Научная статья на тему 'Концептуальная модель, механизм и методическое обеспечение управления стратегией развития аудиторско-консалтинговых услуг в условиях императивов повышения инвестиционной привлекательности России'

Концептуальная модель, механизм и методическое обеспечение управления стратегией развития аудиторско-консалтинговых услуг в условиях императивов повышения инвестиционной привлекательности России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
154
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ ДОКТРИНА / РЫНОК / АУДИТОРСКО-КОНСАЛТИНГОВАЯ УСЛУГА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Филобокова Л.Ю.

Инновационная доктрина становится важной составляющей в повышении конкурентоспособности национальной экономики, что значительно повышает функциональную нагрузку на рынок аудиторско-консалтинговых услуг, предлагающий продукт интеллектуального труда, для эффективного развития которого, в свою очередь, необходимы концептуальное обоснование, механизм и методическое обеспечение управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Концептуальная модель, механизм и методическое обеспечение управления стратегией развития аудиторско-консалтинговых услуг в условиях императивов повышения инвестиционной привлекательности России»

Методы анализа

УДК 338.46.37

КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ, МЕХАНИЗМ И МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УПРАВЛЕНИЯ СТРАТЕГИЕЙ РАЗВИТИЯ АУДИТОРСКО-КОНСАЛТИНГОВЫХ УСЛУГ В УСЛОВИЯХ ИМПЕРАТИВОВ ПОВЫШЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ

РОССИИ

Л. Ю. ФИЛОБОКОВА,

доктор экономических наук, профессор кафедры финансов, денежного обращения и кредита

Е-mail: filobokova@list ru Кисловодский институт экономики и права

Инновационная доктрина становится важной составляющей в повышении конкурентоспособности национальной экономики, что значительно повышает функциональную нагрузку на рынок аудиторс-ко-консалтинговых услуг, предлагающий продукт интеллектуального труда, для эффективного развития которого, в свою очередь, необходимы концептуальное обоснование, механизм и методическое обеспечение управления.

Ключевые слова: инновационная доктрина, рынок, аудиторско-консалтинговая услуга.

Анализ состояния и распределения рынка ау-диторско-консалтинговых услуг по федеральным округам (табл. 1.) позволил установить наличие существенного регионального резерва развития и усиления территориальной асимметрии.

На долю ЦФО в 2010 г. приходилось 69,76 % от всех крупнейших аудоторско-консалтинговых групп (АКГ), функционирующих в России, но при

этом доля совокупной выручки от реализации услуг была более существенной и составила 88,78 %. Второе место по доле сегментации отраслевого рынка в течение 2008-2010 гг. занимает Северо-Западный федеральный округ. При этом крайне незначительной является доля Южного, Северо-Кавказского и Дальневосточного федеральных округов. На российском рынке аудиторско-консалтинговых услуг в течение ряда последних лет лидером является сеть компаний PricewaterhoшeCoopers (PwC), выручка которой в 2010 г. от функционирования в России составила 7 953 млн руб., или 12,24 % от общего совокупного дохода, полученного в целом на исследуемом рынке.

Если средняя численность специалистов, работающих в крупнейших АКГ России в 2010 г., относительно соответствующего периода 2007 г. выросла на 3 375 чел., или на 16,8 %, то абсолютная величина численности аттестованных аудиторов и их доля в общей численности специалистов АКГ сократились (рис. 1).

Таблица 1

Структура распределения субъектов рынка аудиторско-консалтинговых услуг России по федеральным округам в 2008-2010 гг., %

Федеральный округ Число крупнейших аудиторско-консалтинговых групп Совокупная выручка от реализации услуг

2008 2009 2010 2008 2009 2010

Центральный 69,55 69,76 69,76 98,88 89,32 88,78

Северо-Западный 13,28 13,18 13,18 0,87 8,33 8,54

Уральский 9,39 9,3 9,3 0,07 0,68 0,74

Сибирский 3,91 3,88 3,88 0,13 1,27 1,47

Приволжский 1,56 1,57 1,57 0,02 0,21 0,25

Южный 0,77 0,77 0,77 0,008 0,08 0,09

Северо-Кавказский 0,77 0,77 0,77 0,009 0,08 0,08

Дальнево сточный 0,77 0,77 0,77 0,013 0,03 0,05

8 200 8 000 7 800 7 600 7 400 7 200 7 000 6 800 6 600 6 400 6 200

Л 935

6 840

2007

2008

2009

Рис. 1. Динамика численности аттестованных аудиторов в общей численности специалистов крупнейших АКГ России за 2007-2010 гг, чел.

Доля участия национального рынка аудиторс-ко-консалтинговых услуг в формировании валового внутреннего продукта России на протяжении последних 4-5 лет остается незначительной (табл. 2).

Рынок аудиторско-консалтинговых услуг является одной из подсистем национальной экономики, в которой сосредоточен значительный интеллектуальный капитал, проявление которого имеет место во внешней среде и степень эффективности состояния

и использования которого отображается на уровне конкурентоспособности и устойчивости развития субъектов - потребителей услуг.

