Научная статья на тему 'Концептуальные и практические основы применения экранопланов в МЧС России'

Концептуальные и практические основы применения экранопланов в МЧС России Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
455
160
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКРАНОПЛАНЫ / КЛАССЫ / ТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА / ТЕХНИЧЕСКИЕ И ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ / РЕЖИМЫ ДВИЖЕНИЯ / ТРАНСПОРТНАЯ БАЗА / БАЗОВЫЙ ОБРАЗЕЦ / МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ / РЕШАЕМЫЕ ЗАДАЧИ / АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ / AIRFOIL BOATS / CLASSES / MEANS OF TRANSPORT / TECHNICAL AND OPERATIONAL CHARACTERISTICS / MODES OF MOTIONS / TRANSPORT BASE / BASIC SAMPLE / MULTI-FUNCTIONAL / TASKS / RESCUE WORKS

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Переяслов Александр Николаевич, Самойлов Капитон Иванович, Тодосейчук Сергей Павлович, Земцов Олег Эдуардович, Климачева Нина Геннадьевна

В статье дается обоснование возможности применения экранопланов в МЧС России. В концептуальном изложении рассмотрены классификационные и тактико-технические характеристики экранопланов, их преимущества по сравнению с другими транспортными средствами, целевое назначение, условия и эффективность применения. В практическом плане дана оценка возможности использования существующего научно-производственного потенциала в области отечественного экранопланостроения в практической реализации при создании многофункционального образца экраноплана для решения задач МЧС России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Переяслов Александр Николаевич, Самойлов Капитон Иванович, Тодосейчук Сергей Павлович, Земцов Олег Эдуардович, Климачева Нина Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Conceptual and Practical Basis for the Use of Ekranoplanes in EMERCOM of Russia

The article gives substantiation of the possibility of airfoil boats use in EMERCOM of Russia. In the conceptual presentation there are considered classification and tactical and technical characteristics of airfoil boats, their advantages in comparison with other vehicles, purpose, conditions and efficiency of their use. In practical terms, there is given estimation of possibilities of use of existing scientific and industrial potential in domestic airfoil boats manufacturing in the practical realization of the creation of multi-use sample of airfoil boats for EMERCOM of Russia problems solutions.

Текст научной работы на тему «Концептуальные и практические основы применения экранопланов в МЧС России»

УДК 001.891.32

Концептуальные и практические основы применения экранопланов в МЧС России

ISSN 1996-8493

© Технологии гражданской безопасности, 2012

А.Н. Переяслов, К.И. Самойлов, С.П. Тодосейчук, О.Э. Земцов, Р.А. Бондаренко, Н.Г. Климачева

Аннотация

В статье дается обоснование возможности применения экранопланов в МЧС России. В концептуальном изложении рассмотрены классификационные и тактико-технические характеристики экранопланов, их преимущества по сравнению с другими транспортными средствами, целевое назначение, условия и эффективность применения. В практическом плане дана оценка возможности использования существующего научно-производственного потенциала в области отечественного экранопланостроения в практической реализации при создании многофункционального образца экраноплана для решения задач МЧС России.

Ключевые слова: экранопланы; классы; транспортные средства; технические и эксплуатационные характеристики; режимы движения; транспортная база; базовый образец; многофункциональный; решаемые задачи; аварийно-спасательные работы.

The Conceptual and Practical Basis for the Use of Ekranoplanes in EMERCOM of Russia

ISSN 1996-8493

© Civil Security Technology, 2012

A. Pereyaslov, K. Samoilov, S. Todoseychuk, O. Zemtsov, R. Bondarenko, N. Klimachova

Abstract

The article gives substantiation of the possibility of airfoil boats use in EMERCOM of Russia.

In the conceptual presentation there are considered classification and tactical and technical characteristics of airfoil boats, their advantages in comparison with other vehicles, purpose, conditions and efficiency of their use. In practical terms, there is given estimation of possibilities of use of existing scientific and industrial potential in domestic airfoil boats manufacturing in the practical realization of the creation of multi-use sample of airfoil boats for EMERCOM of Russia problems solutions.

Key words: airfoil boats; classes; means of transport; technical and operational characteristics; modes of motions; transport base; basic sample; multi-functional; tasks; rescue works.

