Научная статья на тему 'Концепция TQM как методологическая основа построения моделей обеспечения качества согласно требованиям стандартов ISO'

Концепция TQM как методологическая основа построения моделей обеспечения качества согласно требованиям стандартов ISO Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3476
373
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / КАЧЕСТВО / МЕНЕДЖМЕНТ / МОДЕЛЬ / ОРГАНИЗАЦИЯ / СИСТЕМА / ISO (СТАНДАРТЫ) / TQM (КОНЦЕПЦИЯ) / ISO (STANDARDS) / TQM (CONCEPTION) / EDUCATION / MANAGEMENT / MODEL / ORGANIZATION / QUALITY / STANDARD / SYSTEM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Клецов Юрий Владимирович

В статье рассматриваются основные по ложения концепции всеобщего управления ка чеством (TQM) в их взаимосвязи с эволюцией доминирующих моделей обеспечения качества и международных стандартов ISO.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The TQM concept as the methodological basis for quality assurance models creation according to the reqirenments of ISO standards

The article deals with the main provisions of the Total Quality Management concept (TQM) in conjunction with the evolution of predominant quality assurance models and international standards of ISO.

Текст научной работы на тему «Концепция TQM как методологическая основа построения моделей обеспечения качества согласно требованиям стандартов ISO»

Содержание профильного обучения в Западной Европе построено на компетентност-ном подходе, при котором аналитические профили компетентностей включают в себя три группы компетентностей: профессиональные, академические и «компетентности подготовки к занятости» (способности к трудоустройству), во многом аналогичные ключевым социальным компетентностям. Соответственно построены методика формирования компетентностей, направленная на отработку переносимых навыков; технология оценивания (портфолио, тесты и др.); сертификационные документы (сертификаты профессиональной компетентности; паспорта карьеры) [3].

Таким образом, на основе анализа опыта стран Западной Европы, прежде всего Германии и Дании, могут быть разработаны полезные для переноса в Россию теоретические идеи о соответствии профильного и непрерывного обучения новой концепции профессионального самоопределения; о конвергенции современных образовательных систем, заключающейся в поиске эффективной модели подготовки к занятости

и устойчивом сохранении национальных особенностей организационно-педагогических систем, обеспечивающих непрерывное образование.

1. Пахомова Е. А., Руднева Е. Л. Рынок труда и профессиональное образование // Профессиональное образование. Столица. — 2013. — № 3. — С. 10 - 16.

2. Профессиональное образование и занятость молодежи — глобальная проблема XXI в. / С. В. Иванова, М. П. Пальянов, Е. А. Пахомова, Е. Л. Руднева // Педагогика. — 2013. — № 2. — С. 43 - 51.

3. Жуков Г. Н. Сетевое взаимодействие учреждений СПО как эффективная форма обеспечения занятости молодежи // Профессиональное образование в России и за рубежом. — 2013. — № 2 (10). — С. 33 - 37.

4. Лойко О. Т., Демченко А. Р. Сравнительные педагогические исследования систем образования России и зарубежных стран // Профессиональное образование в России и за рубежом. — 2013. — № 2 (10). — С. 59 - 64.

5. Смирнов И. П., Ткаченко Е. В., Бурмистрова А. С. Профессиональное образование и молодежь России. Сравнительное социологическое исследование (2000 и 2010 гг.). — Москва : НИИРПО, 2012. — 211 с.

6. Профессиональное самоуправление обучающихся в условиях рынка труда в системе образования Германии / М. П. Пальянов, Е. А. Пахомова, А. Р. Демченко, С. В. Балахнина // Сибирский педагогический журнал. — 2014. — № 1. — С. 192 - 198.

УДК/UDC 005.6:37 Ю. В. Клецов

Y. Kletzov

КОНЦЕПЦИЯ TQM КАК МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ПОСТРОЕНИЯ МОДЕЛЕЙ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА СОГЛАСНО ТРЕБОВАНИЯМ СТАНДАРТОВ ISO THE TQM CONCEPT AS THE METHODOLOGICAL BASIS FOR QUALITY ASSURANCE MODELS CREATION ACCORDING TO THE REQIRENMENTS OF ISO STANDARDS

В статье рассматриваются основные положения концепции всеобщего управления качеством (TQM) в их взаимосвязи с эволюцией доминирующих моделей обеспечения качества и международных стандартов ISO.

The article deals with the main provisions of the Total Quality Management concept (TQM) in conjunction with the evolution of predominant quality assurance models and international standards of ISO.

Ключевые слова: образование, качество, менеджмент, модель, организация, система, ISO (стандарты), TQM (концепция).

Keywords: education, ISO (standards),

management, model, organization, quality, standard, system, TQM (conception).