Развитие инновационной сферы, активизация инновационной деятельности являются важным приоритетом развития России на ближайшие десятилетия. Глобализация экономических процессов, обострение конкурентной борьбы на главных рынках передовых технологий требуют от отечественных производителей коренной модернизации существующей системы производства и перехода на новые технологии. Инновационная доктрина становится важным элементом в повышении конкурентоспособности национальной экономики

Концептуальное обоснование того или иного явления или процесса реализуется построением концептуальных моделей, позволяющих оценивать значимость характеристик изучаемой целостности,

Таблица 2

2010

Оценка степени участия рынка аудиторско-консалтинговых услуг в формировании валового внутреннего продукта России в 2007-2010 гг.

Показатель 2007 2008 2009 2010 Темп роста, °%

Валовой внутренний продукт, млрд руб. 33 247,5 41 276,8 38 786,4 44 939,2 135,2

Совокупная выручка от реализации услуг крупнейшими АКГ, млрд руб. 47,1 58 59,1 65 138

Доля участия национального рынка аудиторско-консалтинговых услуг в формировании ВВП, % 0,14 0,14 0,15 0,14 100

выявлять ее системные свойства, условия приведения в предполагаемое состояние, определяемое собственной природой структуры и отношениями элементов. Представления, сформированные на основе концептуальной модели и адекватно отражающие характер процессов и явлений, вооружают теоретиков и практиков инструментарием целенаправленного воздействия на регулирование структуры самой социальной системы, отношений между ее элементами для научно обоснованного приведения ее в заданное гипотетическое состояние.

Авторское обоснование концептуальной модели стратегии развития рынка аудиторско-консалтин-говых услуг в условиях императивов повышения инвестиционной привлекательности России представлено системой базовых принципов, основных стратегических подходов, основополагающих методических решений, реализация которых направлена на повышение качества услуг и позволит органам государственной власти эффективно управлять и участвовать в развитии национального сегмента аудиторско-консалтинговых услуг.

В качестве базовых принципов предлагается рассматривать следующие:

- адекватности развития рынка аудиторско-кон-салтинговых услуг уровню научного развития;

- соответствия;

- селективности;

- комплексности и системности;

- активной внутренней и внешней экспансии;

- налоговой дифференциации;

- коммуникативности в режиме прямых и обратных связей;

- открытых межличностных коммуникаций;

- своевременности, доверия и достоверности;

- взаимной предпринимательской выгоды.

В силу этого для России в современных условиях наиболее оптимальной является смешанная стратегия, которая смещает акцент на приоритезации усилий государства (финансовых и организационных) в поддержке отдельных направлений инновационного развития при формировании необходимых общих стимулов к масштабной модернизации и инвестировании в формирование нового качества человеческого капитала, необходимого при реализации как стратегии лидерства, так и стратегии догоняющего развития.

В развитие национального рынка аудиторско-консалтинговых услуг на 2011 - 2020 гг. предлагается стратегия инновационного развития, основанная на рационализации деятельности по инициированию и обслуживанию проектов инновационно-активных субъектов рыночной среды с деятельностью в области услуг с устойчивым трендом.

Такие постулаты положены в основу стратегии развития рынка аудиторско-консалтинговых услуг (АКУ) России до 2020 г., при этом реализацию стратегии предлагается осуществить в четыре этапа (рис 2).

В условиях реализации разработанной концептуальной модели стратегии развития рынка

I этап

Устранение депрессивных процессов, создание условий для активного участия в инновационно-инвестиционных проектах

II этап

Участие в инновационно-инвестиционных проектах на стадии их предварительного отбора (до 80% реализуемых проектов с государственным финансированием и до 90% -по другим источникам финансирования)

IV этап

Обеспечение инновационно ориентированных типов развития систем потребителей услуг

Стратегия развития рынка АКУ на 2011-2020 годы

2011-2013 гг.

Структурные сдвиги в сторону роста доли стратегического консалтинга

2014-2015гг.

Активизация услуг по МСФО

2016-2018 гг. Обеспечение преобладающей доли стратегического консалтинга. Высокий уровень активности в сфере МСФО

III этап Обеспечение наращивания инновационного потенциала как основы инновационного конкурентоспособного развития

Обеспечение соблюдения международных стандартов аудита в области консалтинга и качества услуг. Доведение участия рынка в формировании ВВП до 2,5-3%_

Рис. 2. Стратегические подходы к развитию рынка аудиторско-консалтинговых услуг России на период до 2020 г.

аудиторско-консалтинговых услуг, основанной на инновационном развитии, ожидается:

- обеспечение доли участия рынка аудиторско-консалтинговых услуг в формировании ВВП страны до уровня стран с развитой рыночной экономикой;

- обеспечение качества услуг, соответствующих международным стандартам;

- обеспечение структурных сдвигов в сторону наращивания доли стратегического консалтинга, в том числе в научном, научно-исследовательском и образовательном процессах;

- развитие человеческого капитала и инновационного потенциала как в самой системе «национальный рынок аудиторско-консалтинговых услуг», так и в системах вышестоящего уровня -«региональная экономика» и «национальная экономика».

