Научная статья на тему 'Концепция обучения дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» в профессиональном техническом образовании'

Концепция обучения дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» в профессиональном техническом образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
102
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сорокина Л. В.

В статье спроектирована система подготовки обучаемых по безопасности жизнедеятельности, представлено развитие культуры безопасности в сферах жизнедеятельности человека, предложена концепция обучения в профессиональном образовании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Концепция обучения дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» в профессиональном техническом образовании»

КОНЦЕПЦИЯ ОБУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЕ «БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ТЕХНИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ

Л.В. Сорокина

Самарский государственный технический университет 4430100, Самара, ул. Молодогвардейская, 244 E-mail: bjd@list.ru

В статье спроектирована система подготовки обучаемых по безопасности жизнедеятельности, представлено развитие культуры безопасности в сферах жизнедеятельности человека, предложена концепция обучения в профессиональном образовании.

Ключевые слова: культура безопасности жизнедеятельности, профессиональное образование, педагогическая система.

В период обострения глобальных проблем идет серьезное реформирование профессионального образования не только с позиций единых стратегий и целей всеобщего образования, но и с учетом потенциальных возможностей конкретной науки, ее специфики, особенностей и педагогической ценности. В частности, модернизация подготовки в области безопасности жизнедеятельности, осуществляемая с позиций общих прогрессивных идей и стратегий развития образовательной системы (обеспечивающих целостное восприятие мира, формирование научного мировоззрения, научного мышления, ценностного самоопределения личности в жизни), в значительной степени зависит от пересмотра целей, содержания, структуры и процесса изучения всего комплекса учебных дисциплин.

Определяя концептуальные подходы к развитию культуры безопасности жизнедеятельности, необходимо ориентироваться на содержание понятия «концепция» (концепция от лат. conceptio - понимание, система взглядов): это «система описания определенного предмета или явления (процесса), способствующая его пониманию, трактовке, выявлению основополагающих идей, ведущих принципов его построения и функционирования». С этих позиций развитие культуры безопасности жизнедеятельности рассматривается нами как единый целостный процесс, существующий в контексте определенной социальной реальности и обуславливающих его социальных явлений.

Основой проектирования педагогической системы подготовки обучаемых по безопасности жизнедеятельности являются следующие концептуальные положения:

- процесс подготовки к обеспечению безопасности жизнедеятельности средствами данного предмета и других общепрофессиональных дисциплин в связи с ухудшением окружающей обстановки является актуальным и необходимым фактором формирования здоровьесберегающей, эколого-охранной образовательной среды;

- содержание и процесс обучения безопасности жизнедеятельности должны сочетать профессиональную направленность в контексте формирования здорового образа жизни, охраны труда, экологической культуры на основе интегративных связей, ценностных ориентаций, психолого-педагогических принципов, направленных на формирование общей культуры и культуры безопасности жизнедеятельности;

1 Людмила Владимировна Сорокина, к. п. н., доцент, каф. безопасности жизнедеятельности

- система профессиональной подготовки обучаемых должна быть целенаправленной, динамичной, обучающей, гибкой, вариативной, основанной на использовании разнообразных форм организации учебно-воспитательного процесса;

- формирование знаний, умений, навыков в аспекте подготовки должно осуществляться на основе интегративного подхода;

- отбор содержания материала здоровьесберегающего, эколого-охранного характера должен осуществляться на основе личностной значимости, профессиональной направленности, специфики предмета, особенностей и педагогической ценности науки;

- обобщение, систематизация, проверка результатов обучения должны быть необходимыми элементами процесса формирования системы здоровьеформирующих, природоохранных знаний;

- готовность к безопасности жизнедеятельности, которая является результатом подготовки, может быть представлена следующими компонентами: когнитивным, эмоционально-деятельностным, мотивационно-ценностным.

Процесс формирования культуры безопасности жизнедеятельности определяют основные составляющие ее компоненты: это экологическая культура, культура здоровья, трудоохранная культура, фундамент которых - развитие общей культуры человека в сферах жизнедеятельности (биосфере, социальной сфере, техносфере (см. рисунок)).

