Научная статья на тему 'Концептуально-методические основы формирования региональной политики развития и поддержки малого предпринимательства'

Концептуально-методические основы формирования региональной политики развития и поддержки малого предпринимательства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
285
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / МУНИЦИПАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / КОГНИТИВНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ / СЦЕНАРНЫЙ АНАЛИЗ / МЕТОДИКА АНАЛИЗА И ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ В СФЕРЕ УПРАВЛЕНИЯ МАЛЫМ БИЗНЕСОМ / SMALL BUSINESSES / THE MUNICIPAL PROGRAM OF SUPPORT OF SMALL BUSINESS / KOGNITIV MODELING / THE SCENERY ANALYSIS / A TECHNIQUE OF THE ANALYSIS AND DECISION-MAKING IN SPHERE OF MANAGEMENT OF A SMALL-SCALE BUSINESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Брюханова Наталья Владимировна

Предлагается методика анализа и принятия решений в сфере управления малым бизнесом, основанная на когнитивном моделировании, являющаяся целостной системой методов построения когнитивных моделей, их анализа и разработки сценариев поведения моделируемой системы взаимодействия малого бизнеса с внешней средой. Применение этой методики в целях исследования сложных систем, какой является система взаимодействия малого бизнеса с внешней средой, и обоснования стратегий их управления имеет несомненную практическую ценность при разработке муниципальных программ поддержки малого предпринимательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONCEPTUALLY-METHODICAL BASES OF FORMATION OF A REGIONAL POLICY OF DEVELOPMENT AND SUPPORT OF SMALL BUSINESS

In work the technique of the analysis and decision-making in sphere of management of a small-scale business based on когнитивном the modelling, being complete system of methods of construction когнитивных models, their analysis and working out of scenarios of behaviour of modelled system of interaction of a small-scale business with an environment is offered. Application of this technique with a view of research of difficult systems what the system of interaction of a small-scale business with an environment is, and substantiations of strategy of their management has doubtless practical value by working out of municipal programs of support of small business.

Текст научной работы на тему «Концептуально-методические основы формирования региональной политики развития и поддержки малого предпринимательства»

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. «Бюджетный кодекс РФ» от 31.07.1998 № 145-ФЗ (принят ГД ФС РФ 17.07.1998) (ред. от 09.04.2009), п.1 ч.1 ст.146 гл.17 ч.2.

2. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р «О концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года».

3. Гонтмахер К Бедность как болезнь // Российская газета. Федеральный выпуск № 4618

21 2008 .

4. Гришин В.В. Медицинские накопительные счета - путь к эффективному здравоохранению // Национальные проекты. - 2007. - № 3 (22). - С. 37.

5. Здравоохранение в России. 2007: Стат.сб./Росстат. - М., - С. 26, С. 315.

6. Лебедев А.А. Приоритетный национальный проект «Здоровье» - основа здравоохранения XXI века // Национальные проекты. - 2007. - № 3 (10). - С. 62.

7. Модернизация экономики и выращивание институтов [Текст]: В 2 кн. / Отв. ред. КГ. Ясин; Гос. ун-т - Высшая школа экономики. - М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2005. - 2 кн. - С. 107, 109.

8. WHO Statistical Information System (WHOSIS) [Электронный ресурс]: Статистическая информационная система Всемирной организации здравоохранения. - Режим доступа: http://www.who.int/whosis/data/Search.jsp (дата обращения: 17.12.09).

Синельников Тимур Тамазович

Технологический институт федерального государственного образовательного

учреждения высшего профессионального образования “Южный федеральный

университет” в г. Таганроге.

E-mail: timur-judoka@mail.ru.

347928, г. Таганрог, пер. Некрасовский, 44.

Тел.: 88634371742.

Sinelnicov Timur Tamazovich

Taganrog Institute of Technology - Federal State-Owned Education Establishment of

Higher Vocational Education “Southern Federal University”.

E-mail: timur-judoka@mail.ru.

44, Nekrasovskiy, Taganrog, 347928, Russia.

Phone: 88634371742.

УДК 334.012.64

Н.В. Брюханова

КОНЦЕПТУАЛЬНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ РАЗВИТИЯ И ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Предлагается методика анализа и принятия решений в сфере управления малым биз-несом,основанная на когнитивном моделировсшии,являющаяся целостной системой методов построения когнитивных моделей,их анализа и разработки сценариев поведения моделируемой системы взаимодействия малого бизнеса с внешней средой.Применение этой методики в 1^елях исследования сложных систем,какой является система взаимодействия малого бизнеса с внешней средой,и обоснования стратегий их управления имеет несомненную практическую ценность при разработке муниципальных программ поддержки малого предпринимательства.