Все это, в конечном счете, обеспечит выполнение в интересах потребителей услуг действий, приносящих экономические выгоды и обеспечивающих эффективное использование имеющихся ресурсов, активизацию деловой активности, наращивание инновационного потенциала и инвестиционной привлекательности, рассматриваемых в качестве основополагающих факторов конкурентоспособности и устойчивого развития.

Реализация обоснованной стратегии сопряжена со структурными сдвигами, прогнозируемая динамика которых представлена в табл. 3.

В соответствии с разработанной стратегией развития национального рынка аудиторско-кон-салтинговых услуг до 2020 г. структурные сдвиги должны произойти и по географическим сегментам в разрезе федеральных округов (табл. 4).

К 2020 г. прогнозируется сокращение доли АКГ в Центральном федеральном округе, и прежде всего в Москве, по числу аудиторских фирм, занимаю-

Таблица 3

Прогнозируемая структура аудиторско-консалтинговых услуг в России на период до 2020 г., %

Вид услуги 2010 2016 2020

Налоговый консалтинг 17,7 15 8

Юридический консалтинг 10 7,5 5

Инновационный консалтинг 22,1 22,3 22,5

Оценочные услуги 17,4 10 5

Финансовый консалтинг 17,9 19,5 23

Стратегический консалтинг 8,4 18,5 25

Прочие консалтинговые услуги, 6,5 7,2 11,5

всего

В том числе в области образова- - 6 10

ния и научных исследований

щихся консалтингом, при соответствующем росте числа и доли фирм, функционирующих в других федеральных округах. Такой прогноз обусловлен учетом реализации на территории России инвестиционных проектов и доктрины инновационной безопасности.

Представляется, что должно произойти и смещение отраслевых приоритетов в обслуживании клиентов со стороны аудиторско-консалтингового сообщества (табл. 5-7).

Приоритеты постепенно смещаются со сферы товарного обращения к инновационно-активным сегментам национального рынка, формирующим инновационную привлекательность и конкурентоспособность России.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Приоритеты в оказании услуг по финансовому консалтингу отданы базовым секторам национальной экономики.

Основные приоритеты в области инновационного консалтинга закреплены за энергетикой, машиностроением и тяжелой промышленностью.

Механизм управления представляет собой совокупность процедур по принятию управленческого решения и по отношению к рынку аудиторско-кон-

Таблица 4

Прогнозируемая структура распределения рынка аудиторско-консалтинговых услуг в России по федеральным округам на период до 2020 г., %о

Федеральный округ Число крупнейших АКГ Совокупная выручка от реализации услуг

2010 2016 2020 2010 2016 2020

Центральный 69,76 62,85 53,5 88,78 85,2 77,25

Северо-Западный 13,18 15 18 8,54 10,5 15

Уральский 9,3 12 13,5 0,74 1,5 2,8

Сибирский 3,88 4 5,5 1,47 2 2,5

Приволжский 1,57 2,5 3,5 0,25 0,5 0,8

Южный 0,77 1,5 2 0,09 0,1 0,3

Северо-Кавказский 0,77 1 1,5 0,08 0,1 0,5

Дальнево сточный 0,77 1,15 2,5 0,05 0,1 0,85

Таблица 5

Приоритеты аудиторско-консалтингового сообщества в обслуживании клиентов в области стратегического консалтинга по видам экономической деятельности

Таблица 6

Приоритеты аудиторско-консалтингового сообщества в обслуживании клиентов в области финансового консалтинга по видам экономической деятельности

Таблица 7

Приоритеты аудиторско-консалтингового сообщества в обслуживании клиентов в области инновационного консалтинга по видам экономической деятельности

Год Приоритеты по видам экономической деятельности

2010 г (фактически) Энергетика. Нефтяная и нефтегазовая промышленность. Финансовый сектор. Телекоммуникации. Торговля

2016 г (прогноз) Энергетика. Машиностроение. Тяжелая промышленность. АПК и перерабатывающая промышленность. Строительство. Телекоммуникации. Нефтяная и нефтегазовая промышленность. Финансовый сектор

2020 г (прогноз) Энергетика. Тяжелая промышленность. Машиностроение. Нефтяная и нефтегазовая промышленность. АПК и перерабатывающая промышленность. Телекоммуникации. Финансовый сектор. Строительство. Торговля и общественное питание

салтинговых услуг. Он может быть представлен следующими элементами: принципы реализации, условия реализации, функции управления, методы управления.

Условия реализации стратегии относятся как к внешней среде, так могут и входить в состав самой консалтинговой деятельности, учитывая возможности активного влияния субъекта (консалтинговой фирмы) на создание условий своей деятельности. Инвариантным для любой деятельности, в том числе и управленческой, является набор групп условий, включающих:

- нормативно-правовые условия (базу);

- научно-методологическое обеспечение;

- кадровое обеспечение;

- организационное обеспечение;

- мотивационное обеспечение;

- финансово-экономические ресурсы.

