Научная статья на тему 'Концепция построения и применения автоматизированных учебно-тренировочных средств в учебном процессе для подготовки специалистов по эксплуатации РЛС дальнего обнаружения'

Концепция построения и применения автоматизированных учебно-тренировочных средств в учебном процессе для подготовки специалистов по эксплуатации РЛС дальнего обнаружения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1060
186
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫЕ СРЕДСТВА / РАДИОЛОКАЦИОННАЯ СТАНЦИЯ / АППАРАТНО-ПРОГРАММНЫЕ СРЕДСТВА / АВТОМАТИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ / УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Логовский Алексей Станиславович, Лепешкин Сергей Анатольевич, Шульга Игорь Николаевич, Богомаз Дмитрий Валерьевич

В условиях расширения номенклатуры и увеличения количества современных радиолокационных станций дальнего обнаружения, используемых в войсках ВКС, возникает проблема качественной подготовки военных специалистов и специалистов промышленности для обеспечения их эксплуатации. Применение автоматизированных учебно-тренировочных средств (УТС) позволит существенно ускорить процесс обучения при одновременном повышении его качества, особенно в части формирования практических навыков и тренированности обслуживающего персонала. Важным аспектом предлагаемой концепции является унификация УТС для различных сфер применения и решаемых задач, создаваемых на основе штатных вычислительных комплексов и программного обеспечения средств вооружения, военной и специальной техники (ВВСТ), разрабатываемых промышленностью. Функциональность УТС при использовании их в военных учебных заведениях может быть увеличена за счет использования аппаратно-программных средств и стендов, получаемых от предприятий промышленности. Наличие в составе УТС аппаратно-программных средств позволяет расширить спектр образовательного воздействия на обучающихся, увеличив объем учебно-методических материалов с учетом дифференцирования их по специальностям и уровням обученности, включив практические занятия и тренажи для подготовки должностных лиц командного и инженерно-технического состава эксплуатирующих войсковых частей. Введено и обосновано понятие унифицированного учебно-тренировочного комплекса (УУТК) универсального УТС, одинаково пригодного как для использования на радиолокационных станциях в целях повышения квалификации и контроля знаний обслуживающего персонала, так и в военных учебных заведениях для обеспечения образовательного процесса всех уровней подготовки военных специалистов, а также необходимого на предприятиях промышленности для организации эксплуатационной практики. Исследованы вопросы и сформулированы требования по формированию оптимального состава УУТК в различных вариантах исполнения, обозначена его структура в зависимости от предназначения и решаемых задач. Выработаны предложения по расширению функциональности УУТК за счет использования аппаратно-программных средств и стендов предприятий промышленности, а также обозначены отдельные вопросы разработки и внедрения учебно-методических материалов в соответствующие комплектации УУТК, требующие самостоятельной проработки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Логовский Алексей Станиславович, Лепешкин Сергей Анатольевич, Шульга Игорь Николаевич, Богомаз Дмитрий Валерьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Концепция построения и применения автоматизированных учебно-тренировочных средств в учебном процессе для подготовки специалистов по эксплуатации РЛС дальнего обнаружения»

КОНЦЕПЦИЯ ПОСТРОЕНИЯ И ПРИМЕНЕНИЯ АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫХ СРЕДСТВ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ РЛС ДАЛЬНЕГО ОБНАРУЖЕНИЯ

Логовский Алексей Станиславович,

к.ф.-м.н., главный конструктор ОАО "Радиотехнический институт имени академика А.Л.Минца", г. Москва, Россия,

logovsky@rti-mints.ru

Лепешкин Сергей Анатольевич,

к.т.н., заместитель начальника кафедры Военно-космической академии имени А.Ф.Можайского, г. Санкт-Петербург, Россия, lepeshkins@mail.ru

Шульга Игорь Николаевич,

к.в.н., доцент, начальник кафедры Военно-космической академии имени А.Ф.Можайского, г. Санкт-Петербург, Россия,

shulgain66@mail.ru

Богомаз Дмитрий Валерьевич,

старший преподаватель кафедры Военно-космической академии имени А.Ф.Можайского, г. Санкт-Петербург, Россия, d.v.bogomaz@gmail.com