Малое предпринимательство; муниципальная программа поддержки малого предпринимательства; когнитивное моделирование; сценарный анализ; методика анализа и принятия решений в сфере управления малым бизнесом.

N.V. Bruhanova

CONCEPTUALLY-METHODICAL BASES OF FORMATION OF A REGIONAL POLICY OF DEVELOPMENT AND SUPPORT OF SMALL

BUSINESS

In work the technique of the analysis and decision-making in sphere of management of a small-scale business based on the modelling, being complete system of methods of

construction models, their analysis and working out of scenarios of behaviour of

modelled system of interaction of a small-scale business with an environment is offered. Application of this technique with a view of research of difficult systems what the system of interaction of a small-scale business with an environment is, and substantiations of strategy of their management has doubtless practical value by working out of municipal programs of support of small business.

Small businesses, the municipal program of support of small business; kognitiv modeling; the scenery analysis; a technique of the analysis and decision-making in sphere of management of a small-scale business.

Основой развития современной рыночной экономики, а, следовательно, территориального развития, является эффективное функционирование малого бизне-, -щих факторов рыночной экономики и важную движущую силу ее развития, но и социально значимый элемент общества, обеспечивающий формирование широкого социального слоя среднего класса, дополнительных рабочих мест и т.д.

Признавая перспективность данного направления развития социально, -лей на формирования механизма поддержки малого бизнеса в стране. Так, на состоявшемся в Тобольске заседании президиума Госсовета РФ, посвященном решению проблем малого предпринимательства, участники говорили о различных мерах его стимулирования: упрощение налоговой и бухгалтерской отчетности, рецензирование и страхование деятельности предприятий, строгое приведение требований к предпринимателям от местных властей в соответствие с федеральными законами и т.д.

Но большинство отечественных исследований, появившихся в последние го, -ловиях развитой рыночной экономики, проецируя методы регулирования на тран-, . уделяется таким вопросам, как изучение влияния малого бизнеса на структурные преобразования экономики на мезоуровне и на стратегии региональных властей. А в условиях усиливающейся регионализации экономики возрастает значимость малого предпринимательства именно на региональном уровне.

В связи с этим необходимо формирование развитой системы поддержки малого предпринимательства в регионе, большую роль в которой играет региональная программа поддержки малого предпринимательства. Необходимость в разработке такой программы возникает, если в этом секторе экономики существуют , ,

, , -.

В настоящее время формирование таких программ на региональном уровне зачастую не отвечает требованиям программно-целевого подхода (отсутствуют обоснования выбранных приоритетов, целей, расчеты эффективности реализации

, ), -танных региональных программ поддержки малого предпринимательства дублируют государственную программу. Вместе с тем, среди огромного числа факторов,

влияющих на развитие малого предпринимательства в России, значительная роль

принадлежит именно тем группам факторов, которые можно назвать региональ-

ными или территориальными в силу того, что их количественные значения сильно варьируют по различным регионам России. Эти факторы связаны с огромной пространственной протяженностью государства, большим количеством административно-территориальных образований (республики, автономные округи, края, области), которые существенно отличаются друг от друга по множеству важ. - -, -

, ,

сложившуюся структуру экономики, состав населения и его менталитет, производственный, технологический, интеллектуальный, инфраструктурный потенциалы данного региона, а также разного рода риски, которые связаны с осуществлением предпринимательской деятельности и тоже существенно влияют на развитие новых экономических структур. Влияние перечисленных факторов приводит к тому, что каждая административно-территориальная единица Российской Федерации имеет значительно отличающиеся от других стартовые условия вхождения в рыночную экономику, и, соответственно, различные условия для развития малого предпринимательства.

,

, , -влении на его территории мероприятий, направленных на развитие малого предпринимательства и системы его поддержки.

Существующий механизм создания региональной программы поддержки малого предпринимательства включает в себя предпроектную стадию и три последовательных этапа:

♦ формирование целей программы;

♦ разработка вариантов программы, включающих отраслевые и функцио-

;

♦ отбор и утверждение окончательного варианта программы поддержки ма-

( . 1).

Качество разработки программы обеспечивается подготовительной работой , :

♦ проведение комплексного анализа (социально-экономического положения

, , выполнения предыдущей программы поддержки малого предпринима-);

♦ определение приоритетных направлений развития малого предпринимательства на территории;

♦ разработка бизнес-карты территории.

При этом особый интерес представляет возможность количественной оценки

,

развитие малого бизнеса в регионе. Но проблема заключается в том, что малый бизнес во многом зависит от внешней среды (экономической, политической, социальной и т.д.), которая характеризуется не только количественными, но и качест-

,

данном секторе экономике требуют либо наличие большого массива статистиче-, -плексно оценить предпринимательский климат региона.

