РОМАНЕНКО И.В.
КОНЦЕПЦИЯ ПРИЧИННО-СЛЕДСТВЕННЫХ СВЯЗЕЙ, ФОРМИРУЮЩИХ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ НОВОВВЕДЕНИЯМИ
Экономический механизм управления нововведениями [1] представляет собой совокупность экономических методов, формируемых на основе закономерностей интенсивного типа развития и ориентирующих инноваторов на первоочередное внедрение таких технических нововведений, которые обеспечивают при данных условиях максимальный рост эффективности.
С целью практической реализации экономических методов управления нововведениями необходимо иметь адекватные этим методам:
во-первых, — организационные структуры: централизованный уровень управления — (макроуровень); управление в рамках основного звена хозяйственной системы (микроуровень); во-вторых, — конкретные формы хозяйствования, включающие такие подсистемы, как калькулирование себестоимости, ценообразование, порядок формирования и распределения прибыли, финансирование и кредитование и т.д.; в-третьих, — методы управления: экономические системы с преобладанием административных методов; системы управления, основанные на экономических методах хозяйствования; в-четвертых, — правовые нормы, с помощью которых общество использует экономические
законы с учетом реально складывающейся обстановки. Структура статична, а ее наполнение — динамична: меняется парадигма управления — меняются правовые нормы, методы управления, формы хозяйствования. Однако в любом случае между указанными структурными блоками экономического механизма управления нововведениями существуют многочисленные причинно-следственные связи, которые могут быть вербализованы в виде следующих концептуальных положений.
1. Реформировать экономику — значит изменить механизм внешнего принуждения товаропроизводителей к нововведениям.
В экономической литературе последних лет взгляд на управление нововведениями как на составную часть общей системы управления народным хозяйством не изменился [3, с. 52-60]. Вместе с тем резко изменилось представление о системе управления народным хозяйством, с учетом того, что экономика страны вступила в фазу рыночного развития. Применительно к механизму управления техническими нововведениями рыночные отношения понимаются как управление на основе самоорганизующихся процессов при опосредованном, экономическом регулировании направлений их развития. Это предполагает комплексное, взаимосвязанное изменение всех компонентов экономического механизма, а именно: создание новых организационных структур управления, а также внедрение, во-первых, новых правовых норм, во-вторых, обновленных форм хозяйствования и, в-третьих, принципиально новых методов управления.
Так, на промышленном предприятии радикальная реформа исследуемого механизма означает разработку, прежде всего, новых принципов формирования инновационной политики, адекватных механизму внешнего принуждения товаропроизводителей к нововведениям. Последний должен побуждать предприятия к результативной инновационной деятельности, в противном случае они будут индифферентны к техническому обновлению. Сложившееся на предприятиях России положение в области инновационной деятельности связано не столько со структурной перестройкой экономики, сколько с отсутствием экономического механизма внешнего принуждения товаропроизводителей к нововведениям: старый, основанный на регулятивных методах, механизм уже демонтирован, а новый, ориентированный на самоорганизующиеся процессы, еще не создан.
Рассмотрим объективную обусловленность причинно-следственной связи макро- и микроуров-невой составляющих экономического механизма управления нововведениями, а также один из возможных вариантов реализации этой связи.
2. Экономической категорией, гармонизирующей интересы товаропроизводителя и общества, является цена на выпускаемую товаропроизводителем продукцию.
В качестве необходимого условия реализации нововведения выступает заинтересованность исполнителей в их качественном, эффективном и своевременном внедрении. При этом основным стимулом к внедрению того или иного новшества является само содержание нововведения, соответствующее по своей направленности действию объективных законов экономического и социального развития, отражающих единство интересов и целей как общества, так и предприятия, в том числе и отдельных его работников.