Принятые сокращения:

АСР — аварийно-спасательные работы;

ГЛОНАСС — глобальная навигационная спутниковая

система;

ИКАО — международная организация гражданской авиации;

ИМО — международная морская организация; МАСК-Э — многофункциональный аварийно-спасательный комплекс на базе экраноплана;

МЧС — Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;

НИР — научно-исследовательская работа; ОКР — опытно-конструкторская работа; ТЗ — техническое задание; ТТХ — тактико-технические характеристики; ЦКБ — центральное конструкторское бюро; ЧС — чрезвычайная ситуация.

1. Актуальность темы

Научно-практический интерес МЧС России к экранопланам и стремление реализовать их конструктивно-функциональные и эксплуатационные достоинства применительно к решаемым задачам обусловлено целым рядом неоспоримых преимуществ экранопланов, как транспортных средств, перед обычными самолетами и судами с различными принципами движения.

Начало создания и развития экранопланов положено в ЦКБ под руководством гениального конструктора Ростислава Алексеева в начале 1940-х годов. Созданный в ЦКБ Р. Алексеева его последователями ряд реально работающих экранопланов различных классов и типов обеспечил мировой приоритет отечественного экранопланостроения. К сожалению, это направление к 1990-м годам по объективным и субъективным причинам не получило дальнейшего развития.

Идеи и результаты испытаний экранопланов Р. Алексеева подтолкнули процесс их создания в США, западных и восточных странах в военных и коммерческих целях. К началу 2000-х годов наметился бум экра-нопланостроения и экранопланы становятся составной частью мировой транспортной системы.

В целях удержания мирового приоритета в экранопланостроении в России возобновляются работы в ЦКБ имени Р. Алексеева и ряде судостроительных компаний и фирм, ориентирующих, в частности, свою продукцию для освоения Крайнего Севера. Создается Ассоциация разработчиков, производителей и потребителей экранопланов «Экраноплан».

Отечественный опыт, опыт зарубежных стран и современные тенденции в развитии экранопланов свидетельствуют об их актуальности как транспортного средства с потенциалом многофункциональности и возможностью адаптации к решению различных задач.

Существуют реальные предпосылки для создания экранопланов в интересах МЧС России.

Стремление МЧС России к созданию экранопла-нов для решения своих задач можно рассматривать как объективную и неодолимую реальность. Залогом этого являются несомненный мировой приоритет отечественного экранопланостроения, его производственный потенциал и превосходство по качеству наших образцов экранопланов над зарубежными.

2. Классификационные

и технические характеристики экранопланов

С целью выявления возможности применения экранопланов (далее — ЭП) для решения задач МЧС России рассматриваются конструктивные особенно-

сти и основные ТТХ существующих и потенциально перспективных образцов экранопланов.

В соответствии с классификацией ИМО, экрано-планы подразделяются на три типа:

тип А — экранопланы, которые способны эксплуатироваться только на высотах действия «эффекта экрана» (высота полета не более размера хорды крыла);

тип В — экранопланы, способные кратковременно и на ограниченную величину увеличивать высоту полета над экраном;

тип С — экранопланы, способные на длительное время отрываться от экрана на неограниченную высоту полета (экранолеты).

Для всех экранопланов основным режимом эксплуатации является полет в непосредственной близости к поверхности с использованием «экранного эффекта» Это означает, что они постоянно находятся внутри сферы эксплуатации обычных судов и должны подчиняться «Международным правилам предупреждения столкновений судов на море». В связи с этим, совместным решением ИМО и Международной организации гражданской авиации (ИКАО) экрано-план рассматривается не как самолет, который может плавать, а как судно, способное летать.

Выше рассмотрена классификация ЭП (представляющих различные типы) по режимам применения. В МЧС России классы аварийно-спасательных средств, в частности, ближайших аналогов ЭП — судов на воздушной подушке принято обозначать по признакам целевого использования.

По этому признаку существующие ЭП можно разделить на:

боевые (ракетоносцы, десантные); коммерческие (транспортные): пассажирские, грузопассажирские;

спасательные (переоборудованные коммерческие):

патрульно-поисковые,

аварийно-спасательные,

медико-эвакуационные.

Режимы эксплуатации ЭП определяют и условия их применения.

