Научная статья на тему 'Концепция общественного развития М. К. Ганди: опыт философской реконструкции'

Концепция общественного развития М. К. Ганди: опыт философской реконструкции Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1504
229
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
М. К. ГАНДИ / M. K. GANDHI / ОБЩЕСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ / SOCIAL DEVELOPMENT / "ХИНД СВАРАДЖ" / "HIND SWARAJ" / САТЬЯГРАХА / SATYAGRAHA / НЕНАСИЛИЕ / NON-VIOLENCE / ИДЕАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО / IDEAL SOCIETY / САРВОДАЙЯ / SARVODAYA

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Битинайте Е.А.

В статье предложены результаты работы по реконструкции целостной картины представлений Мохандаса Карамчанда Ганди о развитии общества. В основе его концепции лежит идея нравственного совершенствования человека, которое должно повлечь за собой переустройство социальных отношений на этических началах и дальнейшее развитие всех сфер жизни общества. Главными субъектами этого процесса выступают сатьяграхи наиболее развитые и социально активные личности. Они играют роль посредников между людьми, занимающими низкое и высокое социальное положение, и передают импульс развития инертному большинству. Цель общественного развития Ганди определяет многозначно. Как религиозный мыслитель и индуист он видит конечную цель прогресса во всеобщем духовном спасении мокше. Однако как реалистически мыслящий человек он сомневается в возможности достижения конечной цели и обозначает на этом пути две промежуточные цели создание «преимущественно ненасильственного общества» и достижение идеала справедливого социального устройства. Акцентируя внимание на одной из этих двух целей, он проявляет себя как политик или социальный философ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The M. K. Gandhi’s Conception of Social Development: Experience of Philosophical Reconstruction

The results of reconstruction of Mohandas Karamchand Gandhi’s social development conception are presented in the article. The foundation of his conception is idea on ethical improvement of person, which must lead to ethical reformation of social relationships and to development in all spheres of society. The most developed and social active persons (satyagrahis) are main subjects of the social development process. Satyagrahis play the role of moderators between low and high status persons in society and give impulse of development to inert masses. The goal of social development has a lot of definitions in Gandhi’s conception. Being religious thinker and Hindu, he sees final goal of progress in general spiritual salvation (moksha). However, being realist thinker, he doubts that final goal is attainable and marks in this path two intermediate goals: formation of “predominantly nonviolent society” and achievement of just social order. When he dwells upon one of these two goals, he shows himself either politician or social philosopher.

Текст научной работы на тему «Концепция общественного развития М. К. Ганди: опыт философской реконструкции»

УДК 1 (091) (4/9)

Е. А. Битинайте *

КОНЦЕПЦИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ М. К. ГАНДИ: ОПЫТ ФИЛОСОФСКОЙ РЕКОНСТРУКЦИИ

В статье предложены результаты работы по реконструкции целостной картины представлений Мохандаса Карамчанда Ганди о развитии общества. В основе его концепции лежит идея нравственного совершенствования человека, которое должно повлечь за собой переустройство социальных отношений на этических началах и дальнейшее развитие всех сфер жизни общества. Главными субъектами этого процесса выступают сатьяграхи — наиболее развитые и социально активные личности. Они играют роль посредников между людьми, занимающими низкое и высокое социальное положение, и передают импульс развития инертному большинству. Цель общественного развития Ганди определяет многозначно. Как религиозный мыслитель и индуист он видит конечную цель прогресса во всеобщем духовном спасении — мокше. Однако как реалистически мыслящий человек он сомневается в возможности достижения конечной цели и обозначает на этом пути две промежуточные цели — создание «преимущественно ненасильственного общества» и достижение идеала справедливого социального устройства. Акцентируя внимание на одной из этих двух целей, он проявляет себя как политик или социальный философ.

Ключевые слова: М. К. Ганди, общественное развитие, «Хинд сварадж», сатьяграха, ненасилие, идеальное общество, сарводайя.

