Научная статья на тему 'Концепция причинно-следственных связей, формирующих экономический механизм управления нововведениями'

Концепция причинно-следственных связей, формирующих экономический механизм управления нововведениями Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
462
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ПРИЧИННО-СЛЕДСТВЕННЫЕ СВЯЗИ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ / НОВОВВЕДЕНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Романенко И. В.

Экономический механизм управления нововведениями [1] представляет собой совокупность экономических методов, формируемых на основе закономерностей интенсивного типа развития и ориентирующих инноваторов на первоочередное внедрение таких технических нововведений, которые обеспечивают при данных условиях максимальный рост эффективности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Романенко И. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Концепция причинно-следственных связей, формирующих экономический механизм управления нововведениями»

РОМАНЕНКО И.В.

КОНЦЕПЦИЯ ПРИЧИННО-СЛЕДСТВЕННЫХ СВЯЗЕЙ, ФОРМИРУЮЩИХ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ НОВОВВЕДЕНИЯМИ

Экономический механизм управления нововведениями [1] представляет собой совокупность экономических методов, формируемых на основе закономерностей интенсивного типа развития и ориентирующих инноваторов на первоочередное внедрение таких технических нововведений, которые обеспечивают при данных условиях максимальный рост эффективности.

С целью практической реализации экономических методов управления нововведениями необходимо иметь адекватные этим методам:

во-первых, — организационные структуры: централизованный уровень управления — (макроуровень); управление в рамках основного звена хозяйственной системы (микроуровень); во-вторых, — конкретные формы хозяйствования, включающие такие подсистемы, как калькулирование себестоимости, ценообразование, порядок формирования и распределения прибыли, финансирование и кредитование и т.д.; в-третьих, — методы управления: экономические системы с преобладанием административных методов; системы управления, основанные на экономических методах хозяйствования; в-четвертых, — правовые нормы, с помощью которых общество использует экономические

законы с учетом реально складывающейся обстановки. Структура статична, а ее наполнение — динамична: меняется парадигма управления — меняются правовые нормы, методы управления, формы хозяйствования. Однако в любом случае между указанными структурными блоками экономического механизма управления нововведениями существуют многочисленные причинно-следственные связи, которые могут быть вербализованы в виде следующих концептуальных положений.

1. Реформировать экономику — значит изменить механизм внешнего принуждения товаропроизводителей к нововведениям.

В экономической литературе последних лет взгляд на управление нововведениями как на составную часть общей системы управления народным хозяйством не изменился [3, с. 52-60]. Вместе с тем резко изменилось представление о системе управления народным хозяйством, с учетом того, что экономика страны вступила в фазу рыночного развития. Применительно к механизму управления техническими нововведениями рыночные отношения понимаются как управление на основе самоорганизующихся процессов при опосредованном, экономическом регулировании направлений их развития. Это предполагает комплексное, взаимосвязанное изменение всех компонентов экономического механизма, а именно: создание новых организационных структур управления, а также внедрение, во-первых, новых правовых норм, во-вторых, обновленных форм хозяйствования и, в-третьих, принципиально новых методов управления.

Так, на промышленном предприятии радикальная реформа исследуемого механизма означает разработку, прежде всего, новых принципов формирования инновационной политики, адекватных механизму внешнего принуждения товаропроизводителей к нововведениям. Последний должен побуждать предприятия к результативной инновационной деятельности, в противном случае они будут индифферентны к техническому обновлению. Сложившееся на предприятиях России положение в области инновационной деятельности связано не столько со структурной перестройкой экономики, сколько с отсутствием экономического механизма внешнего принуждения товаропроизводителей к нововведениям: старый, основанный на регулятивных методах, механизм уже демонтирован, а новый, ориентированный на самоорганизующиеся процессы, еще не создан.

Рассмотрим объективную обусловленность причинно-следственной связи макро- и микроуров-невой составляющих экономического механизма управления нововведениями, а также один из возможных вариантов реализации этой связи.

2. Экономической категорией, гармонизирующей интересы товаропроизводителя и общества, является цена на выпускаемую товаропроизводителем продукцию.

