УДК 630.79:31-044.337
С. С. Прокопович, аспирант
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЛЕСНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СТАТИСТИКИ
The perfection of the economic statistics of forestry of the Republic of Belarus is the important direction in the development of forest complex and all economy as a whole. Parameters of statistics of forestry characterize use and restoration of forest resources and are applied to planning, the analysis and an estimation of a condition of forest fund, conducting wood manufactures, and also for the decision of perspective and problem questions of development of forestry. In given article presents conceptual bases of construction of the economic statistics of forestry, basing on integration of concepts, scientifically - determining the purposes, the maintenance and specificity of sustainable development of a forestry of the Republic of Belarus, and also on scientific bases of modeling of economic processes and bases of ecological and economic safety.
Введение. Лесное хозяйство, как никакая другая отрасль, нуждается в прогнозах на длительную перспективу, что связано с большой продолжительностью периода производства. Для перспективного прогнозирования используется информация о сложившихся тенденциях с пролонгированием их на период расчета.
Основанием для последнего служит информация о состоянии и перспективах изменений лесных ресурсов, источником которой является лесная экономическая статистика.
Современное информационное обеспечение системы управления лесами Республики Беларусь базируется на межотраслевой основе, когда к формированию информационных ресурсов привлекаются все заинтересованные стороны, в том числе землепользователи, потребители древесных и недревесных ресурсов леса.
В настоящее время существует 4 уровня аг-регированности информации в лесном хозяйстве Беларуси, что предполагает соответствующие им различные уровни информационных потоков: лесничество <=> лесхоз <=> ПЛХО <=> Министерство лесного хозяйства Республики Беларусь.
Существующие информационные системы, используемые во всем мире (в том числе и белорусская), претерпевают сейчас позитивный переходный период. Системы отходят от предоставления только статичной информации, необходимой для устойчивой эксплуатации древесных ресурсов, и переходят к динамичной информации по устойчивому управлению лесами.
Лесная экономическая статистика на переходном этапе развития характеризуется подачей интенсивной информации о спросе и предложении, использовании и управлении лесными ресурсами. Информационные ресурсы должны быть легко доступны тем, кто принимает решения и намечает политику, тем, кто планирует эффективное и устойчивое направление инвестиций в лесной сектор. Поэтому для принятия решений должна предъявляться информация только существенно важная и впоследствии используемая. Нетрудно заключить,
что необходимо собирать больше информации и лучшего качества. Однако часто вопрос о максимизации информации и не ставится. Более важно максимизировать ее полезность. Необходимо решить, какие необработанные данные собирать и как наборы собираемых или имеющихся необработанных данных должны быть структурированы для придания им полезности в выработке решений.
Основная часть. Основанием начала процесса совершенствования лесной экономической статистики является необходимость перехода на более эффективную модель организации лесного хозяйства, основанную на принципах устойчивого развития. Теоретической же платформой данного процесса совершенствования должна являться эколого-экономическая концепция формирования лесной экономической статистики.
Концептуальные основы построения системы лесной экономической статистики базируются на интеграции концепций, научно-определяющих цели, содержание и специфику устойчивого развития лесного хозяйства Республики Беларусь, а также на научных основах моделирования экономических процессов и основах экологической и экономической безопасности.
Главной основой построения данной системы является концепция экологически безопасного устойчивого развития, базирующаяся на основных принципах Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь до 2020 года (НСУР-2020), модели устойчивого развития Республики Беларусь, которая разработана с целью сбалансированного социально ориентированного, экономически эффективного и эколого-защитного развития страны, удовлетворения необходимых потребностей нынешних и будущих поколений [1].
Именно составляющие экологического компонента НСУР предполагают при переходе к модели устойчивого развития постоянное отслеживание и оценку состояния и динамики природного потенциала, в том числе хозяйственной емкости экосистем в целях расчета пре-
дельно допустимых уровней антропогенного воздействия на них. При этом устойчивое развитие лесного хозяйства, в частности, должно базироваться на решении следующих задач:
- поддержание и улучшение лесных ресурсов;
- сохранение продуктивных функций леса (древесных и недревесных) и содействие этим функциям;
- усиление социально-экономических функций леса;
- создание инструмента лесной политики для ведения устойчивого лесного хозяйства.