E. A. Bitinayte

The M. K. Gandhis Conception of Social Development: Experience of Philosophical

Reconstruction

The results of reconstruction of Mohandas Karamchand Gandhi's social development conception are presented in the article. The foundation of his conception is idea on ethical improvement of person, which must lead to ethical reformation of social relationships and to development in all spheres of society. The most developed and social active persons (sat-yagrahis) are main subjects of the social development process. Satyagrahis play the role of moderators between low and high status persons in society and give impulse of development to inert masses. The goal of social development has a lot of definitions in Gandhi's conception. Being religious thinker and Hindu, he sees final goal of progress in general spiritual

* Елена Алексеевна Битинайте — аспирант Пензенского государственного университета; bihelenite@gmail.com

salvation (moksha). However, being realist thinker, he doubts that final goal is attainable and marks in this path two intermediate goals: formation of "predominantly nonviolent society" and achievement of just social order. When he dwells upon one of these two goals, he shows himself either politician or social philosopher.

Keywords: M. K. Gandhi, social development, "Hind Swaraj", satyagraha, non-violence, ideal society, sarvodaya.

Традиционное общество Индии на протяжении веков трансформировалось медленно — этому способствовали кастовая организация и освящавшая ее социальная доктрина. Инертность общества, однако, не становилась препятствием для индивидуального развития, которое было представлено как процесс приближения к мокше (духовному освобождению) и связано в основном с аскетическими практиками.

Ситуация изменилась в колониальную эпоху. Модернизационные процессы привели к появлению нового социального слоя, представители которого заняли промежуточное положение между традиционными общественными силами и миром Запада. В начале XIX в. из этого слоя вышли представители новых интеллектуальных элит — современные незападные мыслители [3, с. 142-146; 4, с. 35-52]. Их характеризует наличие европейского образования и знание европейских языков, знакомство с западной культурой и общение с ее представителями в сочетании с укорененностью в собственной традиции. Применяя теории и подходы, воспринятые из западной социальной мысли, они пытаются осмыслить историю и современное состояние Индии. В результате они видят современную им общественную ситуацию как проблемную [4, с. 209] и предлагают проекты должного развития родной страны. Их проекты синтетичны: мыслители пытаются творчески соотнести элементы двух культур — традиционной индийской и современной западной.

В числе современных незападных мыслителей — Мохандас Карамчанд Ганди (1869-1948). Исследование его взглядов осложняется наличием в его текстах взаимоисключающих идей, многоплановостью его личности, а также тем, что философом в привычном смысле слова он не был, и потому не систематизировал свои идеи. Поэтому ключевым методом исследования воззрений Ганди на любую тему мы считаем философскую реконструкцию, сущность которой — в систематизации его взглядов с целью представления их в виде целостной концепции. Это предполагает: 1) внимание к историческому контексту, в котором действует Ганди (мы представляем его как наследника Индийского Ренессанса и современного незападного мыслителя); 2) анализ его терминологического аппарата с целью различения идей по источникам происхождения (западные и восточные, традиционные и современные и др.); 3) учет многопланового характера его личности (высказывая ту или иную идею, он представал в определенной роли); 4) выявление идей, имплицитно присутствующих в его философии; 5) внимание к частотности высказывания тех или иных идей.

Наиболее полно свои взгляды на развитие общества Ганди изложил в работе «Хинд сварадж» (Индийское самоуправление, 1909), где предпринял критику общества модерна и наметил путь желаемого развития Индии.

В основе его критики — тезисы о нежелательности развития техники в ущерб развитию человека и о неэффективности переустройства внешних форм общественной организации без совершенствования моральных основ социальных отношений. Ганди различает два типа цивилизаций: «современную» (modern civilization), в которой стремление к техническому прогрессу происходит в ущерб общественной морали, и «истинную» (true civilization), основной чертой которой является намеренное сдерживание технического прогресса и перенесение акцента на нравственные ценности [6, vol. 10, p. 20-21, 37]. «Истинную цивилизацию» Ганди в основном ассоциирует с доколониальной Индией и регионами страны, слабо затронутыми модернизацией [6, vol. 10, p. 36, 38]. Однако в его текстах встречается указание на сходство образа жизни людей Востока и Запада в доиндустриальный период [6, vol. 9, p. 497], поэтому к сторонникам «истинной цивилизации» можно отнести и современных европейцев, не принявших технический прогресс. Должное направление развития любого общества мыслилось Ганди как отказ от «современной цивилизации» в пользу «истинной».

