Научная статья на тему 'Концепция повышения эффективности реализации молодежной политики в Ростовской области'

Концепция повышения эффективности реализации молодежной политики в Ростовской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
831
121
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА / YOUTH POLICY / УПРАВЛЕНИЕ / MANAGEMENT / УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ / MANAGEMENT MODEL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Попова Ю.С.

Перспективы развития любого государства, так или иначе, связаны с положением молодежи как обособленной социально-демографической группы в обществе. Поэтому разработка теоретических и организационно-экономических основ, нормативно-правовой базы молодежной политики относятся к актуальным проблемам государства и общества. Важно обеспечить переход сложившейся системы управления от процессных к проектным методам работы. В статье на основе проведенного анализа системы управления реализацией государственной молодежной политики на территории Ростовской области, нами предложен новый подход к реализации уже действующей управленческой модели реализации государственной молодежной политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONCEPT improve implementation of youth policy in ROSTOV REGION

Prospects for the development of any state associated with the position of young people as a separate socio-demographic groups in society. Therefore, the development of theoretical and organizational and economic foundations of the legal framework of youth policy are the most pressing issues of the state and society. It is important that the transition from the current system of process management to project practices. The article, based on the analysis of management implementation of the state youth policy in the Rostov region, we have proposed a new approach to the implementation of already existing management model of realization of the state youth policy.

Текст научной работы на тему «Концепция повышения эффективности реализации молодежной политики в Ростовской области»

УДК 37

КОНЦЕПЦИЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ

РЕАЛИЗАЦИИ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ В РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ.

CONCEPT improve implementation of youth policy in ROSTOV REGION.

Попова Ю.С.

Магистрант 2 курс

ЮРИУ РАНХиГС

Popova Y.S.

Second-year undergraduates

SRIM of a RANEPA

Перспективы развития любого государства, так или иначе, связаны с положением молодежи как обособленной социально-демографической группы в обществе. Поэтому разработка теоретических и организационно-экономических основ, нормативно-правовой базы молодежной политики относятся к актуальным проблемам государства и общества. Важно обеспечить переход сложившейся системы управления от процессных к проектным методам работы.

В статье на основе проведенного анализа системы управления реализацией государственной молодежной политики на территории

Ростовской области, нами предложен новый подход к реализации уже действующей управленческой модели реализации государственной молодежной политики.

Ключевые слова

Молодежная политика, управление, управленческая модель

Prospects for the development of any state associated with the position of young people as a separate socio-demographic groups in society. Therefore, the development of theoretical and organizational and economic foundations of the legal framework of youth policy are the most pressing issues of the state and society. It is important that the transition from the current system of process management to project practices.

The article, based on the analysis of management implementation of the state youth policy in the Rostov region, we have proposed a new approach to the implementation of already existing management model of realization of the state youth policy.

Key words

Youth policy, management, management model.

Перспективы развития любого государства, так или иначе, связаны с положением молодежи как обособленной социально-демографической группы в обществе. Поэтому разработка теоретических и организационно-экономических основ, нормативно-правовой базы молодежной политики относятся к актуальным проблемам государства и общества.

В результате проведенного анализа системы управления реализацией государственной молодежной политики на территории Ростовской области было выявлено, что в настоящее время в Ростовской области сформированы и функционируют все основные элементы системы управления молодежной средой:

1. Определены стратегические цели и задачи реализации государственной молодежной политики - Постановление Правительства Ростовской области от 27.03.2013 № 172 «Об утверждении Концепции реализации государственной молодежной политики в Ростовской области на период до 2020 года»

2. Разработан комплекс мероприятий, направленных на достижение указанных целей и задач, определены объемы финансирования соответствующих мероприятий до 2020 года в сумме 645 млн. рублей (в среднем более 90 млн. рублей в год) - Государственная программа Ростовской области «Молодежь Ростовской области», утвержденная постановлением Правительства Ростовской области от 25.09.2013 № 588.[1]

3. Создана базовая инфраструктура управления рассматриваемыми процессами.

С учетом вышеизложенного действующая система управления реализацией молодежной политики в Ростовской области может быть представлена в виде следующей модели:

Рис 1. Действующая модель системы управления реализацией молодежной политики в Ростовской области

Указанная модель сама по себе представляется достаточно функциональной. Она:

1. Охватывает все основные уровни управления (областной, городской, районный) и все сферы общественной жизни (через институт координаторов от организаций области).

2. Создает возможности эффективного расходования финансовых средств на проведение мероприятий в сфере работы с молодежью, в том числе в рамках предоставления государственных услуг (субсидии молодежным и детским общественным объединениям, субсидии студенческим отрядам и пр.). Ключевым элементом в данном процессе выступает ГАУ РО «АРМИ».

В этой связи «точки» повышения эффективности управления молодежной средой в Ростовской области целесообразно искать не в направлении создания новых областных структур (например, ГАУ РО «Ростовпатриотцентр») или в увеличении штатной численности государственных и муниципальных служащих. Необходим принципиально иной подход к реализации уже действующей управленческой модели.

