Научная статья на тему 'Концепция общего наследия человечества в современном международном праве и проблемы её реализации'

Концепция общего наследия человечества в современном международном праве и проблемы её реализации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1702
227
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Science Time
Область наук
Ключевые слова
КОНЦЕПЦИЯ / ЧЕЛОВЕЧЕСТВО / ОБЩЕЕ НАСЛЕДИЕ / ОБЩИЕ ИНТЕРЕСЫ / ОБЪЕКТЫ / ПРАВОВОЙ РЕЖИМ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Пащенко Илья Юрьевич

В статье на основе анализа международно-правовых актов и положений доктрины международного права комплексно рассматривается основное содержание концепции общего наследия человечества, исследуются её характерные черты и проблемы реализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Концепция общего наследия человечества в современном международном праве и проблемы её реализации»

Концепция общего наследия человечества в современном международном праве и проблемы

её реализации

Пащенко Илья Юрьевич, ФГБОУВПО «КубГУ»

Н 1 «

Научный руководитель: к. ю. н., доцент кафедры гражданского процесса и международного права

юридического факультета Малиновский Олег Николаевич ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный университет», г. Краснодар

Е-таП:Пра001@таП.ги

Аннотация. В статье на основе анализа международно-правовых актов и положений доктрины международного права комплексно рассматривается основное содержание концепции общего наследия человечества, исследуются её характерные черты и проблемы реализации.

Ключевые слова: концепция, человечество, общее наследие, общие интересы, объекты, правовой режим.

Одной из актуальных тем для научного исследования в международном праве является концепция общего наследия человечества. Актуальность данной темы заключается в том, что с развитием научно-технического прогресса и быстрой эволюции современных технологий возникает всё больше вопросов, связанных с объектами, на которые распространяется или в перспективе может быть распространено действие данной концепции. Поиск ответов на них - задача первостепенной важности.

Концепция общего наследия человечества получила свое правовое закрепление в международных правовых актах после 60-х годов прошлого века. Безусловно, закрепление она получила лишь частичное, ведь каждый конкретный объект, на доступ к которому могут претендовать в равной мере все государства, получил отдельное правовое регулирование и закрепление. Сама концепция объединяет по ряду критериев важнейшие сферы для существования человечества в целом. Основное содержание концепции общего наследия сводится к тому, что общее наследие является достоянием международного сообщества в целом, определение режима и управление осуществляется всеми государствами без какой-либо дискриминации. Среди других важнейших критериев отмечают следу-

ющие: общее наследие человечества используется с учетом общих интересов и только в мирных целях; режим общего пользования не допускает деградации ресурсов; выгоду от использования общего наследия должны иметь все государства на справедливой основе; режим и пользование общим наследием учитывают интересы будущих поколений[8]. Именно учет интересов будущих поколений

- основная идея, которая проходит красной нитью через все особенности концепции. Без этого представляется невозможным сохранение самих ресурсов, ведь многие из них являются невосполнимыми или их самовоспроизводство занимает достаточно длительное время. Однако, по нашему глубокому убеждению, чтобы чётко отграничить концепцию общего наследия человечества от иных концепций и основополагающих понятий в международном праве, нужно установить еще один критерий. Важной чертой объектов общего наследия человечества, имеющих природное происхождение, является то, что человечество в целом не имеет никакого отношения к созданию подобных объектов. Это важно для того, чтобы отграничить данные объекты от культурных и исторических памятников, созданных когда-либо человеком. Необходимость отграничения заключается в том, чтобы была возможность более рационального использования. В любом случае исторические и культурные ценности, как правило, принадлежат определенным субъектам международного права, чаще всего государствам. Возникновение объектов общего наследия человечества никак не связано с человеческим, антропогенным фактором, поэтому они не могут принадлежать определенной нации или определенному государству и должны использоваться мировым сообществом совместно.

Не удивителен и тот факт, что с общим наследием человечества тесно связаны глобальные проблемы современности. Сегодня все чаще в рамках международных организаций и конференций поднимается вопрос о проблемах использования Мирового океана и космического пространства, об ухудшающейся или изменяющейся экологической обстановке. Одна из отличительных черт глобальных проблем в том, что они не локализованы. Глобальные проблемы затрагивают интересы подавляющего числа государств. Безусловно, глобальные проблемы оказывают и довольно заметное негативное влияние на различные сферы жизни.

