КОНЦЕПЦИЯ ОЗЕЛЕНЕНИЯ ВЛАДИВОСТОКА В СВЯЗИ С ДИНАМИКОЙ ПРИРОДНОЙ РАСТИТЕЛЬНОСТИ
Урусов В.М. (ДВФУ, г. Владивосток, РФ) Варченко Л.И. (ТИГ ДВО РАН, г. Владивосток, РФ)
Концепция озеленения Владивостока - проблема не одного какого-либо района города или отдельно взятого объекта с его «собственными» ассортиментом растений и архитектурно-планировочными особенностями, а проблема комплексная для всего города в целом. Исходя из естественно-исторических мониторинговых предпосылок выкристаллизовалась общая схема озеленения территории.
GreeningVladivostok -the problem is notone particulararea of the cityoran individualobject with its"own"assorment of plantsand architectural andplanning features, and a complex problemforthe whole city. Based on thenatural historyof monitoringprerequisitescrystallizedgeneral scheme oflandscaping.
Ключевые слова: коренные леса, сосна кедровая корейская, сосна густоцветковая, восстановление массивов хвойных, введение хвойных в озеленение и на входные мысы, магнолии, «оюжнение» городского ландшафта.
Keywords: indigenous forest,Pinuskoraiensis, Pinusdensiflora, Pinusdensiflora, the introduction of conifers inlandscaping andfor entrancecapes, magnolia, "oyuzhnenie" urban landscape
Предпосылки эти как природные, исторические, так и экономические и градостроительные. Ландшафтные особенности юга Приморья и в его ближайшем к периоду русского освоения прошлом и в настоящем диктуют необходимость остановиться на каких-то ведущих акцентирующих на себе внимание характерных и декоративных видах растений, а весь обширный ассортимент иметь как банк, из которого черпаются логичные, созвучные конкретным целям детали, т.е. как местные, так и интродуцированные породы разных жизненных форм.
Озеленение Владивостока создавалось как местным, включая реликты широколиственных лесов, так и привлечённым (акация белая, туя западная, ель европейская, горец сахалинский) посадочным материалом, который зарекомендовал себя отчасти не лучшим образом. Введению экзотов и реликтов, несмотря на южное положение города и продолжительное лето, препятствуют в т.ч. зимнее малоснежье и ветер, обеспечивающие эффект крайне суровой зимы на ветробойных участках. Перед нами мозаика экотопов с контрастным набором перспективных пород.
Владивосток занимает п-ов Муравьёва-Амурского, ряд землепользова-ний на берегах Амурского и Уссурийского залива, а в перспективе Большой Владивосток включит в себя землеотвод Артёма и значительные участки На-деждинского и Шкотовского районов (рис. 1).
Рисунок 1- Макро- и микроклиматические особенности района Владивостока, определяющие успех озеленения. Контуры внутри суши - административные территории, планируемые к включению в границы Большого Владивостока.
Граница открытого моря в заливе Петра Великого в суровые зимы - 1, в мягкие зимы - 2, зоны с континентальностью климата до указанного значения (Скрыльник, Серыльник, 1976) - 3, зимний комфортный климат - 4, оптимальные для экзотов микроклиматы на заветреных участках - 5
Среднегодовая температура, сумма активных температур, средняя температура января, общее количество осадков и условия зимовки особенно важны для подбора высаживаемых пород и интродуцентов. Климат Владивостока достаточно оригинален и близок разве лишь таковому п-ова Гамова в Хасанском районе, находящегося всего лишь на 1° широты южней, т.е. в 200 км к юго-западу от Владивостока и несколько более тёплого зимой (коэффициент сходства климата 0,9). Даже с Пхеньяном из-за существенно более тёплой зимы в нём, среднегодовой температуры 9,4° и суммы активных температур 3400° сходство нашего климата 0,5-0,7, а с Южно-Сахалинском около 0,3.
Ботанико-географическое зонирование территории агломерации весьма простое: вся она входит в подпровинцию лианово-грабовых чернопихтарни-ков и реликтовых сосняков из сосны густоцветковой.
Флора района Владивостока включает более 1000 видов сосудистых растений без заносных. 18% - деревья, кустарники, лианы, полукустарники и кустарники с древеснеющими стеблями. Деревянистых лиан 13 видов, лиано-подобных трав 56, эфемероидов - 31 вид, лекарственных растений около 200. Приближающийся к субтропическому и собственно субтропический элемент
местной флоры составляет 3% её объёма, на маньчжурский дубравный цено-элемент приходится до 70%, на таёжный флористический комплекс - 13%, 1% - местные аркто-монтанные виды (сирень Вольфа, хохлатка гигантская). Редких и исчезающих видов уже к 2000 г. (Урусов, 2002: 44) выявлено по крайней мере 55. Многие из них декоративны и могут быть основой озеленения улиц.
Вот и сегодня рассматриваются проблемы обогащения, повышения эстетической ценности и устойчивости городских посадок в т.ч. малыми средствами «точечной реконструкции», введения в зоны обзора красивоцветущих экзотов, пестролистных деревьев и лиан, включая инорайонные. Цели - разнообразить летний и зимний ландшафт, через озеленение вернуть утраченный экзотический облик городу на 42-43° с.ш., создать в т.ч. защищающие от летних морских и зимних северо-западных ветров посадки, раздельно решая проблему ассортимента теневых и инсолируемых склонов.
