Научная статья на тему 'Концептуальные основы этномузыкального образования учащихся общеобразовательных учреждений'

Концептуальные основы этномузыкального образования учащихся общеобразовательных учреждений Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
333
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБРАЗОВАНИЯ / ЭТНОМУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КОНЦЕПЦИЯ ЭТНОМУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ПРИНЦИП ЭТНОКУЛЬТУРНОСТИ / ЭТНОМУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ / THE PERSONALITY'S ETHNO-MUSICAL CULTURE / ETHNIC AND CULTURAL EDUCATION ORIENTATION / ETHNO-MUSICAL EDUCATION / CONCEPTION OF ETHNO-MUSICAL EDUCATION / THE ETHNIC CULTURE PRINCIPLE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Карпушина Лариса Павловна

В статье рассматриваются актуальность этнокультурной направленности образования, методологические основы концепции этномузыкального образования, дается его характеристика. Приводятся авторская трактовка понятия «принцип этнокультурности», структура этномузыкальной культуры личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

High School Students' Ethno-Musical Education Conceptual Fundamentals

The article focuses on significance of the ethnic and cultural education orientation, the ethnic and musical education conception methodological fundamentals and its characteristic features. The ethnic culture principle and the personality's ethno-musical culture structure are introduced in the author's interpretation.

Текст научной работы на тему «Концептуальные основы этномузыкального образования учащихся общеобразовательных учреждений»

ШЖМЖ № 2, 2009

ОБРАЗОВАНИЕ И КУЛЬТУРА

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ЭТНОМУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ

УЧРЕЖДЕНИЙ*

Л. П. Карпушина (Мордовский государственный педагогический институт им. М. Е. Евсевъева)

В статье рассматриваются актуальность этнокультурной направленности образования, методологические основы концепции этномузыкального образования, дается его характеристика. Приводятся авторская трактовка понятия «принцип этнокультурности», структура этномузыкальной культуры личности.

Ключевыге слова: этнокультурная направленность образования; этномузыкальное образование; концепция этномузыкального образования; принцип этнокультурности; этномузыкальная культура лич-

ности.

Этнокультурная направленность российского образования отражена в многочисленных документах, определяющих политику в этой области. В Концепции национальной образовательной политики Российской Федерации отмечается, что направленность образования обусловлена полиэтническим характером российского общества, его многоязычием, поликультурностью, полицивилизационно-стью, поликонфессиональностью, исторической духовной общностью народов и культур России [1, с. 253]. Исходя из этого образование должно обеспечить сопряжение общегосударственных интересов с потребностями и интересами общества, его народов, сформировать отношения сотрудничества между ними, развивать языки и культуру народов России, что в целом будет способствовать межнациональному согласию, единству и целостности государства [1, с. 254].

С 1990-х гг. по настоящее время было издано множество работ, касающихся проблем регионализации, этнокультурной направленности образования, развития национального образования (Е. В. Бонда-ревская, В. А. Николаев, Е. Г. Осовский, М. Г. Тайчинов, В. К. Шаповалов, М. А. Якунчев и др.). Проблемы этнокультурного образования в Мордовии отражены в трудах педагогов Р. А. Ереминой, И. А. Зеткиной, Т. И. Шукшиной

и др., педагогов-музыкантов Н. Б. Абу-деевой, О. С. Ерюшкиной, Л. П. Карпу-шиной, И. С. Кобозевой, Т. И. Одиноко-вой и др.

Использование народной музыкальной культуры в образовании детей и подростков интересовало и интересует многих фольклористов, педагогов-музыкан-тов (Т. И. Бакланова, С. С. Балашова, Л. С. Беляева, Л. Л. Куприянова, Е. Э. Ли-нева, С. И. Миропольский, Г. М. Науменко и др.). Однако стоит отметить, что, несмотря на актуальность построения музыкального образования на основе эт-номузыкальной культуры с учетом народных музыкальных традиций, проблема осмысления концептуальных основ этномузыкального образования до настоящего времени остается нерешенной. В связи с этим следует констатировать актуальность этнокультурной направленности музыкального образования, чем и обусловлена необходимость обоснования концепции этномузыкального образования.

Методологической основой концепции этномузыкального образования являются важнейшие идеи о консолидации народов России, сохранении государственного, духовного, образовательного и культурного пространства страны, гуманизации и гуманитаризации образования, актуализации культурологической функции

* Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ. Проект № 09-06-23606а/В.