Впервые в правовом русле о концепции общего наследия человечества начали упоминать после принятия Договора о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, 1967г.В ст. 1 данного договора установлено, что «исследование и использование космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, осуществляются на благо и в интересах всех стран, независимо от степени их экономического или научного развития, и являются достоянием всего человечества. Космическое пространство, включая Луну и другие

небесные тела, открыто для исследования и использования всеми государствами без какой бы то ни было дискриминации на основе равенства и в соответствии с международным правом, при свободном доступе во все районы небесных тел» [2]. Представитель от Мальты на сессии Генеральной Ассамблеи ООН в 1967 г.в своем выступлении впервые использовал термин «общее наследие человечества», который прочно утвердился в международно-правовой доктрине и получил закрепление в международном праве. Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. в ст. 136, которая называется «Общее наследие человече-

ства»,устанавливает, что «Район и его ресурсы являются общим наследием человечества» [1]. В данной важнейшей Конвенции по морскому праву «общее наследие человечества» в тексте упоминается 7 раз, больше, чем в каком-либо другом международном нормативном акте. Конвенция о сохранении морских живых ресурсов Антарктики 1961 г. в преамбуле закрепляет, что«интересам всего человечества отвечает сохранение вод, окружающих антарктический континент, для использования исключительно в мирных целях и предотвращения превращения их в арену или предмет международных разногласий» [3].

Объекты общего наследия человечества - это международные простран-

(I

ства и территории, а также находящиеся в их пределах ресурсы, которые не принадлежат ни одному из государств и находятся в совместном управлении и пользовании. В настоящее время общепризнано и юридически закреплено, что к таким объектам относятся морское дно и его недра за пределами континентального шельфа, космическое пространство и небесные тела, а также Антарктика. По каждому из объектов мировым сообществом приняты международные правовые акты. Безусловно, объектов общего наследия человечества больше. К ним следует отнести открытое море за пределами национальной юрисдикции и воздушное пространство над ним и иные, не менее значимые объекты, к которым необходим доступ для всего международного сообщества.

В современный период все чаще ставится вопрос о том, что концепция общего наследия человечества должна претерпевать больше изменений, ориентируясь на тенденции в развитии мирового сообщества. До сих пор не утихают дискуссии по поводу правового статуса Антарктики. Предлагается обозначить электронную среду, которая оказывает все большее влияние на жизнь общества и имеет решающее значение для телекоммуникаций [9]. Также предлагается правовое закрепление энергетических объектов как части общего наследия человечества, наличие которой является важнейшим условием для существования современной цивилизации.

Основная правовая проблема, связанная с общим наследием человечества

- установление и функционирование международного режима по рациональному управлению ресурсами. Сама по себе концепция общего наследия человече-

ства уже не нова, но до сих пор несет в себе сложности, что затрудняет в ряде случаев её однозначное и правильное восприятие государствами. Вместе с тем очевидно - концепция общего наследия отражает тот факт, что проявляются общие интересы всего человечества и усиливаются взаимосвязи между государствами [6].

Потребности в определении правового режима заключаются и в том, что в настоящее время все больше проблем связано с изменяющейся и постоянно ухудшающейся экологической обстановкой. В частности, в Мировом океане все чаще находят острова с мусором, которые наносят непоправимый вред морской среде. Представляется, что концепция общего наследия человечества, отвечая на реалии современности, в перспективе претерпит существенные изменения. Например, с развитием научно-технического прогресса вполне очевидно, что космическое пространство будет все в большей степени осваиваться человечеством. По заявлению ученых, через время человечество сможет осваивать другие небесные тела, пригодные для жизни. В любом случае придется конкретизиро -вать правовой режим тех или иных небесных тел.

Из соответствующих положений международных актов следует, что блага от использования тех или иных объектов должны распределяться между всеми государствами. Но возможно ли распределение прибыли между всем мировым сообществом от использования, например, пространств Мирового океана за пределами национальной юрисдикции? Этот вопрос остается открытым, ведь международным правом лишь предоставляется возможность доступа к подобными ресурсам, а не распределение прибыли. Но раз одни государства используют эти ресурсы, то почему другие государства должны нести бремя расходов по их управлению и экологической защите, ведь в распределении прибыли они не участвуют?

Хартия экономических прав и обязанностей государств 1974 г. подтвердила применение концепции общего наследия человечества, например, к глубоководному дну. Ст. 29 предусматривает, что «дно морей и океанов и их недра за пределами действия национальной юрисдикции, а также ресурсы этого района являются общим наследием человечества», а ст. 30 закрепляет, что «за защиту, сохранение и улучшение окружающей среды для нынешнего и будущих поколений несут ответственность все государства»[4]. Резолюция Совета по торговле и развитию ЮНКТАД от 1979 г. также содержит упоминание о сырьевой направленности морского дна как объекта общего наследия человечества.

