Научная статья на тему 'КОНЦЕПЦИЯ ВЛАСТИ В ИСЛАМЕ (современные подходы к наследию раннеисламской государственности)'

КОНЦЕПЦИЯ ВЛАСТИ В ИСЛАМЕ (современные подходы к наследию раннеисламской государственности) Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
2966
379
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВО / ИСЛАМ / ВЛАСТЬ / ТАУХИД / КОРАН / ХАДИС / ШАРИАТ / QUR'AN / SHARI'A / STATE / ISLAM / POWER / TAWHID / HADITH

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Барковская Елена Юрьевна

Статья посвящена современным подходам к исламской концепции власти. Материал статьи основывается на исследовании религиозно-политической активности Мухаммада как основателя ислама и первой мусульманской общины.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is dedicated to the modern approaches in the Islamic concept of power. The material of article is based on researches of the religious political activity of Muhammad as a founder of Islam and the first Muslim community.

Текст научной работы на тему «КОНЦЕПЦИЯ ВЛАСТИ В ИСЛАМЕ (современные подходы к наследию раннеисламской государственности)»

Елена БАРКОВСКАЯ

КОНЦЕПЦИЯ ВЛАСТИ В ИСЛАМЕ (современные подходы к наследию раннеисламской государственности)

Статья посвящена современным подходам к исламской концепции власти. Материал статьи основывается на исследовании религиозно-политической активности Мухаммада как основателя ислама и первой мусульманской общины.

The article is dedicated to the modern approaches in the Islamic concept of power. The material of article is based on researches of the religious political activity of Muhammad as a founder of Islam and the first Muslim community.

Ключевые слова:

государство, ислам, власть, таухид, Коран, хадис, шариат; state, Islam, power, tawhid, Qur’an, hadith, shari'a.

Многие события, происходящие в настоящее время в общественно-политической жизни регионов и стран с мусульманским населением, в значительной мере обусловлены напряжённым и многотрудным поиском современной модели организации власти и управления, соотносимой с поддерживаемыми в социуме историко-культурными традициями, с духовно-религиозными основами общества, с накопленным опытом институциональных взаимоотношений. Эти искания стали своеобразной реакцией на попадание в полосу кризиса с конца 60-х — начала 70-х гг. ХХ в. тех афро-азиатских государств, которые двумя-тремя десятилетиями ранее пытались преодолеть унаследованную от времен колониализма отсталость. Следуя курсом «догоняющего Запад» развития, они копировали модели экономического роста и политических институтов, заимствованные либо у Западной Европы и США, либо у Советского Союза.

Отклик на провал «прозападного» курса, на его тяжёлые социально-экономические и иные последствия нашёл бурный выход в подъёме мусульманского движения. Одни его участники делали упор на необходимости духовно-нравственного оздоровления государства, экономики и общества на пути «возврата к Корану», к его фундаментальным («генеральным») ценностям. Другие, так называемые исламисты, шли дальше, призывая к реставрации раннеисламской государственности. Вознамерившись придать борьбе за «государство ислама» планетарный масштаб, экстремистски настроенная часть исламистов не останавливалась перед совершением актов насилия и террора у себя на родине и за её пределами.

Последние десятилетия ХХ в. ознаменовались подключением видных представителей мусульманской интеллектуальной элиты к разработке новой стратегии развития, принимающей в расчёт историко-цивилизационный фундамент формирования государства в исламе. Как правило, это были учёные и преподаватели, работающие у себя на родине либо за её пределами — в Западной Европе и США (Фазлур Рахман, Мохаммед Шарфи, Абдуллахи Ан-Наим и др.).

На повестку дня, таким образом, встал вопрос о современной значимости концепции власти и управленческих традиций, которые своим возникновением были обязаны Мухаммаду (ок. 570—632) — провозвестнику ислама и первооснователю исламской государственности. Как верно отметил академик В.В. Бартольд, «первые земные владыки, принявшие буддизм и христианство, были отделены

БАРКОВСКАЯ Елена Юрьевна — к.и.н, доцент кафедры государственноконфессиональных отношений РАГС при Президенте РФ william@list.ru

несколькими столетиями от основателей религий; Мухаммад положил начало не только религии, но и государству, и ислам при жизни своего основателя пережил процесс развития, который пережил буддизм от Шакьямуни до Ашоки, христианство — от Христа до Константина Великого»1.

