Научная статья на тему 'Концепция всемирной истории музейного дела в трудах В. П. Грицкевича'

Концепция всемирной истории музейного дела в трудах В. П. Грицкевича Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
812
175
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
В. П. ГРИЦКЕВИЧ / ИСТОРИЯ МУЗЕЙНОГО ДЕЛА / ИСТОЧНИК / ИСТОРИОГРАФИЯ / КАТАЛОГ / V. P. GRITSKEVICH / HISTORY OF MUSEUMS / SOURCE / HISTORIOGRAPHY / DIRECTORY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Куклинова Ирина Анатольевна

Статья посвящена вкладу доктора культурологии, профессора В. П. Грицкевича (1933-2013) в разработку первой в отечественной науке концепции всемирной истории музейного дела. Акцент сделан на вопросы источниковедения и историографии истории музейного дела. Отмечается современность и актуальность идей, высказанных Грицкевичем в конце XXXXI в.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The concept of world history museums in the works by V. P. Gritskevich

The article is devoted to the contribution of Dr. Cultural Studies, Professor V. P. Gritskevich (1933-2013) in the development of the first in domestic science concept of world history of museums. Emphasis is placed on the development issues of sources study and historiography of the history of museums. The article notes modernity and relevance of the ideas expressed Gritskevich at the end of 20th-21st centuries.

Текст научной работы на тему «Концепция всемирной истории музейного дела в трудах В. П. Грицкевича»

УДК 069(100)(091):001.8

И. А. Куклинова

Концепция всемирной истории музейного дела в трудах В. П. Грицкевича

Статья посвящена вкладу доктора культурологии, профессора В. П. Грицкевича (1933-2013) в разработку первой в отечественной науке концепции всемирной истории музейного дела. Акцент сделан на вопросы источниковедения и историографии истории музейного дела. Отмечается современность и актуальность идей, высказанных Грицкевичем в конце XX- XXI в.

Ключевые слова: В. П. Грицкевич, история музейного дела, источник, историография, каталог

Irina A. Kuklinova

The concept of world history museums in the works by V. P. Gritskevich

The article is devoted to the contribution of Dr. Cultural Studies, Professor V. P. Gritskevich (1933-2013) in the development of the first in domestic science concept of world history of museums. Emphasis is placed on the development issues of sources study and historiography of the history of museums. The article notes modernity and relevance of the ideas expressed Gritskevich at the end of 20th-21st centuries.

Keywords: V. P. Gritskevich, history of museums, source, historiography, directory

Валентин Петрович Грицкевич (1933-2013) был одним из тех, кто стоял у истоков созданной в 1988 г. в Ленинградском государственном институте культуры кафедры музейного дела Он является автором более 300 работ, многие из них посвящены истории музейного дела. Научное наследие Валентина Петровича еще предстоит постигнуть исследователям, сейчас в данном направлении делаются лишь первые шаги1. В настоящей статье предпринимается попытка охарактеризовать вклад В. П. Грицкевича в изучение музея как особого социокультурного института.

Им была впервые в нашей стране изучена и написана всемирная история музейного дела2. Этот труд появился еще в тот период времени, о котором авторы «Российской музейной энциклопедии» заявляли, что «в целом данный раздел музееведения находится в стадии формирования. Неразработанность многих проблем ограничивает использование исторического подхода при изучении музейной теории, глубину анализа современного музейного дела, затрудняет подготовку специалистов»3. Сам Валентин Петрович также обращал внимание на эту проблему: «Хотелось бы подчеркнуть, что изучение истории музейного дела сложно. Эта сложность вытекает из молодости, новизны и недостаточной разработанности ее и как научной дисциплины, и как предмета преподавания. Становление этой научной отрасли и учебной дисциплины происходит на наших глазах»4. Работа В. П. Грицкевича вскоре после опубликования стала основой для исторического очерка

«Музей в пространстве культуры: история и основные этапы развития» в учебном пособии «Основы музееведения»5, выдержавшем в 2005-2013 гг. три издания. В. П. Грицкевич занимался изучением всемирной истории музейного дела еще в тот момент, когда исследовательские возможности ученых были значительно более ограничены, чем в наши дни. В одной из работ конца 1990-х гг. он отмечал, что многие труды приходилось заказывать по международному межбиблиотечному абонементу. Помимо этого, необходимые материалы исследователь изучал в зарубежных библиотеках во время поездок в Польшу, Италию и США6.

