Научная статья на тему 'Концептуальная библиотечная выставка в дискурсе культуры'

Концептуальная библиотечная выставка в дискурсе культуры Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1203
242
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Концептуальная библиотечная выставка в дискурсе культуры»

Л. В. Кайгородова

КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ БИБЛИОТЕЧНАЯ ВЫСТАВКА В ДИСКУРСЕ КУЛЬТУРЫ

В современной культуре происходит ряд серьезных трансформаций, которые ставят задачу видения культуры и прочтения ее в ракурсе новых онтологических построений. «Новая онтология культуры - коммуникация, подвижные отношения между различными структурами социальности, их постоянное становление и обновление, непрестанное изменение и развитие, допускающее разнолинейность и неопределенность, вариативность и альтернативность, мно-говекторность и полинаправленность движения» [4, с. 9].

Основная тенденция современности - утрата единого культурообразующего начала и превращение культуры во множество миров. Коммуникация «формирует единую реальность культуры, не отрицая многообразия культурных миров, и помогает увидеть рациональные основания современной культуры», что означает ее познание [4, с. 59].

В такой онтологической ситуации становится актуальным исследование культурных и межкультурных коммуникаций, в том числе и такого социокультурного феномена, как библиотека, важнейшей функцией которой и является коммуникация, осуществляемая в разных формах и разными методами. Библиотека как явление культуры воплощает единство духовной и материальной культуры, она реализует свои функции с помощью сложной многоуровневой системы образов, символов и понятий, объективного и субъективного, сознательного и бессознательного, «вечного» и «сиюминутного».

Современная культура презентует себя как поликультура, как свободное сосуществование различных культурных миров. Эта новая реальность характеризуется плюралистичностью, глобализацией цивилизационных процессов, превращением маргинальных областей в культурные доминанты, возрастающей

технизацией культуры.

В библиотеку приходят формы организации виртуального досуга; клубные и досуговые формы работы (клубы по интересам и киноклубы, презентации, вечера, культурные акции и элементы перформанса), сопровождающиеся организацией тематических книжноиллюстративных выставок. Заимствуются элементы музейной выставочной и экспозиционной деятельности. Это является предпосылкой и условием обогащения форм работы современной библиотеки и дальнейшего развития библиотеки как учреждения культуры, досуга, непрерывного образования, коммуникационного и просветительского центра.

С одной стороны, это делает библиотеку активным участником процесса формирования нового социокультурного пространства, а с другой - дает возможность проявить творческий потенциал ее коллектива, работников и читательского актива, - тех читателей, которые в свободное время оказывают добровольную помощь библиотеке в проведении мероприятий, культурных акций и праздников.

В процессе этого совместного творчества часто появляются интересные по форме и методическим приемам мероприятия, сочетающие библиотечные и не библиотечные формы коммуникации. Библиотека реализует весь набор методов - «способов достижения какой-

либо цели, решения конкретной задачи (с точки зрения практики)». При этом активно используются два типа культуры - вербальный (книжный) и визуальный.

Все эти процессы в той или иной форме присутствуют в выставочной работе современной библиотеки, в частности - в создании концептуальных выставок, которые можно рассматривать как «гипертекст, т. е. текст, устроенный таким образом, что он превращается в систему, иерархию текстов, одновременно составляя множество текстов» [5, с. 64]. Концептуальная выставка является выражением интермедиальности, когда книги и материалы выставки рассматриваются как элементы особой знаковой и символической системы.

Актуальность данного исследования обусловлена необходимостью рассмотреть, выявить и зафиксировать тематическое богатство, разнообразие форм и методов выставочной работы современной библиотеки в контексте новой культурной реальности и различных культурных миров.

В связи с этим специфика выставочной работы современной библиотеки рассматривается как культурологический процесс, имеющий целью новое смыслообразование в процессе создания концептуальной выставки как гипертекста.

