фии китайского буддизма / Л.Е. Янгутов - Новосибирск: Наука,
1995. - 224 с.
8. Фан Литянь. Основной смысл философии китайского буддизма. - Пекин, 2002. -1270 с.
Literature:
1. The questions of Milinda. - M., 1989.
2. Dhammapada / trans. Toporov V.N. - Samara, 1998.
3. Classic Buddhist philosophy. - SPb., 1999.
Сведения об авторах
Чебунин Александр Васильевич - докторант кафедры философии Бурятский госуниверситет, e-mail: [email protected].
Data on authors
Chebunin Alexander Vasilyevich - a doctorant of the departament of philosophy of Buryat State University, e-mail: [email protected].
УДК 294.3 ББК Ж 126
Ю.Ж. Жабон
КОНЦЕПЦИЯ ЖИЗНИ И СМЕРТИ В БУДДИЗМЕ
(Работа выполнена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда по проекту № 08-01-12127в «Многоязычный мультимедийный электронный глоссарий прикладных отраслей знания в тибето-монгольской традиции»)
Статья рассматривает систему буддийских представлений о жизни и смерти как уникальный опыт постижения природы человека.
Ключевые слова: буддизм, философия, культура, жизнь, смерть.
Yu.Zh. Zhabon
THE CONCEPT OF LIFE AND DEATH IN THE BUDDHISM
The article considers the Buddhist system of life and death representations as unique knowledge of human nature.
Key words: Buddhism, philosophy, culture, life, death.
Попытки осмыслить проблему жизни и смерти занимают большое место в религиозно-философских системах древних культур Востока и Запада. Еще с первобытных времен человечество волновали вопросы, связанные с существованием «этого и другого миров». Так, у всех народов разрабатывались свои собственные похоронные обряды и проводились ритуалы долголетия для урегулирования отношений между данными двумя мирами [1]. По сути, весь сложный и самобытный комплекс религиознофилософских, мифологических и анимистических представлений в архаических обществах сводился к вопросу жизни и смерти [5]. Современный мир, так же несмотря на небывалый научно-технический прогресс, далек от того, чтобы ясно и однозначно ответить на него. Потому исследователи сегодня вынуждены все чаще обращаться к традиционным духовным культурам в поисках путей решения этой проблемы.
В контексте данной проблемы буддизм предлагает нам свою оригинальную концепцию жизни и смерти, детально разработанную и логически последовательную в рамках воззрений своей системы.
Что касается рождения в целом, то в буддизме различают четыре типа рождений: рождение из яйца, из тепла и влажности, из утробы и спонтанное рождение. В зависимости от уровней сознания существуют три мира и шесть видов существ, пребывающих
в процессе перерождения: боги, асуры, люди, животные, голодные духи и существа ада. Первые три вида называются высшим рождением, а последние три -низшими. Причем среди первых - обретение человеческого рождения считается наилучшим [2].
В тибетском медицинском каноне «Чжуд-ши», мировоззренческая основа которого полностью построена на буддийской философии, дается описание пророды жизни и смерти. В классической тибетской буддийской традиции существует версия, что Будда врачевания Менла, погрузившись в состояние медитации, изложил этот текст через Манасиджу - свое земное воплощение.
Из четырех томов «Чжуд-ши» тема о сотворении и разрушении тела представлена во 2-ой и 7-ой главах второго тома - «Тантре объяснений». Так, о рождении в «Чжуд-ши» сказано:
«Бездефектные сперма и кровь родителей, Сознание, движимое силой кармы и клеш,
И собрание элементов - причина зачатия в матке».
Иными словами, здесь указываются три условия, необходимые для рождения человека: 1) нормальные сперматозоид и яйцеклетка родителей; 2) сознание существа промежуточного состояния «бардо», приводимое в движение силой кармы и клеш и 3) «собрание пяти первоэлементов».
