Научная статья на тему 'Концепция проекта закона Донецкой Народной Республики "кодекс публичных закупок Донецкой Народной Республики"'

Концепция проекта закона Донецкой Народной Республики "кодекс публичных закупок Донецкой Народной Республики" Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
198
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ашурков О.А., Кущ Л.И., Черкасская Н.В.

Концепция проекта Закона Донецкой Народной Республики«Кодекс публичных закупок Донецкой Народной Республики» (далее проект КПЗ) разработана ГУ «Институт экономических исследований» в рамках выполнения научной работы по ведомственному заказу на тему:«Совершенствование экономико-правового механизма материально-технического обеспечения государственных и муниципальных органов на основе цифровых технологий». Названная Концепция законопроекта подготовлена с учетом современного мирового опытарегулирования названных отношений в соответствии с Конституцией Донецкой Народной Республики (ст. 27 провозглашает недопущениеэкономической деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию; ст. 28 определяет, что принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения), а также Законом Донецкой Народной Республики «О нормативных правовых актах» (ст. 20 закрепляет структуру концепции проекта нормативного правового акта).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Концепция проекта закона Донецкой Народной Республики "кодекс публичных закупок Донецкой Народной Республики"»

КОНЦЕПЦИЯ ПРОЕКТА ЗАКОНА ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

«КОДЕКС ПУБЛИЧНЫХ ЗАКУПОК ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ»*

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Концепция проекта Закона Донецкой Народной Республики «Кодекс публичных закупок Донецкой Народной Республики» (далее - проект КПЗ) разработана ГУ «Институт экономических исследований» в рамках выполнения научной работы по ведомственному заказу на тему: «Совершенствование экономико-правового механизма материально-технического обеспечения государственных и муниципальных органов на основе цифровых технологий».

Названная Концепция законопроекта подготовлена с учетом современного мирового опыта регулирования

названных отношений в соответствии с Конституцией Донецкой Народной Республики (ст. 27 провозглашает недопущение экономической деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию; ст. 28 определяет, что принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения), а также Законом Донецкой Народной Республики «О нормативных правовых актах» (ст. 20 закрепляет структуру концепции проекта нормативного правового акта).

1. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА И ЦЕЛИ НОРМАТИВНОГО ПРАВОВОГО АКТА

Общая характеристика и оценка состояния правового регулирования общественных отношений в сфере публичных закупок (бюджетных закупок - термин, используемый в законодательстве ДНР).

Общественные отношения в сфере публичных закупок являются одними из значимых в социально-экономической сфере государств мира, поскольку способны оказывать влияние на развитие отдельных секторов национальной экономики, осуществлять поддержку отечественных производителей, вводить ограничения к доступу на внутренний рынок международных участников, выступать

катализатором интеграционных или инвестиционных процессов (внутренних и/или внешних), а также стимулировать развитие государственно (муниципально) -частного партнерства.

Это обусловлено высоким уровнем участия органов власти государственных (муниципальных) образований, а также государственных (муниципальных) предприятий, учреждений, организаций в закупке товаров, работ и услуг для обеспечения общественных (публичных) нужд и деятельности указанных органов и субъектов.

"Приложение к Концепции проекта Закона Донецкой Народной Республики «Кодекс публичных закупок Донецкой Народной Республики» будет опубликовано в следующем номере журнала.

Вместе с тем в Донецкой Народной Республике законодательство в сфере закупок за бюджетные средства стало формироваться без его концептуальной основы, что привело к фрагментарному урегулированию названных отношений, фактически осуществляемых в «ручном режиме», путем внесения изменений, направленных на решение отдельных (ситуативных) проблем, что позволяет выделить ряд его негативных особенностей: нестабильность (частое изменение), наличие пробелов и двусмысленных формулировок,

сложность применения, отсутствие гибких методов осуществления закупки, введения «ценовых порогов» применения законодательства без экономического обоснования,

наличие высокого уровня децентрализации осуществления закупок,

вовлечение человеческих и материальных ресурсов,

разрозненность системы государственного управления и контроля,

отсутствие махизмов защиты прав участников правоотношений, а также оснований и мер ответственности.

В связи с этим актуализировалась потребность разработки нового подхода к формированию соответствующего национального законодательства с учетом последних мировых тенденций регулирования названных отношений. Необходимость разработки нового законодательного акта обусловлена невозможностью усовершенствования действующего в этой сфере законодательства Донецкой Народной Республики путем внесения в него изменений и дополнений.