Государственная программа РФ «Развитие образования на 2013—2020 гг» (утв. постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 № 295) ставит одной из задач создание в стране современной оценки качества образования на основе принципов открытости, объективности, прозрачности и общественно-профессионального участия. Программа ориентирует на включение в оценку качества

образования потребителей образовательных услуг; на обеспечение современного уровня надежности и технологичности процедур оценки качества образовательных результатов; на развитие культуры оценки качества образования на уровне регионов, муниципалитетов и отдельных организаций.

В Кемеровской области работа по обеспечению нового, современного качества образования (прежде всего профессионального) ведется на единой программно-целевой и организационной основе. Разработаны и реализуются планы мероприятий «Изменения в отраслях социальной сферы Кемеровской области, направленные на повышение эффективности образования» (утв. распоряжением коллегии областной администрации от 28.02.2013 № 182-р) и государственной программы Кемеровской области «Развитие системы образования Кузбасса на 2014—2016 гг. » (утв. постановлением коллегии областной администрации от 04.09.2013 № 367), целью которой определено обеспечение доступности качественного образования, отвечающего запросам населения и перспективным задачам инновационного, социально ориентированного развития региона. В январе этого года началась работа по выполнению областного плана мероприятий в рамках реализации Федеральной целевой программы развития образования на 2011—2015 гг. по направлению «Совершенствование региональных программ развития профессионального образования с учетом опыта их реализации» [5, с. 7—13].

В связи со сказанным выше возникает необходимость уточнения сложившихся представлений о концептуальных основаниях тех моделей обеспечения качества, которые наиболее активно и широко используются участниками образовательного сообщества как в России, так и в зарубежных странах.

За последнее десятилетие интерес российских исследователей к данной проблематике значительно возрос. Следует отметить вклад, который вносят в ее разработку Л. П. Басовский, Л. А. Дубровина, Н. Д. Ильенкова, С. Д. Ильенкова, Ю. С. Карабасов, С. А. Кожевников, И. Ф. Козин, А. А. Колесников, А. М. Кочетов, Е. Н. Михеева, В. М. Мишин, В. С. Мхи-тарян, А. Д. Никифоров, В. Б. Протасьев, Т. А. Салимова, М. В. Сероштан, В. С. Соболев,

B. П. Соловьев, С. А. Степанов, А. В. Тебекин,

C. В. Щепетова, А. Ю. Щербаков и др. В то же время приходится констатировать, что степень разработанности данной проблематики недо-

статочна для построения научно обоснованной методологии проектирования указанных моделей. Этим обстоятельством во многом обусловлен выбор темы настоящей статьи.

В действующем национальном стандарте Российской Федерации ГОСТ Р ИСО 90002008 «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь» понятие «качество» трактуется как «степень соответствия совокупности присущих продукции характеристик требованиям — то есть потребностям, ожиданиям и/или правилам, которые установлены, обычно предполагаются или являются обязательными» [1, с. 16]. Именно данное определение, выработанное в ходе развития теории и практики управления, представлено в концепции всеобщего управления качеством (Total Quality Management — TQM), на которой базируется большинство современных международных, региональных и национальных стандартов.

Ключевые идеи TQM были сформулированы в 70—80-х гг. прошлого века в работах Э. У. Деминга, Дж. Джурана, Г Тагути и др. Эти идеи получили развитие в разработках ведущих специалистов и менеджеров крупнейших японских компаний «Тойота», «Мицубиси» и др. Согласно принятому в TQM определению, всеобщее управление качеством — это деятельность, которую осуществляет высшее руководство компании с вовлечением всех ее служащих с целью предоставления услуг, удовлетворяющих требования и желания потребителей лучшими способами, по оптимальной стоимости, более быстро, более безопасно и более простым путем.

С позиции TQM качество поставляемой компанией продукции (товаров, услуг) определяется: степенью реализации требований клиентов; ростом финансовых показателей компании; повышением удовлетворенности служащих своей работой. При этом компания должна добиваться постоянного улучшения не только поставляемой продукции, но и качества собственной деятельности в целом (включая качество процессов и уровень квалификации персонала), что позволяет добиться более быстрого и эффективного развития организации. Таким образом, объектами управленческой деятельности по обеспечению качества в TQM являются:

— деятельность организации в целом, включая осуществляемые в ходе этой деятельности процессы и процедуры;

— продукция, рассматриваемая как результат деятельности (процесса) и представля-

ющая собой материальное или нематериальное благо (совокупность таких благ в любом их сочетании);

— организация в целом, включая систему ее взаимоотношений с внешними и внутренними потребителями, другими заинтересованными лицами и/или отдельные ее структурные (территориально обособленные) подразделения.

