Научная статья на тему 'Концепция территориального маркетинга как основа развития туризма в Новосибирской области'

Концепция территориального маркетинга как основа развития туризма в Новосибирской области Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
572
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНЫЙ ТУРИЗМ / ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ / МАРКЕТИНГ ТЕРРИТОРИИ / ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / REGIONAL TOURISM / TOURIST AND RECREATIONAL RESOURCES / REGIONAL MARKETING / INVESTMENT ACTIVITY

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Нестеренко М. В., Феденева И. Н., Комарова Л. К.

В работе рассмотрены основные положения концепции маркетинга территорий, проанализированы его стратегии и инструменты в продвижении регионального турпродукта применительно к Новосибирской области и предложены возможные меры совершенствования этой деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Нестеренко М. В., Феденева И. Н., Комарова Л. К.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONCEPT OF REGIONAL MARKETING AS A BASIS FOR DEVELOPMENT OF TOURISM IN NOVOSIBIRSK REGION

The main provisions of the regional marketing concept are discussed, strategies and methods to promote regional tourist products in relation to the Novosibirsk region are analyzed and possible measures to improve this activity are proposed.

Текст научной работы на тему «Концепция территориального маркетинга как основа развития туризма в Новосибирской области»

Раздел 8 ЭКОНОМИКА

Ведущие эксперты раздела:

ИННА НИКОЛАЕВНА САННИКОВА - доктор экономических наук, профессор, зав. каф. бухучета, аудита и анализа Алтайского государственного университета (г. Барнаул)

ВЕРА СТЕПАНОВНА СТАРОДУБЦЕВА - кандидат экономических наук, доцент (г. Горно-Алтайск)

УДК 332.1; 338.462

Nesterenko M.V., Fedeneva I.N., Komarova L.K. THE CONCEPT OF REGIONAL MARKETING AS A BASIS FOR DEVELOPMENT OF TOURISM IN NOVOSIBIRSK REGION. The main provisions of the regional marketing concept are discussed, strategies and methods to promote regional tourist products in relation to the Novosibirsk region are analyzed and possible measures to improve this activity are proposed.

Key words: regional tourism, tourist and recreational resources, regional marketing, investment activity.

М.В. Нестеренко, аспирант каф. мировой экономики и туризма Сибирского гос. университета путей сообщения, г. Новосибирск, E-mail: [email protected]; И.Н. Феденева, д-р биол. наук, проф. каф. мировой экономики и туризма Сибирского государственного университета путей сообщения, г. Новосибирск, E-mail: [email protected]; Л.К. Комарова, канд. пед. наук, доц. каф. мировая экономики и туризма Сибирского государственного университета путей сообщения, г. Новосибирск, E-mail: [email protected]

КОНЦЕПЦИЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО МАРКЕТИНГА

КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

В работе рассмотрены основные положения концепции маркетинга территорий, проанализированы его стратегии и инструменты в продвижении регионального турпродукта применительно к Новосибирской области и предложены возможные меры совершенствования этой деятельности.

Ключевые слова: региональный туризм, туристско-рекреационные ресурсы, маркетинг территории, инвестиционная деятельность.

В современных экономических реалиях туристская отрасль - стабильно развивающийся сектор экономики, серьезно влияющий на социально-экономическое развитие стран и отдельных регионов. В связи с высокой значимостью туризма возрастает интерес к поиску путей эффективного развития этой отрасли, как со стороны государства, так и со стороны бизнеса.

В условиях жесткой конкуренции среди регионов все более актуальной проблемой становится повышение имиджа и инвестиционной привлекательности территории. Если регион намерен развиваться, то получать необходимые для этого ресурсы ему придется из внешних источников, поскольку в большинстве российских регионов, в том числе в Новосибирской области, существует дефицит регионального бюджета, и соответственно - недостаток средств для инвестиций. Возникает потребность во внешнем финансировании, как за счет федерального бюджета, так и за счет частных инвесторов.