Для этого необходимо:

- выявить специфику двух типов чтения, на которых базируется выставочная работа библиотеки и которые определяют глубину воздействия на личность читателя и определенную методику работы с ним;

- рассмотреть разнообразные

формы выставочных и рекламно-

информационных мероприятий, проводимых библиотекой в контексте создания выставки как своеобразного гипертекста;

- рассмотреть специфику организации и проведения выставочных меро-

приятий библиотеки в зависимости от двух типов культуры - вербальной (книжной) и визуальной;

- проанализировать библиотечную выставку как феномен, показывающий многообразие культурных миров.

В современных условиях библиотека проявляется как свободное сосуществование различных культурных миров. Это формирует разнообразие информационных, досуговых, коммуникационных читательских запросов, стимулирует современную библиотеку на поиск новых направлений выставочной работы. Книжно-иллюстративная библиотечная выставка выражает сущность библиотеки как социокультурного феномена и учреждения. Выставка выражает сущностную специфику библиотеки на уровне интеллектуального содержательного аспекта представленных документов, на уровне пространственно-временной системы экспонирования документов, на уровне создания символической среды коммуникации в контексте книжной культуры и традиции. Принцип поликультурности и множественности культурных миров, реализуемый в современной выставочной деятельности библиотеки, породил такой качественно новый тип выставки, как концептуальная с ее множественностью текстов, гипертекстов и феноменом виртуальности, и специфику библиотечной выставки в контексте социально-культурной и смыслообразующей деятельности современной библиотеки. В этом контексте можно выявить новые аспекты реализации функций библиотеки, многоуровневых задач коммуникации, в том числе и в библиотечном информационном пространстве, организованном и структурированном по законам гипертекста или концептуальной выставки.

Концептуальная выставка «Любая выставка - своего рода искусство составления антологий. И поэтому является синтезом материалов по проблеме или теме» [3, с. 13]. Выставка

в этом контексте представляет собой многоуровневый свернутый, символически закодированный, интеллектуальный текст.

Слово «выставка» означает «ставить на вид, напоказ» те или иные предметы, произведения искусства. В библиотековедении и музееведении, из которого в последнее время часто заимствуются методы и художественные приемы оформления библиотечных выставок, отмечается огромное видовое разнообразие выставок. Назовем некоторые:

1. Обзорно-представительные по хронологическому признаку (экспозиции и выставки старых книг, ретроспектива периодических изданий, иллюстративного искусства).

2. Коллекционнопредставительные по признаку редкостей и шедевров (выставка миниатюрных изданий, раритетов).

3. Тематические.

4. Тематико-дидактические («Искусство бумажного листа» и «Живая глина» в ООМИИ им. Врубеля). К этому же виду относится выставка-манифест (на выставке «Все знания мира» в национальной библиотеке Франции были представлены как сами носители запечатленной памяти человечества, так и методы их фиксации на протяжении 5 тысячелетий).

5. Выставка-блокбастер (музеи

США).

6. Концептуальные.

Концептуальные выставки ближе

всего к тематическим, но отличаются от последних тем, что содержат в себе концептуальную идею - новый взгляд на известное; ввод в научнохудожественный оборот новых явлений искусства, авторскую разработку выставки и способы ее воплощения.

Слово «концепция» восходит к латинскому «:сопсер^о», означает «восприятие» и интерпретируется как:

а) система взглядов;

б) способ рассмотрения, понима-

ния чего-либо;

в) общий замысел.

Концептуальные выставки следует рассматривать в общем русле теоретического движения концептивизм, который ставит своей задачей творческое порождение, создание множественных моделей возможных миров, познавательных и общественных практик. Кон-цептивность - это смысловая насыщенность, или событийность мышления. Смысловое событие - пересечение границы между мыслительными полями. Не только в повествовательных произведениях значимая граница пересекается героем, попадающим из царства живых в царство мертвых, или из провинции в город, или из обывателей в революционеры, но и в философских текстах постоянно пересекаются границы между понятиями, группами понятий, между разными сферами самого разума. Смысловая событийность текста зависит как от прочности этой границы, так и от энергии ее преодоления.