Инновационная политика предприятия и заинтересованность исполнителей в успешной ее реализации коррелируют на всех стадиях инновационных процессов, причем происходит это по мере нарастания или уменьшения противоречий между интересами общества и коллектива предприятия — с одной стороны, и интересами предприятия и отдельных его работников — с другой. Объединить интересы, свести к минимуму противоречия между ними можно только посредством эффективных методов мотивации как на внешнем по отношению к предприятию, так и на внутрифирменном уровнях. В качестве основы, на которой возможно объединение интересов, выступают следующие факторы.
В отношении предприятия [2] — это внешние факторы, побуждающие коллектив предприятия к удешевлению продукции за счет внедрения нововведений:
а) необходимость увеличения массы прибыли (в том числе и при неизменных масштабах производства), означающая, что для получения дополнительной прибыли, при неизменных масштабах производства, необходимо внедрять новые, эффективные устройства и способы, добиваясь, вследствие этого, снижения издержек;
б) необходимость сохранения достигнутого уровня рентабельности, в частности, и при увеличении масштабов производства.
Экономическое содержание последнего фактора состоит в том, что в конкурентной борьбе между производителями однотипной продукции, имеющей одинаковые потребительские стоимости, побеж- о дает тот, кто диктует снижение цен (разумеется, исключая случаи демпингового снижения цен ниже издержек). Следовательно, если к моменту снижения цен данное предприятие не освоит новшества □ следующего поколения, то, будучи вынужденным снижать цены на свою продукцию, оно уменьшит О общую массу прибыли, в результате чего вынуждено будет замедлить или приостановить свое социальное и экономическое развитие. И даже если предприятию удастся сохранить массу прибыли ^ за счет расширения масштабов производства, оно все равно будет вынуждено внедрять новшества, о так как рассматриваемый вариант (сохранение массы прибыли при сохранении зарплатоемкости £ продукции и отсутствии улучшающих структурных сдвигов) возможен исключительно в результа- о те роста интенсивности труда, что в принципе неприемлемо. ^
3. Экономической категорией, гармонизирующей интересы товаропроизводителя и наемного х работника, является цена рабочей силы, или уровень оплаты труда. о
Что касается отдельного работника, то, как член общества, он испытывает на себе воздействие
Ш
о
х
объективных факторов механизма возвышения потребностей (см. рис. 1): расширение круга потреб- ® ностей, их обогащение, повышение в структуре потребностей интеллектуальных и социальных — о все это побуждает работника предприятия, прежде всего, к увеличению заработной платы. о
4. Уровень оплаты труда наемного работника является функцией созданных товаропроизводителем внутрифирменных социально-экономических условий.
Наряду с факторами механизма возвышения потребностей, в отношении работника действует экономический закон распределения по труду, согласно которому оплата труда осуществляется в
соответствии с его количеством и качеством.
о
Результаты труда в немалой степени определяются уровнем технического и организационного о развития данного предприятия, а оплата труда (при одинаковых результатах на различных предприятиях), кроме того, еще и внутриорганизационными социально-экономическими условиями, а именно:
а) принятой на данном предприятии системой оплаты труда, установленными на предприятии часовыми тарифными ставками (должностными окладами);
б) укомплектованностью штатов и связанной с этим возможностью перераспределения фонда ^ оплаты труда; |
в) эффективностью функционирования материально-вещественной составляющей и связанной 2 с этим возможностью использования части высвобождающихся средств для оплаты труда ра- о ботников предприятия; О
о
г) состоянием социокультурной среды, в частности, соотношением административно-формальных и неформальных связей;
д) степенью механизации и автоматизации производственных процессов;
е) сложившимся под влиянием различных факторов соотношением численности рабочих и специалистов, что определяет эффективность функционирования организационной составляющей, а следовательно, и долю производительного труда в общей трудоемкости выполненных работ.
п л
I-
0 ш
7
г ш
о
ь
N □
□ ги
о
I—
ф
I—
X
о а ф
ш
X
X
>
0
1_
О х
X
ф
ш
I—
О
а
о <
>
о о
о о о.
о ф
о ф
о
X
О
о
Ири.и^чшак'. Курсивом ии:]с.]с]|и нсоох^шмыс ь'оммсЕпг^рш!.
