Научная статья на тему 'Концепция управления вузом на основе информационных технологий'

Концепция управления вузом на основе информационных технологий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
170
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ВУЗОМ / ТЕХНОЛОГИЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ВУЗОМ / ПРОЦЕССНЫЙ ПОДХОД / SYSTEM OF UNIVERSITY MANAGEMENT / TECHNOLOGY INCREASE THE EFFICIENCY OF UNIVERSITY MANAGEMENT / PROCESS APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кириллов А. Г.

Статья посвящена проблеме повышения эффективности системы управления вузом на основе инноваций и информационных технологий. Выявлены основные позиции концепции управления вузом на основе информационных технологий, а также описаны этапы внедрения технологии совершенствования системы управления вузом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONCEPT OF MANAGEMENT OF THE UNIVERSITY BASED ON INFORMATION TECHNOLOGY

The article is devoted to the improvement of university management on the basis of innovation and information technology. Analyzed the works of contemporary scholars in the field of improving the effectiveness of the management system of the university, revealed principles of perfection, and describes the steps of the introduction of technology to improve the system of university management: the construction of a process model, the strategic platform of choice information, search for problem areas and control of, the search for optimal solutions, the adjustment process model, planning, innovation and information technology, innovation and information technology.

Текст научной работы на тему «Концепция управления вузом на основе информационных технологий»

Bibliography

1. Zakharova, O.A. Sistema podderzhki distancionnogo obucheniya «SKIF» na osnove programmnogo obespecheniya // Vestnik Don. gos. tekhn. un-ta. - 2011. - № 4(55). - T. 11.

2. Meskhi, B.Ch. Strategiya razvitiya inzhenernogo obrazovaniya: opiht DGTU. Korporativnihe kafedrih v uchebnom processe: monografiya. -

Rostov-na-Donu, 2009.

3. Rodina, A.I. Ispoljzovanie case-metodov v obrazovanii // Sovremennihe problemih mnogourovnevogo obrazovaniya: materialih

Mezhdunarodnogo nauchno-metodicheskogo simpoziuma. - Rostov-na-Donu, 2009.

Статья поступила в редакцию 17.10.13

УДК 378.11

KirillovA.G. THE CONCEPT OF MANAGEMENT OF THE UNIVERSITY BASED ON INFORMATION TECHNOLOGY.

The article is devoted to the improvement of university management on the basis of innovation and information technology. Analyzed the works of contemporary scholars in the field of improving the effectiveness of the management system of the university, revealed principles of perfection, and describes the steps of the introduction of technology to improve the system of university management: the construction of a process model, the strategic platform of choice information, search for problem areas and control of, the search for optimal solutions , the adjustment process model, planning, innovation and information technology, innovation and information technology.

Key words: system of university management, technology increase the efficiency of university management, process approach.

А.Г. Кириллов, канд. пед. наук, доц. каф. теории Программирования и сетевых технологий,

Шадринский гос. педагогический институт, г. Шадринск, Е-mail: 978041@mail.ru

КОНЦЕПЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ВУЗОМ НА ОСНОВЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Статья посвящена проблеме повышения эффективности системы управления вузом на основе инноваций и информационных технологий. Выявлены основные позиции концепции управления вузом на основе информационных технологий, а также описаны этапы внедрения технологии совершенствования системы управления вузом.

Ключевые слова: система управления вузом, технология повышения эффективности управления вузом, процессный подход.

Анализ проблемы эффективного управления образовательным учреждением в теории и практике образования присутствует на всех этапах развития педагогики.

Вопросы управления образовательными учреждениями отражены в работах Коноплиной Н.В., Щербакова Ю.И., Тихонова

А.Н., Абрамешина А.Е., Ворониной Т.П., Иванникова А.Д., Молчановой О.П., и др. [1; 2; 3]. В ключе современных условий работы вузов проблема построения эффективной системы управления вузом стала наиболее актуальной. Нами были проанализированы работы многих педагогов-управленцев и с целью определения конкретных путей и технологий обеспечения функционирования и развития образовательного учреждения и эффективного управления им.