Универсальными принципами TQM определены: ориентация на потребителя; вовлеченность всего персонала (от высшего руководства до рядового исполнителя); ориентация на процессы; принятие решений на основе проверенных фактов; постоянное улучшение. Реализация этих принципов требует создания и совершенствования двух основных механизмов — контроля качества и повышения качества.

Механизм контроля качества призван поддерживать его необходимый уровень путем предоставления организацией определенных гарантий, дающих клиенту уверенность в продукции. При этом важно с самого начала и в полной мере учитывать одно из ключевых положений TQM, а именно — положение

о многомерности качества продукции, которое обусловлено реальным множеством различных аспектов и составляющих этого качества, а также влияющих на него постоянных и переменных факторов, включая отношение внутренних и внешних потребителей. Согласно TQM, главными факторами, определяющими позицию потребителя, являются: уверенность в поставщике продукции; доверие к качеству продукции на основании информации производителя; характер информации, получаемой от других потребителей данного или подобного ему продукта (услуги); имеющийся у потребителя опыт использования данного или подобного ему продукта (услуги).

Механизм повышения качества должен обеспечивать постоянное повышение уровня предоставляемых организацией гарантий и доверия к ней со стороны ее клиентов. В TQM действие данного механизма описывается, с одной стороны, «петлей качества» Джурана, охватывающей 12 типичных этапов жизненного цикла продукции (от маркетинговых исследований и проектирования продукта или услуги до утилизации и переработки продукта после его использования), а с другой — моделью непрерывного совершенствования Демин-га — Шухарта, которая описывается формулой постоянно воспроизводимого цикла PDCA (Plan — Do — Check — Act, или Планирование — Осуществление — Проверка — Действие).

Согласно ТОМ, только постоянное и согласованное действие обоих механизмов позволяет обеспечить необходимое качество продукции и сформировать уверенность в нем потребителей, что позволяет постоянно совершенствовать и развивать свой бизнес. В связи с этим ТОМ ориентирует на создание, внедрение и улучшение внутрифирменной комплексной системы обеспечения качества, получившей условное название «звезда качества», которая включает 5 основных элементов:

— систему мотиваций персонала;

— систему обучения персонала;

— систему взаимоотношений с поставщиками;

— систему взаимоотношений с потребителями;

— документированную организационную систему управления процессами.

Формирование и развитие ТОМ, базирующихся на ней современных стандартов и систем менеджмента качества отражают общий ход эволюции доминирующих подходов к управлению качеством, основные этапы которой описываются пятью исторически сложившимися моделями.

Первая модель — «Система Тейлора» (1905) — характеризуется ориентацией на индивидуальный и цеховой инспекционный контроль качества готовой продукции с точки зрения соответствия изделия или отдельных его деталей (узлов) требованиям технических стандартов и регламентов, выраженных в виде шаблонов, полей допусков со статичными границами, «проходных» и «непроходных» параметров. Мотивация персонала задавалась и поддерживалась, главным образом, негативными санкциями за допущенный брак, основными из которых являлись штрафы и увольнение. На предприятиях была введена должность инспектора, ставшего первым штатным специалистом в области качества. Обучение работников сводилось к выработке навыков самостоятельного выполнения достаточно узкого круга элементарных трудовых операций с использованием простого контрольно-измерительного оборудования. Взаимоотношения организации с поставщиками и потребителями строились, как правило, на основе требований, сформулированных в соответствующих двухсторонних договорах, а также в самостоятельно выработанных и принятых сторонами технических условиях.

Во второй модели — модели статистического контроля качества (1924) — акцент был

перенесен с инспекционного контроля и выявления допущенных дефектов на проектирование качества, планирование и осуществление предупреждающих и корректирующих действий, а также с проверки отдельных изделий и их партий на контроль производственных процессов. Появилась новая специальность — «инженер по качеству», на представителя которой возлагалась обязанность систематически анализировать качество продукции, вести контрольные карты, выявлять причины дефектов и предлагать меры по их устранению, планировать и осуществлять предупреждающие и корректирующие мероприятия. При этом с самого начала предполагалось, что каждый производственный процесс имеет определенный предел выхода качественной продукции, который определяется не столько самим этим процессом, сколько всей технологической системой предприятия в целом.