Принято считать, что трансформация мусульманской общины в государственное образование состоялась после того как возросшая враждебность языческого окружения в Мекке вынудила Мухаммада и его последователей переселиться в Медину (622 г.). Именно там мусульманская община (умма) приобрела такие атрибуты государства, как наличие территории, населения, налогообложения, административного устройства. Главное же — единение первых мусульман основывалось на «кристаллизации нового понимания Бога, которое сплотило всех тех, кто разделял его, в общность нового типа»2.

Это новое понимание воплощалось в таухиде. Иными словами, в принципе единобожия, с проповеди которого начиналось выступление Мухаммада против джа-хилийи, или «невежества», т.е. против бытовавших в Аравии языческих родоплеменных культов. Под эгидой таухида в мусульманской среде утверждалось новое представление об источнике и природе власти, о её духовно-ценностном наполнении.

Выступая как посланник Аллаха — «господина двух миров» (земного и небесного), Мухаммад, согласно одному из хадисов, возвещал: «Кто повинуется мне, тот повинуется Аллаху, тот, кто не подчиняется мне, тот не подчиняется и Аллаху». Благодаря такой постановке вопроса правление провозвестника ислама приобретало теократическую форму, поскольку именно ему были ниспосланы откровения, знание божественной истины и вверена миссия по направлению людей на правильный, т.е. прямой, путь к истине в словах, делах и в вере. Поддержанию и укреплению религиозно-политической целостности мусульманской общины служило то, что Мухаммад брал на себя ответственность за воплощение Божественного предначер-

1 Бартольд В.В. Ислам. Предисловие // Бартольд В.В. Сочинения. В 6 т. Т. VI. - М., 1966, стр. 81.

2 Грюнебаум Г.Э., фон. Классический ислам. Очерк истории (600-1258) / Пер. с англ. И.М. Дижура; пре-дисл. В.В. Наумкина. - М., 1988, стр. 27.

тания в жизни его последователей — мусульман. Это делало излишним появление в исламе церкви в качестве посредника между Богом и верующими, а также клира, подобного христианскому.

Благодаря «столпам веры», изложенным Мухаммадом, в жизнь мусульманской общины вводились этико-нормативные установления, которые были соотнесены с общим циклом исполнения культа и с мирскими обязанностями верующих таким образом, чтобы те имели чёткие представления об истинном благочестии, о дозволенном, запретном и греховном. Под первоочередной запрет попали ростовщический процент, а также употребление свинины, алкоголя, азартные игры и т.д. Была ограничена полигамия в рамках патриархальной семьи, по-новому отрегулирована система наследования. Однако не шло и речи о сокрушительном ударе по узам родоплеменной лояльности, которая оставалась мощной общественной силой.

Главным объектом усилий провозвестника ислама по реорганизации системы родственных связей и взаимоотношений являлась семья. С именем Мухаммада связан кардинальный по тем временам пересмотр обычаев, касавшихся положения женщин, детей, отчасти и рабов. Был наложен запрет на умерщвление новорождённых, в первую очередь девочек, ограничивалась полигамия; женщины получили право наследования, право свидетельствования в суде (доля наследниц была всё же вдвое ниже, чем наследников, а свидетельство двух женщин приравнивалось к свидетельству одного мужчины); мусульманка могла владеть отдельным от мужа имуществом. Отпуск рабов на волю оценивался как благочестивое деяние.

Мухаммад допускал определённую вариативность в методах духовного водительства ум-мой, с одной стороны, и решения сугубо административных вопросов — с другой. В первом случае неукоснительно действовал метод императивных воздействий, во втором временами имела место практика консультаций (шура), а также договорных отношений.

От мусульман требовалось неукоснительное исполнение религиозных обязанностей, а также соблюдение бытовых запретов относительно греховного и недозволенного. Ослушникам грозило наказание в мире сём и в мире ином. Меру земного наказания Мухаммад обычно определял сам, действуя в качестве мазалима (арбитра в спорах мусульман) или же судьи — кади. Как это тогда понима-

лось, в первом случае осуществлялась исламская справедливость в её экстраординарной ипостаси, т.е. исходящей от Бога, во втором случае — в ординарной, имеющей мирское воплощение.