Поскольку общественные отношения в сфере публичных закупок являются существенными, то их регулирование в Донецкой Народной Республике должно осуществляться соответствующим законом, как это предусмотрено ч. 2 ст. 5

Закона Донецкой Народной Республики «О нормативных правовых актах».

При этом такой закон целесообразно принять в наиболее стабильной форме, а именно, кодифицированного нормативного правового акта - Кодекса публичных закупок Донецкой Народной Республики, который должен вобрать в себя большую часть правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере публичных закупок. Наличие КПЗ в последующем исключит потребность в формировании разрозненного массива законодательных актов, регулирующих отдельные вопросы в сфере публичных закупок, не подчиненных единым принципам и системе.

Основная идея законопроекта заключается в формировании комплексной системы правового регулирования отношений в сфере публичных закупок в Донецкой Народной Республике, содержащейся в кодифицированном нормативном правовом акте, состоящем преимущественно из норм прямого действия и относящихся к одному правовому институту.

Законопроект направлен на реформирование сложившейся в Республике системы бюджетных закупок с максимальным использованием электронных информационных технологий и касается проведения институциализации в сфере публичных закупок, а также изменения регулирования отношений, связанных с организацией, управлением, осуществлением, контролем, защитой прав субъектов, включая вопросы ответственности. В результате чего будет создана система публичных закупок, соответствующая современным мировым тенденциям, направленная на снижение коррупционных рисков и характеризующаяся открытостью, постоянством, унификацией.

Предмет законопроекта. КПЗ устанавливаются общий организационный и экономико-правовой механизмы осуществления публичных закупок, а также

определяются правовые последствия нарушения норм настоящего законодательства.

Предметом регулирования КПЗ являются общественные отношения, возникающие в процессе:

а) регулирования, управления, организации и осуществления публичных закупок, направленных на обеспечение государственных и муниципальных нужд (общественной необходимости), в том числе при реализации республиканских и иных бюджетных программ, а также инвестиционных проектов, финансируемых (полностью или частично) из республиканского (муниципальных) бюджета;

б) осуществления научного и материально-технического обеспечения выполнения государственными (муниципальными) органами возложенных на них функций;

в) осуществления научного и материально-технического обеспечения деятельности предприятий, учреждений, организаций, основанных на государственной (муниципальной) формах собственности (или с долей не менее 50 процентов названных форм собственности, в том числе при реализации такими субъектами республиканских (муниципальных) и иных программ, финансируемых (полностью или частично) из республиканского (муниципального) бюджета;

г) освоения денежных средств субъектами хозяйствования (физическими или юридическими лицами), реализующими республиканские и иные бюджетные программы, а также инвестиционные проекты, финансируемые (полностью или частично) из республиканского (муниципального) бюджета.

Цели законопроекта. Содержание проекта КЗП предлагается таким образом, что его формирование, а в последующем и применение будет направлено на достижение следующих целей:

а) установление полного и единого правового регулирования публичных закупок, осуществляемых с применением (без применения) соответствующих процедур публичных закупок, с возможностью последующей его адаптации к нормам международного законодательства (в случае заключения международных соглашений);

б) развитие системы добросовестной конкуренции в сфере публичных закупок, а также досудебной правовой защиты в процедурах их осуществления;

в) формирование централизованной модели публичных закупок (с сохранением элементов децентрализованной модели в ограниченных случаях);

г) внедрение максимального электронного обеспечения (сопровождения) и автоматизации процессов: управления, осуществления закупок, контроля и досудебной правовой защиты в процедурах публичных закупок;

д) персонализация ответственности субъектов в сфере публичных закупок;

е) создание универсальных правовых механизмов, направленных на обеспечение (выполнение) республиканских и иных бюджетных программ, а также инвестиционных проектов, финансируемых (полностью или частично) из республиканского (муниципального) бюджета;

ж) использование института публичных закупок для осуществления поддержки и развития отдельных отраслей экономики, народных промыслов, национальных производителей, в том числе определенных групп субъектов экономических отношений (субъектов микро, малого и среднего предпринимательства, объединений инвалидов, государственных (муниципальных) специализированных предприятий, производителей (исполнителей) особых товаров, работ, услуг);

з) содействие производству национальных товаров, работ и услуг с

использованием инновационных технологий, а также стимулирование уровня госу-даственно (мунициально) - частного партнерства и инвестиционной привлекательности экономики Донецкой Народной Республики.

