Научная статья на тему 'Концептуальные аспекты экономической безопасности в финансовой сфере'

Концептуальные аспекты экономической безопасности в финансовой сфере Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
672
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ФИНАНСОВАЯ СФЕРА / ТЕНЕВАЯ ЭКОНОМИКА / УГРОЗЫ В ФИНАНСОВОЙ СФЕРЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Новик Н.Н.

Статья посвящена проблемам обеспечения экономической безопасности финансовой сферы в современной России. Классифицированы основные финансовые угрозы экономики и представлены меры по их устранению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Концептуальные аспекты экономической безопасности в финансовой сфере»

НН Новик аспирант ryy jinn2(KK)'c/ bk.ai Novik Nikolay Nikolaevich, State University of Management, postgraduate student;

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ФИНАНСОВОЙ СФЕРЕ

Статья посвящена проблемам обеспечения экономической безопасности финансовой сферы в современной России. Классифицированы основные финансовые угрозы экономики и представлены меры по их устранению.

Ключевые слова: институциональные основы безопасности, экономическая безопасность, финансовая сфера, теневая экономика, угрозы в финансовой сфере

Conceptual aspects of economic security in financial sphere.

The article deals witli tlie problems of economic security in financial sphere in modern Russia. The basic financial threats of economy are classified and tlie measures on tlieir eliinination are presented.

Key words: Institutioiial bases of security, economic security, financial sphere, tlie sliadow economy, tlie tlireat of tlie financial

Экономическо ю безопасность в современных условиях целесообразно рассматривать как состояние экономической и управленческой сфер, при котором гарантированы стабильное, свободное, прогрессивное развитие государства и общества и защищенность их жизненно важных интересов от внешних и внутренних угроз [8, с. 72].

Будучи двухуровневым явлением, экономическая безопасность характеризуется, во-первых, (внешняя сторона) обеспечением экономического суверенитета государства т.е. такого состояния последнего, при котором граждане и властные структуры могут самостоятельно, без вторжения и давления извне, определять направления и приоритеты развития своей страны. Второй уровень (внутренняя сторона) заключается в создании благоприятных условий для расширенного национального воспроизводства и удовлетворения насущных потребностей населения.

Развитие национального и мирового хозяйства связано с нарастанием процессов глобализации, которые несут определенные позитивные тенденции и в то же время служат идеальной почвой для трансформации существующих и появления принципиально новых угроз экономической безопасности, как для отдельных государств, так и для всего мирового сообщества

Экономическая безопасность страны выдвинулась в число проблем, привлекающих внимание специалистов самого различного профиля. Все исследователи рассматривают данную проблему как элемент проблемы национальной безопасности наравне с такими слагаемыми последней как обеспечение обороноспособности страны, поддержание социального мира в обществе, защита от экологических бедствий и др. Экономическая безопасность является доминирующей по отношению к прочим видам безопасности и играет главную роль в обеспечении национальной безопасности в целом. При этом в условиях мировой глобализации экономическая мощь страны выражается, в частности, в устойчивости ее финансовой системы.

Состояние финансовой системы - одна из важнейших проблем экономической безопасности. Стабильно функционирующая финансовая система своевременно, в нужном объеме и на приемлемых условиях обеспечивает все субъекты экономики, в том числе государственные органы, финансовыми ресурсами, достаточными для выполнения их объективно необходимых функций, имеет определенный «запас прочности» на случай непредвиденных и чрезвычайных обстоятельств с тем, чтобы государственные органы и иные субъекты экономики могли своевременно отреагировать на возникновение каких-либо угроз и предотвратить, нейтрализовать или хотя бы свести к минимуму потенциальные социально-экономические потери.

Современная финансовая система России, как основной «инструмент» регулирования экономических процессов развивающегося российского рынка очень уязвима для использования ее недобросовестными и преступными элементами (включая мокту народные корпорации) в своих корыстных целях в ущерб интересам экономики страны. Для нивелирования негативных явлений влияющих на финансовую систему страны, необходимо совершенствовать механизмы финансовой безопасности.