© Карпушина Л. П., 2009

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

образования, акцентуации личностноценностных и индивидуально-личностных ориентаций в образовании, об усилении роли межкультурного образования, о культурном и мировоззренческом плюрализме, своеобразии и самобытности культуры различных этносов, единстве в ней единичного и общего, взаимовлиянии и взаимодействии этнокультур и мировой культуры, единстве общечеловеческого и особенного в этнокультуре, об этносох-раняющей функции этнокультуры, о необходимости самоидентификации личности как представителя этноса в лоне эт-нокультуры, вступления в равноправный диалог с инокультурным окружением. В качестве специальной методологии выступают гуманистический, аксиологический, личностно ориентированный, культурологический, этнокультурный, региональный, поликультурный, этнопеда-гогический, этномузыкологический подходы.

Концепция общего этномузыкаль-ного образования — это совокупность основополагающих идей и положений, определяющих целевые установки, содержание, технологию, систему и механизм реализации этномузыкального образования в современных социокультурных условиях развития этносов, общества, учитывающих мировоззренческие, педагогические и музыкальные традиции конкретного этноса и других народов, населяющих регион, страну, с опорой на базовые основы общего музыкального образования в Российской Федерации. Этномузытальное образование, по-нашему мнению, представляет собой непрерывный процесс воспитания, обучения и развития личности с целью воспитания любви, интереса и уважения к родному музыкальному искусству и искусству других народов, формирования личностной этномузыкальной культуры, этномузыкальной компетентности, позволяющей человеку воспринимать, транслировать и создавать этномузы-кальные ценности и смыслы в русле родной или иной музыкальной традиции.

Данная концепция опирается на принципы этнокультурности, культуротворче-ства (Е. В. Бондаревская), природосооб-разности (Я. А. Коменский, М. В. Ломоносов, К. Д. Ушинский и др.), толерантности, диалогизма, связи образования с этнокультурной просветительской практикой и этнокультурной средой. Мы трактуем принцип этнокультурности (педагогический) как объективное и нормативное положение, направленное на реализацию задач этнокультурного обучения, воспитания, развития, формирования у подрастающего поколения гражданственности, патриотизма, этнического самосознания, толерантности, способности к поликультурному общению; развитие комплекса этноориентированных психических новообразований и способностей; освоение ценностей традиционной культуры, приобретение этнокультурных знаний, умений, навыков, которые обеспечивают становление этнокультурной и поликультурной личности, гражданина России и мира.

Концепция общего этномузыкально-го образования декларирует следующие положения.

1. Основываясь на идеях Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г. и Концепции национальной образовательной политики РФ и являясь составной частью федеральной образовательной стратегии в предметной области «Музыка», концепция общего этномузыкального образования учитывает основные тенденции современного музыкального образования и прогрессивные идеи народной музыкальной педагогики.

2. Концепция этномузыкального образования направлена на воспитание человека, любящего свою малую и большую Родину, обладающего гражданским сознанием, исторической памятью, этническим самосознанием, стремящегося возродить родной язык, свою музыкальную культуру и культуру региона, страны.

3. Важной идеей, определяющей концепцию, является необходимость форми-

№ 2, 2009

рования толерантности, способности к межкультурному и межэтническому общению в ходе бикультурного (родная музыка и русская музыкальная культура) и поликультурного образования детей.

4. В концепции отражена необходимость формирования личности с развитой этномузыкальной культурой, этному-зыкальным слухом, этномузыкальным мышлением, способной к исполнительско-творческой деятельности в русле конкретной музыкальной традиции, в контексте становления этнической и этно-музыкальной идентичности.

5. Важным моментом в концепции этномузыкального образования является направленность на формирование эт-номузыкальной компетентности, которая представляет собой интегративное качество, позволяющее ориентироваться в родной музыкальной культуре и музыкальной культуре различных народов региона, страны, мира и понимать их общечеловеческую и общемировую значимость.

6. В концепции подчеркивается, что реализация содержания этномузыкально-го образования должна осуществляться на основе этноориентированных музыкально-творческих технологий, позволяющих активизировать творческие способности детей, обеспечить личностно ориентированную, гуманистическую, здоровьесберегающую направленность образовательного процесса.

7. Одно из важных направлений становления этномузыкальной компетентности — использование в ходе этномузы-кального образования имформационно-коммуникационных технологий, необходимых для активизации интереса и расширения этноориентированного информационного поля.

8. Концепция является отражением следующего положения: путь к российской, мировой музыкальной культуре идет через освоение начиная с дошкольного возраста прогрессивных этнопеда-гогических и этномузыкальных традиций своего народа, русского народа и народов, населяющих регион, воплощенных в

содержании этномузыкального образования.

9. В центре системы этномузыкаль-ного образования — ребенок как основной представитель этноса, социума, в будущем гражданин России, поэтому наряду с учетом интересов этноса, семьи, общества, государства очень важным является учет его интересов, потребностей, возрастных особенностей.