Концепция общего наследия человечества при трактовке на национальном уровне обретает разные очертания. Так, английские представители на международных конференциях нередко высказывались о том, что подобная концепция предлагается развивающимся странам как одно из немногих реальных достиже-

ний, которое позволит сгладить противоречия «между Севером и Югом»[10]. Очевиден тот факт, что не у всех стран есть выход к морскому пространству, и концепция позволяет таким странам пользоваться возможностями, которые им предоставляет Мировой океан. Но, к сожалению, приходится констатировать, что только посредством применения концепции невозможно сформировать новый экономический правопорядок. Безусловно, доступ к каким-либо ресурсам требует немалых финансовых затрат. Многие развивающиеся страны не могут позволить себе не только деятельность по исследованию космоса, у них нет материальной возможности достигнуть морского дна Мирового океана. На наш взгляд, мнение о том, что концепция общего наследия человечества способна установить компромиссный баланс в экономических возможностях развитых и развивающихся стран, слишком идеалистична. Развивающиеся страны добиваются интернационализации ресурсов, находящихся за пределами суверенитета или исключительных суверенных прав государств, но добиться перераспределения доходов от эксплуатации в свою пользу почти нереально. Преградой к этому являются взносы в международные органы по контролю за данными объектами и сами материальные затраты, направленные на получение желаемых ресурсов. Не выдерживают критики подходы развивающихся стран и их технологии и в плане экологической защиты подобных объектов.

Развитые капиталистические страны под концепцией общего наследия человечества понимают право всех государств разрабатывать ресурсы за пределами действия национальной юрисдикции при условии соблюдения обязательства не наносить ущерба аналогичным правам других государств на занятие подобной же деятельностью[5]. Ряд ученых утверждает, что общим наследием должно управлять все человечество в целом, и тем самым облагать «налогом» те страны, которые используют подобные ресурсы[11]. Перераспределение ресурсов при помощи международного права было бы выгодно многим развивающимся странам, так как это - уникальный инструмент для распределения благ от использования природных богатств. Но данная позиция на практике не нашла должного одобрения многими развитыми государствами.

Концепция общего наследия человечества отражает объективную реальность расширения сферы международно-правового регулирования. Признание определенного объекта частью общего наследия человечества предполагает кон -кретизацию правового режима его использования. А на практике с этим возникают трудности, ведь режим должен быть благоприятен для всего мирового сообщества. Высказывались смелые идеи А. Кокко, Э. Фазан, Ф. Раскони о том, что в связи с формированием концепции общего наследия человечества становится новым субъектом международного права, так как получает право «на наследие»^]. Объявление того или иного объекта общим наследием человечества вле-

«

чет процессуальные последствия. Необходимо исключить монополизацию той или иной сферы деятельности, организовать широкое международное сотрудничество с учетом интересов всех заинтересованных государств.

Очевидно, что мировому сообществу будет все труднее контролировать объекты общего наследия человечества. Полагаем, что необходимо принять отдельный комплексный международно-правовой акт, который разовьёт и детализирует концепцию общего наследия человечества.

Литература:

1. Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. // Действующее международное право. Документы в 2-х т. Т.2. /Сост. Ю.М. Колосов, Э.С. Кривчикова. Учебное пособие. М., 2002. С.353.

2. Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, 1967 г. // Международное публичное право. Сборник документов: в 2 ч. Ч.11 / Сост. К.А. Бекяшев, Д.К. Бекяшев. М., 2006. С.1801.

3. Конвенция о сохранении морских живых ресурсов Антарктики 1961 г. // «Г арант»

4. Хартия экономических прав и обязанностей государств 1974 г.// Действующее международное право. Документы в 2-х т. Т.2. /Сост. Ю.М. Колосов, Э.С. Кривчикова. Учебное пособие. М., 2002. С.474.

5. Авхадеев В. Р. История развития и современные аспекты международно - правового статуса Антарктики: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Казань, 2007.

6. Клименко Б. М. Общее наследие человечества (международно-правовые вопросы). М., 1989. С. 152.

7. Ковалев А. А. Современное международное морское право и практика его применения. Монография. М., 2003. С.133.

8. Лукашук И. И. Международное право. Особенная часть: учебник для студентов юридических факультетов и вузов. Изд. 3-е, переработанное и дополненное. М., 2005. С.138.

9. Постышев В.М., Даниленко Г.М. Концепция общего наследия человечества в международном праве // Советское государство и право. 1988. № 6.

10. Whatt D. The Law of the Sea Conference and the Deep - sea MiningnIssue: the Need for an Agreement // International Affairs. Vol. 58. 1981/1982. Winter. P. 86.

11. Vicuna F. Op. cit. P. 783.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.