Научная статья на тему 'Концепция развития промышленного туризма как способ повышения экономического благосостояния Санкт-Петербурга (на примере судостроительного кластера)'

Концепция развития промышленного туризма как способ повышения экономического благосостояния Санкт-Петербурга (на примере судостроительного кластера) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
561
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОМЫШЛЕННЫЙ ТУРИЗМ / ИННОВАЦИИ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ / МАРКЕТИНГ ИННОВАЦИЙ / КЛАСТЕРЫ / INDUSTRIAL TOURISM / INNOVATIONS / ECONOMIC EFFICIENCY / MARKETING OF INNOVATIONS / CLUSTERS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тимофеев Никита Владимирович

В статье представлен инновационный подход к развитию судостроительного кластера Санкт-Петербурга с помощью промышленного туризма. Раскрыты факторы, подтверж-дающие обоснованность проекта: аспекты экономической эффективности, маркетинговой составляющей и структуры построения бизнеса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Тимофеев Никита Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Industrial tourism as a new approach to economic development of Saint-Petersburg (by example of shipbuilding cluster)

. In this article, the author presents his innovative approach to Saint-Petersburg shipbuilding cluster development with the help of industrial tourism business. Article discloses such factors that build project availability as aspect of economic efficiency, marketing aspect, aspect of structural business building.

Текст научной работы на тему «Концепция развития промышленного туризма как способ повышения экономического благосостояния Санкт-Петербурга (на примере судостроительного кластера)»

ТВОРЧЕСТВО МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ

141

Н.В. ТИМОФЕЕВ

Никита Владимирович ТИМОФЕЕВ — аспирант кафедры экономики и управления социальной сферой СПбЕЭУ.

В 2012 г. окончил СПбГУЭФ.

Автор 5 публикаций.

Область научной специализации — управление инновациями, маркетинг инноваций.

^ ^ ^

КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ПРОМЫШЛЕННОГО ТУРИЗМА КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО БЛАГОСОСТОЯНИЯ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

(на примере судостроительного кластера)

В настоящее время в Санкт-Петербурге располагается более 40 предприятий, связанных с судостроением и судоремонтом [3]. До недавнего времени такие крупнейшие судостроительные предприятия Санкт-Петербурга, как Кронштадтский морской завод [2] и Балтийский завод [8], находились в состоянии кризиса, как и российское судостроение в целом. С 2007 г. государство начало оказывать поддержку российскому судостроению: были созданы Объединенная судостроительная корпорация (национальная компания, включающая в свой состав крупнейшие судостроительные и судоремонтные заводы) [10], судостроительный кластер Санкт-Петербурга и концепция его развития [3], включая поддержку со стороны Правительства города [5]. Помимо этого, В.В. Путин заявил о выделении крупной суммы из бюджета страны на развитие судостроения [6].

Поскольку основной инвестор проекта ОАО «ОСК» является госкорпорацией, большая часть финансирования фактически ложится на государство. Однако общество также способно сделать вклад в развитие петербургского судостроения. Автор статьи предлагает инновационный подход, заключающийся в развитии промышленного туризма в рамках проекта развития судостроительного кластера Санкт-Петербурга.

Промышленный туризм — это организация регулярных туристических экскурсий на действующие (или когда-то действовавшие) промышленные предприятия [1]. В России явление промышленного туризма достаточно новое и малоразвитое. В странах же Запада такая практика существует достаточно давно [11]. В качестве примера можно привести положительный опыт проведения экскурсий в портовый комплекс Роттердама [6]. Санкт-Петербург имеет обширный опыт пока только в проведении производственных экскурсий для школьников на такие предприятия, как ОАО «Адмиралтейские верфи», ОАО «Балтийский завод» и др. [7]

В качестве инновационного подхода к развитию судостроительного кластера в Санкт-Петербурге автор статьи предлагает включить в Концепцию положение о промышленном туризме. Рассмотрим перспективность данного проекта с точки зрения маркетингового анализа. В Санкт-Петербурге на данный момент существует около 10 туристических фирм, предлагающих различные экскурсии на судостроительные заводы Санкт-Петербурга (в основном на судостроительный завод «Северная верфь»). Цена за экскурсию для группы из 20-25 человек в среднем составляет 12 500 руб., т. е. около 500 руб. с человека. В Санкт-Петербурге на данный момент, по данным Еоскомстата, проживают око-

ГРНТИ 06.71.02 © Н.В. Тимофеев, 2014

Публикуется по рекомендации д-ра экон. наук, проф. А.Б. Титова.

