УДК 81’42
ББК 81.2-7
В 62
Воднева М.Г. Концептуализация понятия «город» в национальной и индивидуально-авторской картине мира Ю.В. Трифонова (на материале городских рассказов и московских повестей Ю.В. Трифонова) Аннотация:
Характеризуется понятие «город», концептуализированное в национальнокультурной и индивидуально-авторской картинах мира. Приводятся результаты сопоставительного анализа лексикографической и индивидуально-авторской концептуализации понятия «город», выявляются устаревшие и новые значения, зафиксированные в лексикографических источниках 1935-2000 гг., а также «авторские» значения, возникшие в контексте городских рассказов и московских повестей Ю.Трифонова. После рассмотрения концептуальных признаков города в городских рассказах Ю.Трифонова выделяются смысловые приращения концепта «город» в московских повестях Ю.Трифонова, являющиеся общими для городских рассказов и московских повестей и свойственные определенному произведению.
Ключевые слова:
Картина мира, концепт, концептуализация, город, концептуальные приращения.
Vodneva M.G. Conceptualization of notion “city” in the author's individual and national pictures of Yu.V.
Trifonov’s world
(on the basis of a material of Yu.V. Trifonov’s city and Moscow stories)
Abstract:
The paper addresses the notion “city”, conceptualized in the author's individual and national pictures of the world. The author gives the results of the comparative analysis of the author's individual and lexicographic conceptualization of the notion “city”, identifies the out-ofdate and new meanings fixed in 1935-2000 lexicographic sources, as well as “the author's” meanings which have arisen in a context of the city and Moscow stories of Yu.Trifonov. Having examined the conceptual signs of a city in Yu.Trifonov's city stories, the author distinguishes semantic increments of the notion “city” in Yu.Trifonov's Moscow stories, which are common both for the city stories and for the Moscow stories and peculiar to a certain work.
Keywords:
World picture, concept, conceptualization, a city, conceptual increments.
Индивидуально-авторская картина мира (КМ) является частью общеязыковой КМ в той мере, «в какой творческое сознание является частью общенародного сознания» [1: 94], причем особенно важна фиксация индивидуально-авторских концептов, составляющих концептуальную систему крупнейших художников слова: «особое значение в создании концептосферы принадлежит писателям» [2: 283]. «Ядро индивидуально-авторской художественной картины мира, воплощенной в отдельном тексте или в совокупности текстов одного автора», составляют «базовые» концепты [3: 82]. Семантика «пространства» как основного концепта культуры, по замечанию Ю.М. Лотмана, «имеет исключительно важное, если не доминирующее, значение в создании картины мира той или иной культуры» [4: 205]. Одной из важнейших сущностных характеристик пространства является антропоцентричность [5: 168]. Человеческий фактор является точкой отсчета в описании
пространственных отношений, город есть «онтологическая идея собирания человека в единое целое, идея организации пространства обитания» [6: 1].
Город как одна из составляющих суперконцепта «пространство» динамичен, что объясняется его многокомпонентностью и подтверждает положение И.Т. Вепревой о том, что «динамизм современного концептуального сознания предполагает наполнение новым содержанием концептов, существующих в русском общественном сознании» [7: 17].
Динамика концепта «город» может быть прослежена как в рамках изменений значений в толковых словарях, так и с позиции приобретения новых смысловых приращений в индивидуально-авторской КМ художника слова в произведениях различных периодов.
Анализ словарных статей в толковых словарях позволил выявить пять современных значений лексемы город, одно из которых является новым и зафиксировано только в словаре 2000 г., при этом некоторые значения устарели, вследствие чего приводятся в лексикографических источниках с соответствующей пометой и не концептуализируются в индивидуально-авторской КМ современных художников слова: [8, 9, 10].
При анализе городских рассказов и московских повестей Ю.В. Трифонова были выявлены не только особенности концептуализации лексикографических значений понятия «город», но и новые, возникшие в контексте «авторские» значения.
Представим особенности концептуализации понятия «город» в городских рассказах и московских повестях Ю.Трифонова:
Концептуализация понятия «город»
Лексикографическая (лексические значения в словарях 1935-2000 гг.) Индивидуально-авторская
Крупный населенный пункт, являющийся административным, промышленным, торговым и культурным центром Место проживания людей
Конкретный населенный пункт с указанием астионима
Центральная часть такого населенного пункта (в отличие от удаленных его окраин) Центр часть такого населенного пункта (в отличие от дачи, новостроек)
Жители такого населенного пункта Коренные жители города
Приезжие
Городская местность в отличие от сельской, деревенской. Городская местность в отличие от дачи
Столица в отличие от провинции
Район старой застройки такого населенного пункта (новое) —
Привилегированные слои такого населенного пункта (устар.) —
Древнее поселение, огороженное, укрепленное стеной для защиты от неприятеля, как центр ремесла и торговли (устар.)