В частности, ЭП с режимом «экрана» могут применяться в условиях:

слабо развитой инфраструктуры; равнинного рельефа;

ландшафта степного с мелколесьем и тундры. Конструктивные и эксплуатационные показатели экранопланов включают:

масс-габаритные характеристики; грузоподъемность; пассажировместимость; конструктивность (тип крыла); высоту полета на «экране»; высоту полета над «экраном»;

скорость движения в режиме «экрана» и самолета;

дальность полета;

мореходность;

автономность.

В конструкции экранопланов выделяют две школы: советскую (Р. Алексеева) с прямым крылом и западную (А. Липпиша) с треугольным крылом (с обратной стреловидностью).

Применение первой требует большей работы по стабилизации, но позволяет двигаться с большими скоростями, а второй — способствует уменьшению недостатков балансировки экраноплана в условиях небольших размеров и скоростей.

По грузоподъемности и пассажировместимости коммерческие экранопланы представлены в достаточно широком диапазоне. Обобщая, ориентировочно можно установить такие данные в типах (табл. 1).

Скорость полета среднего типа экранопланов в режиме «экрана» составляет в основном 250—300 км/ч, в самолетном режиме значительно больше — до 700 км/ч. Экранопланы легкого типа (малые) имеют скорость до 170 км/ч, тяжелые — до 500 км/ч.

Высота полета в режиме экрана подавляющего числа образцов экранопланов составляет 1—5 м, тяжелых — до 14 м, в самолетном режиме — до 4000 м, дальность полета 2000—3500 км.

Мореходность экранопланов составляет от 3 до 6 баллов, что обеспечивает достаточную безопасность их в моменты взлета и посадки.

Экранопланы имеют достаточную (до 5 сут.) автономность, имеющую важное значение при выполнении поисково-спасательных задач.

Отметим ряд конструктивных и эксплуатационных особенностей, характеризующих экранопланы в отличие от других транспортных средств.

По конструктивно-технологическому устройству (металл, оборудование, двигатели) и условиям эксплуатации (базирование, взлет-посадка, полет) экра-ноплан ничем не отличается от гидросамолетов. Его специфика заключается в способности к устойчивому приэкранному режиму крейсерского полета на высотах 0—5 м.

Экраноплан мало зависит от погоды. В перспективе при создании специализированного бортового оборудования для ЭП (высокоточного навигационно-пилотажного оборудования с использованием космической системы «ГЛОНАСС»), появляется возможность круглосуточного всепогодного применения экранопланов.

Экранопланам не нужны развитые причальные

сооружения, гидро- и аэродромы, они меньше подвержены качке, чем корабли.

В то же время экранопланы обладают высокой мобильностью: показатель — время готовности ЭП к полету не превышает 15 мин.

Обобщенные характеристики экранопланов приведены в табл. 2.

Конструктивные и эксплуатационные показатели экранопланов свидетельствуют об их превосходстве по основным свойствам — скорости, грузоподъемности и мобильности, превалирующими над их недостатками (сложностью пилотирования на «экране» и др.) по сравнению с существующими аналогами средств: гидропланов, судов на воздушной подушке и водоизмещающих судов.

Освоенный производством ряд образцов экрано-планов класса «В» (с режимом стационарного полета на «экране», кратковременного над экраном), в частности, типа «Орленок», «Орион», «Иволга» и «Спасатель», на наш взгляд, могут быть использованы в качестве базовых образцов для создания мобильных аварийно-спасательных комплексов.

3. Оценка возможностей применения экранопланов для решения задач МЧС России

Возможность применения экранопланов (ЭП) в интересах МЧС России диктуется следующим:

преимуществом ЭП по сравнению с другими транспортными базами для аварийно-спасательных средств;

особенностями географических, природно-климатических и инфраструктурных условий России и процессом экономического освоения Северных территорий;

необходимостью развития системы технического оснащения МЧС России, соответствующей этим условиям в части транспортных, аварийно- и пожарно-спасательных средств. К достоинствам ЭП относятся: более высокая экономичность и грузоподъемность по сравнению с самолетами; достаточно высокая скорость; более высокие скоростные характеристики по сравнению с судами на воздушной подушке и судами на подводных крыльях;

для взлета и посадки не требуется специально подготовленная взлетно-посадочная полоса, а достаточна лишь подходящая по размерам акватория или ровный участок суши;

Таблица 1

Грузоподъемность, т Пассажировместимость, чел.

