Научная статья на тему 'Концептуальные аспекты социально-информацинной культуры студента технического вуза'

Концептуальные аспекты социально-информацинной культуры студента технического вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
153
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНИЧЕСКИЙ ВУЗ / КУЛЬТУРА / КОНЦЕПЦИЯ / СОЦИАЛЬНО-ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гулякин Дмитрий Владимирович

Объективный процесс интеграции социокультурных систем различной природы (гуманитарной и технической) приводит к пониманию того факта, что инженер становится субъектом социальной деятельности и социальной ответственности. Гуманитарная подготовка студента технического вуза является важнейшим показателем (критерием) не только их культурности и интеллектуальности, но и профессионализма, компетентности, гарантией гуманизации техники, технологии и инженерии. Социогуманитарная составляющая должна стать неотъемлемой частью профессиональной культуры будущего специалиста, поскольку определяет социально приемлемую траекторию его научных изысканий и технических проектов, способов их реализации и практического применения. В статье рассматриваются аспекты научной концепции социально-информационной культуры студента технического вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Концептуальные аспекты социально-информацинной культуры студента технического вуза»

УДК 378.14

Гулякин Дмитрий Владимирович

кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедр архитектуры и прикладной математики Кубанского государственного технологического университета Milena.555@mail.ru

Концептуальные

АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНО-ИНФОРМАЦИННОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТА ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА

Dmitriy V.Gulyakin

Candidate of pedagogical science, associate professor.

Associate Professor, Department of «Architecture» and «Applied Mathematics» Kuban State Technological University Milena.555@mail.ru

Conceptual aspects

SOCIO-INFORMATION CULTURE STUDENTS TECHNICAL HIGH SCHOOL

Аннотация. Объективный процесс интеграции социокультурных систем различной природы (гуманитарной и технической) приводит к пониманию того факта, что инженер становится субъектом социальной деятельности и социальной ответственности. Гуманитарная подготовка студента технического вуза является важнейшим показателем (критерием) не только их культурности и интеллектуальности, но и профессионализма, компетентности, гарантией гуманизации техники, технологии и инженерии. Социогуманитарная составляющая должна стать неотъемлемой частью профессиональной культуры будущего специалиста, поскольку определяет социально приемлемую траекторию его научных изысканий и технических проектов, способов их реализации и практического применения. В статье рассматриваются аспекты научной концепции социальноинформационной культуры студента технического вуза.

Ключевые слова: технический вуз, культура, концепция, социально-информационная культура.

Annotation. The objective process of integration of social and cultural systems of different nature (human and technical) leads to an understanding of the fact that the engineer becomes the subject of social action and social responsibility. Humanitarian preparation of students of a technical high school is an important indicator (criterion), not only their cultural and intellectual, but also the professionalism, competence, guarantee humanization technology, technology and engineering. Socio-humanitarian component should be an integral part of the professional culture of the future expert, because it defines socially acceptable trajectory of his scientific research and technical projects and methods for their implementation and practical application. This article discusses aspects of the scientific concept of socio-information culture of the student of a technical high school.

Keywords: technical high school, culture,

concept, socio-information culture.

Социальный и информативный характер человеческой деятельности, миссия профессии «инженер» ставит соответствующие задачи перед вузами по подготовке современного специалиста технического профиля.

Студент (с^дент технического вуза) - полноправный член (субъект и объект) общества в будущем, как специалист - активный участник социальнопрофессиональных процессов, поэтому характер, направленность, цели становления студентов как активных субъектов общественных и производственных отношений, в значительной степени влияют на качественные характеристики (куль^рные, социальные, информационные, экономические) перспектив развития общества.

Технический вуз - часть социокультурного пространства, поэтому процесс формирования соответствующей культуры студентов приобретает

особую актуальность, и возможен при наличии научно обоснованной концепции.