Особое внимание современные ученые уделяют следующим положениям:

• Построение системы управления вуза должно основываться на системно-целевом подходе (системности, четкой целевой ориентации, прогностичности, партисипативности, гибкости управления).

• ■ Применение методов проблемно-ориентированного анализа и целевого программирования решения проблем.

• Применение принципов коллективного самоуправления и самоорганизации с позиции синергетического подхода.

• Построение модели вуза на основе процессного подхода, что даст глубокое понимание действующих процессов и подчеркнет взаимодействие между подразделениями.

• Необходимо определить влияние информационных технологий на совокупность происходящих процессов, а также определить конкретное взаимодействие подбираемых инструментов информатизации с существующими процессами.

• Масштабируемость и адаптивность применяемых методов и инструментов, что позволит их применять для вузов различных сфер и масштабов.

• Применение принципа постоянного совершенствования и инновационного развития системы управления вузом [1; 2; 3].

Концепция развития вуза предполагает эволюционный путь развития, с минимальным числом массовых инновационных нововведений, так как при революционном подходе происходит частичное разрушение ранее действующей системы управле-

ния, что в условиях непрерывного функционирования вуза недопустимо, в такой ситуации особую важность представляет стратегическое управление развитием вуза и необходимость в постановке стратегических целей вуза [1].

Развитие системы управления вузом не может проходить без инновационных преобразований. При этом инновации могут порождать определенный хаос в упорядоченной системе работы подразделений. Спрогнозировать подобные сбои достаточно сложно, тем не менее, иногда внедрение инновационных приемов - это единственный путь к полномасштабному обновлению работы всей системы управления вузом. Для снижения риска возникновения нежизнеспособных инноваций необходимым условием применения нововведений является учет организационных условий внедрения.

Предложим технологию совершенствования эффективности управления вузом на основе инноваций и информационных технологий:

1. Применяя методы стандарта ^О 9001:2008 [4] необходимо разработать процессную модель вуза, определив все основные процессы, действующие в нем.

2. Далее необходимо определить схему взаимодействия взаимосвязанных процессов, для чего можно воспользоваться методологией функционального моделирования IDEF0.

3. Определить для каждого процесса матрицу ответственности, с указанием конкретных шагов и назначением должностей сотрудников и подразделений ответственных, исполнителей и соисполнителей данного шага.

4. На основе анализа данных определяем стратегические направления вариантов информатизации процессов - использование существующего ПО или разработка собственного исходя из сложившейся ситуации в вузе, его направленности и информационных ресурсов.

При этом важным является подход к автоматизации процесса, то есть отталкиваться необходимо не от подразделения, а от всего процесса в целом. Это дает возможность отследить, как набор необходимых данных в виде информационных потоков следует от подразделения к подразделению, постепенно трансформируясь в некий набор документов необходимых для деятельности вуза.

Анализ

Выбор оптимального решения

Рис. 1. Схема принятия управленческих решений

5. В матрицах ответственности определяем наиболее проблемные места передачи информации между подразделениями с конкретизацией конечного набора информационных потоков оформленных в виде сообщений, документов. Пошагово определяется местоположение точек контроля процессов, методы и средства их мониторинга, определяем ответственных за сбор и проверку информации. На данном этапе важной особенностью технологии является применение синергетического подхода и учет субъективных особенностей сложившегося коллектива.

На этом шаге необходимо осуществлять контроль за проблемными точками, на стыке подразделений разной функциональности и накапливать информацию о возникающих проблемах.

6. При возникновении проблем осуществляем поиск решений по схеме, предложенной на рис. 1.

У любой задачи существует несколько вероятных решений. Перед руководством

7. На основе анализа и принятых ранее решений приступаем к внесению изменений в систему управления вузом, принятые решения и инновационные подходы вносим в процессную модель, в схемы взаимодействия процессов и подпроцессов, а также вносим уточнения в конкретные шаги процессов с возможным изменением матрицы ответственности.

