Научная статья на тему 'Концептуальная модель графических форм представления информации в педагогическом процессе: системный подход'

Концептуальная модель графических форм представления информации в педагогическом процессе: системный подход Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
256
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИЯ / ГРАФИЧЕСКОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ / КОНТЕКСТ / ДЕНОТАТ / КОННОТАЦИЯ / ЖИЗНЕННЫЙ ОПЫТ / INFORMATION / GRAPHICAL PRESENTATION OF INFORMATION / CONTEXT / DENOTATION / CONNOTATION / VITAL EXPERIENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Годлевская Е. В.

Актуальность статьи обусловлена необходимостью разработки концептуальной модели системы графических форм представления информации, которая позволит выявить её уровень функционирования на современном этапе развития общества, характерной особенностью которого является новая волна технического перевооружения, требующая возрастающего объема интеллектуальных усилий для усвоения научных знаний в процессе профессионального обучения. Целью проведённого исследования является проверка созданной модели на законы жизнеспособности искусственной системы. В ходе проверки выявлен недостаточный уровень информационной проводимости системы графических форм представления информации. Проделанная работа по выявлению структурных составляющих системы графических форм представления информации и их функций позволяет найти такие адекватные формы организации и символизации научного знания, которые раскрывают смысл больших объемов информации с опорой на жизненный опыт обучающихся, их денотативный и коннотативный словарный и образный запас.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Годлевская Е. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONCEPTUAL MODEL OF GRAPHICAL FORMS OF PRESENTATION OF INFORMATION IN THE PEDAGOGICAL PROCESS: A SYSTEMATIC APPROACH

The urgency of the research of the article is explained by the need to develop a conceptual model of the graphic representation forms of information that would reveal its level of functioning at the present stage of the development of society. A characteristic feature of which is the new wave of technical re-equipment, requiring increasing amounts of intellectual effort to assimilate scientific knowledge in the process of training. The objective of the study is to test the created model to laws on the viability of an artificial system. The assay found no sufficient level of informational conductivity of graphic forms of presentation of information. The work on identification of structural components of graphic forms of information and their functions allows finding such forms of organization and adequate symbolization of scientific knowledge, which would reveal the meaning of large amounts of data, building the vital experience of students, their denotative and connotative vocabulary and imaginative fund.

Текст научной работы на тему «Концептуальная модель графических форм представления информации в педагогическом процессе: системный подход»

References

1. Bashmakova N.I. Mirovye tendencii razvitiya vysshego obrazovaniya v XXI veke: videnie Yunesko i praktika reform. Vysshee obrazovanie segodnya. 2007; 1: 28-30.

2. Ryzhova N.I., Stavceva O.I. Cennosti i smysly v 'epohu globalizacii. Voprosy kul'turologii. 2013; 12: 6-12.

3. Bashmakova N.I., Koroleva N.Yu., Ryzhova N.I. Napravleniya razvitiya professional'noj podgotovki v gumanitarnom vuze v usloviyah polikul'turnoj social'no-obrazovatel'noj sredy. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2014; 3. Available at: <http://www.science-education.ru/117-13459>

4. Atabekova A.A. Inoyazychnye special'nye koncepty v mezhkul'turnoj professional'no orientirovannoj kommunikacii (yazykovoe oformlenie i interpretaciya). Moskva: RUDN, 2008.

5. Hernandez S.C. Traductor, truduccion y mediacion intercultural. In Hernandez Sacristan, C. and R. Morant Marco. Lenguaje y Emigracion. Valencia: Universitat de Valencia, 1997. pp. 247-260.

6. Taft R. The role and personality of the mediator. In S. Bochner (e.d). Thr Mediating Person: briges between Cultures - Cambridge: Schenkman. 1981:73.

7. Garzone G. Domain-specific English and language mediation in professional and institutional settings. Arcipelago, 2003.

8. Kopylov A.V. Problemyyazykovogo posrednichestva vkontekste filosofskojgermenevtiki. Avtoreferat dissertacii...kandidata filosovskih nauk. Murmansk, 2006.

9. Pshenkina T.G. Verbal'naya posrednicheskaya deyatel'nost' perevodchika v mezhkul'turnoj kommunikacii: psiholingvisticheskij aspekt. Avtoreferat dissertacii ... doktora filologicheskih nauk. Barnaul, 2005.