Концептивизм - это философская деятельность смыслопорождения, организации смысловых событий. Смысл так относится к мышлению, как событие - к бытию. Смысл - это мыслительное событие, пересечение концептуальных полей, заданных аналитическим расчленением понятий.

Концептуальные библиотечные выставки современности являются сложной системой художественных образов, интеллектуальных понятий и символов, порождающих новое знание и включенность читателя/пользователя библиотеки в контекст мировой культуры. Концептуальная выставка имеет основание претендовать на названия: «художественное целое», «научнохудожественное целое», «самостоятельное экспозиционно-выставочное произведение искусства».

Трудность определения и разработки концептуальной выставки состоит в теоретической неразработанности про-

блемы. На поверхности концептуального библиотечного арт-проекта лежит очевидная задача: необходимо для себя и читателя/пользователя, зрителя доказать новизну взгляда на существующее, уяснить отличия концептуальной от тематической выставки.

Если традиционная тематическая выставка объективно рассказывает, информирует, представляет напоказ известное или неизвестное, но объективно данное, признанное, существующее или могущее таковым быть «без возражений», то концептуальная выставка сохраняет проблему приятия представленного автором [9, с. 102].

Эта проблема «приятия» сохраняется потому, что: а) представленное еще не совсем принято в искусстве; б) выдвигается на первый план субъективная, личностная, отстраненная точка зрения автора на это «признанное» - как на тему, так и на событие, которое может быть связано с этой темой. Поэтому самым трудным и принципиальным при разработке и осуществлении концептуальной выставки является методологический вопрос различений: метафизического «что эта выставка и представленное на ней есть само по себе» от гносеологического «о чем эта выставка». «Что» характеризует суть концептуальной выставки, а «о чем» адресует к методике: как это сделано или как оно познается.

Рассмотрим некоторые выставки научной библиотеки Тюменского государственного института искусств и культуры и попытаемся одним тезисом охарактеризовать в них метафизическое «что»:

- Наш повседневный интеллектуальный словарь как наследство XX века: словарь есть готовый образ современной массовой культуры; это дайджест мира, выжимка, карта культуры.

- Тюмень как текст: текст не является сугубо лингвистическим феноменом; понятие текста распространяется на все неязыковые семиотические объекты,

на весь мир.

- Цикл выставок «Антропология без берегов»: человек в пространстве и времени культуры:

- Homo legens и/или человек

«кликающий»: «человек читающий»

(homo legens) и «человек кликающий» (от англ. click - в компьютерной терминологии - нажать и отпустить клавишу, щелкнуть мышью);

- От запаха к слову. От слова к запаху: Человек и запах как предельно эластичная культурная модель, которая каждый раз получает новое символическое наполнение в зависимости от требований момента;

- Homo epulans, или Человек пирующий: человек и пир в самых разнообразных дискурсах - философском, историческом и психологическом;

- Speculare ratione, или По принципу зеркала: человек и отражение, частным случаем которого является зеркало [8, с. 19].

Названные и другие выставки позволяют сделать первое приближение к определению концептуальной выставки. Концептуальная выставка - это в основе своей тематическая выставка, содержащая оригинальную идею и способы ее воплощения в пространстве. «Концептуальная выставка - реализация авторского сценария, содержащего концептуальную идею и “молекулярную структуру” экспозиции, ориентированную на концентрацию и документацию темы и отношения к ней» [7, с. 23]. Значит, концеп-твыставка - это: оригинальная идея, тема, письменный текст концепции (обоснование) и сценарий реализации всего проекта (подготовительный процесс, презентация, «будни» выставки, издательский проект, акционные действия, если они предусмотрены концепцией-идеей).

Опыт работы ведущих художественных музеев показывает, что концеп-твыставка - это часто кураторская выставка. Концептуальная, или куратор-

ская, выставка состоятельна тогда, когда находится на пересечении кураторских и зрительских интересов. Это требует: от куратора - не просто хорошего знания материала, но оценочного к нему отношения как к ценности (художественной, этической, социокультурной и т. п.) для того, чтобы осознать, по М. Бахтину, «новые смысловые глубины»; от читателя или зрителя - готовность вступить в диалог, в дискуссию, активную рефлексию с представленным в выставочном проекте материалом.