В качестве необходимого условия реализации нововведения выступает заинтересованность исполнителей в их качественном, эффективном и своевременном внедрении. При этом основным стимулом к внедрению того или иного новшества является само содержание нововведения, соответствующее по своей направленности действию объективных законов экономического и социального развития, отражающих единство интересов и целей как общества, так и предприятия, в том числе и отдельных его работников.

Инновационная политика предприятия и заинтересованность исполнителей в успешной ее реализации коррелируют на всех стадиях инновационных процессов, причем происходит это по мере нарастания или уменьшения противоречий между интересами общества и коллектива предприятия — с одной стороны, и интересами предприятия и отдельных его работников — с другой. Объединить интересы, свести к минимуму противоречия между ними можно только посредством эффективных методов мотивации как на внешнем по отношению к предприятию, так и на внутрифирменном уровнях. В качестве основы, на которой возможно объединение интересов, выступают следующие факторы.

В отношении предприятия [2] — это внешние факторы, побуждающие коллектив предприятия к удешевлению продукции за счет внедрения нововведений:

а) необходимость увеличения массы прибыли (в том числе и при неизменных масштабах производства), означающая, что для получения дополнительной прибыли, при неизменных масштабах производства, необходимо внедрять новые, эффективные устройства и способы, добиваясь, вследствие этого, снижения издержек;

б) необходимость сохранения достигнутого уровня рентабельности, в частности, и при увеличении масштабов производства.

Экономическое содержание последнего фактора состоит в том, что в конкурентной борьбе между производителями однотипной продукции, имеющей одинаковые потребительские стоимости, побеж- о дает тот, кто диктует снижение цен (разумеется, исключая случаи демпингового снижения цен ниже издержек). Следовательно, если к моменту снижения цен данное предприятие не освоит новшества □ следующего поколения, то, будучи вынужденным снижать цены на свою продукцию, оно уменьшит О общую массу прибыли, в результате чего вынуждено будет замедлить или приостановить свое социальное и экономическое развитие. И даже если предприятию удастся сохранить массу прибыли ^ за счет расширения масштабов производства, оно все равно будет вынуждено внедрять новшества, о так как рассматриваемый вариант (сохранение массы прибыли при сохранении зарплатоемкости £ продукции и отсутствии улучшающих структурных сдвигов) возможен исключительно в результа- о те роста интенсивности труда, что в принципе неприемлемо. ^

3. Экономической категорией, гармонизирующей интересы товаропроизводителя и наемного х работника, является цена рабочей силы, или уровень оплаты труда. о

Что касается отдельного работника, то, как член общества, он испытывает на себе воздействие

Ш

о

х

объективных факторов механизма возвышения потребностей (см. рис. 1): расширение круга потреб- ® ностей, их обогащение, повышение в структуре потребностей интеллектуальных и социальных — о все это побуждает работника предприятия, прежде всего, к увеличению заработной платы. о

4. Уровень оплаты труда наемного работника является функцией созданных товаропроизводителем внутрифирменных социально-экономических условий.

Наряду с факторами механизма возвышения потребностей, в отношении работника действует экономический закон распределения по труду, согласно которому оплата труда осуществляется в

соответствии с его количеством и качеством.

о

Результаты труда в немалой степени определяются уровнем технического и организационного о развития данного предприятия, а оплата труда (при одинаковых результатах на различных предприятиях), кроме того, еще и внутриорганизационными социально-экономическими условиями, а именно:

а) принятой на данном предприятии системой оплаты труда, установленными на предприятии часовыми тарифными ставками (должностными окладами);

б) укомплектованностью штатов и связанной с этим возможностью перераспределения фонда ^ оплаты труда; |

в) эффективностью функционирования материально-вещественной составляющей и связанной 2 с этим возможностью использования части высвобождающихся средств для оплаты труда ра- о ботников предприятия; О

о

г) состоянием социокультурной среды, в частности, соотношением административно-формальных и неформальных связей;

д) степенью механизации и автоматизации производственных процессов;

е) сложившимся под влиянием различных факторов соотношением численности рабочих и специалистов, что определяет эффективность функционирования организационной составляющей, а следовательно, и долю производительного труда в общей трудоемкости выполненных работ.

