Научная статья на тему 'Концептуальные основы формирования стратегии конкурентной борьбы на рынке образовательных услуг'

Концептуальные основы формирования стратегии конкурентной борьбы на рынке образовательных услуг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
945
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫНОК ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ / СТРАТЕГИЯ КОНКУРЕНТНОЙ БОРЬБЫ / РЫНОЧНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пипко Е. Г.

Статья посвящена определению концептуальных основ конкурентной борьбы на рынке образовательных услуг. По мысли автора, высшие учебные заведения должны занять активную конкурентную позицию на рынке и определять стратегию конкуренции исходя из своей миссии и ситуации на рынке образовательных услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Conceptual bases of formation of strategy

Increase the importance of higher education in the world and new demands on him cause universities need to revise strategies of their activities. In the new paradigm of university development one of the main roles played by their human capital, which includes knowledge, skills and creativity of staff and students The proposed approach enables the integration of human capital management into the overall strategy of innovative development of the university

Текст научной работы на тему «Концептуальные основы формирования стратегии конкурентной борьбы на рынке образовательных услуг»

определению показателей эффективности вузов, характеризующих их способность готовить высококвалифицированных специалистов, необходимо разработать требования к уровню компетенции сотрудников образовательной сферы, осуществляющих контроль за деятельностью вузов.

Основным нормативным документом не только для сотрудников управленческого аппарата сферы образования, но и для ППС должен быть паспорт компетенции, в котором указывается категория квалификации сотрудника (высшая, первая, вторая, третья). Она зависит от учёной степени и учёного звания сотрудника, количества опубликованных научных, учебных и учебно-методических работ, а также от его научно-педагогического стажа [2, с. 3738].

Рассмотренные в статье предложения по изменению показателей и проведению оценки эффективности деятельности государственных и негосударственных вузов в два этапа повысят объективность оценки способности вуза организовывать образовательный процесс, обеспечивающий высокое качество знаний выпускников.

Библиографический список

1. Григораш О.В. К вопросу улучшения качества подготовки студентов // Вестник высшей школы.

Alma mater. - 2013. -№3. - С. 71-75.

2. Григораш О.В. Комплексный подход к совершенствованию системы высшего профессионального образования // Высшее образование сегодня.

- 2014. - № 5. - С. 34-39.

3. Григораш О.В. О показателях оценки эффективности деятельности вузов // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. - 2014.

- № 01 (095). - С. 648-665. Режим доступа: http:// ej.kubagro.ru/2014/01/ pdf/35.pdf.

4. Григораш О.В. О совершенствовании системы подготовки выпускников вузов // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. - 2013. - №09(093). - С. 1624-1637. Режим доступа: http://ej.kubagro.ru/2013/09/pdf/ 112.pdf.

5. Григораш О.В., Трубилин А.И. Организация деятельности и оценка результатов работы кафедры. - Краснодар: КубГАУ, 2012. - 596 с.

6. Нечаев В.И. Научно-исследовательская работа на кафедре: учебно-методическое пособие / В.И. Нечаев, О.В. Григораш / Под общ. ред. В.И. Нечаева. - Краснодар: КубГАУ, 2009. - 143с.

7. Трубилин А.И., Григораш О.В., Тельнов Г.В. Оценка эффективности деятельности кафедры и факультета. - Краснодар: КубГАУ, 2008. - 97с.

Grigorash O.

ОN THE NEED TO CHANGE THE INDICATORS FOR ASSESSING THE EFFECTIVENESS OF THE UNIVERSITY

In the article the author proposed indicators to measure the efficiency with which to assess the ability ofthe university to give the necessary knowledge for quality training of graduates.

Keywords.performance indicators for universities, university activities, the effectiveness of different types of universities.

УДК 33:37;378

Пипко Е.Г.

