Самойлов Сергей Федорович
доктор философских наук, профессор,
заместитель начальника кафедры философии и социологии
Краснодарского университета МВД России
Плотников Владимир Валериевич
кандидат философских наук,
доцент кафедры философии и социологии
Краснодарского университета МВД России
(e-mail: [email protected])
Концептуализация понятий социального и политического радикализма и экстремизма
В статье рассматривается понятие «радикализм», характеризуются его основные виды. Анализируются особенности проявления социального и политического радикализма и экстремизма.
Ключевые слова: праворадикализм, социальная группа, общество, экстремизм, социальный и политический праворадикализм.
S.F. Samoilov, Doctor of Philosophy, Professor, Deputy Head of the Chair of Philosophy and Sociology of the Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia;
V.V. Plotnikov, Master of Philosophy, Assistant Professor of the Chair of Philosophy and Sociology of the Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; e-mail: [email protected] Conceptualization of concepts of social and political radicalism and extremism The article discusses the concept of «radicalism», characterized by its main types. The features of the social and political manifestations of radicalism and extremism.
Key words: right radicalism, social group, society, extremism, social and political right radicalism.
Прежде чем определить понятие праворадикальных групп, необходимо раскрыть термин «радикализм» и кратко охарактеризовать его основные виды, поскольку без этого выявить специфику праворадикализма не представляется возможным. Термин «радикализм» происходит от латинского слова «радикс» - корень. Первоначальное значение данного термина дает основания сторонникам различных радикальных учений утверждать о том, что их способ мышления не содержит ничего опасного, а направлен на раскрытие сущности предметов и социальных явлений, однако в настоящее время слово «радикализм» означает способ мышления и связанную с ним модель поведения, для которых характерны:
фундаментализм - строгое следование требованиям какой-либо доктрины (религиозной, политической, философской и т.д.);
утопизм - представление о возможности построения общества, в котором будут искоренены основные виды социального зла;
революционизм - признание неизбежным кардинального и насильственного изменения имеющихся социальных отношений, закрепляющего их правопорядка.
Первый элемент радикализма устанавливает сущность мира и причину несоответствия ей
имеющихся социальных отношений. Второй элемент указывает на социальный идеал, к которому следует стремиться обществу. Третий элемент раскрывает метод достижения идеала. Другими словами, три основных элемента радикализма отвечают на вопросы «что», «зачем» и «как» менять в социальной жизни.
В качестве примера взаимодействия основных смысловых моментов понятия «радикализм» можно рассмотреть связь важнейших положений расистской идеологии. Согласно расизму человек представляет собой высшее животное, главным для которого является сохранение чистоты своей породы. Смешение различных рас приводит к вырождению сильного человеческого типа, которое, в свою очередь, служит причиной возникновения социальных проблем. Данное положение является фундаментом расизма для всех его приверженцев, таким же самоочевидным, как существование Бога для верующих. Социальным идеалом данной идеологии является создание однородного в расовом отношении общества. Наконец, основным методом воплощения данного идеала в жизнь является стремление к раздельному существованию представителей различных рас. С позиции современных исследователей, радикальные настроения, равно
258
как и общие тенденции социальной деструк-тивности, - это одно из следствий глобализа-ционных процессов, ведущих к разрыву связей между властью, идеологией и формами объединения социального сознания [1].
Радикализм как жесткое следование какому-либо простому принципу, предполагающее отсечение всего инородного, может проявлять себя в самых различных областях духовной и социальной жизни и в некоторых случаях может быть оправдан, например, когда идет речь о радикальном решении той или иной теоретической или практической проблемы. Но радикализм в общественных отношениях как система установок и действий, вступающая в резкое противоречие с моралью и социальной практикой, является недопустимым. Можно выделить два основных вида радикализма, с которыми приходится сталкиваться сотрудникам правоохранительных органов, - социальный и политический радикализм.
Социальный радикализм предполагает признание приоритета интересов какой-либо социальной группы перед интересами общества в целом. При этом данная группа может быть образована по различным основаниям. Например, феминизм представляет собой разновидность социального радикализма, сформировавшуюся на основе абсолютизации гендерного признака. В свою очередь, религиозный или экологический радикализм признает религию и экологию главными элементами жизни человека, а интересы соответствующих социальных групп - интересами общества в целом. Основными видами социального радикализма следует признать расизм, этноцентризм, феминизм, экологизм, религиозный фундаментализм, молодежные и фанатские субкультуры, движение ЛГБТ и др.
В структуре социального радикализма можно выделить идеологический и практический уровни. Идеологический уровень социального радикализма характеризуется:
простотой фундаментальной установки, которая сводит человека к какой-либо одной социальной роли или статусу (например, главным в индивиде, в зависимости от характера идеологии, признается его пол, раса, религиозная принадлежность и т.д.);
представлением об объективном характере проблем, с которыми приходится сталкиваться индивиду, снятием с него ответственности и переложением вины на внешние обстоятельства;
наличием врага, который является главным виновником социальных проблем (в качестве
такового могут выступать эмигранты, капиталисты, иноверцы, коррумпированное чиновничество и т.д.).