В условиях расширения номенклатуры и увеличения количества современных радиолокационных станций дальнего обнаружения, используемых в войсках ВКС, возникает проблема качественной подготовки военных специалистов и специалистов промышленности для обеспечения их эксплуатации. Применение автоматизированных учебно-тренировочных средств (УТС) позволит существенно ускорить процесс обучения при одновременном повышении его качества, особенно в части формирования практических навыков и тренированности обслуживающего персонала. Важным аспектом предлагаемой концепции является унификация УТС для различных сфер применения и решаемых задач, создаваемых на основе штатных вычислительных комплексов и программного обеспечения средств вооружения, военной и специальной техники (ВВСТ), разрабатываемых промышленностью. Функциональность УТС при использовании их в военных учебных заведениях может быть увеличена за счет использования аппаратно-программных средств и стендов, получаемых от предприятий промышленности. Наличие в составе УТС аппаратно-программных средств позволяет расширить спектр образовательного воздействия на обучающихся, увеличив объем учебно-методических материалов с учетом дифференцирования их по специальностям и уровням обученности, включив практические занятия и тренажи для подготовки должностных лиц командного и инженерно-технического состава эксплуатирующих войсковых частей. Введено и обосновано понятие унифицированного учебно-тренировочного комплекса (УУТК) - универсального УТС, одинаково пригодного как для использования на радиолокационных станциях в целях повышения квалификации и контроля знаний обслуживающего персонала, так и в военных учебных заведениях для обеспечения образовательного процесса всех уровней подготовки военных специалистов, а также необходимого на предприятиях промышленности для организации эксплуатационной практики. Исследованы вопросы и сформулированы требования по формированию оптимального состава УУТК в различных вариантах исполнения, обозначена его структура в зависимости от предназначения и решаемых задач. Выработаны предложения по расширению функциональности УУТК за счет использования аппаратно-программных средств и стендов предприятий промышленности, а также обозначены отдельные вопросы разработки и внедрения учебно-методических материалов в соответствующие комплектации УУТК, требующие самостоятельной проработки.

Для цитирования:

Логовский A.C., Лепешкин С.А., Шульга И.Н., Богомаз Д.В. Концепция построения и применения автоматизированных учебно-тренировочных средств в учебном процессе для подготовки специалистов по эксплуатации РЛС дальнего обнаружения // T-Comm: Телекоммуникации и транспорт. - 2016. - Том IG. - №4. - С. 4-8.

For citation:

Logovsky A.S., Lepeshkin S.A., Shulga I.N., Bogomaz D.V. The concept of construction and application of automated training equipment in the educational process for training specialists for the exploitation of long range radar. T-Comm. 2GI6. Vol. IG. No.4, pр. 4-8. (in Russian)

T-Comm Том IG. #4-2016

Ключевые слова: учебно-тренировочные средства, радиолокационная станция, аппаратно-программные средства, автоматизация обучения, учебно-методические материалы.

Введение

В условиях расширения номенклатуры и увеличения количества современных радиолокационных станций дальнего обнаружения (РЛС ДО), используемых в войсках В КС, возникает проблема качественной подготовки военных специалистов и специалистов промышленности для обеспечения их эксплуатации. Непрерывное развитие современных РЛС ДО (далее РЛС), сложность решаемых задач, высокая динамичность ракетно-космической обстановки предъявляют повышенные требования к качеству подготовки специалистов, а высокие темпы создания новых РЛС требуют наличия подготовленных специалистов «здесь и сейчас». С другой стороны, качественная подготовка высококлассных специалистов для эксплуатации современных РЛС требует значительного времени и не может быть проведена за сжатые сроки без ущерба качеству.

Возникшее противоречие может быть преодолено за счет внедрения автоматизированных методов обучения, позволяющих проводить самостоятельную подготовку и дистанционное обучение, в ТОМ числе и вне учебных заведений [] |.

Сложившаяся ситуация стимулирует развитие:

- эффективных подходов к созданию автоматизирован! пых средств обучения - учебно-тренировочных комплексов (УТК);

- методологии применения УТК на всех этапах подготовки военного специалиста: от обучения в военных ВУЗах до элементов боевой подготовки в войсковых частях, эксплуатирующих РЛС.

Применение УТК на различных этапах подготовки военного специалиста требует по-новому взглянуть на вопросы унификации УТК [2].