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СТРАТЕГИИ КОНКУРЕНТНОЙ БОРЬБЫ НА РЫНКЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ

Статья посвящена определению концептуальных основ конкурентной борьбы на рынке образовательных услуг. По мысли автора, высшие учебные заведения должны занять активную конкурентную позицию на рынке и определять стратегию конкуренции исходя из своей миссии и ситуации на рынке образовательных услуг.

Ключевые слова:рынок образовательных услуг, стратегия конкурентной борьбы, рыночные отношения в сфере образования.

На рынке образовательных услуг Российской Федерации долгое время господствовали государственные высшие учебные заведения. Однако развитие рыночных отношений в области образования привело к расширению предложения услуг за счет новых коммерческих организаций. Государственные высшие учебные заведения придерживались стратегии специализации и сосредоточения усилий на

рынке с ограниченным спросом, где они делали ставку на высокую потребительскую ценность предлагаемой образовательной услуги. Специфика такой стратегии состояла в том, что дифференциация образовательной услуги была основана на узкой специализации. Это обстоятельство обеспечивало высокую степень защиты целевого сегмента от конкурентов. Стратегия позволяла добиваться успеха в

60

© Пипко Е.Г., 2014

конкурентной борьбе не только с равными, но и со значительно более мощными соперниками, например с представительствами московских государственных высших учебных заведений. Ее недостатком было то, что государственные высшие учебные заведения становились заложниками рыночной ниши, которую заняли. В условиях изменения внешней среды и появления других предложений образовательных услуг ниша, которую занимали государственные высшие учебные заведения, начала сужаться. Перспективой развития государственных высших учебных заведений в настоящее время является стагнация или умеренный рост вместе с занимаемой нишей или смена стратегии конкурентной борьбы.

Анализ современной демографической ситуации показывает, что рынок образовательных услуг в РФ в период 2008-2014 гг. изменился коренным образом. В связи с обострением демографической ситуации количество выпускников средних школ резко сократится и конкурентная борьба за набор студентов обострится. Поскольку потенциал и параметры государственных высших учебных заведений зависят от количества обучающихся студентов, постольку перед каждым вузом стоит задача набора студентов в некоторых пределах. При сокращении набора, прежде всего, снижается нагрузка на одного преподавателя, что приводит к уменьшению численности профессорско-преподавательского состава. Это является негативным социальным фактором развития любой профессиональной бюрократии и ослабляет потенциал государственного высшего учебного заведения.

Не подвергая сомнению первичность производства в плане создания образовательной услуги, в условиях рыночной экономики необходимо ориентироваться на движение спроса. Обмен, рассматриваемый как процесс отчуждения продуктов труда на эквивалентной основе, позволяет интегрировать фазы воспроизводства в единую систему общественного воспроизводства. С точки зрения управления обмен - это фактор внешней среды, который в условиях рыночной экономики следует контролировать в наибольшей степени.

Путем использования системы стратегического управления можно уменьшить энтропию обмена и через стратегические воздействия осуществить влияние на рынок и потребителя. Система стратегического управления, включающая стратегию конкуренции, позволяет наладить обратные связи с рынком, которые дают сигнал объекту управления о его состоянии, результатах собственной деятельности организации и конкурентов. В свою очередь, с помощью регуляторов аппарат управления имеет возможность принимать эффективные управленческие решения, а организация - увеличивать скорость адаптации к изменениям внешней среды.

В связи с изменением рынка образовательных услуг возникает необходимость изменения стратегических направлений развития государственных высших учебных заведений и формирования новой стратегии конкурентной борьбы, при этом надо учитывать не только закономерности конкуренции, но и ее специфику на рынке услуг в РФ.

Конкуренция представляет собой важнейший элемент хозяйственного механизма рыночной экономики, во многом обеспечивая ее динамизм, сбалансированное и эффективное развитие, и выполняет следующие функции: выявляет рыночную стоимость товаров, дифференцирует товаропроизводителей, создает условия для формирования средней нормы прибыли, ведет к переливу капиталов в высокорентабельные отрасли и виды деятельности и т.д.