Для третьей модели — модели тотального контроля качества (Total Quality Control, или TQC), предложенной А. Фейгенбаумом (1951), — характерна ориентация не только на обязательные требования, но и на требования потребителей. Она предусматривала, в частности, создание в организации документированной системы качества, устанавливающей полномочия и ответственность в этой области всех работников, а также постоянное взаимодействие по данному направлению всего руководства (а не только отдельных его представителей, как в более ранних моделях). Система стимулов начала смещаться в сторону «человеческого фактора». Как следствие, главными стимулами качественной работы стали прогрессивная система оплаты труда, работа в едином коллективе, признание достижений коллегами и руководством. Руководство стало уделять значительно больше внимания регулярному обучению персонала. В системе отношений с клиентами важнейшее значение приобрели процедуры сертификации поставщиками своей продукции, а также внешнего аудита со стороны ведущего потребителя и сертификации собственной продукции.

Четвертая модель — модель, базирующаяся на TQM (1987), — предусматривает создание в организации документированной системы менеджмента качества (СМК), которая призвана: а) обеспечить соответствие качества продукции обязательным (в том числе законодательно установленным) требованиям и требованиям потребителей; б) сформировать и поддерживать у потребителей уверенность

в качестве продукции путем предоставления им доказательств способности организации постоянно его обеспечивать. Документальными доказательствами достижения этих целей являются: 1) заключение органа по добровольной сертификации СМК о том, что СМК организации отвечает требованиям соответствующих стандартов; 2) решение указанного органа о выдаче организации сертификата соответствия СМК и сам этот сертификат; 3) разрешение указанного органа организации использовать знак соответствия СМК. Сертификация и регулярное проведение внутренних и внешних аудитов СМК приобретают важнейшее значение для укрепления и развития отношений с поставщиками и потребителями.

В модели ТОМ главным объектом управленческого воздействия становится деятельность предприятия в целом, а поддержание в рабочем состоянии и совершенствование СМК — одним из основных направлений этой деятельности. Персоналом принята общая целевая установка — постоянное стремление всех к полному отсутствию дефектов и непроизводительных затрат, к выполнению принятых обязательств в полном объеме и в установленный срок. Регулярное обучение отдельных категорий работников в регламентированной форме сменяется непрерывным обучением всего персонала. Формируется развитая система материальных и моральных стимулов. Создаются реальные возможности для непрерывного профессионального (служебного) и личностного роста работников.

Пятая (новейшая) — модель ТОМ сформировалась в 90-е гг. прошлого века и в настоящее время продолжает развиваться вместе с соответствующими международными стандартами. Она ориентирует на создание интегрированных СМК, охватывающих различные области деятельности и призванных обеспечивать качество продукции в единстве всех его аспектов с учетом требований международных, региональных и национальных стандартов к системам менеджмента охраны здоровья и обеспечения безопасности труда, менеджмента предоставления услуг в сфере информационных технологий, экологического и финансового менеджмента, менеджмента рисков. Данная модель позволяет учитывать требования и ожидания не только клиентов (поставщиков, потребителей) и персонала организации, но и других заинтересованных сторон, включая отдельные социальные группы и слои, общественные объединения, государство и общество в целом.

Ключевое значение для успеха организации приобретает постоянное улучшение СМК, что позволяет обеспечить максимально полную и последовательную реализацию общего принципа TQM — «Улучшению нет предела». Непрерывный профессиональный (служебный] и личностный рост работников обеспечивается созданием максимально благоприятной, развивающей производственной среды и дополнительных возможностей для наиболее эффективной самореализации сотрудников.

Формирование и развитие TQM, базирующихся на ней моделей СМК организации привели к появлению международных и национальных стандартов в области качества, история создания и эволюция которых привлекают в последние годы внимание российских исследователей. В то же время следует отметить, что в отечественной специальной литературе пока отсутствуют фундаментальные, обобщающие работы по данной проблематике. Между тем востребованность таких работ достаточно очевидна, поскольку без глубокого анализа указанных процессов невозможно прогнозировать, в каком направлении и насколько динамично будут эволюционировать упомянутые стандарты, а тем более — какими будут базирующиеся на них модели СМК.

Появление в начале XX в. на крупных предприятиях в наиболее развитых странах Европы и Америки первых систем обеспечения качества (далее — СОК) привело к разработке и внедрению первых национальных стандартов, используемых для технического и технологического контроля качества продукции промышленного производства (UNI — в Италии, DIN — в Германии, BS — в Великобритании, AFNOR — во Франции, ASME — в США). Эти и стандарты в различных модификациях просуществовали вплоть до 60-х гг. прошлого века, обеспечивая функционирование СОК, базирующихся на моделях статистического и тотального контроля качества.

