Научная статья на тему 'Концептуальные основания проектирования индивидуальных траекторий обучения студентов педагогических вузов иностранному языку'

Концептуальные основания проектирования индивидуальных траекторий обучения студентов педагогических вузов иностранному языку Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
152
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБУЧЕНИЕ СТУДЕНТОВ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ / МОДЕЛЬ И ТЕХНОЛОГИЯ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ / ТРАЕКТОРИИ И МАРШРУТЫ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ / FOREIGN LANGUAGE TEACHING / PEDAGOGICAL DESIGNING / MODEL AND TECHNOLOGY OF INDIVIDUALIZATION OF LEARNING / LEARNING PATHS AND ROUTES OF LEARNING INDIVIDUALIZATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гринько Маргарита Артёмовна

В статье раскрываются основные концептуальные положения проектирования индивидуальных траекторий обучения студентов педагогических вузов иностранному языку. Автор научно обосновывает основные идеи проектировочной деятельности, реализуемые в подходах к моделированию и построению технологии. Предложен комплексный подход к анализу, диагностике, оценке и способам осуществления мониторинга процесса индивидуализации обучения студентов педвуза иностранному языку.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гринько Маргарита Артёмовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Conceptual foundations of designing of individual paths of foreign language learning for pedagogical university students

The article deals with the basic conceptual provisions of designing individual paths of foreign language learning for students of teachers' training universities. The author scientifically substantiates the principle ideas of the project activities implemented in the approaches to designing and building of the technology. The paper suggests a comprehensive approach to the analysis, diagnostics, assessment and the methods of monitoring of learner-centered approach implementation in the teaching of a foreign language to pedagogical university students.

Текст научной работы на тему «Концептуальные основания проектирования индивидуальных траекторий обучения студентов педагогических вузов иностранному языку»

УДК 378.37::372.881.1 Гринько Маргарита Артёмовна

кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры иностранных языков Армавирского государственного педагогического университета

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВАНИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ТРАЕКТОРИЙ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

Аннотация:

В статье раскрываются основные концептуальные положения проектирования индивидуальных траекторий обучения студентов педагогических вузов иностранному языку. Автор научно обосновывает основные идеи проектировочной деятельности, реализуемые в подходах к моделированию и построению технологии. Предложен комплексный подход к анализу, диагностике, оценке и способам осуществления мониторинга процесса индивидуализации обучения студентов педвуза иностранному языку.

Ключевые слова:

обучение студентов иностранному языку, педагогическое проектирование, модель и технология индивидуализации обучения, траектории и маршруты индивидуализации обучения.

Grinko Margarita Artyomovna

PhD in Education Science, Senior Lecturer, Foreign Languages Department, Armavir State Pedagogical University

CONCEPTUAL FOUNDATIONS OF DESIGNING OF INDIVIDUAL PATHS OF FOREIGN LANGUAGE LEARNING FOR PEDAGOGICAL UNIVERSITY STUDENTS

Summary:

The article deals with the basic conceptual provisions of designing individual paths of foreign language learning for students of teachers' training universities. The author scientifically substantiates the principle ideas of the project activities implemented in the approaches to designing and building of the technology. The paper suggests a comprehensive approach to the analysis, diagnostics, assessment and the methods of monitoring of learner-centered approach implementation in the teaching of a foreign language to pedagogical university students.

Keywords:

foreign language teaching, pedagogical designing, model and technology of individualization of learning, learning paths and routes of learning individualization.