Описание основных результатов исследования. В радиотехнических узлах (РТУ), укомплектованных современными РЛС, давно внедрены и успешно применяются УТК, в целях повышения квалификации и тренажа военных специалистов, эксплуатирующих изделия, а также слаживания обслуживающего персонала. Однако внедрение УТК в РТУ решает только часть проблемы подготовки кадров и не окажет существенного влияния на подготовку молодых офицеров - выпускников военных ВУЗов, за исключением использования УТК в период войсковых стажировок. Поэтому целесообразно распространить технологии автоматизированного обучения с применением УТК на образовательный процесс профильных военных академий.

Таким образом, возникает понятие унифицированного учебно-тренировочного комплекса (УУТК) - универсального У ТС, одинаково пригодного как для использования на РТУ в целях повышения квалификации и контроля знаний личного состава боевых расчетов, так и в военных учебных заведениях для обеспечения образовательного процесса всех уровней подготовки военных специалистов, а также на предприятиях промышленности.

Использование подобного единого инструмента на протяжении всего периода подготовки позволяет также решить задачу непрерывности и «преемственности» обучения, когда на всех этапах обучающийся пользуется одним и тем же инструментом — УУТК. Поскольку в основе концепции построения УУТК лежит принцип «сделать так же, как и в реальном изделии», то процесс перехода от обучения к реальной работе максимально упрощается, фактически превращаясь в простое перемещение из учебного класса на пункт управления РЛС.

Развитие УТК до превращения его в УУТК должно проводиться по нескольким направлениям [3]:

- расширение состава УТК в части увеличения количества автоматизированных рабочих мест (АРМ) обучающихся;

— развитие учебно-методического комплекса (У\1К), позволяющего реализовать все необходимые элементы образовательного процесса в ходе обучения военных специалистов;

- расширение функциональности, т.е. обеспечения решения новых задач, не свойственных УТК для РТУ.

Самым сложным здесь является вопрос расширения функциональности УУТК, т.е. обеспечения решения новых задач, не свойственных существующим УТК. Здесь речь идет в первую очередь о задачах, связанных с изучением состава РЛС и особенностей работы с ним. Поскольку УТК содержит в своем составе вычислительные средства, обеспечивающие функционирование боевых прог рамм изделия, то в вопросах изучения функционирования алгоритмов работы РЛС, обеспечивающих решение функциональных задач по назначению, УТК вполне может быть использован в качестве такого инструмента и в этой части не должен существенно отличаться от УУТК. Однако существует другой аспект изучения функционирования РЛС, связанный с функционированием ее аппаратного состава - частотно-зависим ой части (ЧЗЧ). ЧЗЧ изделия представляет собой сложный аппаратно-программный комплекс, по номенклатуре и количеству аппаратных элементов существенно более широкий, чем вычислительный комплекс изделия. К тому же в ЧЗЧ обслуживающим персоналом решается весьма широкий класс специфических задач, таких как поиск аппаратных неисправностей, замена элементов из ЗИП и т.д. Поэтому УУТК должен включать в свой состав аппаратные средства ЧЗЧ изделия, которые будут использоваться для обучения работе с ними |4|.

Поскольку УУТК представляется, прежде всего, инструментом для подготовки военных специалистов всех уровней образования: магистратура, высшее профессиональное образование (ВПО) и дополнительное профессиональное образование (ДПО), в военных ВУЗах, важным является вопрос о его комплектовании аппаратными средствами. Если вычислительные средства УУТК (также как и УТК) могут быть без ущерба для процесса обучения заменены на более простые и универсальные (например, на обычные ПЭВМ), то в качестве аппаратных средств необходимо использовать именно аппаратные средства ЧЗЧ конкретных изделий, номенклатура и количество которых может быть весьма емким. Необходимость наличия таких средств ведет к финансовым затратам и весьма существенным, при этом нужных средств для оснащения учебных заведений средствами УУТК может и не оказаться, что несомненно негативно скажется на качестве процесса обучения.

Существует несколько вариантов решения данной проблемы:

— наличие целевых программ (с соответствующим финансированием) по оснащению военных учебных заведений необходимой материально-технической базой;

— заимствование образцов аппаратных средств в виде стендов, опытных образцов и т.д. у предприятий промышленности;

- использование списанных (неисправных, отказавших) образцов составных частей реальных боевых изделий для проведения учебного процесса (в части, ие связанной с изучением функционирования).