Рисунок 1. Экономические факторы — основа объединения интересов.
Все вышеперечисленные внутрипроизводственные социально-экономические условия не зависят от работника в момент выполнения им своих функциональных обязанностей: они являются данными, в силу чего — определяющими либо количество и качество выполненного труда, либо размер его оплаты.
Указанная зависимость оплаты труда от внутрипроизводственных социально-экономических условий стимулирует каждого работника предприятия к изменению этих условий в направлении повышения технического уровня производства, внедрения передовых технологий, форм и методов организации труда, повышения квалификации, эффективного использования всех видов ресурсов. Следовательно, внедрение нововведений, удовлетворяющих условию повышения эффективности производства, также лежит в плоскости интересов каждого работника предприятия. Таким образом, обе совокупности факторов служат основой объединения интересов предприятий и отдельных их работников, так как побуждает и тех, и других к повышению рентабельности выпускаемой продукции.
Вместе с тем вышеупомянутые совокупности представляют собой единство противоположных интересов — по той причине, что работник предприятия является не только членом данного трудового коллектива, но и членом общества, а последнее заинтересовано в таком управляемом росте заработной платы каждого своего члена, при котором денежные выплаты увеличиваются в меру роста реально созданной товарной массы, что возможно (при неизменной интенсивности труда) только в результате внедрения эффективных нововведений.
Предприятие также заинтересовано в управляемом росте заработной платы, однако эта заинтересованность основана на знании границ увеличения денежных выплат: последние возможны только в рамках получения минимально необходимой, гарантированной массы прибыли. При этом если механизм ценообразования позволяет увеличивать массу прибыли в меру роста средств, направляемых на оплату труда, и одновременно поддерживать достигнутый уровень рентабельности, то инновационная деятельность становится для предприятия не обязательной.
5. Механизм формирования цен обуславливает методы гармонизации разнонаправленных интересов.
Выше было показано, что именно в цене производимой предприятием продукции фокусируются интересы общества, интересы предприятия и интересы отдельных его работников — интересы разнонаправленные, и, следовательно, достичь гармонии интересов можно только методами, адекватными механизму формирования цен.
Практике товарного производства известны следующие механизмы формирования цен:
а) маркетинговый, при котором цены формируются с учетом спроса и предложения;
б) нормативный, или формирование продажной цены на основе известных нормативов себестоимости и рентабельности (или параметров цен) и в рамках известных нормативных актов (методик, директив, постановлений, законов и т.п.). Формирование цен в рамках нормативного механизма осуществляется одним из следующих методов: нормативным, параметрическим или нормативно-параметрическим;
в) механизм комбинированного типа, с различной степенью преобладания маркетингового или нормативного подходов: маркетингово-нормативный, формируемый на базе маркетингового механизма (известные методы расчета цен: полных, прямых или предельных затрат; на базе стандартных, или нормативных, издержек производства; на базе целевой, или нормативной, величины прибыли); нормативно-маркетингвый, формируемый на базе нормативного подхода.
Каждому из названных механизмов ценообразования соответствует вполне определенный механизм внешнего принуждения товаропроизводителей к нововведениям.
Нормативный механизм предполагает принуждение к нововведениям преимущественно методами директивного регулирования, сердцевину которых составляет планирование с учетом достигнутых предприятием результатов. Имея ряд неоспоримых преимуществ (перекрытие каналов увеличения расходов, не связанных с ростом физических объемов производства; возможность, путем установления дифференцированных нормативов, нивелировать различия во внутрипроизводственных социально-экономических условиях — в целях обеспечения примерно одинаковой оплаты труда работников одинаковой квалификации на различных предприятиях страны; централизация финансовых ресурсов с последующим инвестированием ключевых направлений научно-технического прогресса и ряд других), этот механизм внешнего принуждения к нововведениям посте-
пенно сковывает инициативу — в силу того, что нормативно определяет не только издержки, но и желательные размеры их снижения за счет мероприятий технического и организационного развития.