Модернизация российского образования предполагает смену ориентиров образования с получения знаний, умений и навыков на формирование универсальных способностей личности и компетенций, основанных на новых социальных потребностях и ценностях. Достижение этой цели возможно посредством индивидуализации образовательного процесса [1; 2]. Анализ теории и практики подготовки будущих педагогов и опыта организации образовательного процесса в педагогических вузах позволяет утверждать, что индивидуализация способна привести профессиональное обучение в соответствие с новыми социальными реалиями, с международными стандартами, сделать студента субъектом своего образования [3]. Такие аспекты процесса модернизации, как переход к системе многоуровневого образования, развитие мобильных образовательных программ и стандартов, достижение академической мобильности, предполагают наличие альтернатив в образовательной сфере и ориентируют обучающегося делать выбор исходя из собственных возможностей и потребностей рынка труда. Поэтому выбор индивидуальной траектории и маршрута обучения в конечном итоге позволит каждому студенту развить те качества личности и компетенции, которые требуются профессионалу [4; 5].

Базовым в работе было принято понятие «индивидуальная образовательная траектория» (Г.А. Бордовский, С.А. Вдовина, Е.А. Климов, B.C. Мерлин, Н.Н. Суртаева, И.С. Якиманская и др.), обладающее широким значением и предполагающее следующие направления реализации: содержательное (вариативные учебные планы и образовательные программы, определяющие индивидуальный образовательный маршрут); деятельностное (специальные педагогические технологии); процессуальное (организационный аспект).

Разработка индивидуальных образовательных траекторий - сложный многоплановый процесс, призванный обеспечить развитие самостоятельности и инициативы личности, возможность наиболее полной реализации ее творческого потенциала для успешной деятельности в профессиональной сфере. Педагогическое взаимодействие представлено в виде сотрудничества. В нем в процессе формирования и реализации индивидуальной образовательной траектории педагог выступает в роли тьютора: помогает студенту в осмыслении им своей профессиональной перспективы; консультирует по вопросам, возникающим в процессе формирования индивидуальной

образовательной траектории; сопровождает его в реализации своей образовательной траектории. Студент как активный участник формирования своей индивидуальной образовательной траектории мотивирован в ее реализации. Его активность в освоении собственного учебного плана способствует формированию стиля самообразования и самоорганизации на основе реализации индивидуальных способностей в познании и практической деятельности, которые постепенно переходят в стиль индивидуальной профессиональной деятельности [6].

Анализ факторов, влияющих на индивидуализацию обучения иностранному языку, позволил выстроить структуру авторской модели этого процесса, осмыслить его новые подходы и тенденции, определить педагогические условия, обусловливающие его эффективность в обучении студентов педвузов. Ориентация образовательного процесса на выделенные педагогические условия дает возможность эффективнее управлять этим процессом, позволяет разработать методику проектирования индивидуализации обучения иностранному языку.

Практическое решение проблемы индивидуализации обучения студентов педвуза иностранному языку осуществлялось посредством использования теории проектирования. Содержанием проектировочной деятельности является разработка модели, педагогической технологии и других процедур [7; 8; 9].

Поскольку моделирование является одним из этапов педагогического проектирования, мы посчитали целесообразным включить в структуру разрабатываемой модели следующие блоки: теоретико-методологический, организационно-технологический, субъектных взаимодействий, результативный. Каждый из компонентов в блоке соподчинен, определяет и обосновывает содержание следующего и воспроизводит такие компоненты моделируемого процесса, как его субъекты, цели, задачи, содержание, методы, формы, результаты, а также факторы, принципы и функции.

Предполагаем, что использование модели в образовательном процессе педагогического вуза улучшит психолого-педагогическую и предметную подготовку профессорско-преподавательского состава в этой области, создаст условия для разрешения коммуникативных трудностей студентов и преподавателей, обогатит содержание предмета «Иностранный язык» новым личностно ориентированным материалом и т. д. Центральным элементом модели является технология проектирования индивидуальных траекторий обучения студентов педвуза иностранному языку.