Такая модель осуществленности выставки может называться активной (интерактивной). В случае же несостоятельности активной модели проект может считаться осуществленным в пассивной модели самого-в-себе явления. Но в любом случае концептпроект библиотечной выставки направлен (в конечной своей цели) на понимание и изменение сложившегося если не универсума, то локального континуума культуры.

Такая сверхзадача может быть разрешима при выполнении условий методологических различений вопросов «что» и «о чем». Подобная методология достигается каждый раз конкретным пониманием двух реалий: собственно художественных и социокультурных (или культурологических).

Собственно художественные критерии коренятся в самом искусстве книги и в книжном документе, в его природе, сущности, например, в таких его коренных составляющих, как содержание и форма, метод и стиль и т. д. Концептуальный подход позволяет интерпретировать традиционный библиотечный, художественный материал, обостряет в нем те или иные качества, которые могут быть в современной практике или науке востребованы.

Культурологический критерий, применяемый к выставочной практике, позволяет показывать и изучать социокультурные процессы как внутри самого художественного культсоциума, так и

социума вообще.

Сказанное позволяет «суммировать» основные черты концептуальных выставок. Ими являются:

1. Наличие оригинальной идеи.

2. Разработка и письменное оформление концептуального блока выставки.

3. Превращение экспозиции выставки в самостоятельное художественное целое - произведение искусства, в котором куратор выступает в качестве равноправного автора наравне с экспонентами.

4. Обязателен комплексный подход в экспозиционном решении.

5. Наличие интерактивного зрителя, воспринимающего выставку по предложенной автором методологии.

6. Непременное условие концептуальной выставки - новизна, нетради-ционность идеи и решения выставки, расширяющая представление об искусстве или документе и месте человека в контексте контактов с искусством или документом.

7. Концептвыставка сопрягает интересы трех: автора - художника - зрителя.

8. Высокая стоимость и технологическая сложность решения концептуальных выставок, значительная временная продолжительность (от нескольких месяцев до нескольких лет) подготовки выставки.

9. Особые условия: концептвы-ставка требует информированного специалиста, сочетающего в себе «образованность профессионала, способности режиссера и менеджера».

Сказанное позволяет дать такое определение концептуальной выставки:

Концептуальная художественная выставка - это комплексный, архитектонически завершенный объект, отражающий (рефлектирующий) авторский (кураторский) взгляд на суть («что») явлений в искусстве в ценностно-оценочном дискурсе («о чем») [9, с. 107].

Художественная образность книжной выставки

Обеспечивая читателям доступ к информации разного рода - как визуальной, иллюстративной, так и текстовой, выставка синтезирует определенное визуально-текстовое пространство. Оно не является простым сложением двух компонентов, но преображением их по законам искусства.

По своей сути, книжноиллюстративная библиотечная выставка является «особой формой систематизации документов, которые взаимосвязаны и дополняют друг друга; представляет собой публичную демонстрацию документов, организованных в некое целое по определенному принципу - критерию отбора и раскрытия материала выставки: по теме, целевому назначению, по способу организации экспонирования» и др.

Выставочная деятельность библиотек опирается на принцип наглядности и является наиболее действенным способом его реализации. Книга - не только документ и памятник определенной исторической эпохи, но историкокультурный памятник, когда шрифт, формат, характер иллюстраций, качество бумаги и обложка, титульный лист или общая конструкция книги выступают как знаки времени.