Автор полагает, что совершенствование научно-методологической базы механизма реализации стратегии развития рынка аудиторско-консалтинго-вых услуг должно быть направлено на разработку и обоснование методологии формирования внутрифирменных стандартов по наиболее приоритетным

Год Приоритеты по видам экономической деятельности

2010 г. (фактически) 1. Тяжелая промышленность. 2. Пищевая промышленность. 3. Торговля. 4. Финансовый сектор. 5. Строительство

2016 г. (прогноз) 1. Тяжелая промышленность. 2. Машиностроение. 3. Нефтяная и нефтегазовая промышленность. 4. Энергетика. 5. АПК и перерабатывающая промышленность. 6. Финансовый сектор. 7. Торговля и общественное питание

2020 г. (прогноз) 1. Машиностроение. 2. Тяжелая промышленность. 3. Нефтяная и нефтегазовая промышленность. 4. Энергетика. 5. Строительство. 6. Телекоммуникации. 7. Финансовый сектор. 8. Торговля и общественное питание

Год Приоритеты по видам экономической деятельности

2010 г (фактически) 1. Торговля. 2. АПК и перерабатывающая промышленность. 3. Строительство. 4. Машиностроение

2016 г (прогноз) 1. АПК и перерабатывающая промышленность. 2. Машиностроение. 3. Строительство. 4. Энергетика. 5. Нефтяная и нефтегазовая промышленность. 6. Финансовый сектор. 7. Торговля и общественное питание

2020 г (прогноз) 1. Энергетика. 2. Нефтяная и нефтегазовая промышленность. 3. АПК и перерабатывающая промышленность. 4. Финансовый сектор. 5. Телекоммуникации. 6. Строительство. 7. Торговля и общественное питание

направлениям консалтинга в интересах обеспечения качества услуг и минимизации трудоемкости выполняемой работы.

При разработке внутрифирменных стандартов оказания консалтинговых услуг инструментарием аудита решению подлежат следующие задачи: - выработка единых научно-обоснованных организационных и методологических подходов к методике оказания консалтинговых услуг; определение минимальных требований, являющихся обязательными для обеспечения высокого качества консалтинговых услуг инструментарием аудита;

регламентация системы внутрифирменного контроля и управления качеством услуг. Предметом разработки внутрифирменных стандартов оказания консалтинговых услуг инструментарием аудита являются организационно-экономические отношения, возникающие в процессе прямых и обратных взаимосвязей аудиторско-кон-салтинговой структуры и ее клиента в процессе оказания услуг и контроля за их качеством.

Для разработки внутрифирменных стандартов требуется прежде всего исследовать потребности внешней среды и установить приоритеты пользователей услуг. Пирамида таких приоритетов представлена на рис. 3. Поскольку, как полагает автор, консалтинг - вид интеллектуальной деятельности, основная задача которой состоит в анализе, обосновании перспектив развития и использования научных, технических и организационно-экономических инноваций с учетом предметной области проблем

Безупречная репутация, профессионализм, высокая квалификация и постоянное совершенствование сотрудников

заказчика. В то же время консалтинг решает вопросы управленческой, экономической, финансовой, инвестиционной деятельности организаций, стратегического планирования, оптимизации общего функционирования компании, ведения бизнеса, исследования и прогнозирования рынков сбыта, движения цен и т. д.

Иными словами, консалтинг - это любая помощь, оказываемая внешними консультантами в решении той или иной проблемы. Основная цель консалтинга заключается в улучшении качества руководства, повышении эффективности деятельности компании в целом и увеличении производительности труда каждого работника.

Выполнение таких сложных задач возможно только при наличии высококвалифицированного персонала. Аудиторы обязаны в течение каждого календарного года, начиная с года, следующего за годом получения квалификационного аттестата аудитора, проходить обучение по программам повышения квалификации, утверждаемым саморегулируемой организацией аудиторов, членом которой он является. Минимальная продолжительность такого обучения устанавливается саморегулируемой организацией аудиторов для своих членов и не может быть менее 120 ч за три последовательных календарных года, но не менее 20 ч. в каждый год. Представляется, что такие требования к претендентам на получение квалификационного аттестата аудитора способствуют как качеству кадрового потенциала аудиторского сообщества, так и качеству оказываемых им консалтинговых услуг инструментарием аудита.

Оказание услуг «под ключ», системный подход

Надежность, оптимальные сроки

Гибкая ценовая политика

Конфиденциальность, индивидуальный подход

Отраслевая специализация, долгосрочные партнерские отношения

Использование авторской методики

Использование мировых стандартов

Инвестиционная деятельность, реализация собственных проектов

Рис. 3. Пирамида приоритетов пользователей консалтинговых услуг инструментарием аудита

Вместе с тем для совершенствования кадрового обеспечения рынка аудиторско-консалтинговых услуг предлагается:

- закрепить в Федеральном законе от 30.12.2008 № 307-Ф3 «Об аудиторской деятельности» право допуска к сдаче квалификационного экзамена только лиц, имеющих высшее профессиональное образование в области экономики, менеджмента, учета, анализа и аудита;

- ввести в программу подготовки претендентов на получение квалификационного аттестата аудитора дисциплины «стратегический менеджмент и экологический аудит»;

- расширить перечень вопросов программы подготовки претендентов на получение квалификационного аттестата аудитора разделами: «международный финансовый менеджмент», «финансовое планирование и прогнозиро-. вание».