Главными задачами признаны: 1) введение местных зимнезелёных хвойных в парки, обширные скверы, на уступы береговых обрывов и входные мысы, а также в зелёные зоны на материке и островах в городской черте; 2) «оюжнение» городского пейзажа посредством высадки магнолий (Петухова, 2003) и катальп, декоративных лиан, многолетних луковичных корневищных трав (Урусов и др., 2007, 2010),испытанных в коллекциях Ботанического сада-института ДВО РАНк.б.н. Врищ Д.Л., Мироновой Л.Н, д.б.н. Недолужко и др. учёными; 3) введение редкой и исчезающей арборифлоры в скверы и дворовые посадки, в т.ч. калопанакса, мелкоплодника, берёзы Шмидта, или железной (деревья), рододендрона Шлиппенбаха, струноплодника пильчатоли-стного(кусты)видов актинидии, виноградовников, девичьего винограда трио-стренного и кирказона маньчжурского (лианы); 4) высадка в ветровой тени голубых елей колючей и канадской (интродуценты из Северной Америки) и каштана конского (интродуцент из европейской части РФ);5) создание скверов и куртин из местных и интродуцированных рододендронов (Петухова, 2006;Врищ, 2009, 2011 и др.) у скальных стен, подпорных стенок, на открытых обозреваемых участках в центре города; 6) создание лианариев из винограда амурского, виноградовников, девичьего винограда триостренного у скальных стен материковой и островной частей Владивостока;7) «штучное» создание рокариев, высадка аралии материковой, сортовых хризантем, касатиков и пионов; 8) введение в водоёмы лотоса Комарова, эвриалы устрашающей, бразении Шребера (Пшенникова, 2005). Если первые 3 задачи должны реализовываться масштабно, то остальные - «точечно» в виде «штучных» проектов. Учтены уникальное для страны южное положение, значительная теплообеспеченность, её контрастность на северных и южных склонах и скалах и ограничивающий фактор достаточно суровых сухих зим.
Южному Приморью с его глубоко врезанными бухтами, риасовым побережьем к западу от мыса Поворотный, скальными стенами, выраженным мелкоформенным рельефом, где произрастает до 200 деревьев, кустарников и лиан (Озеленение..., 1987 и др.), а тепло- и влагообеспеченность теневых и ин-солируемых склонов контрастны, не только свойственны очень значительное
природное биологическое и ценотическое разнообразие, но и широкие перспективы, открываемые озеленению поселений и ландшафтному дизайну, отчасти даже аналогичные реализованным в Северной Корее (Пхеньян) и на юге Маньчжурии (Далянь). Т.е., находясь в зоне маньчжурских лианово-грабовых хвойно-широколиственных лесов на 43° с.ш., Владивосток может, во-первых, формировать костяк озеленения из местных пород дубравной природы, которые всё ещё широко распространены по крайней мере на теневых склонах п-ова Муравьёв-Амурский (это, например, калопанакс, мелко-плодник, маакия амурская, виды липы, пихта цельнолистная), во-вторых, вернуть почти исчезнувшие, ставшие редкостями из-за антропогенного пресса тис остроконечный, сосну густоцветковую, в-третьих, разработать специальную программу введения в массовое озеленение хотя бы центральных улиц и в скверы интродуцированных красивоцветущих деревьев и кустарников, например, магнолий, коллекция которых в Ботаническом саду-институте ДВО РАН является крупнейшей в стране и как бы подчёркивает возможности культуры у нас целого ряда редкостей.
Вряд ли у города хватит средств вводить редкие виды, восстанавливать 150 лет назад исчезнувшие с берегов сосновые рощи, черно-пихтово-широколиственные леса, липово-дубово-бархатовые древостои с грушей уссурийской, заводить магнолиевые посадки в массе микрорайонов, скверов, лесных урочищ, но украсить ими Владивосток «штучно», вдоль опушек и гостевых маршрутов вполне возможно и это касается также части о-ва Русский и берегов о-вов Попова, Рейнеке, может быть, Рикорда.
Список использованных источников
Врищ Д.Л. Виды RhododendronL. в центральной части Сихотэ-Алиня // Современные проблемы дендрологии: матер.межд. конф. -М. 2009. -С. 548-551.
Врищ Д.Л. Эколого-биологические особенности RhododendronscЫippenbachnMaxlm. на северной границе ареала и перспективы использования его в озеленении // Вестник ДВО РАН. -№2. -2011. -С.118-123.
Озеленение городов Приморского края. -Владивосток: ДВО АН СССР, 1987. -516 с.
Петухова И.П. Магнолии в условиях юга российского Дальнего Востока. -Владивосток: Дальнаука, 2003. -103 с.
Петухова И.П. Рододендроны юга Приморья. -Владивосток: БСИ ДВО РАН, 2006. -
131 с.
Пшенникова Л.М. Водные растения российского Дальнего Востока. -Владивосток: Дальнаука, 2005. -105 с.
Скрыльник Г.П., Скрыльник Т.А. Характеристика континентальности Дальнего Востока // География и палеогеография климоморфогенеза. -Владивосток: ТИГ ДВНЦ АН СССР, 1976. -С. 46-51.
Урусов В.М. Экологу о природном комплексе района Владивостока. -Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2002, 86 с.
Урусов В.М., Лобанова И.И., Варченко Л.И. Хвойные российского Дальнего Востока - ценные объекты изучения, охраны, разведения и использования. -Владивосток: Дальнау-ка, 2007.- 440 с.
Урусов В.М., Врищ Д.Л., Варченко Л.И. и др. Владивосток - юг Приморья: вековая и современная динамика растительности.- Владивосток: Дальнаука, 2010.- 420 с.