Научная статья на тему 'Концептуально-методологические подходы к изучению инноваций в гостиничном сервисе'

Концептуально-методологические подходы к изучению инноваций в гостиничном сервисе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
724
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИЯ / ГОСТИНИЧНЫЙ СЕРВИС / КЛАССИФИКАЦИЯ / ВИДЫ ИННОВАЦИЙ / КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ИННОВАЦИИ / AN INNOVATION / HOTEL SERVICE / CLASSIFICATION / TYPES OF INNOVATIONS / CONCEPTUAL INNOVATIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Скульмовская Любовь Григовьевна, Кудинова Ольга Сергеевна

Цель: систематизация видов классификаций инноваций по различным критериям. Метод или методология проведения работы: сравнение и анализ существующих подходов к классификации инноваций. Результаты: разработка авторской классификации инноваций, основанной на многокритериальном подходе. Область применения результатов: изучение инноваций в гостиничном сервисе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONCEPTUALLY-METHODOLOGICAL APPROACHES TO RESEARCH OF INNOVATIONS IN HOTEL SERVICE

Purpose: ordering of types of classifications of innovations by various criteria. Methodology: comparison and the analysis of existing approaches to classification of innovations. Results: the offer of author's classification of the innovations based on the approach with use of various criteria. Practical implications: research of innovations in hotel service.

Текст научной работы на тему «Концептуально-методологические подходы к изучению инноваций в гостиничном сервисе»

УДК 331.34

КОНЦЕПТУАЛЬНО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ИННОВАЦИЙ В ГОСТИНИЧНОМ СЕРВИСЕ

Скульмовская Л.Г., Кудинова О.С.

Цель: систематизация видов классификаций инноваций по различным критериям.

Метод или методология проведения работы: сравнение и анализ существующих подходов к классификации инноваций.

Результаты: разработка авторской классификации инноваций,

основанной на многокритериальном подходе.

Область применения результатов: изучение инноваций в гостиничном сервисе.

Ключевые слова: инновация, гостиничный сервис, классификация, виды инноваций, концептуальные инновации.

CONCEPTUALLY-METHODOLOGICAL APPROACHES TO RESEARCH OF INNOVATIONS IN HOTEL SERVICE

Skulmovskaja L.G., Kudinova O.S.

Purpose: ordering of types of classifications of innovations by various criteria.

Methodology: comparison and the analysis of existing approaches to classification of innovations.

Results: the offer of author's classification of the innovations based on the approach with use of various criteria.

Practical implications: research of innovations in hotel service.

Keywords: an innovation, hotel service, classification, types of innovations, conceptual innovations.

Переход современной российской экономики на инновационный путь развития является актуальной задачей как в кризисный и посткризисный периоды, так и в качестве гаранта обеспечения экономической безопасности страны и конкурентных преимуществ российских предприятий на внутренних и мировых рынках. Об этом, в частности, говорится в докладе В.И. Матвиенко, прозвучавшем на очередном заседании Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики по вопросам нормативно-правового регулирования инновационной деятельности. По мнению В.И. Матвиенко, «о построении инновационной экономики можно с уверенностью сказать только тогда, когда инновации распространятся во все сферы - в строительство, медицину, образование, ЖКХ и другие» [8].

Наряду с важностью и необходимостью распространения инноваций во все сферы экономики актуальным сегодня представляется вопрос учета и фиксации отдельных видов инноваций. Отечественными и зарубежными учеными были предложены различные классификации инноваций, основанные на одно- или многокритериальном подходе. Авторы классификаций инноваций в процессе разделения их на виды использовали разные признаки, что объясняет многообразие существующих классификаций. Немецкий ученый Герхард Менш предложил различать базисные инновации, улучшающие инновации и псевдоинновации, ориентируясь на масштабность их последующих изменений [1, c.122]. Базисные инновации подразделяются на технологические (способны привести к изменениям в отраслевой структуре производства, созданию новых отраслей и рынков) и нетехнологические (изменения в культуре, управлении, общественных услугах). Улучшающие инновации предусматривают реализацию изобретений среднего уровня и служат базой для создания новых моделей и модификацией данного поколения