10. Candlin C. Intercultural aspects of Specialized Communication. Peter Lang, 2004.

Статья поступила в редакцию 28.01.15

УДК 004

Godlevskaya Ye.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Chelyabinsk Institute of Development of Professional Education (Chelyabinsk, Russia), E-mail: elenagodl@ya.ru

CONCEPTUAL MODEL OF GRAPHICAL FORMS OF PRESENTATION OF INFORMATION IN THE PEDAGOGICAL PROCESS: A SYSTEMATIC APPROACH. The urgency of the research of the article is explained by the need to develop a conceptual model of the graphic representation forms of information that would reveal its level of functioning at the present stage of the development of society. A characteristic feature of which is the new wave of technical re-equipment, requiring increasing amounts of intellectual effort to assimilate scientific knowledge in the process of training. The objective of the study is to test the created model to laws on the viability of an artificial system. The assay found no sufficient level of informational conductivity of graphic forms of presentation of information. The work on identification of structural components of graphic forms of information and their functions allows finding such forms of organization and adequate symbolization of scientific knowledge, which would reveal the meaning of large amounts of data, building the vital experience of students, their denotative and connotative vocabulary and imaginative fund.

Key words: information, graphical presentation of information, context, denotation, connotation, vital experience.

Е.В. Годлевская, канд. пед. наук, доц. Челябинского института развития профессионального образования (ЧИРПО), г. Челябинск, E-mail: elenagodl@ya.ru

КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ГРАФИЧЕСКИХ ФОРМ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ: СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД

Актуальность статьи обусловлена необходимостью разработки концептуальной модели системы графических форм представления информации, которая позволит выявить её уровень функционирования на современном этапе развития общества, характерной особенностью которого является новая волна технического перевооружения, требующая возрастающего объема интеллектуальных усилий для усвоения научных знаний в процессе профессионального обучения. Целью проведённого исследования является проверка созданной модели на законы жизнеспособности искусственной системы. В ходе проверки выявлен недостаточный уровень информационной проводимости системы графических форм представления информации. Проделанная работа по выявлению структурных составляющих системы графических форм представления информации и их функций позволяет найти такие адекватные формы организации и символизации научного знания, которые раскрывают смысл больших объемов информации с опорой на жизненный опыт обучающихся, их денотативный и коннотативный словарный и образный запас.

Ключевые слова: информация, графическое представление информации, контекст, денотат, коннотация, жизненный опыт.

Рассмотрим с позиции системного анализа графические формы представления информации и их роль в педагогическом процессе с функцией сохранения и передачи культурной самобытности и наследия новым поколениям.

Под системой вслед за Г.С. Альтшуллером будем понимать некоторое множество взаимосвязанных элементов, обладающее свойствами, не сводящимися к свойствам отдельных элементов [1].

Как известно, любая система строго и однозначно определяется её структурой и функциями входящих в неё элементов. Теория систем определяет функцию как совокупность воздействий при влиянии одного объекта на другой, приводящих к получе-

нию некоторого количественно или качественно определенного результата, к изменению объекта или к достижению некоторой частной цели. Именно в этом смысле будем использовать термин в настоящей работе.

Внешнюю функцию системы графических форм представления информации определяет базовая категория - «информация». Для нашего исследования представляет интерес формулировка, данная И.М. Зацманом, который под информацией понимает «... авторские, коллективные или общепринятые формы эксплицитного (явного) и отчуждённого от человека представления его знаний, предназначенные для передачи непосредственного сенсорного восприятия и понимания их другими людьми» [2, с. 155; 3].

Исходя из представленной формулировки, внешней функцией СГФПИ является информационное представление знаний в форме, удобной для обработки, передачи и творческого их реконструирования в результате усилий пользователя [4].

В своей работе мы рассматриваем коммуникацию в контексте педагогического процесса, который является специально организованным взаимодействием старшего (обучающего) и младшего (обучаемого) поколений с целью передачи старшими и освоения младшими социального опыта, необходимого для жизни и труда в обществе [5]. Это в свою очередь диктует нам необходимость выделить в системе субъектов педагогического процесса (передатчик и приемник информации).

Внешняя функция определяется структурой системы и функциями входящих в неё элементов.

Как мы рассматривали ранее в монографии [6], система графических форм представления информации — это искусственная (созданная человеком) система для выражения мыслей графическими средствами, способами. Она состоит из связанных между собой элементов (устройств или веществ), а также из элементов, связанных между собой во времени (технологий, операций, процессов, способов). Для рассмотрения входящих в систему графических форм представления информации структурных элементов обратимся к научным трудам Г. Фреге, Г.С. Альтшуллера, И.М. Зацмана, А. Соломника, П.Ф. Каптее-ва., Ю.Р Валькмана.