142

ТВОРЧЕСТВО МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ

ло 5 млн жителей. Кроме того, город ежегодно посещают около 5-6 млн туристов (в 2012 г. — 5,7 млн [5]). В качестве примера предположим, что в случае реализации данного инновационного подхода в 2013 г. экскурсии посетят не менее 1 % (Д) от совокупного числа жителей и туристов (СЧ) Санкт-Петербурга при условии общих годовых затрат (03) в 5 млн руб., в которые входят аренда помещения, заработная плата работникам, транспортировка туристов, затраты на маркетинг, в том числе рекламу, и прочие расходы, и средней стоимости услуг (СУ) в 500 руб. с человека и НДС в 18 % от дохода. В этом случае чистая прибыль (ЧП) будет исчисляться по следующей формуле:

ЧП = СЧх СУ х Д-ОЗ.

В рассматриваемом нами случае

ЧП = 10 700 000 х 500 х 0,01 - (10 700 000 х 500 х 0,01) х 0,18 - 5 000 000 = 38 870 000.

Таким образом, чистая годовая прибыль за вычетом всех затрат составит 38,87 млн руб., а емкость рынка (количество оказанных услуг, умноженное на их стоимость) — 53,5 млн руб. в год. И это не предел, поскольку продукт на рынке туристических услуг абсолютно новый и аналогов ему у конкурирующих фирм практически нет. Другими словами, в данном случае имеет место стратегия дифференциации (по Портеру) и развития продукта (по Ансоффу) [9].

Сегментация потенциальных клиентов в данном случае целесообразна по социальнодемографическим критериям, а именно по национальности, возрасту и доходу потенциальных потребителей. Сегментируя потенциальных клиентов по возрастному признаку, предлагаем следующие пакеты услуг для различных сегментов: образовательные экскурсии (для учеников младших и средних классов общеобразовательных школ), производственные (для учеников старших классов общеобразовательных школ), профориентационные (для студентов средних и высших специализированных учебных заведений), культурно-просветительские и исторические экскурсии (для посетителей старших возрастов). Что касается сегментирования по признаку доходов населения, то предлагается разработать различные пакеты экскурсионных услуг, которые будут содержать разное количество посещаемых за один раз экскурсионных объектов по разной стоимости. Ну и, наконец, сегментация по национальному признаку предполагает экскурсии для российских и иностранных граждан (на русском и иностранных языках).

Организацию туристического бизнеса в рамках развития судостроительного кластера можно представить следующим образом (см. рис.).

1) Организация экскурсий за счет частных фирм, не входящих в состав кластера. Их преимущества состоят в том, что, во-первых, они компетентны в сфере туризма и легче смогут привлечь потенциального потребителя за счет знания потребностей рынка; во-вторых, в таких фирмах работают профессиональные и опытные гиды; в-третьих, они не будут связаны обязательствами с предприятиями кластера. Елавный же их недостаток — в самых больших издержках среди всех представленных на схеме предприятий. Частные фирмы вынуждены будут нести затраты и на аренду помещения, и на организацию транспортировки туристов (заказ автобусов, организация транспортировки по воде или фрахт судна), и на повышенные комиссионные предприятиям, где предполагается проводить экскурсии. К тому же от таких предприятий прибыль от экскурсий, поступающая на судостроительные заводы, значительно меньше.

2) Организация экскурсий за счет частных фирм, входящих в состав кластера, но не входящих в состав ОСК. В данном случае преимущества и недостатки в целом такие же, как и в предыдущем варианте. Однако затраты у таких фирм могут быть ниже за счет предоставления им льгот за членство в кластере (сниженные комиссионные, возможность фрахта катеров для транспортировки туристов у судостроительных заводов на льготных условиях).

3) Организация экскурсий за счет самих заводов. В данном случае неоспоримым преимуществом является снижение издержек. Сэкономить заводы могут на аренде помещения (за счет использования собственных площадей), организации транспортировки туристов (за счет использования транспорта в собственности), найме дополнительных сотрудников (за счет использования собственного штата за надбавки к заработной плате), на комиссионных (вся прибыль от экскурсий идет заводу). Недостатками в данном случае могут быть усложненная бюрократическая система, а также некомпетентность работников заводов в сфере туристического бизнеса. Однако вторую проблему можно решить за счет найма специалистов в данной сфере.