техники (технологии), заменяют устаревшие модели более эффективными, либо расширяют сферу применения этого поколения, а также существенно видоизменяют используемые технологии. Псевдоинновации (мнимые инновации) несущественно улучшают качество предмета или элементы технологического процесса. Взгляды Г. Менша разделяет российский ученый Ю.В. Яковец, который также предлагает различать базисные, улучшающие и псевдоинновации[10, с.6]. Он отмечает, что псевдоинновации играют негативную роль и снижают конкурентоспособность продукции.

Однако, на наш взгляд, многообразие существующих инноваций сложно классифицировать с помощью однокритериальных подходов. Перечисленные авторы рассматривали инновации только на уровне предприятия, но необходимо отметить, что возможны инновации макроуровня, например, инновационные политические, законодательные решения, способные внести существенные изменения в функционирование и развитие отдельных отраслей производства.

Одним из первых предложил классифицировать инновации по нескольким критериям А.И. Пригожин, который выделил три основных критерия классификации инноваций: тип новшества, механизм осуществления, особенности инновационного процесса[6, с.34]. По типу новшества инновации делятся на две группы: материально-технические и социальные. К первым, по мнению А.И. Пригожина, следует относить: новую технику (оборудование, приборы), технологию (производственные процессы), промышленные материалы (сырье и конечный продукт). Социальные инновации делятся на:

- экономические (новые методики нормирования и оплаты труда, разработка системы показателей эффективности процессов);

- организационно-управленческие (разработка новых организационных структур, разделение труда);

- социально-управленческие (новые коммуникационные взаимодействия, изменение роли профсоюзов);

- правовые (лицензирование, стандартизация, сертификация);

- педагогические (методы обучения, воспитания).

Целью социальных инноваций является нематериальная сторона общественно-производственных отношений, активизация творческого потенциала работников. Результатом социальных инноваций, помимо осуществленных изменений организационно-управленческого, правового, педагогического характера, может стать существенное улучшение финансовоэкономических показателей предприятия (отрасли, региона).

По механизму осуществления инновации А.И. Пригожин подразделяет на единичные (осуществленные на одном объекте) и диффузные (получившие распространение в новых условиях и/или на многих объектах); завершенные и незавершенные; успешные и неуспешные (имеющие результатом отрицательный экономический или социальный эффект). По особенностям инновационного процесса различаются внутриорганизационные (инновации «на входе» в предприятие и инновации на «выходе»), а также межорганизационные инновации.

Другая многокритериальная классификация предложена Д.М. Степаненко [9, с.78]. Для определения вида инновации Д.М. Степаненко предлагает использовать восемь критериев и различать инновации:

1) по уровню новизны - радикальные и улучшающие;

2) по масштабу новизны - инновации, новые в мировом масштабе; инновации, новые в республике; инновации, новые для отрасли в республике; инновации, новые для предприятия;

3) по характеру инновации - продуктовые, процессные, организационные, экономические, социальные;

4) по частоте применения - разовые и повторяющиеся;

5) по сфере народного хозяйства, где внедряется инновация -материальное производство, наука, сфера услуг, социальная сфера;

6) по области применения инновации - инновации для применения на

предприятии, инновации для накопления на предприятии, инновации для продажи;

7) по форме инновации - открытия, изобретения, патенты; рационализаторские предложения; ноу-хау; товарные знаки, торговые марки, эмблемы; новые документы, описывающие технологические, производственные, управленческие процессы, конструкции, структуры, методы;

8) по виду эффекта, получаемого от внедрения инновации -экономические, экологические, научно-технические, социальные, интегральные.

Однако в данной классификации имеет место некоторое дублирование видов инноваций, которые, к тому же, определяются по разным критериям, что осложняет процесс определения вида инновации. Так, например, экономическими Д.М. Степаненко предлагает считать инновации по виду эффекта, получаемого от внедрения и по характеру. Так же представляет определенную сложность отделить инновации, имеющие социальный эффект от внедрения социальных инноваций по характеру и инноваций в социальной сфере. С большой долей вероятности можно предположить, что инновации в социальной сфере будут иметь социальный эффект от внедрения и являться социальными по характеру.

