двух источников их формирования:

- за счет ресурсов, подразумевающего снижение издержек и, как следствие, получение экономического преимущества;

- за счет компетенций, подразумевающего наличие уникального опыта (умений) персонала и, как следствие, возможность дифференциации стратегий.

Уровень устойчивости конкурентного преимущества определяется его источниками и возможностью их постоянного совершенствования и возобновления.

Применяя ресурсный подход, схема выявления УКП строительного предприятия может быть представлена в следующем виде (рис. 2).

Рис. 2. Схема формирования устойчивых конкурентных преимуществ строительного предприятия

Таким образом, были определены теоретические и концептуальные основы формирования УКП, выявлены их источники и ключевые характеристики с точки зрения ресурсного подхода.

Список использованной литературы

1. Маркетинг. Большой толковый словарь / под ред. А. П. Панкрухина. — 2-е изд. — М. : Омега-Л, 2010. — 261 с.

2. Сотников А. С. Основные подходы к формированию устойчивых конкурентных преимуществ промышленных предприятий / А. С. Сотников // Экономика и правление. — 2011. — № 5. — С. 243-246.

3. Яковлев А. А. Управление конкурентоспособностью предпринимательских структур в инвестиционно-строительной сфере : дис. ... канд. экон. наук : 08.00.05 / А. А. Яковлев. — СПб., 2012. — 202 с.

References

1. Pankrukhin A. P. (ed.) Marketing. Bolshoi tolkovyi slovar [Marketing. The Great Explanatory Dictionary]. 2d ed. Moscow, Omega-L Publ., 2010. 261 p.

2. Sotnikov A. S. Basic approaches to formation of sustainable competitive advantages of industrial enterprises. Ekonomika ipravlenie - Economics and Governance, 2011, no. 5, pp. 243-246 (in Russian).

3. Yakovlev A. A. Upravlenie konkurentosposobnostyu predprinimatel'skikh struktur v investitsionno-stroitel'noi sfere. Kand. Diss. [Managing the business organizations competitiveness in investment and construction spheres. Cand. Diss.]. Saint Petersburg, 2012.202 p.

Информация об авторах

Гумба Хута Мсуратович — доктор экономических наук, профессор, кафедра экономики и управления в строительстве, Московский государственный строительный университет, 105077, г. Москва, ул. Спартаковская, 2/1, e-mail: gumba_hm@mail.ru.

Мамаев Мурат Исхакович — аспирант, кафедра экономики и управления строительством, Московский государственный строительный университет, 105077, г. Москва, ул. Спартаковская, 2/1, e-mail: Mamaev-murat@mail.ru.

Authors

Gumba Khuta Msuratovich — Doctor habil. (Economics), Professor, Department of Economics and Management in Construction, Moscow State University of Civil Engineering, 2/1 Spartakovskaya St., 105077, Moscow, Russia, e-mail: gumba_hm@mail.ru.

Mamaev Murat Ishakovich — PhD student, Department of Economics and Construction Management, Moscow State University of Civil Engineering, 2/1 Spartakovskaya St., 105077, Moscow, Russia, e-mail: Mamaev-murat@mail.ru.

ой»

< t

i i

aM-§

See «

H

H

о

H M

CO

H

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.