Научная статья на тему 'Концептуализация понятийно-терминологического аппарата семейной педагогики'

Концептуализация понятийно-терминологического аппарата семейной педагогики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
406
157
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ / КОНЦЕПЦИЯ / СТИЛЬ / МОДЕЛЬ / СТРАТЕГИЯ / FAMILY EDUCATION / CONCEPT / MODEL / STYLE / STRATEGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хоменко И. А.

Предпринята попытка уточнения основных понятий семейной педагогики и семейного воспитания. Представлено авторское видение их систематизации и перспектив развития новой науки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONCEPTUALIZATION OF FAMILY PEDAGOGY TERMINOLOGY APPARATUS

In this work the author attempts to clarify the basic definitions used in the Family Pedagogy and Education. The author proposes her own classification of these concepts, along with her perspective on the Family pedagogy future development.

Текст научной работы на тему «Концептуализация понятийно-терминологического аппарата семейной педагогики»

УДК 37.013

КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИЯ ПОНЯТИЙНО-ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКОГО АППАРАТА

СЕМЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ

© 2009 И.А.Хоменко

Российский государственный педагогический университет им.А.И.Герцена, Санкт-Петербург

Статья поступила в редакцию 20.05.2009

Предпринята попытка уточнения основных понятий семейной педагогики и семейного воспитания. Представлено авторское видение их систематизации и перспектив развития новой науки.

Ключевые слова: семейное воспитание, концепция, стиль, модель, стратегия.

В последние годы в связи с социально-демографическими проблемами семьи и развитием различных форм семейного устройства детей интерес ученых и практиков к семейному воспитанию возрастает. Об этом свидетельствует увеличивающееся количество публикаций и телепередач на тему семьи, расширение научно-исследовательской тематики, появление новых образовательных программ. Родительство становится особым родом профессиональной деятельности, что требует ее научно-теоретического обоснования.

Семейная педагогика, как наука об особом виде иституционального воспитания, пока не обрела статуса самостоятельной области педагогического знания, однако тенденции, складывающиеся в теории общей педагогики, будут во многом свойственны и ей. Среди этих тенденций - концептуализация воспитательной проблематики на уровне ее теоретико-методо-логического анализа, противоречивость содержания понятий и их синонимизация. Некоторыми учеными отмечается повышение частоты и удельного веса терминов при исследовании проблем воспитания в современных условиях (И.А.Липский)1.

Анализ научных работ по семейной тематике2 позволил сделать вывод о том, что в современной науке понятийно-терминологический аппарат семейной педагогики не стал предметом специальных исследований. Ученые изучают разные аспекты взаимодействия детей и родителей (или членов семьи), но практически не обращаются к уточнению терминов (или созданию новых понятий) в данной области знания. Неразработанность или нечеткость понятий, связанных с семейным воспитанием, во

Хоменко Ирина Алексеевна, кандидат педагогических наук, доцент, зав.кафедрой педагогики и психологии семьи. Е-mail: kpps@yandex. ru

1 Липский А.А.Парадигмы и политика современного воспитания: науковедческий анализ. URL: http ://www. social-pedagog.edu.mhost.ru/Docum/Public/Vosp-2/Parad.html (дата обращения 10.05.2009)

2 Хоменко И.А. Инновационные подходы в подготовке специалистов по сопровождению семьи // Образование и семья: проблемы сопровождения. Ч.1. Мат. междунар.науч.-практичес.конф. 27 - 28 марта 2008 / Под. общ. ред. И.А.Хоменко. - СПб.: 2008. - С.6 - 19

многом объясняется многообразием трактовок категории «воспитание» в общей педагогической теории. Воспитание понимается и как «воздействие», «взращивание»; и как процесс социализации и приобщения к культуре; и как «развитие ценностно-смысловой сферы и становления индивидуальности» и др. С развитием гуманистических идей всё больше ученых понимают цель воспитания как становление ребенка субъектом собственной жизни (Е.В.Бондаревская, Н.М.Борытко, П.И.Пидкасистый и др.). В постсоветский период в науке появились педагогика поддержки (О.С.Газман), педагогика сотрудничества (Ш.Амонашвили, С.Лысен-кова, В.Ф.Шаталов и др.), педагогика успеха (Е.И.Казакова), педагогика самоопределения (А.Тубельский), педагогика индивидуальности (О.С.Гребенюк, Т.Б.Гребенюк) активно разрабатывались идеи творческого саморазвития (В.И.Андреев).

Таким образом, можно сказать, что понимание термина «воспитание» зависит от того, какая фундаментальная идея заложена в позиции автора той или иной «педагогики». Семейное воспитание также может строиться на разных фундаментальных идеях (подходах) и, следовательно, иметь свою понятийно-термино-логическую специфику. Как и в любом педагогическом процессе, в семейном воспитании также присутствуют цель, принципы, содержание и методы (способы) воспитания, однако в практике использования терминов и их соотношений друг с другом наблюдается высокая вариативность. Сегодня в специальной литературе в качестве синонимов для обозначения одного и того же явления употребляются различные термины - например, многие авторы в одном и том же тексте попеременно употребляют слова «стиль» (воспитания), «тип», «модель», «стратегия», «парадигма», «вектор (воспитания)» и т.д.