Говоря о Новосибирской области, следует отметить, что она обладает достаточно высокой инвестиционной привлекательностью туристско-рекреационного потенциала. Наличие в области многочисленных и разнообразных туристско-рекреационных ресурсов предоставляет возможность для осуществления практически всех видов туризма - культурно-познавательного, экологического, спортивного, делового и др. Однако анализ инвестиционных предложений, проведенный Правительством Новосибирской области, свидетельствует, что крупные отечественные и зарубежные инвесторы не рассматривают Новосибирскую область в качестве приоритетной территории для развития туризма и реализации крупных инвестиционных программ в этой сфере. Негативный или невнятный имидж региона в конечном итоге приводит к тому, что другие, более креативные и быстрее реагирующие на современные реалии территории обойдут нас в конкурентной борьбе за внимание инвесторов и властей, а также за благосклонность жителей и туристов.

В настоящее время в Новосибирской области на различных этапах реализации находится более 280 инвестиционных объектов, при этом лишь каждый 20-й относится к сфере гостеприимства и туризма - выставочный комплекс, гостиничные и спортивно-развлекательные комплексы, санаторий, оздоровительно-рекреационный центр, туристско-археологический комплекс, кафе, планетарий. Вкладывать деньги в туристскую отрасль инвесторам мешают разные причины, в частности, срок окупаемости такого объекта, составляющий в среднем 7-10 лет, в отличие от вложения средств в строительство жилых комплексов или офисных зданий, срок окупаемости которых - 2-3 года. В настоящее время в нашей стране инвестор не может с уверенностью предположить, что произойдет через 10 лет, насколько изменится экономическая обстановка, ситуация на рынке и т.д. В связи с этим инвестору должны быть предложены, наряду с существующими формами поддержки и стимулирования, какие либо способы защиты от непрогнозируемых рисков.

Одним из направлений развития рынка инвестиций являются мероприятия по формированию туристского имиджа региона, основанные на продвижении уникальных туристских возможностей отдельных территорий. Разрабатываемая в настоящее время российскими специалистами концепция территориального маркетинга представляет собой систему организации хозяйственной деятельности, основанной на изучении рыночного спроса, возможностей сбыта продукции, реализации продуктов и услуг. Маркетинговый подход предполагает анализ существующих и прогнозирование будущих потребностей потенциальных потребителей территории; определение оптимального будущего состояния территории, удовлетворяющего потребностям целевых рынков; разработку целей развития для достижения оптимального состояния; разработку стратегий развития территории, исходя из поставленных целей; формирование механизма реализации каж-

дой стратегии; определение критериев оценки результатов реализации каждой стратегии; регулярное обсуждение хода реализации стратегий [1; 2]. В конечном итоге, маркетинг территории представляет собой целенаправленную деятельность по наиболее эффективному и выгодному для территории использованию имеющихся ресурсов, что подразумевает разработку комплекса мер и мероприятий, направленных на формирование положительного имиджа региона, рост популярности у основных его потребителей, повышение деловой активности, включение в общенациональные и международные программы и т.д. [3].

Одним из важных компонентов маркетинга территории является маркетинг туристских территорий, который в качестве основного объекта исследования выделяет территориальный туристский продукт, существующий как сложная система взаимосвязанных компонентов, включающий базисный продукт - продукты и услуги, удовлетворяющие туристский и рекреационный спрос, и дополнительный продукт - продукты, товары и услуги смежных отраслей [3].

Основными инструментами маркетинга территории являются анализ ресурсного потенциала региона; инфраструктурная подготовка площадок для реализации инвестиционных проектов; разработка долгосрочной стратегии; эффективное позиционирование территории; коммуникационные мероприятия; тактический маркетинг и PR территории. Эти инструменты позволяют повысить конкурентоспособность территории и способствуют развитию регионального туризма. Рассмотрим их более подробно применительно к Новосибирской области.