Мировоззрение Ганди формировалось под влиянием восточных и западных идей, что обусловило синтетический характер его концепции развития общества. Так, критерием развития служит распространение ценностей — традиционных индийских (брахмачарьи (самоограничения), ахимсы (ненасилия) и др.) и современных западных (свободы, справедливости, признания равного внутреннего достоинства всех людей и др.). Наиболее явно синтетический характер концепции Ганди выражен в ее проективной части, где намечен путь должного развития Индии. Поскольку понятие «истинная цивилизация» Ганди применял также к критически относившейся к модернизации части западного общества, в его проекте прослеживаются два компонента: универсальный (ядро проекта, применимое к любым обществам и сочетающее западные и восточные идеи) и национальный (предназначенный для Индии и сформированный в результате переосмысления социокультурных черт родного общества).

Значимую роль в представлениях Ганди о развитии общества играют его концепция сатьяграхи (санскр. «упорство в истине»), суть которой заключается в противопоставлении внутренних сил нравственно развитой личности любой несправедливости, с которой ей приходится сталкиваться, и идеал сатьяграха (человека, практикующего сатьяграху) как сильной, совершенствующейся и социально активной личности.

Ядром представлений Ганди о развитии общества является идея нравственного совершенствования человека. Развитие индивидов, по мнению мыслителя, должно привести к переустройству социальных отношений в соответствии с этическими принципами, что в свою очередь должно повлечь за собой улучшения во всех сферах общества [7, р. 17]. Поэтому его подход к общественному развитию можно условно назвать персонологическим.

Однако большие массы людей остаются инертными в силу субъективных (отсутствие стремления к развитию) и объективных (отсутствие возможностей для развития) причин. Отсюда внимание Ганди к деятельности развитых и социально активных личностей и к решению социальных проблем. С деятельности сатьяграхов начинаются преобразования в обществе, они осознают

проблемность социального бытия, постоянно совершенствуются сами и передают импульс развития окружающим [6, vol. 13, p. 524]. Проблема отсутствия возможностей для развития особенно характерна для стран третьего мира.

Мы различаем в концепции общественного развития Ганди три этапа.

1. Подготовительный этап направлен на улучшение условий жизни незащищенных слоев общества. Осмысливая ситуацию индийского общества, Ганди различает проблемы, связанные с сохранением традиционных установлений, и проблемы, вызванные модернизацией и колониальной политикой Британии.

Причину проблем первого типа (гендерное и кастовое неравенство, детские браки и др.) Ганди усматривает в неверном отношении индийцев к своей традиции, в частности к текстам писания и предания, что сближает его с социальными реформаторами эпохи Индийского Возрождения. Он предостерегает от буквального следования традиционным предписаниям, т. к., во-первых, «шастры (тексты, излагающие правила в различных сферах. — Е. Б.) утверждают некоторые неизменные принципы, в то время как некоторые другие связаны с конкретным временем и местом и применимы только к этим обстоятельствам» [6, vol. 21, p. 70], во-вторых, в самих текстах могут содержаться дополнения и искажения. Особенно критически Ганди относится к текстам смрити (священного предания индуизма), вторичным по отношению к «ведийскому канону», считающемуся в традиционной индийской мысли боговдохновенным и неоспоримым. Дополнение текстов смрити позднейшими вставными эпизодами он считает причиной многих социальных проблем [6, vol. 14, p. 204].

Усугубление проблем бедности и безработицы Ганди связывал с модерниза-ционными процессами — с упадком ремесел и сельского хозяйства, вызванным внедрением машинного производства; проблему коммунализма — с принципом британской колониальной политики «разделяй и властвуй» [6, vol. 25, p. 251; vol. 60, p. 462; vol. 72, p. 33]. Главная причина проблем второго типа — в забвении индийским обществом этических ценностей и в избрании вслед за Западом пути технического прогресса.

Комплекс мер, разработанный для Индии и направленный на решение социальных проблем, Ганди назвал конструктивной программой, а ее содержание изложил в одноименной брошюре (1941). Для смягчения социальных проблем необходимы совместные усилия людей высокого и низкого статуса. От первых Ганди требовал добровольного отказа от большей части своих привилегий и перераспределения материальных благ в пользу малоимущих (теория опеки). Представители социальных низов для улучшения своего положения должны изменить свое самосознание, отказаться от подчинения безнравственным законам и обрести экономическую самостоятельность посредством занятия ремеслами. Роль посредников между людьми с высоким и низким социальным статусом играют сатьяграхи, апеллируя к совести первых и внушая вторым чувство собственного достоинства. Улучшение условий жизни людей должно подготовить почву для индивидуального и социального развития, которое начинается со второго этапа.