По мнению Ю.П. Морозова инновации делятся на продуктовые -изменения в продукции; технологические - изменения в средствах и методах производства, связанные с развитием научно-технического прогресса; и нетехнологические - изменения в организационных формах хозяйственной деятельности и факторах социального характера [4, с.12].

В Инструкции по заполнению формы федерального государственного статистического наблюдения № 4 «Сведения об инновационной деятельности организации», утвержденной постановлением Г оскомстата России от 22.07.2002 №156, описаны следующие виды инноваций:

1) технологические инновации - разработка и внедрение технологически новых продуктов, процессов, услуг, значительно усовершенствованных продуктов, процессов услуг, а также способов производства (передачи) услуг;

2) продуктовые инновации - разработка и внедрение технологически новых и технологически усовершенствованных продуктов;

3) процессные инновации — разработка и внедрение технологически новых или технологически значительно усовершенствованных производственных методов, включая методы передачи продуктов;

4) организационные инновации (организационно-управленческие изменения) — тип инноваций, не имеющий отношения к технологическим инновациям и осуществляемым в их рамках нововведениям в организации производственных процессов или маркетинговым исследованиям, связанным с разработкой и реализацией технологических инноваций[3].

В соответствии с этой классификацией также достаточно сложно отличить технологические инновации от продуктовых и, следовательно, объективно применять данную инструкцию.

Существует необходимость выработки единой системы классификации инноваций с целью не столько определения того или иного вида инновации, сколько для учета и возможности фиксации инноваций и их диффузии. На наш взгляд, как однокритериальный подход к классификации инноваций, так и детализация классификационных признаков сделают невозможным процесс применения таких классификаций на практике. В одной из последних редакций «Руководства Осло», содержащем рекомендации по сбору и анализу данных по инновациям, предложена укрупненная классификация инноваций, согласно которой выделяется четыре типа инноваций: продуктовая, процессная,

маркетинговая и организационная. Стоит акцентировать внимание, что в «Руководстве Осло» рассматриваются инновации только на уровне предприятия. Но в этом документе находят отражение предложенные

вышеперечисленными учеными классификационные признаки, например, степень новизны в инновациях. По концепции новизны в инновациях различают: новое для предприятия, новое для рынка и новое для всего мира. Такое деление не представляет собой выявление отдельных видов или типов инноваций, а является дополнительной характеристикой определенного вида (типа) инновации.

Необходимо отметить, что, в российском статистическом сборнике «Индикаторы инновационной деятельности:2009» в первом, разделе «Динамика основных показателей инновационной деятельности» содержится информация о внедренных продуктовых, процессных и маркетинговых инновациях[2, с.31]. Затем, в разделе «Инновационная активность организаций по видам экономической деятельности» указаны виды инноваций, соответствующие видам, описанным в «Руководстве Осло», - продуктовые, процессные, организационные и маркетинговые.

Анализ основных терминологических положений «Руководства Осло» позволил выделить отличительные характеристики четырех типов инноваций. Так, продуктовой является инновация, имеющая результатом новый и/или значительно улучшенный продукт (товар, услугу), новый способ использования продукта. Процессная инновация характеризуется значительными изменениями в технологии, производственном оборудовании и/или программном обеспечении и имеет следующие цели: снижение себестоимости или затрат по доставке продукции, повышение качества продукции (услуг), производство или доставка новых или значительно улучшенных продуктов (услуг). Отличительной чертой маркетинговых инноваций считается внедрение нового метода маркетинга, который не использовался ранее данным предприятием. При этом новый метод маркетинга может быть разработан на данном предприятии самостоятельно или быть заимствованным у других предприятий или организаций. Целями маркетинговых инноваций являются: лучшее

удовлетворение нужд потребителей, открытие новых рынков, освоение новых

каналов сбыта, повышение объема продаж. Организационные инновации характеризуются внедрением какого-либо организационного метода, ранее не использовавшегося предприятием и являющимся результатом стратегических решений руководства. Целями организационных инноваций считаются следующие: повышение эффективности деятельности предприятия через сокращение административных расходов или оперативных затрат, повышение удовлетворенности служащих состоянием своих рабочих мест и, как следствие, повышение производительности труда, снижение затрат на снабжение.