Книги можно рассматривать как произведения книжного полиграфического искусства: художественное

оформление обложки, суперобложки, книжные иллюстрации и графические элементы, украшающие страницу (колонтитулы, маргиналии), являются художественными образами, эмоциональными и символическими. Библиотечная выставка выстраивается как некое целое из множества текстов, иллюстраций и графических изображений. Каждая единица имеет свое образное, цветовое, графическое решение, свое семантическое и символическое поле. С помощью этих документов, последовательности их расположения, группировки и комбини-

рования, принципов экспонирования и создается некое эмоциональное «сообщение», - художественный образ. Часто экспозиция выставки включает натуральные объекты (готовые изделия, детали, макеты, модели, муляжи, бутафории), дополняющие и обогащающие этот образ новым, пространственнообъемным и символическим значением. Для создания экспозиции выставки - художественного образа - используется композиция (т. е. построение целостного произведения, все элементы которого находятся во взаимном и гармоничном единстве» [3, с. 86].

Средствами композиции являются: объемно-пространственная структура, масштаб, пропорции, ритм и метр, контраст и нюанс, симметрия и асимметрия, колорит. Существует два вида композиции: объемно-пространственная и плоскостная. Выставочные композиционные методы представляют собой систему приемов организации композиции выставок. Среди них можно назвать методы перспективы, обзорности, группировки, насыщенности.

Часть элементов соответствует построению художественного образа. В основе экспозиции выставки всегда лежат определенные приемы, создающие эмоциональный образ, близкий художественному.

Этот процесс сродни деконструкции как «попытки сущностной эстетизации философии, активного использования художественного опыта. Этот художественный образ, созданный с помощью книг, можно рассматривать как интертекст. Поводом для деконструкции может стать практически любой текст культуры, как вербальный, так и невербальный, т. е. любой фрагмент культуры, осмысливаемый в структуралистском духе как “текст” [1, с. 501].

Интертекст - специфический прием создания современного арт-произведения - заключается в сознательном использовании его автором ци-

тат из других текстов или реминисценций других текстов, смысловых отсылок к ним. Имеются в виду не только вербальные тексты, но тексты (в широком структуралистском смысле слова) любых искусств (живописи, музыки, кино, театра, современных арт-практик) и не-искусства.

В искусстве и литературе XX в., особенно в постмодернистской парадигме, интертекст стал одним из действенных приемов художественной игры смыслами, разными контекстами, осознанной полисемии, внутренней диалогичности создаваемого текста.

В интертексте цитата или реминисценция напоминают о ее изначальном смысле (или контексте, в котором она существовала) и одновременно служа выражению некоего иного смысла, задаваемого ей новым контекстом. Интертекст существенно обобщает художественную структуру, делает ее полифо-ничной и открытой для многомерного и многоуровневого восприятия.

Если рассматривать выставку как систему предметов, каждый из которых имеет свое образное, цветовое своеобразие, свои размеры, текстуру материала, высоту и ширину, знаки, шрифты, то можно говорить о теургии выставки. Из хаоса предметного мира книг и иллюстраций, названий книг, хаоса различных ритмов словесного выражения содержания книги или статьи, экспонируемых на выставке, с помощью экспозиции организуется гармонический космос книжноиллюстративной или музейной экспозиции. Сама выставка выступает в этом контексте как арт-практика. Поэтому к оформлению и дизайну выставки можно применить схему анализа, подобную схеме анализа художественного произведения: тема, сюжет или содержание выставки, линия, композиционное решение, цвет, свет, символика.

Дизайн выставки как художественного произведения, результат творчества, ориентирован на многоуровневую

систему прочтения символического значения как внешнего оформления выставки, так и содержания ее текстов. И в композиции выставки (расположение материалов симметричное или по принципу асимметрии), и в цветовом решении обложек книг, в подборе иллюстраций заложена опора на архетип.

Архетип - одна из коренных категорий аналитической психологии великого гуманитария XX века К. Г. Юнга, и определяет она наследуемую часть психики. Архетип, в буквальном смысле слова, «невидим» и «неслышим», он сам по себе непредставим и обнаруживается лишь через функциональные проявления. У самого К. Г. Юнга есть развернутая и вполне доказательная концепция искусства и культуры, в которой архетип играет определяющую роль для характеристики определенно особенностей этих феноменов. Указанная концепция широко известна и нет смысла излагать ее еще раз.