Финансовая безопасность, как часть экономической безопасности, представляет собой такое состояние финансово-банковской системы, при котором государство может в определённых пределах гарантировать общеэкономические условия функционирования государственных учреяедений власти и рыночных институтов. Это комплекс мер по воздействию на финансовую систему, финансовые отношения и экономические процессы, при котором создаются необходимые условия для социально-экономической и финансовой стабильности развития страны, успешного преодоления внутренних и внешних угроз России [8, с. 73].

Угрозы финансовому сектору нашей страны можно разделить на внутренние и внешние. Среди внутренних угроз финансовой безопасности России, в результате анализа выделены следующие:

1. Недостаточная эффективность бюджетной системы, сформировавшейся к настоящему времени как преимущественно перераспределительной строящейся на краткосрочной основе, что не позволяет проводить в жизнь долгосрочные проекты экономического развития;

2. Неразвитость банковской системы, обусловленная в основном низким уровнем капитализации, неспособностью привлечь средства населения, рискованной кредитной политикой;

3. Слабость фондового рынка что выражается в низкой капитализации, незначительных объемах торгов.

©Н.Н. Новик, 2011

неэффективности перераспределения капитала - замкнутости средств преимуществено в кругу экспортоориентированных компаний и финансово-банковского сектора, узком выборе финансовых инструментов;

4. Утечка капитала, обусловленная неуверенностью его владельцев в преемственности политического курса после парламентских и президентских выборов, незаконностью приобретения денежных средств многими предприятиями и физическими лицами, сокрытием доходов от налогов и страх перед возможной экспроприацией капитала, а также более благоприятными условиями хранения денежных средств, защищенностью от инфляции, политической стабильностью в странах-адресатах оттока денежных средств;

5. Отрыв финансового сектора экономики от реального, что проявляется в отсутствии долгосрочных инвестиций в промышленность и сельское хозяйство, преобладании вложения капиталов в посредническую и финансовую деятельность;

6. Криминализация экономики, коррупция, возможность доступа криминальных структур к управлению частью производства и их проникновение в различные властные структуры.

Внешние угрозы финансовой безопасности России обусловливаются как объективными процессами, происходящими в мировой экономике (стремительное развитие процесса глобализации, нарастание взаимопроникновения национальных экономик, неустойчивость мировой финансовой системы и т.д.), так и проблемами непосредственно российской экономической политики. К внешним угрозам финансовой безопасности России относятся:

1. Глобальное нарастание неустойчивости мировой финансовой системы, возникновение угрожающих кризисных тенденций, неспособность современных финансовых институтов - как национальных, так и международных - эффективно их контролировать.

2. Растущий объем международного перелива капитала, инициируемый транснациональными компаниями, и зависимость от него национальных экономик.

3. Дискриминационные меры ряда международных организаций и иностранных государств по отношению к России, вытеснение отечественных предприятий с традиционных внешних рынков, стремление к отведению России места сырьевого придатка других стран.

4. Высокая степень мобильности и взаимосвязи финансовых рынков на базе новейших информационных технологий[7, с. 20-25].

Одной из важнейших проблем является использование финансовой сферы преступными элементами для «отмывания» денег. Среди наиболее важных факторов экономического характера, способствовавших легализации денег или иного имущества, приобретенных преступным путем, в наших условиях можно выделить: нестабильность и чрезмерную открытость экономики, что приводит, в частности, к неконтролируемому и незаконному «бегству» капиталов за рубеж и соответственно дает возможность легализовать преступные доходы в других государствах; слабое регулирование экономики со стороны государства и как следствие - появление возможности для совершения злоупотреблений, правонарушений, а также расширение «теневого» сектора. В Российской Федерации теневой сектор экономики вырос с 10% ВВП в 1994 г. до 27%ВВП к 2010 г. [10].