В практической деятельности любого предприятия, в том числе гостиничного, возможна ситуация, когда внедренная инновация способствует одновременно и снижению затрат на производство продукции (услуг), и лучшему удовлетворению нужд потребителей, и имеет результатом внедрение нового вида услуг. В таком случае она обладает признаками нескольких типов и может считаться процессной и маркетинговой, или процессной и продуктовой.

Особенно затруднен процесс определения типа инновации в сфере услуг. Это связано со спецификой услуги, так как процессы производства и потребления многих видов услуг осуществляются одновременно. В таком случае одним из критериев для отнесения инновации к тому или иному типу выступает цель, с которой она внедряется.

В сфере услуг продуктовыми считаются инновации, имеющие следствием новые или значительно улучшенные характеристики услуги, новые функции услуги, новый способ предоставления услуги. Процессными инновациями в сфере услуг будут признаны те, которые имеют следствием новые или значительно улучшенные методы, оборудование, квалификацию работников, создающих услугу. Основным фактором, позволяющим отличить маркетинговую инновацию в сфере услуг, является наличие нового метода маркетинга в данной инновации. Если инновация затрагивает деятельность по продажам, но не включает использование нового метода маркетинга, то она

является не маркетинговой, а организационной [7].

На основании вышеизложенного считаем возможным предложить следующий вариант классификации инноваций, который содержит группы инноваций, для наглядности размещенные в табл. 1:

Таблица1

Укрупненная классификация инноваций на основе многокритериального подхода

Макроинновации (внедренные на уровне страны, группы отраслей и/или на мировом рынке) Микроинновации (внедренные на уровне предприятия)

Т ехнологические инновации Продуктовые и/или процессные инновации, внедренные по решению Президента, Правительства страны, производственных или сервисных объединений, ассоциаций и т.п. на внутренних рынках Продуктовые

Продуктовые и/или процессные инновации, внедренные по соглашению стран, производственных объединений, ассоциаций на мировом рынке Процессные

Нетехнологические инновации Социальные Маркетинговые

Политические Организационные, в том числе Концептуальные

Законодательные (правовые)

Комплексные

Представляется логичным отнесение к виду технологических макроинноваций именно по критериям: уровень, на котором было принято

решение о внедрении и масштаб первоначального внедрения. В том случае, когда инновация имеет самую высокую степень новизны и является новой для всего мира, по масштабу внедрения она остается микроинновацией. Вследствие диффузии, на которую может быть затрачено более трех лет (рекомендуемый «Руководством Осло» период фиксации инноваций), она утрачивает эту степень новизны и перестает быть новой для всего мира, оставаясь при этом новой для отдельных предприятий или отраслей, т.е. микроинновацией.

Социальные макроинновации в данной интерпретации - это инновации, социальный эффект от внедрения которых фиксируется на уровне отрасли, группы отраслей, страны или всего мира. Микроинновации, имеющие социальный характер и внедренные на уровне предприятия, предлагаем относить к организационным, так как целью социальных инноваций является нематериальная сторона общественно-производственных отношений, активизация творческого потенциала работников, что способствует повышению производительности труда.

В сфере услуг довольно сложно классифицировать появляющиеся инновации, так как, часто они носят комплексный характер. Например, переход той или иной гостиничной ассоциации на определенную систему бронирования является процессной инновацией. Но если гостиничная ассоциация функционирует только в рамках города или региона, то такая инновация может считаться микроинновацией. Если же в состав гостиничной ассоциации входят различные гостиничные цепи, расположенные в нескольких странах или решение принято национальной гостиничной ассоциацией к исполнению на территории всей страны, то это - макроинновация.