В экономической литературе, посвященной вопросам стратегического управления, конкуренция (от лат. concurre - сталкиваться) рассматривается как экономическая борьба производителей за рынок сбыта и источники сырья. Однако многие экономисты отмечают, что в современной рыночной экономике конкуренция предполагает взаимодействие организаций на определенных сегментах рынка, поэтому в практике хозяйствования этот процесс нельзя представлять как всеобщее противостояние экономических субъектов.

Учеными-экономистами предлагаются разные подходы к классификации конкурентной борьбы между организациями. Основные из них приведены в таблице 1.

Конкуренция в настоящее время выступает как экономическая борьба за определенный объем платежеспособного спроса потребителей, ведущаяся организациями на целевых сегментах рынка услуг. В связи с изменением рынка услуг и обострением, в частности, конкуренции на рынке образовательных услуг необходимо ясно представлять всю сложность конкурентных отношений и видов конкуренции, в которых участвуют высшие учебные заведения (таблица 2).

Для определения своей конкурентной стратегии организации нужно учитывать влияние конкуренции на рынках сбыта на стратегические позиции. В зависимости от особенностей рынка на нем присутствуют факторы, как способствующие расширению, кооперации и слиянию, так и приводящие к свертыванию конкуренции. Главная задача организации в условиях конкуренции заключается в том, чтобы определить конкретные возможности и опасности для обеспечения своих конкурентных преимуществ. Реализация данной задачи требует выявления конкурентных позиций, факторов, влияющих на конкурентную борьбу, а после этого разработки конкурентной стратегии как части комплексной стратегии организации.

Таблица1

Классификация конкурентной борьбы между организациями

Признак классификации Виды конкурентной борьбы

Связь с объектом конкуренции Прямая конкуренция

Косвенная конкуренция

Ожидаемая конкуренция в связи с

новым продуктом или услугой

Метод ведения конкурентной борьбы Ценовая конкуренция

Неценовая конкуренция

Модель реакции конкурентов Неторопливый конкурент

Разборчивый конкурент

Конкурент-тигр

Непредсказуемый конкурент

Позиция в конкуренции Лидерство в исследованиях

Лидерство в разработке продуктов

Лидерство в разработке технологий

Позиция в конкурентной борьбе Имитатор

по отношению к лидеру Последователь

Новатор

Интенсивность конкуренции Низкая (слабая) конкуренция

Высокая (интенсивная) конкуренция

Доля предприятия на рынке Лидер (40 % доля на рынке)

Претендент на лидерство (30 %)

Последователь (до 20 %)

«Окопавшийся в рыночных нишах» (до 10 %)

Форма рынка Полная конкуренция

Олигополия

Монополия

Олигопсония (олигополия спроса)

Монопсония (монополия спроса)

Ограниченная монопсония

Ограниченная монополия

Тип поведения предприятия на рынке Хищническая конкуренция

Недобросовестная конкуренция

Открытая конкуренция

Честная конкуренция

Отраслевой признак Конкуренция на мировом рынке

Межотраслевая конкуренция

Внутриотраслевая конкуренция

Конкуренция в рамках фирмы

Выбор стратегии и тактики конкурентной борьбы опирается на результаты анализа и оценки информации о рынке, о собственной конкурентной позиции на нем и о позициях конкурентов.

Давление на конкурентов зависит от позиций организации в конкурентной борьбе и от уровня интенсивности конкуренции. Факторами, которые способны повлиять на рыночные условия и интенсивность конкуренции, являются:

- темпы роста долгосрочного спроса;

- изменения в составе и доходах потребителей;

- изменения в способах использования услуги;

- обновление услуги, инновации, маркетинговые инновации;

- вход или выход на рынок новых крупных организаций;

- изменения в себестоимости и эффективности

производства услуги;

- изменения в условиях государственного регулирования.