В результате развития в годы Второй мировой войны экономического и военно-технического сотрудничества между США и Великобританией возникла необходимость унификации требований к качеству производимых в этих и союзных с ними странах систем вооружения, прежде всего артиллерийского, и боеприпасов к ним. В связи с этим в США были сформулированы и опубликованы основные принципы качества, которые стали позднее известны в Европе благодаря опубликованной Министерством обороны Великобритании серии документов

НАТО под аббревиатурой AQAP. В 60-е гг. прошлого века многие крупные компании Великобритании, а затем и других европейских стран начали использовать эти документы с целью улучшения качества своей продукции, совершенствования СОК, отбора лучших поставщиков, повышения эффективности производства, укрепления своих позиций на рынке. Некоторые из компаний разработали и начали использовать собственные аналогичные документы, которые, что весьма примечательно, содержали требования по обеспечению качества производственных процессов и даже отдельных трудовых операций не только на собственных предприятиях, но и на предприятиях-поставщиках (смежниках).

Формирование широкой сети предприятий, использующих такие документы в собственной деятельности, вызвало необходимость разработки общеевропейских руководящих указаний DEF STANS, призванных преодолеть ситуацию, при которой участниками рынка использовались различные стандарты и СОК, а надзорные аудиты проводились по различным, порой противоречащим друг другу правилам. В связи с этим следует признать, что указанный документ, представлявший собой переработанный вариант AQAP, так и не стал эффективным средством решения данной задачи.

С целью обеспечения единых требований к СОК в ключевых отраслях национальной экономики страны Британский институт стандартов (BSI) разработал и опубликовал в ноябре 1972 г. документ BS 4891 — «Руководящие указания по обеспечению качества», который стал первым в истории общенациональным стандартом, содержащим директивы и рекомендации по созданию на предприятии системы качества.

Стандарт BS 4891 устанавливал следующие общие принципы: вовлечение всего руководства в решение задач в области качества; программно-целевой подход к постановке и решению указанных задач; постоянный контроль качества на всех этапах жизненного цикла продукции и на всех уровнях организации; управление процессом проектирования и техническими условиями; контроль закупок (поставок) и отбор поставщиков; управление ненадлежащей продукцией и др. Следует отметить, что BS 4891 представлял собой не более чем общее руководство по созданию СОК и не содержал обязательных для исполнения требований, но при этом оказался весьма полезным и широко востребованным документом.

В 1975 г. тем же Британским институтом стандартов был подготовлен новый стандарт — BS 5179, который уточнял и развивал директивы BS 4891, дополнив их соответствующими рекомендациями, а также рядом руководящих указаний DEF STAN. Новый стандарт достаточно успешно использовался рядом ведущих британских компаний, послужив основой при разработке и реализации ими эффективных программ отбора поставщиков.

В 1979 г. был введен в действие стандарт BS 5750, представлявший собой частично переработанный и дополненный вариант BS 5179. Новый стандарт, по сравнению с его предшественником, содержал гораздо более жесткие директивы, в связи с чем двумя годами позже были изданы специальные указания по его использованию. В окончательном варианте документ, получивший название BS 5750—79, стал первым общенациональным стандартом Великобритании, признанным всеми ведущими британскими производителями, которые привели в соответствие с ним свои СОК.

Стандарты семейства BS стали прототипами первых международных стандартов в области обеспечения качества, разработчиком которых выступил технический комитет ISO/TC 176 Международной организации по стандартизации (International Organization for Standardization — ISO), учрежденной в 1948 г. Согласно уставу этой организации, ее целью является «содействие развитию стандартизации в мировом масштабе для облегчения международного товарообмена и взаимопомощи, а также для расширения сотрудничества в области интеллектуальной, научной, технической и экономической деятельности» (п. 2.1).

Накопленный Великобританией опыт обеспечил ей ведущую роль при подготовке шести первых международных стандартов, которые были изданы в 1987 г. и получили известность как «стандарты семейства ISO версии 9000». После 1987 г. указанные стандарты неоднократно пересматривались и дополнялись новыми.

С целью упрощения применения стандартов ISO 9000 они были приняты многими региональными, прежде всего европейскими, и национальными органами по стандартизации в качестве региональных (межгосударственных) и национальных стандартов. Поначалу это было встречено скептически, поскольку считалось, что СМК различных организаций неизбежно должны существенно отличаться друг от друга в силу специфики каждой орга-

низации, и потому не могли стать объектом стандартизации. Эксперты 1Б0, представители региональных и национальных органов по стандартизации, изучив данную проблему и внеся соответствующие коррективы, ограничились только стандартизацией требований к СМК, не предписывая организациям, как именно ее разрабатывать. Благодаря этому каждая организация может самостоятельно осуществлять разработку СМК с учетом своей специфики.

