Научная статья на тему 'Концептуальная модель социокультурной модернизации системы высшего профессионального экологического образования в структуре регионального образовательного кластера'

Концептуальная модель социокультурной модернизации системы высшего профессионального экологического образования в структуре регионального образовательного кластера Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
159
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНЫЙ МНОГОУРОВНЕВЫЙ ИННОВАЦИОННЫЙ ЭКОЛОГО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КЛАСТЕР / КЛАСТЕРНАЯ ИНИЦИАТИВА / ПРИНЦИПЫ СИСТЕМНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАНИЯ / КЛАСТЕРИЗАЦИЯ ЭКОЛОГО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ / МЕНЕДЖМЕНТ КАЧЕСТВА ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВ / MULTI-LEVEL REGIONAL INNOVATIVE ENVIRONMENTAL EDUCATION CLUSTER / THE CLUSTER INITIATIVE / THE PRINCIPLES OF SYSTEM ORGANIZATION OF EDUCATION / CLUSTERING / ECOLOGICAL AND EDUCATIONAL SYSTEM / QUALITY MANAGEMENT OF HIGHER ENVIRONMENTAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Храпаль Л. Р., Мухутдинова Т. З.

Представлена концептуальная модель социокультурной модернизации системы высшего профессионального экологического образования в структуре регионального образовательного кластера, предполагающая возможность объединения в своей структуре образовательных, культурных, научных, инновационных, социальных подразделений вуза, а также перестройку деятельности всего профессорско-преподавательского коллектива вуза

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Храпаль Л. Р., Мухутдинова Т. З.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The conceptual model of social and cultural modernization of the system of higher environmental education in the structure of the regional educational cluster, implying the possibility of merging in the structure of educational, cultural, scientific, innovative, social divisions of the university, as well as restructuring of the entire teaching staff of the university.

Текст научной работы на тему «Концептуальная модель социокультурной модернизации системы высшего профессионального экологического образования в структуре регионального образовательного кластера»

УДК 3 77:378:373.3/5

Л. Р. Храпаль, Т.З. Мухутдинова КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СТРУКТУРЕ РЕГИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО КЛАСТЕРА

Ключевые слова: региональный многоуровневый инновационный эколого-образовательный кластер, кластерная инициатива, принципы системной организации воспитания, кластеризация эколого-образовательной системы, менеджмент качества высшего профессионального экологического образования.

Представлена концептуальная модель социокультурной модернизации системы высшего профессионального экологического образования в структуре регионального образовательного кластера, предполагающая возможность объединения в своей структуре образовательных, культурных, научных, инновационных, социальных подразделений вуза, а также перестройку деятельности всего профессорско-преподавательского коллектива вуза.

Key words: multi-level regional innovative environmental education cluster, the cluster initiative, the principles of system organization of education, clustering, ecological and educational system, quality management of higher environmental

education.

The conceptual model of social and cultural modernization of the system of higher environmental education in the structure of the regional educational cluster, implying the possibility of merging in the structure of educational, cultural, scientific, innovative, social divisions of the university, as well as restructuring of the entire teaching staff of the university.

Центр тяжести проблемы устойчивого развития цивилизации смещается в сторону высшего профессионального экологического образования как главного исполнителя социального заказа общества на «производство» личности, обладающей высоким уровнем экологической культуры, глобальным мышлением и планетарным сознанием, способной не только адаптироваться к быстроизменяющимся цивилизационным условиям, но и обеспечить своей деятельностью успешность реализации идей устойчивого развития.

При этом экологическое образование в вузе должно стать социально-личностноориентированным, способным обеспечивать преемственность культур, создавать систему новых ценностей и отношений, носить опережающий характер по отношению к социальным практикам. Выполняя свою культуротворческую роль, оно формирует готовность человека к новому видению перспектив мира, восприятию и осуществлению новых моделей его развития.

Особую миссию при этом несут технологические вузы, готовящие кадры для сферы управления и промышленного природопользования.

Необходимость модернизации деятельности вузов и профессиональной компетентности преподавателей и будущих специалистов нового уровня, декларируются во многих программных документах, регламентирующих их деятельность (Закон о высшем и послевузовском образовании, Концепция модернизации высшего образования в РФ и пр.).