4. Rozenberg O.O. Buddhist works. - M., 1991.
5. Dhamma cakka pavattana sutta // Buddhist texts from Pali canon.
6. Scherbatskoy F.I. Chosen Buddhist works. - M., 1988.
7. Yangutov L.E. Unity, identity and harmony in the Chinese Buddhist philosophy. - Novosibirsk, 1995.
8. Fan Litian. The basis meaning of the Chinese Buddhist philosophy. - Beijing, 2002.
Относительно первого фактора отметим то, что там перечислены 15 разных видов патологий и нарушений баланса трех «доша» или физиологических систем тела - Ветра, Желчи и Слизи, которые могут затруднить зачатие или причинить вред плоду в процессе эмбрионального развития.
Сознание «бардо» побуждается силой кармы, в основе которой лежат клеши. Карма подразумевает совокупность действий тела, речи и ума, а «клеши» -вредоносные, беспокоящие эмоции. В данном контексте под кармой понимается «причинноследственная связь всех действий тела, речи и ума». То есть совокупность действий в прошлых жизнях, которые послужили основой для формирования настоящей жизни.
Согласно буддийской теории, из одной жизни в другую, вне зависимости от типа рождения, переходит постоянно изменяющийся непрерывный поток сверхтонкого сознания, или же лишь поток сознания. Так, когда человек умирает, то это его сверхтонкое сознание выходит из тела и пребывает в так называемом промежуточном состоянии, или «бардо», - в состоянии между смертью и новым рождением. Если «бардо» в течение первых 7 дней не находит свое новое рождение, соответствующее его предрасположенностям, то оно переживает «маленькую смерть» и снова перерождается в другом промежуточном состоянии. И так оно умирает шесть раз или через каждые последующие 7 дней. В итоге самый длинный период, проведенный в промежуточном состоянии, насчитывает 49 дней. После этого существо непременно обретает свое новое рождение в одном из 6 видов рождения. «Это - согласно Далай Ламе - означает, что те существа, которые даже спустя год после смерти сообщают, что они не нашли место своего нового рождения, находятся не в промежуточном состоянии «бардо», но переродились в облике духов» [6].
Причем, для тех, кто перерождается в «мире без форм», новая жизнь начинается сразу после смерти. То есть у них отсутствует промежуточное состояние «бардо» как таковое. Область их жизни в буддийских текстах обозначается как «бесконечный космос», «безграничное сознание», «небытие», «пик циклического существования». Остальные же существа, которые перерождаются в «мире форм» и «мире желаний», обязательно проходят через промежуточное состояние «бардо», принимая там облик тех, в кого они должны переродиться. Отсюда - из вышеназванных четырех типов рождения - существ «бардо» относят к «спонтанному рождению».
Сознание существа «бардо» имеет все пять органов чувств, но на очень тонком уровне. Ему также приписываются такие характеристики, как ясновидение, беспрепятственное прохождение через любые плотные объекты, а также способность перемещаться в пространстве со «скоростью мысли». То есть, могут мгновенно оказаться там, где захотят. Оно может видеть других подобных себе существ «бардо»: существ ада, голодного духа, человека и т. д. Самих же существ «бардо» может увидеть ясновидящий. Любопытно, не об этих ли существах промежуточного состояния «бардо» говорит американский астронавт,
интерпретируя некие видения призраков в космосе? В частности, он пишет: «Эти формы - результат электрических импульсов - подлинная сущность жизни, которая не имеет ни начала, ни конца. Когда люди умирают, электричество тела выходит в космос» [8].
Еще об одном интересном практическом моменте отмечает Согьял Ринпоче. Он пишет, что существа «бардо» могут читать мысли обычных людей и потому советует нам помогать им, следить за своими мыслями в течение 49 дней, ибо сознание умершего человека крайне восприимчиво к ним, особенно первые 21 дней после смерти [7].
В случае предстоящего рождения человеком существо промежуточного состояния «бардо» видит совокупляющихся мужчину и женщину - будущих своих родителей. Если существо должно переродиться мужчиной, то эта картина вызывает у него влечение к матери и неприязнь к отцу, и наоборот, если оно должно переродиться в женщину. Так, испытывая влечение, существо приходит туда, чтобы принять участие в акте. Однако по прибытии оно видит только половой орган желаемого партнера. Это вызывает его гнев, который приводит к прекращению промежуточного состояния, и оно входит в матку матери [6]. Если кармический потенциал данного существа совпадает с соответствующим потенциалом родителей, то сперма отца и кровь матери соединятся с данным сознанием существа «бардо», и лишь наличие всех этих компонентов приведет к рождению человека. Поэтому сознание существа «бардо» рассматривается как главный компонент зачатия и наряду с клешами и законом о карме является одним из главных составляющих буддийского учения о рождении и смерти. Прекращение же бардо и зачатие в материнском чреве происходят одновременно.