В настоящий момент основными причинами теневой экономической деятельности являются: непродуманность государственной налоговой политики, высокий налоговый прессинг; серьезные административные барьеры вхолсдсния на рынок; завышенная регламентация экономической деятельности (запрет на производство и обращение ряда товаров, лицензирование, административное вмешательство в ценообразование); незащищенность прав собственности (рейдерство, внесудебный порядок наложения взыскания на имущество организации и индивидуального предпринимателя в качестве погашения им задолженности по обязательным платежам, пени и штрафам); возможность альтернативных (внебанковских) расчетов; падение уровня жизни населения; высокие коррупционные расходы бизнеса на контролирующие и разрешающие инстанции [1].

Обшая профилактика преступных посягательств в сфере экономической деятельности должна включать следующие общегосударственные направления.

1. Меры, направленные на укрепление и повышение авторитета политической власти, выработку стратегии и тактики в сферах экономической политики и политики противодействия преступности, а также политики в сфере идеологии.

2. Стабилизация экономической ситуации, равенство и добросовестность всех субъектов экономических отношений, обеспечение их экономической свободы, которая способствует ведению экономической деятельности на законных основания, добросовестной конкуренции; устойчивость российской валюты, укрепление кредитно-денежной системы государства и т.д.

3. Создание правовой базы, отвечающей требованиям сегодняшних реалий в политике, экономике, социальной сфере.

4. Надлежащий финансовый контроль за деятельностью субъектов экономики, проверка всех финансовых операций; розыск неучтенных финансовых ценностей, сосредоточенных не только на территории РФ, но и за рубежом.

5. Меры организационно-управленческого, криминологического и иного характера, подкрепленные адекватными правовыми средствами[4].

Исходя из вышесказанного, понятие финансовой безопасности должно выступать составной частью понятия экономической безопасности и обладать собственным содержанием, отличающим проблематику финансовой безопасности от такого же рода проблем общеэкономического характера.

Разработка концептуальных основ системы финансовой безопасности в современной России проходит в условиях значительной неопределенности и недостаточной программной обеспеченности.

Возникает необходимость формирования принципиально новой финансовой политики, которая могла бы быть отражена в долгосрочной национальной финансовой стратегии - части экономической стратегии, направленной на

усиление воздействия финансовых инструментов на экономический подъём.

Национальная финансовая стратегия - это экономический и политический курс в деятельности финансовых органов государственной власти, экономических и финансово-банковских структур, направленный на создание условий и ресурсов финансовой стабилизации и экономического роста при сохранении и укреплении единства и целостности России, ее экономического пространства и финансовой системы. Она является одним из важнейших инструментов реализации долгосрочных национальных интересов России, обеспечения её независимости и безопасности, предполагает решение одной из самых важных задач - увеличение совоку пного финансового потенциала российской экономики.

Комплекс идей и подходов по формированию национальной финансовой стратегии отражен в двух важнейших экономических документа - Концепции долгосрочного социально-экономического развития России до 2020 г. и Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г., исполнение которых обеспечит вхолсдснис страны в мировое информационно-финансовое пространство с максимально возможными для России положительными эффектами и результатами[9].

Литература:

1. Авдийский В.И. Теневая экономика и экономическая безопасность государства. -М.: ИНФРА-М2010.

2. Богомолов В.А. Экономическая безопасность. -М.: ЮНИТИ, 2010.

3. Богданов И .Я. Экономическая безопасность России. Теория и практика. - М„ 2008.

4. Колосов А.В. Экономическая безопасность в сфере финансовых услуг. - М.: ГУУ, 2008.

5. Кондрат E.H. Финансовая безопасность России в современном мире: теоретико-методологические аспекты. - М.: Локус Станди, 2010.

6. Коротков А.П. Преступления в сфере экономической деятельности как угроза экономической безопасности России. -М, 2006.

7. Мс'лсду народно-правовые основы борьбы с коррупцией и отмыванием преступных доходов: Сборник документов // Под ред. B.C. Овчинского. -М: ИНФРА-М2005.

8. Сенчагов В.К Экономическая безопасность России. - М.: Дело, 2009.

9. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года: Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537. Российская Газета - Федеральный выпуск №4912 от 19 мая 2009 г.

10. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики РФ http://www.gks.m.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.