помощью средств графики и/или вербально, необходимые для точной интерпретации смысла [7].

Так как педагог транслирует информацию, закодированную в виде слов или образов, то в систему необходимо включить знаковые системы и законы семиотики и синтаксиса (Рисунок 1).

Функции структурных составляющих системы графических форм представления информации необходимо рассматривать только с учётом включенности их в надсистему. Такой надсисте-мой является образовательный процесс в контексте смены исторических типов культур.

Уровень культуры, достигнутый человеческим сообществом, служит одним из важнейших параметров, определяющих сущность и перспективы развития цивилизации. Однако в задачи общества входит не только достижение определенного культурного уровня, но и эффективная передача его следующим поколениям. В процессе развития человечества происходят изменения в цивилизациях, которые приводят к изменению целей, содержания, форм образовательного процесса, а также к изменению знако-во-образных систем, с помощью которых ведется передача информации.

Каждые исторические периоды развития цивилизации имели свои типы форм организации человеческой деятельности, которые в современной литературе получили название организационной культуры. Вслед за А.М. Новиковым выделим следу-

Наша концептуальная модель будет базироваться на семантическом треугольнике Г. Фреге, который позволяет в системе графических форм представления информации выделить такие структурные элементы как «объекты и явления окружающей действительности», «смысл», «знаковые системы».

Ценностьи значимостьлюбого знака определяется конкретной ситуацией его употребления. Один и тот же знак может вызывать различную реакцию у людей в зависимости от времени, места и цели его использования.

Это приводит к необходимости введения в систему графических форм представления информации такого структурного составляющего как «контекст», именно он выполняет смыслоои бразующую функцию.

Как известно, контекстом является законченный отрывок птсьмееноьили устной ^ы^т^^ьстЬ,

позволяет уточнить значение входящих в него отдельных слов, предложелтй. Поткоттокстом слсоьмы гроЛлчтскиоЛюрм п,тд-ставления информации вслед за Ю.Р Валькманом будем понимать отдельные фрагменты рассуждений, представленных с

ющие исторические типы организационной культуры: традиционная, корпоративно-ремесленная, профессиональная (научная), проектно-технологическая [8]. Рассмотрим влияние характерных особенностей организационных культур на функции структурных составляющих системы графических форм представления информации (Таблица 1). Как известно, любая искусственная система возникает в результате синтеза в единое целое отдельных частей, но не всякое объединение частей дает жизнеспособную систему. По Г.С. Альтшуллеру, существуют по крайней мере три закона, выполнение которых необходимо для того, чтобы система оказалась жизнеспособной [9].

Созданная нами система графических форм представления информации должна удовлетворять необходимым условиям принципиальной жизнеспособности искусственной системы. Чтобы она самостоятельно выполняла свою функцию, в ее структуру должны входить — «источник энергии», «двигатель», «трансмиссия», «рабочий орган», «средство управления», объект действия системы. Как видно из таблицы 1 закон полноты частей системы соблюдается.

Таблица 1

Функции структурных составляющих системы графических форм представления информации

Исторический тип организационной культуры Традиционная Корпоративно-ремесленная Профессиональная (научная) Проектно-технологическая

Фактологическая платформа Методологическая платформа

Объекты и явления окружающей действительности (источник информации) Функция: Для воспроизведения и соединения фактов в целостность, позволяющий что-либо открывать, доказывать, обосновывать, распознавать. Функция: Для выявления, изучения, организации, систематизации и развития способов преобразования человеком действительности.

Передатчик информации (двигатель) Функция: Обучение элементарной функциональной грамотности; развитие физической силы, выносливости, выдержки. Функция: Обучение ремеслу, наукам и искусству. Функция: Обучение чтению и письму ремеслу, наукам и искусству. Функция: Обучение основным видам деятельности (игра, учение, труд)

Контекст (трансмиссия) Функция: Организация деятельности. Освоение правил (техники безопасности, внутреннего распорядка). Отработка трудовых приемов. Выработка трудовых навыков. Отработка навыков (показ образца и рецепта его воспроизведения). Передача и усвоение технологий. Функция: Передач предельно большого объёма научных знаний (в форме текста, математических записей, условных схем, графиков, диаграмм) и опыта жизнедеятельности. Формирование интеллектуальной и духовной культуры человека

Знаковые системы (рабочий орган) Естественные, образные и языковые знаковые системы. Функция: Отражение объектов реальной действительности. Естественные, образные и языковые знаковые системы. Функции: Отражение объектов реальной действительности, выделение свойств объектов, раскрытие связей между объектами. Естественные, образные, языковые знаковые системы, системы записи, математические коды Функции: Отражение объектов реальной действительности, выделение свойств объектов, раскрытие связей между объектами, осуществление действия над объектами.