В. П. Грицкевичем разработан авторский подход к периодизации истории музейного дела, исходящий «как из специфики самого его развития, так и с учетом изменений в социальной и культурной жизни общества. В данном случае определяются следующие периоды, которые соответствуют развитию музейного дела в совокупности стран и материков в целом:

1) Предмузейное собирательство (архаическое или первобытное общество, древний мир, средневековье);

2) Становления музея как социокультурного феномена (XV в. - 80-е гг. XVIII в.);

3) Выделение музейного дела в самостоятельную отрасль культуры и массовое появление публичных музеев как результат реализации программных требований представителей либеральных и радикальных слоев общества развитых и развивающихся стран (90-е гг. XVIII в. -10-е гг. XX в.);

4) Дальнейшее развитие музейного дела и оформление музееведения как научной дисциплины (с 20-х гг. XX в. по наши дни)»7.

В связи с предмузейным собирательством разрабатывается вопрос о его мотивациях, автором предложен синтез позиций таких исследователей этой проблемы, как А. Уиттлин, К. Помян и Э. Александер. Значительного внимания заслуживает позиция В. П. Грицкевича о рождении музея как социокультурного института в эпоху Возрождения, созвучная точке зрения, высказывавшейся по этому вопросу его современниками англичанином К. Хадсоном и французом Ж. Базеном.

В. П. Грицкевичем было уделено значительное внимание источниковой базе изучения исторической музеологии, наиболее полно им охарактеризованы виды письменных источников. Наибольший интерес представляет выделение ученым таких специфических видов источников, как каталоги и путеводители. Показательно, что каталоги, рассматривающиеся зачастую как публикации результатов исследовательской деятельности хранителей коллекций и музейных сотрудников, оцениваются в данном случае ученым как источник информации о составе того или иного собрания, а также как индикатор уровня развития музейной науки в определенный момент. В. П. Грицкевич, отдавший много исследовательских сил источниковедению8, прослеживает эволюцию описания коллекции от первых инвентарей до появления каталогов отдельных собраний, временных выставок и аукционов. Особое внимание уделяется характеристике жанра каталога публичных музеев.

Обращение к путеводителю как особому виду источника по истории музейного дела связано с еще одним очень значительным исследовательским интересом В. П. Грицкевича - изучением истории туризма9. С античной эпохи прослеживается развитие путеводителя, содержащего всеобъемлющую и порой разнородную информацию о том или ином городе или регионе, особенно выделяется музейный путеводитель, эпоха рождения которого связана со временем расцвета публичного музея и интереса к нему.

В. П. Грицкевич в своих работах уделил и значительное внимание вопросам историографии истории музейного дела. Ему, как знатоку нескольких иностранных языков, филологу по одному из образований, удалось дать очень широкую картину осмысления истории музейного дела от начала XIX до второй половины XX в. с выявлением характерных черт этих трудов в разные исторические периоды. Помимо хро-

нологического рассмотрения истории музейного дела исследователь обращается и к тематическому принципу классификации основных из изученных им работ. При этом, поскольку В. П. Грицкевич одним из первых в России рассматривал историю отечественного музейного дела как составную часть общемировых процессов в музейной сфере, исследования отечественных ученых вписаны им в общий хронологический очерк.