Факторами, которые обостряют конкурентную борьбу, могут служить:

- увеличение количества конкурирующих организаций;

- медленный рост спроса на услуги;

- возможность организаций использовать снижение цен или другие методы увеличения продаж;

- недостаточная дифференцированность услуг;

- увеличение эффективности от стратегических конкурентных воздействий;

- увеличение различий между организациями в области их стратегий и потенциала;

- поглощение организаций и выход на рынок новых сильных конкурентов.

Таблица2

Классификация конкурентной борьбы на рынке образовательных услуг в РФ

Признак классификации Вид конкуренции Конкуренция для вузов

Связь с объектом конкуренции Прямая конкуренция +

Косвенная конкуренция -

Ожидаемая конкуренция в связи +

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

с новой услугой

Метод ведения конкурентной борьбы Ценовая конкуренция +

Неценовая конкуренция +

Позиция в конкуренции Лидерство в научных исследова- +

ниях

Лидерство в разработке услуг -

Лидерство в разработке обуча- +

юших технологий

Позиция в конкурентной борьбе по Имитатор -

отношению к лидеру Последователь +

Новатор +

Интенсивность конкуренции Низкая (слабая) конкуренция -

Высокая (интенсивная) конку- +

ренция

Доля предприятия на рынке Лидер (40 % доля на рынке) +

Претендент на лидерство (30 %) -

Последователь (до 20 %) +

«Окопавшийся в рыночных ни- +

шах» (до 10 %)

Форма рынка Полная конкуренция + Наиболее трудный и

Олигополия сложный вид

Монополия -

Тип поведения предприятия на рынке Хищническая конкуренция -

Недобросовестная конкуренция +

Открытая конкуренция +

Честная конкуренция +

Отраслевой признак Конкуренция на мировом рынке -

Межотраслевая конкуренция -

Внутриотраслевая конкуренция +

Для адекватного ответа на изменение внешней среды и усиление конкуренции организация должна анализировать рыночную ситуацию и своевременно реагировать на новые потребности потребителей. Анализ конкуренции проводят по таким направлениям: определение субъектов конкуренции для организации, выявление конкурентных услуг, оценка угрозы появления новых конкурентов, а также по следующим позициям: рынок, услуга, цены, реклама, кадры, финансы.

Другим аспектом анализа является оценка конкурентоспособности высшего учебного заведения, где анализируются такие факторы конкурентоспособности, как качество услуг, дизайн, надежность, уникальность, цена, условия и формы сбыта.

Следующим этапом анализа является определение сильных и слабых сторон конкурентов по факторам конкурентоспособности. При этом необходимо разделить всех конкурентов на пять групп: ли-

дер; организации, имеющие позиции выше среднего уровня; организации, имеющие позиции среднего уровня; организации, находящиеся в нестабильном положении; организации в состоянии кризиса.

После анализа необходимо выбрать из нескольких вариантов стратегии конкурентной борьбы наиболее оптимальный. Сложным моментом при формировании конкурентной стратегии является учет системы экономических рычагов и механизмов конкуренции, которая во многом определяет тенденции развития рынка. С точки зрения управления организацией такая система включает, во-первых, систему элементов и связей на выходе из внутренней среды организации во внешнюю среду, во-вторых, через обратную связь и адаптацию организации как системы к внешней среде совокупность элементов и связей на выходе. Сложность формирования стратегии конкурентной борьбы состоит в наличии системы на выходе от организации и ее от-

сутствии на входе, поскольку здесь мы имеем дело с совокупностью элементов и связей, которые характеризуются неопределенностью (параметры внешней среды).

Все вышеизложенное показывает сложность и многовариантность задачи выработки конкурентной стратегии государственного высшего учебного заведения. Конкурентная борьба создает ситуацию неравнозначного положения организации по отношению к потребителям и к рыночной среде. Конкуренция подает ценовой сигнал и создает организационные предпосылки для формирования конкурентных преимуществ в условиях ситуации риска и неопределенности. Колебания предложения, вызываемые конкуренцией, отражаются на конъюнктуре рынка и заставляют организацию реализовать стратегии, позволяющие создавать конкурентные преимущества.