Одним из первых (уже в 1987 г.) был приведен в соответствие с главным международным стандартом 1Б0 9001 британский национальный стандарт ВБ 5750-79, при этом большая часть содержащихся в нем требований и рекомендаций была сохранена, что убедительно свидетельствовало в пользу принятого решения. Во многом под влиянием этого примера вскоре был подготовлен и введен в действие идентичный 1Б0 9001 европейский региональный стандарт БЫ 29000. Вслед за этим межгосударственные и национальные стандарты, идентичные или эквивалентные 1Б0 9001, начали разрабатывать и вводить в действие другие промышленно развитые страны.

СМК, базирующиеся на 1Б0 9000, получили в течение нескольких лет чрезвычайно широкое распространение во многих странах. На начало 2002 г. в мире насчитывалось более

1 млн предприятий с такими СМК. При этом количество таких СМК, прошедших добровольную сертификацию на предмет соответствия требованиям 1Б0 9001, увеличилось за период с 1993 г. по 2011 г. более чем в 20 раз. По итогам 2011 г. лидерами по количеству выданных в течение года сертификатов соответствия стали Китай (328213) и Италия (171947), за которыми с большим отрывом следовали Япония (56912), Испания (53167), Германия (49540) и Великобритания (43564). Таким образом, СМК, базирующиеся на стандартах 1Б0 9000, сегодня являются самыми массовыми механизмами управления качеством.

Общая концепция стандартов 1Б0 9000 определяется идеей комплекса универсальных обязательных требований к СМК и рекомендаций по ее созданию, поддержанию и постоянному улучшению, которые должны быть применимы для любой организации независимо от сферы ее деятельности, размеров и др.

Три стандарта серии 1994 г. (1Б0 9001:94, 1Б0 9002:94, 1Б0 9003:94) содержали требования к СМК и служили обязательными для применения моделями обеспечения качества. Первая модель содержала широкий набор

требований к СМК организации, осуществляющей проектирование и производство продукции. Вторая модель предназначалась для организаций, которые только производят продукцию, не занимаясь ее проектированием. Третья модель адресовалась организациям, которые не проектируют и не производят продукцию, а лишь оказывают услуги по контролю ее качества. Остальные стандарты содержали рекомендации относительно применения этих моделей для различных видов продукции (9004-1-9004-4), разработки руководства по качеству и других документов СМК (10013, 10016), обучения персонала (10014), проектирования качества (10005—10007) и учета требований экологической безопасности (14000). Кроме того, они также выполняли функции метрологического обеспечения (10012.1,

10012.2), регламентирования процедуры аудита СМК (10011.1—10011.3) и терминологического словаря (8402).

Поскольку главная задача, стоявшая перед разработчиками стандартов ISO 9000 серии 1994 г., заключалась в формулировании требований организации к поставщику, постольку все три указанные выше модели характеризуются известной узостью и односторонностью.

В конце 90-х гг. прошлого века была развернута масштабная работа над новой серией стандартов ISO 9000, которые были введены в действие в конце 2000 г. и за прошедшее время претерпели ряд изменений. Самыми важными из этих стандартов являются:

• ISO 9000:2005 (первая версия — ISO 9000:2000) Quality management systems — Fundamentals and vocabulary, которому соответствует ГОСТ ISO 9000-2011 (ранее — ГОСТ Р ИСО 9000-2001) Система менеджмента качества. Основные положения и словарь.

• ISO 9001:2008 (первая версия — ISO 9001:2000) Quality management systems — Requirements, которому соответствует ГОСТ ISO 9001-2011 (ранее — ГОСТ Р ИСО 9001-2001, ГОСТ Р ИСО 9001-2008) Системы менеджмента качества. Требования.

• ISO 9004:2009 (первая версия — ISO 9004:2000) Quality management systems — Guidelines for performance improvements, которому соответствует ГОСТ Р ИСО 90042001 Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности.

• ISO 19011:2011 Guidelines for auditing management systems (первая версия — ISO 19011:2002 Guidelines for quality and/or environmental management systems auditing), ко-

торому соответствует ГОСТ Р ИСО 19011-2012 (ранее — ГОСТ Р ИсО 19011-2003) Руководящие указания по аудиту систем менеджмента.

Стандарты новой серии стали более гибкими в применении. Они основаны на процессном подходе к управлению качеством, что позволяет более полно реализовать упомянутый нами ранее принцип цикла Демин-га — Шухарта (PDCA). Кроме того, обеспечена их совместимость со стандартом ISO 14001:2004 Environmental management systems — Requirements with guidance for use, которому соответствует ГОСТ Р ИСО 140012007 (ранее — ГОСТ Р ИСО 14001-98) Системы экологического менеджмента. Требования и руководство по применению.

