Научная статья на тему 'Концепция общего экологического образования в повестке дня XXI века'

Концепция общего экологического образования в повестке дня XXI века Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2247
978
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КОНЦЕПЦИЯ ОБЩЕГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ECOLOGICAL FORMATION / THE CONCEPT OF THE GENERAL ECOLOGICAL FORMATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Захлебный Анатолий Никифорович

Президиум РАО 29 сентября 2010 г. заслушал на своем заседании сообщение заведующего лабораторией экологического образования «Института содержания и методов обучения» РАО, члена-корреспондента РАО А.Н. Захлебного по проблеме «Концепция общего экологического образования в интересах устойчивого развития».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Захлебный Анатолий Никифорович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Bureau RW September 29, 2010 heard at its meeting on post head of the Laboratory of Environmental Education of the Institute of content and teaching methods "RAO, Corresponding Member of RAO AN Drunk on "The Concept of general environmental education for sustainable development".

Текст научной работы на тему «Концепция общего экологического образования в повестке дня XXI века»

КОНЦЕПЦИЯ ОБЩЕГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПОВЕСТКЕ ДНЯ XXI ВЕКА

ЗАХЛЕБНЫЙ А.Н.

Президиум РАО 29 сентября 2010 г. заслушал на своем заседании сообщение заведующего лабораторией экологического образования «Института содержания и методов обучения» РАО, члена-корреспондента РАО А.Н. Захлебного по проблеме «Концепция общего экологического образования в интересах устойчивого развития».

The Bureau RW September 29, 2010 heard at its meeting on post head of the Laboratory of Environmental Education of the Institute of content and teaching methods "RAO, Corresponding Member of RAO AN Drunk on "The Concept of general environmental education for sustainable development".

В Концепции отмечается, что с 70-х годов ХХ века экологическое образование (ЭО) развивалось как образование в области экологии - преимущественно как раздела биогеографиче-ских наук, и выступало в качестве правопреемницы природоохранного образования. Его направленность соответствовала классической эпохе в развитии науки. Предметом изучения ЭО выступали экологические связи биологических систем с окружающей их природной средой. Формировались ценности: любовь к природе, охрана природы, рациональное природопользование. Реализовывалась науко-центрированная модель содержания экологического образования.

С 90-х годов ХХ века пришедшая на смену неклассическая наука перенесла внимание с описания экологических проблем на мотивы, цели и способы деятельности Человека в окружающей среде. Экологические проблемы стали связываться не столько с научно-техническим прогрессом, сколько с отношением людей к природе, их ценностями. Предмет изучения - экологические связи в системе «живое - социоприродная среда». Целью экологического образования ставилось формирование ответственного отношения человека к природе («личностно-центрированная» модель).

Современный этап развития ЭО связан с идеями постнеклассики. На место классической «абсолютности истины» и неклассической «относительности истины» приходит множественность картин мира, которые представлены в разных фрагментах экологической культуры разных времен и народов и каждый из которых претендует лишь на один из элементов истины. Важным средством изучения стремительно изменяющегося окружающего мира становится экосистемная познавательная модель, как особая методика познания систем разной природы во взаимосвязи с окружающей их социоприродной средой. Формируется ценность сохранения жизни на планете во всех ее проявлениях - как основная нравственная категория экологической этики. Объективно востребуется разработка «культуро-центрированной» модели ЭОУР, имеющего опережающий характер.

Концепция устойчивого развития (известная как «Повестка дня на XXI век») была принята большинством стран на Конференции ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992 г.). В ней показано, что главную роль в разрешении наметившегося глобального социопри-родного конфликта могут сыграть согласованные действия по переходу человечества к устойчивому развитию: когда сбалансировано учитываются социальные и экономические интересы и экологические возможности природы по их удовлетворению. Фактически, этим документом страны мирового сообщества обозначили понимание фундаментального значения учета экологических императивов для выживания человека на Земле. Это выдвинуло на первый план проблему формирования экологической культуры как имманентного вектора всей культуры цивилизации ХХ1 века во всем многообразии ее элементов и пластов. Ее главный девиз - нерасточительное потребление на основе учета предельной емкости экосистем и биосферы в целом; право будущих

поколений пользоваться ресурсами природы и жить в экологически здоровой окружающей среде. Стало очевидным, что в решении проблем ресурсосбережения, предотвращении негативных экологических последствий недальновидной хозяйственной деятельности, масштабных экологических аварий и катастроф, ведущую роль играет не техногенный, а личностный фактор. Фактически, речь идет о зарождении в культуре современного человечества - культуры экологического мышления и проектирования.