В условиях обострения конкурентной борьбы наиболее эффективными на рынке образовательных услуг в РФ являются стратегии дифференциации и оптимальных издержек.

Стратегия дифференциации успешно осуществляется на тех рынках, где:

- существует множество способов изменения услуги и большинство потребителей осознает эти различия как имеющие ценность;

- потребности покупателей или способы использования услуги различны;

- небольшое количество конкурентов применяют аналогичный подход к дифференциации.

Стратегия дифференциации направлена на придание услугам специфических черт, отличающих их от услуг конкурентов, что способствует привлечению большого количества потребителей. Для того чтобы стратегия дифференциации была успешной, организации необходимо предложить одну или несколько отличительных характеристик услуги в соответствии с запросами потребителей. Конкурентное преимущество появляется, когда достаточно большое число потребителей будет заинтересовано в предлагаемых дифференцированных характеристиках услуги.

Дифференциация дает возможность установить повышенную цену на услугу, увеличить объем продаж (потому что большое число потребителей привлекается за счет отличительных характеристик услуги), завоевать лояльность покупателя к своей организации.

Успех стратегии дифференциации заключается в создании покупательской ценности, отличной от ценности конкурентов. В экономической литературе выделяются три подхода к созданию покупательской ценности:

- разработка таких характеристик и особенностей услуги, при которых снизятся совокупные затраты потребителя по ее использованию;

- создание таких особенностей услуги, которые повышали бы результативность ее применения потребителем;

- придание услуге черт, которые повышают степень удовлетворения потребителей, но не за счет экономии.

Основными причинами, порождающими дифференциацию услуг, являются существующие между услугами различия: в качестве, цене и рекламе. Причем главным из факторов дифференциации считается качество услуги.

Дифференциация создает новые сегменты рынка. Дифференциация услуги позволяет работать на сегменте с высокодоходными клиентами, а также формировать приверженность к марке. Это один из самых эффективных способов и методов неценовой конкурентной борьбы (табл. 3).

Качество образовательных услуг выступает инструментом конкурентной борьбы, характерным для обеспечивающего конкурентного поведения государственных высших учебных заведений на рынке. При данном типе поведения государственные высшие учебные заведения стремятся обеспечить себе стабильное положение на длительный период за счет высокого качества, широкого ассортимента и оказания дополнительных услуг. Причем такое поведение используют государственные высшие учебные заведения, не имеющие возможности изменить вид деятельности.

Стратегия оптимальных издержек ориентирована на предоставление потребителям большей потребительной ценности товара. Это подразумевает стратегическую ориентацию на низкие издержки и одновременное предоставление потребителю среднего уровня качества, обслуживания, характеристики и привлекательности услуги. Идея состоит в повышении потребительной ценности, соответствующей покупательским ожиданиям в цикле «качество - обслуживание - характеристики - внешняя привлекательность услуги» или превышающей их, и одновременно убеждении покупателей в разумности цены. При этом решается задача - стать производителем услуги с низкими издержками и отличительными характеристиками от удовлетворительных до превосходных, а затем, используя преимущество по издержкам, снижать цену по сравнению с аналогичными услугами, производимыми конкурентами. Конкурентное преимущество производителя с оптимальными издержками состоит в близости по ключевым параметрам «качество - обслуживание - характеристики - внешняя привлекательность услуги» к конкурентам, с одной стороны, и превосходстве над ними по издержкам - с другой.

Отличительными чертами государственных высших учебных заведений, ориентирующихся на стратегию оптимальных издержек, должно быть умение внедрить дополнительные атрибуты предоставления

Специфика жизненного самоопределения студентов гуманитарной и педагогической направленности

в условиях моделирования воспитательного пространства вуза

услуги с небольшими затратами или предложить услуги, отличные от аналогов конкурентов по ценам, приемлемым для потребителей.