8. Следующий этап предусматривает наличие достаточно серьезных изменений, которые не могут ограничиваться корректировкой и настройкой существующей системы. Так же источником планирования может быть и необходимость изменений в связи с внешними факторами, такими как необходимость внедрения новых технологий, результатами исследовательской работы отдела маркетинга или задача по оптимизации деятельности некоторых структурных подразделений.

9. Внедряем инновации или информационные технологии в систему управления организацией в пилотную эксплуатацию с усиленным контролем за качеством информационных потоков с целью совершенствования.

Следующим этапом опять переходим к шагу № 5 и проводим следующую итерацию. Данный набор шагов перекликается с циклом Деминга PDCA (англ. «Р1ап^о-СЬ|еск-АсЬ> - планиро-вание-действие-проверка-корректировка), в котором циклически повторяется процесс принятия решения, используемый в управлении качеством. Данное сходство имеет не случайный характер, а является адаптацией данного цикла под конкретную ситуацию - построение системы управления вузом и постоянное повышение качества предоставления образовательных ус-

луг с помощью инноваций и информационных технологий. Модель совершенствования эффективности управления вузом на основе инноваций и информационных технологий представлена на рис. 2.

Рассмотрим технологию совершенствования эффективности управления вузом на основе информационных технологий на конкретном примере - деятельности Шадринского государственного педагогического института.

1. Для начала необходимо разработать процессную модель организации, которая бы охватывала все важные процессы вуза. Построим данную модель на основе методологической базы стандарта ^О 9001:2008, опираясь на труды Ю.Б. Вагнер,

В.Г. Елиферова, В.В. Репина, и др. [5; 6]. Вид процессной модели представлен на рис. 3.

Вуз - организация достаточно большая, поэтому в ней огромное количество взаимосвязанных и параллельных процессов, но есть основной - жизненный процесс предоставления образовательных услуг, он функционирует в соответствии с системными процессами, такими как управление документацией, записями, внутренний аудит, управление несоответствиями, корректирующие и предупреждающие действия; процессами менеджмента - это стратегическое планирование и управление системой менеджмента качества; также образовательные услуги опираются на поддерживающие процессы - управление персоналом, управление инфраструктурой и производственной средой, информационно-библиотечное обеспечение и др. [2].

Основным является жизненный процесс предоставления образовательных услуг, который начинается с определения требований потребителей, этим занимается маркетинг, а основе информации от маркетинга ведется проектирование и разработка образовательных программ, материалы которых используются при довузовской подготовке и в процессе приемной кампании. После поступления студентов в вуз начинается процесс их образования, который представлен несколькими процессами -учебная деятельность, которая в свою очередь содержит в себе два последовательных процесса - организацию и реализацию учебного процесса; воспитательную деятельность и научно-исследовательскую деятельность студентов. Некоторые студенты и внешние слушатели так же могут параллельно получить дополнительное образование по программам дополнительного профессионального образования. Итогом образовательной деятельности является проведение анализа удовлетворенности потребителей образовательных услуг, а для выпускников очного

Построение системы управления вузом на основе информационных технологий:

Построение процессной модели

Построение схемы взаимодействия

Построение матрицы ответственности

Стратегический выбор платформы информатизации, набора технологий и ядра программных средств

Совершенствование внедрение

инноваций и информационных технологий в управление

Планирование внедрения инноваций и информационных технологий

Внедрение инноваций и информационных технологий

Поиск проблемных мест И ]

ними

Поиск способов решений и выбор оптимального

I

Корректировка процессной модели, схемы взаимодействия процессов и

уточнение шагов

II

0>

а

В

са

03

О

а

Н

і

ез

к

1

и

&

09

5

и

Н

1

СП

г

сЗ

X

СЗ

сг'

£

о_

о

ей

О

а.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

С

+

5

г

ой

5

>2

о

о

г

3

£

>>

о.

р

о

Си

О.

о

Рис. 2. Модель совершенствования эффективности управления вузом на основе инноваций и информационных технологий

отделения еще и процесс содействия их дальнейшего трудоустройства. Обратим внимание, что приведенные в модели процессы не являются исчерпывающими.