Одной из наиболее перспективных форм модернизации системы высшего профессионального экологического образования являются региональные многоуровневые инновационные эколого-образовательные кластеры, построенные по принципу пирамиды, в вершине которой, находятся кластеробразующие предприятия, деятельность которых зависит от системы организаций и предприятий, работающих в едином эколого-образовательном направлении (рис.1).

Считаем необходимым выделить региональные кластеры. Региональный кластер - это совокупность хозяйствующих субъектов, расположенных на одной территории и формирующих основу местной среды за счет производства конечной продукции, знаний и

технологий. Такие кластеры обычно объединяют не только крупные, но и малые, а также средние предприятия. Основу их успеха составляет синергетический эффект географической близости друг к другу и потребителям [1].

Рис. 1 - Структура модернизации системы высшего профессионального экологического образования как регионального многоуровневого кластера: К 1 - предприятия (организации), специализирующиеся на экологических видах деятельности; К 2 -эколого-образовательные и научно-исследовательские организации по проблемам экологии; К 3 - природоохранные организации; К 4 - организации рыночной инфраструктуры (аудиторские, консалтинговые, торговля); К 5- некоммерческие и общественные экологические организации, объединения предпринимателей, торговопромышленные палаты, организации инновационной инфраструктуры и инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства: бизнес-

инкубаторы, технопарки, промышленные парки, венчурные фонды, центры экологических технологий, центры поддержки субподряда (субконтрактации)

Под кластерной инициативой понимаются скоординированные действия, направленные на повышение конкурентоспособности и роста регионального отраслевого кластера с вовлечением и непосредственным участием ключевых участников кластера: компаний, ассоциаций, образовательных учреждений и др.

Наиболее развитые кластеры имеют пять принципиальных характеристик, три первые из которых могут рассматриваться в качестве стартовых предпосылок для формирования кластеров.

1. Наличие конкурентоспособных предприятий. Ключевым условием развития кластера является наличие в нём предприятий, конкурентоспособных на российском и / или международном рынках.

2. Наличие у региона / территории конкурентных преимуществ для развития кластера. Например, выгодное географическое положение, доступ к сырью, наличие специализированных людских ресурсов, наличие поставщиков комплектующих и связанных услуг, наличие специализированных учебных заведений и образовательных программ, наличие специализированных организаций, выполняющих НИОКР, наличие необходимой инфраструктуры и др. факторы.

3. Географическая концентрация и близость. Ключевые участники кластеров находятся в географической близости друг к другу и имеют возможности для активного взаимодействия. Географический масштаб может варьироваться от типа и особенностей кластера и может охватывать один субъект Российской Федерации, муниципальное образование или несколько субъектов Российской Федерации. В качестве индикаторов географической концентрации могут рассматриваться различные показатели, характеризующие высокий уровень специализации данного региона.

4. Широкий набор участников и наличие «критической массы». Кластер может состоять как из компаний, производящих конечную продукцию и услуги, как правило, экспортируемые за пределы региона, системы поставщиков комплектующих, оборудования, специализированных услуг, так и профессиональных образовательных учреждений, НИИ и других поддерживающих организаций. В качестве индикаторов могут рассматриваться показатели, характеризующие высокий уровень занятости на предприятиях и секторах, входящих в кластер, количество компаний и организаций, относящихся к секторам, входящих в кластер.

5. Наличие связей и взаимодействия между участниками кластеров.

Одним из ключевых факторов успеха для развития кластеров является наличие рабочих связей и координации усилий между участниками кластера. Эти связи могут иметь различную природу, включая формализованные взаимоотношения между головной компанией и поставщиками, между самими поставщиками, партнерство с поставщиками оборудования и специализированного сервиса; связи между компаниями, вузами и НИИ в рамках сотрудничества при реализации совместных НИОКР и образовательных программ.

Социально-экономический эффект от развития кластеров проявляется в следующих направлениях:

1. Повышение производительности и конкурентоспособности компаний и секторов экономики. Компании, работающие в более развитых кластерах, более производительны, чем компании в менее развитых кластерах.

2. Повышение инновационного потенциала. Более развитые кластеры обладают большим инновационным потенциалом, что может быть измерено, например, по количеству патентов и внедренных инноваций.

3. Стимулирование к созданию новых компаний. Развитые кластеры способствуют появлению и развитию новых малых и средних компаний.