Законы семиотики и синтаксиса (система управления) Функция: Управляют через знаковые системы повторением, изучением или обыгрыванием действительности в той последовательности, которая заимствуется из реальности. Функция: Управление знаковыми системами для осуществления организации мышления. Что позволяет делать выводы и приходить к правильным заключениям из корректно выбранных и организованных посылок Функция: Управляют различными знаковыми системами с целью обработки данных, собранных в онтологической действительности. При этом получаются отличные друг от друга результаты, которые иначе внедряются в практику. Функция: Управляют различными знаковыми системами для осуществления различного представления одного и того же онтологического материала перед разными категориями пользователей.

Приемник информации (объект действия системы) Функции: 1.Осознание и принятие целей и задач учителя и определение целей и задач учения. 2. Развитие и углубление потребностей и мотивов учения. З.Понимание основных вопросов учебного материала, подлежащего усвоению. 4. Организация учения (психологический аспект): восприятие, осмысление, запоминание, применение, обобщение, систематизация знаний. 5.Проявление эмоционально-положительного отношения и волевых усилий в учебно-познавательной деятельности. б.Само-контроль в процессе учения. 7. Самооценка результатов учения, совместной деятельности на уроке.

Система графических форм представления информации является инструментом способствующим преобразованию информации в витагенный опыт обучающегося в ходе педагогического процесса. Прежде чем проверить СГФПИ на информационную проводимость (что является вторым необходимым условием принципиальной жизнеспособности искусственной системы) проанализируем условия, в которых должна функционировать данная система.

Современный этап развития общества характеризуется большим объемом накопленной человечеством информации. Лавинообразный рост информации сопровождает все области научных и профессиональных знаний. При этом процесс логического мышления человека, построенный на постепенном переходе от одного звена в цепи рассуждений к другому, не справляется с возросшим потоком информации. Свёртывание информации за счет увеличения степени абстрактности знаковых форм ведёт, по мнению Ф.И. Гиренка к ситуации, когда человечество живёт в условиях «не извлечённых смыслов». Так же обстоят дела и в педагогическом процессе, где передача информации с помочью СГФПИ от одной части системы к другой проис-

ходит через операции кодирования и раскодирования. При этом, как указывает ПредрагМицич [10], на каждом этапе происходит потеря определенного количества информации. Согласно его исследованиям, из 100% задуманной для трансляции субъектом (передатчиком) информации лишь 24% переходит в витагенный опыт другого субъекта коммуникационного общения. Плохая информационная проводимость системы графических форм представления информации связана с высокой степенью абстракции применяемых знаковых систем и разными уровнями витагенного опыта субъектов педагогического процесса.

Таким образом, можно сделать вывод, что существующая система графических форм представления информации на современном этапе развития общества, не выдает требуемого уровня функционирования.

Возникшее противоречие можно разрешить с помощью поиска таких адекватных форм организации и символизации научного знания, которые бы раскрывали смысл больших объемов информации с опорой на витагенный опыт обучающихся, их денотативный и коннотативный словарный и образный запас.

Библиографический список

1. Альтшуллер Г.С. Творчество как точная наука. Москва: Советское радио, 1979: 122-123.

2. Зацман И.М. Концептуальный поиск и качество информации. Москва: Наука, 2003.

3. Newman J. Some Observations on the Semantics of "Information". Information Systems Frontiers. 2001; Vol. 3, No. 2: 155 - 167.

4. Шрейдер Ю.А. Информация и знание. Системная концепция информационных процессов. Москва: ВНИИСИ, 1988: 47-52.

5. Мардахаев Л.В. Социальня педагогика. Москва: Гардарики, 2005.

6. Годлевская Е.В. Дидактический потенциал системы графических форм представления информации в процессе профессионального обучения. Челябинск: ЧГАА, 2014.

7. Валькман Ю.Р, Книга Ю.Н. Анализ понятия «графический образ». Труды Международного семинара Диалог'2002 «Компьютерная лингвистика и интеллектуальные технологии». Протвино, 2002: 41-52.

8. Новиков А.М. Постиндустриальное образование. Москва: Эгвес, 2008. Availfble at: http://www.altshuller.ru/

9. Мицич Предраг П. Как проводить деловые беседы. Сокращенный перевод с сербо-хорвадского. Москва: Экономика, 1983.