Важно обеспечить переход сложившейся системы управления от процессных к проектным методам работы.[2]

В настоящее время ежегодно утвержденный план работы Комитета по молодежной политике по своей сути представляет копирование плана мероприятий соответствующей государственной программы Ростовской области на очередной год.

Как следствие, все ресурсы системы управления молодежной средой (государственные и муниципальные служащие, координаторы, работники ГАУ) оказываются одновременно задействованы в реализации очередных запланированных мероприятий.

При таком подходе Комитет по молодежной политике области и курируемые им структуры фактически выступают в роли «оргавиков» и, как следствие, по мере реализации государственной программы «Молодежь Ростовской области» будут испытывать постоянный кадровый голод. Для обеспечения роста показателей результативности государственной программы необходимо проводить большее количество мероприятий и (или) привлекать к ним большее количество участников, что, в свою очередь, требует дополнительных человеческих ресурсов, задействованных в организации проведения данных мероприятий.

По сути, это экстенсивный путь развития, в определенных случаях достаточно результативный, но крайне неэффективный с позиций бюджета.

В такой системе управления существует постоянная тенденция к перекладыванию ответственности за реализацию того или иного

Электронный вестник Ростовского социально-экономического института. Выпуск № 2 (январь-март) 2015

мероприятия на других, косвенных участников процесса [3] (например, распространенная практика привлечения молодежи к публичным акциям не на прямую через систему управления молодежной средой, а через руководителей организаций - директоров школ, ректоров вузов, руководителей предприятий и т.п.)

Как альтернатива данному механизму, может использоваться схема прямого воздействия комитета по молодежной политике Ростовской области на молодежную среду внутри ключевых молодежных организаций области -вузы, учреждения СПО, школы, крупные предприятия и пр.

Примечание: В Ростовской области проживает 1 млн 66 тысяч 230 человек в возрасте от 14 до 30 лет (25,02% от общего количества населения).

Из них юношей - 50,5% , девушек - 49,5%.

В городах проживают 77,2%; в сельской местности 22,8% от общего количества молодежи.

Учащихся 8-11-х классов - 80,8 тысяч человек.

Учащихся учреждений начального профессионального образования -29,8 тыс. чел., среднего профессионального образования - 53,6 тыс. чел., высшего профессионального образования -199,6 тыс. чел.[4]

Представляется, что использование потенциала именно этой категории молодых людей должно лежать в основе реализации молодежной политики в Ростовской области.

Комитет по молодежной политике и специалисты по работе с молодежью органов местного самоуправления области должны не только привлекать молодежь к реализации спланированных органами власти акций и мероприятий, но прежде всего опираться на конкретные проекты, реализуемые молодежью в рамках своих организаций, придавая им общеобластные масштабы и значение.

В этой связи принципиально по-иному должен заработать институт координаторов.

Сегодня каждый из немногочисленного состава координаторов выполняет по сути универсальный набор функций, утверждаемых комитетом по молодежной политике Ростовской области.

Но ведь в каждой организации, которую представляют координаторы, есть свои собственные «сильные» и «слабые» стороны. Ставка в работе координатора от конкретной организации должна делаться на «сильные» молодежные проекты.

Ключевая задача комитета по молодежной политике области - выявить эти перспективные индивидуальные проекты, объединить их в проекты общеобластного масштаба, закрепить за конкретным специалистом комитета кураторство данным направлением, наделив их кадровыми ресурсами в лице конкретных координаторов от организации, успешно реализующих соответствующие проекты.

Если в одном вузе области самостоятельно и эффективно развивается поисковое движение, в другом - успешно действуют стройотряды, в одном из профессиональных училищ области взято шефство над детским домом и т.п., то представители от этих организаций и должны быть закреплены за комитетом по молодежной политике Ростовской области в статусе координаторов проектов, приобретающих общеобластной характер. Их направляющим началом при этом должен выступать не руководитель организации, где учатся или работают координаторы, а специалист комитета, курирующий соответствующее направление, предусмотренное государственной программой «Молодежь Ростовской области».

В таком случае меняется сам подход к организации взаимоотношений Комитета с организациями области, объединяющими молодых людей.

Вся подготовительная работа ведется не через руководителей организаций, а через координаторов. Руководитель организации получает от комитета просьбы и предложения конкретного содержания:

Примеры обращений

Действующая форма обращения

Предлагаемая форма обращения

Руководителю организации Прошу Вас направить для участия в (мероприятие) 50 чел. (студентов), отвечающих

следующим требованиям: (---).

Руководителю организации Прошу Вас направить для участия в (мероприятие):

1. Иванова И.^ данные и краткая

2. Петрова ¿Е характеристика

1 причины участия

3.................

в мероприятиях

4.............Т "

В таком случае воздействие комитета на молодежную среду области становится предметным. Комитет формирует банк данных конкретных молодежных активистов.