Анализ туристско-рекреационных ресурсов и их распределения в пределах Новосибирской области показал, что территория обладает ресурсами федерального, регионального и местного значения, которые могут быть использованы для развития различных видов туризма, что позволяет вовлекать их в туристский оборот, формируя современный туристский комплекс, соответствующий международному уровню. Проведенный анализ и оценка основных проблем туристской отрасли позволили провести туристско-рекреационное зонирование территории Новосибирской области с целью выделения зон и объектов, наиболее значимых для развития разных видов туристской деятельности [4]. Так, было выявлено, что наиболее перспективными для развития туризма являются районы, расположенные в непосредственной близости от мегаполиса. Разнообразный ландшафт, наличие культурных и природных памятников - все это в ближайшем будущем может стать основой, как для предоставления полноценного отдыха, так и для организации туров выходного дня для жителей Новосибирска и других близлежащих регионов. Потенциалом для развития туризма обладает и побережье Новосибирского водохранилища. Несколько иную специфику имеют западные районы области. Здесь расположено большое количество пресных и соленых озер, а также минеральных источников. Например, наиболее значимым ресурсом Купинского района является озеро Чаны - самый большой по площади естественный водоем Западной Сибири.

Также для оценки ресурсного потенциала территории области был проведен SWOT-анализ, который позволил уточнить, на какие виды туризма стоит ориентироваться области при проведении маркетинговых мероприятий по продвижению регионального продукта. Больше всего предпосылок в Новосибирской области существует для развития делового и конгрессно-выставоч-ного туризма, базирующихся на использовании промышленного, научного, выставочно-ярмарочного потенциала области, а также на том, что Новосибирск является формирующимся финансовым центром и для него характерна развитая система международных партнерских и торгово-экономических связей. Помимо этого, хорошие предпосылки для развития имеет также транзитный туризм, что обусловлено географическим местоположением и транспортным потенциалом области. Существуют предпосылки для развития научного и образовательного туризма: научный и инновационный потенциал трех Сибирских отделений Академий наук России, имеющиеся крупные научные центры Академгородка и научно-производственного комплекса наукограда Кольцово, образовательная деятельность в городе. Также стоит уделять внимание лечебно-оздоровительному туризму с использованием местных рекреационных и бальнеологических ресурсов. И, конечно, имеются широкие возможности для развития самодеятельного туризма, признанного одним из приоритетных видов туризма в нашей стране - пешеходного, велосипедного и других природ-но-ориентированных видов туризма.

Еще один инструмент маркетинга территории - инфраструктурная подготовка площадок для реализации инвестиционных

проектов. Основная роль инфраструктурных площадок - повышение притягательности территории для туристов, представителей бизнеса и инвесторов. Только в 2011 г. в Новосибирской области уже введено в эксплуатацию и планируется к вводу в ближайшее время пять крупных туристических объектов, финансирование которых осуществляется за счет инвесторов: астрофизического центра с планетарием, горнолыжного комплекса «Ска-куша» в Маслянинском районе, первой очереди Международного выставочного центра «Сибирь-ЭКСПО», туристско-культурного центра «Бердский острог», «Заволокинской деревни» в Ордынском районе. В сельских районах области продолжается работа по освоению специально выделенных и арендованных участков земли под создание новых туристско-рекреационных объектов, в Новосибирске также подготовлено 26 участков под возведение инфраструктурных объектов.

К сожалению, использованию механизма инвестиций для развития внутреннего туризма в Новосибирской области препятствуют различные обстоятельства. В их числе и недостаточно развитая инфраструктура туризма, и несоответствие цены и качества предоставляемых услуг, которые не всегда соответствуют международным стандартам. Инвестиционные программы, позволяющие материализовать в различных формах поддержку со стороны правительства области, недостаточно разработаны, и в связи с этим привлечение сторонних источников инвестиций затруднено. Имеющаяся в области интеллектуальная собственность не оценена с позиций ее рыночного применения. И самое главное, инвестиционный инструмент пока не вписан в общую маркетинговую стратегию представления Новосибирска и области как туристического региона.

Следующий инструмент маркетинга территории - разработка долгосрочной стратегии и целевых программ развития туризма в регионе. В области разработана и принята «Стратегия социально-экономического развития Новосибирской области до 2025 г.», одобрен Законодательным собранием проект долгосрочной целевой программы «Развитие туризма в Новосибирской области на 2012-2016 гг.», готовятся инвестиционные проекты для включения их в Федеральную целевую программу «Стратегия социально-экономического развития Сибири до 2020 г.». Все эти документы позволяют ускорить темпы экономического роста, получить государственное финансирование на туристские объекты и инфраструктуру. Основные направления совершенствования данного инструмента в сфере туризма предполагают разработку правовых актов, касающихся всех секторов развития индустрии туризма.