Независимо от того, как конкретно трактует искусство тот или иной исследователь, он вынужден признать, что художественное произведение, в данном случае, тематическая, образная, эмоциональная библиотечная выставка представляет собой определенную структуру, несущую в себе гносеологическую, аксиологическую или какую-нибудь другую подобную «начинку». Этой структуре вполне органичны проективные и одновременно коммуникативные особенности архетипа [2, с. 141]. Так, в основе композиции всегда - архетипический образ - прямоугольник (внешний вид книги), архетипическая цветовая гамма: красно-черная- для войны, зеленоголубая - для темы экологии, фиолетово-лимонно-желтая - для блока выставок, посвященных виртуальной культуре, персональному компьютеру и Интернет, черно-белая - для рок-культуры.

Проэктивность побуждает произведение искусства располагать свою информацию в некоей пространственно-

временной протяженности, а не в виде готового познавательного результата (к этому стремится наука и отчасти обыденное сознание). Эта протяженность должна быть «пройдена» и освоена при художественном восприятии выставки, где чувства и мысли передаются не через их внешние образы, а посредством конструирования аналогичных образований у воспринимающего.

Пространство книжной выставки

- это и протяженность книжных полок, и пространство вертикальных построений стеллажа, в основе которого лежит наше восприятие окружающего мира по принципу Мирового Древа, трехчастное, универсальное и дискретное.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Архетипичность образа состоит в том, что он дает готовые структуры мыслей и чувств, духовного мира людей, и каналы этой структуры заполняются за счет опыта, знаний и активности органов чувств, мышления, добывания адекватности восприятия как по содержанию, так и по форме; само же восприятие из пассивного, подчиненного акта превращается в процесс сотворчества.

Процесс сотворчества начинается на уровне профессиональной деятельности библиотекаря, планирующего выставку, производящего отбор книжноиллюстративного материала и предметного сопровождения текстов.

Архетипическая структура художественного образа не только раскрывает сбывающееся, но и охватывает жизнь в ее процессуальности движения, развития в пределах прошлого - настоящего -будущего. Это обеспечивает искусству дар предвидения. Архетипическое проявляется в книжной выставке, преимущественно, экспрессивного характера, ориентированной на глубокое воздействие на психику читателя-зрителя. Архетипы держат «поле» выставки которая, благодаря этому, реализует огромный коммуникативный потенциал.

Книжная выставка как символическая система

Структурализм поставил вопрос о культуре как совокупности символических систем и культурных текстов, позволил выявить базовые механизмы и структурные основания символической деятельности применительно к локальным группам культурных текстов. Этот подход к символу постструктурализм реализовал не в структурном, а в контекстуальном анализе. На сегодняшний день проблематика символа разрабатывается в эстетике и теории искусства как проблематика выразительных средств художественного образа. В социокультурной антропологии символ рассматривается применительно к локальным аспектам коммуникации и массовой культуры.

Книжно-иллюстративная выставка любого типа изначально является символической системой в силу того, что содержит текстовые документы, иллюстративные художественные материалы и ставит конечной целью своего существования активное воздействие на читателя, которое возможно только в символическом поле культуры. Проблема символа в книжной выставке - одна из самых интересных. Она максимально разрешается в концептуальных выставках типа «Антропология без берегов».

Символ (от греч. - знак, примета) имеет несколько значений: 1) В искусственных формализованных языках - понятие, тождественное знаку; 2) В эстетике и философии искусства - универсальная категория, отражающая специфику образного освоения жизни искусством -содержит элемент художественного произведения, рассматриваемый в своем знаковом выражении; 3) В социокультурных науках - материальный или идеациональный культурный объект, выступающий в коммуникативном или трансляционном процессе как знак, значение которого является конвенциональным аналогом значения иного объекта.