Лучшим вариантом из предложенных является первый -наличие целевых программ по оснащению военных учебных заведений необходимой материально-технической базой. Однако следует отдавать себе отчет в том, что стоимость материально-технических средств УУТК может составлять несколько десятков миллионов рублей, что является серьезным препятствием для их немедленного получения.

Альтернативой созданию отдельного УУТК, укомплектованного аппаратными средствами ЧЗЧ, является их заимствование. Заимствование может быть осуществлено путем получения от предприятий промышленности стендов, опытных образцов и т.д., созданных в интересах изделий в рамках различных опытно-конструкторе к их работ (ОКР). Технически данная операция является осуществимой, так как и стенды, и опытные образцы, создаваемые предприятиями промышленности в рамках ОКР, являются собственностью Заказчика (МО РФ) и по решению Заказчика они могут быть переданы в военные учебные заведения, также находящиеся под эгидой МО РФ. С точки зрения технико-экономических показателей это окажется существенно дешевле, чем закупка новой материально-технической базы, поскольку затраты будут касаться лишь монтажно-демоитажных работ и транспортировки, что составляет существенно меньшую сумму, чем стоимость самих материальных ценностей.

Наконец в процессе обучения могут быть использованы и списанные неработоспособные образцы, получаемые с реальных изделий. Разумеется, они должны использоваться не для обучения их функционированию, а для изучения их устройства и обращению при замене элементов из ЗИП, т.е. при проведении чисто механических манипуляций.

Определение рационального состава УУТК производится на основании анализа ряда критериев [5]:

- назначение конкретного образца УУТК;

- состав обучающихся;

- количество автоматизированных рабочих мест (АРМ);

- возможность и целесообразность применения штатных (из состава базового комплекса пункта управления РЛС) или промышленных вычислительных средств (ВС);

- возможность и целесообразность применения штатного Общесистемного программного обеспечения (ОСПО);

- необходимость применения комплексного имитационно-моделирующего стенда конкретного изделия из состава РТУ или нескольких различных изделий.

В результате проведенной классификации выделено три варианта комплектации УУТК (табл. 1):

Комплектация ВУЗа - УУТК дня подготовки командного и инженерно-технического состава для воинских частей, эксплуатирующих РЛС, на базе специализированных кафедр военных академий по программам магистратуры, В ПО и ДПО;

Комплектация опытно-экенлуатационного комплекса (ОЭК) - УУТК для подготовки специалистов в рамках проведения эксплуатационных практик должностных лиц воинских частей, эксплуатирующих РЛС на базе ОЭК промышленности. На базе ОЭК так же может проводиться обучение сотрудников эксплуатационных отделов;

Комплектация РТУ - УУТК для подготовки, тренировки и отработки слаженности обслуживающего персонала конкретного РТУ.

Таблица 1

Варианты комплектации УУТК

Критерий Назначение

Обучение по программам магистратуры, ВПО и ДПО Эксплуатационная практика на предприятии Боевая подготовка в воинской части, эксплуатирующей РЛС

Военные ВУЗы Промышленность РТУ

Состав обучающихся Слушатели и курсанты военных ВУЗов, военные специалисты на курсах ДПО Военнослужащие из состава обслуживающего персонала различных РТУ Должностные лица обслуживающего персонала конкретного РТУ

Учебные программы (курсы) Основные профессиональные образовательные программы магистратуры, ВПО и СПО по соответствующей военной специальности. Переподготовка и повышение квалификации по программам ДПО. Основы эксплуатации РЛС, Поиск н устранение неисправностей РЛС. Подготовка к выполнению задач по предназначению на пунктах управления РТУ. Тренажи при подготовке к выполнению задач по предназначен! но на пунктах управления РТУ

Количество АРМ 12-15 человек 6-12 человек б человек

Аппаратно-программные средства Штатные и их функциональные аналоги Штатные и их функциональные аналоги Штатные

Комплексный имитаций н homo дели рую-щий стенд Программное обеспечение различных РТУ Программное обеспечение различных РТУ Штатное программ ное обеспечение РТУ

Требования к структуре и составу УУТК РЛС.

Структура УУТК:

- комплект аппаратуры;

- комплект программного обеспечения;

— комплект учебно-методических материалов и эксплуатационной документации;

— дополнительные средства обучения.