ПРЕДПРОЕКТНАЯ СТАДИЯ

Проведениекомплексногоанализа

Определение приоритетных направлений развития малого предпринимательстварегиона. Разработка бизнес -карты региона

^ 1

Социально- экономическое положения региона Состояния развития малого . Итогов выполнения предыдущэй программы

I ЭТАП

Выявление текучих задач по [созданию оптимальныхуслов! развития малого бизнеса

Формирование целей программы поддержи малого предпринимательстваи ран>шрование программных задач

II ЭТАП

Экспертиза вариантов программы поддержки малого предпринимательства,

Разработка вариантов программы: включаюц+1х:

- отраслевые программы

-

(подпрограммы)

Согласование ресурсногообеспечения программы, исполнителей сроков её осущэствлени

III ЭТАП

Отбор и утвер>одение окончательного варианта программы поддержки малого предпринимательства ___________в регионе____________

Конкретизация стратегических задач поддержки малогс прдпринимательства

Взаимоувязка программы поддержки малого редпринимательствасдруг программами региона

Рис. 1. Механизм создания региональной программы поддержки малого предпринимательства

Поэтому, на основе когнитивного моделирования разработана методика анализа и принятия решений в сфере управления малым бизнесом, которая позволила учесть при анализе как количественные, так и качественные факторы, влияющие на развитие малого бизнеса, получить знания о возможности развития ситуации при управлении малым бизнесом, о комплексе возможных воздействий на ситуацию, изменяющих ее в нужном направлении, тем самым, выявляя альтернативы для принятия решений по управлению данным сектором экономики. Она включает в себя следующие этапы:

I этап. - Построение когнитивной карты взаимодействия малого предпринимательства с внешней средой: сбор, систематизация, анализ существующей статистической и качественной информации по состоянию малого предпринимательства, его проблемам и взаимодействию с внешней средой; определение экспертным путем на основании имеющейся информации списка базисных факторов, которые необходимо учитывать при анализе состояния малого предпринимательства и его взаимодействия с внешней средой; установление причинно-следственных связей

между факторами, что позволяет выявить основные направления влияния факторов; определение позитивности влияния (положительное «+», отрицательное «-»).

II этап. - Разработка когнитивной модели взаимодействия малого предпринимательства с внешней средой в виде функционального графа. При этом важно определить взаимосвязи между факторами в виде степени влияния вершин, т.е. приписать дугам веса ^ или установить функциональные зависимости между

.

III этап. - Анализ структуры когнитивной модели включает анализ связности когнитивной модели и анализ ее устойчивости.

IV этап. - Когнитивное моделирование. Этот этап включает в себя импульс-

, ,

.

V этап. - Разработка модели принятия управленческих решений в условиях риска и неопределенности. Этот этап представляет собой построение модели при-

« ».

В результате применения данной методики была построена когнитивная модель механизма взаимодействия малого предпринимательства с внешней средой среднестатистического региона (рис. 2). Она дает возможность получить максимально развернутую наглядную картину различных мер поддержки малого предпринимательства и проследить тот социально-экономический эффект развития ,

властей по развитию малого бизнеса.

Рис. 2. Когнитивная модель механизма взаимодействия малого бизнеса с внешней средой среднестатистического региона

Результаты проведенного когнитивного моделирования ^-анализа, сценарного анализа, анализа чувствительности) позволили выявить стратегии поддержки развития малого предпринимательства в регионе, направления разработкам рекомендаций по принятию решений по совершенствованию управления малым бизне-.

, ,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

. -на экспертным методом. При этом учитывались скорость развития процессов, количество управляющих воздействий, экономический и социальный эффект (улучшение инвестиционного климата, рост доходов бюджета и уровня жизни населения), и использовалась следующая шкала [1; 10]:

♦ количество малых пре дприятий быстро растет, экономический и социальный эффект достигается достаточно быстро, количество управляющих воздействий минимально (9; 10);

♦ рост количества предприятий происходит с меньшими темпами, при этом экономический и социальный эффект достигаются достаточно быстро, количество управляющих воздействий минимально (7; 8);

♦ рост количества предприятий происходит с меньшими темпами, при этом экономический и социальный эффект достигаются, но количество управляющих воздействий возрастает (5; 6);

♦ рост количества предприятий происходит достаточно медленно, при этом экономический и социальный эффект достигаются не сразу, количество управляющих воздействий минимально (3; 4);

♦ рост количества предприятий происходит достаточно медленно, при этом экономический и социальный эффект достигаются не сразу, но количество

(1; 2).

Возможность наступления каждого события считалась равновероятной.

Для выбора оптимальной стратегии был использован наиболее универсальный - , -ром выбирается стратегия, обеспечивающая максимальную ожидаемую оценку:

и0 = шах{и} = 7 при а5°.