Концепция [1] социально-информационной культуры студента технического вуза предполагает определённый способ понимания и трактовки данного феномена, которые выступают одновременно руководящими идеями.

На первом этапе разработки концепции было сделано несколько теоретико-методологических обобщений:

- становление социально-информационной культуры, как компонента общей культуры личности -это процесс, происходящий на протяжении всего жизненного и профессионального пути человека;

- формирование социально-информационной культуры студентов технического вуза педагоги-

208

чески (учебная и учебно-профессиональная деятельность) и психологически (мотивация, рефлексия) обусловленный процесс;

- образовательная среда технического вуза выступает в качестве репликатора культуры социума;

- взаимодействие личности, социума, информации, культуры, образуют уникальную, неповторимую среду вуза, которая отражает культуру общества и процессы, происходящие в нем, т.е. элементарно происходит процесс репликации;

- значение информации и информационных процессов в социальной жизни значительно, и оно постоянно возрастает, на что указывают такие закономерные тенденции: современная культура более информативна, чем любая предшествующая; прогресс культуры коррелирует с процессами накопления и распространения информации; культура общества (личности) выражает, прежде всего, отношение к информационным явлениям и процессам; происходит объективный процесс интеграции социокультурных, информационных и других систем различной природы.

На следующем этапе исследования проблемы формирования социально-информационной

культуры студентов технического вуза обосновывались принципы, которые позволяют выделить цель, задачи, содержание концепции данного вида культуры - это, прежде всего:

- принцип эволюции, универсален и применяется к разным объектам, в том числе к обществам и культурам (образованию, информации). В современных условиях развития цивилизации и культуры взаимодействие природного и культурного в человеке обуславливает социальноинформационный процесс;

- принцип информационного ускорения отражает реальность ускорения темпов эволюции. Каждая последующая ступень социальной эволюции характеризуется возрастающей интенсивностью информационных процессов;

- принцип открытости, ориентируемый на студента как субъекта образовательной деятельности. Выступающим показателем является максимальный учет современных тенденций развития информационной цивилизации, культуры современного общества, целенаправленной интеграции образования в общественные процессы;

- принцип культурации образования, рассматривающий образование как часть культуры, позволяет осуществлять процесс ориентации на освоение и принятие ценностей культуры, на осознание студентом себя частью культуры и включенность в процесс развития своей социально-информационной культуры. В этой связи процесс вузовского образования есть не что иное, как приобщение студентов к богатствам мировой и российской культуры, интериоризация её ценностей, выбор и осуществление культуросообразного образа жизни;

- принцип научности, требующий, чтобы процесс формировании культуры студентов в це-

лом, а также учебный материал отвечали современным достижениям соответствующих наук;

- принцип интеграции, указывающий на взаимосвязь социального и информационного с общетехническим и профессиональным компонентами подготовок при сохранении их относительной автономности и самостоятельности;

- принцип гуманизации ведет к окультуриванию любого педагогического процесса и поведения его участников.

Ключевая позиция в научной концепции любого исследуемого феномена принадлежит терминологическому аппарату. Для того, чтобы дать научное определение понятиям «социально-информа-

ционная культура», «социально-информационная культура студента технического вуза», мы обратились к информологическим [2, 3 и др.], культурологическим [4, 5 и др.], социальным [6, 7 и др.] научным источникам исследований.

Это позволило сформулировать дефиницию социально-информационной культуры в самом общем виде, и, в частности, дефиницию социально-информационной культуры студента технического вуза.

Итак, социально-информационная культура - это совокупность многообразия отношений субъектов культуры (индивидов и социальных групп), формирующаяся в информационно насыщенной среде и проявляющаяся через специфические формы поведения в социуме.