Напротив, маркетинговому подходу (если рассматривать рынок эпохи свободной конкуренции как предложение по ценам, зависящим от спроса) соответствует стихийно-рыночный механизм внешнего принуждения товаропроизводителей к нововведениям, экономическое содержание которого составляет необходимость выживания в конкурентной борьбе посредством увеличения массы прибыли (при данных продажных ценах) и противодействие тенденции нормы прибыли к понижению (в связи с всеобщим распространением нововведений и снижением цен). Для этого подхода характерны: с одной стороны, независимость товаропроизводителей в формировании «портфеля заказов», а также стоимостных показателей, в том числе цен; с другой стороны, полное или почти полное отсутствие воздействий правительства не только на принятие решений по ценам, но и на планирование научно-технического прогресса.
Маркетингово-нормативныш механизм, возникающий из маркетингового в направлении нормативного, как и маркетинговый, функционирует в условиях независимости товаропроизводителей в формировании стоимостных и натуральных показателей. Однако, в отличие от последнего, предполагает усиление роли правительства в принятии решений по ценам. Так, например, правительство США: 1) ограничивает возможности фиксации цен по горизонтали и вертикали (Антитрестовский закон Шермана; Закон о федеративной торговой комиссии; Закон о ценообразовании потребительских товаров); 2) вводит запреты на цены, дискриминирующие отдельных участников каналов сбыта (Закон Рибонсона-Патмана); 3) запрещает продажу по ценам ниже себестоимости (Законы Шермана и Клейтона); 4) устанавливает стандарты допустимого поведения при осуществлении ценовой рекламы. С усилением роли правительства в формировании цен претерпевает изменения и механизм внешнего принуждения товаропроизводителей к нововведениям. Не меняя своего экономического содержания, из стихийно-рыночного он превращается в регулируемо-рыночный, при котором правительство оказывает регулирующее воздействие не только на ценовую политику, о чем было сказано выше, но через финансовую политику (бюджетное финансирование) и на развитие ключевых направлений научно-технического прогресса.
Нормативно-маркетиговыш механизм формирования цен, вырастающий из нормативного в направлении маркетингового, напротив, основывается не на усилении функции правительственного регулирования политики цен, а на ее ослаблении. Этот механизм формируется в России и странах Восточной Европы как результат экономической политики, предполагающей либерализацию цен. Последнее означает, что в этих странах нормативно-маркетингвый механизм первоначально будет функционировать как маркетинговый механизм формирования цен эпохи свободной конкуренции. Что же касается механизма внешнего принуждения к нововведениям в целом, то сохранение, наряду с либерализацией цен, во-первых, бюджетного финансирования фундаментальных исследований, во-вторых, целого ряда фиксированных цен дает основание говорить о новом механизме как механизме, сочетающем директивное регулирование со стихийно-рыночным и регулируемо-рыночным методами принуждения.
6. Национальная валютная система обуславливает механизм формирования цен
Механизм формирования цен тесно связан с национальной валютной системой — совокупностью кредитно-денежных отношений, направленных на обеспечение внешнеэкономических связей страны, в силу чего отдельные элементы валютной системы оказывают влияние на инновационную деятельность товаропроизводителей. К числу таких элементов относятся, в частности, валютный паритет и механизм контингентирования (квотирования) экспорта. Валютный паритет — законодательно установленное соотношение между двумя валютами, являющееся основой валютного курса, — должен строиться на основе экономических расчетов, учитывающих связь валютного паритета с внутренними ценами. В противном случае (если эта связь нарушена) предприятия ускорению научно-технического прогресса предпочтут добывание валюты любой ценой, а это, в свою очередь (при значительном отклонении национальной структуры цен России от среднемировой, неизбежно ведет к демпингу, а следовательно, к повышению цен на внутреннем рынке.
Краткие выводы:
1. Экономический механизм управления нововведениями как составная часть общего механизма управления народным хозяйством отличается относительно стабильной структурой, включа-