Символ - прежде всего средство человеческой коммуникации, условный знак. Рационалистический подход к символу был развит в позитивистской научной традиции (Д. С. Милль, Спенсер) на материале эволюционной человеческой цивилизации. В «философии жизни» (Дильтей, Ницше, отчасти Зиммель) символизация выступает как главное средство культуры и, одновременно, как инструмент ее критики, средство нормирования, искажения проявлений жизни, ограничения человеческой воли. Кассирер делает символ универсальной категорией: все формы культуры рассматриваются им как иерархия «символических форм», адекватная духовному миру человека (который определяется как «символическое животное»). Для Шпенглера символизация - основной критерий выделения локальных культур (теория «прасимволов»). Психоанализ рассматривал символ как порождение индивидуального (Фрейд) или коллективного (Юнг) бессознательного, как «архетипи-ческий образ», возникающий вследствие опосредствования человеческим сознанием глубинных императивов родового прошлого. У Лосева, опиравшегося на анализ античной и раннесредневековой эстетики, получили развитие вопросы внешнего подобия означающего и означаемого в символе в связи с проблемой реализма в искусстве. Специфические черты символической деятельности человека исследовались также Лангер, То-доровым, Рикёром, Г адамером.

Уже этот перечень имен исследователей говорит об универсальности и значении символа для существования книжной культуры.

В основе библиотечной выставки всегда лежит зафиксированная с помощью алфавита, букв информация. Эта информация (текст) может быть оформлен в виде отдельного документа, периодического издания или книги. Но в сознании читателя это всегда трансформируется в архетип «книга», которая явля-

ется символической знаковой системой, «образом времени», где закодирована эмоциональная и интеллектуальная информация, осознанная, рациональная и бессознательная, иррациональная.

Чтение книги предстает как сложный творческий и интеллектуальный, многоуровневый процесс «считывания» информации. Можно выделить чтение: а) инструментальное, б) экспрессивное.

Инструментальное чтение ставит задачу реализации прагматических, утилитарных задач приобретения конкретных знаний (образование, самообразование, научная и профессиональная деятельность, хобби). Инструментальное чтение выдвигает ряд требований к фондам библиотеки, к скорости и удобству выполнения информационного запроса пользователя. Выставки, обзоры, подборки материалов для специалистов требуют отражения новой информации и глубины библиографического поиска и раскрытия темы, конкретности содержания.

Дизайнерское оформление рекламных материалов, выставок литературы (учебной, справочной, библиографической, научной и т. д.) инструментального чтения должно базироваться на использовании «закрепившихся» в данной отрасли науки или образования стандартных обозначений - символов. Эмблема - символ, знак, являясь свернутой и закодированной информацией, иногда более доступно и четко информирует пользователя библиотеки о содержании выставленных для просмотра материалов, чем заголовок выставки. Знак -символ, «развернутый» во времени, в смысловом поле.

Конкретизация темы в заголовке выставки, использование конкретного заголовка выполняет роль ограничивающей рамки, вводит информацию в определенную плоскость. Кроме этого, в практике рекламы и дизайна сложились стандартные цветовые решения для оп-

ределенных тематических блоков (см. выше). Таким образом, символы должны быть решены в определенной цветовой гамме.

б) Экспрессивное чтение - это медитация, творческий акт, сознательный труд по выработке мировоззрения; чтение как особый образ жизни, особый способ освоения действительности... Мозг человека аккумулирует и обрабатывает не только осознанную, но и неосознанную информацию, причем основная ее часть уходит в подсознание. Чтение художественного текста задействует бессознательное во всей сложности символов, смыслов и экзистенциальных переживаний, выходит на архетип.