Ее формирование предполагает переход образования от трансляции знаний об экологических проблемах к обучению экологическому мышлению и экологически ориентированной деятельности на основе социального партнерства, от описания и объяснения мира - к умениям ответственного, экологически безопасного управления природными процессами.

В 2002 году главы стран (на международной конференции «РИО + 10») приняли решение широко распространять гуманистические идеи Концепции устойчивого развития через национальные системы образования и просвещения. С 2005 года ООН объявила Всемирное десятилетие образования в интересах устойчивого развития (ОУР). Россия подписала Европейскую стратегию (ЕЭК ООН) образования в этой области. Этот документ ориентирует подписавшие ее государства до 2015 года провести реформирование задач образования: «перейти от передачи знаний и навыков, необходимых для существования в современном обществе, к формированию у молодежи готовности жить в мало предсказуемом будущем мире, в быстро меняющихся экологических и социоприродных условиях».

Положения Европейской стратегии (ЕЭК ООН) по образованию в интересах устойчивого развития могут быть реализованы в школьном образовании нашей страны в значительной мере благодаря возможностям Федерального государственного образовательного стандарта общего образования (ФГОС) нового поколения.

Цели общего экологического образования для устойчивого развития (ЭОУР) формулируются на метапредметном, личностном и предметном уровне в соответствии со стратегической направленностью школьного экологического образования как этапа непрерывного экологического образования личности.

Стратегической направленностью общего экологического образования является:

— социализация обучаемых - вхождение в мир экологической культуры; развитие экологической составляющей духовно-нравственной, эстетической, правовой культуры, культуры учебы и труда; социального поведения личности; культуры здоровья и быта; оценки своих возможностей и осознания своего места в созидании социальных отношений общества устойчивого развития;

— ориентация в системе нравственных категорий экологической этики, признание ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и других людей; приобретение опыта решения нравственных противоречий экологического сознания в модельных ситуациях;

— приобщение к познавательной культуре эколого-информационного общества, в котором информация становится новым экологическим фактором, освоение экосистемной познавательной модели;

— воспитание экологической ответственности, приверженности общенациональным ценностям; гражданственности; готовности к соблюдению экологической законности, социальному партнерству, социальной толерантности, восприятию окружающего мира с разных точек зрения, соблюдению демократических форм принятия согласованных действий по комплексному решению социальных и экологических проблем; негативного отношения к любым формам неравенства - экономического, расового, гендерного, возрастного, образовательного - как источников неустойчивого развитии;

— формирование готовности действовать и жить в быстро меняющихся условиях, неопределенном будущем за счет развития способности к творчеству, освоения способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, способности к сотрудничеству, совмест-

ным действиям в новых ситуациях, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства; участвовать в планировании социального развития территории своего проживания, предвидеть возможные экологические риски своих действий, действовать предосто-рожно;

— накопление личного опыта применения полученных знаний и умений в реальных жизненных ситуациях в целях обеспечения экологической безопасности, здоровья, качества окружающей среды, качества жизни.

Изменение онтологических и аксиологических оснований общего ЭО для УР расширяет содержательную базу, на которую опирается ЭО. Экологическая составляющая образовательной области «естествознание» (биология, география, химия, физика) дополняется соответствующим компонентом в содержании «обществознания», «технологии», ОБЖ, но не в прикладном, а в фундаментальном плане, и достраивается до системы экологических понятий в сфере «Человек -Общество - Природа».

Предлагаемая концепция ЭОУР ориентирована на овладение обучающимися способами приобщения к социальному опыту экологической культуры и формирование личного опыта культуро-творчества в интересах устойчивого (сбалансированного) развития общества и природы. Это служит основой для придания экологической направленности всем сферам сознания, видам деятельности и ключевым компетенциям личности, которые формируются силами разных учебных предметов.

С учетом изложенного, выделяем следующие содержательные линии экологического образования:

«Учусь экологически мыслить» (экология социоприродных систем)

«Учусь управлять собой» (экологическая этика).

«Учусь действовать» (экологическая культура и личная повестка на XXI век).