К продуктовым микроинновациям в гостиничном сервисе можно отнести появление новых видов дополнительных услуг, например, услуги доступа к сети Интернет в номере, проживание с животными и т.п. Внедрение процессных технологических инноваций в гостиницах связано с оснащением современным оборудованием процессов производства и предоставления

гостиничных услуг. Например, бронирование номеров в режиме реального времени (on-line - бронирование), электронные сейфы в номерах, электронные замки и таблички на дверях номеров, использование профессионального оборудования во вспомогательных службах (гладильные машины, манекены для отпаривания одежды, поломоечные машины, конвейер в ресторане и т.п.), использование энергосберегающего и ресурсосберегающего оборудования.

К нетехнологическим маркетинговым микроинновациям можно отнести организацию продажи гостиничных номеров через клубы секретарей, авиакомпании, работу с корпоративными клиентами (если ранее она не велась). Возможны варианты нетехнологических маркетинговых и организационных макроинноваций: гостиничные цепи как форма организации бизнеса и модель формирования рынка; создание клубных систем (таймшер, кондоминиум) как форма продвижения гостиничных услуг и, опять же, как форма организации бизнеса.

Примерами нетехнологических организационных микроинноваций могут являться следующие: изменения в корпоративной культуре, новые методы организации и оплаты труда (ступенчатый график работы официантов), смена концепции отеля. Гостиничный бизнес многогранен и концептуальные инновации могут касаться не только аспектов организации труда персонала и организации обслуживания. Поэтому, возможно, будет справедливо выделить концептуальные инновации отдельно, как вид организационных нетехнологических инноваций. К концептуальным инновациям относят: новые архитектурные или организационные решения, выбор необычного месторасположения, дизайн, фирменный стиль, перепланировки, строительство дополнительных сооружений, новые типы отелей [5, С.17].

Законодательными макроинновациями в сфере туризма и гостиничного хозяйства стали принятые на международном уровне документы: «Кодекс отношений между гостиницами и турагентствами Всемирной ассоциации турагентств (УФТАА) и Международной гостиничной ассоциации (МГА)»;

«Международные гостиничные правила» и другие документы, в том числе документы ВТО (Всемирной туристской организации).

Политическими инновациями, которые тоже имеют документальноправовое выражение, являются различные политические договоренности между странами в области туризма, например, Шенгенское соглашение.

Предложенный вариант классификации инноваций не противоречит ранее описанным подходам и может послужить их обобщающим дополнением. Данные теоретические положения позволят комплексно подойти к определению инноваций в гостиничном сервисе Тюменского региона.

Список литературы

1. Долговременные тенденции в капиталистическом воспроизводстве: реф. сб. / [отв.ред. и сост. Энтов Р.М., Макашева Н.А.]. М.: ИНИОН,1985. С. 115-140.

2. Индикаторы инновационной деятельности:2009. Статистический сборник. М.: ГУ-ВШЭ, 2009. С. 31.

3. Инструкция по заполнению формы федерального государственного

статистического наблюдения №4 - инновация «Сведения обинновационной деятельности организации». Режим доступа:

http://www.businesspravo.ru/Docum/DocumShow_DocumID_29546.html (дата обращения: 10.05.2011).

4. Морозов Ю.П. Управление технологическими инновациями в условиях рыночных отношений: Монография / Ю.П. Морозов; Нижегородский коммерческий институт. Нижний Новгород: Изд. ННГУ,1995.

5. Немковский Б.Л. Инновации: способность предложить новое качество // Отель, №7, 2010. С.16-22.

6. Пригожин А.И. Нововведения: стимулы и препятствия. М.:

Политиздат,1989. С. 32-42.

7. Руководство Осло. Режим доступа:

http://dialog.extech.ru/news_view.php?n_id=559 (дата обращения:13.05.2011).

8. Стенографический отчет о заседании Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики по вопросам нормативно-правового регулирования инновационной деятельности от 29.11.2010. Режим доступа: Ы1р://президент.рф (дата обращения: 12.07.2011).