Авторская технология проектирования индивидуальных траекторий обучения студентов педвуза иностранному языку строилась с учетом определенных основных детерминирующих факторов и условий организации процесса обучения. Ядром разрабатываемой технологии является алгоритм управления образовательным процессом, который включает в себя два взаимосвязанных процесса: организацию деятельности обучаемого и контроль преподавателем этой деятельности. Обобщенное описание структуры технологии проектирования индивидуальных траекторий обучения студентов педвуза иностранному языку представлено в виде этапов и стадий, раскрывающих содержание и последовательность операций, позволяющих разработать, оценить результаты ее реализации и произвести необходимую коррекцию. Содержательная составляющая технологии включает в себя учебно-методический комплекс (УМК), сформированный на основе идей и теоретических взглядов автора, методик, специфичных форм, методов и средств организации педагогического процесса и содержания образования. В качестве ведущей была принята идея комплексного изучения иностранного языка и культуры страны изучаемого языка в педагогическом контексте. Поэтому в учебно-методическом комплексе были реализованы современные личностные и профессионально ориентированные подходы к обучению иностранному языку.

Комплексный подход к анализу, оценке, диагностике, выбору параметров и критериев их отбора, способам осуществления непрерывного слежения и его периодичности, способам использования полученных данных был реализован за счет включения в разработанную автором систему мониторинга состояния процесса индивидуализации обучения студентов педвуза иностранному языку.

Целью экспериментальной работы являлась апробация модели и технологии проектирования индивидуальных траекторий обучения иностранному языку студентов педагогических вузов и выявление их влияния на качество знаний, мотивацию и интерес к самопознанию и саморазвитию, а также на эффективность самостоятельной работы студентов.

Исследование проводилось по специально разработанной экспериментальной программе и включало три этапа: аналитико-диагностический, проектировочный, оценочно-коррекционный.

Базой исследования явились факультеты Армавирского государственного педагогического университета (математики, физики и информатики, психолого-педагогический и филологический), гимназии и общеобразовательные школы г. Армавира, где студенты проходили практику. Опытно-экспериментальная работа проводилась в течение шести лет. В ней приняли участие 517 студентов и 44 преподавателя.

Полученные в ходе мониторинга данные позволили разделить участвующих в эксперименте студентов на группы и определить для каждой из них индивидуальные траектории и маршруты изучения иностранного языка.

В результате были выделены следующие траектории индивидуализации обучения иностранному языку у студентов: на общекультурное, коммуникативное, профессионально-творческое развитие.

Целью траектории коммуникативного развития является овладение навыками бытового и профессионального общения.

Траектория общекультурного развития направлена на приобретение умений пользоваться средствами иностранного языка для повышения общей культуры личности, реализации индивидуальных запросов и потребностей в изучении иностранного языка.

Траектория профессионально-творческого развития обеспечивает содействие профессионализации личности на основе включения в содержание образования материала, инициирующего развитие творческих способностей специалиста.

Перечисленные выше траектории включали в себя индивидуальные маршруты, которые различались целями, графиком изучения дисциплины, содержанием и объемом домашних и внеаудиторных заданий, уровнем сложности изучения дисциплины, темпом прохождения и др.

Первый маршрут (нормативный) реализуется посредством изучения базового курса иностранного языка на основе Государственного образовательного стандарта студентами, имеющими средний и высокий уровень знаний.

Второй маршрут (коррекционный) адресован студентам, имеющим низкий уровень знаний иностранного языка, целью коррекционного курса является восполнение пробелов в знаниях.

Все рассмотренные операции технологии обучения реализуются преподавателями и регламентируются инструкцией по организации и содержанию работы кафедр иностранного языка высших учебных заведений.

Мониторинг динамики произошедших изменений в экспериментальных и контрольных группах свидетельствует об эффективности предложенного авторского подхода к индивидуализации обучения иностранному языку будущих педагогов. Позитивные результаты были получены вследствие создания лингвопрофессиональной среды, направленной на развитие индивидуальности студентов. Использование в содержании педагогической технологии аутентичных материалов и средств обучения, увеличение объема самостоятельных творческих работ, стимулирующих самообразование студентов, целенаправленное развитие интеллектуально-познавательных умений способствовали формированию продуктивного педагогического взаимодействия в процессе изучения иностранного языка и успешному продвижению по индивидуальным образовательным траекториям и маршрутам.