Также предлагается внести изменения в учебные планы подготовки специалистов высшего профессионального образования в области учета, отчетности и аудита, менеджмента и экономики расширением объема изучения МСФО, финансового анализа в условиях формирования отчетности по МСФО.

Финансово-экономическое обеспечение (ресурсы, условие) успешной деятельности рынка аудиторско-консалтинговых услуг в условиях его трансформации к императивам повышения инвестиционной привлекательности России требует совершенствования систем управления общей экономической стратегией каждой отдельной АКГ или фирмой и их финансовой политикой.

Качество аудиторско-консалтинговых услуг не всегда определяется только существующими фор-

Рис. 4. Взаимосвязь состояния институциональной среды и качества аудиторско-консалтинговых услуг

мально прописанными стандартами и правилами аудиторской деятельности, поскольку существует сильное влияние со стороны ряда дополнительных, зачастую слабо формализуемых, факторов. В силу этого механизмы обеспечения качества аудиторс-ко-консалтинговых услуг должны включать в себя набор не только формальных, но и неформальных элементов и соответствующие им подходы к управлению (рис. 4). Концепция процессного подхода рассматривает управление как процесс, поскольку достижение заявленных целевых установок - не единовременное действие, а процесс. Действия, которые сами по себе не являются процессом, называются функциями управления.

Процесс управления в целом представляет собой сумму всех функций управления. Как и в управлении иной любой другой организационной системой, в управлении развитием рынка аудиторско-консалтинговых услуг должны быть применены такие общие функции управления, как планирование, организация, мотивация и контроль. Все функции управления развитием рынка аудитор-ско-консалтинговых услуг связаны между собой посредством информации. В условиях создания продукта интеллектуального труда со стороны консультантов-аудиторов и требований высокого качества услуги первостепенное значение приобретают степень информационной насыщенности рынка и умение квалифицированно анализировать имеющийся информационный массив.

Методология и процесс управления аудиторскими услугами отображают управленческую деятельность как процесс, а структура и техника управления - как явление. Все элементы, входящие в систему управления, необходимо профессионально

организовать для эффективной работы компании в целом. Представляется, что наиболее действенными инструментами методического обеспечения реализации стратегии развития рынка аудиторс-ко-консалтинговых услуг являются планирование и анализ. Система планов служит формой материализации плановой деятельности предприятия, но не главным ее результатом.

Главным является определение целей стратегий, программ, распределение ресурсов, позволяющие предприятию во всеоружии встретить будущие перемены. Стратегический план является вершиной системы планов, поскольку характеризует основное назначение того или иного хозяйствующего субъекта, его цели и стратегии. Этот план служит ориентиром для всех прочих планов. Одновременно он служит и ограничением при принятии решений относительно основных направлений деятельности (продуктов и услуг) и рынков. Алгоритм стратегического планирования аудиторско-консалтинговой фирмы представлен на рис. 5.

Для реализации разработанной и обоснованной концепции стратегии развития рынка аудиторско-консалтинговых услуг, основанной на развитии и активизации инновационного потенциала, инструментарием стратегического планирования предлагается стандартизация процедур по этапам планирования в аудиторско-консалтинговых организациях (табл. 8). Инструментарием стратегического анализа выступают SNW-анализ, STEP-анализ, SWOT-анализ. Все обозначенные

рынка аудиторско-консалтинговых услуг оценке подлежат экономический, интеллектуальный, инновационный и предпринимательский потенциалы.

Для ранжирования конкурентных позиций автором предлагается использовать количественное измерение элементов, формирующих тот или иной потенциал конкурентных позиций фирмы (или группы фирм), занятой в сфере консалтинга инструментарием аудита (табл. 9).

Каждый элемент, формирующий конкурентные позиции аудиторско-консалтинговой фирмы или их группы, определяется системой локальных индикаторов с их последующим агрегированием (табл. 10).

Можно с высокой долей уверенности предположить, что один из самых высоких показателей уровня вложений в интеллектуальный потенциал в мире положительно связан с высокими показателями уровня развития систем макро- мезо- и микроуровней.

^ I. Концепция стратегии развития аудиторско-консалтинговой фирмы (АКГ) ^

1. Глобальная цель и система подцелей развития фирмы или АКТ.

2. Основные задачи развития.

3. Главный вектор развития.

4. Основные принципы развития.

5. Методика анализа экономического потенциала и финансового положения

инструменты изучают внутреннюю и внешнюю бизнес-среду развития системы, по отношению к которой выполняются процедуры стратегического управления. Диагностировать состояние внутренней бизнес-среды системы: оценивать ее стратегический потенциал и качественно-количествен-ные характеристики ее состояния позволяет SNW-анализ, итогом которого является формирование профиля позиций

В результате анализа (инструмент оценки потенциала) в рамках исследования

хозяйствующего субъекта

кг

^ II. Анализ сложившейся макро-, мезо- и микроситуации и состояния рынка ^__аудиторско-консалтинговых услуг__^

1. Определение долговременных тенденций развития в контексте развития социально-экономической системы региона как территории дислокации бизнес-структуры.