4. Повышение конкурентоспособности и экономического развития регионов. С точки зрения социально-экономического развития регионов развитие кластеров положительно влияет на уровень и структуру занятости, уровень заработной платы в регионе [2].

На наш взгляд, превращение вуза в региональный эколого-образовательный кластер дает возможность объединить в своей структуре систему образовательных, культурных, научных, инновационных, социальных подразделений вуза, предполагающий углубление и упрочнение его связей с природоохранными предприятиями, учреждениями культуры, конструкторскими бюро, проектными институтами, технологическими и производственными предприятиями региона; дает дополнительные возможности для расширения спектра экологообразовательных услуг, повышения их качества, расширения профессиональных возможностей выпускника, его горизонтальной и вертикальной мобильности в будущем, что позволит наиболее полно удовлетворять как его личные запросы, так и запросы работодателей. В такой структуре создается поле потенциальных возможностей для перевода внешних воздействий на будущего специалиста со стороны педагогов в его внутренние интенции - стремление к самообучению, самовоспитанию и саморазвитию. Но для этого необходима и перестройка деятельности всего профессорско-преподавательского коллектива вуза [3,4,5].

На наш взгляд, кластеризация эколого-образовательной системы дает возможность динамически модернизировать содержание высшего профессионального экологического

образования, позволяя выстраивать его на основе комплексной модели, включающей в себя компоненты:

• концептуальный (цели, методы, формы, средства);

• психолого-педагогический (механизмы освоения студентами ценностей);

• организационно-управленческий (менеджмент элементов воспитательной структуры);

• экономический (финансовое обеспечение) (рис.3).

Мы убеждены, что модернизация высшего профессионального экологического образования должна представлять собой открытую систему, управляемую гуманистическими целевыми установками, социальным заказом и личными, нравственно детерминированными интенциями преподавателей экологических дисциплин нового уровня, накапливающую культурные, организационно-технические, интеллектуальные и прочие ресурсы; передающие их в воспитательную среду культурно-образовательного кластера и обеспечивающие гуманитарную направленность воспитательного процесса на основе интеграции предметного, психолого-педагогического, нравственно-эстетического и философского знания [3,4,5].

С целью обеспечения наиболее эффективного взаимодействия всех сфер личности преподавателя экологических дисциплин и куратора, чтобы правильно применить при их подготовке (повышении квалификации) к реализации миссии, важно учитывать принципы системной организации экологического образования:

• натурности - представляющие собой эколого-ориентированную модификацию принципа наглядности;

• пролонгированности - предполагающие комплексное долгосрочное обеспечение педагогических условий формирования экологической культуры, этнокультурной и гражданской идентичности студенческой молодежи;

• результативности - ориентирующие на управление модернизацией экологического образования в вузе на основе диагностических целей;

• этичности - предполагающие формирование у студентов психологии здравого смысла, основанного на антропоэкологическом императиве;

• согласованности - основывающиеся на увязывании целей жизнедеятельности студента с целями вуза и требованиями социального заказа в лице работодателя,

• магнификации - связанные с созданием условий для деятельностно-творческого освоения студентом социокультурной среды вуза;

• сатисфакции - учитывающие факторы и условия удовлетворения потребностей студентов и учет их постоянного расширенного воспроизводства [5].

Менеджмент качества высшего профессионального экологического образования необходимо строить на адекватном мониторинге особенностей личностного роста студентов:

• модернизированность этнокультурной и гражданской идентичности; экологической культуры, степень выраженности гуманистического отношения к природе;

• сформированность смысложизненных ценностей и установок; навыков планирования и организации собственной жизнедеятельности, лежащих в основе осмысленности жизни и др.;

• сформированность способности к осуществлению экологического поведения -способность к осознанной экологической деятельности;

• сформированность гармонично развитых личностных качеств, включающих в себя эмоционально-волевую сферу, когнитивные психические процессы, сознание, и др.

Мы можем утверждать, что современные образовательные системы, кроме традиционных компонентов (цели, содержание, методы, формы и средства), согласно Концепции модернизации российского образования, должны включать компонент, характеризующий социальный заказ образования [3,4].