Рассмотрим состав каждого варианта комплектации УУТК:

I. Комплектация ВУЗа Комплект аппаратуры:

- рабочее место оператора (РМО) на промышленных ВС (12-15 шт.);

— рабочее место инструктора (РМИ) на промышленных ВС (1 шт.);

T-Comm Том 10. #4-2016

- промышленные ВС для размещения программного обеспечения УУТК;

- промышленные и/или штатные ВС для размещения программного обеспечения комплексного имитационно-моделирующего стенда;

- расширенный набор средств коллективного отображения информации;

- принтер.

Комплект программного обеспечения;

- промышленное ОС! [О, пригодное для установки программного обеспечения РЛС;

- функциональное программное обеспечение (ФИО) отображения и диалога (заимствуется из состава программного обеспечения РЛС);

- программное обеспечение комплексного имитационно-моделирующего стенда (заимствуется из состава программного обеспечения РЛС);

- ФПО УТК.

Комплект учебно-методических материалов и эксплуатационной документации:

- учебно-методические, справочные и контрольные материалы ВУЗа;

- комплект эксплуатационной документации РЛС для различных РТУ.

В состав приведенной комплектации ВУЗа могут быть включены дополнительные учебно-тренировочные средства: аппаратные, программные и учебно-методические.

2. Комплектация ОЭК

Комплект аппаратуры:

- РМО на промышленных ВС (6-12 шт.);

- РМИ на промышленных ВС (1 шт.);

- промышленные или штатные ВС для размещения программного обеспечения УУТК;

- штатные и промышленные ВС для размещения программного обеспечения комплексного имитационпо-моделирующего стенда;

-средства коллективного отображения информации;

- принтер.

Комплект программного обеспечения:

- промышленное ОСПО или заимствованное из состава программного обеспечения РЛС;

- ФПО отображения и диалога (заимствуется из состава программного обеспечения РЛС);

- программное обеспечение комплексного имитационно-моделирующего стенда (заимствуется из состава программного обеспечения РЛС);

-ФПО УТК.

Комплект учебно-методических материалов и эксплуатационной документации:

- учебно-методические, справочные и контрольные материалы различных РТУ;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- комплект эксплуатационной документации РЛС различных РТУ.

3. Комплектация РТУ.

Комплект аппаратуры:

- РМО с штатными ВС конкретного РТУ (6 шт.);

- РМИ с штатными ВС конкретного РТУ (1 шт.);

- штатные ВС для размещения программного обеспечения УУТК;

- штатные ВС для размещения программного обеспечения комплексного имитационно-моделирующего стенда;

-средства коллективного отображения информации;

- принтер.

Комплект программного обеспечения:

-ОСПО из состава конкретного РТУ;

- ФПО отображения и диалога из состава конкретного РТУ;

- программное обеспечение комплексного имитанионно-моделируюшего стенда из состава конкретного РТУ;

- Ф1IO УТК.

Комплект учеб но-методических материалов и эксплуатационной документации:

- учебно-методические, справочные и контрольные материалы конкретного РТУ;

- комплект эксплуатационной документации РЛС конкретного РТУ.

Следует отметить, что отдельные вопросы разработки и внедрения учебно-метод и чес к их материалов в соответствующие комплектации УУТК требуют самостоятельной проработан:

- разработка методики определения рационального набора обучающих и контролирующих процедур, составления оптимального плана их использования в интерактивной электронной обучающей системе УУТК;

- разработка методики интегральной оценки уровня обученности военных специалистов на УУТК;

- разработка требований к составу и содержанию учебно-методического комплекса и функционирующей на его основе интерактивной электронной обучающей системе соответствующей комплектации УУТК;

- разработка предложений и рекомендаций по внедрению в учебный процесс вузов и боевую подготовку войск УУТК.

Выводы

Таким образом, УУТК как инструмент согласно предлагаемой концепции автоматизированного обучения может и должен использоваться па всех этапах обучения - от обучения в военных учебных заведениях по специальности до повышения квалификации на РТУ. При этом уже на этапе обучения в военном ВУЗе УУТК должен быть укомплектован набором аппаратно-программных средств и учебно-методическими материалами, позволяющими применять его в качестве инструмента для обеспечения широкого круга учебных программ.

Литература

1. Ефремов О.Ю. Поенная педагогика. СПб.: Питер. 2008. 640 с.

2. Скотников A.A., Погребняк Р.Н. Пути тренажерной подготовки войск // Военный парад. 2007. № 2 (80). С. 60-62.