Далее затрагиваются механизмы буддийской психологии, где карма, как уже говорилось выше -действия тела, речи и ума, главным образом обусловлены ментальным фактором - мотивацией, являющейся одной из разновидностей сознания, а клеши - эмоции тоже относятся к видам сознания. Существуют классификации клеш на коренные и вторичные. Коренные клеши имеют так называемые три яда - страсть, гнев и неведение, которые побуждают к омраченным действиям.
В связи с чем, согласно буддизму, движущей силой действий, или кармы, являются именно эти три клеши. Как только любое действие тела, речи и ума завершается, - так оно оставляет в сознании некий отпечаток - потенциал в виде предрасположенностей и склонностей, который хранится в нем вплоть до своего созревания в виде результата. Результаты одних действий ощущаются уже в этой жизни, следствия других дают о себе знать только в следующей, а третьи - в более отдаленных переходах от одной жизни к другой.
Что здесь имеется в виду? Выше мы говорили о том, что в буддизме перерождается поток сознания. Чтобы яснее понять природу и суть буддийского перерождения, можно привести известное сравнение, в котором объясняется, что: «когда двигающийся шар сталкивается с другим шаром, он как бы передает
ему свое движение, движется теперь уже второй шар, первый останавливается. Точно так же и с человеком, вернее с потоком его сознания - смерть прекращает существование данного конкретного индивида, но совершенные им дела воздействуют уже на новые его существования» [2].
Действие в зависимости от тяжелых или легких форм клеш в сознании человека бывает трех видов: добродетельное, недобродетельное и нейтральное. Здесь речь идет о положительной, негативной и нейтральной карме. В данном контексте родители и дети определенно заслуживают друг друга в том смысле, что родители накапливают именно такую карму -каких детей они имеют. Их дети, в свою очередь, обладают именно той соответствующей кармой, чтобы родиться именно у данного конкретного отца и данной конкретной матери.
Сама же по себе карма накапливается в силу «неведения» живых существ относительно истинной реальности или природы реальности. Далай Лама характеризует его как «сознание, воображающее само-бытие вещей» [10], и оно считается корнем сансары. Это неведение является первым звеном двенадцатичленной цепи взаимозависимого происхождения или пратитьясамутпады. Данное учение о бесконечном процессе перерождений живых существ Будда излагал в двух видах - в прямом и в обратном порядке, где прямой порядок соответствует попаданию существа в сансару, а обратный - освобождению от нее, и рассматривается как самое важное учение. Для доступности и наглядности оно рисовалось в виде колеса, изображающего круговорот сансары.
И, наконец, третий фактор рождения. Колесо сансары преставляет собой «собрание элементов». Эти элементы - элементы земли, воды, огня, ветра, находятся уже в самом начале зачатия, в сверхтонкой форме находятся уже в сознании существа «бардо», и в составе сперматозоида и яйцеклетки. С дальнейшим развитием плода в течение 9 месяцев они приобретают все более грубую форму, в результате которого появляется физическое тело - полноценно функционирующий организм человека. Представляется важным подчеркнуть, что эти частицы субстанций сперматозоида и яйцеклетки, куда вошло сознание существа «бардо», становятся центром сердечной области. Именно отсюда сознание и отделяется от тела в момент смерти.
В буддизме говорят о двух видах смерти - естественной в силу завершения самой жизни и преждевременной, в силу истощения добродетелей или благих заслуг, накопленных в прошлой жизни. В первом случае, люди умирают после полного исчерпания движущей силы того действия в прошлой жизни, которое заложило основу для настоящей жизни. В другом умирают, так и не израсходовав до конца отведенное им время в силу недостатка причин для поддержания жизни, как, например, отсутствие пищи, нужных лекарств и пр. То есть движущая сила того действия, которое создало эту жизнь, хотя и присутствует, но внешние, согласующиеся с ней благоприятные условия, обретаемые благодаря другим добродетельным деяниям в прошлых жизнях, - уже исчерпались. Именно это и называют преждевременной
смертью, или смертью вследствие истощения добродетелей.