Легкие до 10 до 20

Средние св. 10 до 100 св. 20 до 100

Тяжелые св. 100 до 400 св. 100 до 400

со

СО

о

X

га

е; с о

X

га

а *

я

Б

а

ф

I*

га а га

X ф

х х

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

I

ю о ю О

Основные параметры Автономность, сут. т о д 5 оС 5 оС

Мореходность, балл легкие 7 средние 3—56 тяжелые т 5

Дальность полета, км 1000—1500 2000—3500 4000—5000

Скорость полета, км/ч 6 ане р 200—350 тяжелые до 450 9 о н а р до 700

Высота полета к а н 1—5 м (тяжелые до 14 м) к Э н до 4000 км

Пассажиро-вместимость, чел. е и к до 20 е и н 20—100 тяжелые св. 100 до 400

Грузоподъемность, т г е л до 10 де сре 10—100 0 0 I 01

Конструкция крыла прямая треугольная прямой тандем

Класс (тип) А В С класс по ИМО

Условия применения воздушное пространство; территории с неразвитой инфраструктурой; равнинным рельефом

Назначение боевые; коммерческие: пассажирские, грузопассажирские; спасательные

для экранопланов не важен тип поверхности, создающей экран — они могут перемещаться над замерзшей водной гладью, снежной равниной, бездорожьем;

современные экранопланы безопаснее обычных самолетов: в случае обнаружения неисправности в полете они могут сесть на воду даже при сильных волнениях.

Основные недостатки экранопланов, определяющие дополнительные требования к ЭП:

одним из серьезных препятствий в эксплуатации экранопла-нов является то, что место их предполагаемых полетов, как правило, совпадает с зонами концентрации птиц;

управление экранопланом отличается от управления самолетом и требует специфических навыков;

зоны полетов экраноплана ограничены районами, имеющими достаточно ровную поверхность.

Целевое применение экранопланов, на наш взгляд, может быть целесообразным для решения двух групп задач МЧС России:

задач оперативно-тактического характера для обслуживания установленных зон ответственности в регионах (например, зон ответственности арктических спасательных центров) по выполнению аварийно-спасательных, поисково-спасательных работ и пожаротушения;

задач стратегического характера для обслуживания протяженных пространств и транспортных линий, связывающих зоны оперативно-тактического значения и выполнения транспортно- и медико-эвакуационных работ.

Областью применения экранопланов, как показывает анализ рассмотренных выше условий, являются водные и земные пространства (зоны) экономического освоения с мало развитой инфраструктурой, с наличием потенциальных источников ЧС, при ликвидации которых наиболее эффективно могут реализоваться режимы экранного и самолетного полета экранопланов.

Типаж экранопланов должны составлять средние и тяжелые машины для обслуживания соответственно установленных оперативных зон ответственности и связующих эти зоны коммуникации.

Первоочередной научно-технической задачей в создании экра-нопланов является обоснование варианта многофункционального аварийно-спасательного комплекса на базе экраноплана для выполнения поисково-спасательных работ и пожаротушения в локальных зонах ответственности арктических и прилегающих к ним районах Северо-Западного, Приволжско-Уральского, Сибирского и Дальневосточного регионов.

4. Научно-техническое обоснование создания на базе экраноплана многофункционального аварийно-спасательного комплекса (МАСК-Э)

Создаваемый образец МАСК-Э по базовому экраноплану отнесен к типу «В». Данный тип экраноплана обладает способностью эксплуатироваться кратковременно на высотках, превышающих действие «эффекта экрана», на расстоянии от поверхности, не превышающем 150 м (для возможности перелета через препятствия или других целей).

Максимальная высота такого перелета должна быть меньше,

чем минимальная безопасная высота воздушного судна по требованиям ИКАО (Международной организации гражданской авиации) (над морем — 150 м).

Типовыми задачами МАСК-Э в оперативной зоне ответственности должны являться:

экстренная доставка к месту ЧС в зоне ответственности МЧС России поисково-спасательных формирований, специального оборудования и имущества;

обеспечение выполнения экстренных водолазных работ при ликвидации последствий ЧС на акваториях;

организация и проведение пожаротушения плавсредств и береговых построек в зоне ответственности МЧС России;

скоростной мониторинг обстановки при разливах нефтепродуктов и других агрессивных химически опасных веществ и при ландшафтных пожарах;

эвакуация пострадавших из зоны ЧС к пунктам временного пребывания;

доставка средств первичного жизнеобеспечения в районы, пострадавшие от ЧС.