Решение указанных задач должно базироваться на принципе открытости информации о лесных ресурсах и участии общественности в принятии решений в области ведения лесного хозяйства.
Согласно НСУР-2020, мероприятия перехода к модели устойчивого развития лесного хозяйства должны включать развитие информационной системы, открытость, достоверность и своевременность информации по вопросам состояния и использования лесных ресурсов, а также совершенствование структуры государственного управления в сфере лесного хозяйства.
Второй составляющей концепции экологически безопасного устойчивого развития является Стратегический план развития лесного хозяйства Республики Беларусь, сформированный на основе концепции устойчивого развития лесного хозяйства до 2015 года [2]. Он определяет основные направления развития лесного хозяйства на перспективу, в том числе и направления, связанные с совершенствованием информационной базы обеспечения процесса управления.
Эколого-экономическая концепция устойчивого лесопользования - одна из основ формирования лесной экономической статистики. «Устойчивое лесопользование - это система постоянного (непрерывного) экологоориентированного лесопользования, обеспечивающая расширенное воспроизводство лесосырьевых ресурсов, сохранение экологического потенциала и биоразнообразия природы». Экологическая концепция устойчивого лесопользования основана на принципиально «новой системе формирования экономических интересов, необходимых для достижения высоких хозяйственных результатов и нахождения компромисса между коммерческими и экологическими целями хозяйствования в лесу». При этом новая модель развития лесного хозяйства не может рассматриваться вне формирования новых категорий экологически ориентированного лесопользования, таких как коммерчески и экологоориентированная безубыточные лесосеки [3].
Последней составляющей эколого-экономи-ческой концепции формирования лесной экономической статистики является концепция устойчивого экономического развития субъек-
тов хозяйствования, предусматривающая преобразование информационных потоков, лежащих в основе процессов управления. При этом субъекты хозяйствования могут рассматриваться как на макро- так и на микроуровне. На уровне государства в целом при вступлении Республики Беларусь во Всемирную торговую организацию (ВТО) лесной экономической статистике придется пользоваться системой показателей и терминологией, принятыми в мировой практике. А это означает, что от некоторых показателей и терминов, возникших в советский период и не совпадающих с общепринятыми, придется отказаться.
На уровне предприятия же идет пересмотр структуры лесохозяйственных учреждений. Меры по совершенствованию деятельности в сфере лесного хозяйства создают необходимые организационно-правовые основы для принятия в этой области конкретных решений, проведения соответствующих мероприятий, одним из которых является пересмотр структуры управления с учетом новых целей и задач в соответствии с требованиями комплексности в развитии лесохозяйственного, лесозаготовительного и лесоохотничьего производств. В целом процесс управления и принятие эффективных управленческих решений в условиях динамичного развития рыночной экономики на любом предприятии требует соответствующей системы информационного обеспечения, объективно отражающей сложившуюся экономическую ситуацию.
Совершенствование лесной экономической статистики невозможно без преобразования методологии формирования показателей. Государственная статистическая методология - нормативные акты, содержащие в себе совокупность статистических методов, способов и правил изучения явлений и процессов, устанавливающих порядок сбора, обработки и обобщения статистических данных.
В основу совершенствования статистической деятельности в лесном хозяйстве должна быть положена кардинальная модернизация нормативно-методического, программного, технического и организационного обеспечения статистических работ.
Совершенствование методологии формирования показателей лесной экономической статистики на современном этапе должно быть направлено прежде всего на:
- более полное объективное отражение динамичных процессов, происходящих в лесном хозяйстве;
- удовлетворение изменяющихся потребностей пользователей статистической информации;
- создание условий международного обмена, общения и сравнения статистических данных разных стран путем гармонизации статистических показателей с международными.