2. Идентификация и оценка сильных и слабых сторон.

У^ Оценка внутренних и внешних ресурсов и резервов__^

1. Условия реализации.

2. Принципы реализации.

3. Функции управления. ^4. Методы управления

Рис. 5. Алгоритм разработки стратегического плана организаций, оказывающих аудиторско-консалтинговые услуги

Таблица 8

Стандартизация процедур по этапам стратегического планирования в аудиторско-консалтинговых организациях (группах организаций)

Уровень планирования Этапы Стандартные процедуры

Корпоративный уровень (уровень АКГ) Анализ внешней среды Анализ макро- и мезоэкономической ситуаций: - анализ динамики ВВП и ВРП; - оценка инвестиционного климата и инновационной привлекательности страны и региона; - анализ состояния и уровня развития базовых видов экономической деятельности России и ее регионов; - анализ финансовой устойчивости национальной экономики и региональных социально-экономических систем; - анализ законодательной и нормативной базы в области стратегического развития; - состояние и динамика развития рынка аудиторско-консал-тинговых услуг, в том числе и на международном уровне; - уровень платежеспособности участников рыночных отношений, соотношение курсов национальной валюты и СКВ. Анализ стратегического маркетинга: - уровень квалификации и компетентности менеджеров; - требования потенциальных клиентов по характеру и качеству услуг; - уровень конкуренции среди участников рыночных отно-. шений

Анализ внутренней среды Корпоративная философия АКГ. STEP-, SNW- и SWOT-анализ. Интеграционная стратегия внутреннего развития АКГ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Стратегический выбор Разработка и обоснование альтернативных стратегий. Сравнительная оценка альтернативных стратегий. Выбор альтернативной стратегии

Реализации стратегии Оценка человеческого капитала и его соответствие выбранной стратегии. Трансформация управленческой инфраструктуры

Уровень аудиторско-консалтинговой организации (бизнес-уровень) Обоснование стратегических целей, соответствующих миссии корпоративного уровня Идентификация и оценка географии и рынка потенциальных покупателей. Оценка уровня конкурентоспособности во взаимосвязи с постановкой задач потенциальными покупателями

Анализ внешней среды Идентификация и оценка внешних критических факторов, определяющих развитие рынка аудиторско-консалтинговых услуг Анализ стратегических групп и подгрупп (по направлениям консалтинговых услуг). Идентификация и оценка возможностей и угроз. Финансовый анализ

Анализ ресурсного обеспечения Анализ цепочки создания добавленной стоимости, брут-то-результата эксплуатации инвестиций, нетто-результата эксплуатации инвестиций. Сравнительная оценка финансово-хозяйственной деятельности

Разработка альтернативных проектов и стратегический выбор Разработка и обоснование альтернативных стратегий. Сравнительная оценка альтернативных стратегий Выбор альтернативной стратегии

Реализация бизнес-стратегии Детализация бизнес-стратегии по структурным подразделениям и секторам направлений консалтинга. Документирование контрольных заданий и обеспечение контроля за их исполнением

Таблица 9

Границы показателей оценки конкурентных позиций аудиторско-консалтинговых фирм (АКГ)

Потенциал Показатель оценки

1 0,8 0,5 0,3 0,15 -0,15 -0,3 -0,5 -0,8 -1

Экономический 3,00 и более От 2,75 до 2,99 От 2,51 до 2,74 От 1,91 до 2,50 От 1,51 до 1,90 От 1,25 до 1,50 От 0,80 до 1,24 От 0,60 до 0,79 От 0,30 до 0,59 Менее 0,30

Инновационный 2,500 и более От 2,000 до 2,499 От 1,500 до 1,999 От 1,001 до 1,499 От 0,800 до 1,000 От 0,600 до 0,799 От 0,300 до 0,599 От 0,200 до 0,299 От 0,100 до 0,199 Менее 0,100

Интеллектуальный 0,885 и более От 0,600 до 0,884 От 0,350 до 0,599 От 0,200 до 0,349 От 0,100 до 0,199 От 0,080 до 0,099 От 0,060 до 0,079 От 0,040 до 0,059 От 0,030 до 0,039 Менее 0,03

Предпринимательский 3,00 и более От 2,76 до 2,99 От 2,51 до 2,75 От 2,01 до 2,50 От 1,76 до 2,00 От 1,51 до 1,75 От 0,96 до 1,50 От 0,56 до 0,95 От 0,36 до 0,55 Менее 0,35

Таблица 10

Система локальных индикаторов оценки интеллектуального потенциала аудиторско-консалтинговой фирмы (АКГ)

Показатель Алгоритм расчета

Доля нематериальных активов в стоимости совокупных активов K1 Средняя стоимость нематериальных активов / Средняя стоимость совокупных активов

Доля затрат на повышение квалификации аудиторов от общей суммы расходов за финансовый год K2 Сумма затрат на повышение квалификации аудиторов / Общая сумма расходов хозяйствующего субъекта за финансовый год