3. Башмаков А.И.. Башмаков И.А. Разработка компьютерных учебников и обучающих систем. М.: Информационно-издательский дом «Филинъ». 2003. 616 с.

4. Логове кий A.C., Ковальчук А.П., Павлов В.А.. Харебин Д.А. Основы построения и функционирования РЛС ВЗГ. Монография // Логовский A.C. и др. Тверь: ВА ВКО, 2015. 204 с.

5. Логовский A.C., Якубовский C.B., Богомаз Д.В., Харебин Д.А. Особенности построения и применения УТК радиоэлектронных изделий ВЗГ // Сборник материалов II всероссийской научно-технической конференции РТИ Системы ВКО-2014. М.: Радиотехника. 2014. С. 326-336.

THE CONCEPT OF CONSTRUCTION AND APPLICATION OF AUTOMATED TRAINING EQUIPMENT IN THE EDUCATIONAL PROCESS FOR TRAINING SPECIALISTS FOR THE EXPLOITATION OF LONG RANGE RADAR

Logovsky Aleksey Stanislavovich,

Ph.D., Chief Designer, OJSC Mints Radiotechnical Institute, Moscow, Russia,

logovsky@rti-mints.ru

Lepeshkin Sergey Anatolevich,

Ph.D., Deputy Head of Department, Military Space Academy, St. Petersburg, Russia,

lepeshkins@mail.ru

Shulga Igor Nikolaevich,

Ph.D., Head of Department, Military Space Academy, St. Petersburg, Russia,

shulgain66@mail.ru

Bogomaz Dmitry Valerevich,

Senior Research Fellow of Department, Military Space Academy, St. Petersburg, Russia,

d.v.bogomaz@gmail.com

Abstract

The article is devoted to the quality of training of military specialists and industry specialists in the conditions of expanding the range and increasing the number of modern long range radar. Application of automated training facilities will significantly accelerate the learning process while improving its quality, especially in the formation of practical skills and experience of maintenance staff. An important aspect of the proposed concept is the unification of the training facilities for various applications and tasks, created on the basis of full-time computing systems and software of military means, military and special facilities, developed by industry.

Functionality of training facilities when used in military training institutions can be increased through the use of hardware and software, and stands obtained from industrial enterprises. Presence in the structure of training facilities of hardware and software enables to expand the range of educational effects on students by increasing the amount of training materials based on the differentiation of specialties and levels of training, including practical training and exercises for the training of officials of command and engineering and technical staff of exploiting military units.

Notion of unified training complex is introduced and substantiated as a universal training facility, suitable both for use on radar to enhance the skills and knowledge staff control and at military educational institutions for educational process of all levels training of military specialists training, which is also necessary in industrial enterprises for the organization of operational practices.

The problems are investigated and the requirements are formulated for the formation of the optimal composition of unified training complex in different execution versions; its structure is designated depending on the purpose and tasks. Proposals for enhancing the functionality of the unified training complex through the use of hardware and software, and stands industrial enterprises are developed as well as the individual issues of development and implementation of educational materials in the appropriate configuration of the unified training complex, requiring self-study are designated.

Keywords: training facilities, radar station, hardware and software, automation training, educational materials. References

1. Efremov O.Y. Military pedagogy. St. Petersburg: Publishing house of Peter, 2008. 640 p. (In Russian).

2. Skotnikov A.A., Pogrebnyak R.N. The way of the army training / Military parade. 2007. No. 2 (80). Pp. 60-62. (In Russian).

3. Bashmakov A.I., Bashmakov I.A. Development of computer textbooks and training systems. Moscow: Information and publishing house "Filin". 2003. 616 p. (In Russian).

4. Logovsky A.S., Kovalchuk A.N., Pavlov V.A., Kharebin D.A. Fundamentals of construction and operation of radar stations of high factory readiness. Monograph. Tver: VA VKO, 2015. 204 p. (In Russian).

5. Logovsky A.S., Yakubovsky S.V., Bogomaz D.V., Kharebin D.A. Features of construction and use of training facilities of electronic products of high factory readiness / Proceedings of the II all-Russian scientific-technical conference RTI System VK0-20I4. Moscow: Radiotechnika. 2014. Pp. 326-336. (In Russian).

T-Comm Tom 10. #4-2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.