Чаще всего идеология социального экстремизма со временем эволюционирует в развитую политическую идеологию. Однако существует целый ряд социальных идеологий, которые остаются в рамках определенных субкультур. Примером локализации радикальной социальной идеологии в рамках определенной субкультуры может служить большинство идеологий молодежных субкультур. Другим примером социальной идеологии может служить система взглядов формирующейся на настоящий момент субкультуры сотрудников охранных предприятий. Так, по свидетельству сотрудников ЦПЭ ГУ МВД России по Краснодарскому краю, в городе Краснодаре сложилась общность лиц, осуществляющих охранную деятельность по своей национальности. Они, как правило, являются русскими, занимаются боевыми единоборствами, в прошлом все прошли службу в Вооруженных силах или правоохранительных органах, не имеют политических предпочтений, но «следят» за порядком в городе, могут консолидированно выступить против этнических криминальных группировок и футбольных фанатов. Не являясь националистами, «охранники» настороженно относятся к любым агрессивным действиям «кавказцев». Главной своей задачей «охранники» видят защиту корпоративных интересов.
Практика социального радикализма предполагает проведение акций протеста, несанкционированных пикетов и демонстраций, совершение хулиганских выходок и актов вандализма, нарушение работы различных видов транспорта и т.д. Склонность социального радикализма к агрессии и противоправной деятельности позволяет правоохранительной системе рассматривать его как потенциальную опасность для общественного порядка. Вместе с тем, отсутствие прямой угрозы государственной власти со стороны социального радикализма позволяет совершаемые на его почве противоправные действия относить к сфере компетенции МВД.
При определенных социально-экономических условиях социальный радикализм может стать основанием для проявления особой формы экстремизма, которую можно обозначить как социальный экстремизм. Для данной формы характерны следующие черты:
ситуативность социальной агрессивности, т.е. реакция на определенную ситуацию;
нацеленность на решение насильственными средствами конкретной социальной проблемы,
259
а не на кардинальное переустройство государства и общественных отношений;
спонтанный, чаще всего массовый и краткосрочный характер.
Примерами проявления социального экстремизма могут быть признаны беспорядки, произошедшие в Кондопоге (2006), Пугачёве (2013), Яндыках (2005), а также конфликт в Демьяново (2012). Для правильной оценки данных и подобных им инцидентов следует отличать криминальные причины их возникновения от социального хода их развития. Во всех случаях проявления случаев социального экстремизма логика его развития выглядит примерно следующим образом:
наличие криминального повода возникновения конфликтной ситуации;
отказ от правового способа ее разрешения; отождествление субъектами конфликта себя с определенной социальной или национальной общностью;
прямое или косвенное вовлечение в конфликт представителей социальных групп, связанных с конфликтующими сторонами;
активная фаза конфликта, связанная с совершением противоправных действий;
вмешательство правоохранительных органов и задержание активных участников обеих конфликтующих сторон;
правовое разрешение правовой ситуации, давшей повод к возникновению социальной напряженности.
К важнейшим причинам проявления социального радикализма и экстремизма следует отнести:
наличие социальных и экономических противоречий между различными социальными группами;
неэффективную работу органов исполнительной власти и правоохранительной системы в местах возникновения социальной напряженности;
низкую правовую культуру населения. Одной из важнейших угроз социального радикализма для общества в целом является то, что он служит почвой для политического радикализма, который стремится к превращению ситуационных всплесков социальной, межнациональной и межконфессиональной напряженности в полномасштабный социально-политический кризис, способный создать для разжигающих его сил предпосылки захвата государственной власти либо в стране, либо в ее отдельном регионе. Данное явление в совокупности с прогрессом информационных технологий становится детерминантой развития ин-
формационного экстремизма международного уровня [2].
В отличие от социального радикализма политический радикализм предполагает борьбу за обладание государственной властью. Кроме того, социальная платформа политического радикализма, как правило, шире, а идеологическое обоснование более проработано, нежели идеология социального радикализма. Несмотря на существенные различия , между социальным и политическим радикализмом, несомненно, прослеживается генетическая связь.
Демонстрируя возможность перетекания социального радикализма в радикализм политический и далее в экстремизм, М.К. Арчаков подчеркивает: «Радикальная деятельность может проявляться в двух формах:
во-первых, как деятельность, не связанная с применением политического насилия (например, акции протеста, несанкционированные пикеты, перекрытия автодорог и т.п.),
во-вторых, как деятельность, в основе которой лежит применение насилия в различных видах (терроризм, геноцид, массовые репрессии и т.д.). Именно радикальную деятельность с опорой на применение политического насилия можно охарактеризовать как политический экстремизм, т.е. приверженность крайним формам деятельности в политике. Таким образом, политический экстремизм есть разновидность радикальной деятельности, основанной на применении насилия для достижения политических целей» [3].
Если в социальном радикализме трудно выделить главные течения, то в радикализме политическом выделяют леворадикализм и праворадикализм. Для того чтобы выявить специфику праворадикализма, необходимо кратко охарактеризовать леворадикальную идеологию. Под леворадикалами понимают лиц и политические группы, придерживающиеся крайних социалистических взглядов. Как правило, к таким группам относят все виды анархистских объединений, организации левых коммунистов, включая троцкистов, а также коммунистические группы, стоящие на позициях моизма и сталинизма. Важнейшими чертами идеологии леворадикализма являются:
социализм - стремление к построению бесклассового общества, лишенного эксплуатации;
интернационализм - признание принципиального равенства всех рас и национальностей;
антиимпериализм - отрицание захватнической, националистической и шовинистической политики;
260