Хотя во введении ко второй части своего труда Валентин Петрович отмечал, что «вполне закономерным представлялось освещение в... тексте отнюдь не всех регионов и стран мира, а также не упоминание тех или иных музеев»10, именно он впервые в отечественной науке смог обрисовать основные очертания всемирной истории музейного дела, не только вписав отечественную традицию в общемировой процесс, но и уделив внимание развитию музейного дела в разных регионах мира. Им были выявлены и охарактеризованы основные тенденции развития неевропейского музея. В своих работах профессор Грицкевич последовательно выступал против изоляционизма, который характеризовал как попытку рассматривать развитие музейного дела отдельных стран и регионов обособленно от общемировых процессов. Характеризуя роль истории музейного дела в подготовке будущих специалистов, он отмечал: «Познание истории музейного дела дает начинающему музееведу возможность видеть мир универсально, не отрывая опыта музейной работы в одной местности, регионе, стране, на одном континенте от опыта работы музеев в других географических зонах с учетом их особенностей»11. Такой подход, считал Валентин Петрович, позволит молодому специалисту с таких же позиций оценивать и свою практическую деятельность, «чтобы будущие музееведы изначально учились избегать формирования изоляционистских взглядов на свою профессию, осознавали „наш" опыт истории на фоне „чужого" и знакомились с развитием музейной идеи сохранения, представления и истолкования материализованных предметов человеческой культуры и природной среды в различные эпохи у различных этносов Земли»12. Еще одна идея, заложенная в основе авторской концепции преподавания истории музейного дела, в наше время звучит особенно актуально. Характеризуя место данной дисциплины в системе подготовки музееведа, он настаивал на том, что постижение истории позволяет лучше понимать настоящее и планировать будущие профессиональные шаги: «Чтобы на основе достигнутого подготовить начинающего музееведа к тому новому, с чем ему

И.А.Куклинова

придется столкнуться, требуется восприятие сегодняшнего состояния любой отрасли нашей деятельности не как предельного достижения, а как отправного пути для дальнейшего развития»13. В эпоху, когда многие молодые люди предпочитают в поисках информации обращаться к самым кратким и не всегда проверенным источникам знания, предоставляемым Всемирной паутиной, когда массовая культура и средства массовой информации зачастую навязывают свои стереотипы взаимоотношений с реальностью и ее понимания, особое звучание обретает следующее размышление В. П. Грицкевича о важности постижения дисциплины для формирования будущего музейного сотрудника: «Изучение истории музейного дела позволяет избавиться от пут исторических и иных мифов, легенд, стереотипов. Оно обеспечивает познающего ее человека критическим и аналитическим умением относиться без рабской веры в святость сказанного до нас, что так необходимо человеку в ходе поиска истины»14.

Среди идей профессора Грицкевича, связанных с методикой преподавания истории музейного дела студентам, следует обратить внимание и на особое значение, придававшееся им приобщению начинающих музееведов к биографическим исследованиям, целью которых он полагал изучение того, каким образом «преломлялась история коллекций и музеев как социокультурных институтов через деятельность конкретных лиц»15. Этот подход созвучен такой важной тенденции развития современной музейной теории и практики, как «невиданный ранее интерес к детали, частной ситуации, современности»16, когда многие сложнейшие исторические процессы музей представляет через биографию одного человека, семьи, небольшой группы лиц. Есть в наследии В. П. Грицкевича размышления и о том, каким образом подготовить студента к такому аспекту будущей профессиональной деятельности, как трансляция исторических знаний музейной публике и аудитории экскурсионных программ. Как считал В. П. Грицкевич, чтобы обучающийся последовательно овладевал навыками формирования рационального исторического сознания у посетителей и слушателей, ему необходимо изучать историческую культуру: «Знакомство будущего музейного и экскурсионного работника с основными понятиями исторической культуры подготавливает его к осмыслению мотиваций интереса к прошлому у людей и способов передачи ретроспективной информации об обществе»17. При этом в работе музейным сотрудникам приходится

сталкиваться с тем, что чаще всего у посетителей уже есть определенные знания о прошлом, которые, однако, «не всегда совпадают с научными взглядами на него»18, и не только знания истории, но и умения ее убедительно интерпретировать с научной точки зрения являются неотъемлемыми профессиональными качествами будущего музейного специалиста.

Он стал родоначальником целой научной школы исторической музеологии в Санкт-Петербургском государственном институте культуры. Под его руководством защищены диссертации, посвященные феномену мусея в культуре античности19, истории музейного дела Германских государств20, Франции21, английскому коллекционированию22, коллекционированию памятников индийской культуры в музеях Великобритании23, истории морских музеев24 и собраний циркового искусства25.

Во второй части своей трилогии В. П. Грицкевич отмечал, что эта «книга создавалась с целью синтеза современных знаний о развитии музейного дела в последние два столетия, и, в первую очередь, для улучшения качества подготовки музееведов»26. По сей день этот труд В. П. Грицкевича по истории музейного дела и исторический очерк учебника «Основы музееведения» входят в круг обязательной учебной литературы для студентов, осваивающих историю музейного дела в рамках программы подготовки бакалавров, а его исследовательские позиции становятся предметом анализа в курсе «Историческая музеология» для магистров по направлению «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия».

