Научная статья на тему 'Концептуальные аспекты совершенствования системы позиционирования промышленного предприятия в условиях конкурентной среды'

Концептуальные аспекты совершенствования системы позиционирования промышленного предприятия в условиях конкурентной среды Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
261
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИИ / ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАЧЕСТВА / УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ / COMPETITIVENESS OF EDUCATIONAL ORGANIZATION / QUALITY CONTROL / QUALITY SUPPORT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Уляхин Т. М.

Изложена методика достижения и удержания конкурентного преимущества предприятия посредством системы управления качеством позиционирования.Im Artikel ist die Methodik der Errungenschaft und des Abzuges des Konkurrenzvorteiles des Unternehmens mittels des Steuersystemes die Qualität der Position dargelegt.Dans larticle est exposée la méthode de la réalisation et de la conservation de lavantage concurrentiel de lentreprise par le biais du système de la gestionThe methods of achieving and maintaining the competitive advantage of enterprise by means of the system of quality control over positioning are presented.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Концептуальные аспекты совершенствования системы позиционирования промышленного предприятия в условиях конкурентной среды»

УДК 621.337.1

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ ПОЗИЦИОНИРОВАНИЯ ПРОМЫШЛЕННОГО

ПРЕДПРИЯТИЯ В УСЛОВИЯХ КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ

Т.М. Уляхин

Кафедра «Технология и организация коммерческой деятельности», ТГТУ

Представлена профессором Б.И. Герасимовым и членом редколлегии профессором В.И. Коноваловым

Ключевые слова и фразы: конкурентоспособность организации; обеспечение качества; управление качеством.

Аннотация: Изложена методика достижения и удержания конкурентного преимущества предприятия посредством системы управления качеством позиционирования.

В современных условиях большинство промышленных предприятий, зачастую обладающих уникальными технологиями, располагающих громадной материально-технической базой, стали не только не конкурентоспособными в современной рыночной экономике, но и потеряли накопленный интеллектуальный и инновационный потенциал.

Перед современным предприятием как субъектом рынка остро встает задача достижения и удержания конкурентного преимущества в условиях высокой динамики деловой среды, что актуализирует вопросы управления качеством позиционирования промышленного предприятия.

В контексте исследования под позиционированием промышленного предприятия понимается деятельность, направленная на определение его роли и места в конкурентной среде, посредством достижения и удержания конкурентных преимуществ в условиях высокой динамики деловой среды.

Качество позиционирования промышленного предприятия определяется как уровень соответствия рыночной оценки результатов деятельности предприятия, заявленным в миссии, философии, видении, стратегии развития предприятия; управление качеством позиционирования предприятия рассматривается в контексте обеспечения соответствия потребительной стоимости производимой предприятием продукции, требованиям и запросам рынка с учетом факторов, влияющих на формирование перспективного спроса [1].

Свою позицию промышленное предприятие формирует в условиях определенного состава, структуры и состояния внешней среды, определяющих систему возможностей предприятия по удовлетворению рыночных потребностей. Внешняя среда предоставляет ресурсы, которыми может располагать предприятие для реализации своей миссии. Ресурсы, в свою очередь, влияют на структуру производства, его ассортимент, кадровый состав, а также долгосрочные намерения предприятия по совершенствованию бизнеса в условиях, диктуемых рынком [2].

С этих позиций в работе выделены факторы, опосредующие структуру стратегического потенциала промышленного предприятия как систему возможностей, предоставляемую базовыми ресурсами предприятия, в частности: объем и качество имеющихся ресурсов; профессиональная компетентность специалистов; организационная стабильность; наличие механизма воспроизводства интеллектуального капитала организации; инновационная активность; инвестиционная привлекательность [3].

Реализация предложенного подхода потребовала построения системы управления качеством позиционирования промышленного предприятия в условиях конкурентной среды, отражающей связь стратегических приоритетов развития предприятия с организационным механизмом их реализации как основы приобретения конкурентных преимуществ.

К основным этапам построения системы управления качеством позиционирования автором отнесены:

1) оценка динамики деловой среды;

2) определение роли и места предприятия в конкурентной среде;

3) разработка (корректировка) базовых инструментов стратегического развития предприятия;

4) стратегическое позиционирование предприятия;

5) оценка качества позиционирования предприятия.

На каждом этапе ставятся и реализуются определенные задачи, полученные результаты выступают исходной базой для следующего этапа.

На этапе оценки динамики деловой среды исследуется влияние процессов глобализации и интеграции национальных экономик через научно-технический прогресс, социально-экономические условия, правовое обеспечение, на динамику деловой среды.