10. В концепции прослеживаются процессы социализации, адаптации и куль-турации личности в ходе освоения этно-музыкального искусства, позволяющие естественно перевести конечные этнические ценности духовной и музыкальной культуры в сферу личностного сознания.

11. В концепции заложена идея о том, что возрождение, сохранение, умножение этномузыкальных традиций в ходе этно-музыкального образования есть путь к сохранению самобытности музыкальной культуры этноса в мировой музыкальной культуре и самобытности этноса в мировом сообществе наций.

12. Ведущим фактором реализации этномузыкального образования должна стать школа с этнокультурным компонентом. В узком смысле школа с этнокультурным компонентом — это учреждение, способное обеспечить материальную и духовную базу для создания особой этнокультурной среды, в которой возможно духовное и психологическое становление представителя этноса, обладающего высоким этническим самосознанием, освоившего этнонациональ-ные духовные и художественные ценности, способного к сохранению и воспроизводству родной культуры и уважающего другие народы и культуры.

13. Для реализации концепции этно-музыкального образования необходимо создание этноориентированной музыкально-образовательной, музыкально-имфор-мационной, музыкально-просветительной среды. Данная среда представляет собой часть региональной образовательной и культурной среды, в которой представитель этноса реализует свои духов-

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

ные и музыкальные потребности, осваивает этнические духовные и музыкальные ценности, способы толерантного межэтнического общения. Она представляет собой мост между духовной и музыкальной культурой региона и этноса в целом и культурой человека в частности.

Большое значение в рамках концепции имеет трактовка понятия «личностная этномузыкальная культура». Под ней понимается интегрированное качество, позволяющее личности воспринимать, воспроизводить и создавать этномузы-кальные ценности с опорой на музыкальные традиции своего народа, способного к познанию музыкального искусства других народов.

Этномузыкальная культура личности включает в себя:

— этнодуховную константу, представляющую собой усвоенные нравственные, этические нормы этноса, этническое самосознание;

— накопленный этномузыгкалъныгй опыт, в который входят эмоциональноценностный опыт переживаний, набор типичных эмоций, отражающих духовнопсихическую жизнь этноса в музыкальном фольклоре;

— комплекс знаний, умений и на-вы ков, определяющих готовность и способность человека к исполнительско-творческой музыкальной деятельности в рамках определенной музыкальной традиции, в совокупности составляющей этномузыкальную компетентность;

— опыт творческой деятелъности в русле народопевческой и инструментальной традиции, творческое воображение, творческую активность;

— комплекс этномузыгкалъныгх способностей: а) этномузыкальный слух с такими составляющими, как интонационное чутье, интонационно-попевочный слух и др.; б) этномузыкальное мышление; в) чувство этностиля, формирующееся на основе этнонационального музыкального искусства и вмещающее в себя

стилевую установку, эталоны этносвое-образной манеры народного пения, инструментального музицирования, эталоны этномузыкального языка; г) этномузы-кальная память, в которой важную роль играют «кладовая бессознательного» и «кладовая памяти» (в том числе инто-национно-попевочный словарь);

— этномузыгкалъное сознание, предполагающее заинтересованность, увлеченность народным музыкальным искусством; потребность в этноориенти-рованной музыкальной деятельности; эстетические эмоции, вкус, способность к оценке, позволяющие эстетически воспринимать, наслаждаться и оценивать народное музыкальное искусство; наличие системы «звучащих» текстов-смыслов, этномузыкальные ценности.

Предложенная концепция этномузы-кального образования реализуется в Мордовии в следующих программах: «Валдоня» для дошкольных образовательных учреждений (раздел «Мордовский музыкальный фольклор и музыка композиторов Мордовии» авторов А. Н. Адаевой, Л. П. Карпушиной, О. С. Ерюшкиной); «Мордовское музыкальное искусство в дошкольных образовательных учреждениях» авторов Л. П. Карпушиной, Г. Н. Миняевой, «Мордовское музыкальное искусство в обшеобразовательной школе: 1—8 классы» Л. П. Карпушиной; «Музыкальное искусство Мордовии в общеобразовательных учреждениях» (1—9 классы) Л. П. Карпушиной и др. Данные программы, а также методическое обеспечение процесса этномузыкального образования в дошкольных образовательных учреждениях и общеобразовательных школах Мордовии предложены на авторском сайте lkarpushina.narod.ru

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Концепция национальной образовательной политики РФ // Нар. образование. — 2007. — № 1. — С. 253—263.

Поступила 26.01.09.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.