г

Опираясь на результаты исследования, проведенные с помощью методики анализа и принятия решений в сфере управления малым бизнесом, а также на классическую модель принятия решений - платежную матрицу принятия решений по управлению малым бизнесом, целесообразно выбрать пятую стратегию, т.е. создать специализированные отраслевые центры малых предприятий, при которой количество малых предприятий растет достаточно быстро, обеспечивая положи- . -

лого предпринимательства с внешней средой среднестатистического региона представлен четырьмя блоками, куда входят (рис. 3):

♦ региональные органы власти, выполняющие нормативно-правовое обес-

, , приоритетных отраслей и т.д. Сюда относятся отраслевые и межотраслевые министерства и ведомства, департамент развития малого предприни-, ;

♦ крупные предприятия, играющие важную роль в развитии малого бизнеса региона. Для привлечения их ресурсов в целях развития малого бизнеса целесообразно использовать получившую широкое распространение на Западе и дающую значительный экономический эффект систему сотрудничества крупного и малого предпринимательства через систему контрактации и

, ;

♦ инфраструктурные и институциональные организации, включающие бизнес-инкубаторы, кредитные организации, лизинговые компании, торгово, . ,

призванные оказывать информационно-консадтинговую, имущественную, финансово-кредитную поддержку;

♦ отраслевые специализированные центры малых предприятий, играющие важную роль в развитии сектора малого бизнеса в регионах. В рамках таких центров должны решаться все основные проблемы, связанные с образованием малых предприятий и их функционированием в определенных отраслях экономики, в частности: юридическое оформление создания; получение кредита для образования стартового капитала и т.д.

Рис. 3. Механизм взаимодействия малого бизнеса с внешней социальноэкономической средой среднестатистического региона

, -ся высокоэффективным инструментом решения проблем малого предпринимательства в регионе. Он позволит обеспечить бюджетный эффект - увеличение налоговых поступлений в бюджет, социальный эффект - создание новых рабочих мест в сфере малого предпринимательства, коммерческий эффект - рост предпринимательской прибыли малых предприятий, институциональный эффект - создание благоприятной рыночной среды.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Горелова Г.В., Радченко С.А., Брюханова НМ. Когнитивное моделирование как инструментарий исследования состояния и развития малого бизнеса в регионе // Системный анализ в проектировании и управлении: Труды X Международной науч.-практ. конф.

Ч. 1. СПб.: Изд-во политех. ун-та, 2006. - С. 215-218.

Брюханова Наталья Владимировна

Технологический институт федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Южный федеральный университет» в г. Таганроге.

E-mail: bruhanovanv_2009@rambler.ru.

34792В, . , . , 44.

Тел.: ВВ634311426.

Bryuhanova Natal’ya Vladimirovna

Taganrog Institute of Technology - Federal State-Owned Educational Establishment of Higher Vocational Education “Southern Federal University”.

44, Nekrasovskiy, Taganrog, 34792В, Russia.

E-mail: bruhanovanv_2009@rambler.ru.

Phone: +7В634311426.

УДК 336 (075.8)

O.A. Колчина

РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СИСТЕМЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Ведущим направлением решения проблемы притока инвестиций на территорию муниципального образования является формирование и мобилизация инвестиционных ресур-. -ной деятельности и система мер по активизации инвестиционного процесса на муниципальном уровне.

Ресурсное обеспечение инвестиционной деятельности; мобилизация инвестиционных ресурсов; источник финансирования; иностранные инвестиции.

O.A. Kolchina

RESOURCE SUPPORT INVESTMENT ACTIVITIES IN THE MUNICIPALITY

Leading towards a solution to the problem of inward investment into the territory of the municipality is the creation and mobilization of investment resources. The article describes the possible sources of resource support of investment activity and a system of measures to enhance the investment process at the municipal level.

Resource support investment; mobilizing investment resources; the funding source; foreign investment.

Реализация инвестиционной деятельности на уровне муниципального образования связана с принятием управленческих решений в области определения возможных источников финансирования инвестиционных проектов, концентрации ресурсов и повышения эффективности их использования.

Деятельность органов местного самоуправления в данном направлении определяется как система мер стимулирования трансформации накоплений в инвестиции, т.е. задействования или разблокирования невостребованных потенциальных инвестиционных ресурсов с одновременной их ориентацией на комплексное социально-экономическое развитие муниципального образования [2].

Неизбежное в условиях построения рыночной экономики фактическое расширение объема средств, привлекаемых из внебюджетных источников финанси-, -ния усиливает значимость этого источника для активизации инвестиционной деятельности в городе и вынуждает органы местного самоуправления искать рычаги

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.