Сам процесс смерти в буддизме разъясняется с двух точек зрения, а именно по системе сутр и тантр. Если говорить о системе тантр, то в процессе умирания различают восемь стадий. И здесь в первую очередь начинают последовательно растворяться четыре первоэлемента наряду с грубым уровнем сознания. Иначе говоря, способность этих элементов служить опорой соответствующих видов сознания глаза, уха и пр. постепенно слабеет. Подобное растворение в сознании человека вызывает «четыре видения»: мираж, дым и т. д. Затем, когда постепенно растворяются уже более тонкий (80 концептуальных сознаний) и сверхтонкий уровни сознания, то появляются видения называемые «четыре пустых». Когда в процессе «четырех пустых» наступает третье видение, то современная медицина констатируют смерть. Однако в соответствии с буддийским толкованием человек еще не умер. Только на четвертой стадии из «четырех пустых» на умирающего человека нисходит сознание ясного света смерти. Это такое особое сверхтонкое сознание, которое в буддизме называют «природой будды» - истинным источником всего сознания. Считается, что поток этого ума не прекращается даже после достижения состояния будды. И даже во время проявления ясного света смерти сознание еще не покидает тело. Лишь с исчезновением сознания, или ума, ясного света смерти сознание отделяется от тела. Поэтому, пока данное сознание не отделилось, до тех пор не рекомендуется беспокоить тело - как минимум три дня, но лучше семь дней. Только после абсолютной уверенности в том, что сознание отделилось, можно начинать готовить тело к погребению.
Принципиально важным в буддизме считается, чтобы умирающий человек находился в добром позитивном состоянии ума. И окружающим - родственникам, друзьям - советуют создавать именно такую спокойную обстановку, которая способствовала бы обретению хорошего перерождения.
Литература
1. Герасимова К.М. Обряды защиты жизни в буддизме Центральной Азии. - Улан-Удэ, 1999. - С. 159.
2. Бонгард-Левин Г.М. Древнеиндийская цивилизация. Философия, наука, религия. - М., 1980. - С. 116.
3. Тибетская книга мертвых. - СПб., 1999. - С. 27-164.
4. Чжуд-ши. - Лхаса, 2000. - С. 16.
5. Шинкарев В.Н. Анимистические представления и проблемы социальной типологии личности у нага // Мифы, культы, обряды народов зарубежной Азии. - М., 1986. - С. 26-39.
6. Lati Rinbochay and Jeffrey Hopkins. Death, Intermediate State and Rebirth in Tibetan Buddhism. - N.Y., 1985. - P. 10.
7. Sogyal Rinpoche. The Tibetan Book of Living and Dying. -London, 2002. - P. 304
8. Ад, чистилище, рай. http://www.cosmos.ru
9. Monier-Williams M. A Sanskrit-English Dictionary. - Delhi,
2002.
10. Далай Лама XIV Тензин Гьяцо. Гарвардские лекции. - М., 2003. - С. 76.
11. Карева К. Не торопитесь близких предавать огню // Номер один. 7 мая 2008. С. 30.
12. Классическая буддийская философия. - СПб.: 1999. - 544
с.
Literature
1. Gerasimova K. M. Life protection ceremonies in Central Asian Buddhism. - Ulan-Ude, 1999. - P. 159.
2. Bongard-Levin G.M. Ancient Indian civilization. Philosophy, science, religion. - М., 1980. - P. 116.
3. The Tibetan book of the dead. - SPb., 1999. P. 27-164.
4. Shinkarev V.N. The naga’s animistic representations and problems of social typology of the person // Myths, cults and rituals of peoples of foreign Asia. - М., 1986. - P. 26-39.
5. Gyud bzhi. - Lhasa, 2000. - P. 16.
6. Lati Rinbochay and Jeffrey Hopkins. Death, Intermediate State and Rebirth in Tibetan Bud-dhism. - New York, 1985. - P. 10.