9. Степаненко Д.М. Классификация инноваций и ее стандартизация // Инновации, 2004, №7. С.77-79.

10. Яковец Ю.В. Стратегия научно-инновационного прорыва // Экономист. 2002. №5. С. 3-11.

References

1. Entov R.M., Makasheva N.A. Dolgovremennye tendentsii v kapitalisticheskom vosproizvodstve [Long-term tendencies in capitalist reproduction: the reviewed collection ]. Moscow: INION, 1985. pp. 115-140.

2. Indikatory innovatsyonnoi aktivnosti [Indicators innovative aktivity: 2009. Statistical sbornik]. Moscow: GU-VSHE, 2009. p. 31.

3. Instruktsiya po zapolneniyu formi federalnogo gosudarstvennogo statisticheskogo nabludeniya no.4- innovatsiya [The instruction on filling the form of federal state statistical supervision a №4-innovation «The Information about innovation activity of the organization»]. http:// www.businesspravo.ru (accessed May 10, 2011).

4. Morozov U.P. Upravlenie technologicheskimi innovatsiyamy v usloviyach rinochnich otnoshenyi [Management's frosts technological innovations in conditions of market attitudes: Monography]: Nizhniy Novgorod commercial institute.1995.

5. Nemkovsky B.L. Innovatsyi: sposobnost predloszit novoe kachestvo [Innovation: capacity to offer new quality]. Otel' [Hotel], no. 7 (2010): 16-22.

6. Prigozhin A.I. Innovatsyi: stimuli I prepyatstviya [Innovations: spurs and difficults]. Moscow: Politizdat, 1989. pp. 32-42.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Rukovodstvo Oslo [A management of Oslo]. http://dialog.extech.ru/news_view.php? n_id=559 (accessed May 13, 2011).

8. Stenographichskyi otchet o zasedanii komissii po modernizatsyi I technologicheskomu rasvitiyu economiki po voprosam normativno-pravovogo regulirovaniya innovatsionnoi deyatelnosti [A verbatim record about session of the Commission on modernization and technological progress of economy concerning legal regulation of innovative activity from 29.11.2010]. http://президент.рф (accessed July 12, 2011).

9. Stepanenko D.M. Klassifikatsiya innovatsyi I ich standartizatsiya [Classification of innovations and its standardization]. Innovatsii [Innovations], no. 7 (2004): 77-79.

10. Yakovets U.V. Strategiya nauchno-innovatsionnogo proriva [Strategy of scientifically-innovative break]. Ekonomist [Economist], no. 5 (2002): 3-11.

ДАННЫЕ ОБ АВТОРАХ

Скульмовская Любовь Григовьевна, заведующая кафедрой социальнокультурного сервиса и туризма, доктор социологических наук, профессор Нижневартовский государственный гуманитарный университет ул. Ленина, 56. г. Нижневартовск, Тюменская область, ХМАО-Югра, 628605, Россия

e-mail: skolimovska@mail.ru

Кудинова Ольга Сергеевна, старший преподаватель кафедры социальнокультурного сервиса туризма и музейного дела, соискатель

Тобольская государственная социально-педагогическая академия им. Д. И.Менделеева

ул. Знаменского,58. г. Тобольск, Тюменская область, 626150, Россия e-mail: tobolskkudinova@rambler. ru

DATA ABOUT THE AUTORS

Skulmovskaja Lubov Grigorievna, head of department of social-cultural service and turizm, Doctor of Sociological Sciences, full professor

Nizhnevartovsk State Humanitarian University

56, Lenina street, Nizhnevartovsk, Tumen Region, HMAO-UGRA, 628605, Russia e-mail: skolimovska@mail.ru

Kudinova Olga Sergeevna, head teacher of social-cultural service, turizm and museum deal, competitor

Tobolsk State Social-Pedagogical Academy D.I. Mendeleev’s name 58, Znamenskogo street, Tobolsk, Tumen Region, 626150, Russia e-mail: tobolskkudinova@rambler. ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.