Развитие культуры безопасности в сферах жизнедеятельности человека

Учеными предложено понятие экологической культуры, согласно которому это новый тип культуры с переосмысленными ценностями, ориентированными на поиск механизма связи с природой, развивающейся в рамках экономических и технократических ценностей.

В основе развития экологической культуры студентов технического вуза лежит системно-интегративный структурный подход, который позволяет отображать элементы знаний, распределять их в определенной последовательности, органично связывать с системой понятий, формируемых и развиваемых в конкретном модуле курса «Безопасность жизнедеятельности». Предполагается вычленение ведущих идей и понятий, уяснение их взаимосвязей и характера развития.

Все положения безопасности жизнедеятельности относятся и к сфере производства, но приобретают здесь конкретность и определенность. Область знаний, где исследуются опасности, возникающие в условиях производства, и разрабатываются методы защиты от них работающих, получила название «охрана труда».

Большая Советская Энциклопедия дает такое определение: «Охрана труда - система технических, санитарно-гигиенических и правовых мероприятий, непосредственно направленных на обеспечение безопасных для жизни и здоровья человека условий труда».

В ряде работ термин «охрана труда» приравнивается к понятию «техника безопасности». Уравнивание понятий «охрана труда» и «техника безопасности» в определенной степени сдерживает развитие охраны труда как науки о человеке в процессе производства. Охрана труда - это наука о культуре жизнедеятельности человека в процессе труда, изучающая и совершенствующая методы и средства обеспечения благоприятных и безопасных условий в целях облегчения самого труда, в диалектической взаимосвязи с повышением эффективности производства и качества труда.

Требует пересмотра не только определение охраны труда, но и сложившаяся терминология в этой дисциплине. Другой трудностью формирования производственно-охранной культуры кадров является отсутствие научной концепции ее формирования, научно-педагогического подхода к решению проблемы.

Охрана труда - это, прежде всего, культура организации труда, культура безопасности труда. На человека постоянно действует непрерывный поток внешних раздражителей (свет, звук, запах, механические воздействия) и разнообразная информация о процессах внутри и вне организма. Если рассматривать условия труда как окружающую среду работающего человека или как временную биологическую нишу, то прослеживается глубокая связь адаптации человека, экологических проблем и проблем здоровья.

Здоровье - это естественная, абсолютная и непреходящая ценность, которая занимает высшую ступень на иерархической лестнице ценностей. По мере развития общества, роста благосостояния населения понимание ценности здоровья возрастает. В настоящее время появилось немало работ по проблемам здоровья и валеологии. Наиболее фундаментальными среди них являются труды И.И. Брехмана, В.П. Казначеева, В.П. Петленко, А.И. Субетто, в которых нашли отражение многие вопросы, осознанные на современном уровне развития комплексных знаний о человеке. Здоровье сегодня выступает как одно из необходимых условий активной, творческой, полноценной жизни человека. Здоровье человека - это, прежде всего, процесс сохранения и развития его психических и физиологических качеств, оптимальной работоспособности и социальной активности при максимальной продолжительности жизни. Здоровье определяют следующие факторы: психологические и биологические возможности человека, социальная среда и природно-климатические условия.

Однако важность проблемы общественного здоровья населения России побуждала к дальнейшим исследованиям, в результате которых возникают другие его характеристики и определения. Здоровье - естественное состояние организма, являющееся выражением его совершенной саморегуляции, гармонического взаимодейст-

вия всех органов и систем и динамического уравновешивания с окружающей средой. А.Л. Иванюшкин (1982) предлагает три уровня описания ценности здоровья: биологический - изначальное здоровье, предполагающее совершенство регуляции организма, гармонию физиологических процессов и, как следствие, максимум адаптации; социальный - здоровье является мерой социальной активности деятельного отношения индивида к миру; личностный, психологический - здоровье есть не отсутствие болезни, но скорее отрицание ее, в смысле преодоления.

И.И. Брехман (1987; 1990) считает, что здоровье следует рассматривать как процесс адаптации, как автономную и культурно очерченную реакцию на социально созданную реальность. Здоровье он определяет как способность сохранять соответствующую возрасту устойчивость в условиях резких изменений качественных и количественных параметров триединого потока сенсорной, вербальной и структурной информации.