2. Далее определим схему взаимодействия взаимосвязанных процессов на основе методологии функционального моделирования IDEF0, немного ее модифицировав.

Рассмотрим одни из самых актуальных процессов - организация и реализация учебного процесса. Организация и реализация учебного процесса - являются подпроцессами учебной деятельности. Они включают основные этапы подготовки к учебной деятельности и собственно её реализацию. Из процессной модели вуза видно, что входные данные организации учебного процесса обеспечивает проведение приемной компании, на входе в процесс готовятся следующие документы: приказ о зачислении, личные дела студентов, а от процесса «Проектирование и разработка ОП» перечень лицензированных направлений подготовки.

К процессу предъявляются конкретные требования внешних и внутренних потребителей процесса, как то требования:

• к созданию учебно-методической документации;

• к расчету и распределению учебной нагрузки;

• содержанию вариативной части РУП.

Данный процесс достаточно жестко регламентирует федеральная нормативная база - законы РФ, ГОС, ФГОС, и внутренняя - устав вуза, учебные планы, положения, учебно-методическая документация и т.д. Процесс обеспечивается такими ресурсами как профессорско-преподавательский и учебно-вспомогательный персонал, материально-техническая база, программное, информационное обеспечение и финансами.

Процесс организации учебного процесса является инструментом, регулирующим организацию основных образовательных программ ВПО. Его задача - обеспечить в достаточной степени организацию образовательной деятельности в вузе. Приказы о зачислении передаются приемной комиссией в соответствующие деканаты факультетов, где создается комплект студенческой документации: студенческий билет, зачетная книжка, учебная и личная карточки студента.

Основным условием организации учебного процесса является его планирование, цель которого - обеспечение полного и качественного выполнения рабочих учебных планов. Базовыми элементами планирования являются:

• рабочие учебные планы по специальностям и направлениям;

• годовой график учебного процесса;

І =■ ш го 0) 1

•< ф -С _

ф 2 СЯ ^

і ь

ь

о

ь ®

° н

ш

II —І ш -Г

• м

з-§

со

ш

*< •

ООН

0* т “

го

3 з

т О

О)

О

. ІІ ^ Ф о О Із =1 О *< о

з і І І-І =

О -О

0 ^ го л

"о — О “Оі

|5І£

1 ч|

ш о о

Ф Н С н го -*=

0 Ф ^ ^0 І 2

1 О о Ш О н _ —І О)

ь ь і

о- * н

їр

"> Ё о о і

-8- -а

о 03 "а Е

ся тз *< о £ ф ф

-Г Н о

^ 5 -6 =1 2 ь ІІ ф

: ^ Р.

-і. ~ а> §, ш

*< І з

^ о Ф Ф

ся _ _

-£ З їй І § І з

Е Ф

Ф о ся -п =1= ^

Е

О) V-/

-23

З і

II

. О)

п °

51

, Я>

о 5

»и з: о °-§" О "о

Іс ь

тз

ф

ш

•<

ф ф СіЗ ІО

Ф ГО

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о ІІ О ^0 0) Ф

іі

Ф ш V, 5

=1 в)

<5 й>-8

і Ш 2

.£ -

> я

ш "О Н Ф Ь

Е 2 ^ го о Ф _ -С

-І у

2-5 ф І

^ Ф О

• Ы Ш ^0

§ “ й -?Е

О)

=1 о г О

з § § =■

і * =1 3^0-* * ^ і » го л

: ф Ь ^

: -р ° ь

і

ш ■ со

N — ш Ь ф ^ ч о

о о =1 о

0 го

"О ф н -О

а> Е ТІ ф

ЗІ

з

со а> =1 о

-О *

я *

ш 2

и

1-8

1 і

а> ш

я ^ Я 73

со ^ 2 ф О н ¥ О 2 ^0 О 51

о ь —І •< З іі

Ь =1 Ф тз

О :

ь со =,

Ф о

Іі ь

ї Сі) з

1 о й

і ІЬ

^ Ті

о го ^

ся ^

ІІ 2 =1 Ф о 2 ь -ш "§ .