Система, включающая такой компонент, является кластером, то есть специально организованной культурно-образовательной системой, иерархически выстроенной совокупностью образовательных, культурных, научных, инновационных, социальных подразделений, а также установленных тесных связей между ними, и конструкторскими, технологическими, производственными учреждениями и предприятиями региона.

Модернизация системы высшего профессионального экологического образования предполагает:

• формирование корпуса воспитателей (кураторов), занимающихся организацией эколого-образовательной деятельности студентов, содействием социально-психологической и социально-экономической поддержке и защите студентов вуза как культурнообразовательного кластера региона;

• учет особенностей системы экологического образования в структуре культурнообразовательного кластера вуза, специфические функции кластера, его социально-личностная направленность, повышение уровня этнокультурной и гражданской идентичности будущих специалистов;

• нацеленность на формирование профессионально-экологических (социокультурной и этнокультурной) компетенций у преподавателей экологических дисциплин.

Феномен кластеризации в сфере образования связан с формированием крупных университетских комплексов, включающих в себя подразделения, обеспечивающие подготовку специалистов на всех уровнях профессиональной компетентности.

Кластерный подход к педагогическому феномену высшего профессионального экологического образования предполагает выделение и анализ подсистем-компонентов, входящих в систему, а также изучение связей между компонентами, обусловливающих появление новых, интегративных качеств системы, которых нет у ее отдельных компонентов.

При этом университетский комплекс (см. рис. 2), обретая тесные связи с

кластеробразующим предприятием и полноценно встраиваясь в структуру регионального кластера в сфере промышленного природопользования, модернизирует собственное образовательное пространство, реализуя кластерный подход.

На рисунке 2 представлен технологический аспект проектирования экологообразовательного пространства вуза в контексте кластеризации, где

К1 - институты, филиалы и факультеты системы ВПО;

К2 - учреждения непрерывного профессионального экологического образования: СПО, НПО, лицеи, колледжи;

К3 - НИИ, вузовские центры компетенций по распространению экологических знаний, экологические лаборатории, экологические площадки, экологические лагеря, научные экологические кружки, экологические центры и др. структуры дополнительного и послевузовского экологического образования.

Таким образом, эволюционно новым этапом модернизации системы высшего профессионального экологического образования в вузе является кластер, т.е. специально организованная эколого-образовательная система, представляющая собой иерархически выстроенную совокупность эколого-образовательных, культурных, научных, инновационных, конструкторских, технологических, производственных, социальных и иных единиц, а также установленных тесных связей между ними.

Проектируя свою миссию, Казанский государственный технологический университет идентифицирует себя как ценностно-ориентирующий субъект гражданского общества, как социальный институт, призванный дать студенту экологическое образование, адекватное гражданскому обществу.

Рис. 2 - Технологический аспект проектирования эколого-образовательного

пространства вуза в контексте кластеризации

Основные стратегические цели КГТУ:

• повышение роли в социально-экономическом, технологическом, экологообразовательном и культурном развитии региона;

• повышение качества высшего профессионального образования, в том числе и экологического, за счет реализации системы менеджмента качества и модернизация системы непрерывного образования;

• создание педагогических условий для профессиональной экологической подготовки конкурентоспособных, мобильных специалистов, достигших необходимого и достаточного для успешной и уверенной экологической деятельности в регионе уровня профессиональной компетентности, обладающих высокой экологической культурой и этнокультурной и гражданской идентичностью;

• расширение спектра инновационной экологической деятельности профессорско-преподавательского состава, аспирантов и студентов в контексте экологического императива.

Миссия университетского комплекса - быть лидером в сфере высшего профессионального технологического, в том числе экологического, образования за счет качественной подготовки компетентных конкурентоспособных специалистов, способных составить интеллектуальную и культурную элиту России, востребованных на региональном, российском и международном рынках труда.

Кластеризация эколого-образовательной системы проявляется в ее иерархичности, обмене кадрами между ее отдельными уровнями, кооперации элементов, наличии единой инфраструктуры.

Разработанные нами концептуальные основы социокультурной модернизации высшего профессионального экологического образования позволили впервые создать модель социокультурной модернизации высшего профессионального экологического образования в структуре регионального образовательного кластера (рис.3.) [4].