Сфера применения законопроекта. Настоящим Кодексом будут регулироваться отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, субъектами хозяйствования и иными субъектами, возникающие в процессе осуществления публичных закупок.

Кодекс будет применяться к отношениям, которые складываются при освоении денежных средств республиканского (муниципального) бюджета, направленным на финансирование

(полное или частичное) научного и материально-технического обеспечения деятельности субъектов публичной закупки, выполнение республиканских и иных бюджетных программ, а также инвестиционных проектов.

Место будущего законопроекта в системе действующего законодательства. Предлагаемый КПЗ станет комплексным и системообразующим нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере публичных закупок, нормы которого будут основанием для дальнейшего развития системы законодательства, регулирующего названные отношения.

В основном законопроект будет состоять из норм хозяйственного и административного законодательства.

2. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПРОЕКТА КОДЕКСА ПУБЛИЧНЫХ ЗАКУПОК ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

Решение вышеизложенных проблем применения действующего законодательства предлагается осуществить путем определения в законопроекте следующих основополагающих базовых положений регулирования отношений в сфере публичных закупок и создания эффективных механизмов их реализации.

Так, в проекте КПЗ предлагается использование современной, унифицированной терминологии, применяемой в международной практике в сфере публичных закупок (для возможности последующей адаптации его норм к положениям международных договоров (соглашений)).

Структурно законопроект может быть представлен преамбулой, тремя частями, размещенными в такой последовательности: «Общие положения» (часть первая), «Публичные закупки» (часть вторая), «Гарантии прав участников и

ответственность за нарушение законодательства о публичных закупках» (часть третья), и заключительными положениями.

Каждую часть предлагается сформировать из разделов, общее количество которых десять (два - в части первой, пять -в части второй, три - в части третьей). Основной их структурной единицей являются главы со сквозной нумерацией, общее количество которых сорок три. Самостоятельную нумерацию имеют статьи, их в проекте КПЗ триста девять.

Выделение части первой КПЗ «Общие положения» обусловлено необходимостью закрепления основополагающих концептуальных положений (новых подходов) в сфере публичных закупок, а именно:

1. Распространение действия законодательства комплексно на правоотношения в сфере публичных закупок,

исключив использование стоимостных «порогов» как фактора, ограничивающего его применение, предусмотрев возможность осуществления публичных закупок, применяя (или не применяя) процедуры публичных закупок (гибких способов (методов) закупки), а также сформировав перечень случаев, исключающих применение положений КПЗ (определив общественные отношения, на которые не будут распространяться положения настоящего Кодекса).

2. Формулирование принципов осуществления публичных закупок с их раскрытием в нормах КПЗ, которые будут являться основополагающими для толкования, а также формирование подзаконной нормативной правовой базы в названной сфере.

3. Установление пределов и условий допуска международных субъектов к участию в публичных закупках, а также способов поддержки конкурентоспособности отечественной продукции, субъектов микро, малого и среднего предпринимательства и иных субъектов (объединений инвалидов, государственных (муниципальных) специализированных предприятий, производителей (исполнителей) особых товаров, работ и услуг).

4. Уточнение положений, связанных с процессом публичных закупок (начиная от планирования и завершая исполнением договора о публичной закупке).

5. Определение возможности установления стоимостных ограничений закупки материально-технического обеспечения для выполнения возложенных функций государственными (муниципальными) органами;

6. Формирование трехуровневой системы государственного регулирования и контроля в сфере публичных закупок. Первый уровень обеспечивает специальный уполномоченный государственный орган (Агентство публичных закупок), который регулирует и контролирует весь

процесс публичных закупок. На втором уровне - государственный контроль возлагается на Республиканскую антимонопольную службу при осуществлении досудебной правовой защиты в процедуре публичных закупок и защиты экономической конкуренции. Завершающий - третий уровень государственного контроля закрепляется за Министерством финансов и его территориальными органами при осуществлении финансирования публичной закупки.