Социально-информационная культура студента технического вуза - это личностно-профессиональное новообразование в системе качеств студента технического вуза:

- включающее информационно-технологическое мировоззрение (правовые, этические и моральные нормы, ценности информационного общества);

- характеризующее уровень социального, информационного и культурного сознания, мышления и поведения;

- формирующее информационную социогуманитарную позицию в обществе;

- выступающее целевым социогуманитарным ориентиром (для создания условий в вузе) успешной социальной адаптации и результативной профессиональной деятельности будущего специалиста в условиях формирующегося информационного общества.

Далее разработана структура социально-

информационной культуры студента технического вуза, включающая компоненты:

- праксиологический компонент (общепользовательский, общетехнический, профессиональный уровень использования ИиКТ);

- ментальный компонент (сформированность информационной картины мира, информацион-

209

но-технологическое мировоззрение, отношение к социальным и информационным процессам и социальное и информационное поведение).

Для оценки эффективности процесса формирования социально-информационной культуры студентов технического вуза и обоснованности концептуальных положений, нами предложены критерии и показатели сформированное™ социально-информационной культуры студента технического вуза:

- когнитивный критерий отражает профессиональные, социальные и информационные взгляды, профессиональные, социальные и информационные убеждения, предметные и профессиональные знания;

Литература:

1. Большая советская энциклопедия: В 30 т. М. : Советская энциклопедия, 1969-1978.

2. Современная информатика: Наука, технология, деятельность / Р. С. Гиляревский, Г.З. Зала-ев, И.И.Родионов, В.А.Цветкова; Под ред. Ю.М. Арского. М., 1997. С. 220.

3. Уваров А.Ю. Вступая в век информации // Информатика и образование. 1995. № 2. С. 4-6.

4. Леончиков В.Е. Информационная культура личности: поиски методологии // Информационное общество: культурологические проблемы: Материалы междунар. науч. конф. Краснодар -Новороссийск 17-19 сентября 1997 г.: Тез. докп. Краснодар. 1997. С. 91-93.

5. Киева О.В. Формирование информационной культуры у студентов технических вузов в процессе преподавания гуманитарных дисциплин : Автореф. дисс. ... канд. лед. наук. Брянск, 2001. 19 с.

6. Колин К.К. Информационная глобализация общества и гуманитарная революция // Alma Mater. 2002. № 8. С. 3-9.

7. Брановский Ю. Работа в информационной среде / Ю. Брановский, А. Беляева // Высш. образование в России. М., 2002. № 1. С. 81-87.

- мотивационный критерий отражает профессиональные, социальные и информационные ценности, нормы, мотивы;

- деятельностный критерий выражает стремление к профессионально-личностному саморазвитию, готовность к профессиональной социально-информационной деятельности.

Таким образом, научно-педагогическому сообществу и системе высшего технического образования предложена научная концепция социальноинформационной культуры студента технического вуза, позволяющая разработать модель и педагогические условия формирования названной культуры в пространстве современного университета.

Literature:

1. Great Soviet Encyclopedia: In 30 t. M. : Soviet encyclopedia, 1969-1978.

2. Modern Informatics: Science, technology, work / R.S. Gilyarevsky, G.Z. Zalaev, I.I. Rodionov, V.A. Tsvetkova; Ed. Y.M. Arsky. M., 1997, P. 220.

3. Uvarov A.Y. entering the information age. // Education and Informatics. 1995. № 2. P. 4-6.

4. Leonchik V.E. Personal Information Culture: search methodology // Information Society: cultural problems: Proceedings of Intern. scientific. conf. Krasnodar - Novorossiysk on 17-19 September 1997. : Proc. dokl. Krasnodar, 1997. P. 91-93.

5. Kieva O.V. Information Culture at the technical university students in the teaching of the humanities : Author. diss. Candidate. ped. Sciences. Bryansk, 2001, 19 p.

6. Kolin K.K. Information society, globalization and human re-involution // Alma Mater. 2002. № 8. P. 3-9.

7. Branovsky Yu. Work in the Information Environment / Yu Branovsky, A Belyaeva // Superior. Education in Russia. M., 2002. № 1. P. 81-87.

210

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.