Стратегия оптимальных издержек имеет большие возможности конкурентного маневрирования, поскольку балансирует между стратегиями низких издержек и дифференциации. Поэтому данная стратегия наиболее применима для государственных высших учебных заведений, которые ограничены в области инвестирования производства образователь-

ных услуг.

Таким образом, представленные конкурентные стратегии при их правильном выборе и применении позволят государственным высшим учебным заведениям занять сильные конкурентные позиции и использовать свои конкурентные преимущества. На основе этих стратегий государственные вузы могут реализовать свою цель - повышение качества высшего образования в РФ.

Pipko E.

CONCEPTUAL BASES OF FORMATION OF STRATEGY OF COMPETITION IN THE MARKET OF EDUCATIONAL SERVICES

The article is devoted to the concept of a competition in the market of educational services. The higher educational institutions should define strategy of a competition proceeding from mission and situation in the market educational services. Keywords: market of educational services, competitive strategy, market relations in the sphere of education.

УДК 159.9:316.6

Зобков А.В.

СПЕЦИФИКА ЖИЗНЕННОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ

ГУМАНИТАРНОЙ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ В УСЛОВИЯХ МОДЕЛИРОВАНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ВУЗА*

В статье представлены результаты исследования жизненного самоопределения студентов. Учитывая профессиональную направленность (факультеты), раскрывается профессиональная идентификация студентов, выступающая одной из качественных характеристика студента, как субъекта образовательного процесса и играющая ведущую роль в профессиональном и жизненном самоопределении. Описана взаимосвязь профессиональной идентификации с экзистенцональной исполненностью личности. Приведены данные, касающиеся самоорганизации деятельности.

Ключевые слова: жизненное самоопределение, студенты, воспитательное пространство, профессиональная идентичность.

Проблема жизненного самоопределения личности глубоко и подробно рассматривается в гуманитарных науках. Философские представления о сущности и феномене самоопределения личности раскрыты в работах М.М. Бахтина, Г.С. Батищева, М. Хайдеггера. М.М. Бахтин считает, что в конечном результате становления человек обретает самоопределение. В социально-философском плане самоопределение понимается как социальный смысл, как социальное предназначение, социальная судьба. Эта интерпретация находит отражение в работах М. Вебера, К. Барта, Э. Кассирера, К. Мангейма, Ж. Липовецки, Э. Мунье, Р. Нибура, X. Ортеги-и-Гассета, Ж.-П. Сартра, Ю. Хабермаса, М. Фуко, К. Ясперса и др. С точки зрения социальной философии жизненное самоопределение является необходимым способом, который позволяет человеку осуществить успешную самоидентицикацию, адаптацию к современным очень непростым социокуль-

турным изменениям в жизни нашего общества [6]. С позиции рефлексивно-прогностического подхода сформулировано также понимание жизненного самоопределения как выбора человеком смысла собственной жизни на основе рефлексии жизненных событий. Самоопределение, рассматриваемое в психологии как процесс и результат поиска и выбора личностью собственной позиции, целей и средств самоосуществления в конкретных обстоятельствах жизни, выступает основным механизмом обретения и проявления человеком внутренней свободы и, одновременно, принятия ответственности за свои свободные решения и поступки (К.А. Абульхано-ва, Л.И. Божович, В.А. Зобков, В.А. Петровский, К. Роджерс, С.Л. Рубинштейн, В.В. Столин, Д.И. Фель-дштейн, В. Франкл). Под самоопределением понимается поиск субъектом своего способа жизнедеятельности в мире на основе воспринимаемых, принимаемых или формируемых (создаваемых) им во

* Статья подготовлена при финансовой поддержке РГНФ, номер проекта 13-06-00513, тип «a»

© Зобков А.В., 2014

Экономика образования ♦ № 4, 2014

65

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.