Отдельный раздел может содержать нормы, детально разграничивающие компетенцию отдельных государственных органов (Главы Донецкой Народной Республики, Совета Министров Донецкой Народной Республики, Министерства финансов Донецкой Народной Республики и др.), уделив внимание определению полномочий специального уполномоченного государственного органа Агентству публичных закупок, реализующему государственную политику в сфере публичных закупок, который будет осуществлять управление публичными закупками в рамках следующих полномочий:

размещение публичных заказов; проведение государственной регистрации потенциальных участников публичных закупок;

осуществление коммуникационной связи участников закупок с помощью электронных информационных технологий;

организация работы и координация деятельности оператора торговой электронной площадки (при этом электронная торговая площадка, выступая инструментом осуществления отдельных способов публичных закупок, в последующем может использоваться как площадка товарной биржи);

формирование и хранение баз данных осуществления публичных закупок в Донецкой Народной Республике с целью проведения администрирования имею-

щейся информации, мониторинга проведения публичных закупок;

выявление нарушений законодательства и пр.

Агентство публичных закупок будет определять и реализовывать стратегию централизованных закупок, в том числе для обеспечения деятельности (нужд) республиканских органов исполнительной власти.

7. Закрепление полномочий республиканского органа, осуществляющего контроль проведения процедур публичных закупок, а также защиту конкуренции в сфере публичных закупок товаров, работ и услуг в рамках обязательной досудебной правовой защиты в процедурах публичных закупок.

8. Создание специальных государственных реестров в сфере публичных закупок, обеспечивающих владением следующей оперативной информацией: о зарегистрированных (в том числе квалифицированных) потенциальных участников публичных закупок; о поставщиках продукции для государственных (муниципальных) органов; об участниках, аккредитованных на электронной торговой площадке; о национальных и зарубежных (международных) производителях (поставщиках, исполнителях) в сфере публичных закупок; о недобросовестных участниках публичных закупок; о недобросовестных исполнителях договоров о публичных закупках; о недобросовестных налогоплательщиках, о закупках, осуществленных неконкурентным способом или без применения процедур публичных закупок; о договорах публичной закупки, заключенных заказчиками.

Принципиально новые подходы целесообразно отразить в части второй КПЗ - «Публичные закупки», основные положения которых состоят в следующем:

1. Формирование новой системы субъектов, участвующих в осуществлении процедур публичных закупок:

Тендерный комитет (как исключение) или уполномоченные лица заказчика (представитель заказчика);

Централизованный тендерный комитет - основной субъект закупочной деятельности, создаваемый при профильном министерстве (органе, осуществляющим координацию и/или управление, и/или контроль подведомственными организациями);

Централизованная закупочная организация - выступает централизованным складом или субъектом закупочной деятельности;

Оператор электронной торговой площадки.

При этом Централизованная закупочная организация и Оператор электронной торговой площадки создаются и действуют при специальном государственном органе, реализующем государственную политику в сфере публичных закупок, а формирование компетентного персонала, принимающего решение о выборе победителя в процедурах закупки, будет осуществляться на ротационной основе.

2. Введение иного подхода определения требований к потенциальным участникам процедур публичных закупок, которые могут быть «общими», «квалификационными», «дополнительными к международным участникам», «упрощенными для отдельных категорий потенциальных участников» (объединений инвалидов, субъектов малого и среднего предпринимательства, государственных (муниципальных) специализированных предприятий, производителей (исполнителей) особых товаров, работ, услуг и пр.).

3. Обобщение норм осуществления процедур публичных закупок, являющихся едиными для всех процедур (их стандартизация), которые представлены: конкурентными процедурами:

тендерные торги (открытые, закрытые, в том числе в виде аукциона), конкурс (открытый, закрытый), запрос предложений и одной неконкурентной процедурой (прямая закупка) .

Правовой механизм осуществления названых процедур подлежит уточнению для каждой отдельно, проведение которых предлагается преимущественно с помощью электронных информационных технологий (специальной электронной информационной площадки) в один тур (без выбора промежуточных победителей) в максимально кратчайшие сроки, обеспечивая при этом гарантии защиты нарушенных прав субъектов в процессе осуществления процедур закупки. Предлагается ограниченное применение конкурсной процедуры исключительно для осуществления закупок, связанных с реализацией республиканских (или иных бюджетных) программ; закупок научно-исследовательских, опытно-конструкторских, научно-технических работ, а также для реализации инвестиционных проектов в случае их частичного финансирования за счет средств республиканского (местного) бюджета.

КПЗ устанавливается возможность осуществления консолидированных закупок (единой закупки для множества заказчиков).

При этом предлагается установление требований к критериям оценки предложений и выбора потенциальных участников, а также положений об антидемпинговых мерах, вводится возможность выбора нескольких победителей определенных конкурентных процедур с установлением порядка заключения (изменения) с ними договоров о публичной закупке.