Образ жизни представляет собой способ жизнедеятельности индивида, группы лиц в единстве объективного и субъективного. Под образом жизни понимается устойчивый, сложившийся в определенных общественно-экологических условиях способ жизнедеятельности человека, проявляющийся в нормах общения, поведения, складе мышления.

По мнению Э.Н. Вайнера (1997), понятие образа жизни следовало бы определить как способ жизнедеятельности человека, которого он придерживается в повседневной жизни в силу социальных, культурных, материальных и профессиональных обстоятельств. В таком определении следует выделить культурологический аспект, подчеркивающий, что образ жизни не тождественен условиям жизни, которые лишь опосредуют и обусловливают образ жизни материальными и нематериальными факторами. Культура человека при этом в контексте рассматриваемого вопроса означает, что человек в силу освоенных им знаний и жизненных установок сам выбирает себе образ жизни с учетом ее условий.

Процесс формирования здорового образа жизни довольно сложен и включает:

- информирование населения о факторах риска и степени их влияния на состояние здоровья;

- формирование убежденности в необходимости выполнения рекомендаций по устранению факторов риска;

- воспитание навыков, оказывающих благоприятное влияние на здоровье, сводящих к минимуму действие отрицательных факторов;

- психологически осознанное желание индивидуума соблюдать здоровый образ жизни в целях максимально позитивной социальной деятельности.

Безусловно, формирование навыков здорового образа жизни должно быть комплексным и сочетать осуществление общегосударственных мероприятий с индивидуальным поведением.

В рамках изучения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» формированию позитивного отношения как к своему здоровью, так и к здоровью окружающих способствует обучение контролю за соблюдением здоровых условий труда.

Концепция обучения «Безопасности жизнедеятельности» в профессиональном образовании указывает на необходимость:

1) формирования мотивации к безопасности жизнедеятельности;

2) формирования системы знаний об источниках опасности и вредности, а также средствах их предупреждения;

3) разработки мероприятий по их устранению;

4) формирования системы умений и навыков безопасного поведения в условиях среды обитания;

5) воспитания личностных качеств, способствующих предупреждению и преодолению опасных ситуаций;

6) психологической подготовки к безопасному поведению.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Брехман И.И. Валеология - наука о здоровье. - М., 1990. - 180 с.

2. Вайнер Э.Т. К вопросу об основополагающих признаках валеологии // Валеология. -1997. - № 4. - С. 5-7.

3. Глазачев С.Н., Козлова О.Н. Экологическая культура: Пробное учеб. пособие для учащихся школ, гимназий, лицеев, колледжей, студентов педвузов, вузов культуры и учителей. - М.: Горизонт, 1997. - 208 с.

4. Иванюшкин А.Л. Здоровье и болезнь в системе ценностных ориентаций человека // Вестник АМН СССР. - 1992. - № 4. - С. 29-34.

5. Казначеев В.П., Яншин А.Л. Научно-технический прогресс, экология и экологическое образование // Экологическая проблема в современной глобальности: СПб. -М., 1985. - С. 28-46.

6. Петленко В.П. Этюды валеологии: Здоровье как человеческая ценность. - СПб., 1999. - С. 53-65.

7. Субетто А.И. Системологические основы образовательных систем. - М.: Исследовательский центр, 1992. - 641 с.

Поступила в редакцию - 10/X/2010 В окончательном варианте - 11/X/2010

UDK 614.8.084

CONCEPT OF THE EDUCATION TO DISCIPLINE «SAFETY TO VITAL ACTIVITY» IN PROFESSIONAL TECHNICAL FORMATION

L.V. Sorokina

Samara State Technical University

244 Molodogvardeiskaya str., Samara, 443100

E-mail: bjd@list.ru

In article is designed system ofpreparation trained on safety of vital activity, is presented development of the culture to safety in sphere of vital activity of the person, is offered concept of the education in vocational trainings.

Key words: culture to safety to vital activity, vocational training, pedagogical system.

Original article submitted - 10/X/2010 revision submitted -11/X/2010

Lуudmila V Sorokina (PhD), docent of the pulpit Safety to vital activity

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.