Как указывает В.М.Полонский, «то, что один автор называет концепцией, по мнению другого, представляет собой модель или педагогическую систему. Даже в одной работе один и тот же результат имеет нередко разные названия. И это касается не только отдельных понятий, но и целых отраслей, областей и

Известия Самарского научного центра Российской академии наук, т. 11, 4 (4), 2009

направлений педагогики»3. Семейная педагогика, как новая область научно-педагогического знания, нуждается в концептуализации своего понятийного аппарата: в определении круга терминов (концептов), их соотношения с общенаучными категориями и выделения их специфики. Следуя логике структуры педагогического процесса, сначала целесообразно определиться с основными категориями семейной педагогики и семейного воспитания.

Высший методологический статус по отношению к воспитанию, как считает И.А.Лип-ский, имеет науковедческая категория «парадигма», под которой обычно понимается теория (или модель постановки и решения проблем), принятая в качестве образца решения исследовательской задачи и разделяемая всеми членами научного сообщества4. Но «парадигма» является довольно широким понятием, - она задает границы научного поиска на определенном мировоззренческом фундаменте.

В контексте нашей проблемы уместнее было бы говорить о «концепции», - как о термине, обозначающем «ведущий замысел, конструктивный принцип в научной, художественной, технической, политической и др. видах деятельности» (БСЭ)5 и «определяющий стратегию действий»6. Концепция представляет собой систему взглядов, объединяемых базовыми концептами, основным их которых является семейное воспитание.

П.Ф.Каптерев (1849 - 1922) с именем которого связано развитие теории семейной педагогики, трактовал семейное воспитание как «систематическое целенаправленное воздействие на ребёнка взрослых членов семьи и семейного уклада» .

Одно из последних определений дано в «Большой современной энциклопедии «Педагогика» (2005). Там семейное воспитание обозначено как «более или менее осознанные усилия по взращиванию ребенка, предпринимаемые старшими членами семьи, которые направлены на то, чтобы младшие члены семьи соответствовали имеющимся у старших представлениям о том, каким должен быть ре-

3 Полонский В.М. Результат научно-педагогического исследования: структурные компоненты и формы представления //Понятийный аппарат педагогики и образования: Сб. науч. тр. : Образование: исследовано в мире: междунар. Науч. пед. Интернет-журнал. URL: http://www.oim.ru. - Номер гос. регистрации: Эл № 77-4365. (дата обращения 03.12.2008).

4 Липский A.A. Парадигмы и политика современного воспитания: науковедческий анализ. URL: http ://www. social-pedagog.edu.mhost.ru/Docum/Public/Vosp-2/Parad.html (дата обращения 10.05.2009).

5 Полный текст третьего издания «Большой советской энциклопедии», выпущенной издательством «Советская энциклопедия» в 1969 - 1978 гг. в 30 тт. URL: http://slovari.yandex.ru/dict/bse (дата обращения: 10.05.2009)

6 Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. 5-е изд., перераб. и доп. - М.: 2007. URL: http://slovari.yandex.ru/dict/economic/article/ses1/ses-2957.htm (дата обращения: 10.05.2009).

7 Каптерев П. Ф. Детская и педагогическая психология. - Во-

ронеж: 1999. - C. 57.

бенок, подросток, юноша»8. В контексте современных концепций воспитания, ориентированных на развитие субъектности ребенка, раскрытия его талантов и возможностей, следует понимать семейное воспитание как процесс развития ребенка в семье. Семейное воспитание тесно связано со многими другими понятиями («стиль», «модель», «стратегия» и т.д.) которые требуют специального рассмотрения. Как показывает анализ теоретических источников, наиболее употребительным в литературе являются «стиль семейного воспитания» и «модель семейного воспитания». В «Толковом словаре русского языка» под ред. Д.Н.Ушакова стиль определяется как «характерная манера поведения, метод деятельности, совокупность приемов какой-нибудь работы», т.е., является, в некотором смысле, индивидуально-личност-ным способом реализации какого-либо замысла, демонстрацией какой-либо позиции (отно-

\9

шения) .

В.М.Минияров считает, что под стилем семейного воспитания следует понимать «наиболее характерные способы отношений родителей к ребенку, применяющих определенные средства и методы педагогического воздействия, которые выражаются в своеобразной манере словесного обращения и взаимодей-ствия»10. В наиболее общем смысле под стилем семейного воспитания в науке понимаются «различные способы взаимодействия родителей со своими деть-ми».11 Это понятие является наиболее разработанным с точки зрения диагностики (Э.Г.Эйдемиллер, В.В.Юстицкис и др.), хотя выделенные перечисленными авторами стили семейного воспитания представляются весьма спорными и нуждающимися в новом осмыслении.