Экспрессивное чтение базируется на образном мышлении, оперирует эмоциями, художественными образами и символами. К заголовкам выставок художественной литературы, искусства применимо высказывание Ю. М. Лотма-на: «Текст предстает перед нами не как реализация сообщения на каком-либо одном языке, а как сложное устройство, хранящее многообразие кода, способное трансформировать получаемые сообщения и порождать новые, информационный генератор, обладающий чертами интеллектуальной личности». Поэтому выставки литературы, афиши, рекламная продукция могут оформляться либо по принципу иллюстрации к содержанию, либо по ассоциативному, либо «от противного». Применяется эстетика восточной живописи: «пустое пятно» для «эха» в душе читателя и зрителя, асимметрия, черно-белая графика, шрифт в стиле раскрываемой темы. Но чаще всего выставки с яркими и необычно оформленными книжными обложками и суперобложками вообще не требуют заголовка. Сами обложки, названия книг, определенным образом скомпонованные, раскрывают не только тему выставки, но и все ее аспекты и нюансы. Отсутствие подзаголовков и рубрик позволяет читателю свободно (эвристический поиск)

отбирать интересующую его информацию.

Конец XX в. привнес в библиотечную выставочную среду и практику новые темы, образы, ритмы, смену «картинки», символику, которые часто диктует телевидение (ТВ). Оно выступает как синхронизатор общественного мнения, тоталитарное средство общения, мощное средство рекламы. В библиотеку приходит компьютеризация и мультимедийные документы, выставки, Интернет. Дробность подачи материала - как в газете. Господствуют приемы визуальной культуры. Визуальные символы, используемые СМИ, их графика и цвет очень четко отражают свое время. Выросло новое поколение пользователей библиотеки, ориентированное на мультимедийную визуальную образность.

И библиотека вынуждена с этим считаться. Громоздкие заголовки, если это не специальное художественное решение книжно-иллюстративной выставки, воспринимаются как анахронизм. Необходимо ориентироваться на современную цветовую гамму и дизайн афиш, пригласительных билетов, малой рекламной продукции. Само мероприятие (вечер, выставка, культурная акция, презентация и т. д.) требует остроумного и нестандартного названия, неизбитой темы и блистательных пресс-релизов.

Полифоничность мира, окружающего человека, многоуровневость и многоаспектность его восприятия, эвристическое богатство смыслообразования находит выражение в библиотечных концептуальных выставках. Концептуальная выставка - по теме, содержанию, концепции дизайна и расположению материала в пространстве библиотеки, по степени и глубине порождаемых смыслов у читателя, обращающегося к выставке, - является многоуровневой символической системой, объединяющей разные типы символов и знаков, способствующей проявлению эффекта социокультурного феномена в пространстве

коммуникации.

1. Бычков, В. В. Эстетика: учебник / В. В. Бычков. - М.: Гардарики, 2002. - 556 с.

2. Еремеев, А. Ф. Архетипическая природа искусства / А. Ф. Еремеев // Теория и экология разума: сб.

науч. ст. / отв. ред. Н. Ю. Перевозкина. - Тюмень: Вектор Бук, 2003. - С. 140-142.

3. Збаровская, Н. В. Выставочная деятельность публичных библиотек / Н. В. Збаровская. - СПб.: Про-

фессия, 2004. - 224 с. - (Библиотека).

4. Культура и коммуникация: глобальные и локальные измерения / под общ. ред. Ю. В. Петрова. -Томск: НТЛ, 2004. - 178 с.

5. Махлина, С. Семиотика культуры и искусства: слов.-справ. в 2 кн. / С. Махлина. - 2-е изд. - СПб.: Композитор, 2003. - Кн. 1.- 255 с.

6. Махлина, С. Семиотика культуры и искусства: слов.-справ. в 2 кн. / С. Махлина. - 2-е изд. - СПб.: Композитор, 2003. - Кн. 2. - 297 с.

7. Михайленок, А. Искусство музейной экспозиции / А. Михайленок // Искусство. - 1979. - № 1. -С. 23.

8. Соколова, Н. П. «Антропология без берегов» / Н. П. Соколова, Г. А. Крамор // Библиотека. - 2004. -№ 7. - С. 19-20.

9. Чирков, В. Ф. Концептуальная выставка: определение, разработка, осуществление / В. Ф. Чирков // Культурологические исследования в Сибири / Омский гос. ун-т. - Омск, 1999. - Вып. 2. - С. 101-107.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.