Рис. 3 - Концептуальная модель социокультурной модернизации системы высшего профессионального экологического образования в структуре регионального образовательного кластера

На первом уровне иерархии образовательного кластера функционируют технические лицеи, колледжи, техникумы. Под патронатом головного вуза развивается несколько профильных профтехучилищ. Это «инкубаторы» для взращивания наиболее одаренных и отбора на конкурсной основе будущей студенческой элиты.

Второй уровень - это подготовка будущих специалистов в рамках институтов базового вуза и филиалов.

Третий уровень - постпрофессиональная подготовка. И здесь в университете есть отделения дополнительного профессионального образования, учреждения, реализующие модель «воспитания через всю жизнь». Мы предлагаем вузовские центры компетенций в распространении экологических знаний, экологические школы, научные кружки, экологические центры подготовки преподавателей экологических дисциплин и др.

Высший уровень подготовки кадров осуществляется через систему аспирантуры, докторантуры и соискательства.

Кластерный подход к модернизации высшего профессионального экологического образования существенным образом обновляет содержание эколого-образовательной деятельности в вузе, обеспечивая их синергию и развитие экологических инноваций, направляя усилия и ресурсы не только на модернизацию отдельных структурных элементов, но и на развитие и укрепление сетей сотрудничества между ними; оптимизирует его деятельность; обеспечивает целостность и единство эколого-образовательного пространства не только головного вуза, но и региональной системы экологического образования за счет многочисленных горизонтальных и вертикальных, прямых и обратных связей между учреждениями разного типа.

Предлагаемая нами концепция будет успешно функционировать при организации определенных условий:

• программно-методическое обеспечение модернизации профессионального экологического образования в вузе;

• использование субъектно-ориентированных технологий в формировании экологической образованности студенческой молодежи;

• трехуровневый мониторинг эффективности процесса модернизации высшего профессионального экологического образования.

В связи с определенными нами методологическими основаниями концепции можно сформулировать основную (центральную) концептуальную идею: социокультурная

модернизация высшего профессионального экологического образования будет эффективна в том случае, если она осуществляется системно и с учетом российской социокультурной динамики общества [4].

Таким образом, разработанная нами концептуальная модель социокультурной модернизации высшего профессионального экологического образования в структуре образовательного кластера может использоваться в рамках социокультурной региональной политики в целом. Представленные концептуальные основы социокультурной модернизации экологического образования в интересах человека и общества открывают перспективы дальнейшей научно-прикладной разработки технологического и методического обеспечения разных уровней модернизации высшего профессионального экологического образования. Это означает, что мы предлагаем основы социокультурной модернизации, в рамках которой возможно эффективное построение эколого-образовательной политики и системы высшего профессионального экологического образования.

Литература

1. Каретин, С.С. Формирование кластерной политики и управленческие аспекты ее реализации / С.С.

Каретин // Проблемы современной экономики, № 1(29). 2009. С. 79-82.

2. Трутников, Д.Ю. Проектирование системы воспитания в структуре регионального

образовательного кластера / Д.Ю. Трушников // Семья-культура-образование в изменяющейся России: матер. Всерос. науч.-практич. конф. с междунар. участием.

г. Балашов, 17-18 ноября 2009 г./ под ред. О.В. Бесчетновой. - Саратов: Научная книга, 2009. -С.442-447.

3. Мухутдинова, Т.З. Формирование и развитие региональной системы непрерывного экологического образования специалиста: диссертация доктора педагогических наук: 13.00.08/ Т.З. Мухутдинова. -Казань, 2005. - 460 с.

4. Храпаль, Л.Р. Модернизация экологического образования в вузе в контексте российской социокультурной динамики [монография] / Л.Р. Храпаль. - Казань: Изд-во «Познание» Института экономики, управления и права , 2010. - 388 с.

5. Храпаль, Л.Р. Актуальные аспекты многоуровневой подготовки в вузе [коллективная монография] / Л.Р. Храпаль, Д.В. Гулякин, Г.М. Гринберг, Н.И. Пак и др. - Георгиевск: Георгиевский технол. ин-т (филиал) ГОУ ВПО «Северо-Кавказский государственный технический университет», 2010. - 257 с.

© Л. Р. Храпаль - канд. пед. наук, доц. кафедры труда и управления персоналом КФУ, lora.a2005@mail.ru; Т. З. Мухутдинова - д-р пед наук, проф. каф. менеджмента и предпринимательской деятельности КГТУ, tamara@kstu.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.