=1 ®

=1

2 ~о

<*> о » Е ф

=1

ТЗ -,-|-§ го 2

ГО О І О І 34 О ГО

-я- 2

С5 (д) —І О) О) го —І “

ЗІ^

І Ф о 1 тз Н І ^ -о

го

2 0) 0) Го

О 5 о ^

о Її

^ о ? ся ^

Ш 0> °

^ со =! 5 Ф о ° о ї 2 оіи

т "О О Ф ГО О <0 Ш Н О І О го ^ •■< ш :я —і —і О Ф ь

-О І

Оі §

І м

ш

о

сл

о а> ь і

§ 5 Ч =.

0" ТЗ ^ 5 О с,)

ГО 0) ° о

ш

° & 5 ' н| 2

сг 73 5 ^ =>

Ї ^ О о

' * ч З і •< 3 о

! І І. о ) Л 0) го ) ^ 0) 7*

; О >" Ш З І _

■ 0) □< н ^ -а £

> о ^ ф ? і оі

Н Ф І ■ о ^ о:

- оі - х • ^ ь л ! ш “ □

> Ь І іі

!§1|

) н О

і *-і ш . І о Го

З Ні

"0^0

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

. І і-з

: 2 ш ш

> о а 2

Н-8 1

1 5 ГО о і “ ш !»і-; ^ ш о

! ї^ь

і ^ *с

- Е ь ^

х ■< ф

х

ь .

ф

0 ь ^ ь -О 3 “І” З ш -й

—І п) ТЗ ГО Т О ф О л

з: £ ф і^о Е Ф °

X =, Е

ОТ! *

01 о -□

О -С ф ш ф ш

03 О >-|

0 о ^

го Е з Ш ■ 0)

х ОІ^ 0- ї -С

я = І ш ~о §

1 О о

“8-І

4 81

X О ГО

о о го з: о о- о ш

111

і §»

0^0

о

^ ь

Ч 5

сг о

“ ТЗ

ь ї

о) Е І

о -8-

3 ?

=1 Ь

ТЗ

о

ф

о

о

О)

ТЗ О =1

<*> ТЗ Я П)

ш Ь

=1 ф

я І ф

ь

ТЗ

о

го

: =1 ТЗ “ у

, о І я> ■ )-8-о> □

Я ф -, о ) О О Із

о

£ І &-Й

8 1

ь о> ^ ф

Е Е го

ІІ ф І =1 ^ ТЗ

2 го

го ф І “ Єї

ь °

^0

: о Е тз * ш х і ^

=1 СГ о

І С*>

Ф ТЗ

І 8 Б х

тз го

о о

о 0)

ш

о

тз ш

і ї -С І

ї Е 2: х ф

тз =1 ф тз Е

0) І,

го

ф

ь

ш

І

І

Е

X

Е ш -1 о го

О 0) о =1

тз

Ф тз З ф

ІІ _ ф 54 1а тз с< ф ^ 5І

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ш

5-§

о і

' ^ =і і -і= о : ^ Ь

і ^ тз

® і ся 8

1 т

Я о

° =. =1 о тз о о н х: -о Ф о ° 5 ° ^ О) сг

Л І Ф ш

?-з

? Ы

ТЗ =1

ш о 2 1 го І •< го

-С 7? Ф ш

01 /І т СО

О М

ф

ь

тз

о

со

о

ь

ф

^ . ся

^ ^ X

—1 О -І Я =1 в)

-°и

^ ■< СГ <0

Удовлетворенные требования потребителей

1991-5497. МИР НАУКИ, КУЛЬТУРЫ, ОБРАЗОВАНИЯ. № 6 (43) 2013

Таблица 2

Процесс решения проблемы с РУП и нагрузкой кафедр

Процесс/ Область совершенствования Инновация Преимущества Анализ воздействующих факторов Пути нейтрализации негативных факторов