Исходя из задач Министерства, решаемых с применением экранопланов и целевой установкой выполненной НИР, создаваемый образец МАСК-Э должен разрабатываться на базе существующих аналогов экранопланов с режимом применения по классификации «В», среднего типа.

Конструктивную схему «МАСК-Э», исходя из обеспечения возможности решения предписанных задач, составляют элементы:

планер базового образца с силовой установкой, кабиной пилотов и оборудованием для пилотирования;

грузопассажирский салон планера в составе: грузового отсека для размещения средств проведения аварийно-спасательных, поисково-спасательных работ и пожаротушения;

пассажирского отсека (салона) для размещения групп спасателей, лиц, эвакуируемых из зоны ЧС, и др.

Все виды технических средств, размещаемые в грузовом отсеке, должны иметь исполнение в виде функциональных модулей контейнерного типа.

В зависимости от решаемых задач многофункциональный аварийно-спасательный комплекс может комплектоваться:

быстросъемными сидениями; контейнером со средствами инженерной, радиационной и химической разведки;

контейнером со спасательным снаряжением, аварийно-спасательным оборудованием;

контейнером со средствами мобильного пожаротушения и средств пожарной разведки;

контейнером с медицинским оборудованием и средствами оказания первой помощи пострадавшим; контейнером со средствами первичного жизне-

обеспечения пострадавшего населения и комплекса в автономном режиме.

Конкретные значения конструктивных и эксплуатационных параметров свойств «МАСК-Э» определены в рамках обоснования тактико-технических требований.

Приводится обоснование ожидаемой эффективности применения экранопланов.

Обобщенными свойствами, характеризующими эффективность, являются: мобильность — готовность, скорость, проходимость (по преодолению препятствий полета), маневренность; надежность — безотказность, восстанавливаемость; безошибочность обслуживающего персонала (операторов); производительность — скорость выполнения предписанных задач, работ.

Требования по данным свойствам должны быть выполнены при ограничениях на воздействующие на образец внешние факторы условий применения.

Формализовано указанные свойства отражаются в формуле эффективности:

Р = рг • рор • ^

где Р — вероятность выполнения комплексом задачи за установленное (планируемое) время;

РГ — вероятность стартовой готовности к применению (коэффициент технической готовности);

РОР — вероятность оперативной готовности (своевременное прибытие в зону ЧС);

РА — вероятность выполнения данного объема аварийно-спасательных работ в зоне ЧС.

Т

р ПЛ

1 пр —

ТПЛ — планируемое время выполнения задачи;

ТЗ — время запаздывания прибытия комплекса в зону ЧС (месту проведения работ).

Вероятность РА имеет две составляющих: техническую РТ (безотказность) и эргономическую РОП (безошибочность и своевременность выполнения работ (операций) операторами (экипажем, спасателями).

На основе результатов ранее проводимых исследований и опыта применения аварийно-спасательных (наземных, надводных и воздушных) средств в системе МЧС России для окупаемости наукоемких образцов техники и технологий, к которым непосредственно относятся и экранопланы, предъявляется требование по эффективности применения их по назначению (показателю вероятности выполнения предписанных задач) не ниже 0,8, т.е. Р > 0,8.

При этом составные элементы эффективности должны быть:

РТ = 0,99—0,96 (в зависимости от длительности непрерывной работы от 2 ч до 8 ч),

Рор > 0,9, Ра > 0,9,

Роп > 0,995.

Эффект применения ЭП иллюстрируется примером.

На рис. 1 в качественном виде представлены вероятностные графики функции распределения времени выполнения задач комплексом на базе экрано-плана и альтернативными аварийно-спасательными средствами при решении двух типов задач: аварийно-спасательной и мониторинго-поисковой.

На рис. 1 обозначено: Р1, Р2 — вероятности запаздывания начала работ.

Анализ графиков рис. 1 показывает следующее.