Понятие «модель» появилось в педагогике сравнительно недавно. «Педагогическая энциклопедия» 1965 года издания трактует это слово в значении условного образа какого-либо объекта и используется в качестве средства наглядности в обучении. «Российская педагогическая энциклопедия» (1993) данного понятия не содержит. «Словарь психолога-практика» (2005) определяет модель как «схему, изображение или описание некоего природного или общественного, естественного или искусственного процесса, явления или объекта»12. Точного определения понятия «модель воспитания» в литературе обнаружить не удалось; часто оно употребляется и как синоним «стиля», и как синоним «концепции» (например, «Адлеровская модель» (А.Адлер), «Учебно-теоре-тическая модель» (Б.Скиннер), «Модель чувственной коммуникации» (Т.Гордон) и т.д.). Однако по смыслу понятие «модель» ближе всего к

8 Педагогика: Большая современная энциклопедия / Сост. Ра-пацевич Е.С. - Мн.: 2005. - С. 521.

9 Толковый словарь русского языка: В 4 тт. / Под ред. Д. Н.Ушакова. - М.: 1935 - 1940.

10 Минияров В.М. Психология семейного воспитания: (Диаг-ност.-коррекц. аспект). - М.; Воронеж: 2000. - С.131.

11 Кордуэлл М. Психология от А до Я: Словарь-справочник. -М: 2003. - С.316.

понятию «система», так как оно отражает структуру и специфику взаимосвязи концептуальных элементов. Аналогичная синонимизация характерна и для использования понятий «тип» и «стратегия семейного воспитания». (Например, в статье О.В.Барсуковой13: «Стратегии воспитания. В работах отечественных и зарубежных психологов и психоаналитиков обозначены противоположные типы воспитания:...» (Выделено мною. - И.Х.)

Самое краткое определение стратегии дается в «Большом толковом психологическом словаре» Артура Ребера. Это «план проведения или действия, сознательно составленный набор операций для решения некоторой проблемы или достижения некоторой цели»14. В «Глоссарии образования» под «стратегией педагогического взаимодействия» понимается «общая руководящая линия в деятельности учителя, установки, направленные на достижение далеких целей в процессе формирования лично-сти»15. Говоря о «стратегии семейного воспитания», можно определить данный термин как план педагогических действий, направленных на достижение целей семейного воспитания.

Что касается типа семейного воспитания, то в современной литературе трактовка данного термина не представлена, а в самом широком смысле тип определяется как «классификационное понятие в научной систематике»16. Исходя из данного определения, под типом семейного воспитания можно понимать вид процесса внутрисемейного взаимодействия, обладающего каким-то классификационным признаком. Итак, в контексте семейной педагогики рассматриваемые понятия будем определять следующим образом: 1) Парадигма - это мировоззренческая основа, которая задает социальные (общест-

венные) цели семейного воспитания. 2) Концепция -это система идей для достижения целей воспитания на уровне отдельной семьи. 3) Модель - это схема, отражающая структуру и специфику взаимосвязи субъектов семейного воспитания (субъект-субъектная или субъект-объектная). 4) Стратегия -это план реализации поставленных целей семейного воспитания. 5) Тип - это доминанта семейного воспитания, определяемая по какому-либо конституированному признаку (например, по степени эмоциональной близости; гендерной включенности; психолого-педагогической компетентности родителей и т.д.). 6) Стиль - это индивидуально-личностный способ реализации поставленных целей в конкретной воспитательной системе.

Таким образом, оперируя уточненными понятиями семейной педагогики, можно говорить о дальнейшем развитии её понятийно-терминологического аппарата, который позволит разработать общую методологию новой отрасли педагогического знания.

12 Словарь психолога-практика / Сост. С.Ю.Головин. - Мн.: 2005. - С.375.

13 Барсукова О.В. Стратегии семейного воспитания, способствующие развитию честолюбия ребенка // Современные проблемы психологии семьи. Сб. статей. - СПб.: 2007.

14 Ребер A. Большой толковый психологический словарь. -Т.2 (П-Я) / Пер. c англ. - М.: 2001. - С.321.

15 Глоссарий образования. URL:

http://window.edu.ru/window/glossarv?p gl id=424 (дата обращения: 10.05.2009).

16 Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный / Автор Т.Ф.Ефремова. Печ.изд-е. -М.: 2000. ©Электронная версия, «ГРАМОТА.РУ», 2001 -2002. URL: http://www.gramota.ru/slovari/ (дата обращения: 10.05.2009).

CONCEPTUALIZATION OF FAMILY PEDAGOGY TERMINOLOGY APPARATUS

© 2009 I.A.Khomenko°

State Russian Herzen Pedagogical University

In this work the author attempts to clarify the basic definitions used in the Family Pedagogy and Education. The author proposes her own classification of these concepts, along with her perspective on the Family pedagogy future development.

Keywords: family education, concept, model, style, strategy.

o

Khomenko Irina Alekseevna, Cand. Sc. in Pedagogics, Associate professor, Head of the Family Psychology and Pedagogy department. E-mail: kpps@yandex. ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.