Важный инструмент маркетинга территории - эффективное позиционирование территории. В Новосибирской области для системной работы над имиджем и продвижением конкурентных преимуществ территории создано «Агентство регионального маркетинга», которое реализует комплекс проектов. Наиболее яркими проектами «Агентства регионального маркетинга» являются Конкурс проектов по продвижению территорий «Золотой Кулик», Конкурс на разработку фирменного стиля Новосибирской области и др. Агентством было проведено исследование социально-экономического развития Убинского района, создан деловой портал Новосибирской области «newsib.ru». Кроме этого, агентство занимается представлением Новосибирской области на разнообразных выставках и форумах: VII Международный инвестиционный форум «Сочи-2008»; Международная туристская выставка «Интурмаркет-2009, 2011» (Москва); Всемирная выставка «ЭК-СП0-2010» (Шанхай, КНР); VIII Красноярский экономический форум «Стратегия модернизации: новое качество управления» (2011 г.).

Еще одной организацией, занимающейся продвижением Сибирского региона в целом и Новосибирской области, в частности, является Сибирский Региональный Информационный Центр ИТАР-ТАСС («ТАСС-Сибирь»). Он является организатором нового проекта «Сибирь-открытие», призванного популяризовать туристические объекты, находящиеся на территории региона. Стоит отметить и такую программу продвижения сибирских регионов, как «В Сибирь - с любовью», организованную РИЦ «ТАСС-Сибирь» и агентством стратегических коммуникаций ВДА.

Проблема формирования позитивного имиджа Новосибирска решается также на уровне властных структур: новая комплексная целевая программа «Формирование позитивного имиджа города Новосибирска до 2020 года», которая войдет в стратегический план развития города до 2020 г., принята на сессии Городского совета. Основной акцент в этой программе делается на развитие инвестиционной привлекательности территории. По мнению властей, Новосибирск должен иметь имидж динамично развивающегося горо-

да с комфортной средой проживания, являющегося центром интеллектуальной и деловой активности Сибири.

Однако стоит отметить, что позиционирование области пока не имеет целостности и системности, поскольку на каждом мероприятии продвигаются разные преимущества области. Чтобы решить эту проблему, прежде всего, необходимо выделить, какие конкурентные преимущества на каких уровнях продвигать, расставив приоритеты. Например, на международном и национальном уровне целесообразно продвигать возможности делового и научного туризма, поскольку имеющийся потенциал этих видов туризма с учетом возможностей области велик и интересен не только для России, но и за рубежом. Продвижение образовательного и событийного туризма можно осуществлять на национальном уровне, ведь в этих видах туризма регион имеет хороший потенциал и высокую конкурентоспособность по сравнению с другими регионами России. На региональном уровне имеет смысл продвигать самодеятельный, культурно-познавательный и лечебно-оздоровительный туризм, потому что в данных видах туризма регион пока не имеет явных конкурентных преимуществ, что обусловлено несовершенством имеющейся материально-технической базы и существующей инфраструктуры, а также предлагаемым ассортиментом услуг.

И наконец, актуальным инструментом территориального маркетинга являются коммуникационные мероприятия, демонстрирующие открытость территории для контактов. В качестве удачного примера такого мероприятия можно привести Международный молодежный инновационный форум «Интерра», ставший уже традиционным, в 2011 г. он проходил уже в третий раз и собрал более 2000 человек - участников, экспертов, волонтеров, стипендиатов. Форум представляет собой международную и межрегиональную площадку для обсуждения направлений инновационного развития России на современном этапе и является одним из наиболее известных проектов упоминавшегося выше «Агентства регионального маркетинга».

Коммуникационные мероприятия по продвижению регионального турпродукта области на внутреннем и международном рынках включают работу на региональных и международных выставках, участие в презентациях и пресс-конференциях; ознакомительные поездки, встречи, «круглые столы» для профессионалов туротрасли, власти, представителей общественных организа-

Библиографический список

ций и прессы; использование новейших электронных технологий и т.д. Эти мероприятия должны быть целенаправленными и системными, в них должны быть задействованными разные структуры - власти, бизнес-сообщество, СМИ и пр.