4. Предоставление возможности осуществления публичных закупок заказчиком без применения процедур публичных закупок (гибкие способы (методы) закупок) (через интернет-магазин, централизованную закупочную организацию

путем прямой закупки у национальных субъектов (производителей, поставщиков, исполнителей), определенных установленным способом, через торговые представительства, интернет каталоги и пр.), а также установление упрощенных механизмов участия в процедурах закупки для добросовестных потенциальных участников.

5. Установление особенностей правового регулирования осуществления публичных закупок в отдельных случаях (при чрезвычайных ситуациях природного (техногенного) характера или в случае крайней необходимости при формировании государственного материального резерва в соответствии с решением Главы Донецкой Народной Республики или Совета Министров Донецкой Народной Республики) и пр.

6. Группирование в отдельном разделе норм, предусматривающих особенности осуществления публичных закупок с помощью электронных информационных технологий (конкурентных процедур), отбора потенциальных участников для неконкурентной процедуры, а также использование названных технологий для документооборота в сфере публичных закупок и осуществления их без применения процедур, а также досудебной правовой защиты.

7. Определение особенностей правового регулирования информационного обеспечения публичных закупок с целью максимальной дематериализации учета данных о закупках путем закрепления положений, относящихся к государственной электронной информационной системе (далее - ГЭИС), а именно: положений, относящиеся к: управлению ГЭИС, определению элементов (структуры) ГЭИС; ведению официального электронного журнала в сфере публичных закупок, выступающего единым общегосударственным источником обнародования информации в сфере публичных закупок, а также

порядка предоставления, размещения и обнародование информации в ГЭИС и пр.

8. Унификация требований к содержанию договоров о публичной закупке, порядку их заключения, изменения, прекращения и расторжения. В КПЗ раскрывается регулирование таких положений, как: виды договоров о публичной закупке (в том числе рамочных договоров, «договоров жизненного цикла», инвестиционных договоров, договоров с субъектами, имеющими исключительные права предоставления услуг в определенных сферах (газо-, водо-, электроснабжение, почтовые и транспортные услуги), существенные условия договоров о публичной закупке (в том числе и для договоров при осуществлении закупок без применения процедур публичных закупок), требования к типовым условиям договоров, форме договора, обеспечению условий выполнения договора, недействительности договора. Предлагается детально определить особенности, связанные с основаниями, сроками и порядком заключения, исполнения, изменения, прекращения и расторжения договора о публичной закупке.

9. Закрепление положений о государственной поддержке добросовестных производителей (поставщиков, исполнителей) товаров работ и услуг, приобретаемых путем проведения закупок с целью удовлетворения потребностей государственных (муниципальных) органов, а также формирование инструментов поддержки и популяризации деятельности названных субъектов.

Значительное количество впервые сформулированных предложений следует разместить в третьей части КПЗ - «Гарантии прав участников и ответственность за нарушение законодательства в сфере публичных закупок». Они будут отражать приверженность таким международным принципам публичных закупок, как: «открытость, добросовестность,

противодействие коррупции, поддержание конкуренции». Суть идей заключается в следующем:

1. Введении обязательной досудебной правовой защиты в случае нарушения прав участников в процедурах осуществления публичных закупок до заключения договора о публичных закупках с предоставлением в последующем права для судебной защиты при наличии установленных оснований. В случае отказа участника от реализации своего права на досудебную правовую защиту, осуществление судебной защиты по тем же основаниям является невозможным. При этом досудебная правовая защита организуется и координируется государственным органом, осуществляющим защиту конкуренции в сфере публичных закупок товаров, работ и услуг преимущественно в удаленном доступе (кроме случаев, связанных с защитой государственной тайны) с использованием электронных информационных технологий и ГЭИС. В связи с чем урегулированию подлежат вопросы: оснований досудебной правовой защиты, осуществления процедуры (порядка) защиты, прав и обязанностей сторон в процессе осуществления досудебной правовой защиты, требований к содержанию и форме обращения заявителя, правовых последствий обращения к досудебной правовой защите, правовых последствий злоупотребления сторонами своими правами, информационной открытости результатов рассмотрения обращения заявителя и пр.

2. Установлении порядка обжалования решений, действий (бездействия) специального государственного органа в сфере закупки, иных органов исполнительной власти, заказчика, уполномоченного лица заказчика, тендерного комитета, централизованного тендерного комитета, централизованной закупочной организации, оператора электронной торговой площадки (раскрывая такие положения, как: субъекты, основания, сроки,

правовые последствия злоупотребления правом на обжалование, содержание и форма жалоб, порядок осуществления обжалования, информационная открытость при обжаловании процедуры публичных закупок и пр.).