п л

I-

0 ш

7

г ш

о

ь

N □

□ ги

о

I—

ф

I—

X

о а ф

ш

X

X

>

0

1_

О х

X

ф

ш

I—

О

а

о <

>

о о

о о о.

о ф

о ф

о

X

О

о

Ири.и^чшак'. Курсивом ии:]с.]с]|и нсоох^шмыс ь'оммсЕпг^рш!.

Рисунок 1. Экономические факторы — основа объединения интересов.

Все вышеперечисленные внутрипроизводственные социально-экономические условия не зависят от работника в момент выполнения им своих функциональных обязанностей: они являются данными, в силу чего — определяющими либо количество и качество выполненного труда, либо размер его оплаты.

Указанная зависимость оплаты труда от внутрипроизводственных социально-экономических условий стимулирует каждого работника предприятия к изменению этих условий в направлении повышения технического уровня производства, внедрения передовых технологий, форм и методов организации труда, повышения квалификации, эффективного использования всех видов ресурсов. Следовательно, внедрение нововведений, удовлетворяющих условию повышения эффективности производства, также лежит в плоскости интересов каждого работника предприятия. Таким образом, обе совокупности факторов служат основой объединения интересов предприятий и отдельных их работников, так как побуждает и тех, и других к повышению рентабельности выпускаемой продукции.

Вместе с тем вышеупомянутые совокупности представляют собой единство противоположных интересов — по той причине, что работник предприятия является не только членом данного трудового коллектива, но и членом общества, а последнее заинтересовано в таком управляемом росте заработной платы каждого своего члена, при котором денежные выплаты увеличиваются в меру роста реально созданной товарной массы, что возможно (при неизменной интенсивности труда) только в результате внедрения эффективных нововведений.

Предприятие также заинтересовано в управляемом росте заработной платы, однако эта заинтересованность основана на знании границ увеличения денежных выплат: последние возможны только в рамках получения минимально необходимой, гарантированной массы прибыли. При этом если механизм ценообразования позволяет увеличивать массу прибыли в меру роста средств, направляемых на оплату труда, и одновременно поддерживать достигнутый уровень рентабельности, то инновационная деятельность становится для предприятия не обязательной.

5. Механизм формирования цен обуславливает методы гармонизации разнонаправленных интересов.

Выше было показано, что именно в цене производимой предприятием продукции фокусируются интересы общества, интересы предприятия и интересы отдельных его работников — интересы разнонаправленные, и, следовательно, достичь гармонии интересов можно только методами, адекватными механизму формирования цен.

Практике товарного производства известны следующие механизмы формирования цен:

а) маркетинговый, при котором цены формируются с учетом спроса и предложения;

б) нормативный, или формирование продажной цены на основе известных нормативов себестоимости и рентабельности (или параметров цен) и в рамках известных нормативных актов (методик, директив, постановлений, законов и т.п.). Формирование цен в рамках нормативного механизма осуществляется одним из следующих методов: нормативным, параметрическим или нормативно-параметрическим;

в) механизм комбинированного типа, с различной степенью преобладания маркетингового или нормативного подходов: маркетингово-нормативный, формируемый на базе маркетингового механизма (известные методы расчета цен: полных, прямых или предельных затрат; на базе стандартных, или нормативных, издержек производства; на базе целевой, или нормативной, величины прибыли); нормативно-маркетингвый, формируемый на базе нормативного подхода.

Каждому из названных механизмов ценообразования соответствует вполне определенный механизм внешнего принуждения товаропроизводителей к нововведениям.

Нормативный механизм предполагает принуждение к нововведениям преимущественно методами директивного регулирования, сердцевину которых составляет планирование с учетом достигнутых предприятием результатов. Имея ряд неоспоримых преимуществ (перекрытие каналов увеличения расходов, не связанных с ростом физических объемов производства; возможность, путем установления дифференцированных нормативов, нивелировать различия во внутрипроизводственных социально-экономических условиях — в целях обеспечения примерно одинаковой оплаты труда работников одинаковой квалификации на различных предприятиях страны; централизация финансовых ресурсов с последующим инвестированием ключевых направлений научно-технического прогресса и ряд других), этот механизм внешнего принуждения к нововведениям посте-

пенно сковывает инициативу — в силу того, что нормативно определяет не только издержки, но и желательные размеры их снижения за счет мероприятий технического и организационного развития.