Практикуя время от времени метод сове-щательности и консультаций (шура) в случае решения сугубо мирских дел, Мухаммад в первую очередь заботился о том, чтобы добиваться согласия и единения своих последователей. Залог сплочённости уммы он видел в налаживании таких взаимоотношений между мусульманами, когда все они «подобны строению, разные части которого укрепляют друг друга»1. Есть немало хадисов, где предельно детально перечислены взаимные обязанности мусульман в отношении друг друга (главы семьи и домочадцев, супругов, родителей и детей, родственников, соседей и т.д.). Их невыполнение квалифицировалось в качестве запретных и греховных проступков, влекущих за собой небесные кары.

Благодаря Мухаммаду в административную практику был внедрён сравнительно привычный для родового общества патриархальнопатронажный стиль управления. Согласно одному из хадисов, правитель «сродни щиту, позволяющему под своим прикрытием отражать нападение и уберегать (мусульман) от причинения неприятностей». Но далее следовало разъяснение, призванное исключить произвол власти. Если обладатель власти «приказывает то, что относится к благочестию и направлено на претворение воли Аллаха и поступает справедливо, то за это ему полагается награда. Если же он говорит иное, то сам обязан нести за это расплату»2.

Мухаммад исключал одностороннее выстраивание отношений власти с подвластным людом на основе повелений императивного характера и пользовался методом договорных отношений как с мусульманами, так и с приверженцами иных монотеистических верований (христианами, иудеями, зороастрий-цами). От мусульманской стороны требовалось клятвенное заверение (байа’а) относительно выполнения взятых на себя обязательств. Верность присяге приравнивалась к религиозному долгу. Присягающие клялись в том, что будут «не уподоблять кого бы то ни было Аллаху, не будут воровать, прелюбодействовать, убивать своих детей, не будут ве-

1 Мухаммад Хайсам аль-Хайят. Здоровье общества с точки зрения ислама // Хасанийские чтения в священный месяц рамадан (пер. с араб.). — М., 1997, стр. 136.

2 Там же, стр. 136.

рить наговорам, а также ослушиваться Посланника Аллаха в общественно принятом и одобряемом (ма’руф)»3. Договорная практика имела место и в отношении христиан, иудеев. Первый договор (ахд) был заключён с христианами-несторианами и иудеями г. Наджрана: им дозволялось свободно исповедовать свою веру в обмен на выплату особого налога (джизья).

Утверждая таким образом культуру предотвращения конфликтных ситуаций и их мирного разрешения, Мухаммад не исключал применения силы, когда призывал мусульман «усердствовать», «прилагать все силы» (джихада) в борьбе против язычников и «исказителей Писания».

Современные мусульманские подходы к религиозно-политическому наследию Мухаммада не отличаются единообразием. Особо острые разногласия связаны с отношением к идее теократии и теократической форме правления. Их апология стала лейтмотивом исламистских, заведомо политизированных выступлений в пользу тотального «возрождения» раннеисламской государственности. Тем временем идейные противники исламизма отмечают, что жизнь со времени кончины пророка Мухаммада не стояла на месте. А потому необходимо не только «новое прочтение Корана» в духе запросов и реалий современной эпохи, но также признание исторически значимого события - образования национальных или же многонациональных государств, в которых система государственной власти и управления действует на светской основе.

Заслуживает внимания расширение фронта той борьбы, которая уже не одно десятилетие ведётся рядом видных учёных и мыслителей, уроженцев афро-азиатских государств вокруг «интеллектуального наследия ислама» как мощного ресурса вступления этих стран на путь радикальных общественно-политических, экономических и культурных преобразований, на путь демократизации. На повестку дня, таким образом, со всей определённостью и категоричностью встаёт проблема культуросообразности процессов модернизации и демократизации в странах и регионах традиционного распространения ислама. Её решение неотделимо от поиска меры должной сбалансированности данных процессов с местной (национальной) культурой и её духовным компонентом.

3 Имам Абу Абдуллах Мухаммад ибн Исмаил бин Ибрахим ал-Бухари. Достоверный сборник. Стр. 663.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.