Организация УП

Наличие ошибок в РУП оформленным на бумаге. Формирование заявок на нагрузку кафедр содержащих ошибки. Составление РУП в модуле GosInsp и разработка модуля конвертации РУП во внутреннюю базу данных. Разработка модуля формирования нагрузки на основе данных в базе данных. Автоматизированная проверка соответствия РУП ГОСу, ФГОСу. Быстрота клонирования РУПов. Автоматизация процесса формирования заявок на нагрузку кафедр. Оптимизация трудозатрат. Положительные Наличие единой автоматизированной системы управления в вузе. Отрицательные Постоянный выпуск новых версий программы GosInsp и необходимость внесения модификаций в конвертер для перевода РУП во внутренний формат. Отсутствие у деканов и зам. деканов необходимых навыков работы с программой GosInsp и модулем формирования нагрузки 1. Необходимость в наличии квалифицированного программиста для модификации модуля конвертации и формирования нагрузки 2. Массовое обучение работе с модулем GosInsp и модулем формирования нагрузки. 3. Индивидуальная помощь в подготовке РУП и формировании нагрузки

вертор из XML формата во внутренний формат какой-либо СУБД. Приходится постоянно переписывать конвертор при появлении новых версий GosInsp.

Автоматизацию приведенных процессов необходимо проводить масштабно, а конкретный выбор стратегии зависит от ресурсов организации, при действующем вычислительном центре, с необходимым набором квалифицированных кадров, предпочтительнее собственная разработка системы автоматизации документооборота. Но не во всех вузах это является целесообразным, на рынке программного обеспечения представлена масса решений для автоматизации деятельности вуза. Но здесь есть один важный аспект - при покупке предлагаемого ПО от производителей, вуз фактически не сможет их свободно модифицировать, так как в основном распространяемое программное обеспечение является проприетарным, что ограничивает его изменение сторонним лицам, следовательно, препятствует его модификации, оптимизации и совершенствованию. Существуют свободно распространяемые программные средства, но они чаще всего представляют собой лишь набор модулей и инструментов для создания системы документооборота, поэтому будем рассматривать вариант, когда программное обеспечение разрабатывается в самом вузе своими силами, либо на основе аутсорсинга с постоянной поддержкой.

При введении инноваций в деятельность подразделений, фактически происходит сбой в их отлаженной работе. Очевидно, что подобные инновации необходимы для совершенствования деятельности организации в целом, тем не менее, в деятельности сотрудников возникают новые формы взаимодействия, которые ранее не были регламентированы. В такой ситуации важно предоставить определенную долю свободы в принятии решений, компетентные сотрудники достаточно быстро могут по внешним признакам распределить обязанности и этапы взаимодействия -то есть самоорганизовываться. В противном случае жесткий регламент со стороны руководства может сделать неудобным работу сотрудников, что в целом снизит общую эффективность инноваций. Как показывает практика, в дальнейшем сотрудники, так или иначе все равно придут к наиболее комфортному для себя варианту взаимодействия. Вмешательство администрации в процесс принятия инновационных изменений необходимо при возникновении конфликтов между подразделениями, что обычно происходит, когда инновации предполагают новые формы деятельности не предусмотренных ранее в должностных инструкциях ни у одного из сотрудников подразделений. На почве внедрения инновационных подходов так же необходимо учитывать субъективные факторы. Иногда возникают ситуации, когда при введении инноваций некоторые руководители подразделений, пользуясь своим авторитетом, пытаются переложить обязанности на другие смежные подразделения. Данную ситуацию должен

предвидеть руководитель организации, спрогнозировать и предотвратить. В противном случае смежные подразделения не будут относиться к новым обязанностям с необходимой ответственностью, что может быть причиной снижения эффективности деятельности вуза в целом.

Рассмотрим подробнее организацию учебного процесса. Основные проблемы возникают на стыке работы разных подразделений. Рассмотрим поиск оптимального решения следующих взаимосвязанных часто встречающихся проблем - наличие ошибок в РУП в бумажном виде, вызванное невнимательностью ответственных лиц и формирование заявок на нагрузку кафедр содержащих ошибки. Очевидной решением проблемы является автоматизированный контроль за РУП и автоматизированное составление учебной нагрузки на основе учебных планов (таблица 2).