Доля аттестованных аудиторов в среднесписочной численности специалистов K3 Средняя численность аттестованных аудиторов / Среднесписочная численность сотрудников фирмы

Доля специалистов, имеющих аттестат Dip IFR в среднесписочной численности специалистов K4 Средняя численность специалистов, имеющих аттестат DipIFR/Среднесписочная численность сотрудников фирмы

Доля специалистов, имеющих аттестат IFAC «Professional Financial Accountant» (IFA) в среднесписочной численности специалистов K5 Средняя численность специалистов, имеющих аттестат №АС/Среднесписочная численность сотрудников фирмы

Доля специалистов, имеющих аттестат по курсу «МСФО и финансовый учет» в среднесписочной численности специалистов K6 Средняя численность специалистов, имеющих аттестат по курсу «МСФО и финансовый учет» /Среднесписочная численность сотрудников фирмы

Доля специалистов, имеющих аттестат по курсу «Учет затрат и себестоимость продукции» в среднесписочной численности специалистов K7 Средняя численность специалистов, имеющих аттестат по курсу «Учет затрат и себестоимость продукции / Среднесписочная численность сотрудников фирмы

Доля специалистов, имеющих аттестат по курсу «Финансовый менеджмент и финансовый анализ» в среднесписочной численности специалистов K8 Средняя численность специалистов, имеющих аттестат по курсу «Финансовый менеджмент и финансовый анализ» /Среднесписочная численность сотрудников фирмы

Доля специалистов, имеющих аттестат по курсу «Стратегическое планирование и бюджетирование» в среднесписочной численности специалистов K9 Средняя численность специалистов, имеющих аттестат по курсу «Стратегическое планирование и бюджетирование» /Среднесписочная численность сотрудников фирмы

Доля специалистов, имеющих ученую степень в среднесписочной численности специалистов K10 Средняя численность специалистов, имеющих ученую степень / Среднесписочная численность сотрудников фирмы

Доля специалистов, сочетающих научно-педагогическую и практическую деятельность в сфере консалтинга в среднесписочной численности специалистов K11 Средняя численность специалистов, совмещающих практическую деятельность в сфере консалтинга с научно-педагогической деятельностью / Среднесписочная численность сотрудников фирмы

Доля стандартизации процедур по консалтингу инструментарием аудита K12 Количество апробированных внутрифирменных методик по стандартизации аудиторско-консалтинговых услуг / Общее количество методических разработок по стандартизации услуг

Оценку потенциальных интеллектуальных возможностей региона предлагается производить по следующему алгоритму:

ыхр = (&,.2),

где к - весовые значения коэффициентов (К1 - К12); х. - компоненты, формирующие интеллектуальный потенциал.

Основоположники экономической теории выделяют в качестве факторов производства ресурсы, необходимые для производства товаров и услуг. Они традиционно подразделяются их на составляющие:

- трудовые ресурсы, или труд;

- инвестиционные ресурсы, или капитал;

- природные ресурсы, или земля;

- сырьевые ресурсы;

- предпринимательский талант, или предпринимательские способности;

- информация;

- специфической формой информации являются технология и знания, или управленческие способности.

Потенциал развития любой организационной системы в значительной степени определяется предпринимательским талантом и эффективностью использования этого таланта.

Для оценки предпринимательского потенциала на уровне аудиторско-консалтинговой фирмы (АКГ) предлагается система локальных индикаторов, представленная в табл. 11.

Интегрирование локальных индикаторов оценки частных потенциальных предпринимательских возможностей аудиторско-консалтинговой фирмы (АКГ) предлагается производить по алгоритму

Р = (кх.2),

где к - весовые значения коэффициентов (К1 - К5); х. - компоненты, формирующие предпринимательский потенциал.

Традиционно принято считать, что экономический потенциал любого хозяйствующего субъекта определяется его имущественными и финансовыми возможностями, и фирмы или группы фирм, оказывающие аудиторско-консалтинговые услуги, не являются исключением (табл. 12).

Оценка экономического потенциала производится по формуле

®Р = (кх2),

где к - весовые значения коэффициентов (К1 - К6); х. - компоненты, формирующие экономический потенциал.

Инновационный потенциал аудиторско-кон-салтинговой фирмы представляет собой ее потенциальные возможности инновационного варианта развития, в том числе и по характеру оказываемых услуг (табл. 13)

1ппр = (кхг 2),

где к - весовые значения коэффициентов (К1 - К4); х. - компоненты, формирующие инновационный потенциал.