При этом может быть успешно решена и другая важнейшая проблема -стимулирование молодежи к проявлению гражданской активности. Стимулы должны быть просты, понятны, действенны и не обременительны для бюджета области и муниципалитетов.

Практически любая организация обладает набором таких стимулов -снижение стоимости обучения (стипендии организации), предоставление преимущественного права поселения в общежитии, направление на зарубежную стажировку на льготных условиях и т.п.

Пример: Большинство руководителей учебных заведений по соглашению с комитетом по молодежной политике Ростовской области, при прочих равных условиях, отдадут приоритет при заселении в общежитие тем молодым людям, которых рекомендует комитет, как активных участников молодежного движения в Ростовской области. Достаточно разработать такое соглашение, комитету через своих специалистов при поддержке координаторов вести мониторинг активной молодежи и ежегодно направлять руководителям организаций подобные предметные обращения.

Такими простыми с организационной точки зрения механизмами можно достаточно легко добиться роста активности молодежи в волонтерском движении, поисковой работе, проведении патриотических акций, мероприятий по озеленению и уборке территорий и пр.

Необходимо подчеркнуть, что подобная модель в той или иной мере уже применялась в нашей стране. Райкомы комсомола в своей деятельности прежде всего опирались на комитеты комсомола первичных организаций (школ, ПТУ, вузов, предприятий и пр.) и это создавало реальные возможности для диалога молодежи с властью.[5]

В настоящее время эти формы взаимоотношений могут рассматриваться как отдельные элементы государственного проекта «открытое правительство».

Таким образом, в целом сохранив сформулированную в Ростовской области модель управления молодежной средой, можно сделать ее более эффективной, внеся ряд содержательных изменений.

1. План работы комитета по молодежной политике Ростовской области на очередной год формировать по проектному принципу на основе мониторинга лучших проектов организаций области, соответствующих ключевым направлениям реализации молодежной политики, предусмотренным Концепцией реализации государственной молодежной

политики в Ростовской области на период до 2020 года и государственной программой «Молодежь Ростовской области».

2. В структуре комитета по молодежной политике закрепить за специалистами отдела социальных программ и взаимодействия с общественными организациями функции кураторов конкретных областных проектов, внеся соответствующие изменения в должностные регламенты специалистов.

3. Расширить состав координаторов проектов от организаций области до 100 человек.

4. Создать в структуре ГАУ РО «Агентство развития молодежных инициатив» отдел координации молодежных проектов, штатной численностью 50 единиц.

5. Разработать положение и провести конкурсный отбор координаторов проектов от организаций области.

6. Победителей конкурсного отбора назначить на вакантные должности в отдел координации молодежных проектов ГАУ РО «АРМИ».

Примечание: преимущественно по совместительству. Основное место работы координатора - конкретная организация, которую он представляет.

7. Оперативное руководство деятельностью координаторов возложить на специалистов комитета по молодежной политике Ростовской области, курирующих соответствующие проекты.

8. Разработать и ввести в эксплуатацию информационную систему «Молодежные активисты Ростовской области», направленную на формирование банка данных молодых людей, имеющих активную гражданскую позицию (персональные данные, участие в мероприятиях и проектах, личный вклад в решение конкретных задач и пр.).

9. Ведение банка данных молодежных активистов возложить на

координаторов проектов от организаций по курируемым ими направлениям.

Электронный вестник Ростовского социально-экономического института. Выпуск № 2 (январь-март) 2015

10. Разработать систему мер, направленных на стимулирование гражданской активности молодежи, посредством применения инструментов, находящихся в распоряжении организаций области (заселение в общежитие, стипендии (дисконты), зарубежные стажировки, отправка активистов на фестивали, слеты и т.п. за счет средств организаций и пр.).

11. Заключить соглашения между комитетом по молодежной политике и организациями области о совместном применении соответствующих мер стимулирования молодежной активности.

Список литературы

1. Распоряжение Правительства Ростовской области от 31.07.2013 № 297 «Об утверждении Перечня государственных программ Ростовской области» - Режим доступа: http://www.donland.ru/ Default.asp x?pageid=121900. - Дата обращения: 12.05.2015 г

2. Митин А. А. Теоретические аспекты изучения понятий «молодёжь» и «молодежная политика»//Политические институты и процессы, № 3, Кемеровский государственный университет (Кемерово) 2014, С:31-34

3. Смирнов В. А. Новая модель организации региональной молодёжной политики в современной России// Современные исследования социальных проблем № 2(22), Общество с ограниченной ответственностью «Научно-инновационный центр»(Красноярск), 2015, С. 14-34.

4. Официальный портал Ростовской области [Электронный ресурс] — Режим доступа: http: //www.donland.ru - Дата обращения: 13.05.2015 г.

5. Никитенко А. И. Молодежная Политика В Европейском Союзе: Современное Состояние//РоШЬоок, Научно-Исследовательский Институт Общественных И Политических Наук (Чебоксары), 2014 С: 113-121.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.