На основе анализа данной таблицы виден путь решения указанной проблемы и проанализированы все трудности и пути их преодоления для получения положительного эффекта от внедрения процесса автоматизированного контроля за РУП и автоматизированного процесса формирования нагрузки для кафедр. Принятие данного решения требует определенных ресурсов, среди которых наличие квалифицированного программиста, методистов для помощи в составлении РУП при их наличии возможно принятие данного решения.

4. На основе принятых решений возможны незначительные изменения, а возможно коренная перестройка схемы взаимодействия подразделений. На данном этапе вносятся небольшие изменения в действующую модель взаимодействия, и возможна незначительная корректировка процессной модели, схемы взаимодействия подразделений, уточнение шагов и корректировка матрицы ответственности. Для внесения масштабных изменений необходимо их спланировать, отследить сферы вновь появившиеся сферы взаимодействия, чем занимается следующий этап.

5. Планирование внедрение инновации. При внесении изменений в отлаженную работу подразделений необходимо продумывать все организационные проблемы заранее и с учетом особенностей коллектива. Далее в пилотном режиме внедряем в инновацию в жизнь, учитывая появившиеся новые виды деятельности сотрудников, разделяем сферы ответственности и т.д. После уточнения методики работы с применение инновационных подходов и применением данного подхода в режиме «особого контроля» можно приступать к документированию изменений в основных документах, как то процессная модель, документированные процедуры, матрицы ответственности и т.д.

6. Следующим шагом технологии совершенствования является применение принятых решений, в том числе инновационных в деятельность организации, к постоянным контролем

в выявленных ранее проблемных точках. Совершенствование информационных потоков.

Далее переходим на 5 этап поиска проблемных мест и усилением контроля за ними.

Таким образом, при планировании внедрении инноваций охватывающих деятельность большого количества подразделе-

Библиографический список

ний необходимо не только выстраивать теоретическую модель функционирования системы, но учитывать субъективные факторы внедрения, просчитывая их, делая частью разрабатываемой концепции, такой подход может существенно увеличить вероятность успешных инновационных преобразований в системе функционирования вуза.

1. Коноплина, Н.В. Системно-целевое управление развитием педагогического вуза: дис. ... докт. пед. наук. - Сургут, 2000.

2. Щербаков, Ю.И. Управленческая деятельность в современных образовательных учреждениях // Самостоятельная работа студентов в структуре современного профессионального образования: межвузовский сб. науч. статей. - М., 2010.

3. Тихонов, А.Н. Управление современным образованием: социальные экономические аспекты / А.Н. Тихонов, А.Е. Абрамешин, Т.П. Воронина, А.Д. Иванников, О.П. Молчанова. - М., 2005.

4. ГОСТ Р ИСО 9001-2008. Системы менеджмента качества. Требования. - Взамен ГОСТ Р ИСО 9001-2001; введ. 13.11.2009 - М., 2010.

5. Вагнер, Ю.Б. Совершенствование системы управления вузом на основе процессного подхода и автоматизации управления бизнес-процессами: дис. ... канд. эконом. наук. - М., 2011.

6. Репин, В.В. Процессный подход к управлению. Моделирование бизнес-процессов / В.В. Репин, В.Г. Елиферов. - М., 2004.

7. Владимиров, А.И. О стратегическом планировании в управлении в вузе. - М., 2012. - Вып. 10.

Bibliography

1. Konoplina, N.V. Sistemno-celevoe upravlenie razvitiem pedagogicheskogo vuza: dis. ... dokt. ped. nauk. - Surgut, 2000.

2. Therbakov, Yu.I. Upravlencheskaya deyateljnostj v sovremennihkh obrazovateljnihkh uchrezhdeniyakh // Samostoyateljnaya rabota studentov v strukture sovremennogo professionaljnogo obrazovaniya: mezhvuzovskiyj sb. nauch. stateyj. - M., 2010.