Первым направлением преобразования лесной экономической статистики (ее методологической части) является разработка научно обоснованной методологии сбора и обработки статистической информации.
В процессе формирования статистических показателей используются два основных источника информации.
1. Государственная статистическая отчетность лесохозяйственных предприятий, формируемая на базе бухгалтерских и экономических данных о работе предприятия. Данная информация используется для формирования отдельных статистических экономических показателей, характеризующих деятельность предприятия за отчетный период.
2. Базовое и непрерывное лесоустройство лесных площадей является вторым источником информации.
Собираемая информация о лесных ресурсах затрагивает широкий спектр экологических интересов и должна анализироваться автоматическими системами управления базами данных с использованием ГИС-технологии. Расширение возможностей лесных информационных систем требует осознания экологической, экономической, социальной и культурной ценности лесов и лесных земель. В целом функции и структура системы продолжают соответствовать возможности предоставления товаров и услуг, сосредоточенных в лесах страны. Но этот аспект должен рассматриваться в тесной связи с устойчивым управлением лесами и сохранением биологического разнообразия лесов. Лесные информационные системы на данном этапе должны отражать национальную природоохранную, экономическую и социальную политику, законодательство и условия, относящиеся ко всей природной среде в целом, дополнять и объединяться с параллельно развивающимися системами земельного, сельскохозяйственного и других секторов.
Перспективным направлением совершенствования информационных систем в лесном хозяйстве является развитие информационных потоков лесного мониторинга на основе методов дистанционного зондирования и обеспечение деятельности органов управления лесным хозяйством материалами долго-, средне- и краткосрочного прогноза.
Вторым направлением преобразования методологии лесной экономической статистики является совершенствование существующих и разработка новых показателей и форм статистического наблюдения за объектами, относящимися к отрасли. Так, в лесной статистике зачастую используются лишь натуральные показатели, дающие представление лишь о их материально-вещественной форме, и отсутствуют стоимостные оценки деятельности ле-
сохозяйственных предприятий. Кроме того, формирование и ведение лесной статистики требует уточнения методологии определения показателя с изменяемой периодичностью его разработки.
Если показатель имеет несколько временных характеристик (например, месячная, квартальная, годовая периодичность его разработки), то нет необходимости повторять один и тот же показатель с разными периодами разработки несколько раз. В этом случае следует один раз определить основание показателя, а периодичность указывать в виде признаков к этому показателю в соответствии с периодами разработки информации.
Завершающим этапом преобразования видится совершенствование презентабельности информации.
Национальный статистический комитет должен отвечать за формирование лесной статистики, обеспечивать доступ к информации о лесном секторе национальной экономики, совершенствовать презентабельность собранной информации, содействовать популяризации и росту интереса со стороны населения к данной отрасли народного хозяйства.
Заключение. Таким образом, система показателей лесной экономической статистики должна формироваться и совершенствоваться на эколого-экономической основе, интегрирующей концепции, научно определяющие цели, содержание и специфику устойчивого развития лесного хозяйства Республики Беларусь, а также на научных основах моделирования экономических процессов и основах экологической и экономической безопасности, что является необходимым условием повышения действенности и эффективности управления лесным комплексом.
Совершенствование лесной экономической статистики также невозможно без преобразования методологии формирования показателей с учетом перечисленных выше требований.
Литература
1. Национальная стратегия устойчивого со-
циально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 г. / Национальная комиссия по устойчивому развитию Республики Беларусь; редкол.: Я. М. Александрович
[и др.]. - Минск: Юнипак. - 200 с.
2. Стратегически план развития лесного хозяйства Беларуси / Министерство лесного хозяйства Республики Беларусь; Институт леса НАН Беларуси. - Минск: БГТУ, 1997. - 177 с.
3. Неверов, А. В. Эколого-экономическая концепция устойчивого лесопользования / А. В. Неверов // Труды БГТУ. Сер. VII, Экономика и управление. - 2006. - Вып. XIV. -С. 103-108.