2. Этап приобщения индивидов к нравственному совершенствованию, на котором происходит передача импульса развития от сатьяграхов к остально-

му обществу. В концепции Ганди мы различаем три основных средства приобщения к развитию инертного большинства: подражание, образование и сатьяграха. Любая кампания сатьяграхи предполагает две цели: конкретную и общую. Общая цель — это совершенствование сатьяграха и — через взаимодействие с ним — его оппонента. Ганди пишет о сатьяграхе: «Это оружие, которое освящает обоих: и того, кто владеет им, и того, против кого оно направлено» [6, vol. 16, p. 123]. Поэтому мы определяем сатьяграху как взаимно соотнесенное нравственное развитие двух вовлеченных в нее субъектов: сатьяграха и его оппонента. Нравственное совершенствование, сопряженное с уважительным отношением к Другому, практикуемое одной из сторон сатьяграхи, должно дать импульс нравственному развитию другой стороны. «Подчинение моральной силе не может не увеличить престиж и достоинство подчиняющегося» [6, vol. 15, p. 142], — заключает Ганди. Отношения двух субъектов при этом должны трансформироваться из противоборства в диалог.

3. Этап социального и общественного развития. Основным его содержанием становится переустройство социальных отношений в соответствии с этическими нормами и следующее за этим развитие во всех сферах общества. Нравственное совершенствование большого числа людей должно привести к положительным изменениям в отношениях между ними — к социальному развитию. Это означает отказ от разрешения конфликтов силовыми методами и переустройство взаимоотношений на началах сотрудничества. В «Конструктивной программе» имплицитно присутствует мысль о сотрудничестве как способе преодоления социальных проблем: сотрудничество между представителями различных религиозных общин должно привести к преодолению коммунализма, между мужчинами и женщинами — к улучшению гендерной ситуации индийского общества [6, vol. 75, p. 147-148, 155-156]. Социальное развитие в свою очередь должно повлечь за собой положительные изменения в остальных сферах жизни общества.

Ганди был сторонником теории прогресса и считал, что человечество постоянно развивается в направлении осуществления идеальной ненасильственной цивилизации. Причем изменяются не только внешние формы жизни людей, но улучшается сама их природа [5, р. 106]. Главным критерием прогресса Ганди считает возрастание ненасилия [6, vol. 72, p. 350-351].

Являясь индуистом, Ганди видел главную цель развития человека в достижении мокши [6, vol. 39, p. 3]. Перспектива всеобщего духовного спасения предстает в его концепции как конечная цель развития общества, а содержанием этого процесса является создание все более благоприятных внешних условий для духовного совершенствования индивидов.

Многоплановость мышления и личности Ганди обусловила сложность его представлений о перспективах развития общества. На пути к всеобщей мокше как конечной цели общество должно осуществить две промежуточные цели: ближайшую — создание «преимущественно ненасильственного общества» и отдаленную — достижение идеала справедливого социального устройства.

Наиболее часто в текстах Ганди встречаются конкретные рекомендации, направленные на решение социальных проблем, на достижение Индией независимости и создание «преимущественно ненасильственного общества»

[6, vol. 71, p. 226; 5, р. 291-292]. Акцентируя внимание на перспективах достижения этих целей, он предстает как реалистически мыслящий политик и общественный деятель.

Немало внимания Ганди уделяет описанию идеала справедливого общества, который он обозначает понятиями идеальное состояние, сарводайя (всеобщее благоденствие), рамараджья (царство Рамы), дхармараджья (царство дхармы — морали) и сварадж (самоуправление, независимость). Три последних термина Ганди рассматривал в качестве синонимов [6, vol. 27, p. 125; vol. 43, p. 112], что говорит о связи между его идеалом общественного развития и практическим участием в борьбе за политическую независимость Индии (сварадж). В создании образа идеального общества и в рассуждениях о перспективах его достижения Ганди предстает как социальный философ. Отметим, что сам он сомневался в возможности воплощения идеала и предлагал воспринимать его как ориентир для развития [6, vol. 85, p. 33]. Это позволяет отказаться от распространенного мнения об утопизме мыслителя [1; 2, с. 79-80] и рассматривать его философию как реалистическую. Отметим, что его реализм носит религиозный характер, что означает скептическое отношение к попыткам создания идеального общества на земле при одновременной вере в возможность достижения людьми высоких религиозных целей.