На этапе определения роли и места предприятия в конкурентной среде, формируется система координат, в рамках которой будет позиционировать предприятие и осуществлять воздействие на деловую среду [3]. Это позволит, по мнению автора, оперативно оценивая реакцию ключевых агентов рынка, рассчитывать на долгосрочный успех. Реализация данного подхода способствует определению системы упреждающих действий для достижения устойчивого развития предприятия, что выступает основой приобретения предприятием уникальных конкурентных преимуществ. На данном этапе определяются ключевые факторы успеха в бизнесе.

На этапе разработки (корректировки) базовых инструментов стратегического развития предприятия посредством определения либо корректировки миссии, философии, видения и стратегии развития предприятия определяется реализуемость ключевых факторов успеха, разрабатываются показатели оценки конкурентоспособности предприятия. Таким образом, формируется система внутренних установок предприятия как основа построения сбалансированной системы показателей [4]. Реализация данного подхода позволит обеспечить адаптивную устойчивость предприятия в условиях высокой динамики деловой среды.

На этапе стратегического позиционирования предприятия на основе системы ключевых показателей конкурентоспособности предприятия определяются конкретные задачи, реализуемые посредством базовых процессов управления качеством позиционирования предприятия, в частности:

• ориентация на целевой сегмент;

• формирование имиджа предприятия;

• построение комплексной системы маркетинговых коммуникаций [1].

На этапе оценки качества позиционирования предприятия разрабатывается система критериев и осуществляется оценка результатов деятельности предпри-

ятия, проводится анализ полученных результатов с позиции их адекватности выделенным стратегическим приоритетам развития.

На данном этапе определяется степень адекватности текущего состояния предприятия спланированному эталонному сценарию развития. Таким образом, делается обоснование организационной и стратегической целесообразности уточнения роли и места промышленного предприятия в конкурентной среде, либо корректировки стратегии развития организации.

Для оценки эффективности разработанной системы управления качеством позиционирования промышленного предприятия в условиях конкурентной среды была разработана методика оценки качества позиционирования промышленного предприятия, основанная на анализе динамики интегрального показателя [5], включающая:

во-первых, определение интервалов времени, через которые осуществляется мониторинг состояния предприятия по выделенным показателям;

во-вторых, расчет единичных показателей качества позиционирования предприятия и перевод показателей в относительные величины на основе сравнения полученных показателей с зафиксированными значениями;

в-третьих, расчет частных критериев качества позиционирования;

в-четвертых, расчет интегрального показателя качества позиционирования промышленного предприятия (Ккп) по формуле (1).

Автором на основе экспертных оценок определена весомость каждого критерия и показателя в структуре соответствующего ему критерия, таким образом, интегральный показатель качества позиционирования предприятия принял следующий вид

Ккп = 0,22 Кэ + 0,43 Кф + 0,35 Кс, (1)

где Кэ - значение критерия эффективности производственной деятельности организации; Кф - значение критерия финансового положения организации; Кс - значение критерия эффективности организации сбыта и продвижения товара на рынке.

Обоснованная автором система критериев, положенная в основу расчета интегрального показателя, наиболее адекватно отражает оценку качества позиционирования промышленного предприятия в условиях конкурентной среды.

Список литературы

1 Уляхин, Т.М. Управление конкурентоспособностью промышленного предприятия: аспекты качества. Монография / Т.М. Уляхин, А. Л. Денисова. Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2006. - 120 с.

2 Денисова, А. Л. Управление качеством информационных услуг / А. Л. Денисова. - М.: Перспектива, 2001. - 159 с.

3 Окрепилов, В.В. Управление качеством и конкурентоспособностью / В.В. Окрепилов. - СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1997. - 227 с.

4 Глудкин, О.П. Всеобщее управление качеством / О.П. Глудкин, Н.М. Горбунов, А.И. Гуров, Ю.В. Зорин; Под ред. О.П. Глудкина. - М.: Горячая линия - Телеком, 2001. - 593 с.

5 Шеремет, А. Д. Теория экономического анализа / А. Д. Шеремет. - М.: ИНФА-М, 2002. - 236 с.

Conceptual Aspects of Improving the System of Positioning Industrial Enterprise in Terms of Competitive Media

T.M. Ulyakhin

Department “Methods and Organization of Commercial Activity”, TSTU

Key words and phrases: competitiveness of educational organization; quality control; quality support.

Abstract: The methods of achieving and maintaining the competitive advantage of enterprise by means of the system of quality control over positioning are presented.

Konzeptualaspekte der Vervollkommnung des Systems der Position des industriellen Unternehmens unter den Bedingungen des Konkurentmediums

Zusammenfassung: Im Artikel ist die Methodik der Errungenschaft und des Abzuges des Konkurrenzvorteiles des Unternehmens mittels des Steuersystemes die Qualitat der Position dargelegt.

Aspects conceptuels du perfectionnement du systeme du positionnement d’une entreprise industrielle dans les conditions du milieu concurrentiel

Resume: Dans l’article est exposee la methode de la realisation et de la conservation de l’avantage concurrentiel de l’entreprise par le biais du systeme de la gestion

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.