Центральная часть такого поселения; кремль, крепость (устар.) —
Стена, окружающая такое поселение (устар.) —
- Город - дом
- Город - живое существо
Исследование особенностей концептуализации понятия «город» в городских рассказах Ю.Трифонова позволило выявить следующие концептуальные признаки города:
безымянный; обновляющийся, растущий; «неродной»; столичный; давящий, ограничивающий в пространстве; имеющий постоянные атрибуты (гастроном; сад, парк, сквер; толпа) [11: 59].
В ходе исследования московских повестей «Обмен», «Предварительные итоги», «Долгое прощание», «Другая жизнь», «Дом на набережной» Ю.В. Трифонова были выделены следующие типы концептуальных признаков города: 1) совпадающие с признаками,
присутствующими в городских рассказах; 2) реализующиеся во всех повестях и отсутствующие в рассказах; 3) возникающие только в определенной повести [12].
Выявлены концептуальные признаки города, совпадающие с признаками, присутствующими в городских рассказах: безымянный (кроме повести «Дом на
набережной»); обновляющийся, растущий; столичный; давящий, ограничивающий в пространстве.
Отмечаются концептуальные признаки, реализующиеся во всех повестях и отсутствующие в рассказах: имеющий постоянные атрибуты (многоэтажки; телефон; деньги; транспорт; толпа); противопоставленный даче/провинциальному городу/южному городу; являющийся родным; населенный людьми, «умеющими жить»; связанный со смертью (метонимические обозначения - крематорий, кладбище); населенный людьми, имеющими особые «городские» профессии и увлечения.
Зафиксированы концептуальные признаки, возникающие только в определенной повести: красивый; неискренний; обманный («Предварительные итоги»); населенный неприспособленными, одинокими людьми («Другая жизнь»); связанный со временем; имеющий собственные звуки и запахи; «военный» («Дом на набережной»).
Таким образом, представления о городе, зафиксированные в национальной КМ, являются основой для индивидуально-авторского видения города, приобретая дополнительные «авторские» значения в прозе Ю.В.Трифонова. Концепт «город», репрезентированный в городских рассказах и московских повестях Ю.В.Трифонова, приобретает общие для рассказов и повестей и свойственные определенному произведению концептуальные приращения.
Примечания:
1. Бутакова Л.О. Человек - мир - речь. Индивидуально-авторская картина мира в творчестве омского поэта Тимофея Белозерова // Язык. Человек. Картина мира. Лингвоантропологические и философские очерки (на материале русского языка): в 2 ч. Ч. 1. Омск, 2000. С. 94-119.
2. Лихачев Д.С. Концептосфера русского языка // Известия РАН. Сер. литературы и языка. 1993. Т. 52, № 1. С. 3-9.
3. Бабенко Л.Г., Васильев И.Е., Казарин Ю.В. Лингвистический анализ художественного текста. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. ун-та, 2000. 534 с.
4. Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров: Человек - Текст - Семиосфера - История. М.: Языки рус. культуры, 1996. 464 с.
5. Бабенко Л.Г. Филологический анализ текста. Основы теории, принципы и аспекты анализа: учеб. для вузов. Екатеринбург: Деловая книга, 2004. 464 с.
6. Смирнов С.А. Антропология города, или о судьбах философии урбанизма в России //
Сайт Антропология: Web-кафедра философской антропологии. Ц^:
http://anthropology.ru/ru/texts/smirseal/ancity_1.html
7. Вепрева И.Т. Метаязыковой привкус эпохи // Русское слово в мировой культуре: материалы X Конгресса Междунар. ассоциации преподавателей рус. яз. и лит. «Концептосфера русского языка: константы и динамика изменений». СПб., 2003. С. 14-22.
8. Дрыга С.Г. Концепт «путь» в национально-культурной и индивидуально-авторской картинах мира (на материале произведений А.С. Пушкина и С.А. Есенина) // Вестник
Пятигорского государственного лингвистического университета. Пятигорск, 2009. Вып. 1. С. 68-71.
9. Петрушова Е.В. Вербализация концепта «Маркетинг» в современном английском языке // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Филология и искусствоведение. 2010. Вып. 3. С. 200-203.
10. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М.: Азбуковник, 1995.
11. Толковый словарь русского языка: в 4 т. Т. 1 / под ред. Д.Н. Ушакова. М.: Сов. энциклопедия, 1935-1940.
12. Ефремова Т.Ф. Современный толковый словарь русского языка: в 3 т. Т. 1. М.: АСТ: Астрель, 2000.
13. Воднева М.Г. Концептуализация понятия «город» в городских рассказах Ю.В. Трифонова // Исследовательские парадигмы в современной лингвистике: материалы Всерос. науч. конф. с элементами школы для молодежи. Краснодар, 2010. С. 55-60.
14. Трифонов Ю.В. Московские повести. М.: Сов. Россия, 1988. 480 с.