References

1. Al'tshuller G.S. Tvorchestvo kak tochnaya nauka. Moskva: Sovetskoe radio, 1979: 122-123.

2. Zacman I.M. Konceptual'nyjpoiskikachestvo informacii. Moskva: Nauka, 2003.

3. Newman J. Some Observations on the Semantics of "Information". Information Systems Frontiers. 2001; Vol. 3, No. 2: 155 - 167.

4. Shrejder Yu.A. Informaciya i znanie. Sistemnaya koncepciya informacionnyh processov. Moskva: VNIISI, 1988: 47-52.

5. Mardahaev L.V. Social'nya pedagogika. Moskva: Gardariki, 2005.

6. Godlevskaya E.V. Didakticheskij potencial sistemy graficheskih form predstavleniya informacii v processe professional'nogo obucheniya. Chelyabinsk: ChGAA, 2014.

7. Val'kman Yu.R., Kniga Yu.N. Analiz ponyatiya «graficheskij obraz». Trudy Mezhdunarodnogo seminara Dialog'2002 «Komp'yuternaya lingvistika iintellektual'nye tehnologii». Protvino, 2002: 41-52.

8. Novikov A.M. Postindustrial'noe obrazovanie. Moskva: 'Egves, 2008. Availfble at: http://www.altshuller.ru/

9. Micich Predrag P. Kak provodit' delovye besedy. Sokraschennyj perevod s serbo-horvadskogo. Moskva: 'Ekonomika, 1983.

Статья поступила в редакцию 22.01.15

УДК 378

Dovуdova M.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Altai State Academy of Education n.a. V.M. Shukshin

(Biysk, Russia), E-mail: marina250165@yandex.ru

Kuznetsov R.M., senior teacher, Altai State Academy of Education n.a. V.M. Shukshin (Biysk, Russia),

E-mail: rom70300@yandex.ru

STRUCTURAL-FUNCTIONAL MODEL OF INDIVIDUAL EDUCATIONAL ROUTES IN THE TRAINING OF TEACHER PROFESSIONAL LEARNING. In the article the problem of the development of the structural-functional model of individual educational route, based on the structure of pedagogical activity, to ensure a learner-centered approach to learning, the variability of the process, to improve the efficiency of the studied material, and adapt to the conditions of the mandatory standard, is presented. The developed model is implemented in a specific educational process on special subjects. Participants move to the intermediate state characterized by many parameters, levels of assimilation of knowledge and skills that allow you to adjust the contents of the modules of the route. In this respect, the participants' routes are not strictly fixed by possible recombination. Thus, on the basis of systematic parameter diagnostic status of the participants and continuous adjustment of the subject of the trajectories of the intermediate state students were approaching outcomes of education. The article articulated criteria that reflect the specifics of modeling techniques individual educational route as a factor in the training of future teachers of vocational training for professional work. Criteria revealed through a series of signs that refect all structural components. The criteria refect the dynamics of the measured quality in time. The material presented in the paper leads to the conclusion that the training of students on individual educational routes is a means to increase flexibility, dynamism and variability of the educational process.

Key words: model, modeling, module, individual educational route.

М.В. Довыдова, канд. пед. наук, доц. Алтайской государственной академии образования имени В.М. Шукшина,

г. Бийск, E-mail: marina250165@yandex.ru

Р.М. Кузнецов, ст. преп. Алтайской государственной академии образования имени В.М. Шукшина,

г. Бийск, E-mail: rom70300@yandex.ru

СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ МАРШРУТОВ В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

В статье раскрывается проблема разработки структурно-функциональной модели индивидуального образовательного маршрута, основанной на структуре педагогической деятельности, позволяющей обеспечить личностно-ориентированный подход в обучении, вариативность процесса, повысить эффективность изучаемого материала, адаптировать участников к условиям прохождения обязательного стандарта. Разработанная модель реализована в конкретном учебном процессе по специальным дисциплинам. Участники переходят в промежуточное состояние, характеризующееся множеством параметров уровней усвоения ЗУНов, которые позволяют корректировать содержание модулей маршрута. В этом аспекте участники маршрутов жестко не закреплены возможна их рекомбинация. Таким образом, на основе систематической диагностики параметров состояния участников и непрерывной корректировки предметных траекторий из промежуточного состояния студенты приближаются к планируемым результатам образования. В статье сформулированы критерии, отражающие специфику технологии моделирования индивидуально-образовательного маршрута как фактора подготовки будущего педагога

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.