При равных уровнях технической надежности и обученности обслуживающего персонала экрано-планного комплекса и альтернативных средств за счет большей скорости оперативного реагирования и быстродействия (мобильности) при выполнении задач с дискретной структурой технологических операций (например, деблокирования) заданная эффективность ее выполнения Р > 0,8 при использовании экранопланного комплекса может достигаться за меньшее время Т по сравнению с альтернативными средствами время Т/ (Т/<< Т2').

При тех же условиях за счет более высокой производительности выполнения операция аналогового характера (например, мониторинг, поиск) решение задач экраноплановым комплексом с заданной эффективностью может достигаться так же за меньшее по сравнению с альтернативными средствами время Т/ (Т'<< Т2').

В целом функционально-параметрический облик многофункционального аварийно-спасательного комплекса на базе экраноплана (МАСК-Э) представляет:

1. Транспортная база — образец экраноплана, оборудованный в соответствии с Правилами Морского Регистра по построению экранопланов.

2. Конструктивное исполнение — грузопассажирский, оборудуемый по целевому назначению в вариантах:

аварийно-спасательный комплекс для выполнения задач оперативно-тактического характера (аварийно-спасательных работ) при обслуживании локальных зон ответственности в регионах;

аварийно-спасательный комплекс для выполнения задач стратегического характера (гуманитарных, эвакуационных и др. операций) при обслуживании протяженных линий, связывающих зоны оперативно-тактического характера.

3. Характеристики экраноплана: грузоподъемность — до 10 т; пассажировместимость — до 20 чел.; высота движения на «экране» — до 3 м; крейсерская скорость движения — до 250 км-ч-1; дальность крейсерского хода (полета) —

до 3000 км;

мореходность — до 5 баллов (высота волн 3,5 м).

4. Решаемые комплексом задачи:

доставка к месту ЧС групп спасателей и средств проведения аварийно-спасательных работ;

проведение поисково-спасательных работ на акваториях;

выполнение водолазных работ при ликвидации последствий ЧС на акваториях;

проведение разведки и мониторинга ЧС с разливом нефтепродуктов, химически опасных веществ;

проведение аварийно-спасательных работ и пожаротушения при ликвидации ЧС на подводных и береговых объектах;

Рис. 1. Графики зависимости вероятности Р времени выполнения работ комплексом на базе экраноплана (1,1') и альтернативными аварийно-спасательными средствами (2,2') задач с дискретной структурой технологических операций

и аналоговой структурой

эвакуация пострадавших из зоны ЧС к пунктам временного пребывания и лечебные учреждения;

доставка средств первичного жизнеобеспечения и др. гуманитарных грузов в районы, пострадавшие от ЧС.

5. Характеристики внешних воздействующих факторов:

диапазон температур макроклиматических зон — от минус 60°С до +40°С.

6. Надежность и эффективность:

средняя наработка на отказ — не менее 200 моточасов для всего комплекса;

коэффициент технической готовности — не менее 0,99;

средний срок службы — не менее 15 лет;

срок сохраняемости — не менее 3 лет;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

готовность к применению в зоне ЧС — не более 15 мин;

возможность своевременного выполнения решаемой задачи — не менее 80 %.

Предложение по созданию МАСК-Э осуществлено в виде ТЗ на выполнение ОКР.

Литература

1. Техническое и финансовое предложение на выполнение научно-исследовательской работы «Исследование возможностей применения экранопланов для реагирования на ЧС и тушения пожаров». М.: ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2011.

2. Российский Морской Регистр Судоходства. Правила классификации и постройки малых экранопланов типа А. СПб., 1998.

3. Обоснование тактико-технических требований к судам на воздушной подушке для проведения аварийно-спасательных работ: Отчет о НИР. М.: ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2006.

4. Технический регламент по безопасности маломерных судов: Проект. М.: ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2011.

5. Развитие и современное состояние экранопланостроения:

Интернет-материалы:

http://ru.wikipedia.org/wiki/

http: //www.airwar. ru/enc/sea/km 1. html

http://www.popmech.ru/article/4501 -monstr-protiv-pelikana/

http://ekranoplan-ru.narod.ru/C2.htm

http: //entropyworld. narod. ru/eks_ekran. htm

http://www.aex. ru/docs/3/2010/10/31/1202/

http://www.ekranoplane.ru/002.html

http: //library.fentu. ru/book/ksi/405/94_. htm l

http://www.finam.info/currency/news2362D00001/default.asp

http: //m i32. narod. ru/01 -04/ekro. html

http://www.rusarmy.com/vmf/rk_pr_903.htm

Сведения об авторах

Переяслов Александр Николаевич: ФГБУ ВНИИ ГОЧС

(ФЦ), начальник отдела.