Примечания

1 Гужаловский А. Российский музеолог из Минска // Музей. 2014. № 12. С. 60-61.

2 Грицкевич В. П. История музейного дела до конца XVIII в.: в 2 ч. СПб.: СПбГУКИ, 2001. Ч. 1. 164 с.; Ч. 2. С. 165409; Его же. История музейного дела конца XVIII - начала XX в.. СПб.: СПбГУКИ, 2007. 335 с.; Его же. История музейного дела в новейший период, 1918-2000. СПб.: СПбГУКИ, 2009. 151 с.

3 Кузина Г. А., Сундиева А. А. История музейного дела // Российская музейная энциклопедия: в 2 т. М.: Прогресс: Рипол классик, 2001. Т. 1. С. 241.

4 Грицкевич В. П. История музейного дела до конца XVIII в. Ч. 1. С. 10.

5 Основы музееведения: учеб. пособие / Гос. ин-т искусствознания, Рос. ин-т культурологии; ред. Э. А. Шу-лепова. М.: Эдиториал УРСС, 2005. 502 с.; Основы музееведения: учеб. пособие / Учеб.-метод. об-ние вузов РФ по образованию в обл. ист.-архивоведения, Рос. ин-т культурологии; ред. Э. А. Шулепова. Изд. 2-е, испр. М.:

Либроком, 2010. 430 с.; Основы музееведения: учеб. пособие / Учеб.-метод. об-ние вузов РФ по образованию в обл. ист.-архивоведения, Рос. ин-т культурологии; ред. Э. А. Шулепова. Изд. 3-е. М.: Либроком, 2013. 430 с.

6 Грицкевич В. П. Место преподавания истории музейного дела в системе подготовки музееведа // Музей и образование: сб. науч. тр. СПб.: СПбГУКИ, 1999. С. 44.

7 Грицкевич В. П. История музейного дела до конца XVIII в. Ч. 2. С. 22.

8 Ходин С. Н., Грицкевич В. П., Каун С. Б. История и теория источниковедения: учеб. пособие / М-во образования Республики Беларусь. Минск: Изд-во Белорус. гос. ун-та, 2008. 254 с.

9 Грицкевич В. П. История туризма в древности / ред. М. Б. Биржаков; Нац. акад. туризма, М-во культуры РФ. М.; СПб.: Невский фонд: Герда, 2005. 326 с.

10 Грицкевич В. П. История музейного дела конца XVIII - начала XX в. С. 8.

11 Грицкевич В. П. Место преподавания истории музейного дела... С. 43.

12 Грицкевич В. П. История музейного дела до конца XVIII в. Ч. 1. С. 5-6.

13 Там же. С. 7.

14 Там же. С. 9.

15 Грицкевич В. П. Использование метода биографического анализа в преподавании истории музейного дела //

Научно-методические проблемы подготовки специалистов в вузах культуры: тез. выступлений на конф. преподавателей СПбГАК, 20 апр. 1998 г. СПб., 1998. С. 27.

16 Шола Т. Предмет и особенности музеологии // Museum. 1987. № 153. С. 52.

17 Грицкевич В. П. Формы передачи исторических знаний в музееведческой и экскурсоведческой практике // Вестн. СПбГУКИ. 2003. № 1. С. 41.

18 Там же. С. 34.

19 Поршнев В. П. Мусей в культурном наследии Античности (2003).

20 Черкаева О. Е. История музейного дела в Австрии, Германии, Швейцарии, XVI - начало XX в. (1999).

21 Куклинова И. А. История музейного дела во Франции, XIV-XIX вв. (1999).

22 Важинская И. Н. История формирования художественных коллекций в Великобритании XVI-XVII вв. (2004).

23 Кроллау Н. Е. Формирование коллекций материальных памятников индийской культуры в музеях Великобритании (2009).

24 Курносов С. Ю. Становление и развитие морских музеев России (2003).

25 Шаина Е. Ю. Создание и функционирование музеев циркового искусства: Россия, США, страны Европы (2008).

26 Грицкевич В. П. История музейного дела конца XVIII - начала XX в. С. 8.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.