Роль основных выполняют стандарты ISO 9001 и ISO 9004, которые разработаны для дополнения друг друга, но которые можно применять и независимо друг от друга. Первый из них устанавливает требования к СМК со стороны потребителей, которые являются обязательными для ее сертификации, а также для заключения организацией контрактов. Второй содержит рекомендации по постоянному улучшению деятельности организации как основы для удовлетворения потребностей и ожиданий всех заинтересованных сторон, однако не предназначен для целей сертификации, заключения контрактов и (или) выполнения обязательных требований. Хотя у этих стандартов различные области применения, они имеют аналогичную структуру для облегчения их согласованного использования.

Первая версия ISO 9004 была опубликована в 1987 г. Основой для нее послужили два национальных стандарта Японии — JIS/TR Q 0005 (Системы менеджмента качества. Руководство по устойчивому росту) и JIS/TR Q 0006 (Системы менеджмента качества. Руководство по самооценке), а также модель делового совершенства Европейского фонда по менеджменту качества (European Foundation for Quality Management — EFQM). Немаловажное значение для принятия решения о разработке нового стандарта имели результаты социологического опроса руководителей 549 компаний, проведенного японским техническим комитетом по стандартизации. В опросе приняли участие 539 японских предприятий (в том числе 19 предприятий-лидеров), а также 10 ведущих европейских и американских компаний. Опрос показал, что современный инновационно активный бизнес нуждается в таких СМК, которые могут обеспечить

постоянный мониторинг изменений деловой среды и позволяют оперативно реагировать на эти изменения.

С самого начала 1Б0 9004 разрабатывался как дополнение к 1Б0 9001, но при этом не был предназначен ни для сертификации СМК, ни для отбора поставщиков и заключения контрактов, ни для использования в качестве руководства по разработке и внедрению СМК. Он адресован тем организациям, руководство и работники которых ставят своей целью превзойти требования 1Б0 9001 в стремлении к постоянному улучшению, измеряющемуся степенью удовлетворенности учредителя (соучредителей), заказчиков, потребителей и других заинтересованных сторон.

Заслуживает внимания то обстоятельство, что основная часть 1Б0 9004 начинается с раздела, в котором сформулированы указания и рекомендации, как управлять организацией, ориентированной на устойчивый успех, а не с того, как построить СМК. Стандарт исходит из того, что именно инструменты самооценки могут и должны стать основным механизмом стратегического планирования в организации, достигшей общепризнанного устойчивого экономического успеха и овладевшей искусством управления им. При этом под устойчивым успехом организации понимается результат ее способности достигать и поддерживать свои цели в долгосрочной перспективе.

Кроме стандартов 1Б0 версии 9000 широкое распространение в мире получили стандарты того же семейства других версий, наиболее известными и востребованными из которых являются:

— 10007 (Системы менеджмента качества. Руководящие указания по управлению конфигурацией);

— 10012 (Системы менеджмента измерений. Требования к измерительным процессам и измерительному оборудованию);

— 10013 (Рекомендации по документированию систем менеджмента качества);

— 10014 (Менеджмент организации. Руководящие указания для понимания финансовых и экономических выгод);

— 10015 (Менеджмент организации. Руководящие указания по обучению);

— 14001 (Системы экологического менеджмента. Требования и руководство по применению);

— 17021 (Оценка соответствия. Требования к органам, проводящим аудит и сертификацию систем менеджмента);

— 20000 (Информационные технологии. Управление услугами);

— 27000 (Системы управления информационной безопасностью);

— 31000 (Менеджмент рисков. Принципы и руководящие указания).

Следует отметить, что именно стандарты ISO серии 9000, а также во многом согласующиеся с ними Стандарты и руководящие указания для гарантии качества в европейском пространстве высшего образования (Standards and Guidelines for Quality Assurance in the European Higher Education Area — SGQA), разработанные участниками Европейской сети по гарантии качества в сфере высшего образования (ENQA), служат сегодня основой для построения СМК в российских образовательных организациях, главным образом, высшего и среднего профессионального образования. Изучение и обобщение опыта работы по этому направлению, накопленного участниками национального образовательного сообщества, являются необходимым условием разработки новых, перспективных моделей управления качеством образования.