3. Определении видов правонарушений и установлении мер ответственности в сфере публичных закупок таких субъектов, как: участников процедур публичных закупок, заказчиков, уполномоченных лиц заказчика, членов тендерного

комитета, централизованного тендерного комитета, централизованной закупочной организации, оператора электронной торговой площадки, а также специального государственного органа в сфере публичных закупок и иных субъектов.

При этом формирование положений настоящей части КПЗ предполагается совместно (или с учетом предложений) специалистов судебных, правоохранительных и антимонопольных органов.

3. ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОЕКТА КОДЕКСА ПУБЛИЧНЫХ ЗАКУПОК ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ (ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ожидается, что реализация мер, предусмотренных КПЗ, позволит:

осуществить полноту охвата предмета регулирования, тем самым исключить множественность законов и подзаконных актов, регулирующих рассматриваемые отношения, а также создать основу для подзаконных нормативных правовых актов, направленных на унификацию отдельных отношений и автоматизацию ряда процессов;

обеспечить прогнозируемость и стабильность законодательства о публичных закупках, а также исключить возможность и необходимость его изменения для конкретного случая;

сократить общее количество затрат на документальное сопровождение публичных закупок и подготовку специалистов в такой сфере;

предупредить возможные коррупционные риски;

внедрить гибкие способы (методы) закупок, в том числе с использованием электронных информационных технологий и сети Интернет;

обеспечить прозрачность и контролируемость процессов публичной закупки;

использовать централизованные и децентрализованные методы закупки, способствующие созданию государственной устойчивой численности высококомпетентных специалистов, уполномоченных осуществлять публичные закупки (формирование специализированного ограниченного кадрового потенциала);

обеспечить интересы отечественных производителей, в том числе субъектов микро, малого и среднего предпринимательства;

сформировать четкие и простые условия участия, а также систему защиты прав участников публичных закупок;

препятствовать экономической деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию;

интегрировать различные правовые механизмы государственной поддержки (привлечения) субъектов хозяйствования к использованию бюджетных средств;

обобщать информацию, формируемую в иных реестрах государственных органов (налоговых, антимонопольной

службы, статистики, судебных, казначейства и пр.), необходимую для проведения анализа и подбора контрагентов, оценки их надежности, а также определения уровня их аффилированной связи.

Полноценное применение отдельных положений КПЗ потребует дополнительного финансирования, связанного с созданием и обеспечением деятельности специального государственного органа в сфере публичных закупок и иных субъектов, создаваемых при нем.

Дополнительно целесообразно провести ряд организационных мероприятий, заключающихся в следующем:

а) формирование поэтапного плана введения в действие положений КПЗ с определением сроков и видов работ, подлежащих выполнению на каждом этапе, а также установлением органов, ответственных за их выполнение;

б) осуществление нормотворческой деятельности, связанной с подготовкой и принятием:

закона Донецкой Народной Республики «О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты относительно публичных закупок»;

подзаконных нормативных правовых актов, касающихся:

полномочий отдельных органов исполнительной власти;

создания специального органа в сфере публичных закупок;

формирования и использования реестров в сфере публичных закупок;

утверждения типовых форм договоров;

унификации документов в сфере публичных закупок;

функционирования ГЭИС; работы торговой электронной площадки;

обеспечения электронного документооборота в сфере публичных закупок;

определения предметов закупки, перечня субъектов, у которых допускается закупка без применяя процедур закупки;

закрепления применения инструментов поддержки и популяризации деятельности добросовестных поставщиков товаров работ и услуг для государственных (муниципальных) органов;

в) обеспечения электронного доступа специального уполномоченного государственного органа к информации, необходимой для использования при вступлении настоящего Кодекса, содержащейся в государственных реестрах, а также осуществление организационных мероприятий, направленных на формирование новых государственных реестров.

О.А. Ашурков, канд. юрид. наук, заведующий отделом, е-mail: achurkov.OA@gmail.com,

Л.И. Кущ, канд. юрид. наук, ведущий научный сотрудник, е-mail: lybov-koshh@yandex.ru,

Н.В. Черкасская, канд. юрид. наук, ведущий научный сотрудник,

е-mail: cherkasskaya2000@gmail.com

ГУ «Институт экономических исследований», г. Донецк, ДНР

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.