121352, г. Москва, ул. Давыдковская, д. 7.

Тел.: (495) 449-90-40.

E-mail: alnip77@yandex.ru

Самойлов Капитон Иванович: к.т.н., с.н.с., ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), вед. н.с.

121352, г. Москва, ул. Давыдковская, д. 7. Тел.: (495) 449-90-40. E-mail: cobra18@yandex.ru

Тодосейчук Сергей Павлович: к.т.н., с.н.с., ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), вед. н.с.

121352, г. Москва, ул. Давыдковская, д. 7. Тел.: (499) 445-50-24. E-mail: ampe777@mail.ru

Земцов Олег Эдуардович: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), с.н.с. 121352, г. Москва, ул. Давыдковская, д. 7. Тел.: (495) 449-90-40. E-mail: kvp41@yandex.ru

Климачева Нина Геннадьевна: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), с.н.с.

121352, г. Москва, ул. Давыдковская, д. 7.

Тел.: (499) 445-50-24.

E-mail: klimacheva.n@yandex.ru

Бондаренко Роман Александрович: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), м.н.с.

121352, г. Москва, ул. Давыдковская, д. 7.

Тел.: (499) 445-50-24.

E-mail: romanmchs@gmail.com

Цой О.М. Математическое моделирование чрезвычайных ситуаций природного характера на юге Дальнего Востока / Под научн. ред. д.физ.-мат.н. И.В. Тросникова (Гидрометцентр России); МЧС России. М.: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2012. 192 с.

ISBN 978-5-93970-068-9

В монографии рассматриваются вопросы математического моделирования таких явлений, как лесные (массовые) пожары, засухи, наводнения на юге Дальнего Востока. Показана роль газо-горючей смеси в растительном покрове. По результатам исследований предложены новые подходы к сверхдолгосрочному прогнозированию сроков наступления чрезвычайных ситуаций, обусловленных природными явлениями.

Представлены алгоритмы и результаты вычислений по разработанным методикам для анализа материалов мониторинга чрезвычайных ситуаций. Методики апробированы на реальном материале территорий субъектов Дальневосточного федерального округа России.

Книга будет полезна: широкому кругу читателей, интересующихся проблемами охраны окружающей среды, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; студентам высших учебных заведений.

Содержание Введение. Глава 1.

Катастрофические явления природы на юге Дальнего Востока в условиях глобального изменения климата.

1.1. Глобальные изменения климата и его последствия.

1.2. Атмосферные аэрозоли в Восточной Азии.

1.3. Лесные пожары в Сибири и на юге Дальнего Востока.

1.4. Наводнения в бассейне р. Амур. Глава 2.

Математическое моделирование природных процессов: проблемы и состояние.

2.1. Методологические аспекты прогнозирования природных процессов большой заблаговременности.

2.2. Влияние атмосферных процессов на водность рек бассейна Амура.

2.3. Прогнозирование долговременных природных процессов в системе атмосфера—подстилающая поверхность.

2.4. Математическое моделирование лесных пожаров.

Глава 3.

Задачи прогноза природных явлений и некоторые подходы их решения.

3.1. Газовые разряды в растительном покрове.

3.2. Цикличность природных процессов на Земле.

3.3. Сверхдолгосрочное прогнозирование сроков наступления природных катастрофических явлений.

Глава 4.

Методологические аспекты в анализе чрезвычайных ситуаций.

4.1. Методика расчетов лесопожарной ситуации на территории субъекта федерации.

4.2. Оценка объектов множества в условных единицах с учетом их классификации.

4.3. Анализ данных чрезвычайных ситуаций на территории субъектов ДФО.

Заключение.

Приложение 1. Среднемесячное значение момента импульса зональных ветров по данным реанализов в 1024[кг.м2.с Ч с 1948 по 2000 гг.

Приложение 2. Среднемесячное значение скорости У[Ли/сут.] Земли на орбите (гелиоцентрическая экваториальная система координат).

Приложение 3. Карты осадков к главе 3.

Приложение 4. Перечень сокращений.

Литература.

Глоссарий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.