Принимая во внимание целесообразность продвижения разных видов туризма на разных уровнях, необходимо выделить наиболее предпочтительные выставки, форумы и разработать для каждого уровня собственную концепцию и программу. Также необходима поддержка и консолидация туристской выставочной деятельности в Новосибирской области с целью определения региона как крупнейшего в Западной Сибири и Дальнем Востоке центра выставок.

Кроме того, актуальным является создание привлекательного сайта туристской администрации, с возможностью просмотра web-страниц на английском языке. В результате деятельность такого сайта будет способствовать дистрибуции и продаже регионального турпродукта туроператорам и непосредственно туристам, а также укреплению имиджа Новосибирской области на российском и международных туристских рынках. Стоит осуществлять информационную поддержку различных мероприятий, проводимых в области, организацию информационно-рекламных туров для представителей зарубежных и отечественных СМИ, проведение крупных международных конференций, симпозиумов, конгрессов и других мероприятий на базе двустороннего и многостороннего международного сотрудничества, а также сотрудничество с крупнейшими межправительственными организациями.

Таким образом, использование концепции территориального маркетинга выступает важным фактором развития туризма на территории Новосибирской области. Однако, для успешного применения различных маркетинговых инструментов требуется разработка целостного комплекса мероприятий, долгосрочной кампании, направленной на формирование позитивного образа Новосибирской области в целях содействия развитию регионального туризма, а правильное и систематизированное использование инструментов маркетинга территорий приведут к привлекательному позиционированию территории на межрегиональном, национальном и международном уровнях и, следовательно, к более полному использованию имеющегося туристско-рекреационного потенциала.

1. Маркетинг мест: привлечение инвестиций, предприятий, жителей и туристов в города, коммуны, регионы и страны Европы. -СПб., 2005.

2. Панкрухин, А.П. Маркетинг территорий. - СПб., 2006.

3. Джанджугазова, Е.А. Маркетинг туристских территорий. - М., 2008.

4. Комарова, Л.К. Туристско-рекреационный потенциал Новосибирской области: состояние и перспективы развития / Л.К. Комарова, И.Н. Феденева // Туризм и рекреация: фундаментальные и прикладные исследования: материалы III Междунар. научно-практ. конф. -М., 2008.

Bibliography

1. Marketing mest: privlechenie investiciyj, predpriyatiyj, zhiteleyj i turistov v goroda, kommunih, regionih i stranih Evropih. - SPb., 2005.

2. Pankrukhin, A.P. Marketing territoriyj. - SPb., 2006.

3. Dzhandzhugazova, E.A. Marketing turistskikh territoriyj. - M., 2008.

4. Komarova, L.K. Turistsko-rekreacionnihyj potencial Novosibirskoyj oblasti: sostoyanie i perspektivih razvitiya / L.K. Komarova, I.N. Fedeneva / / Turizm i rekreaciya: fundamentaljnihe i prikladnihe issledovaniya: materialih III Mezhdunar. nauchno-prakt. konf. - M., 2008.

Статья поступила в редакцию 23.11.11

УДК 314.012

Grigashkina S.I., Levina E.I. IMPLICATION OF DEMOGRAPHIC PROCESSES. The article represents a detailed analysis of the term "demographic processes". Different authors point of views are studied. Our personal opinion is given as an explanation of the term.

Key words: dempgraphic process, birth rate, death rate, marriage rate, divorce rate, population dynamics, natural demographic processes.

С.И. Гоигашкина, канд. экон. наук, доц. каф. отраслевой экономики КузГТУ, г. Кемерово,

E-mail: [email protected]; Е.И. Левина, ст. преп. каф. бухгалтерского учета и аудита КузГТУ,

г. Кемерово, E-mail: [email protected]

СУЩНОСТЬ ДЕМОГРАФИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ

В статье проведен детальный анализ понятия «демографические процессы». Изучены точки зрения различных авторов, занимающихся изучением проблем демографии. Высказано личное мнение авторов. Дано собственное понятие «демографического процесса».

Ключевые слова: демографический процесс, рождаемость, смертность, брачность, разводимость, воспроизводство населения, естественное движение населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.