Наконец, допущения возможности всеобщего духовного спасения встречаются в его текстах крайне редко. Его рассуждения об этом не артикулированы ясно, что делает почти невозможной реконструкцию его сотериологических и эсхатологических взглядов. Отметим лишь, что чаще он высказывает мысль о невозможности достижения мокши при жизни (видеха-мукти) [5, p. 108; 6, vol. 37, p. 264]. Иную точку зрения он высказывает, к примеру, когда говорит о возможных перспективах всеобщего безбрачия: «Вы боитесь, что тогда настанет конец творения? Нет. Последним логическим результатом должно стать не угасание человеческого рода, но переход его на высший план» [6, vol. 25, p. 252]. Различная частотность высказывания двух идей дает основания предположить, что Ганди допускал возможность возникновения общества дживан-муктов (достигших духовного освобождения при жизни), но не определял это в качестве цели прогресса. В рассуждениях о перспективах всеобщего духовного спасения Ганди предстает как религиозный мыслитель.

Концепция общественного развития Ганди персоналистична. Однако субъектом этого процесса выступает не любой индивид, а сатьяграх как нравственно развитая личность. Сатьяграхи играют ключевую роль в приобщении к развитию инертного большинства, что возможно лишь при условии смягчения социальных проблем. Мысль о значимости улучшения внешних условий жизни людей для их развития особенно актуальна для Индии, большая часть населения которой испытывала и продолжает испытывать трудности в доступе к образовательным и медицинским услугам и к необходимым для жизни материальным ресурсам.

Важную роль в формировании представлений Ганди о развитии общества, особенно проективных представлений, сыграло его участие в антиколониальной борьбе. То, что преимущественное внимание в концепции Ганди уделялось

опыту и перспективам развития Индии, обусловило наличие в его проекте универсального и национального компонентов. Первый компонент отражает его общие мировоззренческие, главным образом религиозные, взгляды. В него входят идеи о значительной роли для развития общества нравственного совершенствования индивидов и переустройства социальных отношений на этических началах. В национальном компоненте отразились характерные социокультурные черты индийского общества (отразившиеся в призывах к возрождению реформированной варновой системы, обращении к идеалу рамараджьи и др.) и внимание Ганди к проблемам Индии, вызванное потребностями антиколониальной борьбы.

Синтетический характер концепции и многоплановость личности Ганди определили сложность его представлений о целях развития общества. Когда на первый план выходит национальный компонент, Ганди проявляет себя как политик и общественный деятель и акцентирует внимание на освобождении от колониальной зависимости и решении социальных проблем как ближайших целях развития Индии. А в рассуждениях о перспективах создания идеального общества и всеобщего духовного спасения, переносящих акцент на универсальный компонент проекта, Ганди предстает как социальный философ и религиозный мыслитель.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бурмистров С. Л. Гандистский утопический проект: социально-философский анализ // Восток: Афро-азиатские общества: история и современность. — 2006. — № 4. — С. 55-69.

2. Комаров Э. Н., Литман А. Д. Мировоззрение Мохандаса Карамчанда Ганди. — М.: Наука, 1969.

3. Рашковский Е. Б. Научное знание, институты науки и интеллигенция в странах Востока XIX-XX века. — М.: Наука. Глав. ред. вост. лит., 1990.

4. Скороходова Т. Г. Бенгальское Возрождение. Очерки истории социокультурного синтеза в индийской философской мысли Нового времени. — СПб.: Петербургское Востоковедение, 2008.

5. Dhawan G. The Political Philosophy of Mahatma Gandhi. — Ahmedabad: Navajivan Publishing Trust, 1962.

6. Gandhi Mahatma. The Collected Works: in 100 vols. — New Delhi: Government of India. The Publications Division. Ministry of Information and Broadcasting, 1958-1994.

7. Roy R. Self and Society: A Study in Gandhian Thought. — New Delhi: Sage Publicatinos,

1985.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.