Это позволяет сделать вывод о том, что реализация концептуальных оснований авторского подхода к индивидуализации обучения иностранному языку не только улучшила качественные и количественные характеристики этого процесса, но и повысила уровень профессиональной подготовки специалиста.

Ссылки:

1. Гринько М.А. Проектирование индивидуальных траекторий обучения иностранному языку студентов педагогических вузов : дис. ... канд. пед. наук. Армавир, 2011.

2. Стрижакова Н.Е., Петьков В.А., Романов Д.А. Взаимосвязь становления языковой компетенции и социально-профессиональной компетентности студентов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2015. № 5 (123). С. 177-181.

3. Петьков В.А., Похилько А.Д., Губанова М.А. Диалог как средство развития педагогической культуры субъектов образовательного процесса вуза // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2015. № 1 (157). С. 82-87.

4. Гринько М.А., Петьков В.А. Подготовка будущих учителей к проектированию индивидуальных маршрутов обучения старшеклассников // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2009. № 3. С. 24-28.

5. Петьков В.А., Филоненко В.А. Мониторинг развития компетенций будущих специалистов в процессе реализации образовательных программ иноязычной подготовки // Вестник Армавирского института социального образования (филиала) РГСУ. 2014. С. 101-104.

6. Филоненко В.А., Петьков В.А. Самоорганизация в профессиональном становлении личности будущего педагога // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2013. № 4 (129). С. 82-88.

7. Синько В.М., Петьков В.А. Проектирование культурно-воспитательной среды учреждения начального профессионального образования // Культурная жизнь Юга России. 2009. № 31. С. 41-43.

8. Петьков В.А., Филоненко В.А. Моделирование процесса формирования умений профессиональной самоорганизации у будущих педагогов // Там же. 2014. № 3 (143). С. 93-99.

9. Андрющенко С.И., Петьков В.А. Организация инновационной среды образовательного учреждения // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2012. № 1. С. 145.

References:

1. Grinko, MA 2011, Design of individual foreign language learning trajectories of students of pedagogical high schools, PhD thesis, Armavir.

2. Strizhakova, NE, Petkov, VA & Romanov, DA 2015, 'Relationship formation of linguistic competence and socio-professional competence of students', Scientific notes of PF Lesgaft University, no. 5 (123), p. 177-181.

3. Petkov, VA, Pokhilko, AD & Gubanova, MA 2015, 'Dialogue as a means of development of pedagogical culture of the subjects of the educational process of high school', Herald of Adygeya State University. Series 3: Pedagogy and Psychology, no. 1 (157), p. 82-87.

4. Grinko, MA & Petkov, VA 2009, 'Preparation of the future teachers to design individual learning paths senior', Herald of Adygeya State University. Series 3: Pedagogy and Psychology, no. 3, p. 24-28.

5. Petkov, VA & Filonenko, VA 2014, 'Monitoring the development of future professionals competencies in the implementation of educational programs of foreign language training', Herald of Social Education Armavir Institute (branch) of Russian State Social University, p. 101-104.

6. Filonenko, VA & Petkov, VA 2013, 'Self-organization in the professional formation of the person of the future teacher', Herald of Adygeya State University. Series 3: Pedagogy and Psychology, no. 4 (129), p. 82-88.

7. Sinko, VM & Petkov, VA 2009, 'Design of cultural and educational environment of primary vocational training institutions', The cultural life of the South of Russia, no. 31, p. 41-43.

8. Petkov, VA & Filonenko, VA 2014, 'Simulation of the process of formation of professional self-organization abilities at the future teachers', Herald of Adygeya State University. Series 3: Pedagogy and Psychology, no. 3 (143), p. 93-99.

9. Andryushchenko, SI & Petkov, VA 2012, 'Organization of the innovative environment of educational institution', Herald of Adygeya State University. Series 3: Pedagogy and Psychology, no. 1, p. 145.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.