ТВОРЧЕСТВО МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ

143

Рис. Варианты развития промышленного туризма в рамках развития судостроительного кластера Санкт-Петербурга

4) Организация экскурсий за счет специализированных туристических фирм, входящих в состав ОСК. Это могут быть как аффилированные с заводами фирмы, так и неаффилированные, расположенные как на территории завода, так и вне ее. В первом случае ОСК может сэкономить на аренде помещения. Остальные преимущества, за исключением затрат на наем дополнительных сотрудников, идентичны тем, что могут иметь сами заводы. Однако, по сравнению с экскурсионными отделами на заводах, у специализированных турфирм есть 2 неоспоримых преимущества. Во-первых, компетентность работников в сфере оказания туристических услуг. Во-вторых, такие организации можно использовать не только для извлечения прибыли из экскурсий на заводы, но и для организации проведения отпусков, корпоративных выездов и прочих мероприятий для сотрудников предприятий ОСК.

5) Организация экскурсий за счет государственных образовательных учреждений. Елавное преимущество вузов и колледжей перед турфирмами и специализированными службами заводов заключается в том, что данные учебные заведения могут привлекать не просто туристов, а своих потенциальных студентов и работников предприятий судостроительной отрасли, что, несомненно, лишь положительно скажется на развитии судостроительного кластера Санкт-Петербурга. Кроме того, учебные заведения не будут нести дополнительные затраты на расширение штата сотрудников и аренду помещения.

6) Организация экскурсий за счет различных предприятий. Имеется в виду организация экскурсий по смешанному типу, когда экскурсии проводят разные организации (см. рис.). Это очень удобно при сегментации: например, образовательные, производственные и профориентационные экскурсии могут проводить учебные заведения, частные экскурсии по отдельному заводу — экскурсионный отдел данного завода, а экскурсии для иностранных граждан — частные турфирмы. Такой подход представляется одним из наиболее эффективных, поскольку при его использовании больше учитываются сегментация потребителей, качество предоставляемых услуг, а значит, и прибыль.

144

ТВОРЧЕСТВО МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ

Разумеется, оценка эффективности инновационного подхода, представленная в данной статье, требует доработки, а сам подход — дальнейших исследований. Однако автор убежден, что более тщательный анализ выявит не только риски, но и дополнительные выгоды, которые не были рассмотрены в данной статье.

ЛИТЕРАТУРА

1. Визгалов Д.В. Промышленный туризм — находка во время кризиса. URL: http://www.ng.ru/ideas/2009-04-24/5_promtourism.html (дата обращения: 24.04.2013).

2. Как продавался Кронштадтский Морской завод. URL: http://www.fontanka.ru/2008/10/17/125/ (дата обращения: 17.10.2013).

3. Концепция «Развитие кластера судостроения в Санкт-Петербурге». URL: http://www.cedipt.spb.ru/upload/fil es/ industry/sudostroenie.pdf (дата обращения: 10.11.2013).

4. На перевооружение российской армии потратят 20 триллионов рублей. URL: http://www.gosnews.ru/govern ment/news/533 (дата обращения: 10.11.2013).

5. Петербург в этом году примет 5,7 млн туристов. URL: http://www.interfax.ru/tourism/tourisminf.asp?id=269 719&sec=1466 (дата обращения: 28.10.2012).

6. Промышленный туризм. URL: http://tourlib.net/statti_tourism/prom_tourism.htm (дата обращения: 10.11.2013).

7. Публикации новостей на официальном сайте Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли Правительства Санкт-Петербурга. URL: http://www.cedipt.spb.ru/ - 2008-2011.

8. Смирнова И. Балтийский завод арестуют. URL: http://svpressa.ru/society/article/47867/ (дата обращения:

16.09.2013).

9. Титов А.Б. Организация маркетинга туризма. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1999.

10. Указ «О внесении изменений в Указ Президента Российской Федерации от 21 марта 2007 г. № 394 “Об открытом акционерном обществе «Объединённая судостроительная корпорация»”».

11. Хорева Л.В. Инновации в сфере социально-культурного сервиса и туризма. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2010.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.