В заключение приведем выдержки из интервью Ахима Хопбаха, бывшего президента Европейской ассоциации гарантии качества в высшем образовании (ENQA), члена наблюдательной группы по Болонскому процессу (BFUG), генерального директора Агентства гарантии качества и аккредитации Австрии (AQ Austria), которые, на наш взгляд, заслуживают особого внимания. На вопрос о возможности формирования единой мировой системы гарантии качества образования А. Хопбах ответил: «И да и нет. Нет — если речь идет об унифицированной системе с абсолютно одинаковыми процедурами... Да — если говорить об общих ценностях и принципах, а также, в определенной мере, об инструментах гарантии качества. Независимость агентств, вовлеченность заинтересованных сторон, экспертиза равных — вот те принципы, которые получают все более широкое признание в мире» [6, с. 10]. При этом он отметил, что модель национальной системы гарантии качества во многом зависит от законодательства страны, ее политического курса, культурных особенностей и традиций, а это «не то, что можно реализовать чисто технически». В конце интервью А. Хопбах подчеркнул: «Что действительно важно для сохранения образования как общественного блага, так это гарантировать ключевую роль государства в признании квалификаций» [6, с. 11].

1. ГОСТ 1Б0 9000 - 2011. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь: межгосударственный стандарт. — М.: Стандартинформ, 2012. — 32 с.

2. ГОСТ 1Б0 9001 - 2011. Системы менеджмента качества. Требования: межгосударственный стандарт. — М.: Стандартинформ, 2012. — 34 с.

3. ГОСТ Р ИСО 9004 -2001. Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности: государственный стандарт Российской Федерации. — М.: ИПК «Издательство стандартов», 2001. — 52 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Клецов Ю. В. Стандарты 1Б0 семейства 9000 как основа формирования типовых моделей системы менеджмента качества образовательной организации // Профессиональное образование и занятость молодежи: XXI век.

Система профессионального образования в условиях модернизации: мат-лы Всерос. науч.-практ. конф. (Кемерово, 19—20 марта 2014 г.) : в 2 ч. Ч. 2. — Кемерово : ГОУ «КРИРПО», 2014. — С. 51- 54.

5. Основные направления модернизации системы профессионального образования в Кемеровской области / Е. А. Пахомова, Е. Л. Руднева, В. А. Овчинников и др. // Профессиональное образование в России и за рубежом. — 2013. — № 4 (12). — С. 6 - 14.

6. Хопбах А. Мы все стараемся решить одни и те же задачи. Интервью с президентом Европейской ассоциации гарантии качества в высшем образовании (Е1\10А) // Аккредитация в образовании. — 2013. — № 1 (61). — С. 8—11.

УДК/UDC 378.147:573 К. Э. Писаренко, В. Ж. Квитко

K. Pisarenko, V. Kvitko

ПРИМЕНЕНИЕ СТАНДАРТА OHSAS 18001:2007 В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО И СТРОИТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСОВ THE USE OF STANDARD OHSAS 18001:2007 FOR TRAINING SPECIALISTS FOR THE FUEL - ENERGY AND CONSTRUCTION COMPLEXES

В статье представлен уникальный для высших учебных заведений России опыт по разработке и внедрению системы менеджмента охраны здоровья и обеспечения безопасности труда по требованиям стандарта OHSAS 18001:2007, показана ее роль в обеспечении качества подготовки специалистов для топливно-энергетического комплекса и строительной отрасли.

The article presents unique for the higher educational institutions of Russia experience on development and implementation of management systems of health protection and labor safety according to requirements of standard OHSAS 18001:2007 and its role in ensuring the quality of training specialists for the fuel and energy complex, and construction industry.

Ключевые слова: менеджмент, охрана здоровья, качество образования, топливно-энергетический комплекс, строительная отрасль.

Keywords: management, health, quality, education, fuel and energy complex, construction industry.

В 2012 г. УГНТУ сертифицировал систему менеджмента охраны здоровья и обеспечения безопасности труда (СМОЗиОБТ) по стандарту OHSAS 18001:2007 [1], а так-

же систему экологического менеджмента (СЭМ) ІБО 14001:2004 [2] в германском органе по сертификации ТЮФ-Тюринген. До этого в 2007 г система менеджмента качества (СМК) УГНТУ была сертифицирована по стандарту ІБО 9001:2000, а затем ресертифици-рована по версии ІБО 9001:2008 [3] в том же органе. В УГНТУ внедрена интегрированная система менеджмента по требованиям трех указанных стандартов. Официальная статистика о сертификации вузов и других организаций по ОИБАБ 18001:2007 отсутствует, поэтому, возможно, УГНТУ первый из вузов, сделавший это, но в любом случае — один из первых.

Университет не промышленное предприятие и, казалось бы, потенциальных угроз для здоровья не очень много. Для чего же нужна вузу СМОЗиОБТ?!

На промышленных предприятиях, в отличие от образовательных учреждений, нарушение норм охраны здоровья и обеспечения безопасности труда (ОЗиОБТ) может не сказаться на качестве продукции.

Потребители продукции предприятий, как правило, непосредственно не принимают участия в производственном процессе, и потому могут не пострадать от нарушений в указанных

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.