В практической деятельности каждого отдельного хозяйствующего субъекта, занятого оказанием аудиторско-консалтинговых услуг, проблемой методологического характера является оценка сбалансированных показателей результативности системы менеджмента качества. Решение этой

Таблица 11

Система локальных индикаторов оценки предпринимательского потенциала аудиторско-консалтинговой фирмы (АКГ)

Показатель Алгоритм расчета

Индекс роста количества договоров на обслуживание К1 Количество договоров на консалтинговое обслуживание в отчетном периоде / Соответствующий показатель базисного периода

Индекс роста выручки от продаж в сопоставимых ценах К2 Выручка от продаж за отчетный период в сопоставимых ценах / Соответствующий показатель базисного периода

Доля участия в формировании ВРП КЗ Выручка от продаж в сопоставимых ценах за отчетный период / ВРП

Доля участников рынка, заключивших договоры на аудиторско-консалгинговые услуги К4 Число участников, заключивших хозяйственные договоры на ауди-торско-консалтинговое обслуживание с фирмой (АКГ) / Общее число участников рынка

Доля сегментации количества консалтинговых услуг, возможных к исполнению инструментарием аудита К5 Количество видов консалтинговых услуг, оказанных в текущем отчетном периоде /Максимально возможное количество видов консалтинга инструментарием аудита

Таблица 13

Система локальных индикаторов оценки инновационного потенциала аудиторско-консалтинговой фирмы (АКГ)

Таблица 12

Система локальных индикаторов оценки экономического потенциала аудиторско-консалтинговой фирмы (АКГ)

Показатель Алгоритм расчета

Имущественный потенциал

Доля стоимости чистых активов в общем объеме совокупных активов К1 Средняя стоимость чистых активов / Средняя стоимость совокупных активов

Доля основных средств в общем объеме совокупных активов К2 Средняя стоимость основных средств / Средняя стоимость совокупных активов

Индекс роста средней стоимости совокупных активов КЗ Средняя стоимость совокупных активов отчетного периода / Средняя стоимость совокупных активов базисного периода

Финансовый потенциал

Коэффициент автономии отчетного периода К4 Средняя стоимость собственного капитала / Средняя стоимость совокупного капитала

Коэффициент текущей ликвидности К5 Средняя стоимость текущих активов / Средняя величина текущих обязательств

Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами К6 Собственные оборотные средства / Общая величина оборотных средств

Показатель Алгоритм расчета

Доля расходов на НИОКР от общей суммы расходов К1 Сумма расходов на НИОКР / Общая сумма расходов

Темпы роста разработок инновационного характера К2 Количество разработок инновационного характера за отчетный период / Количество разработок инновационного характера в базисном периоде

Доля новых видов услуг в общем их объеме КЗ Выручка от продажи новых видов услуг / Общая сумма выручки от продажи всех видов услуг

Доля внедренных инновационных проектов от общего количества разработанных К4 Количество внедренных инновационных проектов / Общее количество разработанных инновационных проектов

проблемы в условиях широкого диапазона характера консалтинговых услуг, оказываемых инструментарием аудита, требует комплексного подхода, обеспечивающего возможность измерения степени удовлетворенности клиентов АКГ. Разработка и обоснование алгоритма оценки позволят руководству аудиторско-консалтинговых организаций не только формировать меры управляющего воздействия и определять критерии оценки эффективности их реализации, но и оперативно реагировать на любые отклонения.

Аудиторско-консалтинговые услуги формируют инфраструктуру регионального рынка, обслуживают его потребности по широкому спектру профессиональной деятельности. Основная функциональная нагрузка состоит в том, чтобы обеспечить прирост экономических выгод каждого отдельного участника рыночных отношений за счет повышения их инвестиционной привлекательности, обеспечивающей дополнительный приток инвестиционных потоков за счет формирования

или повышения уровня экономической безопасности информации, подвергшейся экспертизе инструментарием аудита в процессе инвестиционного цикла.

Для оценки эффективности управления ауди-торско-консалтинговыми услугами предложена методика, основанная на измерении экономической эффективности услуг

Э = Уэбк

ау / , об? кач' 1=1

где Эау - экономический эффект;

Эоб? - эффект от /-го коммерческого или некоммерческого проекта; Ккач - коэффициент качества услуг. Поскольку для аудиторско-консалтинговой фирмы все реализуемые консалтинговые проекты являются коммерческими, исходная модель может быть модифицирована и принимает следующий вид

Эом? (Р ) - PV (З )Ккач,

где Эком? - экономический эффект;

PV (Р.) - приведенная стоимость доходов от .-го проекта;

PV (3;) - приведенная стоимость затрат от .-го проекта;

Ккач - коэффициент качества услуг, определяемый экспертным путем, стремящийся к единице и определяемый по алгоритму

К = Эф - Э / Эф,

кач ф у ф'

где Эф - фактически полученный эффект;

Эу - эффект, ожидаемый к получению по результатам консалтинговых услуг. Если эффект является абсолютной величиной, то эффективность - относительной, как соотношение эффекта с ресурсами, инвестированными для его получения.

Для оценки эффективности аудиторско-консал-тинговых услуг предлагается определять коэффициент эффективности по формуле

Кф = Э . / СОК,

эф ном/ '

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

где Эном. - экономический эффект с учетом качества услуг;

СОК - совокупный капитал.

Список литературы

1. Об аудиторской деятельности: Федеральный закон от 30.12.2008 № 307-Ф3 (ред. от 11.07.2011).

2. Рейтинговое агентство «Эксперт РА»: рэн-кинг аудиторско-консалтинговых групп «Российский аудит» по итогам 2010 года. URL: http://www. raexpert. ru/ratings/auditors/2010.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.