Напротив, маркетинговому подходу (если рассматривать рынок эпохи свободной конкуренции как предложение по ценам, зависящим от спроса) соответствует стихийно-рыночный механизм внешнего принуждения товаропроизводителей к нововведениям, экономическое содержание которого составляет необходимость выживания в конкурентной борьбе посредством увеличения массы прибыли (при данных продажных ценах) и противодействие тенденции нормы прибыли к понижению (в связи с всеобщим распространением нововведений и снижением цен). Для этого подхода характерны: с одной стороны, независимость товаропроизводителей в формировании «портфеля заказов», а также стоимостных показателей, в том числе цен; с другой стороны, полное или почти полное отсутствие воздействий правительства не только на принятие решений по ценам, но и на планирование научно-технического прогресса.

Маркетингово-нормативныш механизм, возникающий из маркетингового в направлении нормативного, как и маркетинговый, функционирует в условиях независимости товаропроизводителей в формировании стоимостных и натуральных показателей. Однако, в отличие от последнего, предполагает усиление роли правительства в принятии решений по ценам. Так, например, правительство США: 1) ограничивает возможности фиксации цен по горизонтали и вертикали (Антитрестовский закон Шермана; Закон о федеративной торговой комиссии; Закон о ценообразовании потребительских товаров); 2) вводит запреты на цены, дискриминирующие отдельных участников каналов сбыта (Закон Рибонсона-Патмана); 3) запрещает продажу по ценам ниже себестоимости (Законы Шермана и Клейтона); 4) устанавливает стандарты допустимого поведения при осуществлении ценовой рекламы. С усилением роли правительства в формировании цен претерпевает изменения и механизм внешнего принуждения товаропроизводителей к нововведениям. Не меняя своего экономического содержания, из стихийно-рыночного он превращается в регулируемо-рыночный, при котором правительство оказывает регулирующее воздействие не только на ценовую политику, о чем было сказано выше, но через финансовую политику (бюджетное финансирование) и на развитие ключевых направлений научно-технического прогресса.

Нормативно-маркетиговыш механизм формирования цен, вырастающий из нормативного в направлении маркетингового, напротив, основывается не на усилении функции правительственного регулирования политики цен, а на ее ослаблении. Этот механизм формируется в России и странах Восточной Европы как результат экономической политики, предполагающей либерализацию цен. Последнее означает, что в этих странах нормативно-маркетингвый механизм первоначально будет функционировать как маркетинговый механизм формирования цен эпохи свободной конкуренции. Что же касается механизма внешнего принуждения к нововведениям в целом, то сохранение, наряду с либерализацией цен, во-первых, бюджетного финансирования фундаментальных исследований, во-вторых, целого ряда фиксированных цен дает основание говорить о новом механизме как механизме, сочетающем директивное регулирование со стихийно-рыночным и регулируемо-рыночным методами принуждения.

6. Национальная валютная система обуславливает механизм формирования цен

Механизм формирования цен тесно связан с национальной валютной системой — совокупностью кредитно-денежных отношений, направленных на обеспечение внешнеэкономических связей страны, в силу чего отдельные элементы валютной системы оказывают влияние на инновационную деятельность товаропроизводителей. К числу таких элементов относятся, в частности, валютный паритет и механизм контингентирования (квотирования) экспорта. Валютный паритет — законодательно установленное соотношение между двумя валютами, являющееся основой валютного курса, — должен строиться на основе экономических расчетов, учитывающих связь валютного паритета с внутренними ценами. В противном случае (если эта связь нарушена) предприятия ускорению научно-технического прогресса предпочтут добывание валюты любой ценой, а это, в свою очередь (при значительном отклонении национальной структуры цен России от среднемировой, неизбежно ведет к демпингу, а следовательно, к повышению цен на внутреннем рынке.

Краткие выводы:

1. Экономический механизм управления нововведениями как составная часть общего механизма управления народным хозяйством отличается относительно стабильной структурой, включа-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.