В разделе «Учусь экологически мыслить», не дублируя содержание базовых учебных предметов, содержатся сведения об экологии как интегрированной области научного знания об экологических связях в системе «человек - общество - природа». Раскрывается роль экологии в развитии современного естественнонаучного и гуманитарного знания, моделировании вариантов устойчивого / неустойчивого развития общества.

Содержание раздела «Учусь управлять собой» базируется на идее академика Н.Н. Моисеева о том, что научиться управлять природой можно, только научившись управлять собой. Приводятся сведения об экологической этике, ее принципах. Рассматриваются противоречия экологического сознания, с которыми сталкивается каждый человек в жизни, примеры их решения. Дается информация об экологическом праве, экологических правонарушениях и их последствиях. Готовность к самоограничению на основе экологических, нравственных и правовых императивов рассматривается как проявление социального взросления, гражданственности, законопослушности.

Раздел «Учусь действовать, или моя экологическая культура» формирует представления об экологической культуре общества как сквозном векторе культуры человечества. Организуется рефлексивная оценка эколого-культурного опыта решения экологических проблем и оценка личных возможностей обучающихся по участию в их решении.

Педагогическим средством решения ключевых задач ЭО является организация ситуаций -учебного (инвариантно), учебно-проектного и социально-проектного типов (вариативно). В них целенаправленно создаются условия для учебного и социального позиционирования, апробирования позиции «взрослости», разных форм коммуникаций и взаимодействия, формирования жизненных установок, накопления опыта практических экологически ориентированных действий в окружающей среде.

Наиболее адекватной формой организации непрерывного экологического образования в

школе может выступать его пунктирно-модульная модель. Ее целесообразно представить в виде сквозной «Программы экологического образования и просвещения в школе» (для учащихся и их родителей). Она должна войти в перечень программ ФГОС воспитательной направленности. В части экологического образования учащихся она реализуется через сочетание системы ключевых задач, четко скоординированных и преемственно реализуемых через:

— базовые учебные предметы;

— этапные интегрированные тематические учебные модули (как «узлы кристаллизации»);

— обобщающий интегрированный предмет экологической направленности на старшей ступени;

— элективные курсы и экологические проекты во внеурочной деятельности.

Выстроенное таким образом, экологическое образование приобретает возможность комплексной реализации всех программ воспитания, предусмотренных стандартом. Преемственно, на основе требований ФГОС, реализует инвариантный и вариативный (урочный и внеурочный) компоненты содержания экологического образования

Ведущие источники отбора содержания - наука, право, мораль (общенациональные ценности). Используется также информация об экологической проблематике в мировых религиях, искусстве, художественной литературе; экологической культуре разных социальных групп населения, отдельных исторических и популярных личностей.

В образовательном учреждении составляется единая, сквозная «Программа экологического образования и просвещения в школе» (для учащихся и их родителей»), включающая инвариатный и вариативный компоненты.

В рамках инвариантного компонента предусматривается:

Скоординированное распределение по примерным программам базовых учебных предметов ключевых задач экологического образования (обществознание, география, химия, биология, история, литература, технология, ОБЖ), в рамках их предметных целей, по ступеням обучения; обеспечение учителей-предметников соответствующими методическими рекомендациями.

Разработка на базе учебных предметов «обществознание», «технология», «ОБЖ» интегрированных модулей (по типу «областей взаимодействия» в школах международного бакалавриата).

УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ ЭКОЛОГО-КУЛЬТУРНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

В рамках вариативного урочного и внеурочного компонента на основе преемственности ключевых задач трех содержательных линий ЭОУР, реализуются элективные курсы, реализующие интегрированный характер ЭОУР, а также проекты, факультативы, кружки, игровая деятельность, экологические практикумы, туристско-краеведческая деятельность и др.

Проект данной Концепции опирается на результаты апробации, полученные в опытноэкспериментальной работе ИСМО РАО с 2005 г. в нескольких регионах страны, обобщение опыта экологического образования в массовой школе за последние 20 лет, а также результаты внедрения авторских моделей экологического образования школьников.

По итогам обсуждения Президиум Российской академии образования рекомендовал Институту содержания и методов обучения учитывать положения Концепции при разработке образовательных стандартов нового поколения (в части требований к выпускникам; примерных программ), а также при определении основных образовательных программ в учреждениях общеобразовательного типа.

Ключевые слова: экологическое образование, концепция общего экологического образования.

Keywords: ecological formation, the concept of the general ecological formation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.