7. Sogyal Rinpoche. The Tibetan Book of Liv-ing and Dying. -London, 2002. - P. 304
8. Hell, purgatory, paradise. http://www.cosmos.ru
9. Monier-Williams M. A Sanskrit-English Dictionary. - Delhi,
2002.
10. Dalai Lama XIV Tenzin Gyatso. Harvard Lectures. . - М.,
2003. - P. 76.
11. Kareva K. Do not hurry to cremate relatives // Number one. May 7, 2008. P. 30.
12. Classical Buddhist philosophy. - SPb.: 1999. - 544 p.
Сведения об авторах
Жабон Юмжана Жалсановна - кандидат исторических наук, младший научный сотрудник Институт монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН, Улан-Удэ, e-mail: [email protected] Data on authors
Zhabon Yumzhana Zhalsanovna - Cand. of historical science, junior researche worker of Institute for Mongolian, Buddhist and Tibetan Studies of the Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences , Ulan-Ude, e-mail: [email protected]
УДК 10(09) 1: 291.1 ББК 87.3
С.П. Нестеркин
ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ БУДДИЗМА В СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ РОССИИ
В статье рассматриваются основные направления эволюции буддизма российской культурной среде и главные тенденции его развития в современных условиях. Исследуется феномен необуддизма, который понимается как результат адаптации буддизма к новым социальным и культурным условиям.
Ключевые слова: социальная философия, религиоведение, буддизм, тибетология.
S.P. Nesterkin
THE MAIN TRENDS IN THE EVOLUTION OF BUDDHISM IN SOCIOCULTURAL SPACE OF RUSSIA
Social and cultural preconditions of the propagation of Buddhism in the Russian cultural environment and the major trends of its evolution in the contemporary conditions has been carried out in this paper. The renovation movement in the Russian Buddhism has been studied, as well as the characteristic features of the Russian Neobuddhism, which was the result of its self adaptation to conditions of the new social and cultural environment.
Key words: social philosophy, religious studies, Buddhism, tibetology.
Важнейшую роль в распространении буддизма как мировой религии сыграла его философия и неразрывно связанная с ней практика духовного преображения человека, позволяющие этой традиции с успехом адаптироваться к новым социокультурным условиям. Буддизм в России сумел воспроизвести эффективную систему трансляции религиозной традиции, существовавшую в Тибете и Монголии.
Примерно с середины XIX в. буддизм перешагнул этнические границы и стал присутствовать в интеллектуальном ландшафте России. Первыми российского читателя с ним познакомили православные священники-миссионеры - Н.Я. Бичурин, (Иакинф), П.И. Кафаров (Палладий), П.А. Тугаринов (Поликарп), Гурий Карпов архиепископ Нил (Исакович)и др. Одним из первых крупных русских философов, обратившихся к мировоззренческим проблемам буддизма, был Вл. Соловьев. В стремлении более четко определить точки соприкосновения и фундаментальные отличия буддизма и христианства к буддизму и его догматике вслед за ним обращались многие известные русские философы и мыслители XX в. (С.Н.Булгаков, Н.А.Бердяев, И.М.Концевич, Н.О.Лосский, С.Л.Франк, представители евразийства
и др.). Однако в этих работах анализ буддизма проводился на материалах его филологической реконструкции в работах представителей британской и немецкой буддологических школ, довольно полно представленных в книге основоположника российского «вероведения» В.Кожевникова «Буддизм в сравнении с христианством» [1].
В качестве основных положений буддизма рассматривалось то, что он учит отсутствию души; духовное совершенство понимает чисто негативно, как уничтожение личности; нирвану - цель процесса совершенствования - рассматривает как простое угасание, прекращение процесса бытия; отрицает бытие Бога и, более того, представление о запредельном. Подобная трактовка буддизма может быть применена к некоторым школам буддизма хинаяны, и то со значительными оговорками, но никак не к буддизму в целом, тем более его форме, бытовавшей в России.
Все современные формы буддизма, в которых обнаруживались черты, не вписывающиеся в изложенную модель, рассматривались как позднейшие образования. Возникновение махаяны, в частности, приписывалось влиянию христианства, а ваджраяна