3. Tikhonov, A.N. Upravlenie sovremennihm obrazovaniem: socialjnihe ehkonomicheskie aspektih / A.N. Tikhonov, A.E. Abrameshin, T.P. Voronina, A.D. Ivannikov, O.P Molchanova. - M., 2005.

4. GOST R ISO 9001-2008. Sistemih menedzhmenta kachestva. Trebovaniya. - Vzamen GOST R ISO 9001-2001; wed. 13.11.2009 - M., 2010.

5. Vagner, Yu.B. Sovershenstvovanie sistemih upravleniya vuzom na osnove processnogo podkhoda i avtomatizacii upravleniya biznes-processami:

dis. ... kand. ehkonom. nauk. - M., 2011.

6. Repin, V.V. Processnihyj podkhod k upravleniyu. Modelirovanie biznes-processov / V.V. Repin, V.G. Eliferov. - M., 2004.

7. Vladimirov, A.I. O strategicheskom planirovanii v upravlenii v vuze. - M., 2012. - Vihp. 10.

Статья поступила в редакцию 28.09.13

УДК 378

Bogatyreva M.H. SOME PSYCHOLOGICAL-PEDAGOGICAL FOUNDATIONS OF THE DEVELOPMENT OF CREATIVE ABILITIES OF TEENAGERS. The article is devoted to the development of creative abilities of teenagers on the basis of folk art traditions. The author seeks to examine the educational potential of folk art traditions as a means of formation and development of creative abilities of teenagers.

Key words: creativity; ethnic socialization; popular culture; art traditions; modern school.

М.Х. Богатырева, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВПО «Карачаево-Черкесский гос. университет

им. У.Д. Алиева», г. Карачаевск, E-mail: melianat@mail.ru

О НЕКОТОРЫХ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЦЕСКИХ ОСНОВАХ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ

Статья посвящена проблеме развития творческих способностей подростков на основе народных художественных традиций. Автором ставится задача рассмотреть воспитательный потенциал народных художественных традиций как средства формирования и развития творческих способностей подростков.

Ключевые слова: творческие способности; этническая социализация; народная культура; художественные традиции; современная школа.

Решая проблему развития творческих способностей учащихся подросткового возраста на основе народных художественных традиций, мы, прежде всего, должны сформировать у воспитанников правильное осмысление понятия «способности». Согласно определению В.С. Кузина, под способностями понимают те психические свойства и качества личности, которые служат необходимым условием высококачественного выполнения конкретного вида деятельности [1, с. 257].

Известно, что развитие творческих способностей человека лежит через воспитание творческого отношения к труду. В процессе реализации творческого отношения к труду вырабатываются те качества, без которых творчество невозможно. Умение человека комбинировать и преобразовывать ранее ему известные способы деятельности при решении поставленной задачи говорит о его творческом подходе к делу. Среди личностных черт, благоприятствующих творческому мышлению, выделяют следующие: уверенность в своих силах; доминирование эмоций радости и даже определенную долю агрессивности; склонность к риску; отсутствие боязни показаться странным и необычным; отсутствие конформности; хорошо развитое чувство юмора; на-

личие богатого по содержанию подсознания (видит разнообразные по содержанию сны, обладает подпороговой чувствительностью, любовью к фантазированию и т.д.). Детство - сенситивный период для творчества. Тем самым, воспитание творческого начала в ребенке состоит вовсе не в том, чтобы привносить в него это начало, а в том, чтобы не дать этому началу погибнуть в ходе неизбежного процесса социализации.

Одним из проверенных временем и признанных основ формирования и развития творческих способностей молодежи являются такие составляющие национальной культуры, как народные промыслы, трудовые занятия и игры. Не случайно одним из основных принципов реформы образования в России являются народность и национальный характер образования. Еще в свое время К.Д. Ушинский высоко оценивал воспитательный потенциал народной педагогики. «Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, - писал он, - имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях...» [2, с. 35, 161].

Этническая социализация личности, являясь процессом субъективным, происходит через усвоение этнокультурных цен-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.